Основная информация

Дата опубликования: 25 сентября 2008г.
Номер документа: ru01000200800316
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Адыгея
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Адыгея
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2008г. № 158

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республики Адыгея» Кабинет Министров Республики Адыгея

постановляет:

1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Премьер-министр

Республики Адыгея

М. Кумпилов

г. Майкоп

от 25 сентября 2008 года

№ 158

Приложение

к постановлению Кабинета

Министров Республики Адыгея

от 25 сентября 2008 года № 158

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея».

I. Итоги бюджетной и налоговой политики за 2007 и 2008 годы

В рамках реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея в 2007 и 2008 годах были достигнуты следующие положительные итоги:

1) сохранена тенденция роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Адыгея;

2) в 2007 году в полном объеме реализованы запланированные бюджетные обязательства и мероприятия республиканского бюджета Республики Адыгея. Обеспечена выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализованы социальные гарантии льготным категориям граждан, оказаны услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта;

3) сохранена социальная направленность расходной части консолидированного бюджета Республики Адыгея;

4) в процессе исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея в 2007 году обеспечено снижение уровня планового дефицита с предельного значения 14,9% до 11,4%;

5) объем инвестиций в основной капитал в 2007 году вырос в 2,2 раза и составил более 9,9 миллиарда рублей, хотя инвестиции на душу населения по-прежнему отстают от средних по Южному федеральному округу (далее - ЮФО) в 1,2 раза;

6) в рамках совершенствования законодательства Республики Адыгея в области промышленной политики:

а) постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 августа 2006 года № 133 «О Концепции промышленной политики в Республике Адыгея» утверждена Концепция промышленной политики в Республике Адыгея;

б) принят Закон Республики Адыгея «Об инновационной деятельности в Республике Адыгея»;

в) принят Закон Республики Адыгея «О промышленной политике»;

7) принят Закон Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея»;

8) разрабатывается проект Программы развития промышленного комплекса Республики Адыгея на 2009-2012 годы. Основной целью данной Программы является формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса Республики Адыгея за счет улучшения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, что позволит обеспечить рост объемов производства, а также создать новые рабочие места и увеличить наполняемость республиканского бюджета Республики Адыгея;

9) выполнена Республиканская инвестиционная программа на 2007 год, введены 22 объекта в эксплуатацию;

10) увеличились расходы республиканского бюджета Республики Адыгея на реализацию республиканских целевых программ;

11) реализация в Республике Адыгея мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов позволила повысить уровень заработной платы медицинских работников и работников образования, повысить оснащенность учреждений образования и здравоохранения современным оборудованием, улучшить социальные условия жизни сельского населения и финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий;

12) распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 октября 2007 года № 386-р «О среднесрочном финансовом плане Республики Адыгея на 2008-2010 годы» утвержден среднесрочный финансовый план Республики Адыгея на 2008-2010 годы, проведена работа по формированию республиканского бюджета Республики Адыгея на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов;

13) в 2008 году внедрены отдельные механизмы бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), осуществлено пилотное внедрение элементов БОР и их практическая апробация. В качестве эксперимента внедрено программно-целевое планирование для исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики. При этом подготовленные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНДы) не влияют на бюджетные проектировки формируемого республиканского бюджета Республики Адыгея, а разрабатываются для изучения готовности субъектов бюджетного планирования к переходу от сложившейся системы управления финансами к БОР;

14) при формировании республиканского бюджета Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов рассмотрены и учтены ведомственные целевые программы, сформированные субъектами бюджетного планирования в соответствии с их предметами ведения и полномочиями, которые содержат задачи и план мероприятий для достижения целей, обоснование финансового обеспечения, показатели достижения поставленных целей и их мониторинг;

15) подготовлен пакет документов для участия в 2008 году в конкурсе на получение субсидий из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов;

16) по результатам комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 1 января 2008 года Республика Адыгея вошла в число пяти субъектов Российской Федерации, лучше всего управляющих региональными бюджетами. Республикой Адыгея не нарушен ни один из 11 критериев оценки качества управления бюджетами.

Тем не менее в Республике Адыгея сохраняется целый ряд проблем:

1) по показателю валового регионального продукта на душу населения Республика Адыгея отстает от средних показателей по ЮФО в полтора раза, а по Российской Федерации почти в три раза. По этому основному комплексному показателю Республика Адыгея находится на 10 месте среди 13 субъектов ЮФО;

2) сохраняется налоговая задолженность в консолидированный бюджет Республики Адыгея;

3) отмечается слабость экономической базы большинства местных бюджетов, дефицит квалифицированных кадров и недостаточность материально-технических ресурсов для обеспечения бюджетного процесса;

4) практически прекратили свою производственную деятельность предприятия лесозаготовки и алкогольной отрасли, консервной и кондитерской промышленности. В пищевой и перерабатывающей промышленности практически сведены к минимуму производственные мощности и утрачен внутренний и внешний рынок сбыта продовольственной продукции, что отрицательно влияет на работу промышленного сектора экономики Республики Адыгея;

5) сохраняется значительный объем «теневых» доходов работающего населения, что ведет к недопоступлению налога на доходы физических лиц, который является основным источником наполнения республиканского бюджета Республики Адыгея. Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, являются строительство, оптовая и розничная торговля;

6) собираемость налога на имущество физических лиц по некоторым муниципальным образованиям составляет менее 60%;

7) низка эффективность государственного сектора экономики, государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия) в основном убыточны, снижаются отчисления доли прибыли прибыльных предприятий в республиканский бюджет Республики Адыгея и местные бюджеты;

8) рост расходов республиканского бюджета Республики Адыгея опережает рост доходов, что ведет к увеличению и сохранению значительного объема дефицита бюджета. Республиканский бюджет Республики Адыгея на 2008 год принят с предельным уровнем дефицита;

9) сохраняется кредиторская задолженность государственных учреждений Республики Адыгея;

10) главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов, бюджетные учреждения Республики Адыгея не ориентированы на повышение качества оказываемых ими услуг.

II. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея в области формирования доходов

Проведение налоговых реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, неизбежно требует внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Налоговая политика в Республике Адыгея на среднесрочную перспективу формируется в соответствии с приоритетами Правительства Российской Федерации в этой области. Политика в сфере доходов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов будет строиться в Республике Адыгея с учетом изменений федерального законодательства при активизации действий органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов.

Основополагающим элементом для развития внутреннего налогового потенциала Республики Адыгея является привлечение инвестиций, обеспечивающих условия для дальнейшего экономического роста Республики Адыгея.

В этой связи необходимо обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на создание условий и стимулов для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской активности, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения в целом устойчивого экономического роста, что позволит постепенно снизить зависимость республиканского бюджета Республики Адыгея от федерального бюджета.

Для увеличения объема доходов республиканского бюджета Республики Адыгея необходимо:

1) продолжить работу, направленную на развитие экономической базы Республики Адыгея, увеличение собираемости платежей в бюджеты всех уровней и взаимодействие со всеми участниками бюджетного процесса, включающего взаимодействие с крупными налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Адыгея;

2) осуществлять поддержку субъектов инвестиционной деятельности, имеющих инвестиционные проекты, признанные экономически и социально значимыми для Республики Адыгея, в соответствии с действующим законодательством;

3) рассматривать возможность предоставления новых налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков при условии, что в результате их применения республиканский бюджет Республики Адыгея сможет получить экономический эффект;

4) провести работу по улучшению ситуации в сфере производства и реализации алкогольной продукции;

5) в условиях динамичного роста количества автотранспортных средств продолжить работу по своевременной корректировке размеров ставок транспортного налога с сохранением льгот по уплате транспортного налога;

6) усилить контроль за своевременностью и полнотой внесения арендной платы за землю, повысить эффективность использования государственного имущества, продолжить работу по приближению ставок арендной платы за использование земельных участков к рыночным условиям;

7) органам местного самоуправления принять меры по проведению полной инвентаризации земель на территории муниципальных образований с целью выявления правообладателей и пользователей земельных участков, определения и подтверждения целевого использования ими земельных участков, а также случаев самовольного землепользования без оформления документов, что позволит увеличить объемы поступлений доходов в местные бюджеты;

8) в целях выполнения требований трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы реализовать меры, направленные на предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже МРОТ, на исключение случаев сокрытия доходов граждан, в первую очередь - занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

9) обеспечить взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в части обмена оперативной информацией по платежам в республиканский бюджет Республики Адыгея, изменениям налогооблагаемой базы плательщиков, обеспечению безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней;

10) оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках, установленных законодательством, что, в свою очередь, будет стимулировать рост числа зарегистрированных предпринимателей и повышение занятости населения, особенно в сельской местности. Создать систему мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленную на повышение прозрачности этого сектора экономики;

11) реорганизовать либо ликвидировать убыточные государственные унитарные предприятия Республики Адыгея;

12) обеспечить эффективное использование природных ресурсов, прежде всего - общераспространенных полезных ископаемых. Администрациям муниципальных образований провести инвентаризацию стихийных карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых с целью выявления недропользователей, осуществляющих самовольную добычу общераспространенных полезных ископаемых. Исключить случаи сокрытия предприятиями, ведущими их добычу на территории Республики Адыгея, объемов и стоимости реализуемой продукции, приводящие к занижению суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

13) обеспечить максимальное использование возможностей налогового и бюджетного законодательства в рамках предоставленных полномочий.

III. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Адыгея в области формирования расходов

Бюджетная политика в области расходов на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов направлена на повышение качества жизни населения, дальнейшее развитие экономики, обеспечение исполнения в полном объеме всех действующих расходных обязательств республиканского бюджета Республики Адыгея и повышение качества использования бюджетных средств. В основу расходов бюджета Республики Адыгея должно ставиться достижение конкретного результата, а не сумма потраченных денег.

В рамках достижения целей бюджетной и налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов необходимо реализовать следующие задачи:

1) на основе республиканского бюджета Республики Адыгея, разработанного в соответствии с бюджетным законодательством на трехлетний период, обеспечить:

а) закрепление основных параметров республиканского бюджета Республики Адыгея и приоритетов бюджетной политики на три года, что немаловажно в условиях ограниченности собственных доходов;

б) разделение расходных обязательств на действующие (зарплата, социальные выплаты, действующие программы) и принимаемые (новые законы, новые проекты), которое сделает республиканский бюджет Республики Адыгея долгосрочным гарантом социальной стабильности в Республике Адыгея;

в) определенность в части объемов межбюджетных трансфертов на три года как поступающих в республиканский бюджет Республики Адыгея из федерального бюджета, так и направляемых в местные бюджеты из республиканского бюджета Республики Адыгея;

г) возможность заключения долгосрочных контрактов, что важно в инвестиционном развитии Республики Адыгея;

2) увеличить заработную плату работников бюджетной сферы с учетом изменений федерального законодательства;

3) формировать позитивный имидж Республики Адыгея.

4) сохраняя социальную направленность республиканского бюджета Республики Адыгея, предусматривать и ежегодно увеличивать средства на мероприятия, обеспечивающие стимулирование экономического роста, в том числе поддержку инвестиционной деятельности, развитие конкурентоспособности, развитие дорожной и транспортной отрасли, развитие агропромышленного комплекса и инфраструктуры;

5) внедрить в бюджетный процесс принципы БОР, для чего необходимы:

а) проведение инвентаризации услуг, предоставляемых за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;

6) установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг;

в) утверждение нормативов финансовых затрат (стоимости) бюджетных услуг;

г) переход на формирование бюджетным учреждениям Республики Адыгея государственного задания на оказание услуг, в том числе платных, в процессе преобразования государственных учреждений Республики Адыгея в автономные учреждения Республики Адыгея;

д) проведение работы по оптимизации текущих расходов за счет реструктуризации сети бюджетных учреждений Республики Адыгея, использования новых организационно-правовых форм, развития и применения более эффективных технологий, перехода от финансирования бюджетных учреждений Республики Адыгея по смете к размещению государственного задания, сформированного с учетом потребностей рынка труда и перспектив развития экономики Республики Адыгея;

6) изменить подход к формированию республиканских целевых программ, многие из которых направлены не на решение системных межведомственных проблем, а на дополнительное текущее финансирование отраслевых расходов. Необходимо провести инвентаризацию республиканских целевых программ и изменить подход к их формированию с обязательным проведением оценки результатов выполнения этих программ, что позволит обеспечить ориентацию деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея на результат. В статусе республиканских целевых программ должны остаться только программы, предполагающие межведомственное, взаимодействие. В перспективе доля расходов, формируемых в рамках ведомственных программ, должна составлять не менее 50% расходов республиканского бюджета Республики Адыгея (без учета субвенций на исполнение переданных полномочий);

7) перейти от финансирования сети государственных учреждений Республики Адыгея к финансированию государственных услуг и внедрение таких элементов, как:

а) отраслевые системы оплаты труда;

б) новые организационно-правовые формы бюджетных учреждений Республики Адыгея (автономные учреждения Республики Адыгея) и реструктуризация бюджетной сети;

в) одноканальное финансирование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;

г) внедрение стандартов оказания медицинской помощи в лечебно- профилактических учреждениях на основе федеральных стандартов и протоколы ведения больных для установления единых требований и обеспечения качества услуг;

д) нормативное подушевое финансирование учреждений общего образования;

е) государственный заказ в сфере предоставления бюджетных услуг (размещение бюджетного задания);

8) продолжить реализацию приоритетных национальных проектов;

9) принимать решения о реализации новых программ и законодательных инициатив при условии гарантированной возможности их финансового обеспечения;

10) принять программу реформирования региональных финансов Республики Адыгея на 2009-2011 годы, эффективная реализация которой создаст условия для устойчивого социально-экономического развития Республики Адыгея, обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Адыгея, совершенствования системы управления региональными финансами и повышения результативности деятельности органов государственной власти Республики Адыгея.

IV. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений

Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления в среднесрочной перспективе должно быть направлено на дальнейшее укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышение заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала для обеспечения эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

В условиях сохраняющейся дифференциации социально -экономического развития муниципальных образований сохраняется значительная роль республиканского бюджета Республики Адыгея по выравниванию условий социально-экономического развития муниципальных образований, осуществляемому за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Адыгея.

Сохранится тенденция увеличения доли расходов на оказание финансовой помощи местным бюджетам. Раздел «Межбюджетные трансферты» останется ведущим разделом в расходной части республиканского бюджета Республики Адыгея.

Практика в области межбюджетных отношений показывает, что одна из задач - обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Адыгея - остается пока не достигнутой. Проблема несбалансированности бюджетов диктует необходимость постоянно совершенствовать межбюджетные отношения, разрабатывать, развивать эффективные и прозрачные механизмы распределения финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Межбюджетные отношения должны обеспечивать оптимальный баланс между выравнивающей и стимулирующей функциями и содержать стимулы к развитию экономического потенциала органов местного самоуправления, заинтересованность к снижению уровня дотационности местных бюджетов, повышению качества управления муниципальными финансами.

В целях мотивации органов местного самоуправления необходимо повышать уровень социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов и проводить эффективную бюджетную политику. В республиканском бюджете Республики Адыгея будет предусмотрено выделение грантов городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В целях сбалансированности местных бюджетов по решению вопросов местного значения будет сохранена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. При этом механизмы распределения должны быть прозрачными и формализованными.

В рамках реализации межбюджетных отношений в Республике Адыгея планируется образование Республиканского фонда софинансирования расходов, из которого будут предоставляться целевые субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Предоставление местным бюджетам средств из республиканского бюджета Республики Адыгея на их развитие должно осуществляться при обязательном софинансировании этих расходов местными бюджетами. Это повысит бюджетную ответственность и создаст дополнительные стимулы для наращивания собственных доходов местных бюджетов.

Необходимо ускорить работу в муниципальных образованиях по разработке нормативной правовой базы, регламентирующей бюджетный процесс в муниципальных образованиях в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации. Главам администраций муниципальных образований рекомендуется обеспечить разработку и принятие местных бюджетов на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) до конца текущего года.

Кроме того, в муниципальных образованиях необходимо начать работу по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет внедрения БОР, программно-целевых методов бюджетного планирования с перспективой внедрения данных механизмов в бюджетный процесс.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ № 9 от 30.09.2008
Рубрики правового классификатора: 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать