Основная информация

Дата опубликования: 25 мая 2008г.
Номер документа: RU36000200600376
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Воронежская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2006 г. N 490-IV-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ГАЗИФИКАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2009 ГОДЫ"

В соответствии с постановлением Воронежской областной Думы от 22 апреля 2004 года N 824-III-ОД "О Регламенте Воронежской областной Думы", рассмотрев областную целевую программу "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы", представленную главой администрации Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" (далее - программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ

Приложение

к постановлению

Воронежской областной Думы

"Об областной целевой программе

"Газификация Воронежской области

на 2006 - 2009 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ГАЗИФИКАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2006 - 2009 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Областная целевая программа "Газификация Воронежской
области на 2006 - 2009 годы"

Дата принятия решения о
разработке программы,
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)

Распоряжение администрации Воронежской области
от 09.02.2006 N 395-р

Государственный
заказчик-координатор

Главное управление экономического развития
Воронежской области

Государственные
заказчики

Главное управление строительной политики Воронежской
области,
Главное управление аграрной политики Воронежской
области,
Главное управление жилищно-коммунальной политики
Воронежской области

Основные разработчики
программы

ООО "Агентство поддержки предприятий "ВЕЗА",
Главное управление экономического развития
Воронежской области, Главное управление строительной
политики Воронежской области

Цели и задачи программы

Основной целью программы является повышение уровня и
качества жизни населения, обеспечение ускоренного
социально-экономического развития Воронежской
области за счет газификации.
Для достижения основной цели программы
предусматривается решение следующих задач:
- доведение уровня газификации более до 92% в целом
по области и 80% в сельских населенных пунктах;
- создание условий для развития экономики
Воронежской области, улучшения экологической
безопасности, внедрения прогрессивных
энергоресурсосберегающих технологий;
- содействие в проведении реформы жилищно-
коммунального хозяйства;
- повышение уровня газификации жилищно-
коммунального хозяйства, промышленных и иных
организаций;
- перевод систем энергопотребления населенных
пунктов, промышленных технологических и
энергетических установок на природный газ.
- привлечение инвестиционных ресурсов потенциальных
потребителей газа, в том числе населения,
промышленных и иных организаций;
- интеграция организаций, участвующих в реализации
мероприятий настоящей программы;
- обеспечение координации действий и ресурсов
федеральных, областных и муниципальных органов
власти, ОАО "Газпром", юридических и физических

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

1. Уровень газификации.
2. Протяженность газовых сетей (км).
3. Количество переведенных на газовое топливо
котельных и их мощность (Гкал/час)

Сроки и этапы реализации
программы

Программа реализуется в течение 2006 - 2009 годов
одноэтапно

Перечень подпрограмм
(мероприятий)

1. Строительство межпоселковых газопроводов,
газопроводов высокого и среднего давления.
2. Строительство уличных газопроводов низкого
давления.
3. Реконструкция муниципальных котельных с переводом
на газообразное топливо.
4. Реконструкция ведомственных котельных с переводом
на газообразное топливо

Объемы и источники
финансирования

Суммарный объем финансирования программы в 2006 -
2009 годах (в ценах 2004 года) составляет
11,74 млрд. рублей.
В ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-
дефляторов - 16,02 млрд. рублей, из них:
- средства федерального бюджета - 1,95 млрд. рублей
(12,2%);
- средства областного бюджета - 3,40 млрд. рублей
(21,2%);
- средства местных бюджетов - 0,6 млрд. рублей
(3,8%);
- средства ОАО "Газпром" - 1,2 млрд. рублей
(7,5%);
- средства инвестиционной составляющей в тарифах
на потребляемый природный газ - 0,29 млрд. рублей
(1,8%);
- средства юридических лиц - 4,31 млрд. рублей
(26,9%);
- средства физических лиц - 4,27 млрд. рублей
(26,6%)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Реализация настоящей программы позволит:
1. Создать условия для газоснабжения не менее
299,47 тыс. квартир домовладений Воронежской
области.
2. Создать условия для перевода на природный газ
1500 котельных общей мощностью 729,04 Гкал/час.
3. Создать резервные мощности газоснабжения в
центрах инвестиционной активности.
4. Создать условия для использования
децентрализованных источников отопления.
5. Повысить уровень газификации населенных пунктов
в Воронежской области с 66% до 92%.
6. Построить свыше 12237,3 км
газораспределительных сетей, в т.ч. 5790,0 км
газопроводов высокого и среднего давления и 6
447,3 км газопроводов низкого давления.
7. Улучшить экологическую обстановку в
Воронежской области, что позволит ежегодно
сократить загрязнение атмосферы твердыми
частицами горения угля в объеме не менее 10 тыс.
тонн, существенно уменьшить выброс газов, таких,
как двуокись азота, окислы углерода и серы.
8. Общий срок окупаемости составит не более 7 лет
от начала реализации программы, или не более 3 лет
после ее завершения. За время реализации программы
будет сохранено 1525 и создано 2500 новых рабочих
мест.
Социальный эффект составит 505,182 млн. рублей.
Экономический эффект от замещения традиционного
топлива природным газом составит 1578,0 млн.
рублей/год для населения, 310,8 млн. рублей/год для
областного и местных бюджетов.
Дополнительные платежи в бюджеты всех уровней
составят 2581,204 млн. рублей.
В том числе:
- федеральный бюджет - 1807,464 млн. рублей;
- областной бюджет - 666,874 млн. рублей;
- местные бюджеты - 106,866 млн. рублей

Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых

направлена областная целевая программа

Воронежская область - один из крупнейших регионов промышленного и сельскохозяйственного производства ЦФО Российской Федерации.

На территории Воронежской области проживает 2,4 млн. человек, в т.ч. городское население - 62,5%, сельское - 37,5%. Плотность населения - 44,5 чел/кв. км. Численность жителей в трудоспособном возрасте составляет 1,3 млн. человек, пенсионеров - 740 тыс. человек.

В соответствии с административным делением в состав Воронежской области входят 3 городских округа, 31 муниципальный район, 30 городских поселений, 471 сельское поселение.

Состояние газификации Воронежской области на данном этапе развития области не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения. По уровню газификации на селе область занимает одно из последних мест в Центральном федеральном округе. На 01.01.2006 область, по оценке, будет газифицирована природным газом на 66,7%, в том числе сельские населенные пункты всего на 36,2% (таблица 1). Из 31 муниципального района области 14 имеют уровень газификации несколько выше 50%, 4 района - ниже 15%, а в 3 районах (Эртильском, Панинском, Терновском) до настоящего времени практически нет потребителей природного газа. Как следствие, сдерживание развития экономики, в первую очередь перерабатывающей промышленности, малого бизнеса социальной сферы и ЖКХ.

За 2001 - 2004 годы темпы газификации области резко возросли. Так, за четыре года в Воронежской области введено в эксплуатацию 3953 км газораспределительных сетей всех видов, реконструировано с переводом на газовое топливо 242 котельных (25% от всех существующих газовых котельных), газифицировано 87,0 тыс. квартир и домовладений (14% от всех газифицированных). При этом уровень газификации в целом по Воронежской области вырос на 7,4%, в том числе в сельской местности - на 13,0%. Прирост газовых сетей за четыре года составил 34,5% к объему газовых сетей, введенных в эксплуатацию до 2001 года включительно, т.е. за 44 года газификации Воронежской области.

Тем не менее при сохранении темпов газификации на уровне, достигнутом за последние годы, Воронежской области потребуется 14 - 15 лет, чтобы достичь нынешнего уровня газификации Белгородской, Липецкой и ряда других областей Центрального федерального округа.

Воронежская область лишена собственных промышленных запасов энергоносителей. Для нужд теплоснабжения в регион ежегодно завозится около 1,5 млн. тонн угля, из общего объема которого расходуется:

- для нужд ЖКХ - 150 тыс. тонн;

- для нужд населения - около 1,0 млн. тонн;

- для нужд промышленности - около 350 тыс. тонн.

Таблица 1

Информация о газификации Воронежской области

за 2004 - 2005 годы

Газификация квартир природным
газом (квартир) по годам

Уровень газификации жилого
фонда природным газом (%)

Наименование района

ВСЕГО
квартир
в районе

2004 год
(отчет)

2005 год
(оценка)
всего

2005 год
(оценка)
в селе

2004 год
(отчет)

2005 год
(оценка)
всего

2005 год
(оценка)
в селе

Аннинский

19 703

1 633

2 400

1 752

14,9

27,0

14,1

Бобровский

23 921

1 369

1 100

803

34,5

39,0

5,5

Богучарский

16 622

456

1 300

949

61,6

69,4

8,9

Борисоглебский

37 389

780

1 000

730

65,7

68,4

10,6

Бутурлиновский

26 989

978

980

715

37,3

40,9

6,0

Верхнемамонский

9 259

318

560

409

60,9

67,0

4,4

Верхнехавский

8 298

377

520

380

0

6,3

4,6

Воробьевский

9 486

591

700

511

33,2

40,6

5,4

Грибановский

19 116

478

800

584

4,4

8,5

5,0

Калачеевский

24 676

476

1 000

730

64,6

68,7

4,4

Каменский

7 975

159

600

438

59,4

67,0

9,7

Кантемировский

15 835

340

600

438

50,3

54,1

4,0

Каширский

9 216

573

750

548

42,4

50,5

5,9

Лискинский

47 037

1 127

1 000

730

84,8

86,9

4,0

Нижнедевицкий

12 353

134

400

292

16,9

20,2

2,4

Новоусманский

40 209

1 159

1 250

913

30,1

33,3

2,3

Новохоперский

23 308

423

900

657

18,2

22,0

4,8

Ольховатский

10 340

574

900

657

65,1

73,8

8,3

Острогожский

27 592

260

300

219

78,2

79,3

1,6

Павловский

26 841

985

1 300

949

47,9

52,7

6,9

Панинский

12 769

0

200

146

0

1,6

1,6

Петропавловский

9 851

76

100

73

47,3

48,3

0,7

Поворинский

16 938

236

500

365

37,5

40,5

4,7

Подгоренский

9 695

126

800

584

46,7

55,0

9,1

Рамонский

15 925

342

700

511

50,7

55,1

5,3

Репьевский

8 103

241

280

204

69

72,5

2,5

Россошанский

36 720

836

1 200

876

74,9

78,2

7,3

Семилукский

29 351

602

800

584

68,8

71,5

4,0

Таловский

21 405

322

1 200

876

28,2

33,8

5,5

Терновский

13 314

0

50

37

0

0,4

0,3

Хохольский

15 211

514

600

438

63,9

67,8

3,5

Эртильский

14 462

0

0

0

0

0,0

0,0

г. Нововоронеж

10 699

0

0

0

97,7

97,7

0,0

г. Воронеж

362 299

3 101

2 600

0

92,2

92,9

0,0

ИТОГО

993 312

19 586

27 390

18 097

63,9

66,7

36,2

Ряд крупных промышленных и муниципальных котельных работают на жидком топливе. Использование каменного угля, особенно Кузнецкого угольного бассейна, топочных мазутов и жидкого топлива существенно загрязняет атмосферу, почву и грунтовые воды.

В настоящее время поставка природного газа потребителям Воронежской области осуществляется по газопроводам: Северный Кавказ - Центр, Средняя Азия - Центр (САЦ), Средняя Азия - Центр (Александров Гай - Острогожск), Оренбург - Новопсков, Петровск - Новопсков, Ставрополь - Москва и Елец - ССПХГ. Кроме того, транзитное движение газа осуществляется по следующим газопроводам: Острогожск - Белоусово, Краснодарский край - Серпухов, Острогожск - Шебелинка.

Фактическая протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов (в однониточном исчислении) по территории Воронежской области в настоящее время составляет 2740,64 км, из них:

- магистральные газопроводы - 1853,16 км;

- 75 газопроводы-отводы протяженностью 887,48 км.

Эксплуатацию магистральных систем газоснабжения осуществляют межрегиональные специализированные организации ООО "Мострансгаз" и ООО "Волгоградтрансгаз".

На территории Воронежской области уже функционируют 75 ГРС, в том числе 40 эксплуатирует ООО "Мострансгаз", 34 - ООО "Волгоградтрансгаз" и одна ГРС эксплуатируется потребителем.

Средний возраст эксплуатируемых ГРС составляет 15 лет.

Среднегодовая загрузка ГРС по области составляет менее 20%.

Схема системы магистрального транспорта по Воронежской области представлена на рис. 1.

В настоящее время Воронежская область потребляет около 5,0 млрд. куб. м газа в год, в том числе население - менее 1,3 млрд. куб. м/год, что существенно ниже среднедушевого потребления газа по другим регионам Центрального федерального округа.

Анализ финансовых затрат на теплоснабжение, исходя из ценового соотношения газ - уголь, позволяет сделать однозначный вывод об абсолютном превосходстве газового топлива над твердым. Затраты на реконструкцию котельных с переводом на газовое топливо окупаются через 7 лет после реализации программы, или за 3 года после завершения реализации программы. Средняя экономия затрат на отопление газифицированного домовладения составляет 3,5 - 4 тыс. рублей/год. Кроме того, наличие газового топлива позволяет:

- значительно улучшить качество жизни населения Воронежской области, особенно сельских жителей;

- улучшить теплоснабжение жилых помещений при сохранении, а в ряде случаев и снижении затрат на услуги ЖКХ;

- создать условия для более интенсивного развития экономики Воронежской области за счет внедрения новой техники и технологий, в первую очередь в перерабатывающей промышленности.

Рис. 1. Схема системы магистральных газопроводов Воронежской области

Таким образом, реализация мероприятий настоящей программы позволит решить не только важные социальные, но и экономические задачи.

Эксплуатацию межпоселковых и уличных газопроводов производит в основном ОАО "Воронежоблгаз", которое включает в себя 20 филиалов, обслуживающих муниципальные образования области. Зоны обслуживания показаны на рис. 2.

Рис. 2. Зоны обслуживания муниципальных образований Воронежской области филиалами ОАО "Воронежоблгаз"

Сетевым газоснабжением в настоящее время охвачено 15 городов, 17 поселков городского типа и 1223 сельских населенных пункта области.

Протяженность наружных газопроводов высокого, среднего и низкого давления по области составляет 14320,2 км (в т.ч. полиэтиленовых - 248,2 км).

В эксплуатации находятся 667 газорегуляторных пунктов и 2310 шкафных регуляторных пунктов. Газифицировано:

- 296 промышленных предприятий, в том числе 53 предприятия в сельской местности;

- 2573 коммунально-бытовых предприятия, в том числе 967 в сельской местности;

- 45 сельскохозяйственных объектов;

- 966 котельных, из них 243 в сельской местности.

Характеристика существующих газораспределительных систем приведена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика существующих газораспределительных систем,

эксплуатируемых на территории Воронежской области

Наименование показателей

По состоянию на:

01.01.2001

01.01.2002

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

Протяженность
металлических
газопроводов, км

Всего:

9 238,1

10 256,9

11 916,2

12 897,6

14 072,0

Город

4 874,7

5 183,3

5 622,3

5 809,1

6 124,2

Село

4 323,5

5 073,6

6 293,9

7 088,5

7 947,8

- по виду прокладки:

надземные

3 749,8

4 391,5

5 308,5

5 654,9

6 006,0

подземные

5 448,3

5 865,4

6 607,65

7 242,7

8 066,0

- по назначению:

межпоселковые

1 386,3

1 521,9

1 687,77

1 965,4

2 324,8

уличные

6 086,7

7 582,6

8 260,4

8 886,8

9 574,0

вводы

2 045,5

2 173,2

- по давлению:

высокого

2 079,3

2 260,1

2 420,3

2 924,1

3 374,2

среднего

478,8

533,4

662,5

671,8

715,2

низкого

6 640,0

7 463,4

8 747,4

9 301,7

9 982,6

Протяженность
полиэтиленовых
газопроводов, км

Всего:

39,9

47,2

86,1

133,1

248,2

из них: межпоселковые

39,9

43,9

64,48

96,6

121,2

Количество ГРС,
находящихся на
обслуживании

0

0

0

0

Количество ГРП

556

576

592

619

667

Количество ШРП

954

1 164

1 562

1 810

2 310

В настоящее время сеть магистральных газопроводов недогружена и для более эффективной ее работы требуется срочное завершение строительства сети разводящих газопроводов с подключением новых потребителей.

В рамках программы предполагается построить:

- газопроводы высокого и среднего давления протяженностью 5790,0 км;

- разводящие газопроводы низкого давления протяженностью 6447,3 км;

- перевести на газообразное топливо 1115 муниципальных котельных суммарной мощностью 422,67 Гкал/час;

- перевести на газообразное топливо 415 ведомственных котельных суммарной мощностью 306,37 Гкал/час.

Решение о газификации населенных пунктов, не подлежащих газификации в рамках программы, принимается на местном уровне.

Глава 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основной целью программы является повышение уровня и качества жизни населения за счет газификации Воронежской области.

Для достижения основной цели программы предусматривается решение следующих задач:

- доведение уровня газификации до более 92% в целом по области и 80% в сельских населенных пунктах;

- создание условий для развития экономики Воронежской области, улучшения экологической безопасности, внедрения прогрессивных энергоресурсосберегающих технологий;

- содействие в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства;

- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

- перевод систем энергопотребления населенных пунктов, промышленных технологических и энергетических установок на природный газ;

- привлечение инвестиционных ресурсов потенциальных потребителей газа, в том числе населения, промышленных и иных организаций;

- интеграция организаций, участвующих в реализации мероприятий настоящей программы;

- обеспечение координации действий и ресурсов федеральных, областных и муниципальных органов власти, ОАО "Газпром", юридических и физических.

Программа реализуется в течение 2006 - 2009 годов одноэтапно.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями являются:

1. Уровень газификации - создание условий для газификации более 92% квартир и домовладений.

2. Протяженность газовых сетей - 12237,3 км.

3. Количество котельных, переведенных на газообразное топливо, - 1500 шт. суммарной мощностью 729,04 Гкал/час.

Достижение поставленной цели и решение задач в сроки, определяемые программой, гарантировано реализацией мероприятий.

Глава 3. Система программных мероприятий

В рамках программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- строительство межпоселковых газопроводов, газопроводов высокого и среднего давления;

- строительство уличных газопроводов низкого давления;

- реконструкция муниципальных котельных с переводом на газообразное топливо;

- реконструкция ведомственных котельных с переводом на газообразное топливо.

1. Строительство межпоселковых газопроводов,

газопроводов высокого и среднего давления

Основной целью мероприятия является обеспечение возможности газификации населенных пунктов и крупных потребителей природного газа.

Мероприятием предполагается разработка проектно-сметной документации, приобретение необходимого оборудования и проведение строительно-монтажных работ с целью строительства газораспределительных сетей общей протяженностью 5790,0 км, в том числе:

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Протяженность,
км

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Протяженность,
км

1

Аннинский

315,4

19

Острогожский

104,8

2

Бобровский

167,3

20

Павловский

226,8

3

Богучарский

181,2

21

Панинский

446,9

4

Борисоглебский

144,9

22

Петропавловский

90,1

5

Бутурлиновский

197,8

23

Поворинский

102,6

6

Верхнемамонский

55,1

24

Подгоренский

261,3

7

Верхнехавский

241,3

25

Рамонский

109,3

8

Воробьевский

51,8

26

Репьевский

14,9

9

Грибановский

329,2

27

Россошанский

100,0

10

Калачеевский

178,1

28

Семилукский

205,2

11

Каменский

65,0

29

Таловский

285,4

12

Кантемировский

192,6

30

Терновский

252,2

13

Каширский

178,2

31

Хохольский

122,6

14

Лискинский

8,6

32

Эртильский

437,9

15

Нижнедевицкий

153,0

33

г. Воронеж

23,3

16

Новоусманский

148,9

34

г. Нововоронеж

4,3

17

Новохоперский

280,0

18

Ольховатский

114,0

ИТОГО

5 790,0

Перечень объектов, строительство которых предполагается провести в рамках мероприятия, их протяженность и сметная стоимость работ в разрезе муниципальных образований, сельских поселений и населенных пунктов приведены в приложении к программе.

Всего будет построено 5790,0 км межпоселковых газопроводов, газопроводов высокого и среднего давления, в том числе в 2006 году - 1490 км (26%), в 2007 году - 1436 км (25%), в 2008 году - 1514 км (26%), в 2009 году - 1350 км (23%).

В результате будет предоставлена возможность газифицировать 841 населенный пункт, в том числе в 2006 году - 162 (19%), в 2007 году - 208 (25%), в 2008 году - 215 (26%), в 2009 году - 256 (30%).

Реализация мероприятия будет способствовать улучшению качества и повышению уровня жизни граждан Воронежской области. Для достижения уровня газификации, запланированного программой (92%), сравнимого с соседними регионами (Липецкая, Белгородская области), предусмотрено газифицировать более 840 населенных пунктов Воронежской области.

Все расходы на реализацию мероприятия будут осуществляться по статье "Капитальные вложения". Общая сумма расходов в ценах соответствующих лет составит 6963423 тыс. рублей, в том числе на строительно-монтажные работы - 4178054 тыс. рублей, приобретение и монтаж оборудования - 2437198 тыс. рублей, разработку проектно-сметной документации, пусконаладочные работы - 348171 тыс. рублей.

Общий объем финансирования мероприятия в ценах соответствующих лет составит 6963423 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 958270 тыс. рублей (ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", ФАИП, непрограммная часть), областной бюджет - 2299897 тыс. рублей (перечень областных целевых программ, предусмотренный приложением к закону Воронежской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год), местный бюджет - 269319 тыс. рублей (средства на разработку ПСД), ОАО "Воронежоблгаз" - 285400 тыс. рублей (тарифная надбавка на транспортировку газа), ОАО "Газпром" - 1200000 тыс. рублей, средства юридических лиц - 1950537 тыс. рублей (по имеющимся соглашениям).

Ожидаемые эффекты от реализации мероприятия:

- обеспечение условий для более эффективной работы и полноценного отдыха граждан;

- сокращение объемов вредных выбросов в атмосферу;

- сумма отчислений в бюджеты от реализации мероприятия составит 1939453 тыс. рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет - 1419842 тыс. рублей;

- в областной бюджет - 282715 тыс. рублей;

- в местный бюджет - 41363 тыс. рублей;

- единый социальный налог составит 195533 тыс. рублей.

Бюджетная эффективность составит 1593033 тыс. рублей.

2. Строительство уличных газопроводов низкого давления

Целью мероприятия является создание условий для газификации квартир и домовладений, а также небольших помещений малого бизнеса (магазины, аптеки, кафе, и т.д.).

Мероприятием предполагается разработка проектно-сметной документации, приобретение необходимого оборудования и проведение строительно-монтажных работ для строительства газораспределительных сетей общей протяженностью 6447,3 км.

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Протяженность,
км

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Протяженность,
км

1

Аннинский

370,0

19

Острогожский

56,8

2

Бобровский

206,4

20

Павловский

279,8

3

Богучарский

102,7

21

Панинский

485,8

4

Борисоглебский

156,8

22

Петропавловский

77,0

5

Бутурлиновский

293,2

23

Поворинский

125,0

6

Верхнемамонский

45,1

24

Подгоренский

201,6

7

Верхнехавский

317,3

25

Рамонский

81,3

8

Воробьевский

15,8

26

Репьевский

34,1

9

Грибановский

603,6

27

Россошанский

75,7

10

Калачеевский

170,1

28

Семилукский

143,9

11

Каменский

160,9

29

Таловский

376,6

12

Кантемировский

222,7

30

Терновский

367,8

13

Каширский

221,1

31

Хохольский

161,6

14

Лискинский

1,3

32

Эртильский

247,5

15

Нижнедевицкий

145,4

33

г. Воронеж

0,0

16

Новоусманский

320,8

34

г. Нововоронеж

14,4

17

Новохоперский

327,8

18

Ольховатский

37,5

ИТОГО

6 447,3

Перечень объектов, строительство которых предполагается провести в рамках мероприятия, их протяженность и сметная стоимость работ в разрезе муниципальных образований, сельских поселений и населенных пунктов приведены в приложении к программе.

Всего будет построено 6447,3 км уличных газопроводов низкого давления, в том числе в 2006 году - 1570,5 км (24%), в 2007 году - 1782,6 км (28%), в 2008 году - 1635,9 км (25%), в 2009 году - 1458,3 км (23%).

В результате будет предоставлена возможность газифицировать 299,5 тыс. квартир и домовладений, в том числе в 2006 году - 60,6 тыс. (20%), в 2007 году - 66,5 тыс. (22%), в 2008 году - 70,3 тыс. (24%), в 2009 году - 75,1 тыс. (25%), в 2010 году - 27,0 тыс. (9%).

Реализация мероприятия будет способствовать улучшению качества и повышению уровня жизни граждан Воронежской области.

Все расходы на реализацию мероприятия будут осуществляться по статье "Капитальные вложения". Общая сумма расходов в ценах соответствующих лет составит 5387526 тыс. рублей, в том числе на строительно-монтажные работы - 4848774 тыс. рублей, приобретение и монтаж оборудования - 269376 тыс. рублей, разработку проектно-сметной документации, пусконаладочные работы - 269376 тыс. рублей.

Общий объем финансирования мероприятия в ценах соответствующих лет составит 5387526 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 990000 тыс. рублей (ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года")., областной бюджет - 20000 тыс. рублей, местный бюджет - 40000 тыс. рублей, средства юридических лиц - 70037 тыс. рублей, средства физических лиц - 4267489 тыс. рублей.

Ожидаемые эффекты от реализации мероприятия:

- улучшение условий работы объектов социальной сферы, обеспечение условий для более эффективной работы и полноценного отдыха граждан;

- сокращение объема вредных выбросов в атмосферу;

- сумма дополнительных платежей в бюджеты от реализации мероприятия составит 1506246 тыс. рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет - 990767 тыс. рублей;

- в областной бюджет - 240553 тыс. рублей;

- в местный бюджет - 48003 тыс. рублей;

- единый социальный налог составит 226923 тыс. рублей.

Бюджетная эффективность составит 456242 тыс. рублей.

3. Реконструкция муниципальных котельных

с переводом на газообразное топливо

Основной целью мероприятия является: повышение качества жизни и сохранение здоровья населения Воронежской области, улучшение условий работы, учебы и отдыха, повышение надежности систем теплоснабжения, обеспечение возможности внедрения ресурсосберегающих технологий, улучшение экологической обстановки в Воронежской области.

Мероприятием предполагается разработка проектно-сметной документации, приобретение необходимого оборудования (котлы, контрольно-измерительные приборы и автоматика, оборудование для химводоподготовки и др.) и проведение строительно-монтажных работ с целью перевода 1115 муниципальных котельных на газовое топливо.

Перечень котельных, реконструкцию которых предполагается провести в рамках мероприятия, их мощности и сметная стоимость работ в разрезе муниципальных образований, сельских поселений и населенных пунктов приведены в приложении к программе.

Все расходы на реализацию мероприятия будут осуществляться по статье "Капитальные вложения". Общая сумма расходов в ценах соответствующих лет составит 2707705 тыс. рублей, в том числе на строительно-монтажные работы - 947697 тыс. рублей, приобретение и монтаж оборудования - 1624623 тыс. рублей, разработку проектно-сметной документации, пусконаладочные работы - 135385 тыс. рублей.

Всего будет построено и реконструировано с переводом на газообразное топливо 1115 муниципальных котельных, в том числе:

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Количество

Мощность
котельной,
Гкал /час

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Количество

Мощность
котельной,
Гкал /час

1

Аннинский

75

27.549

19

Острогожский

18

4.5

2

Бобровский

31

7.5

20

Павловский

83

33.7

3

Богучарский

57

5.3

21

Панинский

58

17.5

4

Борисоглебский

22

12.5

22

Петропавловский

16

3.3

5

Бутурлиновский

46

8.6

23

Поворинский

38

9.3

6

Верхнемамонский

27

6.9

24

Подгоренский

68

4.5

7

Верхнехавский

69

33.87

25

Рамонский

17

5.0

8

Воробьевский

14

4.1

26

Репьевский

4

1.8

9

Грибановский

49

4.0

27

Россошанский

22

20.3

10

Калачеевский

31

6.0

28

Семилукский

16

8.5

11

Каменский

17

9.5

29

Таловский

43

48.0

12

Кантемировский

30

10.5

30

Терновский

31

11.5

13

Каширский

34

5.1

31

Хохольский

10

1.2

14

Лискинский

5

4.0

32

Эртильский

35

44.4

15

Нижнедевицкий

15

4.6

33

г. Воронеж

0

0.0

16

Новоусманский

55

21.1

34

г. Нововоронеж

0

0.0

17

Новохоперский

51

24.3

18

Ольховатский

28

13.7

ИТОГО

1 115

422.67

Реализация мероприятия будет способствовать улучшению качества и повышению уровня жизни граждан Воронежской области, улучшению условий работы объектов социальной сферы, обеспечению условий для более эффективной работы и полноценного отдыха граждан.

Общий объем финансирования мероприятия в ценах соответствующих лет составит 2707705 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 1079838 тыс. рублей, местный бюджет - 295140 тыс. рублей, средства хозяйствующих субъектов - 1332727 тыс. рублей.

Сокращение в результате перехода с угля на газ объемов вредных выбросов в атмосферу только от муниципальных котельных составит свыше 1,8 тыс. тонн, значительное снижение количества окислов серы (уголь Кузнецкого бассейна) позволит улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах области, снизить вредное влияние окружающей среды на здоровье населения.

Ожидаемые эффекты от реализации мероприятия:

- улучшение условий работы объектов социальной сферы, обеспечение условий для более эффективной работы и полноценного отдыха граждан;

- сокращение объема вредных выбросов в атмосферу.

Расходы бюджета на выполнение мероприятия составят 1646284 тыс. рублей. Сумма дополнительных платежей в бюджеты составит 681150,3 тыс. рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет - 499707,0 тыс. рублей;

- в областной бюджет - 109797,4 тыс. рублей;

- в местный бюджет - 12509,6 тыс. рублей;

- единый социальный налог составит 59136,3 тыс. рублей.

Бюджетная эффективность составит 965133,7 тыс. рублей.

4. Реконструкция ведомственных котельных

с переводом на газообразное топливо

Основной целью мероприятия является: повышение надежности систем теплоснабжения предприятий Воронежской области, обеспечение возможности внедрения ресурсосберегающих технологий, улучшение экологической обстановки.

Мероприятием предполагается разработка проектно-сметной документации, приобретение необходимого оборудования (котлы, контрольно-измерительные приборы и автоматика, оборудование для химводоподготовки и др.) и проведение строительно-монтажных работ с целью перевода 415 ведомственных котельных на газообразное топливо, в том числе:

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Количество

Мощность
котельной,
Гкал /час

N
п/п

Наименование
муниципального
образования

Количество

Мощность
котельной,
Гкал /час

1

Аннинский

5

13.52

19

Острогожский

2

3.35

2

Бобровский

4

6.03

20

Павловский

31

16.57

3

Богучарский

24

2.3

21

Панинский

29

110.2

4

Борисоглебский

12

9.15

22

Петропавловский

4

3.59

5

Бутурлиновский

14

2.78

23

Поворинский

20

5.31

6

Верхнемамонский

83

6.32

24

Подгоренский

58

1.17

7

Верхнехавский

12

19.61

25

Рамонский

3

0.6

8

Воробьевский

0

0

26

Репьевский

0

0

9

Грибановский

0

0

27

Россошанский

1

0.22

10

Калачеевский

1

0.17

28

Семилукский

2

0.48

11

Каменский

4

1.83

29

Таловский

22

23.49

12

Кантемировский

5

2.09

30

Терновский

23

6.57

13

Каширский

3

0.19

31

Хохольский

0

0

14

Лискинский

0

0

32

Эртильский

7

51.4

15

Нижнедевицкий

3

1.05

33

г. Воронеж

0

0

16

Новоусманский

26

12.64

34

г. Нововоронеж

0

0

17

Новохоперский

17

5.72

18

Ольховатский

0

0

ИТОГО

415

306.37

Перечень котельных, реконструкцию которых предполагается провести в рамках мероприятия, их мощность и сметная стоимость работ в разрезе муниципальных образований, сельских поселений и населенных пунктов приведены в приложении к программе.

Общая сумма расходов в ценах соответствующих лет составит 960124 тыс. рублей, в том числе на строительно-монтажные работы - 336043 тыс. рублей, приобретение и монтаж оборудования - 576074 тыс. рублей, разработку проектно-сметной документации, пусконаладочные работы - 48007 тыс. рублей.

Сокращение в результате перехода с угля на газ объемов вредных выбросов в атмосферу только от ведомственных котельных составит свыше 1,3 тыс. тонн, значительное количество окислов серы (уголь Кузнецкого бассейна) позволит улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах Воронежской области, снизить вредное влияние окружающей среды на здоровье населения.

Ожидаемые эффекты от реализации мероприятия:

- улучшение условий работы объектов внебюджетной сферы, обеспечение условий для более эффективной работы и полноценного отдыха граждан;

- сокращение объема вредных выбросов в атмосферу;

- сумма дополнительных поступлений в бюджеты составит 237395 тыс. рублей, в том числе:

- в федеральный бюджет - 175006 тыс. рублей;

- в областной бюджет - 33809 тыс. рублей;

- в местный бюджет - 4990 тыс. рублей;

- единый социальный налог - 23590 тыс. рублей.

Бюджетная эффективность составит 237395 тыс. рублей.

Глава 4. Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования программы составит 11,74 млрд. рублей (в ценах 2004 года). В ценах соответствующих лет - 16,02 млрд. рублей, с учетом коэффициентов-дефляторов инфляционного удорожания, определенных Министерством экономического развития и торговли РФ на 2006 - 2009 годы.

Источниками средств для реализации программы являются:

- средства федерального бюджета (ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации", ФАИП непрограммная часть, ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" - 1,95 млрд. рублей (12,2%);

- средства областного бюджета - 3,40 млрд. рублей (21,2%);

- средства местных бюджетов - 0,6 млрд. рублей (3,8%);

- средства ОАО "Газпром" - 1,2 млрд. рублей (7,5%);

- средства инвестиционной составляющей в тарифах на потребляемый природный газ - 0,29 млрд. рублей (1,8%);

- средства юридических лиц - 4,31 млрд. рублей (26,9%);

- средства физических лиц - 4,27 млрд. рублей (26,6%).

Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации, исходя из возможностей бюджетов на очередной финансовый год и фактических затрат.

При этом финансирование учитывает объемы капиталовложений, направляемых на реализацию всех четырех мероприятий программы:

- строительство межпоселковых газопроводов, газопроводов высокого и среднего давления;

- строительство уличных газопроводов низкого давления;

- реконструкция муниципальных котельных с переводом на газообразное топливо;

- реконструкция ведомственных котельных с переводом на газообразное топливо.

В суммарный объем капитальных вложений входят все основные виды затрат, включая:

- разработку проектно-сметной документации;

- строительно-монтажные работы;

- приобретение оборудования;

- пусконаладочные работы.

Нормативные показатели по видам затрат в разрезе конкретных мероприятий программы неодинаковы. Так, при строительстве газопроводов высокого и среднего давления удельный вес строительно-монтажных работ по отношению к затратам на приобретение оборудования отличается от соответствующих показателей при строительстве разводящих сетей низкого давления (см. таблицу 3).

Таблица 3

Объемы и удельный вес затрат, направляемых

на строительство разводящих сетей газопроводов высокого,

среднего и низкого давления (в ценах соответствующих лет)

Газопроводы
высокого и
среднего давления

Газопроводы
низкого давления

Общая сумма кап. вложений

6 963,4

5 387,5

ПСД, пусконаладочные работы

5%

348,2

5%

269,4

Строительно-монтажные

60%

4 178,0

90%

4 848,7

Оборудование

35%

2 437,2

5%

269,4

Удельный вес затрат на строительство и реконструкцию котельных при переводе их на газообразное топливо потребует выделения большей доли капитальных вложений на приобретение оборудования по сравнению со строительно-монтажными работами.

По источникам - реализация программы требует осуществления многоканального финансирования (см. таблицу 4).

Таблица 4

Суммарный объем затрат, направленных

на финансирование программы "Газификация

Воронежской области на 2006 - 2009 годы"

(в ценах соответствующих лет)

N
п/п

Название мероприятия

Всего
по
программе

В том числе по источникам, млн. рублей

Федеральный
бюджет

Областной
бюджет

Муниципальный
бюджет

ОАО
"Газпром"

ОАО
"Воронеж-
облгаз"
(тарифная
надбавка)

Средства
юридических
лиц

Средства
физических
лиц

1

Строительство
газопроводов высокого
и среднего давления

6 963,4

958,3

2 299,9

269,3

1 200,0

285,4

1 950,5

0

Удельный вес затрат, %

100%

13,8%

33,0%

3,9%

17,2%

4,1%

28,0%

0,0%

2

Строительство уличных
разводящих
газопроводов низкого
давления

5 387,5

990

20

40

0

0

70,0

4 267,5

Удельный вес затрат, %

100%

18,4%

0,4%

0,7%

0,0%

0,0%

1,3%

79,2%

3

Строительство и
реконструкция
муниципальных котельных

2 707,7

0

1 079,8

295,1

0

0

1 332,8

0

Удельный вес затрат, %

100%

0,0%

39,9%

10,9%

0,0%

0,0%

49,2%

0,0%

4

Строительство и
реконструкция
ведомственных котельных

960,1

0

0

0

0

0

960,1

0

Удельный вес затрат, %

100%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

100,0%

0,0%

ИТОГО

16 018,7

1 948,3

3 399,7

604,5

1 200,0

285,4

4 313,4

4 267,5

Удельный вес затрат, %

100%

12,2%

21,2%

3,8%

7,5%

1,8%

26,9%

26,6%

Суммарный объем затрат, направляемых на реализацию программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" по годам освоения в разрезе инвесторов, см. в приложении 3.

Глава 5. Механизм реализации программы

Механизм реализации областной целевой программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" включает ряд последующих действий:

- определение технологической последовательности строительства газораспределительных сетей и реконструкции котельных;

- поэтапная разработка проектно-сметной документации и ее экспертиза;

- организация и проведение конкурсных торгов по выбору подрядных организаций;

- контроль за ходом строительства объектов газификации;

- подготовка к вводу и ввод в эксплуатацию объектов газификации и газоснабжения;

- регистрация прав собственности инвесторов на вновь построенные (реконструированные) объекты.

Программа в целом сформирована таким образом, что позволяет в процессе ее реализации гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка, инвестиционной активности, приоритетности развития газораспределительных сетей и теплогенерирующих мощностей по зонам области с соответствующей корректировкой для осуществления основной цели - достижения уровня газификации Воронежской области в 2009 году не менее 92%, а сельских районов - 80%.

С целью более четкого определения прав и обязанностей юридических и физических лиц, участвующих в реализации программы планируется в 2006 году разработать и внести на рассмотрение областной Думы проект закона "О газификации и газоснабжении Воронежской области".

Государственным заказчиком-координатором программы определено Главное управление экономического развития Воронежской области, государственными заказчиками по строительству газовых сетей - Главное управление строительной политики Воронежской области и Главное управление аграрной политики Воронежской области, по реконструкции котельных - Главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области.

Текущее управление реализацией программы осуществляется государственными заказчиками в установленном порядке. Государственные заказчики разрабатывают и ежегодно представляют государственному заказчику-координатору программы предложения о порядке реализации мероприятий и их финансирования, а в случае проведения корректировки мероприятий - обоснование необходимости предлагаемой корректировки с указанием причин, сроков, объемов и источников финансирования. Информация о проводимых конкурсах на участие в реализации программных мероприятий и критериях определения победителей публикуется в средствах массовой информации и сети Интернет. Информация о программе, значениях целевых индикаторов и показателей, программных мероприятиях и результатах мониторинга, их реализации публикуется в средствах массовой информации.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы государственные заказчики ежегодно согласовывают с ГУЭР и ГФУ уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" приобретение и поставка оборудования и выполнение работ будут выполняться организациями, определенными по результатам конкурсов. Порядок расчетов за выполненные работы, поставленные материалы и оборудование будет определяться контрактом на выполнение подрядных работ, заключаемым в установленном действующим законодательством порядке.

Государственные заказчики программы сообщают государственному заказчику-координатору, а также в ГФУ о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственных контрактах (договорах) на их финансирование из внебюджетных источников и местных бюджетов, в том числе на закупку и поставку продукции (товаров, услуг).

Государственные заказчики программы, с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств, ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

Государственные заказчики осуществляют мониторинг реализации программы и в установленном порядке вносят предложения по ее корректировке.

При необходимости государственные заказчики в установленном порядке вносят в ГУЭР предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации программы, который истекает в текущем году. Срок реализации программы может продлеваться не более чем на один год.

ГУЭР с участием государственных заказчиков программы, заинтересованных исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления организует экспертные проверки хода реализации программы. По результатам экспертных проверок подготавливаются и в установленном порядке решаются вопросы о целесообразности продолжения работ и финансировании программы или ее прекращении, применении санкций к участникам реализации программных мероприятий.

Государственные заказчики программы направляют:

- в ГУЭР ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации программы;

- ежегодно в срок до 1 февраля в ГУЭР и ГФУ доклады о ходе работ по реализации программы и эффективности использования финансовых средств.

Доклады должны содержать:

- сведения о результатах реализации программы за отчетный год;

- данные о целевом использовании и объемах средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников;

- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы;

- сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при их утверждении;

- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;

- сведения о результативности НИОКР;

- оценку эффективности результатов реализации программы;

- оценку влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики области (мультипликативный эффект по результатам реализации программы).

С целью постоянного контроля и координации действий по реализации программы:

1. Главное управление экономического развития Воронежской области:

- осуществляет координацию работ по реализации целевой программы газификации;

- осуществляет пообъектное планирование строительства газовых сетей высокого и среднего давления с определением объемов финансирования за счет бюджетных средств и сроков ввода объектов в эксплуатацию;

- готовит предложения по включению в областной бюджет объемов финансирования на соответствующий год в соответствии с настоящей программой;

- обеспечивает привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников для реализации программы;

- осуществляет контроль за своевременным и эффективным использованием бюджетных средств.

2. Главное финансовое управление Воронежской области:

- осуществляет финансирование и контроль за целевым использование бюджетных средств, направляемых на реализацию программы.

3. Главное управление строительной политики Воронежской области:

- координирует деятельность заказчиков-застройщиков, проектных, строительных и научно-исследовательских организаций, участвующих в реализации мероприятий настоящей программы по строительству газовых сетей;

- организует взаимодействие с ОАО "Газпром", заказчиками-застройщиками, ОАО "Воронежоблгаз" и органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области;

- осуществляет контроль за реализацией мероприятий настоящей программы;

- обеспечивает эффективное использование средств на строительство газопроводов за счет внедрения новых технологий и материалов;

- обеспечивает привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для реализации программы;

- несет ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

4. Главное управление аграрной политики Воронежской области:

- координирует деятельность заказчиков-застройщиков, проектных, строительных организаций, участвующих в реализации мероприятий настоящей программы по строительству газовых сетей низкого давления;

- осуществляет контроль за реализацией мероприятий настоящей программы;

- обеспечивает привлечение средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников для реализации программы;

- несет ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

5. Главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области:

- координирует деятельность заказчиков-застройщиков, проектных, строительных и научно-исследовательских организаций, участвующих в реализации мероприятий настоящей программы по реконструкции котельных с переводом на газообразное топливо;

- организует взаимодействие с ОАО "Воронежоблгаз", органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, юридическими лицами, принимающими участие в реконструкции котельных с переводом на газообразное топливо;

- осуществляет организационный контроль за реализацией мероприятий настоящей программы;

- обеспечивает привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для реализации программы;

- несет ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

6. Главное управление государственного имущества Воронежской области:

- осуществляет оформление в областную собственность объектов газификации, построенных за счет средств областного бюджета;

- определяет балансодержателя объектов газификации, являющихся областной собственностью;

- осуществляет управление и распоряжение объектами газификации, находящимися в областной собственности.

Права государственной собственности Воронежской области на созданные при реализации мероприятий настоящей программы объекты газового хозяйства за счет бюджетных средств подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перечень объектов строительства, подлежащих газификации согласно настоящей программе, может уточняться в установленном порядке с учетом объемов капитальных вложений, предусмотренных на соответствующий финансовый год, Главным управлением экономического развития Воронежской области по предложениям муниципальных образований, Главного управления строительной политики Воронежской области, Главного управления жилищно-коммунальной политики Воронежской области, Главного управления аграрной политики Воронежской области.

Средства из федерального бюджета на реализацию программы будут привлечены по ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации", ФАИП, ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" на основании бюджетных заявок.

Средства областного бюджета будут расходоваться на разработку проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, пусконаладочные работы.

Средства местных бюджетов будут расходоваться на разработку проектно-сметной документации, изготовление межевых дел и на строительство уличных газопроводов низкого давления.

Внебюджетные средства - средства юридических лиц (участников программы) будут направлены на:

- разработку проектно-сметной документации;

- строительно-монтажные работы;

- приобретение оборудования;

- пусконаладочные работы.

Средства физических лиц (населения) будут использованы для долевого строительства уличных газопроводов низкого давления на основании решения схода граждан, участвующих в газификации населенного пункта, улицы, многоквартирного жилого дома.

Глава 6. Оценка эффективности расходования

бюджетных средств, социально-экономических и

экологических последствий реализации программы

Газификация населенных пунктов Воронежской области позволяет получить высокий социальный и экономический эффект, в результате чего существенно улучшается качество жизни населения. Возрастает надежность теплоснабжения объектов жилья и соцкультбыта при значительном сокращении затрат на приобретение и использование других видов энергоносителей. Укрупненные расчеты показывают, что перевод на газообразное топливо влечет за собой в среднем снижение годовых затрат на 1 домовладение на 4,5 - 5 тыс. рублей, в отопительных котельных на 700 - 900 тыс. рублей на 1 Гкал произведенной мощности отопительного котла в год.

Кроме того, наличие высокотехнологического энергоносителя - природного газа, особенно с учетом его удельной относительно низкой цены (1073,0 рублей за 1000 куб. м) по сравнению с твердым (от 2200 до 3000 рублей за 1 тонну) и жидким топливом (8200 рублей за 1 тонну), позволяет более интенсивно развивать экономику области, особенно перерабатывающую промышленность, малый и средний бизнес. Снижение технологических затрат и издержек при производстве продукции, внедрение новых технологий и оборудования положительно влияют на себестоимость выпускаемых изделий и их качество, существенно повышают конкурентоспособность продукции региональных производителей, дают мощный толчок росту объемов производства и бюджетных поступлений.

При расчете экономической эффективности газификации населенных пунктов Воронежской области использовался метод сравнения затрат на фактическое потребление традиционных энергоносителей, таких, как каменный уголь, дрова, сжиженный газ и жидкое топливо с использованием природного газообразного топлива в равновеликих объемах тепловых эквивалентов.

Методика расчета эффективности программных мероприятий

Методика расчета эффективности реализации областной целевой программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" разработана на основании следующих правовых и нормативных документов:

- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах повышения результативности бюджетных расходов";

- Положение о порядке проведения ежегодных экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ, утвержденное Приказом Минэкономразвития РФ от 10.11.2003 N 334;

- Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькуляции себестоимости научно-технической продукции, утвержденные Распоряжением Министерства науки и технической политики от 15.06.1994 N ОР 22-2-46;

- постановление администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ";

- распоряжение администрации Воронежской области от 25.03.2005 N 479-р "Об оценке эффективности реализации областных целевых программ".

При расчете экономической эффективности программных мероприятий использованы общегосударственные технические нормативы, опубликованные в справочных пособиях, технической литературе и материалах СНиП (строительные нормы и правила), такие как:

- "Справочник проектировщика проектирования тепловых сетей" /Под редакцией А.А. Николаева. Гос. издательство по ст-ву, архитектуре и строительным материалам. Москва, 1965. Том II;

- "Справочник инженера-строителя" /Под редакцией И.А. Онуфриева и А.С. Данилевского. Издательство по ст-ву, архитектуре и строительным материалам. Москва, 1959;

- "Справочник по котельным установкам малой производительности" /Под редакцией К.Ф. Роддатис, А.Н. Полторацкого. Энергоатомиздат, 1989;

- Справочник "Наладка и эксплуатация водяных тепловых сетей". Втор. /В.И. Манюк. 1988.

- СП 41-104-2000 "Проектирование автономных источников теплоснабжения". Москва, 2000;

- СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб". Москва, 2003 год.

Для расчета количества твердого топлива, используемого на обогрев индивидуального жилья, принята норма потребления угля из расчета 50 кг на 1 кв. метр отапливаемой площади, утвержденная постановлениями администрации Воронежской области от 16.01.1995 N 43, пролонгированная в постановлениях от 26.10.1995 N 1170, от 31.01.1996 N 110, от 11.07.1997 N 100/708, при среднестатистической отапливаемой площади одного домовладения в 53 кв. метра.

На основе справочных данных для расчета экономической эффективности перевода отапливаемых площадей с традиционного топлива на газообразное приняты следующие технические параметры:

- Усредненная теплотворная способность угля (Кузбасского - 6 000 кКал

бассейна, "Ростов-уголь") (0,856 т.у.т.)

- Теплотворная способность природного газа на 1 т куб. м - 8 000 кКал

(1,136 т.у.т.)

- КПД сгорания угля - 0,65

- КПД сгорания природного газа - 0,91

- Средний калорийный эквивалент для перевода природного газа - 1,136

в условное топливо

- Продолжительность отопительного сезона (суток) - 197

- Поправочный коэффициент на режим отопления - 0,5

- Отпускная цена топлива на момент расчета (на 01.07.2005):

каменного угля (рублей/тонна) - 2 487

дров (рублей/куб. м) - 466

природного газа (рублей/тыс. куб. м) - 1 073

- Норма потребления твердого топлива на 1 кв. м отапливаемой

площади:

угля - 50 кг

дров - 0,028 куб. м

- Средняя отапливаемая площадь одной квартиры - 53 кв. м

Методология расчета экономической эффективности

при переходе населения на использование природного газа

1. Эффективность при переходе с использования твердого топлива (угля, дров) на природный газ

Фактическое потребление твердого топлива:

Р = Nт x K x S x nт (т.у.т.),

где

Nт - норма потребления твердого топлива на 1 кв. м отапливаемой площади;

K - количество газифицируемых квартир;

S - расчетная средняя отапливаемая площадь одной квартиры;

nт - средний калорический эквивалент (угля, дров).

Затраты на приобретение потребляемого топлива:

S1 = Ст x Nт x K x S (тыс. рублей),

где

Ст - среднерасчетная цена 1 тонны твердого топлива.

Объем замещения твердого топлива природным газом:

P

V = ------------ (тыс. куб. м),

n x кпд

2 2

где

n - средний калорический эквивалент природного газа;

2

кпд - КПД сгорания газа.

2

Стоимость замещающего газа:

S2 = V x С2 (тыс. рублей),

где С2 - среднерасчетная цена 1 тыс. куб. м природного газа.

Экономия от замещения газом:

Э = S1 - S2 (тыс. рублей)

Экономическая эффективность замещения:

Э

Эз = ---- (тыс. рублей/т.у.т.)

Р

2. Эффективность при переходе населения с использования сжиженного газа на природный газ

Фактическое потребление сжиженного газа:

Рст = Nст x K x nст (т.у.т.),

где

Nст - средний объем потребления сжиженного газа на одну квартиру;

K - количество газифицируемых квартир;

nст - средний калорический эквивалент сжиженного газа.

Затраты на приобретение сжиженного газа:

S1 = Nст x K x Сст (тыс. рублей),

где

Сст - стоимость 1 тонны сжиженного газа.

Объем замещения сжиженного газа природным:

Рст

V = ---------- (тыс. куб. м),

n x кпд

2 2

где

n - средний калорический эквивалент природного газа (1,136)

2

кпд - КПД сгорания природного газа (0,91)

2

Стоимость замещающего газа:

S2 = V x С2 (тыс. рублей),

где С2 - стоимость 1 тыс. куб. м природного газа.

Экономия от замещения природным газом:

Э = S1 - S2 (тыс. рублей).

Экономическая эффективность замещения:

P

Эз = ---- (тыс. рублей/т.у.т.).

Э

3. Эффективность при переводе работы котельных с твердого топлива на природный газ

Фактическое потребление угля котельными:

Q

Р = ----------- (тн/год),

кпд x 6000

y

где

Q - суммарная мощность котельных в час;

кпд - КПД сгорания угля;

y

6000 - теплотворная способность угля, кКал;

197 - продолжительность отопительного сезона, сутки;

0,5 - поправочный коэффициент на режим отопления.

Объемы потребления котельными угля в условных единицах составят:

Р1 = Р x nуг (т.у.т.),

где

nуг - средний калорический эквивалент угля.

Затраты на приобретение угля:

S1 = Р1 x Су (тыс. рублей),

где

Су - средневзвешенная цена 1 тонны угля.

Объем замещения угля природным газом:

P

1

V = -------- (тыс. куб. м),

n x кпд

2 2

где

n - средний калорический коэффициент природного газа;

2

кпд - КПД сгорания природного газа

2

Стоимость замещающего газа:

S2 = V x С2 (тыс. рублей),

где

С2 - стоимость 1 тыс. куб. м природного газа.

Экономия от замещения природным газом:

Э = S1 - S2 (тыс. рублей).

Экономическая эффективность замещения:

Э

Эз = ----- (тыс. рублей/т.у.т.).

Р

Расчет экономической эффективности реализации программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" по годам и мероприятиям приведены в таблице 5.

Причем при расчете экономической эффективности перевода котельных на газообразное топливо в стоимость энергоносителей не включались затраты на транспортировку топлива.

Учитывая, что освоение вновь созданных газопроводов населением осуществляется поэтапно с некоторым отставанием (до полугода), в расчетах экономической эффективности реализации программы принимаются условия газификации жилья со сдвигом по времени:

2006 год - 60,6 тыс. кв.

2007 год - 66,5 тыс. кв.

2008 год - 70,3 тыс. кв.

2009 год - 75,1 тыс. кв.

2010 год - 27,0 тыс. кв.

Таблица 5

Расчет экономической эффективности реализации программы

"Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы"

(в ценах 2004 года)

Показатели

Население

Муниципальные котельные

Ведомственные котельные

Подлежит
газификации
(квартир,
Гкал)

Фактическое
потребление
топлива
(т.у.т.)

Затраты на
приобретение
потребляемого
трад. топлива
(тыс. рублей)

Объемы
замещения
трад. топлива
газом
(тыс. куб. м)

Стоимость
замещаемого
газа, тыс.
рублей

Экономия от
замещения
трад. топлива
газом, тыс.
рублей

Расчет окупаемости реализации программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" за счет сокращения затрат на использование газообразного топлива по сравнению с традиционным (по годам) приведены в таблице 6.

Таблица 6

Расчет окупаемости реализации программы

"Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы"

(в ценах 2004 года)

Мероприятия

Годы
строи-
тельства

Экономия
Годы реализации программы, тыс. рублей

Экономия
Годы после реализации
программы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Газификация
жилого фонда

2006

289 492

289 492

289 492

289 492

289 492

2007

-

317 677

317 677

317 677

317 677

2008

-

-

335 830

335 830

335 830

2009

-

-

-

358 760

358 760

2010

-

-

-

-

128 982

Итого

289 492

607 169

942 999

1 301 759

1 430 741

1 430 741

1 430 741

Перевод на газ
муниципальных
котельных

2006

91 303

91 303

91 303

91 303

2007

-

128 954

128 954

128 954

2008

-

-

101 669

101 669

2009

-

-

-

86 486

Итого

91 303

220 257

321 926

408 412

408 412

408 412

408 412

Перевод на газ
ведомственных
котельных

2006

46 218

46 218

46 218

46 218

2007

-

108 180

108 180

108 180

2008

-

-

135 702

135 702

2009

-

-

-

56 159

Итого

46 218

154 398

290 100

346 259

346 259

346 259

346 259

Всего по годам

427 013

981 824

1 555 025

2 056 430

2 185 412

2 185 412

2 185 412

Окупаемость (нарастающим
итогом)

427 013

1 408 837

2 963 862

5 020 292

7 205 704

9 391 116

11 576 528

Данные таблицы 6 показывают, что полная окупаемость прямых затрат на реализацию программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" только за счет разницы в ценах на традиционные энергоносители и газообразное топливо составят 7 лет и 15 дней с момента начала ее реализации, или через 3 года и 15 дней после ее завершения.

Кроме того, в ходе реализации программы будет получен экономический эффект за счет дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней от налогов, уплачиваемых организациями, реализующими данную программу (налог на имущество, НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог и др.), ориентировочно на общую сумму 2581204 тыс. рублей.

Реализация программы "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы" значительно улучшит экологическую ситуацию в Воронежской области. В результате перехода от использования традиционного топлива на газообразное объем твердых выбросов в окружающую среду сократится на 10 тыс. тонн/год, в том числе от использования газа населением - 6,97 тыс. тонн, от перевода муниципальных котельных на газ - 1,75 тыс. тонн, от ведомственных котельных - 1,28 тыс. тонн.

Основные показатели развития газификации Воронежской области приведены в таблице 7.

Таблица 7

Сводные показатели развития газификации Воронежской области за 2000 - 2009 годы

Ед. изм.

Отчетный период

Программный период

2000

2001

2002

2003

2004

2005
оценка

2006

2007

2008

2009

Ввод в действие
объектов
газификации:

Газовые сети
высокого и среднего
давления

км

1 075,3

794,2

836,7

1 152

1 170

1 042,4

1 490

1 436

1 514

1 350

Газификация квартир

тыс. шт.

24,8

21,5

21,6

20,5

22

25

60,6

66,5

70,3

75,1

Перевод
муниципальных
котельных на
газовое топливо

шт.

68

53

74

75

55

56

242

341

269

229

Перевод
ведомственных
котельных на
газовое топливо

шт.

64

151

222

78

Уровень газификации

%

55,6

57,4

59,2

61,1

63,9

66,4

76,7

84,8

91,0

96,6

В том числе уровень
газификации в
сельской местности

%

18,0

22,5

25,5

28,6

31,5

36,7

47,0

59,1

71,9

86,2

Затраты на
реализацию
программы в ценах
соответствующих лет
(всего),

млн.
рублей

389,6

385,5

773,9

1 004,7

1 020,2

1 360,0

3 524,6

4 368,3

4 250,2

3 875,8

в том числе:

областной бюджет

млн.
рублей

153,4

90,8

376,4

294,8

299,7

411,7

465,0

1 023,5

1 005,6

905,7

муниципальный
бюджет

млн.
рублей

27,5

40,8

32,3

64,0

22,9

35,0

154,6

161,0

151,7

137,2

федеральный бюджет

млн.
рублей

1,6

6,86

35,6

146,0

101

152,1

275,0

527,1

576,3

569,9

Глава 7. Организация управления программой и контроль

за ходом ее реализации

В соответствии с Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Воронежской области N 582 от 07.07.2005, областная целевая программа "Газификации Воронежской области на 2006 - 2009 годы" подлежит утверждению нормативным правовым актом Воронежской областной Думы.

Практическое руководство и контроль за ходом ее реализации осуществляется государственным заказчиком-координатором программы - Главным управлением экономического развития Воронежской области, которое в соответствии с пунктом 7.3 Положения о разработке и реализации целевых программ передает часть своих функций по координации работ, связанных со строительством сетей высокого и среднего давления, а также реконструкцией котельных, отраслевым управлениям администрации Воронежской области (см. гл. 5).

Порядок взаимоотношений отраслевых управлений администрации области в части организации и контроля за реализацией программы осуществляется в соответствии с пунктами 6, 7 Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ.

Вопросы координации работ, связанных со строительством уличных газопроводов низкого давления, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений непосредственно на местах по согласованию с Главным управлением строительной политики Воронежской области и Главным управлением аграрной политики Воронежской области.

Организацию финансирования строительства уличных газопроводов низкого давления, в том числе за счет средств физических лиц, хозяйствующих субъектов, осуществляют органы местного самоуправления и Главное управление аграрной политики Воронежской области.

Отраслевые управления администрации Воронежской области, участвующие в организации мероприятий и контроле за реализацией настоящей программы, а также органы местного самоуправления муниципальных районов ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Главное управление экономического развития и Главное финансовое управление Воронежской области доклад о ходе работ по реализации программы и эффективности использования финансовых средств.

Итоговый доклад о выполнении программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации представляется государственным заказчиком-координатором настоящей программы в Воронежскую областную Думу до 1 марта 2010 года.

Приложение 1

к областной целевой программе

"Газификация Воронежской области

на 2006 - 2009 годы"

Программные мероприятия

N
меропри-
ятия

Наименование мероприятия

Сроки
выполнения

Содержание мероприятия

Ожидаемые результаты

1

Строительство межпоселковых
газопроводов, газопроводов
высокого и среднего давления

2006 - 2009

Разработка проектно-
сметной документации,
приобретение
необходимого
оборудования, проведение
строительно-монтажных и
пусконаладочных работ с
целью строительства
газораспределительных
сетей общей
протяженностью
5790 км

Всего будет построено 5790 км
межпоселковых газопроводов,
газопроводов высокого и
среднего давления, в том числе
в 2006 году - 1490 км (26%), в
2007 году - 1436 км (25%), в
2008 году - 1514 км (26%), в
2009 году - 1350 км (23%).
В результате будет
предоставлена возможность
газифицировать 841 населенный
пункт, в том числе в 2006 году
- 162 (19%), в 2007 году - 208
(25%), в 2008 году - 215 (26%),
в 2009 году - 256 (30%)

2

Строительство уличных
газопроводов низкого давления

2006 - 2009

Разработка проектно-
сметной документации,
приобретение
необходимого
оборудования и
проведение строительно-
монтажных и
пусконаладочных работ
для строительства
газораспределительных
сетей общей
протяженностью
6447,3 км

Всего будет построено 6447,3 км
уличных газопроводов низкого
давления, в том числе в 2006
году - 1570,5 км (24%), в 2007
году - 1782,6 км (28%), в 2008
году - 1635,9 км (25%), в 2009
году - 1458,3 км (23%).
В результате будет
предоставлена возможность
газифицировать 279 тыс. квартир
и домовладений, в том числе в
2006 году - 69 тыс. (25%), в
2007 году - 70 тыс. (25%), в
2008 году - 68 тыс. (24%), в
2009 году - 72 тыс. (26%)

3

Реконструкция муниципальных
котельных с переводом на
газообразное топливо

2006 - 2009

Разработка проектно-
сметной документации,
приобретение
необходимого
оборудования (котлы,
контрольно-измерительные
приборы и автоматика,
оборудование для
химводоподготовки и
др.), проведение
строительно-монтажных и
пусконаладочных работ с
целью перевода 1115
муниципальных котельных
на газовое топливо

Всего будет построено и
реконструировано с переводом на
газообразное топливо 1115
котельных

4

Реконструкция ведомственных
котельных с переводом на
газообразное топливо

2006 - 2009

Разработка проектно-
сметной документации,
приобретение
необходимого
оборудования (котлы,
контрольно-измерительные
приборы и автоматика,
оборудование для
химводоподготовки и
др.), проведение
строительно-монтажных и
пусконаладочных работ с
целью перевода 415
ведомственных котельных
на газообразное топливо

Всего будет построено и
реконструировано с переводом на
газообразное топливо 415
котельных

Приложение 2

к областной целевой программе

"Газификация Воронежской области

на 2006 - 2009 годы"

Эффективность программных мероприятий

N
меро-
приятия

Наименование мероприятия

Платежи в бюджеты, тыс. рублей

Социальный
эффект,
тыс. рублей

всего

в том числе:

федеральный

областной

местные

1

Строительство межпоселковых
газопроводов, газопроводов
высокого и среднего
давления

466 062

141 984

282 715

41 363

195 533

2

Строительство уличных
газопроводов низкого
давления

1 279 323

990 767

240 553

48 003

226 923

3

Реконструкция муниципальных
котельных с переводом на
газообразное топливо

622 014

499 707

109 797

12 510

59 136

4

Реконструкция ведомственных
котельных с переводом на
газообразное топливо

213 805

175 006

33 809

4 990

23 590

Всего по программе

2 581 204

1 807 464

666 874

106 866

505 182

Приложение 3

к областной целевой программе

"Газификация Воронежской области

на 2006 - 2009 годы"

Объемы и источники финансирования

тыс. рублей

N
меро-
приятия

Наименование мероприятия

Всего
финансовых
средств

в том числе по источникам

Федераль-
ный бюджет

Областной
бюджет

Местные
бюджеты

ОАО
"Газпром"

ОАО
"Воронеж-
облгаз"
(тарифная
надбавка)

Средства
юридических
лиц

Средства
физических
лиц

Всего по программе

16 018 778

1 948 270

3 399 735

604 459

1 200 000

285 400

4 313 425

4 267 489

в том числе:

2006

3 524 558

275 000

465 000

154 592

230 000

61 400

1 327 234

1 011 332

2007

4 368 291

527 051

1 023 468

160 958

280 000

68 000

1 138 042

1 170 772

2008

4 250 174

576 312

1 005 580

151 692

330 000

75 000

1 045 910

1 065 680

2009

3 875 755

569 907

905 687

137 217

360 000

81 000

802 239

1 019 705

1

Строительство межпоселковых
газопроводов, газопроводов
высокого и среднего давления

6 963 423

958 270

2 299 897

269 319

1 200 000

285 400

1 950 537

0

2006

1 706 576

175 000

460 000

85 329

230 000

61 400

694 847

2007

1 725 172

257 051

603 810

60 381

280 000

68 000

455 930

2008

1 854 444

276 312

649 056

64 906

330 000

75 000

459 170

2009

1 677 231

249 907

587 031

58 703

360 000

81 000

340 590

2

Строительство уличных
газопроводов низкого давления

5 387 526

990 000

20 000

40 000

0

0

70 037

4 267 489

2006

1 141 167

100 000

5 000

10 000

14 835

1 011 332

2007

1 474 946

270 000

5 000

10 000

19 174

1 170 772

2008

1 398 865

300 000

5 000

10 000

18 185

1 065 680

2009

1 372 548

320 000

5 000

10 000

17 843

1 019 705

3

Реконструкция муниципальных
котельных с переводом на
газообразное топливо

2 707 705

0

1 079 838

295 140

0

0

1 332 727

0

2006

543 700

59 263

484 437

2007

830 979

414 658

90 577

325 744

2008

704 457

351 524

76 786

276 147

2009

628 569

313 656

68 514

246 399

4

Реконструкция ведомственных
котельных с переводом на
газообразное топливо

960 124

0

0

0

0

0

960 124

0

2006

133 115

133 115

2007

337 194

337 194

2008

292 408

292 408

2009

197 407

197 407

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: не опубликован от 01.09.2008
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать