Основная информация

Дата опубликования: 24 сентября 2020г.
Номер документа: RU86044705202000065
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Принявший орган: Администрация сельского поселения Угут Сургутский район
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УГУТ

СУРГУТСКОГО РАЙОНА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

« 24 » сентября 2020 года № 74-нпа

с. Угут

Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования, реализации и оценке эффективности

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств сельского поселения Угут:

1. Утвердить порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования, реализации и оценке эффективности, согласно приложению.

2. Администрации сельского поселения Угут обеспечить разработку муниципальных программ в соответствии с настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу постановления администрации сельского поселения Угут:

- от 11.10.2013 № 5-нпа «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации»;

- от 21.07.2014 № 44-нпа «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации сельского поселения Угут от 11.10.2013 № 5-нпа «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации»;

- от 03.10.2016 № 141-нпа «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации сельского поселения Угут от 11.10.2013 № 5-нпа «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации»;

- от 06.08.2019 № 86-нпа «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации сельского поселения Угут от 11.10.2013 № 5-нпа «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации».

4. Установить, что для действующих муниципальных программ сельского поселения Угут, срок реализации которых продолжается в 2020 году, до 31.12.2020 года применяются требования установленные постановлением администрации сельского поселения Угут от 11.10.2013 № 5-нпа «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации».

Муниципальные программы продолжающие действовать после 01.01.2021 года, а также изменения, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, в ранее утвержденные муниципальные программы, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановление в срок не позднее 31.12.2020 года.

6. Постановление обнародовать и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления сельского поселения Угут.

5. Настоящее постановление вступает в силу после обнародования.

7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы сельского поселения Угут.

Исполняющий обязанности

главы сельского поселения Угут               С. В. Мочалов

Приложение к постановлению

администрации сельского поселения Угут

от 24 сентября 2020 № 74-нпа

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации (далее - Порядок).

1.2. Муниципальная программа сельского поселения Угут - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования сельское поселение Угут (далее - поселение) и разрабатывается на срок от трех лет.

Муниципальная программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение задач в рамках программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

1.3. При разработке муниципальной программы учитываются следующие этапы:

- принятие решения о разработке муниципальной программы;

- разработка проекта муниципальной программы;

- согласование проекта муниципальной программы и ее утверждение;

- реализация муниципальной программы;

- контроль и отчет об исполнении муниципальных программ;

- оценка эффективности реализации муниципальной программы.

1.4. Основные понятия, используемые в Порядке:

- муниципальная программа поселения - комплекс организационно - хозяйственных и иных мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, и обеспечивающий эффективное решение вопросов местного значения поселения;

- заказчик муниципальной программы (далее - заказчик программы) - администрация поселения, организующая принятие решения о разработке муниципальной программы, ее формирование и контроль за ее реализацией;

- разработчик муниципальной программы (далее - разработчик программы) - орган местного самоуправления поселения, а также физические и (или) юридические лица (по договору, заключенному с заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), выполняющие работы по разработке муниципальной программы в соответствии с техническим заданием;

- исполнитель муниципальной программы (далее - исполнитель программы) - юридическое и (или) физическое лицо, уполномоченные заказчиком программы в соответствии с заключенным договором (контрактом) осуществлять реализацию муниципальной программы.

Заказчик программы может выступать одновременно и разработчиком, и исполнителем муниципальной программы.

Иные понятия, используемые в Порядке, применяются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

2. Принятие решения о разработке муниципальной программы

2.1. Инициатором предложений о разработке муниципальной программы могут быть депутаты Совета депутатов поселения, глава поселения, администрация поселения, инициативные группы граждан, органы территориального общественного самоуправления и иные органы местного самоуправления поселения.

2.2. Предложение о разработке муниципальной программы должно содержать:

- правовое обоснование разработки муниципальной программы, то есть соответствие программных мероприятий полномочиям органов местного самоуправления поселения, установленным действующим законодательством;

- обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития поселения.

- характеристику проблем, на решение которых направлена муниципальная программа, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения программным методом;

- цели и задачи муниципальной программы;

- сроки и этапы решения проблемы;

- объем и источники финансирования программы;

- ожидаемые результаты реализации муниципальной программы.

2.3. Предложения о разработке муниципальной программы направляется главе поселения.

2.4. По поручению главы поселения соответствующие должностные лица рассматривают предложения о разработке программы.

2.5. Решение о разработке программы принимается администрацией поселения в форме распоряжения с указанием сроков разработки и должностного лица администрации поселения, ответственного за разработку проекта муниципальной программы.

3. Разработка проекта муниципальной программы

3.1. Основанием разработки муниципальной программы является распоряжение администрации поселения о разработке проекта муниципальной программы.

3.2. Программа должна быть разработана в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, и содержать:

3.2.1. Паспорт муниципальной программы согласно приложению 1 к Порядку.

3.2.2. Характеристику проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа.

Раздел должен содержать развернутое описание проблемы, включая анализ причин ее возникновения, а также обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и описание основных возможных рисков, связанных с ее решением.

3.2.3. Основные цели и задачи муниципальной программы.

Раздел должен содержать развернутые формулировки целей и задач для их достижения.

Цель муниципальной программы указывается исходя из анализа проблемной ситуации. Цель должна быть направлена на решение проблемы.

Задачи муниципальной программы - это определение путей и методов для достижения цели.

3.2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы.

3.2.5. Перечень программных мероприятий по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, информацию о запланированных целевых показателях или мероприятиях муниципальной программы согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

Раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей, а также информацию о сроках реализации каждого мероприятия с указанием объемов финансирования по годам, ответственного за исполнение по каждому мероприятию. Программные мероприятия увязываются по срокам и ресурсам, обеспечивающим решение задач муниципальной программы.

Мероприятия должны:

- осуществляться в пределах полномочий органов местного самоуправления поселения;

- реализовываться на территории поселения;

- финансироваться за счет средств местного бюджета, федерального бюджета, регионального бюджета и внебюджетных источников;

- отражать конкретную деятельность и направленность на выполнение задач программы.

3.2.6. Механизм реализации муниципальной программы.

3.2.7. Оценку ожидаемой эффективности (социальная, экономическая, экологическая, бюджетная) муниципальной программы.

Раздел должен содержать описание поддающихся количественной оценке социальных, экономических и экологических и других результатов, ожидаемых при реализации муниципальной программы, общую оценку вклада муниципальной программы в социально-экономическое развитие поселения.

Показатели конечных результатов муниципальной программы - это последствия выполнения запланированных мероприятий, поставленных задач, свидетельствующие о достижении поставленной цели.

Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы могут быть:

- прямые (непосредственные) результаты - объем общественных благ, услуг или работ, произведенных в результате реализации муниципальной программы;

- конечные социальные результаты - социально-экономический и/или экологический эффект от реализации муниципальной программы.

3.3. Совет депутатов поселения вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, утвержденным решением Совета депутатов поселения.

4. Согласование проекта муниципальной программы и ее утверждение.

4.1. Согласование проекта муниципальной программы или проекта изменений в муниципальную программу проводиться согласно инструкции по делопроизводству в администрации сельского поселения Угут.

4.2. Проект муниципальной программы, проект внесения изменений в муниципальную программу подлежит обязательной финансово-экономической экспертизе. Обязательная финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы (проекта внесения изменений в муниципальную программу) проводится Контрольно-счетной палатой Сургутского района (далее - КСП).

4.3. Проект муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) направляется в КСП с сопроводительным письмом на фирменном бланке администрации сельского поселения Угут, на бумажном носителе и в электронном виде с приложением финансово-экономического обоснования и пояснительной запиской к проекту.

4.4. При проведении финансово-экономической экспертизы корректировки программы во вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в т.ч. объемов финансирования).

4.5. Согласованный проект муниципальной программы с пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием и заключением КСП представляется разработчиком программы на утверждение в администрацию поселения.

Муниципальная программа и изменения в нее утверждаются постановлением администрации поселения.

4.6. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения, связанные с изменением объёма финансирования, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, в ранее утвержденные муниципальные программы, подлежат утверждению постановлением администрации в срок не позднее 15 ноября текущего года.

4.7. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы, предлагаемой к реализации начиная с очередного финансового года, утверждается решением Совета депутатов сельского поселения Угут, о бюджете на очередной финансовый год в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета поселения, в соответствии с постановлением администрации поселения, утвердившим муниципальную программу.

4.8. Внесение изменений в действующую муниципальную программу осуществляется:

- по результатам ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ;

-по представлению контролирующих органов;

-в случаях изменения лимитов финансирования мероприятий, муниципальной программы, целевых показателей муниципальной программы;

-в соответствии с изменениями государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Сургутского района, во исполнение которой реализуются мероприятия муниципальной программы.

- в случаях изменений действующего законодательства и муниципальных правовых актов сельского поселения Угут.

В случае, когда внесение изменений в действующую муниципальную программу связано с изменением объёма финансирования мероприятий программы, проект о внесении изменений подлежит проведению финансово-экономической экспертизы в соответствии с пунктами 4.2-4.4 настоящего Порядка.

4.9. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете сельского поселения Угут не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

5. Реализация муниципальной программы

5.1. Муниципальная программа реализуется администраций поселения, муниципальными учреждениями поселения, юридическими и (или) физическими лицами, определенными в муниципальной программе, как исполнители программы.

5.2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы утверждается решением Совета депутатов поселения на очередной финансовый год и плановый период.

5.3. При необходимости должностное лицо администрации поселения, ответственное за реализацию муниципальной программы, вносит предложение (с обоснованиями) о продлении срока реализации муниципальной программы, который истекает в текущем году. Срок реализации муниципальной программы может продлеваться не более чем на один год.

5.4. В случае необходимости продления срока реализации муниципальной программы более чем на один год, разрабатывается новая муниципальная программа, подготовка и утверждение которой осуществляется в порядке, установленном разделе 4 настоящего порядка.

5.5. Обоснование продления срока реализации муниципальной программы или подготовки новой муниципальной программы должно включать в себя данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение необходимости дальнейшего решения задач социально-экономического развития поселения.

6. Контроль и отчет об исполнении муниципальной программы

6.1. Контроль за реализацией и конечными результатами программы осуществляет должностное лицо администрации поселения-заместитель главы поселения.

6.2. Исполнители муниципальной программы несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств и реализацию муниципальной программы.

6.3. Исполнители муниципальной программы в целях обеспечения процесса мониторинга и анализа выполнения муниципальной программы, направляют в финансово-экономический отдел администрации поселения отчеты о ходе её реализации и использовании финансовых средств приложению 4,5 к настоящему Порядку.

- ежеквартальный - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- ежегодный - до 1 февраля года, следующего за отчетным.

6.4. Отчет о ходе реализации программ и использовании финансовых средств за отчетный год должен содержать:

- информацию о ходе и полноте выполнения всех запланированных программных мероприятий;

- данные о целевом использовании бюджетных средств и объемах привлеченных средств иных бюджетов и внебюджетных источников;

- сведения о результатах реализации муниципальной программы за отчетный период.

6.5. Контроль использования средств бюджета поселения, направленных на реализацию муниципальных программ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7. Оценка эффективности реализации муниципальной программы

7.1. Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится финансово-экономическим отделом администрации поселения в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ согласно приложению 6 к настоящему Порядку.

По итогам оценки эффективности реализации муниципальной программы финансово-экономический отдел подготавливает соответствующее заключение в течение 30 дней и направляет его главе поселения и ответственному исполнителю.

7.2. По результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы, администрацией поселения не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете поселения в Совет депутатов поселения, может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении её реализации.

В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение программы муниципальных контрактов в бюджете поселения предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

7.3. Ежегодно до 1 мая глава поселения представляет в Совет депутатов поселения информацию о выполнении муниципальных программ действующих, в поселении.

7.4. Отчет об использовании предусмотренных на реализацию муниципальных программ денежных средств, предоставляется и рассматривается одновременно с проектом решения Совета депутатов поселения об утверждении годового отчета об исполнении бюджета поселения за прошедший финансовый год.

8. Реестр муниципальных программ

8.1. В целях учета муниципальных программ финансово-экономический отдел администрации поселения формирует реестр муниципальных программ поселения согласно приложению 7 к настоящему Порядку.

8.2. В реестре муниципальных программ отражаются сведения об основных характеристиках и ходе выполнения утвержденных муниципальных программ, о программах, финансирование которых прекращено или приостановлено.

8.3. Разработчик программы в течение пяти рабочих дней после утверждения программы или внесения изменений в ранее принятую программу, направляет держателю Реестра для включения в Реестр - копию постановления об утверждении программы или о внесении изменений в программу. Для размещения в соответствующих графах Реестра на официальном сайте органов местного самоуправления сельского поселения Угут - документ в актуальной редакции в электронном виде (текст документа постановления в формате Word, приложения в формате Word или Excel).

Исполнитель программы направляет держателю Реестра для включения в Реестр ежегодно до 15 февраля отчет о ходе реализации программы за прошедший год, на бумажном носителе.

8.4. Держатель Реестра ежемесячно до 25 числа текущего месяца проводит мониторинг Реестра на полноту и правильность заполнения.

В случаях обнаружения несоответствия в Реестре, держатель Реестра уведомляет разработчика программы, который в течение одного рабочего дня устраняет выявленные ошибки.

8.5. Муниципальная программа подлежит исключению из реестра в случае окончания срока реализации либо досрочного прекращения действия муниципальной программы на основании постановления администрации поселения.

Приложение 1 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Паспорт муниципальной программы

Наименование муниципальной программы

Основание для разработки муниципальной программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта)

Заказчик муниципальной программы

Основные разработчики муниципальной программы

Исполнители муниципальной программы

Цель и задачи муниципальной программы

Перечень подпрограмм

Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Объёмы и источники финансирования муниципальной программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Приложение 2 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Перечень программных мероприятий муниципальной программы

N п/п

Мероприятия программы

Срок выполне-ния

Финансовые затраты по годам

Источники финанси-рования

Ожидаемые результаты

всего

20__год

20__год

И т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Цель

Задача

(наименование мероприятия)

2.

Цель

Задача

(наименование мероприятия)

Приложение 3 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Информация о запланированных целевых показателях или мероприятиях муниципальной программы

№ п/п

Наименование целевых показателей (мероприятий)

Единица измерения

Запланировано муниципальной программой

Исполнители

20___

20___

20___

Приложение 4 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Отчет о финансировании программных мероприятий

муниципальной программы за __________________20__ год

Наименование программы и срок ее реализации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наименование подпрограмм ___________________________________________

Заказчик программы__________________________________________________

N п/п

Наименование программных

мероприятий

Источник финансиро-вания

Объем финансирования (тыс. руб.)

Исполнитель мероприятия

Предусмотрено программой по плану

Фактически профинанси-ровано за отчетный период

Отклонения

Руководитель _________________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Исполнитель муниципальной

программы _________________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Приложение 5 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Годовой отчет о целевых показателях и (или) мероприятиях муниципальной программы за __________________20__ год

Наименование программы и срок ее реализации _________________________________________________________________________

Наименование подпрограмм ____________________________________________

Заказчик программы___________________________________________________

N п/п

Наименование целевых показателей (мероприятий)

Единица измерения

Предусмотрено по программе на отчетный год

Выполнено (достигнуто) с начала реализации программы по годам

20___

20___

20___

1

2

3

4

5

6

7

Руководитель _________________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Исполнитель муниципальной программы

_________________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Квартальный отчет о целевых показателях и (или) мероприятиях муниципальной программы за __________________20__ год

Наименование программы и срок ее реализации _________________________________________________________________________

Наименование подпрограмм ____________________________________________

Заказчик программы___________________________________________________

N п/п

Наименование целевых показателей (мероприятий)

Единица измерения

Предусмотрено по программе на отчетный год

Выполнено (достигнуто) в отчетном году

Итого за отчетный год

1 кв.

20___

2 кв. 20___

3 кв. 20___

4 кв. 20___

1

2

3

4

5

6

7

*Заполняется ежеквартально по фактическому исполнению мероприятий или достигнутого целевому показателю. Для целевых показателей, рассчитываемых в абсолютных долях или % квартальные значения не заполняются.

Руководитель _________________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Исполнитель муниципальной программы

_________________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Приложение 6 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы

Критериями оценки эффективности и результативности реализации муниципальной программы являются:

- динамика исполнения финансирования мероприятий муниципальной программы;

- динамика исполнения мероприятий муниципальной программы.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится по следующей методике:

1. Оценка степени достижения цели и решения задач муниципальной программы в целом путем расчета исполнения муниципальной программы по итогам года, по формуле:

ПО

ПИ = ______________________ х 100%,

N

где:

ПИ - показатель исполнения муниципальной программы;

ПО - показатель за отчетный год, равен сумме Им (Им1+Им2 + Им3 и т.д.)

N-количество мероприятий (целевых показателей) муниципальной программы

2. Исполнение мероприятий (достижение целевых показателей) муниципальной программы за отчетный год по формуле:

Кмф

Им = __________________________

Кмп

где:

Им - показатель исполнения мероприятий (достижение целевых показателей) муниципальной программы;

Кмф-достигнутый целевой показатель или количество мероприятий, фактически проведенных в отчетном году

Кмп-запланированный целевой показатель или количество мероприятий, запланированных программой на отчетный год.

При значении:

Пи равном и более 100 процентов - реализация муниципальной программы является высокоэффективной;

Пи равном и более 75 процентов - реализация муниципальной программы является эффективной;

Пи менее 75 процентов - реализация муниципальной программы является среднеэффективной;

Пи менее 50 процентов-реализация муниципальной программы является неэффективной.

Заключение

Наименование программы и срок ее реализации

_____________________________________________________________________

Наименование подпрограмм ____________________________________________

Заказчик программы___________________________________________________

Оценка эффективности и результативности реализации муниципальной программы

№ /П

Показатель

(мероприятие)

Формула расчета

Процент эффективности

Оценку осуществил:

должностное лицо администрации

(Ф.И.О.)

Приложение 7 к Порядку принятия решений

о разработке муниципальных программ,

их формирования и реализации

Реестр муниципальных программ

N п/п

Наименование программы дата и номер документа ее утвердившего

Срок реализации

программы

Заказчик программы

Общий объем финансирования программы в т.ч. по годам

Окружной бюджет

Районный бюджет

Местный бюджет

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

2

3

4

8

9

10

11

12

13

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: на информационном стенде с/п Угут Сургутский район от 24.09.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать