Основная информация
Дата опубликования: | 24 ноября 2006г. |
Номер документа: | ru09000200600358 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Карачаево-Черкесская Республика |
Принявший орган: | Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
RU 09000200600358
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Народного Собрания (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики
24.11.2006
г. Черкесск
№279
О республиканской целевой программе «Развитие образования в Карачаево - Черкесской Республике на 2006 - 2008 годы»
Утратил силу на основании статьи 48 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 №48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» RU 09000200200279
На основании подпункта «п» статьи 84 Конституции Карачаево-Черкесской Республики Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1.Утвердить республиканскую целевую программу «Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2006 - 2008 годы».
2.Правительству Карачаево-Черкесской Республики представлять в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики информацию о ходе выполнения указанной программы ежегодно к 1 мая до 2008 года.
3.Правительству Карачаево-Черкесской Республики представить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики отчёт об исполнении указанной программы по истечении срока её реализации.
4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Народного Собрания (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики
С.А. Смородин
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 24.11.2006г. №279
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ НА 2006-2008 ГОДЫ»
Город Черкесск
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
- Республиканская целевая программа «Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2006-2008 годы»
Основания для разработки Программы
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р,
-Закон Российской Федерации от 13. 01. 1996г. № 12- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании» № 376-22 от 06. 01. 1998г.
Государственный заказчик Программы
- Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Основной разработчик Программы
- Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Цель Программы
- обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства
Задачи Программы
- развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;
формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;
развитие новых форм государственно-об-ще-ственного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и других организаций
Сроки реализации Программы
- 2006-2008 годы
Перечень приоритетных мероприятий
- разработка и реализация инновационных моделей управления и организации общего и дополнительного образования;
внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
формирование и внедрение современной системы государственно-общественного управления образованием;
создание эффективной системы мониторинга, статистики и оценки качества образования, организация исследований развития системы образования
Исполнители мероприятий Программы
- Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
Объемы и источники финансирования
- общая сумма финансирования - 47760 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета ( в пределах выделяемых средств) - 25000 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 22760 тыс. рублей;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;
позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;
появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;
охват услугами системы дополнительного образования до 95% школьников;
готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;
достижение компьютерной грамотности у 90% школьников и 90% учителей на уровне навыков работы с информацией;
владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;
практическое применение 80% педагогических работников инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;
перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;
качественное многопрофильное психолого-педаго-гическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;
появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательных систем и процессов:
наличие разнообразных форм государственно-об-щественного управления качеством образования;
функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников;
практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем
Система организации контроля за исполнением Программы
- исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 марта до 2009 года информируют о ходе выполнения Программы Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ежегодно информирует Правительство Карачаево-Черкесской Республики о ходе выполнения Программы к 1 апреля до 2009 года.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики
Основным условием усиления политической и экономической роли Карачаево-Черкесской Республики и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности.
Главное конкурентное преимущество связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста.
Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2006-2008 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).
Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах в рамках реализации Концепции, федеральных целевых, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.
Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования должна стать Региональная целевая программа развития образования на 2006-2008 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития республики.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий регионального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;
перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в стране и неполная реализация к 2010 году положений Болонской и Копенгагенской деклараций, что негативно скажется на положении России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг;
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных регионов и групп населения;
усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Совершенствование содержания и технологий образования
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании с целью повышения академической мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в мировое образовательное пространство;
завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;
создание системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность;
совершенствование государственной аттестации педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки.
Повышение эффективности управления в системе образования
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.
Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Государственный заказчик - координатор:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств регионального бюджета и средств внебюджетных источников.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования:
формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;
содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в стране в целом;
обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
а) повышение качества общего образования:
выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественнонаучной грамотности учащихся;
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);
увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);
расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);
обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;
в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);
увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;
увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;
г) повышение эффективности финансирования образования:
сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;
обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам).
Ожидаемые результаты реализации программы
- Наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;
позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;
появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;
охват услугами системы дополнительного образования школьников;
готовность учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;
достижение компьютерной грамотности у школьников и у учителей на уровне навыков работы с информацией;
владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;
практическое применение педагогическими работниками инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;
перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;
качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;
появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательных систем и процессов:
наличие разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;
функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников;
практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить социально-экономические эффекты:
а) на уровне образовательных учреждений (организаций):
увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
б) в сфере социальной привлекательности образования:
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;
повышение уровня доходов работников сферы образования;
предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
в) в бюджетной сфере:
повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;
содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
повышение уровня внебюджетного софинансирования образования.
Приложение к Программе
Мероприятия
по реализации Республиканской целевой программы «Развитие образования
в Карачаево-Черкесской Республике на 2006-2008 годы
№
пп
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки
исполнения
(годы)
Источники
финансирования (тыс. рублей)
Федеральный бюджет (в пределах выделяемых средств)
Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики
всего
1
Создать образовательную карту республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики
2006
-
-
-
2
Издать книгу «Образование в Карачаево-Черкесской Республике»
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2007
-
10
10
3
Разработать способы оптимизации системы управления образованием, в том числе:
- переход образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность,
- развитие форм государственного и общественного управления в системе образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-2008
-
-
-
4
Разработать и принять пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих республиканские, социальные нормативы в сфере образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006-2008
-
-
-
5
Организовать предшкольную подготовку для детей, не посещающих дошкольное образовательной учреждение
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы у местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики
2006-2007
-
-
-
6
Организовать апробацию инновационных направлений управления системой образования в учебных округах. Трансляция наработанного опыта в общеобразовательных учреждениях республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
2006-
2008
-
-
-
7
Организовать сетевое взаимодействие ресурсных центров с базовыми и другими образовательными учреждениями по организации профильного обучения. Организовать трансляцию наработанного опыта в образовательных учреждениях республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
2006-
2008
-
-
-
8
Создать республиканские экспериментальные площадки по направлениям учебной деятельности
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики
2006
-
200
200
2007
-
1500
1500
2008
1300
1300
Итого
-
3000
3000
9
Организовать работу временных научно-исследовательских коллективов по подготовке учебно-методических пособий по реализации национально-регионального компонента базисного учебного плана
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
100
100
10
Провести исследования по выявлению одаренных детей в учреждениях образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
С 2006
-
-
-
11
Подготовить варианты учебных планов для разных типов и видов школ
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
2007
-
100
100
Итого
-
100
100
12
Внедрить программы дистанционного образования в образовательных учреждениях
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики
2006-
2008
-
-
-
13
Провести конференции, семинары, тренинги по вопросам управления и организации системы общего образования экономики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
2007
2008
-
-
-
150
150
150
150
150
150
Итого
450
450
14
Провести мониторинг обеспечения общеобразовательных учреждений комплектами учебного и учебно-наглядного оборудования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
15
Реализовать мероприятия по оснащению образовательных учреждений республики Школьными автобусами
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики
2006
2007
2008
Итого
12500
12500
-
25000
1000
5000
9000
15000
13500
17500
9000
40000
16
Создать во всех учебных заведениях систему попечительских советов с участием работодателей, представителей администраций городов и районов местных органов управления образования и органов управления образования
Минобразования Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения, представители органов местного самоуправления (по согласованию)
2006-2007
-
-
-
17
Инициировать установление контактов учебных заведений со специалистами, бывшими выпускниками учебных заведений, профессиональными ассоциациями. Привлечь работодателей, преуспевающих бизнесменов для разработки региональных компонентов образовательных программ
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения, органы местного самоуправления (по согласованию)
В течение всего периода
-
-
-
18
Разработать законодательную базу в республике для расширения спонсорской, благотворительной деятельности, частных и общественных фондов по финансированию конструктивной деятельности в сфере образования и научных исследований Высших учебных заведений.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
2007
2008
Итого
-
-
-
-
50
50
100
-
50
50
100
19
Создать сети республиканских экспериментальных площадок по введению в учебно-воспитательный процесс инновационных образовательных технологий. Грантовая поддержка эффективных моделей, педагогов-новаторов. Ежегодные премии лучшим педагогам Карачаево-Черкесской Республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
2007
-
2000
2000
2008
-
2000
2000
Итого
-
4000
4000
20
Реализовать новый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-2008
-
-
-
21
Создать научно-методическое и нормативное сопровождение, обеспечивающее переход образовательных учреждений профильному обучению
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
С 2006
-
-
-
22
Ввести предпрофильную подготовку учащихся девятых классов
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-
2008
-
-
-
23
Ввести профильное обучение старшеклассников
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-
2008
-
-
-
24
Ввести изучение иностранных языков, информатики на начальной ступени обучения
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы управления образованием местного самоуправления (по согласованию), Республиканский институт повышения квалификации работников образования
2006-
2008
-
-
-
25
Организовать формирование модели образования с учетом социокультурных традиций народов Карачаево-Черкесской Республики и востребованности выпускников образовательных учреждений на рынке труда
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
С 2006
-
-
-
26
Внедрить в образовательный процесс электронный учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
С 2006
-
-
-
27
Организовать совершенствование системы предметных олимпиад в условиях взаимодействия системы общего, профессионального и дополнительного образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Март-май
2006
-
-
-
28
Провести мониторинг качества образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях (освоение учащимися образовательных стандартов, участие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена)
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
ежегодно
-
-
-
29
Создать модель социально-трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
сентябрь 2006
-
-
-
30
Организовать осуществление организационно-правовых мер по развитию воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
31
Организовать инновационную работу в области воспитания и дополнительного образования (работа экспериментального социообразовательного Центра - средней общеобразовательной школы № 17 г. Черкесска) (по согласованию)
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики
С 2006
-
-
-
32
Развитие воспитательного потенциала семьи. Содействие в организации и проведении праздника «Форум отцов»
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006-2008
-
-
-
33
Реализовать комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006-2008
-
-
-
34
Разработать программу развития системы начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики в 2006-2008г.г.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2007-2008
-
-
-
35
Разработать механизм перевода образовательных учреждений на нормативное финансирование
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
36
Разработать новые схемы привлечения внебюджетных источников финансирования в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, внебюджетных средств, привлеченных попечительскими советами)
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
37
Формировать республиканский заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов в учреждениях высшего и среднего, а также дополнительного профессионального образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
ежегодно
-
-
-
38
Разработать и внедрить систему обязательного повышения квалификации и переподготовки руководителей органов управления образованием, руководителей учебных заведений
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Карачаево-Черкесский Государственный университет, Карачаево-Черкесская Государственная Технологическая Академия
2006-2008
-
-
-
39
Реализовать систему мер по поддержке молодых педагогов
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
40
Разработать и реализовать адресные программы по оснащению образовательных учреждений пожарно-охранной сигнализацией
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-2008
-
-
-
41
Разработать и реализовать адресные программы по оснащению образовательных учреждений оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, в рамках реализации перехода на профильное обучение
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-2007
-
-
-
42
Разработать проект «Школьная библиотека-медиатека» предусматривающий расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
43
Разработать план мероприятий по оснащению школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
ВСЕГО
25000
22760
47760
В т.ч
2006
12500
1450
13950
2007
12500
8810
21310
2008
0
12500
12500
Всего по программе - 47760 тыс. руб.
Республиканский бюджет - 22760 тыс. руб.
Федеральный бюджет (согласно выделяемым средствам) - 25000 тыс. руб.
RU 09000200600358
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Народного Собрания (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики
24.11.2006
г. Черкесск
№279
О республиканской целевой программе «Развитие образования в Карачаево - Черкесской Республике на 2006 - 2008 годы»
Утратил силу на основании статьи 48 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 №48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» RU 09000200200279
На основании подпункта «п» статьи 84 Конституции Карачаево-Черкесской Республики Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1.Утвердить республиканскую целевую программу «Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2006 - 2008 годы».
2.Правительству Карачаево-Черкесской Республики представлять в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики информацию о ходе выполнения указанной программы ежегодно к 1 мая до 2008 года.
3.Правительству Карачаево-Черкесской Республики представить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики отчёт об исполнении указанной программы по истечении срока её реализации.
4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Народного Собрания (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики
С.А. Смородин
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 24.11.2006г. №279
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ НА 2006-2008 ГОДЫ»
Город Черкесск
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
- Республиканская целевая программа «Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2006-2008 годы»
Основания для разработки Программы
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р,
-Закон Российской Федерации от 13. 01. 1996г. № 12- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании» № 376-22 от 06. 01. 1998г.
Государственный заказчик Программы
- Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Основной разработчик Программы
- Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Цель Программы
- обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства
Задачи Программы
- развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;
формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;
развитие новых форм государственно-об-ще-ственного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и других организаций
Сроки реализации Программы
- 2006-2008 годы
Перечень приоритетных мероприятий
- разработка и реализация инновационных моделей управления и организации общего и дополнительного образования;
внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
формирование и внедрение современной системы государственно-общественного управления образованием;
создание эффективной системы мониторинга, статистики и оценки качества образования, организация исследований развития системы образования
Исполнители мероприятий Программы
- Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
Объемы и источники финансирования
- общая сумма финансирования - 47760 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета ( в пределах выделяемых средств) - 25000 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 22760 тыс. рублей;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;
позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;
появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;
охват услугами системы дополнительного образования до 95% школьников;
готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;
достижение компьютерной грамотности у 90% школьников и 90% учителей на уровне навыков работы с информацией;
владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;
практическое применение 80% педагогических работников инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;
перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;
качественное многопрофильное психолого-педаго-гическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;
появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательных систем и процессов:
наличие разнообразных форм государственно-об-щественного управления качеством образования;
функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников;
практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем
Система организации контроля за исполнением Программы
- исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 марта до 2009 года информируют о ходе выполнения Программы Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ежегодно информирует Правительство Карачаево-Черкесской Республики о ходе выполнения Программы к 1 апреля до 2009 года.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики
Основным условием усиления политической и экономической роли Карачаево-Черкесской Республики и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности.
Главное конкурентное преимущество связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста.
Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2006-2008 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).
Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах в рамках реализации Концепции, федеральных целевых, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.
Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования должна стать Региональная целевая программа развития образования на 2006-2008 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития республики.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий регионального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;
перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в стране и неполная реализация к 2010 году положений Болонской и Копенгагенской деклараций, что негативно скажется на положении России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг;
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных регионов и групп населения;
усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Совершенствование содержания и технологий образования
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании с целью повышения академической мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в мировое образовательное пространство;
завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;
создание системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность;
совершенствование государственной аттестации педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки.
Повышение эффективности управления в системе образования
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.
Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Государственный заказчик - координатор:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств регионального бюджета и средств внебюджетных источников.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования:
формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;
содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в стране в целом;
обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
а) повышение качества общего образования:
выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественнонаучной грамотности учащихся;
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);
увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);
расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);
обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;
в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);
увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;
увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;
г) повышение эффективности финансирования образования:
сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;
обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам).
Ожидаемые результаты реализации программы
- Наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;
позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;
появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;
охват услугами системы дополнительного образования школьников;
готовность учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;
достижение компьютерной грамотности у школьников и у учителей на уровне навыков работы с информацией;
владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;
практическое применение педагогическими работниками инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;
перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;
качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;
появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательных систем и процессов:
наличие разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;
функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников;
практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить социально-экономические эффекты:
а) на уровне образовательных учреждений (организаций):
увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
б) в сфере социальной привлекательности образования:
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;
повышение уровня доходов работников сферы образования;
предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
в) в бюджетной сфере:
повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;
содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
повышение уровня внебюджетного софинансирования образования.
Приложение к Программе
Мероприятия
по реализации Республиканской целевой программы «Развитие образования
в Карачаево-Черкесской Республике на 2006-2008 годы
№
пп
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки
исполнения
(годы)
Источники
финансирования (тыс. рублей)
Федеральный бюджет (в пределах выделяемых средств)
Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики
всего
1
Создать образовательную карту республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики
2006
-
-
-
2
Издать книгу «Образование в Карачаево-Черкесской Республике»
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2007
-
10
10
3
Разработать способы оптимизации системы управления образованием, в том числе:
- переход образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность,
- развитие форм государственного и общественного управления в системе образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-2008
-
-
-
4
Разработать и принять пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих республиканские, социальные нормативы в сфере образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006-2008
-
-
-
5
Организовать предшкольную подготовку для детей, не посещающих дошкольное образовательной учреждение
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы у местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики
2006-2007
-
-
-
6
Организовать апробацию инновационных направлений управления системой образования в учебных округах. Трансляция наработанного опыта в общеобразовательных учреждениях республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
2006-
2008
-
-
-
7
Организовать сетевое взаимодействие ресурсных центров с базовыми и другими образовательными учреждениями по организации профильного обучения. Организовать трансляцию наработанного опыта в образовательных учреждениях республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
2006-
2008
-
-
-
8
Создать республиканские экспериментальные площадки по направлениям учебной деятельности
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики
2006
-
200
200
2007
-
1500
1500
2008
1300
1300
Итого
-
3000
3000
9
Организовать работу временных научно-исследовательских коллективов по подготовке учебно-методических пособий по реализации национально-регионального компонента базисного учебного плана
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
100
100
10
Провести исследования по выявлению одаренных детей в учреждениях образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
С 2006
-
-
-
11
Подготовить варианты учебных планов для разных типов и видов школ
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
2007
-
100
100
Итого
-
100
100
12
Внедрить программы дистанционного образования в образовательных учреждениях
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики
2006-
2008
-
-
-
13
Провести конференции, семинары, тренинги по вопросам управления и организации системы общего образования экономики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
2007
2008
-
-
-
150
150
150
150
150
150
Итого
450
450
14
Провести мониторинг обеспечения общеобразовательных учреждений комплектами учебного и учебно-наглядного оборудования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
15
Реализовать мероприятия по оснащению образовательных учреждений республики Школьными автобусами
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные учреждения республики
2006
2007
2008
Итого
12500
12500
-
25000
1000
5000
9000
15000
13500
17500
9000
40000
16
Создать во всех учебных заведениях систему попечительских советов с участием работодателей, представителей администраций городов и районов местных органов управления образования и органов управления образования
Минобразования Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения, представители органов местного самоуправления (по согласованию)
2006-2007
-
-
-
17
Инициировать установление контактов учебных заведений со специалистами, бывшими выпускниками учебных заведений, профессиональными ассоциациями. Привлечь работодателей, преуспевающих бизнесменов для разработки региональных компонентов образовательных программ
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения, органы местного самоуправления (по согласованию)
В течение всего периода
-
-
-
18
Разработать законодательную базу в республике для расширения спонсорской, благотворительной деятельности, частных и общественных фондов по финансированию конструктивной деятельности в сфере образования и научных исследований Высших учебных заведений.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
2007
2008
Итого
-
-
-
-
50
50
100
-
50
50
100
19
Создать сети республиканских экспериментальных площадок по введению в учебно-воспитательный процесс инновационных образовательных технологий. Грантовая поддержка эффективных моделей, педагогов-новаторов. Ежегодные премии лучшим педагогам Карачаево-Черкесской Республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
2007
-
2000
2000
2008
-
2000
2000
Итого
-
4000
4000
20
Реализовать новый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-2008
-
-
-
21
Создать научно-методическое и нормативное сопровождение, обеспечивающее переход образовательных учреждений профильному обучению
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования
С 2006
-
-
-
22
Ввести предпрофильную подготовку учащихся девятых классов
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-
2008
-
-
-
23
Ввести профильное обучение старшеклассников
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-
2008
-
-
-
24
Ввести изучение иностранных языков, информатики на начальной ступени обучения
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы управления образованием местного самоуправления (по согласованию), Республиканский институт повышения квалификации работников образования
2006-
2008
-
-
-
25
Организовать формирование модели образования с учетом социокультурных традиций народов Карачаево-Черкесской Республики и востребованности выпускников образовательных учреждений на рынке труда
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
С 2006
-
-
-
26
Внедрить в образовательный процесс электронный учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
С 2006
-
-
-
27
Организовать совершенствование системы предметных олимпиад в условиях взаимодействия системы общего, профессионального и дополнительного образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Март-май
2006
-
-
-
28
Провести мониторинг качества образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях (освоение учащимися образовательных стандартов, участие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена)
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
ежегодно
-
-
-
29
Создать модель социально-трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
сентябрь 2006
-
-
-
30
Организовать осуществление организационно-правовых мер по развитию воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
31
Организовать инновационную работу в области воспитания и дополнительного образования (работа экспериментального социообразовательного Центра - средней общеобразовательной школы № 17 г. Черкесска) (по согласованию)
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики
С 2006
-
-
-
32
Развитие воспитательного потенциала семьи. Содействие в организации и проведении праздника «Форум отцов»
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006-2008
-
-
-
33
Реализовать комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006-2008
-
-
-
34
Разработать программу развития системы начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики в 2006-2008г.г.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2007-2008
-
-
-
35
Разработать механизм перевода образовательных учреждений на нормативное финансирование
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
36
Разработать новые схемы привлечения внебюджетных источников финансирования в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, внебюджетных средств, привлеченных попечительскими советами)
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
37
Формировать республиканский заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов в учреждениях высшего и среднего, а также дополнительного профессионального образования
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
ежегодно
-
-
-
38
Разработать и внедрить систему обязательного повышения квалификации и переподготовки руководителей органов управления образованием, руководителей учебных заведений
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Карачаево-Черкесский Государственный университет, Карачаево-Черкесская Государственная Технологическая Академия
2006-2008
-
-
-
39
Реализовать систему мер по поддержке молодых педагогов
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
2006
-
-
-
40
Разработать и реализовать адресные программы по оснащению образовательных учреждений пожарно-охранной сигнализацией
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-2008
-
-
-
41
Разработать и реализовать адресные программы по оснащению образовательных учреждений оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, в рамках реализации перехода на профильное обучение
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006-2007
-
-
-
42
Разработать проект «Школьная библиотека-медиатека» предусматривающий расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, образовательные учреждения республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
43
Разработать план мероприятий по оснащению школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию)
2006
-
-
-
ВСЕГО
25000
22760
47760
В т.ч
2006
12500
1450
13950
2007
12500
8810
21310
2008
0
12500
12500
Всего по программе - 47760 тыс. руб.
Республиканский бюджет - 22760 тыс. руб.
Федеральный бюджет (согласно выделяемым средствам) - 25000 тыс. руб.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "День Республики" № 233-234(17084) от 07.12.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.010.070 Гарантии реализации прав граждан в области образования |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: