Основная информация

Дата опубликования: 25 июня 2009г.
Номер документа: ru89000200900434
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Об утверждении окружной целевой программы «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2008 - 2010 годы»

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 №638-А

В целях реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», на основании пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года № 22-ЗАО «О признании утратившими силу некоторых законов Ямало-Ненецкого автономного округа» Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 25 июня 2009 г. № 350-А

Утверждена

постановлением Администрации

Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изм. от 19.11.2009 №368-А)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2008 - 2010 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

окружная целевая программа «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2007 года № 16-А «О мерах по реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2007 года № 22-А «Об утверждении плана действий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в 2007 году по реализации ежегодного послания Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа»

Государственный заказчик

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент занятости населения)

Ответственные за выполнение мероприятий

Разработчики Программы

Цели и задачи Программы

цели:

1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.

2. Развитие продуктивной занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Задачи:

повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

Ямало-Ненецкого

расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодёжь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание и др.);

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учётом потребности Ямало-Ненецкого автономного округа;

временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей государственных услуг

Сроки и этапы реализации

2008 - 2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

уровень регистрируемой безработицы;

численность трудоустроенных граждан;

численность участников мероприятий в области занятости населения;

проведение тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан;

коэффициент напряжённости на регистрируемом рынке труда

Основные направления реализации мероприятий

информирование работодателей и населения о положении на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа;

содействие и организация временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

психологическая поддержка

содействие и регулирование трудовой миграции

Объёмы и источники финансирования

общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 14428 (с изм. )

2008 год - 7 000 тыс. рублей;

2009 год - 3 714 тыс. рублей;

2010 год - 3714 тыс. рублей (с изм. )

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

реализация Программы в течение 2008 - 2010 годов позволит:

- сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,3-2,5 %;(с изм. )

- обеспечить трудоустройство на общественные работы 0,14 тыс. человек; (с изм. )

- организовать временное трудоустройство 0,92 тыс. несовершеннолетних граждан; (с изм. )

- оказать содействие временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 0,08 тыс. человек; (с изм. )

I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа

В 2004 - 2006 годах в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проводились мероприятия, направленные на реализацию планов социально-экономического развития автономного округа, на развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере, на обеспечение достойной жизни всего населения, проживающего на Ямале. Одновременно произошёл рост объёмов промышленной продукции, производства потребительских товаров, перевозок грузов предприятиями транспорта, увеличились объёмы инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования. Предприятиями автономного округа в январе - сентябре 2006 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 382,4 млрд. рублей, в том числе: добыча полезных ископаемых - 345,0 млрд. рублей, обрабатывающие производства - 24,5 млрд. рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12,9 млрд. рублей. Индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2006 года составил 101,4% к аналогичному периоду 2005 года.

К положительным моментам развития автономного округа следует отнести рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Высокие темпы роста денежных доходов в январе - сентябре 2006 года по сравнению с ростом потребительских цен обусловили рост реальных располагаемых денежных доходов на 6,4% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения происходил на фоне увеличения темпов роста заработной платы работников организаций (119,4% в январе - сентябре 2006 года против 113,2% в январе - сентябре 2005 года).

Положительные изменения в экономике автономного округа, связанные с реализацией национальных проектов, привлечением инвестиций с целью освоения Полярного Урала, создают условия для устойчивого развития региона и повышения уровня жизни населения. Это оказывает благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда автономного округа.

Рынок труда автономного округа на протяжении ряда лет остаётся стабильным. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных по состоянию на 1 января 2007 года составила 7003 человека, что на 18,4% ниже уровня 2006 года. В среднем за месяц статус безработного получали порядка 1200 человек. Объективной причиной стабильности являлось наличие регионального банка вакансий, который насчитывал в 2006 году 26437 вакансий, что на 31,1% выше 2005 года.

Одним из факторов, определяющих состояние рынка труда, является уровень регистрируемой безработицы, который на 1 января 2007 года составил 2,17% от численности экономически активного населения автономного округа. Окружной показатель уровня безработицы ниже российского (2,36%), но выше показателя по Уральскому федеральному округу (1,77%).

В то же время нельзя отрицать существование ряда проблем, определяющих дальнейшие направления политики занятости, проводимой в автономном округе.

Одной из проблем рынка труда автономного округа является дифференциация территорий по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. К числу территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы относятся в первую очередь районы компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - Шурышкарский (8,61%), Ямальский (6,21%), Приуральский (3,81%), Красноселькупский (3,55%) районы.

Наименьшие показатели уровня безработицы на 1 января 2007 года зарегистрированы в городах: Надыме (0,93%), Губкинском (1,19%), Салехарде (1,32%), Ноябрьске (1,84%), Новом Уренгое (1,91%), где в основном расположены предприятия топливно-энергетического комплекса.

Несмотря на динамичное развитие экономики, в автономном округе присутствует структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Активная добыча природных ресурсов, строительство трубопроводов и других объектов требуют концентрации большого количества рабочих, преимущественно мужского пола, высоких разрядов или категорий, способных выполнять комплекс взаимосвязанных работ. В структуре заявленных в органы занятости вакансий 79,8% составляют вакансии по «мужским» рабочим профессиям и специальностям. В то же время в составе безработных граждан преобладают женщины (66%) и молодёжь без практического опыта работы (47%).

На протяжении последних лет основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, ограниченными физическими возможностями, а также граждане, не способные справиться с возникшими жизненными переменами и профессиональными трудностями. К категории безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относятся инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и т.д. Причём численность обращений граждан этих категорий в городские и районные Центры занятости населения постоянно растёт. Например, доля выпускников учебных заведений в общей численности регистрируемых безработных увеличилась с 5,5% в 2005 году до 6,1% в 2006 году, численность обратившихся в органы службы занятости инвалидов в 2006 году возросла на 20% по сравнению с 2005 годом.

В целях трудовой и социальной адаптации, повышения мотивации к трудовой деятельности, а также материальной поддержки органами службы занятости автономного округа осуществляются мероприятия по развитию общественных работ, временной занятости подростков, содействию занятости молодёжи и женщин, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов Севера и иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Однако объёмы финансирования данных мероприятий из средств федерального бюджета из года в год сокращались. Федеральное законодательство ограничивало возможность привлечения средств окружного бюджета для решения проблем территориального рынка труда, в связи с чем сократилась численность безработных граждан, трудоустроенных при содействии органов занятости.

Слабая информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, о возможностях профессионального обучения, консультировать по вопросам трудового законодательства, выполнять требования Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости, представлять данные о потребностях предприятий и организаций в работниках. К эффективным моментам в информационной работе службы занятости следует отнести выпуск ежеквартальной газеты «Ямал-Профи», а также функционирование сайта в сети Интернет.

Слаборазвитая информационная коммуникация центров занятости населения в сельской местности автономного округа не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда, и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем представляется единственно возможным. Программа предусматривает взаимоувязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс действий, обеспечивающий эффективное решение задач в сфере обеспечения занятости населения автономного округа.

II. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.

2. Развитие продуктивной занятости населения автономного округа.

Выполнение целей Программы направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Для достижения поставленных целей Программы выделяются следующие задачи:

повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и её предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

активизация участия и улучшение координации деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, работодателей в вопросах содействия трудоустройству населения;

расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодёжь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание, и др.);

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учётом потребности автономного округа;

временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время;

временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей государственных услуг.

Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за трёхлетний период - с 2008 по 2010 годы, без разделения на этапы.

Для определения эффективности реализации программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели, перечень которых представлен в таблице 1.

Таблица 1

(в ред. от 19.11.2009 №368-А)

Наименование индикатора, показателя

Содержание индикатора, показателя

Планируемое значение

Коэф-фициент веса

2008 год

2009 год

2010

год

Уровень регистрируемой безработицы

отношение численности официально зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения автономного округа, %

2,5

2,9

2,3

0,2

Численность трудоустроенных граждан

численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости на временные рабочие места, чел.

11 500

292

279

0,3

Численность участников мероприятий в области занятости населения

численность граждан, принявших участие в мероприятиях по содействию занятости населения (ярмарки вакансий и временных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда), чел.

8 000

0

650

0,3

Проведение тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан

проведено тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан, ед.

1

0

0

0,1

Коэффициент напряжённости на регистрируемом рынке труда

численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчёте на одну заявленную вакансию, чел.

1,18

1,15

1,14

0,1

».

III. Перечень программных мероприятий

Мероприятия Программы разработаны исходя из необходимости решения задач по содействию занятости населения на территории автономного округа с учётом финансовых ресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закреплённых за исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочий в области содействия занятости населения, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Достижение тактических задач в области занятости планируется осуществлять посредством реализации программных мероприятий, объединённых в четыре основных раздела.

1. Информирование работодателей и населения о положении на рынке труда автономного округа предусматривает:

предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного выбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, непосредственные встречи с представителями работодателей, получение информации о возможностях профессионального обучения по новой специальности;

формирование регионального банка вакансий, в том числе для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

организацию работы и осуществление специалистами органов службы занятости подбора вакансий для граждан, ищущих работу, и необходимых работников для работодателей;

тиражирование рекламно-информационных материалов о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и её предложении в средствах массовой информации, изготовление и аренду рекламных щитов, подготовку и издание справочных материалов;

проведение специализированных мероприятий («Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест», «Лучший работодатель» и т.д.);

оборудование информационных залов согласно требованиям Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости;

внедрение новых технологий при работе специалистов органов службы занятости с клиентами;

обеспечение необходимого уровня информированности о мероприятиях, проводимых органами службы занятости населения по содействию занятости населения;

изучение потребностей предприятий автономного округа в специалистах различного профиля;

осуществление информационно-просветительской деятельности.

2. Основными направлениями содействия и организации временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы являются следующие:

2.1. содействие и организация временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включает в себя мероприятия, направленные на организацию временной занятости наименее защищённых категорий безработных граждан.

Содействие занятости женщин планируется осуществлять с учётом сложившейся ситуации на рынке труда по следующим направлениям:

повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда путём профессионального обучения;

расширение возможности занятости женщин за счёт развития самозанятости;

проведение специализированных мини-ярмарок вакансий для женщин;

реализация программ социальной адаптации для женщин, испытывающих трудности в поиске работы, оказание им психологической поддержки.

Содействие занятости инвалидов предполагает расширение форм и видов трудоустройства с применением гибких форм занятости. Одновременно предусматривается первоочередное трудоустройство инвалидов на действующие и вновь создаваемые рабочие места постоянного и временного характера, развитие общественных работ с учётом возможностей и спроса этой категории граждан.

В приоритетном порядке ставится задача - оказание услуг по переподготовке, повышению квалификации, профессиональной ориентации и психологической поддержке этой категории граждан.

Содействие занятости молодёжи, повышение её конкурентоспособности на рынке труда ориентировано на:

организацию временного трудоустройства молодёжи с целью получения трудовых навыков и трудовой адаптации;

расширение информационного обслуживания путём совершенствования системы информирования абитуриентов, учащихся, студентов, выпускников образовательных учреждений для решения вопросов их трудоустройства;

увеличение объёмов профориентационных услуг, оказываемых специализированными профориентационными центрами;

организацию и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий для молодёжи, направленных на популяризацию рабочих профессий, востребованных на рынке труда автономного округа.

Для содействия занятости коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельских районах, предполагается проведение работы по решению проблемы посредством комплексной системы мероприятий, направленной на:

усиление взаимодействия заинтересованных сторон в решении вопросов, необходимых для трудоустройства данной категории граждан;

проведение выездных консультаций по правовым, организационным вопросам в целях повышения грамотности коренного населения в вопросах занятости;

предоставление первоочередных услуг по профессиональному консультированию и обучению, психологической поддержке;

оказание содействия по развитию традиционных национальных художественных промыслов и ремёсел, ориентированных на самозанятость;

подготовку кадров из числа безработных граждан с целью сохранения традиционных видов хозяйствования;

организацию временного трудоустройства безработных и незанятых граждан из числа коренных малочисленных народов.

Содействие занятости других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусматривается за счёт организации временного трудоустройства, предоставления им преимущественного права получения новой профессии, участия в программах социальной адаптации, содействия предпринимательской инициативе;

2.2. организация общественных оплачиваемых работ направлена на расширение возможностей трудоустройства и поддержание доходов безработных и незанятых граждан.

Основные направления этой работы:

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширение видов и масштабов с учётом потребности региона в развитии социальной инфраструктуры;

привлечение работодателей и органов местного самоуправления к участию в организации общественных работ;

формирование и постоянное обновление банка данных о видах общественных работ на условиях временной занятости, их объёмах, времени проведения, оплате труда и предполагаемом количестве привлекаемых работников;

2.3. организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет направлена на создание условий по приобщению их к труду и получению профессиональных навыков, а также рассматривается как действенное средство по профилактике детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Органами службы занятости для этих целей планируется:

совершенствование порядка трудоустройства и механизма организации временных рабочих мест;

обеспечение расширения видов работ с учётом возможностей и потребностей подростков;

формирование окружного банка вакансий временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних;

обеспечение проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и специализированных профориентационных мероприятий.

В приоритетном порядке для участия в данной программе направляются несовершеннолетние из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, из семей безработных граждан, неполных и многодетных семей, а также состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и прошедшие курс реабилитации от наркозависимости;

2.4. организация временной занятости безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, направлена на обеспечение возможности трудоустройства молодёжи на условиях временной занятости для получения необходимых трудовых навыков, повышения их конкурентоспособности и адаптации на рынке труда.

Решение проблем занятости выпускников планируется проводить по следующим направлениям:

трудоустройство выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости, на дополнительные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места (программа «Первое рабочее место»);

проведение специализированных ярмарок вакансий для трудоустройства выпускников;

обучение навыкам поиска работы через участие в методических курсах «Мастерские по поиску работы»;

2.5. немаловажным аспектом в работе службы занятости остаётся содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы. С этой целью безработным гражданам будет предоставляться комплекс информационных, консультационных и образовательных услуг.

3. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка безработных граждан и профессиональная ориентация граждан предусматривает организацию:

профессионального обучения безработных граждан по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, а также под конкретные, заявленные работодателем, рабочие места;

переподготовки безработных специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения новой квалификации;

повышения квалификации специалистов с целью повышения её уровня, освоения новых способов решения профессиональных задач;

профессионального обучения безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности;

профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;

отбора образовательных учреждений, организаций для профессионального обучения безработных граждан.

Эффективное формирование, распределение и использование человеческих ресурсов во многом зависит от создания единой системы и реализации мер по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, которая включает в себя:

оказание содействия в выборе сферы деятельности, профессии (специальности), повышение уровня и возможности трудоустройства;

повышение мотивации к труду, выработке активной позиции на рынке труда;

усиление взаимодействия на договорной основе между органами службы занятости и органами управления образования по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки выпускников учебных заведений;

обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска подходящей работы, преодоления безработными гражданами последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности;

реализацию программ социальной адаптации «Клуб ищущих работу», «Новый старт!», «Мастерские по поиску работы», проведение обучающих семинаров «Искусство трудоустройства».

4. Мероприятия по содействию и регулированию трудовой миграции направлены на решение проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. В целях урегулирования притока иностранной рабочей силы очень важно построить региональную миграционную политику, стратегию и тактику по ограничению свободного въезда в регион. Прорабатывается комплекс мероприятий, направленных на урегулирование миграционного потока безработных граждан из других регионов.

При подготовке заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников органы службы занятости руководствуются принципом приоритетности прав российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест, с учётом состояния рынка труда и перспективы его развития.

Комплекс мер по вопросам трудовой миграции в частности регулирование внешней трудовой миграции (в зависимости от размера установленной квоты по иностранной рабочей силе), включает проведение ряда мероприятий:

определение масштабов привлечения и использования иностранной рабочей силы;

работа по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы;

учёт иностранной рабочей силы;

информирование населения о возможностях трудоустройства (организация работы «горячей линии»);

участие в формировании и использовании федерального банка вакансий, в том числе на региональном уровне;

участие в работе межведомственных комиссий по формированию квоты на выдачу приглашений иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности.

Перечень программных мероприятий и сроки их реализации приведены в приложении к настоящей Программе.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Основным источником финансирования мероприятий Программы являются средства окружного бюджета. Расчёт объёмов финансирования по каждому программному мероприятию осуществляется на основании утверждённой сметы расходов. Общий объём финансирования Программы из средств окружного бюджета составит 22 217 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 7 000 тыс. рублей, 2009 год - 3 714 тыс. рублей, 2010 год - 3714 тыс. рублей. (с изм. от 19.11.2009 №368-А)

V. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Реализация мероприятий Программы определит политику по содействию занятости населения в автономном округе, создаст условия, способствующие полной занятости, а также позволит:

создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда автономного округа, сочетающей экономические и социальные интересы работника, предприятий автономного округа и потребности развития экономики;

повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда;

сбалансировать спрос и предложение рабочей силы;

снизить социальную напряжённость в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу;

смягчить последствия долговременной безработицы;

внедрить в деятельность органов службы занятости современные технологии, позволяющие повысить качество предоставляемых услуг населению;

повысить качество предоставляемых услуг населению в области занятости.

В 2008 - 2010 годах предполагается:

сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,3 - 2,5%; (с изм. от 19.11.2009 №368-А)

обеспечить трудоустройство на общественные работы 0,14 тыс. человек; (с изм. от 19.11.2009 №368-А)

организовать временное трудоустройство 0,92 тыс. несовершеннолетних граждан; (с изм. от 19.11.2009 №368-А)

оказать содействие временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 0,08 тыс. человек. (с изм. от 19.11.2009 №368-А)

Приложение

к окружной целевой программе

"Содействие занятости населения

Ямало-Ненецкого автономного

округа на 2008 - 2010 годы"

(с изм. от 19.11.2009 №368-А)

Перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий и сроки реализации программных мероприятий

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1.1.

Проведение специализированных мероприятий, направленных на содействие занятости населения

Организация специализированных мероприятий

80,00

-

80,00

1.1.2.

Повышение качества предоставляемых государственных услуг, расширение круга получателей государственных услуг, оказываемых органами службы занятости

Оборудование и эксплуатация мобильных центров в сельских отдалённых населённых пунктах

-

1.1.3.

Участие в окружных семинарах, совещаниях, "круглых столах" по проблемам занятости населения

Предполагается сотрудничество с различными структурами

Итого по разделу 1.1

80,00

-

-

80,00

1.2. Изучение потребностей предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа в специалистах различного профиля

1.2.1.

Формирование регионального банка вакансий

Сбор, анализ и систематизация информации

1.2.2.

Привлечение работодателей к сотрудничеству путём эффективного взаимодействия между органами службы занятости и кадровыми службами предприятий различных форм собственности

Организация деятельности клуба "Кадровик"

50,00

-

50,00

1.2.3.

Использование Интернет-сайта с целью предоставления информации

80,00

-

80,00

1.2.4.

Оказание информационной поддержки организациям Ямало-Ненецкого автономного округа для комплектования кадрами предприятий различных отраслей

Представление информации , оказание консультационных услуг, размещение сведений о вакансиях в СМИ

Итого по разделу 1.2.

130,00

-

-

130,00

1.3. Осуществление информационно-просветительской деятельности

1.3.1.

Подготовка и выпуск периодического издания

Разработка информационного вкладыша департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямал-Профи"

100,00

-

100,00

1.3.2.

Подготовка и издание информационно-справочного материала об изменениях, происходящих на региональном рынке труда

Разработка и тиражирование материалов

100,00

-

100,00

Итого по разделу 1.3

200,00

-

-

200,00

Итогго по разделу 1

410,00

-

-

410,00

2. Содействие и организация временной занятости граждан

2.1. Содействие занятости гражданам, испытывающим трудности в поиске работы

2.1.1. Содействие занятости женщинам

2.1.1.1.

Проведение мониторинга положения женщин на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа и подготовка на его основе соответствующих предложений и информационно-аналитических материалов

Сбор, анализ и систематизация информации

2.1.1.2.

Освещение в средствах массовой информации проблем, связанных с трудоустройством женщин

Подготовка публикаций, выступлений по проблемам "женской " занятости

2.1.1.3.

Организация временной занятости женщин в период поиска постоянной работы

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

580,52

-

580,52

2.1.1.4.

Оказание психологической поддержки безработным и незанятым трудовой деятельностью женщинам

Организация участия женщин в программах социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт"

80,00

-

80,00

2.1.1.5.

Оказание содействия развитию предпринимательской инициативы женщин путём проведения методического курса "Планирование карьеры"

Оказание организационно-консультационных услуг безработным женщинам по вопросам организации самозанятости

2.1.1.6.

Повышение эффективности трудоустройства безработных и незанятых женщин путём организации специализированных мероприятий с участием предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа

Организация и проведение "Ярмарок вакантных мест" и других специализированных мероприятий

50,00

-

50,00

2.1.1.7.

Организация профессиональной подготовки, повышения квалификации безработных женщин

Обучение безработных женщин востребованным на рынке труда профессиям

2.1.1.8.

Участие в проведении окружных мероприятий по проблемам занятости женщин

Предполагает сотрудничество с другими заинтересованными структурами

Итого по разделу 2.1.1

710,52

-

-

710,52

2.1.2. Содействие занятости инвалидов

2.1.2.1.

Формирование банка вакансий для трудоустройства безработных граждан с ограниченными физическими возможностями

Сбор, анализ и систематизация информации

2.1.2.2.

Обеспечение взаимодействия профконсультантов службы занятости и специалистов бюро медико-социальной экспертизы при разработке индивидуальных программ реабилитации и занятости инвалидов

Взаимодействие с заинтересованными структурами

2.1.2.3.

Содействие в трудоустройстве безработных инвалидов за счёт организации временных рабочих мест на предприятиях Ямало-Ненецкого автономного округа и организации общественных работ

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

508,00

-

508,00

2.1.2.4.

Организация профессионального обучения инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости по профессиям, востребованным на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа

Обучение инвалидов по направлению органов службы занятости

2.1.2.5.

Подготовка и издание информационного материала по проблемам трудоустройства граждан с ограниченными физическими возможностями

Разработка и тиражирование материалов

20,00

-

20,00

2.1.2.6.

Формирование навыков самостоятельного поиска работы, восстановление мотивации к труду, обучение гибким моделям поведения, поиску адаптивных возможностей путём оказания психологической помощи инвалидам

Проведение специализированных мероприятий по программам психологической поддержки и социальной адаптации

2.1.2.7.

Организация профессионального обучения и переобучения инвалидов по профессиям, обеспечивающим самозанятость и занятость на дому

Получение профессии, обеспечивающей самозанятость инвалидов

Итого по разделу 2.1.2

528,00

-

-

528,00

2.1.3. Содействие занятости молодёжи

2.1.3.1.

Повышение конкурентоспособности молодёжи на рынке труда с использованием новых технологий профориентационной работы

Оказание консультационных услуг, проведение специализированных мероприятий

2.1.3.2.

Информирование органов управления образования о состоянии рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа с целью прогнозирования потребностей и своевременного решения вопроса перспективной профильной подготовки кадров

Представление информации о состоянии рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа

2.1.3.3.

Проведение профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, безработной и незанятой молодёжью, не имеющей специальности с целью их ориентации на профессии, востребованные на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа

Организация работы и функционирование профориентационных центров, оказание профориентационных услуг выпускникам образовательных учреждений и безработной молодёжи

804,10

-

804,10

2.1.3.4.

Содействие первоочередному трудоустройству безработных выпускников образовательных учреждений, получивших субсидии на обучение из средств окружного бюджета

Приоритетное трудоустройство по программам временной занятости

2.1.3.5.

Проведение специализированных мероприятий, направленных на популяризацию рабочих профессий и ориентацию молодёжи на выбор профессий, востребованных на рынке труда

Предполагает сотрудничество с другими заинтересованными структурами

80,00

-

80,00

2.1.3.6.

Создание банка профессиографических характеристик профессий, пользующихся спросом на территориях муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (подробное описание профессии, задачи, средства, условия труда, требования к профессии)

Сбор и систематизация информационного материала о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе

30,00

-

30,00

2.1.3.7.

Организация профессиональной подготовки безработных выпускников по профессиям, пользующимся стабильным спросом на рынке труда

Получение профессий, наиболее востребованных на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа или обеспечивающей самозанятость

2.1.3.8.

Организация профессионального обучения безработной молодёжи основам предпринимательской деятельности

2.1.3.9.

Содействие временной занятости молодёжи в возрасте от 16 до 25 лет, проведение специализированных мероприятий по содействию в трудоустройстве молодёжи Ямало-Ненецкого автономного округа

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

435,40

-

435,40

2.1.3.10.

Реализация курсов по социальной адаптации на рынке труда безработной молодёжи "Мастерская по поиску работы"

Проведение специализированных мероприятий в рамках программы социальной адаптации на рынке труда

Итого по разделу 2.1.3

1 349,50

-

-

1 349,50

2.1.4. Содействия занятости коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельских районах

2.1.4.1.

Содействие временной занятости коренных малочисленных народов Севера путём трудоустройства на временные рабочие места

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

362,82

-

362,82

2.1.4.2.

Организация профессионального обучения, в том числе основам предпринимательства безработных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера

Получение профессий, направленных на развитие традиционных национальных художественных промыслов и ремёсел

2.1.4.3.

Участие в окружных мероприятиях, семинарах, совещаниях, освещающих вопросы занятости коренных малочисленных народов Севера

Предполагает сотрудничество с другими заинтересованными структурами

2.1.4.4.

Проведение мониторинга и прогноза рынка труда коренных малочисленных народов Севера

Сбор, анализ и систематизация информации

10,00

-

10,00

Итого по разделу 2.1.4

372,82

-

-

372,82

2.1.5. Содействие занятости других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы

2.1.5.1.

Обеспечение граждан, подлежащих освобождению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, информационно-справочным материалом о законодательстве в области занятости населения и мероприятиях по содействию трудоустройству населения

Тиражирование раздаточного материала, изготовление и размещение на территории учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы информационных стендов

30,00

-

30,00

2.1.5.2.

Содействие временному трудоустройству лиц, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

217,69

-

217,69

2.1.5.3.

Осуществление приоритетного профессионального обучения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, признанных безработными

Направление органами службы занятости на обучение по профессиям наиболее востребованным на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа

2.1.5.4.

Реализация программы "Новый старт" для участников военных действий с целью психологической поддержки, для снятия напряжения, психологических и коммуникативных барьеров

Проведение специализированных мероприятий

2.1.5.5.

Разработка и внедрение в центры занятости методического курса социальной адаптации для длительно безработных граждан "Преодоление барьеров при трудоустройстве"

Осуществление методического руководства

2.1.5.6.

Осуществление мер по привлечению длительно безработных граждан и граждан, уволенных из организаций в связи с сокращением численности или штата организации, к временной занятости

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

580,52

-

580,52

2.1.5.7

Тиражирование информационных справочников о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа, и об образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

50,00

50,00

2.1.5.8

Информирование лиц, освобождающихся из исправительных учреждений о предоставлении государственных услуг по содействию занятости и мерах по социальной поддержке граждан указанной категории

Тиражирование буклетов и раздаточного материала с рекомендациями по трудоустройству гражданам, освобождённым из учреждений, исполняющих наказание, с информацией о предоставляемых услугах органами службы занятости населения

120,00

120,00

Итого по разделу 2.1.5

828,21

-

170,00

998,21

Итого по разделу 2.1

3 789,05

-

170,00

3 959,05

2.2. Организация общественных работ

2.2.1.

Расширение перечня общественных работ с учётом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей Ямало-Ненецкого автономного округа, используя нетрадиционные формы работы граждан на предприятиях Ямало-Ненецкого автономного округа

Представление информации, оказание консультационных услуг, размещение сведений о вакансиях в СМИ

2.2.2.

Повышение статуса общественных работ путём привлечения СМИ, информирования незанятых граждан и предприятий и организаций Ямало-Ненецкого автономного округа о планируемых мерах по организации временных работ

2.2.3.

Организация общественных работ для временного трудоустройства безработных и незанятых граждан

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

580,52

1 000,00

-

1 580,52

Итого по разделу 2.2

580,52

1 000,00

-

1 580,52

2.3. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

2.3.1.

Организация временного трудоустройства для подростков в период летних каникул и в свободное от учёбы время

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей по выплате заработной платы несовершеннолетним в период участия во временных работах

1 381,64

2 714,00

3 544,00

7 639,64

2.3.2.

Обеспечение первоочередного трудоустройства на вакантные и созданные при содействии органов службы занятости рабочие места несовершеннолетних, склонных к правонарушениям

Предполагается сотрудничество с соответствующими учреждениями, организация и проведение специализированных мероприятий

2.3.3.

Участие в организации фестиваля "Трудовое лето"

91,00

-

91,00

2.3.4.

Оказание методической, информационной и практической помощи образовательным учреждениям и другим заинтересованным структурам в проведении профориентационной работы с учащейся молодёжью с учётом ситуации на рынке труда

Взаимодействие с заинтересованными структурами, оказание консультационной поддержки

2.3.5.

Формирование окружного банка вакансий для временного трудоустройства подростков

Сбор, анализ и систематизация информации

2.3.6.

Расширение перечня видов работ для несовершеннолетних граждан путём привлечения СМИ, информирования незанятых граждан и предприятия и организации Ямало-Ненецкого автономного округа о планируемых мерах по организации временных работ

Представление информации, оказание консультационных услуг, размещение сведений о вакансиях в СМИ

2.3.7.

Организация и проведение в летний период специализированных ярмарок вакансий временных рабочих мест для подростков

Оказание консультационных услуг путём проведения специализированных мероприятий

30,00

-

30,00

Итого по разделу 2.3

1 502,64

2 714,00

3 544,00

7 760,64

2.4. Организация временной занятости безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

2.4.1.

Проведение мониторинга занятости выпускников учреждений профессионального образования

Сбор, анализ и систематизация информации

2.4.2.

Организация и проведение специализированных и тематических ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

Оказание консультационных услуг путём проведения специализированных мероприятий

2.4.3.

Осуществление работы по подготовке и изданию информационных материалов по трудоустройству выпускников учебных заведений

Разработка и тиражирование материалов

65,00

00,0,

65,00

2.4.4.

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

Проведение работы с работодателями по созданию временных рабочих мест, заключению договоров. Компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы безработным в период участия во временных работах

362,83

-

362,83

Итого по разделу 2.4

427,83

-

-

427,83

2.5. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы

2.5.1.

Оказание консультационной и методической помощи безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости

Оказание информационных услуг, тиражирование раздаточного материала

2.5.2.

Осуществление информирования населения по вопросам организации предпринимательства и самозанятости

2.5.3.

Оказание финансовой помощи безработным гражданам с целью организации самозанятости

Выделение денежных средств безработным гражданам на подготовку документов, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий, изготовление печатей, штампов, приобретение бланочной продукции

2.5.4.

Организация обучающих семинаров для безработных граждан "Будущим предпринимателям", "Основы малого предпринимательства" и т.п.

Проведение обучающих мероприятий

Итого по разделу 2.5

-

-

-

-

Итого по разделу 2

6 300,04

3 714,00

3 714,00

13 728,04

3. Профессиональная подгатовка, переподготовка повышение квалификации, психологическая поддержка безработных граждан и профессиональная ориентация граждан

3.1. Профессиональное обучение безработных граждан

3.1.1.

Проведение конкурсов профессиональных образовательных учреждений на право размещения государственного заказа на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения

Проведение специальных процедур для выявления лучших условий, предложенных для обучения безработных граждан и незанятого населения

3.1.2.

Обеспечение профессионального обучения безработных граждан, нуждающихся в получении новой профессии, переподготовке, повышении квалификации

Взаимодействие с учебными заведениями, осуществляющими обучение, подбор безработных граждан, направляемых на обучение, осуществление контроля за процессом обучения

3.1.3.

Обеспечение координации и согласования объёмов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учётом потребностей рынка труда

Анализ потребностей рынка труда и взаимодействие с учебными заведениями

3.1.4.

Проведение тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан

Проведение мероприятий со специалистами службы занятости

259,70

-

259,70

3.1.5.

Формирование окружного информационного банка образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, с указанием спектра профессий и специальностей

Сбор, анализ и систематизация информации

3.1.6.

Пополнение окружного банка учебных планов и программ, эффективных учебных технологий, адаптированных к условиям региона, для профессионального обучения безработных и незанятых граждан

Итого по разделу 3.1

259,70

-

-

259,70

3.2. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан

3.2.1.

Осуществление мер по дальнейшему развитию и совершенствованию системы предоставления услуг, связанных с профессиональной ориентацией граждан

3.2.2.

Активизация работы по оказанию профориентационных услуг гражданам, ищущим работу до регистрации их в качестве безработных граждан

Оказание консультационных услуг, проведение бесед, лекций, направленных на профориентационную деятельность, тиражирование раздаточного материала

3.2.3.

Проведение профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, безработной и незанятой молодёжью, не имеющей специальности, с целью их ориентации на профессии, востребованные на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа

30,30

-

30,30

3.2.4.

Организация семинара-учёбы профконсультантов службы занятости Ямало-Ненецкого автономного округа с целью получения навыков проведения индивидуальной и групповой форм профессиональной консультации граждан и психологической поддержки безработных граждан

Проведение специализированных мероприятий, направленных на повышение уровня профессионального мастерства сотрудников службы занятости

3.2.5.

Разработка и использование в работе методических пособий по психологической коррекции и реабилитации профконсультантов, в целях повышения качества услуг и закрепления кадров профконсультантов в условиях увеличения нагрузки на специалистов

Разработка методических рекомендаций

Итого по разделу 3.2

30,30

-

-

30,30

Итого по разделу 3

290,00

-

-

290,00

4. Содействие и регулирование трудовой миграции

4.1.

Заключение Соглашений о сотрудничестве между заинтересованными структурами по обмену информационными ресурсами в области миграционной политики в окружном разрезе

Взаимодействие с заинтересованными структурами

4.2.

Проведение мониторинга рынка труда с целью определения масштабов привлечения иностранной рабочей силы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

Сбор, анализ и систематизация информации

4.3.

Повышение эффективности формирования и использования российского банка вакансий для трудоустройства безработных граждан, желающих переехать на работу в другую местность, в том числе на сезонные и временные работы

4.4.

Проведение работы по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы

Выдача заключений на привлечение и использование иностранных работников

Итого по разделу 4

-

-

-

-

Всего по Программе

7 000,04

3 714,00

3 714,00

14 428,04

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № с/в №72/1 от 01.07.2009
Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020), 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать