Основная информация
Дата опубликования: | 25 июня 2009г. |
Номер документа: | ru06000200900187 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Ингушетия |
Принявший орган: | Правительство Республики Ингушетия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Правительство Республики Ингушетия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«25» июня 2009 № 236
Об утверждении республиканской целевой программы «Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года № 5-РКЗ «О Правительстве Республики Ингушетия», Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.».
2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в республиканском бюджете на очередной финансовый год денежные средства для реализации программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия Р. Гайсанов
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от «25» июня 2009 г. № 236
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы «Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010 - 2011 г.г.»
Наименование программы:
Республиканская целевая программа
«Экологическая реабилитация территорий и
оздоровление окружающей природной среды
Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
(далее-Программа).
Основание для разработки
Программы:
-Статья 6 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах
производства и потребления»;
- Постановление Правительства Республики
Ингушетия
от 16 февраля 2009 г. № 49 «О стратегии
социально-экономического развития Республики
Ингушетия на период 2009-2020 годы и на период
до 2030 года».
Государственный заказчик
Программы:
Правительство Республики Ингушетия.
Разработчик - координатор
Программы:
Комитет Республики Ингушетия по экологии и
природным ресурсам.
Государственные
исполнители Программы:
Комитет Республики Ингушетия по экологии и
природным ресурсам;
Администрации районов городов и
Республики Ингушетия.
Цель Программы:
- уменьшение и локализация негативного воздействия
отходов на окружающую природную среду;
- строительство биотермических ям
(скотомогильников);
- строительство полигона по захоронению ТБО в г.Назрань;
- строительство мусоросортировочных
заводов в г.Назрань и г.Малгобек;
- оздоровление экологической обстановки
вРеспублике Ингушетия,
снижение ее неблагоприятного
влияния на здоровье населения и жизни
обеспечивающие функции биосферы.
Сроки реализации Программы
2010-2011г.г.:
1 этап - 2010год;
2 этап - 2011год.
Объемы и источники
финансирования Программы:
всего из республиканского бюджета 121 850,66 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую
природную среду;
- реабилитация отдельных экологически
неблагоприятных территорий;
- уменьшение и локализация негативного воздействия
отходов на окружающую природную среду;
- строительство полигона твердых бытовых отходов
(далее - ТБО) в г. Назрань;
- строительство 7 биотермических ям (скотомогильников);
- строительство 2 мусоросортировочных заводов в г.
Назрань и г. Малгобек;
- создание 120 дополнительных рабочих мест.
Система контроля за
исполнением Программы:
Общее руководство и контроль за ходом реализации
Программы осуществляет государственный заказчик-
Правительство Республики Ингушетия в порядке,
установленном для контроля за ходом реализации
республиканских целевых программ.
Разработчик-координатор Программы Комитет
Республики Ингушетия по экологии и природным
ресурсам ежеквартально отчитывается о ходе
реализации Программы в Правительство Республики
Ингушетия, Министерство экономики и промышленности
Республики Ингушетия, Министерство финансов Республики Ингушетия.
ВВЕДЕНИЕ
Среди глобальных проблем современного мира важнейшее место занимают вопросы экологического состояния окружающей природной среды.
Одним из факторов неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду являются отходы производства и потребления.
В России ежегодно образуется около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов. Из 27 млн. тонн ТБО (один кубический метр отходов до уплотнения весит 200 кг) промышленной переработки подвергается порядка 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны захоронения с отчуждением земель в пригородной зоне.
Основная масса ТБО и промышленных отходов образуются в городах и поселках городского типа.
Одной из наиболее сложных задач является поиск, разработка и внедрение технически возможных, экономически эффективных и экологически допустимых способов и мероприятий в сфере обращения с ТБО, ежедневно образующимися в результате жизнедеятельности общества.
Количество образующихся ТБО постоянно увеличивается, причем темпами, значительно опережающими рост населения. Экономический рост и изменения в структуре и объемах потребления приводит к появлению все большего количества отходов, состав которых постоянно усложняется.
Безусловно, проблема ТБО признается общественностью, с другой стороны большинство недооценивает ее серьезность. Во всех странах ведется поиск различных путей решения вопроса утилизации ТБО. В развитие сферы переработки отходов вкладываются государственные средства, привлекаются частные инвестиции, создается нормативная база для регулирования отношений в данной сфере.
По своеобразию географического положения, разнообразию природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира Северный Кавказ является уникальным регионом Российской Федерации, в пределах которого расположена Республика Ингушетия.
Сложившаяся в Республике Ингушетия ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
На территории республики в санкционированных и несанкционированных местах накоплено большое количество твердых бытовых отходов, количество которых ежегодно увеличивается.
Наличие значительного количества мест несанкционированного размещения отходов приводит к интенсивному и долговременному загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, воздушной среды и одновременно представляют угрозу возникновения заразных инфекционных заболеваний общих для человека и домашних животных.
Так же необходимо отметить, что санкционированные свалки ТБО не соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, отсутствуют КПП, в связи с чем на свалки помимо ТБО попадают и токсичные отходы.
Под полигонами для несанкционированного складирования отходов заняты большие площади пастбищных земель, что вызывает особую тревогу.
В соответствии с Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» Правительством Российской Федерации приняты решения регламентирующие обращение с отходами, в частности по лицензированию деятельности обращения с опасными отходами, ведению государственного кадастра отходов, определению порядка паспортизации опасных отходов, об утверждении нормативов и образования отходов и лимитов на их размещение, а также трансграничного перемещения отходов.
Однако до настоящего времени разработка мер по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами не завершена.
В целях снижения негативного воздействия на окружающую природную среду, обеспечения экологической безопасности населения республики, укрепления взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении экологической политики, целью которых является улучшение состояния окружающей природной среды республики, путем ликвидации стихийных несанкционированных мусоросвалок и строительства новых полигонов, учитывая масштабность и комплексный характер экологических проблем республики - для их решения целесообразно использовать программный метод, в свете реализации данной Программы.
1. Содержание, проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Анализ ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей природной среды (далее - ОПС) и о состоянии здоровья населения России свидетельствует о сохраняющейся тенденции к ухудшению состояния ОПС и о ее вредном воздействии на здоровье человека. Одним из факторов, негативно влияющих на ОПС и здоровье населения являются отходы производства и потребления.
Сложившаяся ситуация в Республике Ингушетия с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
На пустырях, в оврагах, выработанных карьерах, вдоль обочин дорог, берегов водоемов и рек скопилось огромное количество твердых бытовых отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к отходам производства и потребления (далее отходы) относит - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию, размещению и с учетом состояния окружающей среды ст. 6 данного Закона предписывает субъектам РФ разрабатывать и реализовывать региональные программы в области обращения с отходами.
В стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на период 2009-2020 годы и на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 г. № 49, также предусмотрена разработка целевой программы в целях реабилитации территорий и оздоровления окружающей природной среды Республики Ингушетия.
Экономический рост и изменения в структуре и объемах потребления приводит к появлению все большего количества отходов, состав которых постоянно усложняется.
ТБО по данным литературных источников, являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры (брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и т.д.) и в целом благоприятной средой для развития паразитической микро-фауны и макро-фауны.
Морфологический состав стихийных свалок неоднороден. Не исключено присутствие в свалочных массах токсичных, особо токсичных и опасных веществ, так как современные бытовые отходы характеризуются высокими концентрациями веществ техногенного происхождения, в частности, тяжелых и редких металлов, кислот, щелочей, органических соединений.
Для сравнения приведем примерный состав твердых бытовых отходов, поступающих от населения и предприятий США и России (по данным ДЖ. Питерсона, корпорация RAND).
Таблица 1.
Поступление ТБО на свалку, %
Наименование
Россия
США
Бумага, картон
20 - 35 %
40 %
Стекло
5 - 7
7
Металлы
2 - 3
8 - 10
Пластмасса
4 - 6
9 - 11
Текстиль
3 - 6
2
Резина и кожа
1 - 3
2
Древесина
1 - 4
4
Пищевые отходы
20 -25
7
Другое
10 - 30
19
Как видно из таблицы, отечественный бытовой мусор по своему составу сильно отличается от мусора, например, США. Главное отличие состоит в том, что в отечественном мусоре содержится в 3 - 4 раза больше пищевых отходов, а в мусоре США присутствует больше отходов, так или иначе связанных с упаковкой, главным образом одноразовой.
В некоторых источниках приводятся цифры содержания пищевых отходов в отечественных ТБО до 40%.
Следует отметить, что чисто визуальное обследование может дать только первое представление о масштабах проблемы стихийных свалок, не отражающее истинное положение дел.
При плюсовой температуре, особенно в жаркое, сухое, время года в ТБО, в виду наличия в их составе значительного количества пищевых продуктов, в огромном количестве начинают размножаться переносчики инфекционных заболеваний, мухи и грызуны всех видов. Более того, из-за отсутствия скотомогильников в населенных пунктах республики, с развитым животноводством в сельской местности, трупы павших животных и птиц выбрасываются на санкционированные и стихийные свалки мусора, куда имеют свободный доступ бродячие собаки, скот и хищные дикие животные, являющиеся разносчиками инфекционных заболеваний животных и птиц.
Поскольку несанкционированные свалки, да и зачастую санкционированные располагаются в случайных, не подготовленных специальным образом местах, фильтрационные характеристики грунта под ними зачастую оказываются низкими. Связанно это с тем, что их обустройство без специальных мероприятий не позволяет говорить о каких бы то ни было технических сооружениях для изоляции почв от свалочных масс. Поэтому атмосферные осадки, попадающие на их территорию, насыщаются токсикантами и беспрепятственно попадают в почву и грунт под свалками и вокруг них.
Учитывая высокое стояние грунтовых вод в некоторых районах республики, возникает прямая угроза загрязнения и подземных вод, что может вызвать тяжелые последствия, т.к. основным источником питьевого водоснабжения населения республики являются подземные источники.
В рамках программных мероприятий планируется построить полигон ТБО в г. Назрань. Выбор места для строительства полигона ТБО обусловлен тем, что г. Назрань является самым крупным населенным пунктом республики, население которого составляет более 120 тыс. человек. В соответствии с нормативами образования твердых бытовых отходов, в год на одного человека образуется до 300 кг отходов. Таким образом, ежегодно в жилом секторе г. Назрань образуется более 36 тыс. тонн отходов. На реализацию данного мероприятия планируемая сумма финансовых средств составила 30000,0 тыс. рублей на 2010 г.
Строительство полигона ТБО планируется в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.1038-01):
1. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климато-географические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Полигон должен быть окружен солидными лесными массивами и направление розы ветров должно быть таким, чтобы воздух с поверхности полигона не мог попасть на близлежащие населенные пункты.
2. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО.
3. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
4. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. Складирование и хранение ТБО должно производиться на подготовленное водонепроницаемое основание, чтобы исключить просачивание водных растворов с продуктами разложения.
5. Размер санитарно защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м.
6. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая бетонная ванна для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
7. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устанавливаются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
8. Хозяйственная зона полигона ТБО устанавливается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
Согласно требованиям санитарных правил и норм закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту.
Выполнение данных мероприятий позволит улучшить экологическую и санитарно - эпидемиологическую обстановку на территории Республики Ингушетия за счет снижения уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на ОПС, а так же снизить рост заболеваемости и смертности от экологически обусловленных факторов, значительно уменьшить выбросы загрязняющих веществ (свалочных газов) в атмосферу.
Сбор, вывоз и сортировка ТБО.
Отдельной проблемой для нашей республики является организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, полномочия согласно ст. 8 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», которые отнесены к органам местного самоуправления районов и городов.
Одной из существенных причин образования несанкционированных мусоросвалок, является именно отсутствие налаженной системы сбора, транспортировки и переработки отходов, а поскольку необходимость удаления отходов существует, и способов их легального обращения нет, - возникают нелегальные пути.
В населенных пунктах плановая санитарная очистка территории от бытового мусора практически не организованна, в городах слабая материально - техническая база ЖКХ, слабая оснащенность спецавто-транспортом.
Самой сложной проблемой остается сбор ТБО в зоне частной застройки. В связи с неплатежеспособностью населения заключение договоров на вывоз мусора с таких территорий не производится. Даже в городах сбор ТБО происходит дифференцированно. Если в одних местах стоят обычные металлические контейнеры, то в других местах пакеты с отходами выставляются у ворот, а затем собираются специальной машиной.
Контейнеры для раздельного сбора отходов не ставятся вообще. Обеспеченность городов мусорными контейнерами составляет в среднем 60 % и около половины из них нуждаются в ремонте.
Население не приучено выбрасывать мусор только в отведенных местах, и тем более не приучено сортировать отходы.
Выходом из такой ситуации мог бы быть построенный в г. Карабулак завод по переработке ТБО. Правильно было бы назвать его завод по сортировке ТБО. Работа на данном предприятии ведется в двух направлениях:
- организация разделения отходов, являющихся вторичными ресурсами (макулатура, пластмасса, стекло, металлолом, алюминиевые банки);
- контролируемые захоронения оставшихся бытовых отходов на санкционированных свалках, как заключительный этап процесса их удаления, представляющий собой наиболее дешевый и распространенный способ.
По данным литературных источников сортировка ТБО позволяет почти на 70 % разгрузить полигоны от изначального сбора. (Это видно и из приведенной здесь таблицы). Но сам процесс сбора и вывоза ТБО с улиц города и других населенных пунктов не отрегулирован, из-за отсутствия централизованного завоза. Существенным недостатком завода по переработке ТБО г. Карабулак является размещение завода и санкционированной свалки в разных местах города, что не совсем удобно для сборщиков мусора.
На наш взгляд, данный метод сбора и сортировки ТБО надо развить и в других населенных пунктах, в частности, в г. Назрань и г. Малгобек. В рамках данной Программы заложено строительство двух мусоросортировочных заводов мощностью до 50 тыс. тонн в год в г. Назрань и г. Малгобек. Для строительства данных мусоросортировочных заводов планируемая сумма финансовых средств составляет 88000,66 тыс. рублей на 2010 и 2011 годы.
Конечно, отсутствие специализированной лаборатории для проведения инструментального контроля загрязнения почв, выбросов веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты не позволяет вооружиться достоверными данными о воздействии свалок ТБО на окружающую среду и здоровье человека.
Но мы полагаем, если любая свалка ТБО наносит ущерб в тоннах, гектарах, рублях, то всякое действие по снижению этого ущерба должно приветствоваться. В этом случае положительный эффект от любого проекта можно сопоставлять с предотвращением его негативных последствий.
Строительство биотермических ям.
В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил в населенных пунктах должны быть биотермические ямы (скотомогильники) для захоронения павших домашних и диких животных. В настоящее время, практически, в большинстве населенных пунктах республики данные ямы отсутствуют, в связи, с чем павшие животные и птицы выбрасываются на санкционированные и стихийные свалки мусора, куда имеют свободный доступ бродячие собаки, скот и хищные дикие животные, являющиеся разносчиками инфекционных заболеваний животных и птиц.
К биотермическим ямам (скотомогильникам) предъявляются следующие требования:
Скотомогильник устраивают на специально отведенном месте. Место для устройство скотомогильника должно быть сухим, возвышенным, с низким уровнем стояния грунтовых вод и не ближе 300 м. от жилых, производственных и других строений. Участок огораживают прочной изгородью, стена которой должна быть высотой не менее 2 м. Яму копают в центре территории глубиной 10 метров и диаметром 3 метра. Стены и перекрытие ямы бетонируют. Над ямой устраивают навес размером 6X5 м для защиты от снега и дождя.
На период эксплуатации биотермической ямы сжигание трупов животных обязательно в случае гибели их от особо опасных болезней (сибирская язва, сап, эмфизематозный карбункул, чума крупного рогатого скота, брадзот, бешенство и др.).
В рамках данной программы предусмотрено строительство 7 биотермических ям (скотомогильников) в т.ч.:
- Малгобекский район - 2 ямы;
- Назрановский район - 3 ямы;
- Сунженский район - 1 яма;
- Джейрахский район - 1 яма.
На реализацию данных мероприятий планируемая сумма финансовых средств составила 3850,0 тыс. рублей на 2011год.
Конечно, отсутствие специализированной лаборатории для проведения инструментального контроля загрязнения почв, выбросов веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты не позволяет вооружиться достоверными данными о воздействии свалок ТБО на окружающую среду и здоровье человека.
Но мы полагаем, если любая свалка ТБО наносит ущерб в тоннах, гектарах, рублях, то всякое действие по снижению этого ущерба должно приветствоваться. В этом случае положительный эффект от любого проекта можно сопоставлять с предотвращением его негативных последствий.
Эколого-экономическая эффективность при реализации данной программы представлена в виде предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды, представляющая собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения природной среды, которые удалось избежать в результате программных природоохранных мероприятий, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов.
Определение величины предотвращенного экологического ущерба осуществлена на основе показателей удельного ущерба представляющих собой условную величину, позволяющую в сопоставимом виде отразить вредность или эколого-экономическую опасность всей суммы разнообразных загрязнений, поступающих в атмосферный воздух или водную среду от одного или различных источников сброса (выброса) загрязняющих веществ.
Таким образом, предотвращенный ущерб составляет:
- при 1 тонне сбросов загрязняющих веществ в водные объекты 4074,0 тыс. рублей;
- при одной тонне выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 41,079 тыс. рублей;
- ущерб от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов (1 тонна) 340,0 тыс. рублей.
В итоге предотвращенный ущерб на единицу (1 условную тонну) различных источников составил 4455,079 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» а также, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, учитывая масштабность и комплексный характер экологических проблем, необходимо использовать программный метод.
2. Цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения основной цели - разработка и реализация комплекса мер, направленных на:
- предотвращение и ликвидацию вредного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье нации;
- повышение вовлечения отходов ТБО в хозяйственный оборот в качестве вторичного ресурса;
- обеспечение экологически безопасного размещения ТБО.
Для достижения данной цели Программой предусматривается решение следующих основных задач:
-оздоровление экологической обстановки Республики Ингушетия, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения и жизнеобеспечивающих функций биосферы;
-снижение уровня загрязнения окружающей природной среды сбросами вредных веществ, отходами производства и потребления, создание необходимых предпосылок для поэтапного достижения нормативного снижения уровня загрязнения окружающей среды;
-совершенствование механизмов управления природоохранной деятельностью;
- уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду;
- строительство полигона ТБО в г. Назрань, строительство биотермических ям (скотомогильников) и двух мусоросортировочных заводов в г. Назрань и г. Малгобек.
1 этап - 2010 год;
2 этап - 2011 год.
3. Основные направления реализации Программы.
Комплекс программных мероприятий предусматривает:
- проведение реабилитационных природоохранных мероприятий:
а) строительство полигона ТБО в г. Назрань;
б) строительство мусоросортировочных заводов в г. Назрань и г. Малгобек;
в) строительство 7 биотермических ям (скотомогильников);
- дальнейшее обеспечение функционирования единой системы экологического мониторинга Республики Ингушетия, ее развитие, модернизация и совершенствование.
4. Ожидаемые результаты.
В результате выполнения природоохранных мероприятий на административной территории республики снизится уровень негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
Будут реабилитированы отдельные экологически неблагоприятные территории республики, предотвращены случаи образования стихийных мусоросвалок.
В республике будет обеспечено развитие системы мер по организации сбора и утилизации ТБО, упорядочиванию мест захоронения ТБО, что позволит обеспечить эффективный контроль за состоянием окружающей природной среды и источниками ее загрязнения.
Социальный эффект от реализации Программы заключается в снижении воздействия факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и создание дополнительно более 120 рабочих мест.
5. Механизм реализации Программы.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Ингушетия.
Разработчиком-координатором Программы является Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
Государственные исполнители Программы:
- администрация г. Назрань;
- администрация Назрановского района;
- администрация г. Малгобек;
- администрация Малгобекского района;
- администрация Сунженского района;
- администрация Джейрахского района;
- Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
Объемы финансирования программных мероприятий являются прогнозными и определены в соответствии с «Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 539: ГОСТ Р 1.5-93, ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ 8.010-90, ГОСТ 8.513-84, СП 11-01-95, СНиП 11-01-95.
Финансовые средства, направляемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о республиканском бюджете.
Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку заключаемых государственными заказчиками с соответствующими исполнителями программных мероприятий.
Заказы на исполнение запланированных объемов работ для государственных нужд представляются государственными заказчиками на конкурсной основе с проведением в установленном порядке подрядных торгов.
Объемы и источники финансирования Программы
всего 121 850,66 тыс. рублей
Годы
реализации
Всего
тыс. руб.
в том числе, тыс. руб.
Примечание
РБ
2010
74 000,33
74 000,33
-
2011
47850,33
47850,33
-
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Организация и контроль за исполнением Программы возлагается на Правительство Республики Ингушетия.
Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств республиканского бюджета представляется в установленный срок.
Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Комитетом Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
7. Перечень основных мероприятий.
Система мероприятий программы представлена в приложении к настоящей Программе.
Мероприятия Программы сформированы с учетом следующих факторов:
- острота экологической проблемы для Республики Ингушетия;
- необустроенность мест складирования и последующего захоронения ТБО;
- получаемый при реализации мероприятий экологический, социальный и экономический эффект;
-текущее финансовое положение потенциальных исполнителей программных мероприятий;
- дефицит пастбищных и пахотных земель в Республике Ингушетия.
Приложение
к Республиканской целевой программе
«Экологическая реабилитация территорий и
оздоровление окружающей природной
среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
МЕРОПРИЯТИЯ
Республиканской целевой программы
«Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.».
№ п/п
Мероприятия
Объем,
м3
Расстояние до санкционированной свалки, км
Объемы финансирования тыс. руб.
Всего
В том числе по годам, тыс. рублей
20102011
1
2
3
4
5
6
7
1
Строительство полигона ТБО
1.1
г. Назрань:
Республиканский бюджет
в том числе:
Строительство полигона ТБО в г. Назрань.
30 000,0
30 000,0
30 000,0
30 000,0
Итого:
Республиканский бюджет
30 000,0
30 000,0
1
2
3
4
5
6
7
2
Строительство биотермических ям (скотомогильники)
2.1.
Малгобекский район:
Республиканский бюджет
в том числе:
1 100,0
1 100,0
2.1.1
с. Нижние Ачалуки
550,0
550,0
2.1.2
с. Пседах
550,0
550,0
Итого 2 ямы:
1 100,0
1 100,0
2.2
Назрановский район:
Республиканский бюджет
1 650,0
1 650,0
2.2.1
в том числе:
с. Сурхахи
550,0
550,0
2.2.2
с. Экажево
550,0
550,0
2.2.3
с. Кантышево
550,0
550,0
Итого 3 ямы:
1 650,0
1 650,0
2.3
2.3.1
Сунженский район:
Республиканский бюджет
в том числе:
с. Галашки:
- строительство скотомогильника и консервация существующего скотомогильника (в водоохраной зоне).
550,0
550,0
550,0
550,0
Итого: 1 яма
550,0
550,0
2.6
1
Джейрахский район:
Республиканский бюджет
в том числе:
- строительство скотомогильника
2
3
4
550,0
550,0
5
6
550,0
550,0
7
Итого: 1 яма
550,0
550,0
Общий итог 7 биотермических ям (скотомогильников):
Республиканский бюджет
3 850,0
3 850,0
3
Строительство мусоросортировочного завода
3.1
г. Назрань:
Республиканский бюджет
в том числе:
44 000,33
44 000,33
3.1.1
- строительство мусоросортировочного завода
44 000,33
44 000,33
Итого:
44 000,33
44 000,33
3.2
г. Малгобек:
Республиканский бюджет
в том числе:
44 000,33
44 000,33
3.2.1
- строительство мусоросортировочного завода
44 000,33
44 000,33
Итого:
44 000,33
44 000,33
Общий итог 2 завода:
Республиканский бюджет
88 000,66
44 00033
44 000,33
Итого по всем мероприятиям:
в том числе:
Республиканский бюджет
121 850,66
121 850,66
74 000,33
74 000,33
47850,33
47850,33
Правительство Республики Ингушетия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«25» июня 2009 № 236
Об утверждении республиканской целевой программы «Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года № 5-РКЗ «О Правительстве Республики Ингушетия», Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.».
2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в республиканском бюджете на очередной финансовый год денежные средства для реализации программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия Р. Гайсанов
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от «25» июня 2009 г. № 236
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы «Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010 - 2011 г.г.»
Наименование программы:
Республиканская целевая программа
«Экологическая реабилитация территорий и
оздоровление окружающей природной среды
Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
(далее-Программа).
Основание для разработки
Программы:
-Статья 6 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах
производства и потребления»;
- Постановление Правительства Республики
Ингушетия
от 16 февраля 2009 г. № 49 «О стратегии
социально-экономического развития Республики
Ингушетия на период 2009-2020 годы и на период
до 2030 года».
Государственный заказчик
Программы:
Правительство Республики Ингушетия.
Разработчик - координатор
Программы:
Комитет Республики Ингушетия по экологии и
природным ресурсам.
Государственные
исполнители Программы:
Комитет Республики Ингушетия по экологии и
природным ресурсам;
Администрации районов городов и
Республики Ингушетия.
Цель Программы:
- уменьшение и локализация негативного воздействия
отходов на окружающую природную среду;
- строительство биотермических ям
(скотомогильников);
- строительство полигона по захоронению ТБО в г.Назрань;
- строительство мусоросортировочных
заводов в г.Назрань и г.Малгобек;
- оздоровление экологической обстановки
вРеспублике Ингушетия,
снижение ее неблагоприятного
влияния на здоровье населения и жизни
обеспечивающие функции биосферы.
Сроки реализации Программы
2010-2011г.г.:
1 этап - 2010год;
2 этап - 2011год.
Объемы и источники
финансирования Программы:
всего из республиканского бюджета 121 850,66 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую
природную среду;
- реабилитация отдельных экологически
неблагоприятных территорий;
- уменьшение и локализация негативного воздействия
отходов на окружающую природную среду;
- строительство полигона твердых бытовых отходов
(далее - ТБО) в г. Назрань;
- строительство 7 биотермических ям (скотомогильников);
- строительство 2 мусоросортировочных заводов в г.
Назрань и г. Малгобек;
- создание 120 дополнительных рабочих мест.
Система контроля за
исполнением Программы:
Общее руководство и контроль за ходом реализации
Программы осуществляет государственный заказчик-
Правительство Республики Ингушетия в порядке,
установленном для контроля за ходом реализации
республиканских целевых программ.
Разработчик-координатор Программы Комитет
Республики Ингушетия по экологии и природным
ресурсам ежеквартально отчитывается о ходе
реализации Программы в Правительство Республики
Ингушетия, Министерство экономики и промышленности
Республики Ингушетия, Министерство финансов Республики Ингушетия.
ВВЕДЕНИЕ
Среди глобальных проблем современного мира важнейшее место занимают вопросы экологического состояния окружающей природной среды.
Одним из факторов неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду являются отходы производства и потребления.
В России ежегодно образуется около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов. Из 27 млн. тонн ТБО (один кубический метр отходов до уплотнения весит 200 кг) промышленной переработки подвергается порядка 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны захоронения с отчуждением земель в пригородной зоне.
Основная масса ТБО и промышленных отходов образуются в городах и поселках городского типа.
Одной из наиболее сложных задач является поиск, разработка и внедрение технически возможных, экономически эффективных и экологически допустимых способов и мероприятий в сфере обращения с ТБО, ежедневно образующимися в результате жизнедеятельности общества.
Количество образующихся ТБО постоянно увеличивается, причем темпами, значительно опережающими рост населения. Экономический рост и изменения в структуре и объемах потребления приводит к появлению все большего количества отходов, состав которых постоянно усложняется.
Безусловно, проблема ТБО признается общественностью, с другой стороны большинство недооценивает ее серьезность. Во всех странах ведется поиск различных путей решения вопроса утилизации ТБО. В развитие сферы переработки отходов вкладываются государственные средства, привлекаются частные инвестиции, создается нормативная база для регулирования отношений в данной сфере.
По своеобразию географического положения, разнообразию природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира Северный Кавказ является уникальным регионом Российской Федерации, в пределах которого расположена Республика Ингушетия.
Сложившаяся в Республике Ингушетия ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
На территории республики в санкционированных и несанкционированных местах накоплено большое количество твердых бытовых отходов, количество которых ежегодно увеличивается.
Наличие значительного количества мест несанкционированного размещения отходов приводит к интенсивному и долговременному загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, воздушной среды и одновременно представляют угрозу возникновения заразных инфекционных заболеваний общих для человека и домашних животных.
Так же необходимо отметить, что санкционированные свалки ТБО не соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, отсутствуют КПП, в связи с чем на свалки помимо ТБО попадают и токсичные отходы.
Под полигонами для несанкционированного складирования отходов заняты большие площади пастбищных земель, что вызывает особую тревогу.
В соответствии с Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» Правительством Российской Федерации приняты решения регламентирующие обращение с отходами, в частности по лицензированию деятельности обращения с опасными отходами, ведению государственного кадастра отходов, определению порядка паспортизации опасных отходов, об утверждении нормативов и образования отходов и лимитов на их размещение, а также трансграничного перемещения отходов.
Однако до настоящего времени разработка мер по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами не завершена.
В целях снижения негативного воздействия на окружающую природную среду, обеспечения экологической безопасности населения республики, укрепления взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении экологической политики, целью которых является улучшение состояния окружающей природной среды республики, путем ликвидации стихийных несанкционированных мусоросвалок и строительства новых полигонов, учитывая масштабность и комплексный характер экологических проблем республики - для их решения целесообразно использовать программный метод, в свете реализации данной Программы.
1. Содержание, проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Анализ ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей природной среды (далее - ОПС) и о состоянии здоровья населения России свидетельствует о сохраняющейся тенденции к ухудшению состояния ОПС и о ее вредном воздействии на здоровье человека. Одним из факторов, негативно влияющих на ОПС и здоровье населения являются отходы производства и потребления.
Сложившаяся ситуация в Республике Ингушетия с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
На пустырях, в оврагах, выработанных карьерах, вдоль обочин дорог, берегов водоемов и рек скопилось огромное количество твердых бытовых отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к отходам производства и потребления (далее отходы) относит - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию, размещению и с учетом состояния окружающей среды ст. 6 данного Закона предписывает субъектам РФ разрабатывать и реализовывать региональные программы в области обращения с отходами.
В стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на период 2009-2020 годы и на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 г. № 49, также предусмотрена разработка целевой программы в целях реабилитации территорий и оздоровления окружающей природной среды Республики Ингушетия.
Экономический рост и изменения в структуре и объемах потребления приводит к появлению все большего количества отходов, состав которых постоянно усложняется.
ТБО по данным литературных источников, являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры (брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и т.д.) и в целом благоприятной средой для развития паразитической микро-фауны и макро-фауны.
Морфологический состав стихийных свалок неоднороден. Не исключено присутствие в свалочных массах токсичных, особо токсичных и опасных веществ, так как современные бытовые отходы характеризуются высокими концентрациями веществ техногенного происхождения, в частности, тяжелых и редких металлов, кислот, щелочей, органических соединений.
Для сравнения приведем примерный состав твердых бытовых отходов, поступающих от населения и предприятий США и России (по данным ДЖ. Питерсона, корпорация RAND).
Таблица 1.
Поступление ТБО на свалку, %
Наименование
Россия
США
Бумага, картон
20 - 35 %
40 %
Стекло
5 - 7
7
Металлы
2 - 3
8 - 10
Пластмасса
4 - 6
9 - 11
Текстиль
3 - 6
2
Резина и кожа
1 - 3
2
Древесина
1 - 4
4
Пищевые отходы
20 -25
7
Другое
10 - 30
19
Как видно из таблицы, отечественный бытовой мусор по своему составу сильно отличается от мусора, например, США. Главное отличие состоит в том, что в отечественном мусоре содержится в 3 - 4 раза больше пищевых отходов, а в мусоре США присутствует больше отходов, так или иначе связанных с упаковкой, главным образом одноразовой.
В некоторых источниках приводятся цифры содержания пищевых отходов в отечественных ТБО до 40%.
Следует отметить, что чисто визуальное обследование может дать только первое представление о масштабах проблемы стихийных свалок, не отражающее истинное положение дел.
При плюсовой температуре, особенно в жаркое, сухое, время года в ТБО, в виду наличия в их составе значительного количества пищевых продуктов, в огромном количестве начинают размножаться переносчики инфекционных заболеваний, мухи и грызуны всех видов. Более того, из-за отсутствия скотомогильников в населенных пунктах республики, с развитым животноводством в сельской местности, трупы павших животных и птиц выбрасываются на санкционированные и стихийные свалки мусора, куда имеют свободный доступ бродячие собаки, скот и хищные дикие животные, являющиеся разносчиками инфекционных заболеваний животных и птиц.
Поскольку несанкционированные свалки, да и зачастую санкционированные располагаются в случайных, не подготовленных специальным образом местах, фильтрационные характеристики грунта под ними зачастую оказываются низкими. Связанно это с тем, что их обустройство без специальных мероприятий не позволяет говорить о каких бы то ни было технических сооружениях для изоляции почв от свалочных масс. Поэтому атмосферные осадки, попадающие на их территорию, насыщаются токсикантами и беспрепятственно попадают в почву и грунт под свалками и вокруг них.
Учитывая высокое стояние грунтовых вод в некоторых районах республики, возникает прямая угроза загрязнения и подземных вод, что может вызвать тяжелые последствия, т.к. основным источником питьевого водоснабжения населения республики являются подземные источники.
В рамках программных мероприятий планируется построить полигон ТБО в г. Назрань. Выбор места для строительства полигона ТБО обусловлен тем, что г. Назрань является самым крупным населенным пунктом республики, население которого составляет более 120 тыс. человек. В соответствии с нормативами образования твердых бытовых отходов, в год на одного человека образуется до 300 кг отходов. Таким образом, ежегодно в жилом секторе г. Назрань образуется более 36 тыс. тонн отходов. На реализацию данного мероприятия планируемая сумма финансовых средств составила 30000,0 тыс. рублей на 2010 г.
Строительство полигона ТБО планируется в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.1038-01):
1. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климато-географические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Полигон должен быть окружен солидными лесными массивами и направление розы ветров должно быть таким, чтобы воздух с поверхности полигона не мог попасть на близлежащие населенные пункты.
2. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО.
3. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
4. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. Складирование и хранение ТБО должно производиться на подготовленное водонепроницаемое основание, чтобы исключить просачивание водных растворов с продуктами разложения.
5. Размер санитарно защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м.
6. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая бетонная ванна для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
7. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устанавливаются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
8. Хозяйственная зона полигона ТБО устанавливается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
Согласно требованиям санитарных правил и норм закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту.
Выполнение данных мероприятий позволит улучшить экологическую и санитарно - эпидемиологическую обстановку на территории Республики Ингушетия за счет снижения уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на ОПС, а так же снизить рост заболеваемости и смертности от экологически обусловленных факторов, значительно уменьшить выбросы загрязняющих веществ (свалочных газов) в атмосферу.
Сбор, вывоз и сортировка ТБО.
Отдельной проблемой для нашей республики является организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, полномочия согласно ст. 8 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», которые отнесены к органам местного самоуправления районов и городов.
Одной из существенных причин образования несанкционированных мусоросвалок, является именно отсутствие налаженной системы сбора, транспортировки и переработки отходов, а поскольку необходимость удаления отходов существует, и способов их легального обращения нет, - возникают нелегальные пути.
В населенных пунктах плановая санитарная очистка территории от бытового мусора практически не организованна, в городах слабая материально - техническая база ЖКХ, слабая оснащенность спецавто-транспортом.
Самой сложной проблемой остается сбор ТБО в зоне частной застройки. В связи с неплатежеспособностью населения заключение договоров на вывоз мусора с таких территорий не производится. Даже в городах сбор ТБО происходит дифференцированно. Если в одних местах стоят обычные металлические контейнеры, то в других местах пакеты с отходами выставляются у ворот, а затем собираются специальной машиной.
Контейнеры для раздельного сбора отходов не ставятся вообще. Обеспеченность городов мусорными контейнерами составляет в среднем 60 % и около половины из них нуждаются в ремонте.
Население не приучено выбрасывать мусор только в отведенных местах, и тем более не приучено сортировать отходы.
Выходом из такой ситуации мог бы быть построенный в г. Карабулак завод по переработке ТБО. Правильно было бы назвать его завод по сортировке ТБО. Работа на данном предприятии ведется в двух направлениях:
- организация разделения отходов, являющихся вторичными ресурсами (макулатура, пластмасса, стекло, металлолом, алюминиевые банки);
- контролируемые захоронения оставшихся бытовых отходов на санкционированных свалках, как заключительный этап процесса их удаления, представляющий собой наиболее дешевый и распространенный способ.
По данным литературных источников сортировка ТБО позволяет почти на 70 % разгрузить полигоны от изначального сбора. (Это видно и из приведенной здесь таблицы). Но сам процесс сбора и вывоза ТБО с улиц города и других населенных пунктов не отрегулирован, из-за отсутствия централизованного завоза. Существенным недостатком завода по переработке ТБО г. Карабулак является размещение завода и санкционированной свалки в разных местах города, что не совсем удобно для сборщиков мусора.
На наш взгляд, данный метод сбора и сортировки ТБО надо развить и в других населенных пунктах, в частности, в г. Назрань и г. Малгобек. В рамках данной Программы заложено строительство двух мусоросортировочных заводов мощностью до 50 тыс. тонн в год в г. Назрань и г. Малгобек. Для строительства данных мусоросортировочных заводов планируемая сумма финансовых средств составляет 88000,66 тыс. рублей на 2010 и 2011 годы.
Конечно, отсутствие специализированной лаборатории для проведения инструментального контроля загрязнения почв, выбросов веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты не позволяет вооружиться достоверными данными о воздействии свалок ТБО на окружающую среду и здоровье человека.
Но мы полагаем, если любая свалка ТБО наносит ущерб в тоннах, гектарах, рублях, то всякое действие по снижению этого ущерба должно приветствоваться. В этом случае положительный эффект от любого проекта можно сопоставлять с предотвращением его негативных последствий.
Строительство биотермических ям.
В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил в населенных пунктах должны быть биотермические ямы (скотомогильники) для захоронения павших домашних и диких животных. В настоящее время, практически, в большинстве населенных пунктах республики данные ямы отсутствуют, в связи, с чем павшие животные и птицы выбрасываются на санкционированные и стихийные свалки мусора, куда имеют свободный доступ бродячие собаки, скот и хищные дикие животные, являющиеся разносчиками инфекционных заболеваний животных и птиц.
К биотермическим ямам (скотомогильникам) предъявляются следующие требования:
Скотомогильник устраивают на специально отведенном месте. Место для устройство скотомогильника должно быть сухим, возвышенным, с низким уровнем стояния грунтовых вод и не ближе 300 м. от жилых, производственных и других строений. Участок огораживают прочной изгородью, стена которой должна быть высотой не менее 2 м. Яму копают в центре территории глубиной 10 метров и диаметром 3 метра. Стены и перекрытие ямы бетонируют. Над ямой устраивают навес размером 6X5 м для защиты от снега и дождя.
На период эксплуатации биотермической ямы сжигание трупов животных обязательно в случае гибели их от особо опасных болезней (сибирская язва, сап, эмфизематозный карбункул, чума крупного рогатого скота, брадзот, бешенство и др.).
В рамках данной программы предусмотрено строительство 7 биотермических ям (скотомогильников) в т.ч.:
- Малгобекский район - 2 ямы;
- Назрановский район - 3 ямы;
- Сунженский район - 1 яма;
- Джейрахский район - 1 яма.
На реализацию данных мероприятий планируемая сумма финансовых средств составила 3850,0 тыс. рублей на 2011год.
Конечно, отсутствие специализированной лаборатории для проведения инструментального контроля загрязнения почв, выбросов веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты не позволяет вооружиться достоверными данными о воздействии свалок ТБО на окружающую среду и здоровье человека.
Но мы полагаем, если любая свалка ТБО наносит ущерб в тоннах, гектарах, рублях, то всякое действие по снижению этого ущерба должно приветствоваться. В этом случае положительный эффект от любого проекта можно сопоставлять с предотвращением его негативных последствий.
Эколого-экономическая эффективность при реализации данной программы представлена в виде предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды, представляющая собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения природной среды, которые удалось избежать в результате программных природоохранных мероприятий, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов.
Определение величины предотвращенного экологического ущерба осуществлена на основе показателей удельного ущерба представляющих собой условную величину, позволяющую в сопоставимом виде отразить вредность или эколого-экономическую опасность всей суммы разнообразных загрязнений, поступающих в атмосферный воздух или водную среду от одного или различных источников сброса (выброса) загрязняющих веществ.
Таким образом, предотвращенный ущерб составляет:
- при 1 тонне сбросов загрязняющих веществ в водные объекты 4074,0 тыс. рублей;
- при одной тонне выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 41,079 тыс. рублей;
- ущерб от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов (1 тонна) 340,0 тыс. рублей.
В итоге предотвращенный ущерб на единицу (1 условную тонну) различных источников составил 4455,079 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» а также, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, учитывая масштабность и комплексный характер экологических проблем, необходимо использовать программный метод.
2. Цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения основной цели - разработка и реализация комплекса мер, направленных на:
- предотвращение и ликвидацию вредного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье нации;
- повышение вовлечения отходов ТБО в хозяйственный оборот в качестве вторичного ресурса;
- обеспечение экологически безопасного размещения ТБО.
Для достижения данной цели Программой предусматривается решение следующих основных задач:
-оздоровление экологической обстановки Республики Ингушетия, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения и жизнеобеспечивающих функций биосферы;
-снижение уровня загрязнения окружающей природной среды сбросами вредных веществ, отходами производства и потребления, создание необходимых предпосылок для поэтапного достижения нормативного снижения уровня загрязнения окружающей среды;
-совершенствование механизмов управления природоохранной деятельностью;
- уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду;
- строительство полигона ТБО в г. Назрань, строительство биотермических ям (скотомогильников) и двух мусоросортировочных заводов в г. Назрань и г. Малгобек.
1 этап - 2010 год;
2 этап - 2011 год.
3. Основные направления реализации Программы.
Комплекс программных мероприятий предусматривает:
- проведение реабилитационных природоохранных мероприятий:
а) строительство полигона ТБО в г. Назрань;
б) строительство мусоросортировочных заводов в г. Назрань и г. Малгобек;
в) строительство 7 биотермических ям (скотомогильников);
- дальнейшее обеспечение функционирования единой системы экологического мониторинга Республики Ингушетия, ее развитие, модернизация и совершенствование.
4. Ожидаемые результаты.
В результате выполнения природоохранных мероприятий на административной территории республики снизится уровень негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
Будут реабилитированы отдельные экологически неблагоприятные территории республики, предотвращены случаи образования стихийных мусоросвалок.
В республике будет обеспечено развитие системы мер по организации сбора и утилизации ТБО, упорядочиванию мест захоронения ТБО, что позволит обеспечить эффективный контроль за состоянием окружающей природной среды и источниками ее загрязнения.
Социальный эффект от реализации Программы заключается в снижении воздействия факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и создание дополнительно более 120 рабочих мест.
5. Механизм реализации Программы.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Ингушетия.
Разработчиком-координатором Программы является Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
Государственные исполнители Программы:
- администрация г. Назрань;
- администрация Назрановского района;
- администрация г. Малгобек;
- администрация Малгобекского района;
- администрация Сунженского района;
- администрация Джейрахского района;
- Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
Объемы финансирования программных мероприятий являются прогнозными и определены в соответствии с «Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 539: ГОСТ Р 1.5-93, ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ 8.010-90, ГОСТ 8.513-84, СП 11-01-95, СНиП 11-01-95.
Финансовые средства, направляемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о республиканском бюджете.
Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку заключаемых государственными заказчиками с соответствующими исполнителями программных мероприятий.
Заказы на исполнение запланированных объемов работ для государственных нужд представляются государственными заказчиками на конкурсной основе с проведением в установленном порядке подрядных торгов.
Объемы и источники финансирования Программы
всего 121 850,66 тыс. рублей
Годы
реализации
Всего
тыс. руб.
в том числе, тыс. руб.
Примечание
РБ
2010
74 000,33
74 000,33
-
2011
47850,33
47850,33
-
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Организация и контроль за исполнением Программы возлагается на Правительство Республики Ингушетия.
Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств республиканского бюджета представляется в установленный срок.
Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Комитетом Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
7. Перечень основных мероприятий.
Система мероприятий программы представлена в приложении к настоящей Программе.
Мероприятия Программы сформированы с учетом следующих факторов:
- острота экологической проблемы для Республики Ингушетия;
- необустроенность мест складирования и последующего захоронения ТБО;
- получаемый при реализации мероприятий экологический, социальный и экономический эффект;
-текущее финансовое положение потенциальных исполнителей программных мероприятий;
- дефицит пастбищных и пахотных земель в Республике Ингушетия.
Приложение
к Республиканской целевой программе
«Экологическая реабилитация территорий и
оздоровление окружающей природной
среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.»
МЕРОПРИЯТИЯ
Республиканской целевой программы
«Экологическая реабилитация территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2010-2011 г.г.».
№ п/п
Мероприятия
Объем,
м3
Расстояние до санкционированной свалки, км
Объемы финансирования тыс. руб.
Всего
В том числе по годам, тыс. рублей
20102011
1
2
3
4
5
6
7
1
Строительство полигона ТБО
1.1
г. Назрань:
Республиканский бюджет
в том числе:
Строительство полигона ТБО в г. Назрань.
30 000,0
30 000,0
30 000,0
30 000,0
Итого:
Республиканский бюджет
30 000,0
30 000,0
1
2
3
4
5
6
7
2
Строительство биотермических ям (скотомогильники)
2.1.
Малгобекский район:
Республиканский бюджет
в том числе:
1 100,0
1 100,0
2.1.1
с. Нижние Ачалуки
550,0
550,0
2.1.2
с. Пседах
550,0
550,0
Итого 2 ямы:
1 100,0
1 100,0
2.2
Назрановский район:
Республиканский бюджет
1 650,0
1 650,0
2.2.1
в том числе:
с. Сурхахи
550,0
550,0
2.2.2
с. Экажево
550,0
550,0
2.2.3
с. Кантышево
550,0
550,0
Итого 3 ямы:
1 650,0
1 650,0
2.3
2.3.1
Сунженский район:
Республиканский бюджет
в том числе:
с. Галашки:
- строительство скотомогильника и консервация существующего скотомогильника (в водоохраной зоне).
550,0
550,0
550,0
550,0
Итого: 1 яма
550,0
550,0
2.6
1
Джейрахский район:
Республиканский бюджет
в том числе:
- строительство скотомогильника
2
3
4
550,0
550,0
5
6
550,0
550,0
7
Итого: 1 яма
550,0
550,0
Общий итог 7 биотермических ям (скотомогильников):
Республиканский бюджет
3 850,0
3 850,0
3
Строительство мусоросортировочного завода
3.1
г. Назрань:
Республиканский бюджет
в том числе:
44 000,33
44 000,33
3.1.1
- строительство мусоросортировочного завода
44 000,33
44 000,33
Итого:
44 000,33
44 000,33
3.2
г. Малгобек:
Республиканский бюджет
в том числе:
44 000,33
44 000,33
3.2.1
- строительство мусоросортировочного завода
44 000,33
44 000,33
Итого:
44 000,33
44 000,33
Общий итог 2 завода:
Республиканский бюджет
88 000,66
44 00033
44 000,33
Итого по всем мероприятиям:
в том числе:
Республиканский бюджет
121 850,66
121 850,66
74 000,33
74 000,33
47850,33
47850,33
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Республиканская общественно-политическая газета "Ингушетия" № 124-125 от 23.07.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: