Основная информация

Дата опубликования: 25 июня 1975г.
Номер документа: С7500205
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

С7500205

С7500205

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 25 июня 1975 г. N 558

МОСКВА, КРЕМЛЬ

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Центральный Комитет

КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что современный этап развития

социалистической экономики и рост масштабов общественного производства

предъявляют новые, более высокие требования к правовому регулированию

хозяйственной деятельности.

Хозяйственное

законодательство призвано способствовать дальнейшему росту общественного

производства и повышению его эффективности в решении задач коммунистического

строительства в соответствии с требованиями объективных экономических законов

социализма. Оно должно обеспечивать четкое функционирование всех звеньев

хозяйственного механизма, правильное соотношение прав и ответственности на всех

уровнях управления народным хозяйством, всемерное развитие инициативы

министерств и ведомств, а также объединений, предприятий и других хозяйственных

организаций, расширение хозрасчетных отношений, повышение роли хозяйственных

договоров, дальнейшее укрепление социалистической законности и государственной

дисциплины.

В последние годы

принят ряд мер по совершенствованию управления народным хозяйством и улучшению

правового регулирования хозяйственной деятельности.

Советское

законодательство значительно обновилось. Утверждены основы гражданского,

земельного, водного законодательства, законодательства о труде и другие

общесоюзные законодательные акты, имеющие важное народнохозяйственное значение.

Приняты новые положения о министерствах и ведомствах СССР, Общее положение о

всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, Положение о

социалистическом государственном производственном предприятии, Положение о

производственном объединении (комбинате) и другие важные решения.

ЦК компартий союзных

республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, министерства и ведомства

СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и

областных Советов депутатов трудящихся осуществили ряд мероприятий по повышению

уровня правовой работы в народном хозяйстве. Издаются собрания действующего

законодательства СССР и союзных республик.

Вместе с тем

хозяйственное законодательство еще не полностью отвечает задачам развития экономики

страны на современном этапе. Оно состоит из большого количества актов по одним

и тем же вопросам, принятых на различных этапах социалистического

строительства. Многие акты устарели, противоречат друг другу или не увязаны

между собой. Неоправданно велико количество ведомственных нормативных актов.

Министерства и ведомства вносят проекты новых актов, не предусматривая, как

правило, предложений об одновременной отмене или изменении ранее установленных

норм, в результате чего многие акты и отдельные нормы, потерявшие свое значение

и фактически не подлежащие применению, формально не отменены. Нередко

законодательные и другие нормативные акты содержат неоправданные ограничения и

мелочное регламентирование, сковывающие инициативу предприятий и организаций. Ряд

важных вопросов хозяйственной деятельности еще не урегулирован в

законодательном порядке. Такое состояние хозяйственного законодательства

затрудняет его применение, не отвечает задачам дальнейшего укрепления

социалистической законности и в конечном счете отрицательно сказывается на

повышении эффективности общественного производства.

Министерства и

ведомства СССР и Советы Министров союзных республик еще не уделяют должного

внимания работе по совершенствованию хозяйственного законодательства и

ведомственных нормативных актов, недостаточно используют правовые средства для

укрепления государственной дисциплины, выполнения плановых заданий и договорных

обязательств.

Центральный Комитет

КПСС и Совет Министров СССР п о с т а н о в л я ю т:

1. Признать необходимым

осуществить в ближайшие годы мероприятия по дальнейшему совершенствованию

хозяйственного законодательства, усилению его роли в повышении эффективности

общественного производства и в укреплении социалистической законности и

государственной дисциплины. При проведении этой работы исходить из того, что

первоочередной задачей должно быть устранение множественности правовых актов по

одним и тем же вопросам, имеющихся в них противоречий, неувязок, необоснованных

ограничений и мелочного регламентирования, стесняющих инициативу предприятий и

организаций.

2. Установить, что

подготовка предложений по совершенствованию хозяйственного законодательства и

упорядочение ведомственных нормативных актов являются одной из важных задач

министерств и ведомств СССР.

Совершенствование

хозяйственного законодательства должно проводиться в первую очередь по

следующим основным направлениям: планированию, капитальному строительству,

финансированию и кредитованию народного хозяйства, материально-техническому

снабжению.

Поручить министерствам

и ведомствам СССР подготовить предложения о совершенствовании законодательства

по указанным основным направлениям и представить их в Министерство юстиции СССР

до 1 января 1976 г.

Министерству юстиции

СССР с участием Госплана СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР

по науке и технике, Госстроя СССР, Госснаба СССР, Министерства финансов СССР,

Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного арбитража при Совете

Министров СССР, Академии наук СССР и ВЦСПС разработать на основе предложений

министерств и ведомств СССР план подготовки важнейших законодательных актов и

постановлений Правительства СССР на ближайшие 2-3 года и представить его в

Совет Министров СССР на утверждение.

Для обеспечения

министерств и ведомств СССР действующим законодательством и материалами,

необходимыми при проведении работ по кодификации хозяйственного

законодательства, обязать Министерство юстиции СССР ускорить подготовку и

завершить издание всех разделов Собрания действующего законодательства СССР в

1976 г.

3. Возложить на

Министерство юстиции СССР подготовку с учетом предложений министерств и

ведомств СССР проектов планов работ по совершенствованию хозяйственного

законодательства, координацию разработки министерствами и ведомствами СССР

предусмотренных планами проектов законодательных и других нормативных актов,

оказание им методической помощи, участие в соответствии с планами в этой работе

и контроль за выполнением министерствами и ведомствами указанных планов.

В целях оказания

министерствам и ведомствам СССР необходимой помощи Министерству юстиции СССР

разработать с участием научных учреждений и утвердить методические правила

подготовки проектов законодательных актов и решений Правительства

СССР.<1>

Министерству юстиции

СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Государственным

комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы внести в

Совет Министров СССР предложения по вопросам, связанным с обеспечением

выполнения Министерством юстиции СССР дополнительно возложенных на него

функций.

<1>

Методические правила подготовки проектов Законодательных актов и решений

Правительства СССР - утв. Минюстом 9 июля 1976 г.

4. Министерствам и

ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик одновременно с внесением

в Совет Министров СССР на рассмотрение проектов новых решений Правительства

СССР, как правило, представлять предложения о признании утратившими силу или

изменении ранее принятых актов.

5. Госплану СССР,

Госснабу СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР

по науке и технике, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Стройбанку СССР

и другим министерствам и ведомствам СССР, правомочным издавать нормативные

акты, обязательные для других министерств и ведомств:

пересмотреть не

позднее 1976 года изданные ими нормативные акты, имея в виду устранить

противоречия в этих актах, устаревшие нормы, а также объединить изданные в

разное время акты по одним и тем же вопросам, не допуская в дальнейшем их

множественности;

установить строгий

контроль за соответствием издаваемых ими актов действующему законодательству,

обеспечивать увязку новых актов с ранее принятыми актами, своевременно вносить

в них изменения, вытекающие из законодательства;

обеспечить

систематическое изучение практики применения утвержденных ими актов и

планомерно проводить работу по их совершенствованию.

Министерствам и

ведомствам СССР провести работу по упорядочению ведомственных нормативных актов

и в 1975-1976 годах завершить издание сборников (перечней) действующих

приказов, инструкций и других нормативных актов министерств и ведомств СССР.

Министерству юстиции

СССР разработать и утвердить в 1975 году рекомендации по подготовке нормативных

актов министерств и ведомств СССР.

Государственному

комитету стандартов Совета Министров СССР, Государственному комитету Совета

Министров СССР по науке и технике, Министерству юстиции СССР, Главному

архивному управлению при Совете Министров СССР и Академии наук СССР изучить

вопрос и разработать рекомендации по унификации видов и форм ведомственных

нормативных актов и по вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести

предложения в Совет Министров СССР.

6. ЦК компартий и

Советам Министров союзных республик рассмотреть вопрос о совершенствовании

хозяйственного законодательства союзных республик, а также нормативных актов

министерств и ведомств союзных республик и исполнительных комитетов Советов

депутатов трудящихся, имея в виду, в частности, устранить необоснованные

ограничения хозяйственной инициативы предприятий и организаций и мелочное

регламентирование их деятельности; принять меры к ускорению издания

систематических собраний действующего законодательства союзных республик.

7. Признать

необходимым ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных

республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. В

этих целях создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского

законодательства Министерства юстиции СССР научно-информационный центр, оснащенный

современными техническими средствами для поиска и выдачи информации.

Поручить Министерству

юстиции СССР совместно с Госпланом СССР, Государственным комитетом Совета

Министров СССР по науке и технике, Министерством финансов СССР и

Мосгорисполкомом разработать и представить в Совет Министров СССР предложения

по вопросам, связанным с созданием указанного научно-информационного центра.

8. Прокуратуре СССР

усилить надзор за соблюдением законодательства всеми хозяйственными

организациями и за точным соответствием законодательным актам, постановлениям

Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик

нормативных актов, издаваемых министерствами и ведомствами.

9. Министерству

высшего и среднего специального образования СССР, Министерству юстиции СССР,

Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и

технике и Академии наук СССР с участием Советов Министров союзных республик

разработать и осуществить мероприятия по подготовке в высших учебных заведениях

необходимого количества высококвалифицированных юристов для работы в народном

хозяйстве, а также научно-педагогических кадров по вопросам хозяйственного

законодательства.

10. Обязать

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии

и книжной торговли и Советы Министров союзных республик осуществлять

своевременное издание необходимыми тиражами справочников и сборников

законодательства СССР и союзных республик и нормативных актов министерств и

ведомств СССР, обязательных для других министерств и ведомств, а также

отдельных важнейших актов.

11. В целях широкого

освещения практики применения хозяйственного законодательства, заключения и

исполнения хозяйственных договоров, работы государственных арбитражей и

арбитражей министерств и ведомств, а также обмена опытом правовой работы в

народном хозяйстве признать необходимым приступить в 1976 году к изданию

журнала "Хозяйство и право" Министерства юстиции СССР и

Государственного арбитража при Совете Министров СССР.

Поручить Министерству

юстиции СССР и Государственному арбитражу при Совете Министров СССР внести в ЦК

КПСС согласованные с соответствующими министерствами и ведомствами СССР

предложения по вопросам, связанным с изданием этого журнала.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать