Основная информация

Дата опубликования: 25 февраля 2009г.
Номер документа: ru76000200900142
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Правительство Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.02.2009 № 172-п

г. Ярославль

О совершенствовании работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области

(В редакции

постановления Правительства от 09.07.2009 № 673-п ru 76000200900548

постановления Правительства от 31.12.2009 № 1314-п ru 76000200901244

постановления Правительства от 09.02.2011 № 61-п ru 76000201100085

постановления Правительства от 12.09.2012 № 865-п ru76000201201443)

В целях совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области (приложение к постановлению).

2. (-Утратил силу: постановление Правительства от 12.09.2012 № 865-п ru76000201201443)

3. В связи с ростом количества преступлений, совершённых несовершеннолетними, главам администраций Гаврилов-Ямского, Борисоглебского, Брейтовского, Некоузского, Некрасовского, Тутаевского муниципальных районов, главе территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля принять дополнительные меры по устранению причин и условий их совершения.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области:

- проанализировать состояние работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования и принять меры по повышению её эффективности;

- разработать муниципальные целевые программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних, предусмотрев в местном бюджете средства на их реализацию;

- принять меры по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- продолжить работу по созданию «горячих линий», «телефонов доверия», экстренной социальной помощи с целью оказания своевременной помощи детям и семьям, нуждающимся в поддержке государства;

- инициировать создание общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских и сельских поселениях;

- активизировать участие общественных организаций в профилактической работе с детьми и родителями (или иными законными представителями), привлечение населения к решению вопросов раннего выявления детского и семейного неблагополучия;

- совместно с органами занятости населения и по делам молодёжи решить вопрос возможности участия безработных граждан в организации работы с детьми по месту жительства и формировании добровольных народных дружин по охране общественного порядка;

- обеспечить постоянное информирование населения о предоставлении услуг по оказанию различных видов помощи детям и родителям.

5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области (Костин В.Г.):

- подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Ярославской области в части, касающейся профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проанализировать работу по взаимодействию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, (городских округов), органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения в выявлении и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, подготовить предложения по совершенствованию их совместной деятельности.

6. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Андреева Л.М.), департаменту образования Ярославской области (Степанова Т.А.), департаменту по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области (Церковный А.В.), департаменту культуры Ярославской области (Сорокина Л.Ю.) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований области принять меры по оптимизации и повышению эффективности деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (пункт в редакции постановления Правительства от 09.02.2011 № 61-п ru 76000201100085)

7. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области проанализировать возможность создания на базе существующей системы социальной защиты населения участковой социальной службы как формы социальной работы по раннему выявлению неблагополучия семей, имеющих детей.

8. Департаменту образования Ярославской области:

- содействовать сохранению и развитию сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на региональном и муниципальном уровнях;

- продолжить работу по предупреждению самовольных уходов воспитанников из учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- продолжить работу по разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений инновационных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

9. Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области (Бородин Ю.Н.), департаменту по делам молодёжи Ярославской области, департаменту образования Ярославской области совместно с управлением по социальной и демографической политике Правительства области и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области определить оптимальный механизм временного трудоустройства несовершеннолетних, в том числе в свободное от обучения время, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел.

10. Департаменту образования Ярославской области, департаменту по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области содействовать в организации дополнительных занятий по физической культуре и спорту для детей на базе спортивных залов образовательных учреждений в вечернее время и выходные дни. (пункт в редакции постановления Правительства от 09.02.2011 № 61-п ru 76000201100085)

11. Рекомендовать Управлению внутренних дел по Ярославской области (Крупеня П.Н.) активизировать работу органов внутренних дел области по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, разобщению групп несовершеннолетних антиобщественной направленности, профилактике повторных преступлений, экстремизма в подростковой среде.

12. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области (Бондарева Т.В.):

- разработать проект раздела «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних» областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ярославской области» на 2010 и 2011 годы (Абзац в редакции постановления Правительства от 09.07.2009 № 673-п ru 76000200900548);

- разработать проект порядка организации работы по профилактике раннего неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми в Ярославской области и внести его на утверждение Правительства области во 2 полугодии 2009 года (Абзац в редакции постановления Правительства от 09.07.2009 № 673-п ru 76000200900548);

- совместно с департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департаментом образования Ярославской области, департаментом по делам молодёжи Ярославской области принять организационные меры по оказанию бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

13. Управлению коммуникаций и общественных связей Правительства области публиковать в средствах массовой информации материалы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних. (пункт в редакции постановления Правительства от 09.02.2011 № 61-п ru 76000201100085)

14. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

15. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области                                                                                                   С.А. Вахруков

Приложение

к постановлению

Правительства области

от 25.02.2009 № 172-п

ИНФОРМАЦИЯ

о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области

Решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми является одной из актуальных задач органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области.

В Ярославской области сформирована законодательная база, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При разработке региональных нормативных правовых актов предусматриваются положения, касающиеся защиты прав детей. Так, в Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з«Социальный кодекс Ярославской области» включена норма об обеспечении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путевками в учреждения отдыха и оздоровления детей.

С 1996 года реализуется областная целевая программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних». Вопросы профилактики детского и семейного неблагополучия нашли отражение и в других областных ведомственных программах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, молодёжи, культуры и спорта.

Сформирована областная база данных о безнадзорных, самовольно ушедших из семей и различных учреждений, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (или иных законных представителей), находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, учреждениях исполнения наказаний несовершеннолетних, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с действующим законодательством координацию работы органов и учреждений системы профилактики осуществляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. В области созданы 84 общественные комиссии при администрациях сельских поселений. Деятельность данных комиссий позволяет организовать работу по ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. С целью информационно - аналитического и методического обеспечения деятельности комиссий всех уровней создан областной методический совет специалистов отделов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В департаменте образования Ярославской области, департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области работают межведомственные координационные советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Приняты совместные приказы данных департаментов Ярославской области, Управления внутренних дел по Ярославской области по обеспечению межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.

Действующим законодательством государственные полномочия Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав переданы органам местного самоуправления муниципальных образований области. Успешно реализуются данные полномочия в г. Ярославле, г. Рыбинске, г. Переславле-Залесском, в Даниловском, Угличском, Ростовском, Пошехонском, Первомайском, Рыбинском муниципальных районах.

В настоящее время на постоянной основе работают 82 специалиста (при нормативе - 1 специалист на 3 тысячи человек детского населения), которые осуществляют указанные переданные полномочия и обеспечивают функционирование 26 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защиту прав детей осуществляют органы опеки и попечительства. Количество специалистов по опеке и попечительству составляет 115 человек (при нормативе - 1 специалист на 2 тысячи человек детского населения). В органах внутренних дел введены 75 должностей «школьный инспектор» и 2 должности «социальный инспектор».

Основным звеном системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является функционирующая в области сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. В 2008 году в этих учреждениях оказана помощь 1577 детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в области проводятся комплексные профилактические мероприятия «Дети», целью которых является выявление неорганизованных подростков, склонных к бродяжничеству, и родителей, допускающих безответственное отношение к воспитанию своих детей.

Одним из основных направлений деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация досуговой занятости. Департамент по делам молодёжи Ярославской области проводит конкурсы вариативных программ профилактической направленности. В 2008 году на таком конкурсе были представлены 115 программ. Из средств бюджета области профинансированы 72 программы на сумму 850 тысяч рублей. Важное значение в профилактической работе имеет возможность трудовой занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время. Ежегодно с привлечением средств областного бюджета создаются рабочие места и трудоустраиваются более 23 тысяч подростков. Приоритетным правом пользуются подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах внутренних дел.

В области осуществляется системный подход в организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2008 г. прошли оздоровление 14945 детей. Проводятся областные и муниципальные оздоровительные, реабилитационные и профильные лагеря для подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах внутренних дел. С 1996 года работает лагерь «Викинги» для несовершеннолетних с проблемами зависимости от психоактивных веществ, организована работа 7 военно-патриотических лагерей на базе воинских частей, расположенных на территории области.

Принимаются меры по повышению позитивной направленности в работе средств массовой информации при создании теле - радиопередач и публикаций для детей и их родителей. На областном телевидении выходит цикл телепередач «Понять, чтобы помочь», посвящённых проблемам несовершеннолетних, издаются региональные журналы «Наши дети», «Теплый дом».

Реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в области.

В последние годы наблюдается снижение количества безнадзорных детей. На 01.01.2009 в областном банке данных зарегистрировано 173 несовершеннолетних (в 2007 году - 209). Уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении. В настоящее время в области таких семей 3917, в них проживает 6365 детей (в 2007 году - 4733 семьи, 7389 детей). Соответствующий анализ оперативной обстановки преступности несовершеннолетних на территории области по итогам 2008 года говорит о снижении её уровня практически по всем показателям. С 2006 года в Ярославской области отмечается снижение уровня преступности несовершеннолетних и сокращение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 10,1 процента (с 1394 до 1253) уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. На 20,5 процента (с 1325 до 1053) сократилось число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Удельный вес преступлений, совершённых несовершеннолетними в общей структуре расследованных снизился и составил 8,3 процента (в 2007 году - 9,1 процента). По Центральному федеральному округу он составляет 5,6 процента.

На 01.01.2009 в области создано 619 приёмных семей, в которых воспитывается 869 детей. В 2008 году передано на воспитание в семьи 789 детей, в том числе 425 - детей взяты под опеку, 247 - устроены в приёмные семьи, 103 - усыновлены, 14 - взяты на воспитание в патронатные семьи. Уменьшилось количество детей, оставленных родителями в лечебных учреждениях: в 2007 году - 117 детей, в 2008 году - 110 детей. В 2008 году 49 детей, лишившихся родительского попечения, из вновь выявленных, возвращены в кровные семьи.

Вместе с тем принимаемые меры не приводят пока к существенным изменениям ситуации с социальным неблагополучием детей и семей в области. В 2008 году на 24, 7 процента (с 287 до 358) увеличилось количество преступлений, совершенных подростками в общественных местах, на 13,7 процента (с 227 до 258) - совершённых на улице. На 4,4 процента по сравнению с 2007 годом (с 3974 до 4149) больше составлено протоколов об административной ответственности в отношении несовершеннолетних. В 2008 году произошёл рост подростковой преступности в Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов - Ямском, Некоузском, Некрасовском, Тутаевском муниципальных районах, Дзержинском районе города Ярославля. Не уменьшается количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на 01.01.2009 их число составляет 5285 человек, 90 процентов из них - социальные сироты. Остаётся высоким число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 844, в 2007 году - 983). Ежегодно около 800 родителей лишаются родительских прав. Количество лиц, восстановленных в родительских правах, не увеличивается (в 2008 году - 22, в 2007 году - 27).

Актуальными остаются вопросы совершенствования некоторых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, раннего семейного неблагополучия. Дополнительного правового регулирования требует решение проблем по обслуживанию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также дальнейшее совершенствование деятельности и оснащение действующей в области сети учреждений системы профилактики. Необходимым является открытие кризисных центров для женщин и несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.

В 2008 году наблюдается рост количества несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (иных законных представителей) (в 2007 году -111 детей, в 2008 году - 124). Не сокращается количество несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, психоактивные вещества, наркотические средства и состоящих под наблюдением в областной наркологической клинической больнице, где открыто отделение для подростков на 20 мест. Острой остаётся ситуация с пивным алкоголизмом среди несовершеннолетних. В учреждениях здравоохранения области только в 6 муниципальных образованиях работают детские психиатры-наркологи. Муниципальные учреждения здравоохранения недостаточно обеспечены тестами экспресс - диагностики на наркотики.

Деятельность учреждений дополнительного образования, спорта, культуры, молодежи, клубные, кружковые и творческие объединения для детей и подростков не соответствует современным требованиям. Не хватает технических кружков, клубов обучения компьютерной грамотности. В предыдущие годы в области имелся опыт по продлению работы спортивных залов образовательных учреждений в вечернее время. Но в 2009 г. финансирование данных мероприятий за счёт средств областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2008 - 2009 годы прекращено.

Наблюдается тенденция увеличения числа неорганизованных несовершеннолетних, вовлекаемых в неформальные молодежные объединения асоциального характера. По данным Управления внутренних дел по Ярославской области, 746 лиц поддерживают идеологию различных неформальных молодежных объединений антиобщественной направленности, 244 из них - несовершеннолетние. В областном центре неформальные группы и объединения занимают значимое место в подростковой и молодежной субкультуре города: примерно каждый четвертый молодой житель Ярославля состоит в каком-либо неформальном объединении асоциального характера. Из них 66,4 процента - школьники и 33,6 процента - студенты. Большинство членов таких неформальных объединений - дети из благополучных и достаточно обеспеченных семей.

Решение проблем профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми по -прежнему остается одной из основных задач социальной политики области.

В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо:

- принять меры по сохранению и оптимизации структуры органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- разработать и внедрить государственные социальные стандарты и критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- развивать новые технологии и формы организации профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

- разработать механизмы регулирования отношений в осуществлении органами и учреждениями системы профилактики деятельности, связанной с предупреждением раннего семейного неблагополучия, социального сиротства детей;

- обратить особое внимание на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

- принять организационные и иные меры по реализации прав детей на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- совершенствовать партнерские отношения с негосударственными организациями, коммерческими структурами, общественными организациями, активно использовать их потенциал в реализации программ профилактики детского и семейного неблагополучия;

- обеспечить постоянное информирование населения области через средства массовой информации о принимаемых мерах в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- повысить роль населения в работе по выявлению детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, социально опасном положении.

УТВЕРЖДЁН

постановлением

Правительства области

от 25.02.2009 № 172-п

ПОРЯДОК

организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

(-Утратил силу: постановление Правительства от 12.09.2012 № 865-п ru76000201201443)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальная рассылка от 19.03.2009
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать