Основная информация

Дата опубликования: 25 ноября 2008г.
Номер документа: ru52000200800677
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Законодательное собрание Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Законодательное Собрание Нижегородской области

Постановление

от 25 ноября 2008 года № 1307-IV

Об утверждении Положения о премии Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность"

УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление Законодательного Собрания НО от 28.06.2012 № 555-V

В соответствии со статьей 23 Закона Нижегородской области от 21 апреля 2003 года № 28-3 "О наградах и премиях Нижегородской области" Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить Положение о премии Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность" (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Собрания

В.Н. Лунин

Утверждено постановлением

Законодательного Собрания области

от 25 ноября 2008 года № 1307- IV

1. Премия Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность" (далее - премия) учреждена Законом Нижегородской области от 21 апреля 2003 года № 28-3 "О наградах и премиях Нижегородской области".

2. Премия присуждается на конкурсной основе по следующим номинациям:

1) организации с численностью работающих до 500 человек;

2) организации с численностью работающих свыше 500 человек.

3. Основными целями проведения конкурса на соискание премии (далее - конкурс) являются:

1) привлечение внимания руководителей организаций к вопросам повышения качества и конкурентоспособности продукции;

2) содействие широкому внедрению современных методов управления качеством в соответствии с международными стандартами;

3) повышение авторитета организаций, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

4. Организатором конкурса является орган исполнительной власти Нижегородской области в сфере промышленности и инноваций.

5. В целях рассмотрения конкурсных заявок (далее - заявка) и отбора номинантов организатором конкурса формируется комиссия по присуждению премий Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность" (далее - комиссия).

6. Конкурс проводится один раз в год в период с 15 октября по 15 февраля следующего года.

7. Основным принципами рассмотрения представленных на конкурс заявок являются создание равной доступности и равных условий для всех соискателей премий (далее - соискатель), объективность оценки и единство требований к представленной документации.

8. Организатор конкурса:

1) назначает дату проведения конкурса и размещает объявление о конкурсе на официальном сайте Правительства Нижегородской области в международной компьютерной сети "Интернет";

2) ежегодно утверждает состав комиссии, назначает ее председателя, заместителей председателя и секретаря;

3) определяет оператора конкурса для выполнения работ по информированию о проведении конкурса, сбору заявок и организации экспертизы заявок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) осуществляет финансирование организации и проведения конкурса, изготовление призов и дипломов для победителей;

5) обобщает и анализирует результаты конкурса;

6) проводит процедуру вручения дипломов и призов победителям конкурса;

7) готовит отчет о расходовании средств, выделенных на выплату премии, на экспертизу заявок и на техническое обеспечение проведения конкурса.

9. Оператор конкурса:

1) обеспечивает опубликование в средствах массовой информации Нижегородской области и на официальном сайте Правительства Нижегородской области в международной компьютерной сети "Интернет" извещения о конкурсе, а также сведений о присуждении премии;

2) осуществляет прием заявок;

3) осуществляет контроль за соответствием оформления заявок требованиям, установленным настоящим Положением;

4) обеспечивает организацию работы комиссии;

5) ведет реестр заявок и победителей конкурса;

6) хранит в течение пяти лет материалы конкурсов.

10. Состав комиссии формируется из числа экспертов - специалистов в сфере конкурентоспособности и качества, представителей органов государственной власти Нижегородской области, общественных и производственных организаций, ведущих научных учреждений Нижегородской области и утверждается приказом органа исполнительной власти Нижегородской области в сфере промышленности и инноваций.

11. Основными задачами комиссии являются:

1) проведение экспертизы и оценка заявок;

2) рассмотрение заявок, подготовка предложений по присуждению премии и их представление организатору конкурса;

3) привлечение для специальных видов экспертизы ведущих ученых и специалистов Нижегородской области в соответствующих областях знаний;

4) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Нижегородской области при проведении конкурсов;

5) разработка дополнительных требований к содержанию и оформлению заявок, предложений по уточнению методики и критериев их экспертизы и оценки;

6) разработка предложений по совершенствованию работы комиссии.

12. Председатель комиссии:

1) осуществляет общее руководство комиссией;

2) ведет заседания комиссии, утверждает ее решения и подписывает протоколы заседаний;

3) в случае необходимости поручает проведение заседания комиссии одному из своих заместителей;

4) дает устные и письменные поручения членам комиссии.

13. Заместители председателя комиссии выполняют функции председателя в его отсутствие.

14. Секретарь комиссии созывает комиссию, обеспечивает своевременное проведение заседаний и готовит протоколы заседаний комиссии.

15. Члены комиссии участвуют в заседаниях комиссии и принятии решений, а также выполняют поручения председателя комиссии.

16. Каждый член комиссии, в том числе председатель комиссии, его заместители, секретарь комиссии, обладает одним голосом.

17. Члены комиссии могут представлять на конкурсы собственные заявки. В этом случае их деятельность в работе комиссии приостанавливается на период рассмотрения поданных ими заявок.

18. Все члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах.

19. Извещение о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации Нижегородской области и размещается на официальном сайте Правительства Нижегородской области в международной компьютерной сети "Интернет".

20. Порядок ознакомления с информацией о конкурсе указывается в извещении о проведении конкурса.

21. Оператор конкурса в течение пяти рабочих дней после получения письменного запроса, при условии его поступления не позднее чем за семь рабочих дней до окончания срока приема заявок, дает разъяснения положений конкурса, рекомендации по подготовке заявки.

22. Материалы заявок, представленных на конкурс, не возвращаются.

23. В течение 30 дней с даты объявления конкурса оператору конкурса подается заявка на бумажном носителе и в электронном виде (допускается по электронной почте) в соответствии с установленной формой (приложение 1) и регистрируется оператором конкурса. Заявка, поданная на бумажном носителе, должна быть подписана соискателем или его полномочным представителем.

24. Соискатели несут ответственность за достоверность представленных ими сведений.

25. Организатор конкурса вправе внести на рассмотрение комиссии предложение об аннулировании итогов конкурса в отношении соискателя, если будет установлено, что этот соискатель представил недостоверную информацию, которая повлияла на ход проведения конкурса и (или) решение комиссии.

26. Заявки, не соответствующие требованиям и условиям конкурса или поданные с нарушением установленного порядка и срока, комиссией не рассматриваются, и соискатели, подавшие данные заявки, уведомляются об отказе в рассмотрении заявки в течение десяти дней со дня окончания приема заявок.

27. Заявки в течение 30 дней со дня окончания приема заявок проходят экспертизу в соответствии с критериями, установленными Методикой рейтинговой оценки конкурентоспособности организаций (приложение 2). По результатам экспертизы экспертами составляются листы оценки.

28. Конкурс проводится в 2 этапа.

На 1 этапе проводится предварительная оценка рейтинга заявок по итогам работы соискателей за 9 месяцев текущего года. По ее итогам отбираются претенденты на победу (не более 20 процентов от общего числа участников).

На 2 этапе проводится окончательная экспертиза заявок по итогам работы соискателей за текущий год с выездом в организации. Предложения по составу победителей передаются организатору конкурса.

29. Решение комиссии по представлению заявки к присуждению премии принимается по максимальной сумме баллов, выставленных всеми членами комиссии в листах оценки в соответствии с Методикой рейтинговой оценки конкурентоспособности организаций.

30. Количество победителей в каждой из номинаций определяется пропорционально числу соискателей (не более 20 процентов от количества соискателей).

31. Рабочие материалы заседаний комиссии, кроме итогового протокола, являются конфиденциальными.

32. Протокол заседания комиссии подписывается председателем комиссии и в течение семи дней направляется организатору конкурса.

33. Организатор конкурса на основании протокола заседания комиссии в течение семи дней готовит проект распоряжения Губернатора Нижегородской области о присуждении премии.

34. Организациям, удостоенным премии Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность", присваивается звание "Лауреат премии Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность", вручается в качестве премии приз с надписью "Лауреату премии Нижегородской области "За качество и конкурентоспособность" с указанием года присуждения и диплом.

35. Решение о присуждении премии, а также краткие аннотации об организациях, удостоенных премии, публикуются в средствах массовой информации Нижегородской области и размещаются на официальном сайте Правительства Нижегородской области в международной компьютерной сети "Интернет".

36. Образец диплома и эскиз приза утверждаются Правительством Нижегородской области.

Приложение 1

к Положению о премии

Нижегородской области

"За качество и

конкурентоспособность"

Руководитель предприятия

(подпись) (инициалы, фамилия)

Пояснительная записка, содержащая информацию о достижениях организации в

______году

(новые виды продукции, медали, дипломы, премии, сертификаты, новые технологии и т.д.) не более 2 листов

Наименование показателя

1. "Бизнес-результаты"

фактическое значение

200 г.

200 г.

Объем выполненных работ на 1-го рабочего (тыс. руб.)

Динамика объема продаж на внутреннем рынке (тыс. руб.)

Динамика объема продаж на внешнем рынке (тыс. руб.)

Объем прибыли (тыс. руб.)

Динамика налоговых отчислений

2. "Система менеджмента качества" (далее - СМК)

Сертификация СМК

№ сертификата на СМК

Наименования системы и органа по сертификации

Эффективность СМК

Результаты оценки эффективности процессов, СМК

3. "Стратегическое планирование и управление организацией"

200 г.

200 г.

Результаты достижения поставленных целей в стратегии развития организации

Бенчмаркинг

Примеры проведения сравнения видов продукции

* (информация проверяется при выезде в организацию)

Внедрениеинформационныхтехнологийвуправление

организацией.

Перечень областейуправленияорганизацией, охватываемых

информационнойсистемой.Используемыев управлении

организацией программные продукты

4. "Удовлетворенность потребителей"

200 г.

200 г.

Наличие рекламаций

Расширение сегмента рынка

(увеличениечислапостоянныхпотребителейпо

сравнению с предыдущим годом)

Удержание цен

* (информация проверяется при выезде в организацию)

5. "Удовлетворенность и развитие персонала"

200 г.

200 г.

Текучесть кадров

(суммапринятыхиуволенныхработников/

среднесписочная численность работников * 100)

Число рабочих мест (количество)

Уровень заработной платы (тыс. руб.)

Динамика заработной платы

Безопасность труда

(отсутствие, наличие случаев травматизма)

Уровень корпоративной культуры

*(информацияпроверяетсяпривыездев

организацию)

Развитие и обучение персонала

(числообученныхработников/среднесписочная

численность работников * 100)

Мотивация персонала к инновациям

*(информацияпроверяетсяпривыездев

организацию)

6. "Социальная ответственность"

Экологическая безопасность

№ сертификата ИСО 14000

Сумма штрафов за нарушение

природоохранного

законодательства

Своевременность выплаты заработной платы * (информация проверяется при выезде в организацию)

Своевременность оплаты налогов и отчислений

*(информацияпроверяетсяпривыездев

организацию)

Оказаниеспонсорскойпомощи,участиев благотворительныхакцияхиподдержание социально-бытовых, образовательных, культурных и спортивныхучреждений,вт.ч.финансирование собственных социальных программ (тыс. руб.)

7. "Разработка новой продукции"

200 г.

200 г.

Объемпроизводствавновьразработанной (модернизированной) продукции % от общего объема производства

Техническийуровеньпродукциисобственной

*(информацияпроверяетсяпривыездев

Повышениетехническогоуровнявыпускаемых

*(информацияпроверяетсяпривыездев

8. "Применение новых технологий и техническое переоснащение"

200 г.

200 г.

Использованиевновьразработанных технологических процессов в производстве (количество вновь внедренных технологий)

Технический уровень технологий

Качество внедренных технологий

*(информацияпроверяетсяпривыездев

Состояниеоборудования,производственной инфраструктуры и техническое перевооружение (доля затрат на обновление оборудования из общих затрат)

Загрузка мощностей (%)

* (информация проверяется при выезде в организацию) - материалы подготовить для проверки экспертной группой на месте.

Подготовил ___________________( ___________________) Дата:

(инициалы, фамилия) Телефон

Приложение 2

к Положению о премии

Нижегородской области

"За качество и

конкурентоспособность"

В качестве основных показателей, характеризующих систему управления и конкурентоспособность организации, выбраны следующие показатели:

1) бизнес-результаты (весомость критерия 150 баллов);

2) система менеджмента качества (100 баллов);

3) стратегическое планирование и управление организацией (100 баллов);

4) удовлетворенность потребителей (150 баллов);

5) удовлетворенность и развитие персонала (150 баллов);

6) социальная ответственность (100 баллов);

7) разработка новой продукции (100 баллов);

8) применение новых технологий и техническое переоснащение (150 баллов), которые, в свою очередь, включают 33 критерия.

По каждому из показателей выбирается или вычисляется одно значение балльной оценки. В рамках одного показателя балльные оценки складываются. Рейтинг конкурентоспособности вычисляется как сумма числовых значений всех показателей и может иметь максимальное значение 1000 баллов.

Наименование показателя

Наименование критерия

Результат оценки

Балл

Факт

Бизнес-результаты (150 баллов)

Динамика объема продаж на внутреннем рынке

Снижение объема

0

Нарастание объема

10

Нарастание объема более чем на 20 %

20

Динамика объема продаж на внешнем рынке

Отсутствиеэкспортных поставок

0

Снижение объема

10

Нарастание объема

20

Нарастание объема более чем на 20 %

30

Объем

выполненных работ на одного работающего

Добавленная стоимость* /количество работающих/100000 * 30

Вычисляет

ся по формуле,

но не

более 30

баллов

Объем прибыли

Убытки

Не возросла по сравнению с
предыдущим годом

Увеличилась по сравнению с
предыдущим годом

Динамика налоговых отчислений

Снижение налоговых отчислений

Ростналоговыхотчислений не более 10%

20

Ростналоговыхотчислений не менее 10%

50

Система менеджмента качества (100 баллов)

Сертификация СМК

СМК не сертифицирована

0

Система менеджмента
качества сертифицирована по
ИСО 9001-2001 в Российской
системе сертификации

30

СМК сертифицирована по отраслевым расширениям ИСО 9001-2001 (ГОСТ РВ 15.002, ИСО/ТУ 16949 и т.п.)

40

СМК сертифицирована по
ИСО 9001-2001 в зарубежной
системе сертификации, но
объемы экспортных поставок
не превышают стоимости
сертификации

10

СМК сертифицирована по
ИСО 9001-2001 в зарубежной
системе сертификации и
имеются экспортные
поставки в объемах,
превышающих стоимость
сертификации

50

Эффективность СМК

СМКнезатрагивает

экономическихаспектов

деятельности организации

0

Имеютсяотдельные

элементыучетазатратна качество

10

Ведетсясистематическая

оценканетолько

результативности, но и эффективности процессов СМК

30

*Добавленная стоимость (S) оценивается косвенно исходя из оплаченного объема НДС. S= Х/Нндс*100,

где:

X - средняя величина налога на добавленную стоимость в месяц, по итогам текущего года, ННдс - ставка

налога на добавленную стоимость. Организации, освобожденные от оплаты НДС, средний объем

добавленной стоимости оценивают как объем продаж за вычетом расходов на сырье, материалы,

энергетику, услуги контрагентов и т.п.

Наосновеоценки эффективностипроцессов

систематическиприменяется инструментарийулучшения качества(методы бережливого производства и т.п.)

50

Стратегическое планирование и управление организацией (100 баллов)

Результаты

достижения целей в

стратегии развития организации

Отсутствует

0

Введено с этого года

10

Являетсясистемным

способомуправления организациинапротяжении не менее 2 лет

20

Являетсясистемным

способомуправления

организации,ицелиза предыдущий год в основном достигнуты

30

Являетсясистемным

способомуправления организации,ицелиза предыдущий год достигнуты

в полном объеме

40

Бенчмаркинг

Не ведется

0

Естьотдельныепримеры проведениясравнения отдельных видов продукции

10

Являетсясистемойпо отношениюковсем выпускаемымвидам

продукции

20

Внедрение информационных технологий в управление организацией

Нетсистемнойработыпо

внедрению информационных технологий

0

Имеютсяотдельные

элементыилокальные действующие системы

10

Внедряетсякомплексная системауправления предприятиемнаоснове современных информационных технологий

20

Внедренаиэффективна

комплекснаясистема управления предприятием на основесовременных информационных технологий

40

Удовлетворенность

потребителей (150 баллов)

Наличие

рекламации

Имеются неудовлетворенные

рекламации

0

Отношение числа рекламаций

и претензии по отношению к гарантийномупаркуне снизилосьпосравнениюс предыдущимгодом,новсе удовлетворены

10

Отношение числа рекламаций и претензий по отношению к гарантийному парку снизилось по сравнениюс предыдущим годом, новсе удовлетворены

20

Отсутствуют рекламации потребителей

50

Расширение сегмента рынка

Имеются случаи отказа традиционных и значимых потребителей отпродукции организации в пользу продукции конкурентов

0

Отсутствуют случаи отказа традиционных и значимых потребителейот продукции предприятия в пользу продукции конкурентов

30

Увеличениечисла потребителей

50

Удержание цен*

Повышение цен более чем на 9% посравнению с предыдущим годом

0

Повышение цен не более чем на 9%посравнению с предыдущим годом

30

Удержание стоимости продукции за счет оптимизации производства

50

Удовлетворенность и развитие персонала(150 баллов)

Текучесть кадров

Возрастает

0

Впределахестественных причин

10

Снижается

20

Число рабочих мест

Произошло сокращениепо сравнению с предыдущим годом

0

Не изменилось

10

Созданыновыерабочие места

20

Уровень заработной платы

Уровень средней заработной платы ниже среднеотраслевой более чем на 20%

0

Уровень средней заработной платы примерно соответствует среднеотраслевому

10

Уровень средней заработной платы выше среднеотраслевого более чем на 20%

20

*Данный показатель оценивается только применительно к поставкам на отечественный рынок. Увеличение цен при экспортных поставках не учитывается.

Динамика заработной платы

Темп роста средней заработной платы ниже

среднеотраслевого

0

Темп роста средней

заработной платы соответствует

среднеотраслевому

10

Темп роста средней заработнойплатывыше среднеотраслевого

20

Безопасность труда

Наличие случаев травматизма

0

Отсутствие случаев травматизма

20

Уровень

корпоративной

культуры

Отсутствуютдокументально

оформленныепринципы корпоративнойкультуры либоотсутствуют

подтверждения ее реализации

0

Принципы корпоративной

культуры определены

документально иимеются подтверждения практической реализации этих принципов

10

Развитие и обучение

персонала

Не проводилось обучение и повышение квалификации кадров

0

Отсутствует систематическое

ипланомерноеповышение

квалификации персонала всех

категорий. Есть отдельные примеры

10

Действует система планомерногоповышения квалификации персонала всех категорий

20

Мотивация персонала к инновациям

Отсутствуетили не эффективна

Система, связывающая

результаты трудаи творчества конкретных исполнителей и величину оплаты действует и эффективна

10

Действенность системы мотивации подтверждается увеличением числа внедренных Рационализаторских предложении и оптимизацией производства по инициативе персонала

20

Социальная ответственность (100 баллов)

Экологическая безопасность

Имеются случаи оплаты штрафов за нарушение природоохранного законодательства

0

Внедряется стандарт ИСО

14000

10

Имеется сертификатна соответствие ИСО 14000, или в частиэкологической безопасности у организации нет проблем

20

Своевременность выплаты заработной платы

Случаизадержкивыплат заработной платы

0

Отсутствиезадержек выплаты заработной платы

30

Своевременность оплатыналогови отчислений

Имеетсязадолженностьпо

налогамисоциальным отчислениям

0

Имеютсяслучаи несвоевременнойоплаты налоговисоциальных отчислений

10

Всеплатежипроводятсяв

полномобъемеи своевременно

30

Оказание спонсорской помощи, участие в благотворительных акцияхи поддержание социально-бытовых, образовательных,

культурныхи

спортивных

учреждений,в т.ч.

финансирование

собственных

социальных

программ

Не принимает участия

0

Имеются отдельные примеры

10

Деятельностьявляется

систематичнойвобъеме более 10% от прибыли

20

Разработка новой продукции (100 баллов)

Объем производства

вновь

разработанной

(модернизирован-ной) продукции

В отчетном периоде производство новой (модернизированной)

продукции не велось

0

В отчетном периоде произведено новой (модернизированной) продукции в объеме менее

5% от общего объема производства

20

В отчетномпериоде произведено новой (модернизированной)

продукции в объеме более 5% от общего объема производства

30

Технический уровень продукции собственной разработки

Разработанныеобразцыпо

характеристикамниже мирового уровня

0

Разработанныеобразцыпо характеристикам соответствуютмировому уровню

30

Имеютсяобразцы, превышающиепо характеристикамвсе отечественные и зарубежные аналоги

50

Повышение

технического

уровня

выпускаемых

изделий

Не ведется систематических работпоповышению бездефектности,надежности ифункционально-эксплуатационных характеристиквыпускаемой продукции

0

Имеютсяпрограммыпо повышениюбездефектности, надежностии функционально-эксплуатационных характеристиквыпускаемой продукции

10

Имеютсяпрограммыпо

повышениюбездефектности, надежностии функционально-эксплуатационных характеристиквыпускаемой продукциииконкретные результаты, подтверждающие достижение конкурентоспособного уровня

20

Применение новых технологий и техническое переоснащение (150 баллов)

Использование

вновь

разработанных

технологических

процессовв

производстве

Вотчетномпериоденовые технологии не внедрялись

0

Вотчетномпериодес использованиемновых технологийпроизведено менее 5% от общего объема продукции

10

Вотчетномпериодес использованиемновых технологийпроизведено более 5% от общего объема продукции

20

Технический уровень технологий

Уровеньтехнологийне соответствуетмировому уровню

0

Применяютсятехнологии, находящиесянапередовом мировом уровне

30

Применяютсятехнологии,

превосходящиепо характеристикамвсе отечественные и зарубежные аналоги

50

Качество внедренных

технологии

Внедрение новых технологий

систематическинедает ожидаемыхтехнико-экономических характеристик

0

Имеютсяпримеры

недостижениятехнико-экономических

характеристиквнедренных технологий по сравнению с расчетами по обоснованию их эффективности

10

Внедренныетехнологии

обеспечили эффективность не ниже расчетной

30

Состояние

оборудования,

производственной

инфраструктуры и

техническое

перевооружение

Замена оборудования ведется

восновномвобъеме текущегоремонтапри высокойстепениизноса оборудования

0

Существуетивыполняется

программатехнического перевооружения производствадля

обеспеченияповышения производительноститруда.

Степеньфизическогои моральногоизноса оборудования высока

10

Замена оборудования ведется восновномвобъеме текущегоремонта,что являетсяследствием

хорошегосостояния оборудованияи инфраструктуры

20

Существуетивыполняется

программатехнического перевооружения производствадля обеспеченияповышения производительноститруда. Степеньфизическогои моральногоизноса оборудования невысока

30

Загрузка мощностей

Загрузкаменее60%

мощности оборудования

0

Загрузкаболее95% мощности оборудования

10

Загрузка мощности от 60 до

95% мощности оборудования

20

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.190.000 Государственные и иные премии

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать