Основная информация

Дата опубликования: 25 ноября 2011г.
Номер документа: RU21000201100680
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чувашская Республика
Принявший орган: Кабинет Министров Чувашской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

1

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25.11.2011 г. № 528

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 фев­раля 2011 г. № 28

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2014 г. № 48

В целях реализации мер по созданию эффективного механизма управления развитием кадрового потенциала для обеспечения строительной отрасли высококвалифицированными специалистами Кабинет Министров Чувашской Республики   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. № 28 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2011 г. № 322) (далее – изменения).

2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев шестого и седьмого пункта 2 изменений, которые вступают в силу с 1 января 2012 года.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики О.Макаров

Утверждены

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 25.11.2011   № 528

И З М Е Н Е Н И Я,

которые вносятся в Республиканскую комплексную программу

государственной поддержки строительства жилья

в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

1. В паспорте Программы:

позицию"Наименование подпрограммы" изложить в следующей редакции:

"Наименование подпрограмм



"Снятие административных барьеров в строительстве на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы;

"Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы";

позицию"Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"Объемы и источники финансирования Программы



общий объем финансирования Программы за 2011–2015 годы составит 41475,9 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета – 1518,44 млн. рублей  (3,66 процента)*;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 3105,02 млн. рублей (7,49 процента);

средства местных бюджетов – 374,5 млн. рублей (0,9 процента);

внебюджетные источники – 36477,94 млн. рублей (87,95 процента).

Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней";

2. В разделе III "Механизм реализации Программы и комплекс мероприятий по реализации Программы":

в пункте 3.3 "Обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры":

в абзаце девятом подраздела"Электроснабжение" слова "муниципальных бюджетов" заменить словами "местных бюджетов";

в абзаце шестом подраздела "Теплоснабжение" слова "муниципальных бюд­жетов" заменить словами "местных бюджетов";

абзац четвертый пункта 3.11 "Мероприятия по улучшению качества жилищного фонда Чувашской Республики" признать утратившим силу;

в абзаце третьем пункта 3.12 "Осуществление контроля и мониторинга хода реализации Программы" слова "Президенте Чувашской Республики" заменить словами "Главе Чувашской Республики";

в абзаце первом пункта 3.13 "Обеспечение информационной открытости реализации мер стимулирования жилищного строительства" слова "Президента Чувашской Республики" заменить словами "Главы Чувашской Республики".

3. В разделе IV "Ресурсное обеспечение Программы":

абзац третий изложить в следующей редакции:

"На реализацию мероприятий Программы в целом потребуется 41475,9 млн. рублей.";

таблицу 31 "Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации" изложить в следующей редакции:

"Таблица 31

Объемы и источники финансирования Программы
по годам ее реализации

(млн. рублей в ценах 2011 года)

Источники
финансирования

Объемы финансирования по годам реализации

2011–2015

2011

2012

2013

2014

2015

Всего по Программе

41475,9

7047,14

6569,5

7742,1

9230,27

10886,89

              в том числе за счет средств:

федерального бюджета*

1518,44

1095,21

102,26

103,37

107,0

110,6

республиканского бюджета Чувашской Республики

3105,02

918,28

471,04

521,52

569,67

624,51

местных бюджетов

374,5

64,5

70,0

75,0

80,0

85,0

внебюджетных источников

36477,94

4969,15

5926,2

7042,21

8473,6

10066,78".

4. В приложении № 5 "Перечень основных мероприятий Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы":

дополнить разделом VII"Кадровое обеспечение задач строительства" следующего содержания:

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

"VII. Кадровое обеспечение задач строительства

7.1.

Реализация меро­приятий по кадровому обеспечению задач строительства на 2011–2015 го­ды

Минстрой Чу­ва­шии, Мин­об­ра­зо­вания Чу­ва­шии, Гос­служ­ба занятости Чува­шии, органы местного самоуправления, учеб­ные заведения, организации строительной отрасли

2011–2015

внебюд­жетные источники

36,94

5,15

7,20

9,21

7,6

7,78";

позицию"Итого по Программе" изложить в следующей редакции:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

"Итогопо Программе

41475,9

7047,14

6569,5

7742,1

9230,27

10886,89

федеральный бюджет

1518,44

1095,21

102,26

103,37

107,0

110,6

республиканский бюджет Чувашской Республики

3105,02

918,28

471,04

521,52

569,67

624,51

местные бюджеты

374,5

64,5

70,0

75,0

80,0

85,0

внебюджетные источники

36477,94

4969,15

5926,2

7042,21

8473,6

10066,78".

1

5. Дополнить приложением № 11 "Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы"следующего содержания:

"Приложение № 11

к Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской
       Республике на 2011–2015 годы

П О Д П Р О Г Р А М М А

"Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы"

Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

Наименование подпрограммы



подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы"Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

Основание для принятия решения о разработке подпро­граммы



поручение Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 363ф-КК/08, поручение Президента Чувашской Республики от 28 марта 2011 г. № 01/05–2820, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства"

Государственный заказчик подпрограммы



Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Разработчик подпрограм­мы



Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Цели подпрограммы



разработка и реализация нефинансовых мер государственной поддержки участников подпрограммы по формированию кадрового потенциала строительной отрасли в условиях динамичного развития экономики Чувашской Республики;

создание эффективного механизма управления развитием кадрового потенциала для обеспечения строительной отрасли высококвалифицированными специалистами

Задачи подпрограммы



анализ состояния кадрового потенциала строительной отрасли Чувашской Республики;

изучение рынка образовательных услуг в отраслевом разрезе;

оценка потребности работодателей и спроса населения на вакантные места по строительным специальностям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сопоставление результатов оценки потребностей с текущим наличием специалистов;

ежегодная подготовка необходимого количества специалистов строительных специальностей;

обеспечение баланса спроса и предложения на отраслевом  рынке труда;

формирование потребности в специалистах на среднесрочную перспективу (2011–2015 годы) исходя из целевого показателя ввода жилья;

формирование эффективных моделей  государственно-частного партнерства в сфере обучения специалистов строительных специальностей

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы



предусматривается к 2015 году:

доведение количества специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальностям высшего профессионального образования (далее также – ВПО), до 4249 че­ловек, среднего профессионального образования (далее также – СПО) – до 4695 человек,  начального профессионального образования (далее также – НПО) – до 24727 человек,  дополнительного профессионального образования (далее также – ДПО) – до 6799 человек;

сохранение на прежнем уровне  количества учебных заведений, осуществляющих обучение специалистов по строительным специальностям
(ВПО – 3 учебных заведения, СПО – 2 учебных заведения, НПО – 16 учебных заведений)

Срок реализации подпрограммы



2011–2015 годы

Объемы и источники финансирования подпрограммы



финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств внебюджетных источников и составляет 36944 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной эффективности



развитие кадрового потенциала для решения задач строительства в Чувашской Республике, в том числе:

обеспечение кадровыми ресурсами новых высокотехнологичных производств строительного комплекса Чувашской Республики;

повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности специалистов строительной отрасли;

снижениесреднего возраста специалистов строительных специальностей при повышении уровня их квалификации и компетенций;

создание условий для применения в профессиональной деятельности современных технологий и управленческих инноваций;

решение конкретных проблем организаций в процессе подготовки и стажировки специалистов;

повышение эффективности бизнеса, создание возможности для реализации инновационных и высокотехнологичных проектов;

достижение динамического равновесия спроса и предложения на отраслевом рынке труда;

снижение риска невостребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда

Система организации контроля за выполнением подпрограммы



контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии). Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к
15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в Минстрой Чувашии.

Минстрой Чувашии ежегодно к 1 марта до
2016 года представляет доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.

По окончании срока реализации подпрограммы Минстрой Чувашии подготавливает и до 20 февраля 2016 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Минстрой Чувашии до 1 марта 2016 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение

Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы (далее – подпрограмма) разработана во исполнение поручения Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 363ф-КК/08 и поручения Президента Чувашской Республики от 28 марта 2011 г.
№ 01/05–2820, на основании Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 101. Подпрограмма согласована с Министерством регионального развития Российской Федерации (протокол заседания рабочей группы по защите подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства на период 2011–2015 годов от 28 июля 2011 г.).

Подпрограмма базируется на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8, и Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25.

Характеристика проблемы,
на решение которой направлена подпрограмма

1.1. Общая характеристика рынков образовательных услуг и труда в Чувашской Республике

Говоря о проблеме в целом, следует отметить, что еще в середине XX в. достаточно было получить базовое образование в определенной отрасли и раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации. В современных условиях этого мало. Чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно обучаться постоянно, систематически. Это справедливо как для одного человека, так и для компании и отрасли в целом. Высококвалифицированные специалисты, формирующие эффективную кадровую базу, сегодня являются одним из важнейших конкурентных преимуществ в современной экономической ситуации. Для того чтобы быть на голову выше конкурентов, необходимо планировать потребности в человеческих ресурсах, создавать мотивирующую среду и разрабатывать адекватную политику оценки специалистов.

Интенсивно развивающаяся строительная отрасль Чувашской Республики требует наличия специалистов-практиков, способных повышать конкурентоспособность организаций.

Устойчивое поступательное развитие региона достигается в условиях, когда экономически активное население постоянно повышает свою квалификацию, а государство создает для этого необходимые условия.

Ориентиры для развития системы образования в долгосрочной перспективе определены в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25. В формировании новой образовательной среды в образовательных учреждениях профессионального образования определяющую роль сыграли различные проекты и программы, в частности международный проект "Реформа системы образования". В рамках его реализации было осуществлено кардинальное обновление материально-технической базы ведущих образовательных учреждений профессионального образования, сформировано ядро лидеров, ресурсных центров, которые стали опорными точками современной сети учреждений профобразования. В республике действуют три ресурсных центра строительного профиля, оснащенныхсовременным учебным и технологическим оборудованием (профессиональные училища № 3 г. Алатырь, № 12, 18 г. Чебоксары).

В настоящее время в Чувашской Республике по программам начального профессионального образования строительного профиля в 10 профессиональных училищах и 2 ссузах обучаются 1904 учащихся, по программам среднего профессионального образования по укрупненной группе специальности "Строительство и архитектура" в 3 ссузах – 1529 студентов, по программам высшего профессионального образования по укрупненной группе специальности и направлении подготовки "Строительство и архитектура" в 3 вузах – 2975 студентов.

Сведения о выпуске специалистов с разбивкой по годам выпуска и уровню образования представлены в приложении № 1 к настоящей подпрограмме.

Количество специалистов строительных специальностей, уровень профессиональной подготовки которых будет повышен в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки, указано в приложении № 2 к настоящей подпрограмме.

С 2009 года в рамках республиканских целевых программ, направленных на поддержку занятости населения, а также снижение напряженности на рынке труда в Чувашской Республике, на предприятиях республики проводится стажировка выпускников образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО, не имеющих опыта работы, направленная на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. Так, в 2009 году в строительной отрасли, дорожной сфере, организациях жилищно-коммунального и транспортного комплексов прошли стажировку 103 выпускника, в 2010 году – 244 выпускника (табл. 1).

Таблица 1

2009 год

2010 год

Численность выпускников, прошедших стажировку на предприятиях строительной отрасли, человек

103

244

Численность наставников, человек

-

62

Кассовые расходы на организацию стажировки, тыс. рублей

1715,7

5450,1

По сведениям мониторинга, проводимого Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования Чувашии), в 2010 году было трудоустроено 62,7 процента выпускаемых по строительным специальностям специалистов,  7,5 процента выпускников продолжили обучение и 25 процентов выпускников были призваны в армию.

С 2004 года в республике действует ассоциация "Учебно-производ­ствен­ный округ" (далее – Ассоциация), которая в настоящее время объединяет 8 учебных заведений и 9 организаций строительного комплекса, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Ее деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных кадров всех уровней профессионального образования в сотрудничестве образовательного учреждения с работодателями, создание условий для использования интеллектуального и материально-техни­ческо­го потенциала других организаций в рамках государственно-частного партнерства.

Членами Ассоциации в 2010 году была проведена работа по следующим направлениям:

развитие системы предпрофильного и профильного обучения школьников в республике. В 2010 году в федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" (далее – ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства") по предпрофильной и профильной подготовке прошли обучение 160 учащихся 9–11 классов средних общеобразовательных школ № 29, 14 г. Чебоксары, в 2010/2011 учебном году – 76 учащихся средних общеобразовательных школ № 29, 14, 45 г. Чебоксары;

с 2010 года на базе средней общеобразовательной школы № 45 г. Чебоксары открыта Академия юного строителя для учащихся 5–8 классов (30 человек), то есть начался процесс вовлечения в предпрофильную подготовку учеников среднего звена школы;

решение вопроса трудоустройства выпускников на предприятия отрасли и  прохождения практики обучающимися на производстве. Анализ рынка труда по итогам 2010 года показал, что выпускники образовательных учреждений Ассоциации востребованы на рынке труда, так, например, по специальностям строительного и электротехнического профиля востребованность и трудоустройство составляют 94 процента (из числа выпускников, не призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и не пожелавших обучаться в вузах);

в 2009–2010 годах на базе ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" повысили квалификацию 83 инженерно-техни­ческих работника строительной отрасли по программе "Строительство зданий и сооружений", по программе обучения по охране труда – 89 руководителей специалистов и других работников организаций;

проведение ежегодного республиканского фестиваля учащейся молодежи "Мастерство. Интеллект. Культура". Учредителями фестиваля являются Минобразования Чувашии, управление образования  администрации г. Чебоксары, Ассоциация. В 2011 году в фестивале приняли участие 174 человека из 24 общеобразовательных школ республики, 6 профессиональных училищ, 4 средних специальных учебных заведений.

В 2008–2010 годах 48,0–52,3 процента преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения строительного профиля профессиональных училищ и среднеспециальных учебных заведений Чувашии прошли различные курсы повышения квалификации, стажировку в организациях в республике и в других регионах (Ярославская, Тульская области, г. Москва), участвовали в семинарах и др.

В системе профессионального образования всех уровней реализуется свыше 100 программ дополнительного образования взрослых с учетом потребностей рынка труда, в том числе 27 программ строительного профиля. Ежегодно в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней получают дополнительное профессиональное образование более 10 тыс. человек в возрасте от 16 до 65 лет. В 2010 году к опережающему обучению взрослого населения в рамках реализации мероприятий Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда  Чувашской Республики на 2010 год привлечены 176 организаций, в том числе 44 государственных образовательных учреждения профессионального образования, в них переподготовку и повышение квалификации прошли около 4,5 тыс. человек, из них свыше 800 человек – по строительному профилю.

Кроме того, на строительном факультете федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова" (далее – ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова") с 2004 года действует Центр повышения квалификации специалистов строительной отрасли, в котором проходят подготовку руководители и инженерно-технические работники строительных и проектных организаций Чувашской Республики и других регионов России. В период с 2004 по 2010 год в Центре повышения квалификации специалистов строительной отрасли прошли подготовку более 3 тыс. специалистов. С 2010 года, кроме очного обучения, организована и дистанционная форма, по которой прошло обучение свыше 130 специалистов из Омской и Кировской областей, Татарстана, Мордовии, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и др. Обучение в Центре повышения квалификации специалистов строительной отрасли ведется по 18 учебным программам повышения квалификации в области строительства, проектирования и изысканий.

Услуги по дополнительному профессиональному образованию (не включая внутрипроизводственное обучение) по строительным специальностям в республике предоставляет автономное учреждение Чувашской Республики "Учебно-производственный комбинат" Минстроя Чувашии. Оно осуществляет подготовку кадров по 136 специальностям и может обучить до 5 тыс. человек в год.

Проблема качественной подготовки современных кадров обусловлена высокими  темпами развития современной экономики, внедрением в процессы строительства  информационных технологий, что является  безусловным приоритетом для дальнейшего динамичного развития  республики. 

Поддержание высоких и устойчивых темпов роста, повышение конкурентоспособности экономики обусловливают необходимость подготовки кадров по новым специальностям и совершенствования действующих учебных программ. Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для строительной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием  дляуспешной работы по продвижению инноваций в строительстве. Необходимо систематическое проведение исследований состояния и тенденций развития (в качественном и количественном аспектах) рынка труда по строительным специальностям.

Основные тенденции кадровой политики на современном этапе отражают состояние рынка труда республики.

По состоянию на 1 октября  2011 г. в органах службы занятости населения на учете в качестве безработных состояли 678 человек, ранее осуществлявших трудовую деятельность на предприятиях строительной отрасли.

Количество вакансий по строительным специальностям в республиканском банке вакансий на конец III квартала 2011 г. составило 2872 единицы.

Изучение ситуации на республиканском  отраслевом рынке труда показало, что наиболее востребованы специалисты, имеющие рабочие профессии. Повышенным спросом у работодателей пользуются бетонщики, каменщики, плиточники. Испытывают определенные трудности при поиске подходящей работы безработные из числа бывших электрогазосварщиков, монтажников, слесарей, штукатуров-маляров (по данным статистического бюллетеня "Спрос и предложение рабочей силы на республиканском рынке труда" по состоянию на 1 января 2011 г.).

Перечень целевых показателей эффективности реализации подпрограммы изложен в приложении № 3 к настоящей подпрограмме, также приведены сведения о потребностях в специалистах с разбивкой по годам и уровню образования.

В настоящее время отсутствует единая методика определения кадровой потребности отрасли в зависимости от объемов строительства, в том числе жилищного, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Расчет прогноза общей потребности в специалистах строительных специальностей для своевременного и качественного выполнения задач увеличения объема жилищного строительства до 2015 года был выполнен на основе анализа статистических данных по вводу жилья и количеству работающих в строительной отрасли. Начиная с 2004 года наблюдается поступательный рост удельной производительности в расчете на одного специалиста-строителя. Так, в 2006 и 2010 годах были достигнуты сопоставимые показатели по вводу жилья в объеме 854,2 и 874,7 тыс. кв. метров соответственно. Однако в 2010 году число специалистов в строительной отрасли было меньше, чем в 2006 году, на 2,8 тыс. человек (31,4 тыс. человек в 2006 году и 28,6 тыс. человек в 2010 году).

Теоретический расчет был произведен исходя из предположения, что показатель производительности труда в последующие (2011–2015 годы) годы останется на наилучшем уровне, достигнутом за последние годы (2010 год). В последующие годы при достижении показателей, превышающих уровень 2010 года, данные расчета могут быть скорректированы.

Таким образом, исходя из достигнутых в 2010 году показателей соотношения введенного объема жилья и  количества  задействованных в строительной отрасли специалистов  методом линейной экстраполяции были вычислены показатели общей потребности в специалистах строительных специальностей до 2015 года.

Расчет прогноза дополнительной потребности в специалистах строительной отрасли Чувашской Республики с разбивкой по годам был произведен путем вычисления разности между общей годовой кадровой потребностью в специалистах и количеством выпускников соответствующих учебных заведений республики.

Расчет велся исходя из следующих параметров, определенных на основе результатов выборочного обследования кадрового состава строительных организаций:

доля сотрудников строительных организаций с профильным (строительным) высшим и средним образованием составляет 70 процентов от общего числа  аналогичных специалистов  в строительной отрасли в целом.  Лица с юридическим, экономическим и непрофильным техническим (машиностроительным, электротехническим) образованием составляют 30 процентов;

по данным Минобразования Чувашии, в настоящее время после обучения трудоустраивается по специальности порядка 63 процентов выпускников учебных заведений строительного профиля. В свою очередь 70 процентов от указанного количества трудоустраиваемых выпускников устраивается в организации, осуществляющие преимущественно жилищное строительство. Прогнозируя увеличение объемов строительства в Чувашской Республике и, соответственно, большую востребованность специалистов строительных специальностей на среднесрочную перспективу, в расчет был принят показатель трудоустройства после обучения на последующие годы, равный 70 процентам;

количество специалистов, уходящих на пенсию, за год составляет 5 процентов от общего числа работающих в отрасли.

Для дальнейшего устойчивого развития строительной отрасли в республике необходимо обеспечение стабильной численности населения, а впоследствии ее рост.

Сведения о межрегиональной миграции специалистов строительных профессий отсутствуют, так как сбор данных по указанным сведениям уполномоченными органами не осуществляется.

В настоящее время точные данные о наличии специалистов строительной отрасли с детализацией по специальностям и уровню образования в республике отсутствуют.

На основе данных по крупным и средним строительным организациям в Чувашской Республике для расчета наличия в Чувашской Республике специалистов различного уровня образования, занимающих соответствующие должности в строительных организациях, был использован эмпирический метод определения. В целях сбора данных для проведения расчета были обследованы крупные строительные организации с детализацией количества лиц с начальным профессиональным образованием по специальностям. Результатом данного обследования явилось  определение процентного соотношения категорий специалистов  в обследуемых организациях  в разрезе уровней их образования.

На основании полученных эмпирических данных о средних процентных соотношениях между разными категориями специалистов в обследуемых строительных организациях было определено общее количество специалистов в строительной отрасли Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2011 года.

Проанализировав данные о количестве лиц с высшим и средним профессиональным образованием, задействованных в строительной отрасли республики, и данные о специалистах, линейных работниках и рабочих строительных организаций, следует сделать вывод, что в настоящее время рынок труда перенасыщен специалистами с высшим и средним профессиональным образованием. Согласно полученной от организаций информации  количество лиц с высшим и средним строительным образованием по рабочим профессиям составляет до 15 процентов. В целях дальнейшей корректировки данной ситуации в подпрограмме выполнен расчет потребности в кадрах на последующие годы исходя из потребности строительных организаций в линейном персонале и специалистах на перспективу, а не из существующего количества лиц с высшим и средним образованием.

Количество специалистов и рабочих строительных организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций, согласно данным соответствующих некоммерческих партнерств "Строители Чувашии", "Межрегиональное объединение строителей", "Межрегиональное объединение строительных компаний", "Объединение инженеров строителей" составляет 13500 человек, или 49 процентов от общего количества специалистов со строительным образованием. Некоммерческими партнерствами ведется подготовительная работа по аттестации специалистов организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций. Завершение данной работы планируется в 2011 году.

Показатели кадрового обеспечения строительной отрасли за 2008–2010 годы приведены в табл. 2–4.

Показатели кадрового обеспечения строительной  отрасли Чувашской Республики  Ккорс

Показатели Ккорс (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных (табл. 2) и планируемых (табл. 6) объемов капитального строительства и представляются в динамике по годам.

Ккорс = Vжил / Nстр,i ,

где:

Vжил – годовой объем ввода жилья;

Nстр,i – общее число работников строительной отрасли и по категориям персонала.

Таблица 2

2008 г.

факт

2009 г.

факт

2010 г.

факт

Объем капитального строительства, кв. м

977800

852200

874700

Общее количество персонала организаций, осуществляющих строительство, в том числе:

33500

29900

28600

специалисты, человек

4020

4186

3718

линейный персонал, человек

2680

2542

2431

рабочие, человек

26800

23472

22451

Ккорс i (интегральный)

29,2

28,5

30,6

Ккорс специалисты

243,2

203,6

235,3

Ккорс линейный персонал

364,9

335,2

359,8

Ккорс рабочие

36,5

36,3

39

Показатель соотношения кадрового ресурса между категориями персонала  организаций строительной отрасли Чувашской РеспубликиКскп

Показатель Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики (нормировка проводится по количеству специалистов) и представляется в динамике по годам (табл. 3, 7).

Кскп = Nспец / Nскп, i,

где:

Nспец – число работающих в строительной отрасли специалистов;

Nскп,i – общее число работников строительной отрасли и по категориям персонала.

Таблица 3

2008 г.

факт

2009 г.

факт

2010 г.

факт

Специалисты

1

1

1

Линейный персонал

0,66

0,57

0,65

Рабочие

6,67

5,57

6

Показатель соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо

Показатель Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики  (нормировка проводится по количеству работников с высшим профессиональным образованием) и представляется в динамике по годам (табл. 4, 8).

Купо = Nвпо / Nупо, i,

где:

Nвпо – число работающих в строительной отраслиЧувашской Республики с высшим профессиональным образованием;

Nупо,i – число работающих в строительной отрасли Чувашской Республики по уровням профессионального образования.

Таблица 4

Показатель (значение показателя
в разрезе уровня профессионального образования)

2008 г.

факт

2009 г.

факт

2010 г.

факт

1

2

3

4

Общее количество персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики, в том числе:

33500

29900

28600

с  ВПО

4020

3887

4290

с  СПО

4355

4186

4290

с  НПО

17755

15847

15444

без  образования

7370

5980

4290

   Купо  по ВПО

1

1

1

   Купо  по СПО

1,08

1,08

1,1

   Купо  по НПО

4,42

4,08

3,5

    Купо  по персоналу, не имеющему профессионального образования

1,83

1,54

1,13

По данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (далее – Госслужба занятости Чувашии), по состоянию  на 1 октября  2011 г. число зарегистрированных безработных специалистов-стро­ителей (678 человек)  не превышает  числа  строительных вакансий (2872 единицы). По данным опроса руководителей строительных организаций, только 9 процентов руководителей назвали одним из факторов, ограничивающих производственную деятельность, недостаток квалифицированных рабочих. Следует отметить, что до 15 процентов лиц с высшим и средним профессиональным образованием задействованы в строительной отрасли республики на рабочих должностях.

Информация об объектах капитального строительства,  введенных на территории Чувашской Республики за 2009–2010 годы,  приведена в приложении  № 4 к настоящей подпрограмме.

В условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы важную роль приобретает наличие в строительной отрасли хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса, способствующего повышению занятости населения.

Учитывая, что кадровый потенциал организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех экономической политики, в Чувашской Республике приняты и действуют ряд республиканских целевых программ по развитию системы образования:

Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003–2005 годы и на период до 2013 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. № 81;

Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы и республиканская целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011–2020 годы", принятые постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293;

Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2011 г. № 60.

1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена подпрограмма

Доля специалистов строительной отрасли Чувашской Республики, занятых в строительстве жилья, объектов социально-культурного и бытового назначения, составляет около 70 процентов (по аналитическим и статистическим данным). Остальные 30 процентов задействованы в строительстве объектов промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого и иного назначения, а также объектов транспортной инфраструктуры, линий электропередачи и связи. Как следствие, цели и задачи, аналитические данные, выводы определены для строительной отрасли республики в целом, в том числе для строительства жилья, объектов соцкультбыта и инженерной инфраструктуры.

Для выявления и постановки проблемных вопросов, предлагаемых к решению программно-целевым методом, использовались следующие методы исследования:

теоретическое исследование (анализ социально-экономической и специальной методологической информации и литературы; сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование);

эмпирическое исследование (анкетирование, опрос и тестирование, изучение и обобщение российского и мирового опыта);

графическая и статистическая обработка данных.

1.2.1. Отсутствие комплексного подхода в определении структуры и объемов образовательных  услуг, необходимых для надлежащего кадрового обеспечения развития  строительной отрасли

В соответствии с Республиканской комплексной программой государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы в республике планируется увеличение объемов жилищного строительства с 886 тыс. кв. метров в год в 2011 году до 1340 тыс. кв. метров в 2015 году. Для обеспечения данной задачи необходимо определение дополнительной потребности строительной отрасли республики в рабочих и специалистах. Однако в настоящее время отсутствует (как на федеральном, так и на региональном уровне) единая методика расчета потребности в специалистах строительной отрасли в зависимости от объемов и видов строительства. Как следствие, сегодня контрольная цифра по приему абитуриентов в образовательные учреждения на строительные специальности не находится в прямой зависимости от существующих и планируемых объемов строительства.

По мнению работодателей, выпускники учебных заведений не всегда владеют современным профессиональным инструментарием и новыми технологиями. Система образования по инерции стремится давать фундаментальные знания, а рынок требует от работников в первую очередь компетенций, а не абстрактных, пусть и фундаментальных, знаний.

Налицо несоответствие уровня знаний и компетенций выпускников многих профессиональных учебных заведений требованиям работодателей. Удовлетворены качеством подготовки  всего 10,8 процента руководителей организаций.

Во многом неудовлетворенность качеством подготовки специалистов обусловлена увеличивающимся разрывом между существующей моделью обучения в учебных заведениях и практической деятельностью строительных компаний. Обучение и практика не связаны единством целей.

1.2.2. Недостаточное развитие интеграционных процессов между работодателями и учреждениями образования

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время. То есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы. Однако этому мешают разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между организациями и образовательными учреждениями.

Большинство работодателей не рассматривает профессиональное образование как базовую систему воспроизводства кадров. Заявления руководителей организаций о необходимости перспективного сотрудничества с образовательными учреждениями часто носят декларативный характер и не принимают формы практической поддержки учебных заведений.

1.2.3. Актуальность проблемы притока молодежи на производство, ее трудоустройство

Доля молодых людей в составе безработных довольно высока. Среди безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (центрах занятости населения) в районах и городах, 26,8 процента составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.

Большая часть молодежи в возрасте до 30 лет (33,9 процента) трудоустраивается в сфере оптовой и розничной торговли.

По мнению специалистов кадровых служб организаций в Чувашской Республике, многим молодым кандидатам свойственно переоценивать свою привлекательность на рынке труда. Часто они питают излишние иллюзии относительно важности своего образования и профессиональной компетенции, претендуя на высокую заработную плату при низком качественном уровне готовности к практической деятельности.

1.2.4. Недостаточно развитое внутрипроизводственное обучение. Неквалифицированные службы по работе с персоналом. Низкий уровень управленческой культуры в организациях

В большинстве организаций управление персоналом рассматривается как чисто функциональная область управления организацией, слабо связанная с ее основной деятельностью и направлениями развития.

Большинство руководителей организаций (53 процента от числа респондентов анкетированного опроса) сомневается в необходимости систематизации работы по управлению персоналом. Бытует практика эпизодического, бессистемного обучения, не связанного с решением конкретных стратегических задач, около 20 процентов руководителей не видит необходимости в разработке учебно-производственных программ и планировании профессионального обучения.

Наиболее популярным способом профессиональной переподготовки работников является наставничество (71 процент от общего числа ответов руководителей организаций), которое позволяет в кратчайшие сроки без значительных финансовых затрат повысить профессиональную квалификацию работников (рис. 1).

Рис. 1. Способы профессиональной переподготовки работников в организациях
в Чувашской Республике (в % от общего количества ответов респондентов)

Для организации более выгодно и экономично повышение производительности труда у работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. Система внутрипроизводственной подготовки может быть успешной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовленыпроектынеобходимых  изменений, определены сроки и затраты.

Для того чтобы внутрипроизводственное обучение в организации стало системой, а не разовой мерой, специалисты, новички, кадровый резерв, руководители, команды подразделений, проектные группы должны стать объектом специального исследования конкретных потребностей и возможностей в обучении. Обучение персонала должно быть подчинено задачам организации.

Общим элементом и главной ценностью корпоративных культур организаций различных сфер деятельности должна стать нацеленность на обучение и самосовершенствование, профессионализм в работе каждого сотрудника. Необходимо сформировать нормы поведения (стандарты и подходы), по которым сотрудник определяет, что и как ему нужно сделать. Нормы, как правило, касаются таких сфер, как общение, получение или определение цели (задачи), процесс работы, командная работа, обучение и профессиональное развитие, инициатива, инновационность и гибкость, активность поведения.

1.2.5. Снижение профессионального уровня кадрового состава в связи с низкой средней заработной платой

Анализ информации о среднемесячной заработной плате в строительной отрасли республики за последние три года показывает следующее.

В 2008 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в строительной отрасли республики составляла 13195,1 рубля, в 2009 году – 11666,9 рубля, в 2010 году – 13288,0 рубля. По данному показателю среди регионов Приволжского федерального округа Чувашия занимала соответственно 6, 11 и 10 место. В связи с низкой заработнойплатой в республике в последние годы наметилась тенденция оттока высококвалифицированных кадров строительной отрасли в другие более благополучные регионы. Так, начиная с 2008 года среднесписочная численность работников строительной отрасли республики сократилась с 33500 до 28600 человек. Тенденция сокращения численности работников строительной отрасли усугубляется еще тем, что в регионе остаются специалисты старшей возрастной категории либо низкоквалифицированные кадры, не имеющие спроса у лиц, набирающих строителей для работы в других регионах. Это, в конечном итоге, сказывается на качестве и сроках строительства объектов на территории Чувашской Республики.

1.3. Возможные варианты решения проблемных вопросов, оценка преимуществ и основных рисков

Варианты решения проблемных вопросов, указанных в подразделе 1.2 настоящего раздела, приведены в табл. 5.

Таблица 5



пп

Вариант решения проблемных вопросов

Преимущества

Основные риски

I.

Фрагментарный подход – реализация отдельных мероприятий действующих республиканских целевых программ, а также нормативных правовых актов по грантовой поддержке и стимулированию кадров

отсутствие необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат

необеспечение решения всех выявленных проблемных вопросов, изложенных в подразделе 1.2;

невозможность координации, систематизации и анализа совокупной результативности работ; бес­сис­темность мероприятий, невозможность комплексного решения проблемы

II.

Системный подход – создание комплексного механизма единой системы мониторинга и оценки состояния объемов и структуры образовательных услуг, рынка труда, потребностей работодателей строительной отрасли

формирование и реализация системного механизма государственной поддержки, управления и координации работ по кадровому обеспечению строительства в республике, возможность анализа совокупной результативности работ

длительность и сложность ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий подпрограммы для создания нового комплексного механизма

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемных вопросов позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта – системного подхода и создания единого комплексного механизма формирования и реализации государственной поддержки, управления и координации работ по кадровому обеспечению строительства в Чувашской Республике. Эффективность предлагаемого программно-целевого метода, ориентированного на стратегическое видение и направленного на результат, обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, достигнуть положительной динамики развития кадрового потенциала преимущественно в жилищном строительстве Чувашской Республики.

Основные цели, задачи и срок реализации подпрограммы,
ее целевые индикаторы

Целями подпрограммы являются разработка и реализация нефинансовых мер государственной поддержки участников подпрограммыпо формированию кадрового потенциала строительной отрасли в условиях динамичного развития экономики Чувашской Республики, создание эффективного  механизма управления развитием  кадрового потенциала для обеспечения строительной отрасли  высококвалифицированными специалистами.

В процессе достижения поставленной цели предстоит обеспечить выполнение следующих задач:

анализ состояния кадрового потенциала строительной отрасли Чувашской Республики;

изучение рынка образовательных услуг в отраслевом разрезе;

оценка потребности работодателей и спроса населения на вакантные места по строительным специальностям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сопоставление результатов оценки потребностей с текущим наличием специалистов;

ежегодная подготовка необходимого количества специалистов строительных специальностей;

обеспечение баланса спроса и предложения  наотраслевом рынке труда;

формирование потребности в специалистах на среднесрочную перспективу (2011–2015 годы) исходя из целевого показателя ввода жилья;

формирование эффективных моделей государственно-частного партнерства  в сфере подготовки специалистов по строительным специальностям.

Выполнение мероприятий настоящей подпрограммы, в том числе ведение мониторинга рынка труда, координация совместных действий исполнителей мероприятий подпрограммы, прогнозирование и участие в формировании контрольных цифр приема абитуриентов по специальностям, позволят заблаговременно реагировать на возможные изменения потребности в специалистах на рынке труда и обеспечить необходимый баланс.

Целевые показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении № 3к настоящей подпрограмме.

Срок реализации подпрограммы – 2011–2015 годы.

Перечень основных мероприятий  по реализации подпрограммы

Для достижения целей и задач подпрограммы предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий:

3.1. Изучение и оценка рынка труда и образовательных услуг, в том числе:

выборочное изучение кадрового состава строительных организаций в Чувашской Республике и состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в строительной отрасли Чувашской Республики;

анализ деятельности, расширение участников и дальнейшее совершенствование модели Ассоциации как объединения учреждений профессиональных учебных заведений различных уровней образования и организаций строительной отрасли.

В 2011–2015 годах Ассоциация планирует направить свою деятельность на организацию внедрения механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели подготовки кадров, обеспечивающую повышение доступности и качества профессионального образования в соответствии с инновационным развитием экономики, потребностями республики, продолжить работу по корректировке действующих учебных планов, учитывая  требования работодателей к компетенции выпускников. Для этого членами Ассоциации планируется осуществить следующие мероприятия:

приведение объемов, профилей и направлений подготовки кадров в ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" в соответствие с инновационными и перспективными направлениями развития строительной отрасли Чувашской Республики, потребностями республиканского рынка труда, в том числе  работу  по формированию цифр целевого приема;

пополнение и модернизация необходимой ресурсной базы (обновление материально-технической базы учебных учреждений – членов Ассоциации, в том числе оснащение кабинетов и лабораторий) с привлечением работодателей;

использование материально-технической (ресурсной) базы членов Ассоциации для проведения всех видов практик студентов, а также предоставление данной базы для повышения квалификации (стажировки) педагогических работников;

участие работодателей в составлении учебных рабочих планов по специальностям 120101 "Прикладная геодезия", 270103 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", 140613 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование", 140448 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования";

совместные заседания членов Ассоциации по проблемам обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров по строительному направлению, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству;

продолжение развития системы предпрофильного и профильного обучения школьников в республике.

3.2. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала, в том числе:

развитие системы предпрофильного и профильного (строительного) обучения школьников республики;

участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов строительных специальностей;

составление (корректировка) и оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляются подготовка и переподготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективой развития строительной отрасли Чувашской Республики;

разработка и реализация учебных программ для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом предложений работодателей;

реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки специалистов по строительным специальностям) совместно с организациями строительной отрасли;

создание производственно-научного кластера по строительному профилю на базе строительного факультета ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова";

проведение образовательными учреждениями профессионального образования самомаркетинга с целью расширенного анализа своей деятельности и оценки своего положения на образовательном рынке строительных специальностей и рынке труда;

проведение семинаров и конференций в учебных заведениях профессионального образования по вопросу подготовки кадров для строительной отрасли.

Кластерный подход в подготовке инновационных кадров для строительной отрасли заключается в объединении независимых субъектов образовательной деятельности всех уровней профессионального образования, бизнеса, науки, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, играющих важную роль при решении вопросов кадровой политики.

Чтобы объединить в единую систему учебные заведения, строительные организации, органы исполнительной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления нужна координирующая организация – кластер как объединение без линейной подчиненности.

В состав образовательного кластера войдут ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", ФГОУ СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства", образовательные учреждения начального профессионального образования республики, подразделения дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, некоммерческие партнерства "Строители Чувашии", "Союз проектировщиков Поволжья", предприятия строительного комплекса.

Студенты образовательного кластера смогут получить начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура).

Главная цель всех участников образовательного кластера – подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе и по рабочим специальностям.

Основные принципы создания образовательного кластера:

непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней;

организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между подразделениями образовательного кластера;

инновационная направленность деятельности от научных исследований до тиражирования и реализации на практике.

Современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования. Основной задачей кластерной политики в области развития системы непрерывного образования является обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями по следующим направлениям:

создание сферы эффективных образовательных услуг, удовлетворяющих спрос отрасли; участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов, мониторинг и прогнозирование потребностей в специализированных кадрах;

совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли; разработка сквозных образовательных программ для обеспечения преемственного соподчинения всех уровней образования строительной отрасли; общественно-профессиональная оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;

совместная реализация образовательных программ (материально-техни­чес­кое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);

организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера;

обеспечение гарантий трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в сфере строительства;

создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства.

3.3. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в отраслевом разрезе, в том числе:

создание рабочей группы при Минстрое Чувашии по координации реализации подпрограммы (далее – рабочая группа);

организация мониторинга  потребности в специалистах строительной отрасли.

Рабочая группа создается для решения следующих задач:

организация и взаимодействие участников подпрограммы с учетом мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" и федеральной целевой программы"Жилище" на 2011–2015 годы;

организация мониторинга и оценки хода реализации подпрограммы, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития профессионального обучения в строительной отрасли;

рассмотрение проблемных ситуаций, требующих согласованных действий различных участников подпрограммы;

формирование предложений по принятию нормативных правовых актов и методических документов для реализации подпрограммы.

3.4. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для строительной отрасли Чувашской Республики, а также в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе:

развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала;

организация стажировок и производственной практики обучающихся по строительным специальностям в организациях строительной отрасли;

организация деятельности студенческих строительных отрядов.

3.5. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий подпрограммы, в том числе:

размещение информации на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет о рейтинге специальностей на рынке труда и образовательных учреждений профессионального образования, а также данных о качестве обучения, его возможностях;

подготовка и распространение пресс-релизов и других информационных материалов по вопросам получения профессионального образования;

доведение до сведения широкой общественности достижений и успехов молодых специалистов-строителей Чувашской Республики.

В рамках подпрограммы предусматривается выполнение конкретных мероприятий, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (прило­жение № 5).

Ресурсное обеспечение подпрограммы

Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств внебюджетных источников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность учебных заведений, заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Объемы и источники финансирования подпрограммы по годам ее реализации приведены в приложении № 5к настоящей подпрограмме. Основной объем финансирования осуществляется за счет средств внебюджетных источников и составляет 36,944 млн. рублей.

Анализ показателей потребности в специалистах для строительной отрасли Чувашской Республики показал, что количество учебных заведений по подготовке специалистов строительных специальностей в республике достаточно и изменение их  количества в настоящее время нецелесообразно.

Управление реализацией подпрограммы

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

системность (с учетом приоритетных направлений подготовки и форм обучения);

целенаправленность (адресная реализация проектов на основе поступающих заявок);

постоянный мониторинг хода реализации подпрограммы.

Подпрограмма не накладывает ограничений на возможность самостоятельного  принятия  ее участниками необходимых решений. Реализация подпрограммы позволит  повысить эффективность  бюджетных затрат, связанных с подготовкой специалистов для строительной отрасли Чувашской Республики.

К участию в реализации подпрограммы привлекаются организации, расположенные на территории Чувашской Республики.

Управление реализацией подпрограммы осуществляет государственный заказчик – Минстрой Чувашии, который обеспечивает согласованность действий исполнителей мероприятий подпрограммы, осуществляемых в рамках соглашений, основанных на принципах государственно-частного партнерства, а также осуществляет общий контроль за реализацией подпрограммы.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
и показатели социальной эффективности

Развитие кадрового потенциала для решения задач строительства в Чувашской Республике предполагает:

обеспечение кадровыми ресурсами новых высокотехнологичных направлений в строительном комплексе Чувашской Республики;

повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности национальных кадров с учетом мировых тенденций;

снижение среднего возраста кадрового состава специалистов, задействованных в строительной отрасли;

а для организаций, участвующих в реализации подпрограммы:

создание условийдля применения в профессиональной деятельности современных технологий и управленческих инноваций;

решение конкретных проблем организаций в процессе подготовки и стажировки специалистов;

создание условий для реализации инновационных и высокотехнологичных проектов в строительной отрасли.

Совокупность мероприятий, предусмотренных подпрограммой, обеспечит повышение эффективности строительства в целом, следовательно, увеличит поступление налогов в бюджеты всех уровней, обеспечит вклад в увеличение валового регионального продукта.

Социальная эффективность подпрограммы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом для решения задач жилищного строительства в Чувашской Республике позволит в среднесрочной перспективе достичь динамического равновесия спроса и предложения на отраслевом рынке труда, снизить риск невостребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда, повысить их качество и  обеспечить соответствие потребностям инновационной экономики.

Для качественной и количественной оценки кадрового состава строительной отрасли Чувашской Республики, а также для сравнительного анализа целевых показателей в подпрограмме используются следующие количественные индикаторы.

Индикаторы кадрового обеспечения строительной отрасли Чувашской Республики  Ккорс(табл. 6).

Таблица 6

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

5

6

Объем капитального строительства (кв. м)

886000

939000

996000

1145000

1340000

Общее количество персонала организаций, осу­ществляющих строительство, в том числе:

28341

29164

30061

31440

33128

специалисты

3620

3614

3609

3613

3644

линейный персонал

2498

2674

2851

3143

3462

рабочие

22223

22876

23600

24684

26022

Ккорс i (интегральный)

31,3

32,2

33,1

36,4

40,4

Ккорс специалисты

244,8

259,8

276

316,9

367,7

Ккорс линейный персонал

354,7

351,2

349,4

364,3

387,1

Ккорс рабочие

39,9

41

42,2

46,4

51,5

Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала организаций строительной отрасли Чувашской Республики Кскп (табл. 7).

Таблица 7

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Специалисты

1

1

1

1

1

Линейный персонал

0,69

0,74

0,79

0,87

0,95

Рабочие

6,14

6,33

6,54

6,83

7,14

Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо (табл. 8).

Таблица 8

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общее количество персонала организаций, осуществляющих строительство, в том числе:

28341

29164

30061

31440

33128

с ВПО (чел.)

4473

4801

5098

5344

5435

с СПО (чел.)

4386

4376

4299

4300

4252

с НПО (чел.)

15082

15449

15864

16263

16642

без образования (чел.)

4400

4538

4800

5533

6799

Купо по ВПО

1

1

1

1

1

Купо по СПО

0,98

0,91

0,84

0,8

0,78

Купо по НПО

3,37

3,22

3,11

3,04

3,06

Купо по персоналу, не имеющему профессионального образования

0,98

0,94

0,94

1,04

1,25

Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения  строи­тельной отрасли Чувашской Республики Кмигр

В настоящее время, по данным Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, в строительной отрасли Чувашской Республики иностранные специалисты и рабочие не задействованы. Как следствие, указанные индикаторы равны нулевому значению.

В течение периода реализации подпрограммы индикаторы для последующих годов (2012–2015 годы) будут корректироваться исходя из анализа соответствующих показателей предшествующих периодов.

______________

1

Приложение № 1

к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

С В Е Д Е Н И Я

о количестве специалистов с начальным профессиональным,  средним профессиональным и высшим  профессиональным образованием строительных специальностей, выпускаемых из образовательных
учреждений в Чувашской Республике

Уровень образования

Годы

Количество выпускаемых специалистов, человек

1. Начальное профессиональное образование

2011

1129

2012

1237

2013

1300

2014

1253

2015

1365

всего

6284

2. Среднее профессиональное образование

2011

295

2012

299

2013

203

2014

308

2015

240

всего

1345

2. Высшее профессиональное образование

2011

829

2012

789

2013

767

2014

716

2015

512

всего

3613

______________

1

Приложение № 2

к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

С В Е Д Е Н И Я

о планируемых объемах обучения специалистов строительных

специальностей по программам повышения квалификации

и профессиональной переподготовки

Годы

Количество выпускаемых специалистов, человек

всего

СПО

ВПО

НПО

1. Повышение квалификации

2011

600

120

410

70

2012

595

120

405

70

2013

595

120

405

70

2014

600

120

410

70

2015

610

120

420

70

всего

3000

600

2050

350

2. Профессиональная переподготовка

2011

1068

334

0

734

2012

906

364

0

542

2013

995

397

0

598

2014

1021

452

0

569

2015

1046

494

0

552

всего

5036

2041

0

2995

_____________

1

Приложение № 3

к подпрограмме"Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

П Е Р Е Ч Е Н Ь

целевых показателей эффективности реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства

на 2011–2015 годы"Республиканской комплексной программы государственной поддержки

строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

№ пп

Наименование
целевого показателя

Общее значение целевого показателя

Значения целевых показателей реализации подпрограммы

Примечания

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Годовой объем ввода жилья (кв. м общей площади), в том числе жилья экономкласса, малоэтажного жилья (не более 3 эт.), тыс. кв. метров*,

              в том числе:

5306

886

939

996

1145

1340

многоквартирные дома

2324

355,4

388,4

417,9

492,5

669,7

индивидуальные жилые дома

2982

530,6

550,6

578,1

652,5

670,3

2.

Наличие специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности, человек

ВПО

4473

4801

5098

5344

5435

СПО

4386

4376

4299

4300

4252

НПО

15082

15449

15864

16263

16642

без профобразования

4400

4538

4800

5533

6799

всего

28341

29164

30061

31440

33128

3.

Расчетная потребность организаций строительной отрасли Чувашской Республики в специалистах строительных специальностей, человек

ВПО

3988

3829

3750

3977

4249

СПО

4263

4112

4050

4323

4695

НПО

14850

15882

17400

20748

24727

без профобразования

4400

4538

4800

5533

6799

всего

27500

28360

30000

34580

40470

4.

Расчетная потребность организаций строительной отрасли Чувашской Республики в специалистах строительных специальностей для жилищного строительства, человек

ВПО

2792

2680

2625

2784

2974

СПО

2984

2878

2835

3026

3287

НПО

10395

11117

12180

14524

17309

без профобразования

3080

3177

3360

3873

4759

всего

19251

19852

21000

242007

28329

5.

Годовой объем выпуска специалистов строительных специальностей в учебных заведениях в Чувашской Республике (с разбивкой по уровню образования), человек

ВПО, обучение

829

789

767

716

512

в том числе для других регионов Российской Федерации

СПО, обучение

295

299

203

308

240

СПО, переподготовка

334**

364**

397**

452**

494**

НПО, обучение

1129

1237

1300

1253

1365

НПО, переподготовка

334 + до 5000***

364 + до 5000***

397 + до 5000***

452 + до 5000***

494 + до 5000***

всего

2587 + до 5000***

2689 + до 5000***

2667 + до 5000***

2729 + до 5000***

2611 + до 5000***

6.

Количество учебных заведений в Чувашской Республике, осуществляющих обучение специалистов по строительным специальностям, единиц

ВПО

3

3

3

3

3

СПО

2

2

2

2

2

НПО

16

16

16

16

16

всего

21

21

21

21

21

__________

    *               Указывается справочно из Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы.

   **               Профессиональная переподготовка осуществляется Алатырским техникумом железнодорожного транспорта – филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения" по специальности "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство" (270204) и в дальнейшем расчете наличия специалистов строительных специальностей на 2011–2015 годы данные цифры не учитываются.

***               Профессиональная переподготовка лиц, имеющих базовые знания среднего школьного образования, осуществляется автономным учреждением Чувашской Республики "Учебно-производственный комбинат" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Указанное учреждение осуществляет подготовку кадров по 136 специальностям, в том числе строительным, и может обучить до
5 тыс. человек в год – в расчете наличия специалистов строительных специальностей на 2011–2015 годы данные цифры не учитываются.

_____________

1

Приложение № 4

к подпрограмме "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

И Н Ф О Р М А Ц И Я

об  объектах капитального строительства,  введенных на территории

Чувашской Республики за 2009–2010 годы

Наименование

объектов

Единица измерения

Объемы построенных объектов

2009 год

(количество/общая площадь зданий)

2010 год

(количество/общая площадь зданий)

Здания

ед./кв. м

3982/1187538

3960/1218424

в том числе:

жилого назначения

-/-

3933/1030607

3905/1104812

нежилого назначения

-/-

49/156931

55/113612

в том числе:

промышленные

-/-

10/1362

14/4442

сельскохозяйственные

-/-

3/3697

4/4190

коммерческие

-/-

19/81750

20/75169

учебные

-/-

5/9484

4/18285

здравоохранения

-/-

8/55376

5/8947

другие

-/-

4/5262

8/2579

Объекты инженерной инфраструктуры

км

77,87

97,11

в том числе:

газовые сети, включая отводы от магистрального газопровода

-/-

62,8

58,31

водопроводные сети

-/-

14,34

38,8

тепловые сети

-/-

0,73

Объекты транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги с твердым покрытием)

км

37,77

17,99

Линии электропередачи

км

21,91

32,1

Линии связи

км

6,0

-

______________

1

Приложение № 5

к подпрограмме"Кадровое обеспечение

задач строительства на 2011–2015 годы"

Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике

на 2011–2015 годы

П Е Р Е Ч Е Н Ь

мероприятий и сведения о финансировании подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы"
Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике
на 2011–2015 годы

№ пп

Наименование мероприятий

Исполнители

Срок исполнения

(годы)

Источник

финансирования

Сумма затрат, тыс. рублей

всего

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг

1.1.

Выборочное изучение кадрового состава строительных организаций в Чувашской Республике и состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в строительной отрасли Чувашской Республики

Минстрой Чувашии, Минобразования Чувашии, объединения работодателей*, образовательные учреждения профессионального образования*

2012

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

1.2.

Анализ деятельности, расширение участников и дальнейшее совершенствование модели Ассоциации как объединения образовательных учреждений профессионального образования различных уровней образования и организаций строительной отрасли

Ассоциация "Учеб­но-производствен­ный округ"*, Мин­образования Чувашии, Минстрой Чувашии, организации строительной отрасли Чувашской Республики*

2011–2015

внебюджетные источники

100

20

20

20

20

20

II. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения
разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала

2.1.

Развитие системы предпрофильного и профильного (строительного) обучения школьников республики

Ассоциация "Учеб­но-производствен­ный округ", Мин­образования Чувашии

2011–2015

внебюджетные источники

283

52

50

53

60

68

2.2.

Участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов строительных специальностей

Минобразования Чувашии, Мин­строй Чувашии, органы местного самоуправления*, объе­динения работодателей

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

2.3.

Составление (корректировка) и оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляются подготовка и переподготовка кадров, в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами  развития строительной отрасли Чувашской Республики

Минобразования Чувашии, Мин­строй Чувашии, органы местного самоуправления, объединения работодателей

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

2.4.

Разработка и реализация учебных образовательных программ для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом предложений работодателей

учреждения профессионального об­разования, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии, объединения работодателей

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

2.5.

Совместная реализация с организациями строительной отрасли Чувашской Республики образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки специалистов по строительным специальностям)

Ассоциация "Учеб­но-производствен­ный округ", производственно-науч­ный кластер по строительному про­филю на базе ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова"*

2011–2015

внебюджетные источники

11752

2130

2238

2395

2454

2535

2.6.

Создание производственно-научного кластера по строительному профилю на базе строительного факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", Минстрой Чувашии, органы местного самоуправления, образовательные учреждения профессионального образования, организации строительной отрасли Чувашской Республики

2012

внебюджетные источники

17706

1771

3542

5313

3542

3538

2.7.

Проведение учреждениями профессионального образования самомаркетинга с целью расширенного анализа своей деятельности и оценки своего положения на образовательном рынке строительных специальностей и рынке труда

образовательные учреждения профессионального образования

2012

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

2.8.

Проведение семинаров и конференций в учебных заведениях профессионального образования по вопросу подготовки кадров для строительной отрасли

Минобразования Чувашии, образовательные учреждения профессионального образования

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

III. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в отраслевом разрезе

3.1.

Создание рабочей группы при Минстрое Чувашии по координации реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства на 2011–2015 годы"

Минстрой Чувашии, Минобразования Чувашии, Госслужба занятости Чувашии, органы местного самоуправления

2011

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

3.2.

Организация мониторинга наличия и мониторинга потребности в специалистах строительной отрасли

Минстрой Чувашии, Госслужба занятости Чувашии, органы местного самоуправления

2011

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

IV. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для строительной отрасли

Чувашской Республики, а также в соответствии с потребностями рынка труда

4.1.

Развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала

организации строительной отрасли Чувашской Республики

2011–2015

внебюджетные источники

3404

608

651

695

716

734

4.2.

Организация стажировок и производственной практики обучающихся по строительным специальностям в организациях строительной отрасли Чувашской Республики

образовательные учреждения профессионального образования, организации строительной отрасли Чувашской Республики

2011–2015

внебюджетные источники

3699

567

706

734

810

882

4.3.

Организация деятельности студенческих строительных отрядов

Минобразования Чу­вашии, Мин­строй Чувашии, ГУ "Республиканская молодежная биржа труда" Минобразования Чувашии, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования*

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

V. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий подпрограммы

5.1.

Размещение информации на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет о рейтинге специальностей на рынке труда и образовательных учреждений профессионального образования, а также данных о качестве обучения, его возможностях

Минобразования Чувашии, Мин­строй Чувашии, органы местного самоуправления

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

5.2.

Подготовка и распространение пресс-релизов и других информационных материалов по вопросам получения профессионального образования

Минстрой Чувашии, Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

5.3.

Доведение до сведения широкой общественности достижений и успехов молодых специалистов-строителей Чувашской Республики

Минстрой Чувашии, органы местного самоуправления

2011–2015

в пределах средств, предусмотренных на основную деятельность

-

-

-

-

-

-

Всего

36944

5148

7207

9210

7602

7777

              в том числе:

-

-

-

-

-

-

республиканский бюджет Чувашской Республики

-

-

-

-

-

-

субсидии, предоставляемые из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики

-

-

-

-

-

-

внебюджетные источники

36944

5148

7207

9210

7602

7777

____________

* Мероприятия, предусмотренные подпрограммой, реализуются по согласованию с исполнителем.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вести Чувашии № 49 от 03.12.2011, Портал органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) от 28.11.2011
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать