Основная информация

Дата опубликования: 25 августа 1998г.
Номер документа: В199802677
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<30>

В199802677

В199802677

<30>

В9802677

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         25.08.98 N 261/98

[За непредставление или несвоевременное представление

в налоговый орган документов, необходимых для исчисления,

а также для уплаты налога, в размере 10 процентов

причитающихся к уплате по очередному сроку сумм

налога предусмотрена ответственность в виде штрафа]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.97 по делу N 14-336а Арбитражного суда города Москвы.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Антей" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции N 18 Восточного административного округа города Москвы от 30.05.96 N 1/143 в части применения финансовых санкций за допущенные в 1994-1995 годах нарушения налогового законодательства.

Решением от 10.11.96 в удовлетворении искового требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.05.97 решение изменено частично. Оспариваемый акт налогового органа признан недействительным в части взыскания с налогоплательщика сумм заниженной прибыли, доначисленного налога на добавленную стоимость, спецналога, налога на реализацию горюче-смазочных материалов, а также штрафов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.07.97 отменил постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения госналогинспекции от 30.05.96 о доначислении сумм заниженного налога на реализацию горюче-смазочных материалов (п. 4.1), штрафов в размере 100 и 10 процентов от доначисленной суммы данного налога (п. п. 4.2, 4.4) и в этой части оставил в силе решение арбитражного суда. В остальной части постановление апелляционной инстанции оставлено без изменений.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда, кассационной инстанции отменить в части признания недействительным решения госналогинспекции о применении санкций, указанных в пунктах 4.1, 4.2, 4.4. Оставить в силе в этой части постановление апелляционной инстанции.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на реализацию горюче-смазочных материалов предприятиями и организациями, осуществляющими продажу горюче-смазочных материалов, исчисляется по установленной ставке от суммы разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Сроки уплаты налога определяются пунктом 7 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 N 30 (в предшествующий период пунктом 7 Инструкции Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 N 36/19) в зависимости от размера среднемесячного платежа, исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов. Предприятия и организации со среднемесячными платежами более 500000 рублей в период до 15.05.95 и 300000 рублей после 15.05.95 уплачивают налог подекадно; со среднемесячными платежами от 100000 до 500000 рублей в период до 15.05.95 и от 1000000 до 3000000 рублей после 15.05.95 ежемесячно; со среднемесячными платежами до 100000 рублей в период до 15.05.95 и до 1000000 рублей после 15.05.95 - ежеквартально.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции плательщики налога в сроки, установленные для уплаты налога, ежеквартально (ежемесячно) представляют налоговым инспекциям расчет по форме, указанной в приложении к Инструкции.

При проверке соблюдения налогового законодательства товариществом "Антей" в период 1994-1995 годов госналогинспекцией установлено, что данное предприятие в проверяемый период осуществляло перепродажу горюче-смазочных материалов и исходя из фактических оборотов по реализации этой продукции относилось к налогоплательщикам, обязанным представлять расчеты по налогу и уплачивать налог ежемесячно.

Однако до сентября 1995 года товарищество представляло налоговые декларации по данному виду налога в квартальные сроки. В связи с этим госналогинспекцией был сделан вывод о неучете предприятием объекта налогообложения в отдельных месяцах проверяемого периода и, соответственно, занижении подлежащих уплате налоговых платежей. В результате к налогоплательщику были применены финансовые санкции в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в виде взыскания 609140000 рублей заниженного налога на реализацию горюче-смазочных материалов, штрафа в размере 100 процентов суммы заниженного налога, 25736000 рублей штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налога, а также 51057000 рублей штрафа за непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налога.

Отменяя постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований о взыскании заниженного налога на реализацию горюче-смазочных материалов и штрафных санкций, суд кассационной инстанции исходил из следующего. Поскольку в соответствии с вышеназванной Инструкцией ТОО "Антей" должно было представлять расчеты налога на реализацию горюче-смазочных материалов ежемесячно, налог не исчисляется нарастающим итогом и ответственность наступает за соответствующие налогооблагаемые периоды, то налоговым органом правомерно применены санкции за неучтенный объект налогообложения.

Однако судом не было учтено следующее. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги и нести другие обязанности, в том числе представлять в налоговый орган документы, необходимые для исчисления или уплаты налога. Согласно пункту 3 названной статьи обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой его.

Пунктом 4 статьи 11 указанного Закона предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. Следовательно, применение финансовых санкций имеет цель в первую очередь обеспечить исполнение обязанностей налогоплательщиком.

Из материалов дела усматривается, что ТОО "Антей" действительно представляло расчеты по налогу на горюче-смазочные материалы ежеквартально вместо установленного ежемесячного срока. Но при этом товарищество уплачивало налог ежемесячно, что подтверждается платежными поручениями о перечислении налога в бюджет. Кроме того, актом проверки установлена переплата налога. При уплате налогоплательщиком налогов в бюджет до проверки налоговым органом обязанность по уплате налогов за конкретный период прекратилась.

Таким образом, следует признать, что суд кассационной инстанции необоснованно отменил постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы в части, касающейся применения финансовых санкций, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена ответственность в виде штрафа за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. Из решения налогового органа усматривается, что к налогоплательщику применена ответственность в виде 10-процентного штрафа за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в сумме 25736000 рублей (п. 4.3), а кроме того, 10-процентный штраф за непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налога в сумме 51057000 рублей (п. 4.4). Судом апелляционной инстанции установлен факт несвоевременного представления расчетов по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и в этой части решение налогового органа (пункт 4.3) признано действительным.

Применение же к налогоплательщику ответственности за непредставление расчетов по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов неосновательно, поскольку такого нарушения налогоплательщиком допущено не было.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.97 по делу N 14-336а Арбитражного суда города Москвы в части признания недействительными пунктов 4.1, 4.2, 4.4 решения Госналогинспекции N 18 Восточного административного округа города Москвы от 30.05.96 N 1/143 отменить.

В этой части постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 27.05.97 по тому же делу оставить в силе.

В остальной части названное постановление суда кассационной инстанции оставить без изменения.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К. ЮКОВ

[отформатировано: 15.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 27.01.98 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать