Основная информация

Дата опубликования: 25 декабря 2013г.
Номер документа: RU89000201301814
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Губернатора автономного округа от 25.08.2016 № 154-ПГ

-постановлением Губернатора автономного округа от 20.12.2018 № 158-ПГ

В целях определения приоритетных направлений, механизмов и инструментов государственной инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Артюхова Д.А. (в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа                                                                                                                 Д.Н. Кобылкин

25 декабря 2013 г. № 203-ПГ

1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Губернатора

Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изм. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

Введение

Основное направление деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа – это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи сопряжено со структурной перестройкой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата.

Настоящая Инвестиционная стратегия определяет систему стратегических целей и задач органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, что необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь, в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Инвестиционная стратегия раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмы реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Проблемы экономического развития России в ближайшие десятилетия будут определяться ее способностью к привлечению инвестиционных ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков.

Решение этих проблем требует выработки новых принципов в осуществлении государственной инвестиционной политики, адекватных задаче обеспечения объема инвестиций не менее чем 27% внутреннего валового продукта к 2018 году. (с изм. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Основные конкурентные преимущества Ямало-Ненецкого автономного округа потенциально могут способствовать привлечению инвестиций и повышению уровня развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Для решения данных задач требуется согласованность действий органов законодательной и исполнительной властей, инвесторов и предпринимателей для создания в Ямало-Ненецком автономном округе благоприятного инвестиционного климата, который является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей.

Основной целью, объединяющей взаимосогласованные усилия по инвестиционному маркетингу Ямало-Ненецкого автономного округа, его экономической среды и созданию благоприятного инвестиционного климата, должно стать придание территории специфических черт, выделяющих ее из круга других конкурирующих с ней территорий. Эти особенности должны обеспечить привлекательность территории для прямого инвестирования.

Решение перечисленных проблем создаст финансово-экономические предпосылки, сконцентрирует трудовые, финансовые и материальные ресурсы для реализации инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

I. Анализ и оценка экономического потенциала и инвестиционного

климата Ямало-Ненецкого автономного округа

Геополитический потенциал

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России и занимает обширную площадь в 769 тыс. кв. км. Более половины Ямало-Ненецкого автономного округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть его территории находится на восточном склоне Уральского хребта. Северная граница Ямало-Ненецкого автономного округа пролегает по берегу Карского моря и имеет протяженность 5100 км. На западе Ямало-Ненецкий автономный округ граничит с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге – с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке – с Красноярским краем.

Арктика – та географическая область, которая сообразна Ямало-Ненецкому автономному округу и по масштабу и по специфике проблем, в решении которых он может участвовать. Необходимо отметить, что сейчас арктический регион является геополитическим пространством с растущим мировым значением. И уже существует целый ряд политических, научных и общественных организаций, ориентированных на обслуживание его интересов. Таким образом, Ямало-Ненецкому автономному округу необходимо будет действовать в плотном конкурентном окружении и четко определять свою нишу в арктическом пространстве.

Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.

Формирование инновационного лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе является неотъемлемой частью инвестиционной политики, так как статус региона-лидера позволит качественно улучшить перспективы его экономического развития за счет открытия новых рынков, участия в новых сферах экономической активности и в целом более эффективного продвижения продукции. Кроме того, эффективное использование бренда региона позволит увеличить уровень добавленной стоимости в производимой в регионе продукции.

Через Арктику также проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам – Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, при использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает, что основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться топливно-энергетический комплекс, металлургическая, химическая промышленности, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения Арктических месторождений.

Строительство морского порта в районе бывшего поселка Сабетта Ямальского района будет способствовать возрождению Северного морского пути. При этом порт будет предназначен не только для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, но и может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте товаров, что окажет положительное влияние на экономику Ямало-Ненецкого автономного округа.

Природный потенциал

Минерально-сырьевая база.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

Недра Полярного Урала, занимающего западную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Флора и фауна.

Флора представлена разнообразными растениями сразу нескольких растительных зон: тундры, лесотундры, тайги, горных склонов. В составе фауны находятся такие животные, как белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка и ряд мышевидных. На островах и побережье Карского моря встречается белый медведь. В прибрежных водах моря из китовидных водится белуха, а из ластоногих – нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, морж. Многие озера Ямало-Ненецкого автономного округа богаты рыбой. В пределах Ямало-Ненецкого автономного округа ихтиофауна представлена в реках и озерах 48 видами, из которых 30 являются промысловыми. В водоемах Ямало-Ненецкого автономного округа обитает 7 видов сиговых рыб.

Основные представители этого рода – омуль, муксун, чир, сиг, пыжьян, пелядь, ряпушка, тугун – составляют около 50% их вылова в Российской Федерации или 1/3 мировой добычи сиговых пород.

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире – на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тыс. голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Водные ресурсы.

Водные ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа включают в себя побережье Карского моря, многочисленные заливы и губы, реки, озера, болота и подземные воды. Обская губа – залив Карского моря является одним из крупнейших морских заливов российской Арктики, его площадь составляет 44 кв. км. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа расположено около 300 тыс. озер и 48 тыс. рек, самыми крупными из которых являются Обь в ее устье, реки Надым, Таз и Пур. Основная водная артерия округа – р. Обь. Подземные воды характеризуются огромным артезианским бассейном площадью 3 млн. кв. км, включающим в себя запасы термальных вод.

Лесные ресурсы.

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Производственный потенциал

(в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Топливно-энергетический комплекс.

По объему промышленного производства на душу населения Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место в Уральском федеральном округе и второе место в Российской Федерации.

Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья – газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

В дальнейшем устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены, прежде всего, за счет реализации крупнейших инвестиционных проектов в данной сфере.

Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, оценивается почти в 8,0 трлн. руб. При этом реализация крупномасштабных инвестиционных проектов позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест.

Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа в силу естественно-климатических условий ориентировано в первую очередь на традиционные отрасли – оленеводство, звероводство, рыболовство, охотпромысел, промыслы, которые являются основной формой хозяйственной деятельности значительной части коренного населения, источником сохранения традиционного образа жизни, культуры, этнических и экологических традиций коренных малочисленных народов Севера.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности – с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, озерное и искусственное рыборазведение, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Большим потенциалом обладает дальнейшая интенсификация переработки оленя в части обработки и консервации эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленя с дальнейшим выходом на производство фармацевтических препаратов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Лесопромышленный комплекс.

Ямало-Ненецкий автономный округ имеет запас древесины на корню порядка 1,17 млрд. куб. м по состоянию на 2010 год (14% от общего запаса Уральского федерального округа), из которых допустимо изымать до 7 млн. кубометров ежегодно. Более 90% объема лесных ресурсов приходится на древостои хвойных пород (лиственница, ель, сосна), остальное приходится на мягколиственные породы (береза, осина и т.п.), при этом более половины древостоя относится к категории спелого и перестойного. Климатические и почвенные условия Ямало-Ненецкого автономного округа пригодны для восстановления лесных насаждений; на местах вырубленных хвойных лесов естественное замещение происходит также хвойными породами.

Однако ценный породный состав лесных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа нивелируется сравнительно низким выходом деловой древесины и малой полнотой древостоя. Запас древесины на гектар лесного фонда в Ямало-Ненецком автономном округе более чем в 2,2 раза меньше, чем в республике Коми, и в 1,8 раз меньше, чем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Леса 3-го бонитета и выше практически отсутствуют, в то время как на леса 5-го и более низких бонитетов приходится более 80% площади спелых и перестойных древостоев. Преобладающая полнота древостоя – 0,3 – 0,5 (совокупно более 75% площади лесного фонда).

Тем не менее, целесообразно продолжать заготовку и переработку древесины для внутренних потребностей региона. Наиболее перспективным для этих целей является юго-восток Красноселькупского района.

Электроэнергетика.

Энергосистема Ямало-Ненецкого автономного округа представлена централизованной и децентрализованной зонами электроснабжения. При этом Ямало-Ненецкий автономный округ продолжает оставаться энергодефицитным регионом с точки зрения наличия собственных источников генерации электрической энергии в синхронной части энергосистемы. В максимум нагрузок объектами генерации Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечивается порядка 50% от общей нагрузки Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными внешними поставщиками электроэнергии для потребителей централизованного сектора являются Сургутские ГРЭС-1, ГРЭС-2 и Нижневартовская электростанция, расположенные в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В энергосистему централизованного сектора электроснабжения отпускают электроэнергию семь основных электростанций предприятий различной формы собственности. Основными собственными поставщиками являются Ноябрьская парогазовая электростанция и Уренгойская ГРЭС.

Децентрализованные зоны электроснабжения в целом характеризуются достаточным уровнем запаса установленной мощности. Выработка электроэнергии осуществляется от 57 автономных электростанций, из которых 48 работают на дизельном топливе, 9 – на природном газе. Суммарная установленная мощность электростанций в локальных энергосистемах составляет порядка 307 МВт.

Существенно снизить расходы на энергоснабжение населенных пунктов в изолированных энергосистемах планируется за счет расширения централизованной зоны электроснабжения и использования местных энергоресурсов.

Туризм.

Ямал является одним из новых и перспективных российских регионов для развития активного и приключенческого туризма. Богатый природный рекреационный потенциал и уникальное культурно-историческое наследие, сохранившийся в первозданном виде традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, богатые рыболовные и охотничьи угодья создают предпосылки для развития туризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Однако богатый потенциал территории используется явно не достаточно. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно с целью туризма прибывает от 3 до 5 тыс. туристов, менее 10% (200 – 300 человек в год) из которых пользуются услугами туристских операторов. Остальная же часть туристов представляют собой неорганизованный туристский поток, никак не учитываемый в региональной статистике.

Переработка углеводородов.

Наличие в Ямало-Ненецком автономном округе уникальной ресурсной базы – крупных запасов газа, новых месторождений химически богатого сырья (жирного газа, газового конденсата) на полуострове Ямал и шельфе Карского моря определяет перспективность организации в регионе соответствующих нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностей.

Имеющиеся запасы попутного нефтяного газа (далее – ПНГ) и низконапорного газа (далее – ННГ) также представляют собой ценнейшую базу для нефте- и газохимии. В данном случае энергетическая эффективность может стать решающим фактором в пользу организации строительства в сложных природных и климатических условиях перерабатывающих мощностей разного масштаба (от малотоннажных до крупнотоннажных).

Наличие гигантских остаточных запасов ННГ ряда месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа (Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и др.) делает необходимым изучение возможностей и разработку комплекса мер по рациональному использованию освобождающихся при падении добычи газа газотранспортных систем, в частности, для транспортировки ННГ, ПНГ и природного жирного газа от месторождений (Надым – Пур – Тазовский район) до газохимического центра их переработки.

Наибольший потенциал развития нефтегазового сектора Ямало-Ненецкого автономного округа кроется в диверсификации и углублении переработки нефти, газа, газоконденсата и побочных продуктов их добычи, а также в освоении выпуска нефте- и газохимической продукции.

Трудовой потенциал

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения Ямало-Ненецкого автономного округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув в 2015 году 537,0 тыс. человек (0,4% населения России).(с изм. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к «старению» населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 2000 года более, чем в 2 раза, до 9,3% к 2015 году, за тот же период доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% до 23%.).(с изм. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Из 36 тыс. человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.

Расселение населения в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест – мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по Ямало-Ненецкому автономному округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, сферах торговой деятельности, общественного питания, связи и транспорта, а также социальной сфере.

Финансовый потенциал

Отличительной особенностью финансового сектора Ямало-Ненецкого автономного округа является отсутствие региональных кредитных организаций.

Банковский сектор Ямало-Ненецкого автономного округа представлен филиалами кредитных учреждений, головные организации которых находятся в других регионах, преимущественно в г. Москве, Свердловской и Тюменской областях. На данный момент Ямало-Ненецкий автономный округ не имеет зарегистрированных на своей территории лицензированных кредитных организаций. ).(с изм. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) – 196, в том числе дополнительные офисы – 115, операционные кассы вне кассового узла – 27, кредитно-кассовые офисы – 7, операционные офисы – 47. ).(утрат. силу от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Аналогичная ситуация наблюдается в страховом секторе, в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и функционирования инвестиционных фондов.

Одной из основных существующих проблем в экономике большинства субъектов Российской Федерации остается проблема отсутствия возможности получения так называемых «длинных» кредитов, в связи с чем, значительным потенциалом для региональных предприятий являются возможности рынка ценных бумаг, в особенности сфера корпоративных облигационных займов, публичного привлечения международных ресурсов, которые позволят реализовать серьезные финансовые программы, осуществить крупномасштабные операции на фондовом рынке и с высокой эффективностью решать самые смелые инвестиционные задачи с использованием IPO на рынке международных заимствований.

В настоящее время эмиссия ценных бумаг чаще всего носит номинальный характер и осуществляется в связи с переоценкой основных фондов. Дополнительного крупномасштабного привлечения капитала в этом случае не происходит.

Другим перспективным рынком для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа представляются свободные денежные средства населения. Объемы сбережений и накоплений граждан в различных видах активов позволяют говорить о том, что население Ямало-Ненецкого автономного округа при определенных условиях может стать одним из основных поставщиков капитала на рынок инвестиций. Средняя заработная плата на Ямале на протяжении многих лет остаётся одной из самых высоких в России и при падающей доходности банковских депозитов, валютных сбережений многие жители Ямало-Ненецкого автономного округа всё активнее вкладывают денежные средства именно на фондовый рынок.

Инвестиционный климат

(в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

Индикаторами инвестиционной привлекательности региона являются объем и темп роста инвестиций в основной капитал. Начиная с 2000 года и по настоящее время, несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, общая динамика изменения объема капиталовложений (тренд) показывает устойчивый рост объема инвестиций в основной капитал.

По версии международного рейтингового агентства Standard&Poor's Ямало-Ненецкий автономный округ входит в число регионов Российской Федерации с наивысшим кредитным рейтингом.

Уровень кредитного рейтинга зависит в основном от оценки системы региональных финансов и качества управления ими.

Вместе с тем благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции.

Для оценки эффективности усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона ежегодно формируется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг).

По результатам Национального рейтинга, сформированного в 2016 году, Ямало-Ненецкий автономный округ вошёл во вторую группу, получив статус субъекта Российской Федерации с комфортными условиями для бизнеса, заняв при этом 18 место в Национальном рейтинге.

В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата, организации работы по внедрению лучших практик Национального рейтинга и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе создана рабочая группа («проектная команда») при инвестиционном совете Ямало-Ненецкого автономного округа.

Экономический потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа значителен, однако анализируя возможность привлечения инвестиций в различные проекты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, необходимо понимать основные факторы, формирующие профиль экономики региона и определяющие его инвестиционный потенциал.

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности

Ямало-Ненецкого автономного округа

Конкурентные преимущества

(сильные стороны)

Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)

1. Высокая платёжеспособность внутреннего спроса.

2. Высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах.

3. Высокое качество человеческого капитала.

4. Формирование лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе.

5. Наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья.

6. Стабильная политическая обстановка, низкий уровень социальной конфликтности населения.

7. Уникальность культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных

народов на Ямале

1. Слабо развитая транспортная инфраструктура.

2. Высокая стоимость электроэнергии.

3. Высокий уровень государственного участия в экономике, неразвитая конкурентная среда.

4. Моноотраслевая структура экономики

Возможности внешней среды

Угрозы внешней среды

1. Уникальные природные богатства.

2. Географическое расположение, близость к Северному морскому пути.

3. Модернизация транспортной

системы Российской Федерации.

4. Привлечение федерального финансирования в рамках возрождения Северного морского пути

1. Транспортная удалённость от крупных центров производства и рынков сбыта.

2. Снижение мировых цен на углеводородное сырьё.

3. Повышение конкурентоспособности

альтернативных источников энергии.

4. Неопределенность, связанная с институциональным статусом Ямало-Ненецкого автономного округа как части другого региона – Тюменской области

Такое сочетание плюсов и минусов, негативных факторов и преимуществ определяет принципиальную возможность успешности трех основных типов инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Первый тип – это проекты, реализация которых ориентирована на удовлетворение той части внутреннего спроса региона, которая не может быть закрыта за счет товаров, привозимых извне. К таким товарам, например, относятся свежие овощи, охлажденное мясо, хлебобулочные изделия. Несмотря на более высокую по сравнению с другими регионами себестоимость производства таких товаров в Ямало-Ненецком автономном округе, привозные товары не являются их стопроцентным заменителем, поэтому даже будучи дороже, товары местного производства найдут своего покупателя.

К этому же типу можно отнести проекты, нацеленные на создание услуг. В силу своей природы услуги производятся, как правило, на месте потребления и поэтому не могут быть произведены в другом регионе и доставлены в Ямало-Ненецкий автономный округ. Это касается как услуг для населения (например, в области образования, здравоохранения, транспорта и связи, развлечений, общественного питания, бытовых услуг, строительства и ремонта), так и бизнес-услуг – оба сегмента в Ямало-Ненецком автономном округе обладают достаточно высоким потенциалом развития. Также сохраняется высоким потенциал строительства в Ямало-Ненецком автономном округе: жилищный фонд изношен и требует замены и расширения, развитие экономики (как в добывающем, так и в прочих секторах) также сопряжено с масштабным строительством.

Второй тип – проекты, реализация которых нацелена на производство тех товаров для внутреннего потребления в регионе, для которых характерна высокая доля транспортной составляющей в себестоимости. Для таких товаров может быть экономически эффективнее производить их на месте (может и с несколько более высокими издержками), чем везти издалека – экономия на доставке может перевешивать более дорогое производство. Например, ряд тяжелых строительных материалов (песок, щебень, облицовочный камень, цемент и т.д.) может быть целесообразно производить в Ямало-Ненецком автономном округе, а не завозить, как это делается сейчас. Но по каждому такому проекту необходимо производить скрупулезные технико-экономические расчеты для принятия взвешенного решения о начале реализации.

Третий тип – проекты, нацеленные на внешний рынок, российский и мировой. В силу объективных особенностей региона для большинства видов производств в нем характерны более высокие издержки, чем в регионах центральной России, Урала, юга России. Поэтому любой инвестиционный проект в Ямало-Ненецком автономном округе, нацеленный на внешний рынок, должен опираться на некие уникальные конкурентные преимущества региона, за счет которых производимая продукция или услуги будут востребованы потребителями. Таким конкурентным преимуществом может стать яркий и узнаваемый бренд Ямала, под которым может производиться и продаваться, например, продукция оленеводства, рыбопереработки, фармацевтические препараты и т.д., ориентированные на высокий потребительский сегмент.

II. Цели и задачи инвестиционной политики Ямало-Ненецкого

автономного округа

Инвестиционная политика Ямало-Ненецкого автономного округа опирается на чёткое понимание основных целей развития региона, закреплённых в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, – обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Целью Инвестиционной стратегии является обеспечение увеличения объемов и темпа роста инвестиций в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья.

Для достижения поставленной цели усилия Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа будут направлены на решение следующих задач:

- повышение инвестиционной привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа;

- формирование благоприятной основы для развития конкуренции в Ямало-Ненецком автономном округе;

- диверсификация экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;

- формирование инновационного лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в Арктическом регионе;

- модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы.

Показатели эффективности реализации Инвестиционной стратегии приведены в приложении № 1.

III. Основные приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

3.1. Долгосрочные перспективы развития экономики и приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда связаны с добычей углеводородного сырья.

Крупнейшие инвестиционные проекты в этой области объединены в программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, предусматривающую в том числе мероприятия по освоению месторождений суши полуострова Ямал путём создания трех промышленных зон.

Первая группа (Бованенковская) включает три базовых месторождения (Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское), валовая добыча газа по которым оценивается в 217 млрд. м3/год.

Вторая группа (Тамбейская) включает шесть месторождений (Южно-Тамбейское, Северо-Тамбейское, Западно-Тамбейское, Тасийское, Малыгинское, Сядорское) и в совокупности может ежегодно обеспечить производство около 65 млрд. м3 газа. При этом разработка Южно-Тамбейского месторождения планируется с учетом перспективного развития сектора сжижения природного газа и в поставке углеводородов в единую систему газоснабжения не учитывается.

Третья группа (Южная) включает девять месторождений (Ново-Портовское, Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское) и рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем добычи в 7 млн. тонн. Возможности Южной группы по газу не превышают 30 млрд. м3/год.

Более отдаленные планы по освоению ресурсов полуострова Ямал связаны с шельфом Карского моря (после 2025 года), где только на двух месторождениях – Ленинградском и Русановском – находятся запасы около 2,0 трлн. м3 голубого топлива, и акваториями Обской и Тазовской губ.

Перспективным направлением для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа останется нефтедобыча, увеличить объемы которой предполагается на Комсомольском, Северо-Комсомольском, Барсуковском, Харампурском, Тарасовском, Северо-Губкинском и Восточно-Таркосалинском месторождениях. Добыча нефти на месторождениях Северо-Уренгойское, Ен-Яхинское, Песцовое, Заполярное и Тазовское выйдет на пиковый уровень в объеме 3 млн. тонн между 2015 – 2018 годами. Уровень добычи на Новопортовском месторождении полуострова Ямал к 2020 году достигнет 6 млн. тонн. Кроме того, предполагается ввод в разработку уникального по извлекаемым запасам нефти Русского месторождения и новых месторождений, расположенных в Тазовском районе.

Стимулом к началу освоения нефтяных месторождений послужит строительство и ввод в эксплуатацию новых нефтепроводов. Один из них Пурпе – Самотлор играет стратегическую роль для транспортировки нефти с западного направления в нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. До 2017 года планируется строительство нефтепровода Заполярье – Пурпе, который обеспечит перекачку ямальской нефти в транспортную систему магистральных нефтепроводов к 2020 году в объеме до 45 млн. тонн в год. В перспективе трубопроводы Пурпе – Самотлор и Заполярье – Пурпе станут единой системой с общей пропускной способностью в 45 млн. тонн в год. (с изм. от 25.08.2016 № 154-П)

Существенным резервом добычи нефти и газового конденсата является ачимовская толща Уренгойского региона. Промышленное освоение выявленных здесь залежей, сопоставимых с крупнейшими месторождениями России, начнется с вводом в эксплуатацию новых мощностей по транспортировке углеводородов.

Развитие инфраструктуры транспортной системы углеводородов позволит региону в долговременном периоде выступать транзитером углеводородов с севера Красноярского края.

Помимо этого, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа будет реализовано множество менее крупных инвестиционных проектов в сфере топливно-энергетического комплекса.

3.2. При безусловном исполнении своей миссии Ямало-Ненецкий автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации. Диверсификация и модернизация экономики Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обеспечена как посредством дальнейшего развития традиционных отраслей, так и развитием новых сфер экономической деятельности, основными из которых являются:

3.2.1. Организация средних и малых производств на основе продукции Новоуренгойского газохимического комбината.

Новоуренгойский газохимический комплекс рассматривается в регионе как ядро будущего регионального газохимического центра, на базе которого может успешно сформироваться пояс малых и средних инновационных предприятий, направленных на производство конечной продукции более высоких переделов. Мощность предприятия по переработке сырья должна составить более 800 тыс. тонн в год, при этом на заводе ежегодно планируется производить до 400 тыс. тонн полиэтилена с возможностью увеличения до 1,2 млн. тонн.

3.2.2. Реализация программ утилизации и переработки ПНГ и ННГ, а также расширения и модернизации газотранспортной инфраструктуры.

Самым перспективным в настоящее время в этой области является проект строительства в г. Надыме завода по переработке ННГ в синтетические жидкие топлива мощностью 6 млн. тонн готовой продукции. Строительство завода позволит обеспечить процесс добычи газа на месторождениях, запасы которых делают экономически нецелесообразным его транспортировку по сети.

3.2.3. Формирование нового российского центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Он расположен в районе упраздненного поселка Сабетта Ямальского района, находящегося на восточном побережье полуострова Ямал. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди завода – 2017 год. Для этого потребуется строительство до 20 танкеров ледокольного класса вместимостью 140 – 160 тыс. м3, круглогодичное использование которых должны обеспечить четыре ледокола. (с изм. от 25.08.2016 № 154-П)

3.2.4. Развитие альтернативной энергетики в децентрализованном секторе энергоснабжения на базе ветродизельных установок средней мощности. Их применение актуально в малых населенных пунктах децентрализованного сектора энергоснабжения, что приведет не только к сокращению потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижению экологической нагрузки, но и экономии средств на завозе топлива.

В перспективе предусматривается строительство ветроэлектростанций в 11 сельских населенных пунктах. (утрат. силу. от 25.08.2016 № 154-П)

3.2.5. Организация на основе факторий и убойных комплексов сети заготовительных пунктов, в том числе с участием организаций потребительской кооперации, оснащенных современным морозильным оборудованием.

Дальнейшее создание сети убойно-перерабатывающих комплексов, отвечающих международным стандартам, с внедрением инновационных технологий и оборудования.

Увеличение объемов заготавливаемого мяса северных оленей возможно за счет более широкого привлечения оленеводов частного сектора к сдаче мяса на перерабатывающие комплексы.

В ближайшей перспективе планируется осуществить строительство убойных комплексов в Тазовском районе, на территории Пуровского и Шурышкарского районов, а также предусмотреть реконструкцию и модернизацию уже существующих мощностей.

С увеличением объемов заготавливаемого мяса обязательно встанет вопрос о его реализации и переработке, в целях развития данного направления необходимо строительство мясоперерабатывающих комплексов в г. Надыме, г. Тарко-Сале, пос. Харп, пос. Тазовский и строительство консервного завода в г. Салехарде. (в ред. от 25.08.2016 № 154-П)

3.2.6. Организация заводов по искусственному разведению сиговых пород рыб. Соответствующие объекты будут возведены в пос. Харп и с. Самбург.

3.2.7. Организация развития отрасли растениеводства с разработкой новых посевных площадей под посадку картофеля, а также расширение тепличного производства овощей. (в ред. от 25.08.2016 № 154-П)

3.2.8. Создание международного туристско-рекреационного центра (хаба) полярного туризма, который сможет удовлетворить спрос самых требовательных туристов благодаря щедрому разнообразию тематических маршрутов. Им будут предложены культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные и спортивные туры.

Развитие въездного туризма позволит обеспечить рабочими местами представителей коренных малочисленных народов Севера.

3.2.9. Внедрение новых технологий, расширение глубокой переработки древесины, производство продукции деревообработки – оконных и дверных блоков, клееной продукции, организация промышленного производства деревянных каркасно-панельных домов и топливных брикетов. Производство строительных материалов позволит изготавливать блочно-модульные дома для застройки населенных пунктов сельской зоны.

К 2020 году планируется довести объемы переработки древесины до 1 млн. м3 в год. При этом в обязательном порядке будут осуществляться мероприятия по плановому воспроизводству лесов.

3.3. Значительный импульс росту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа придаст развитие транспортной инфраструктуры.

От наличия наземной транспортной сети зависит успешная реализация многих перспективных проектов в регионе. Два опорных района, сформировавшихся параллельно освоению месторождений в 1970 – 1990 годы – западный и восточный, в Ямало-Ненецком автономном округе до сих пор не связаны между собой. Основу первого составляет связка Салехард – Лабытнангский промышленно-транспортный узел, где грузы перемещаются с водного транспорта на железнодорожный и обратно. Второй район – восточный, завязан на участок Новый Уренгой – Тюмень и средние по размерам реки Надым, Пур и Таз. Здесь дорожная инфраструктура более развита, чем на западе Ямало-Ненецкого автономного округа, с выходом к автомагистралям страны.

Для полноценного решения стратегических задач территории важно установить сухопутное соединение двух районов при помощи железных и автомобильных дорог.

К 2020 году планируется ликвидировать транспортный разрыв между городами Надым и Салехард путем строительства участка автомобильной дороги Сургут – Салехард, в результате которого прирост протяженности сети автомобильных дорог составит 304 км; 6 населенных пунктов получат транспортную связь с сетью дорог общего пользования.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» планируется строительство мостового перехода через реку Обь в районе г. Салехарда.

Расширение железнодорожной сети произойдет до 2020 года благодаря строительству и вводу в эксплуатацию железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево, а также созданию новой железнодорожной линии необщего пользования Бованенково – Сабетта, которая будет являться развитием Северного широтного хода и через порт Сабетта свяжет сеть российских железных дорог с Северным морским путем. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

3.4. Решение поставленных задач и реализация приоритетных проектов невозможны без дальнейшего развития энергетики.

Энергетическая система Ямало-Ненецкого автономного округа к 2020 году должна полностью обеспечивать потребности региона в опережающем развитии. Для этого в первую очередь планируется размещение дополнительных энергетических мощностей в централизованной зоне электроснабжения автономного округа, развитие электросетевого комплекса, замена устаревших локальных электростанций в изолированных энергосистемах.

Дальнейшее промышленное освоение территории Ямало-Ненецкого автономного округа в перспективе повлечет рост электрической нагрузки и повышение требований к надежности электроснабжения. В концепцию опережающего развития энергетической инфраструктуры Арктики вписывается реализация проекта по формированию «Северного транзита», в который войдут энергоузлы Воркуты, Салехарда, порта Сабетта, Норильска и Нягани.

Зону централизованного электроснабжения планируется обеспечить новыми энергетическими мощностями за счет ввода следующих генерирующих объектов: Тарко-Салинская теплоэлектростанция мощностью 1200 МВт, расширение Ноябрьской парогазовой электростанции на 110 МВт, ГТЭС ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс» мощностью 120 МВт, модуля на Ямбургской ГТЭС-72 мощностью 40 МВт.

Для обеспечения потребителей нефтегазового комплекса выполняется строительство ВЛ 220 кВ Ермак – Славянская с ПС 220 кВ Ермак и ПС 220 кВ Славянская, а также ПС 220 кВ Исконная.

В 2015 году в рамках инвестиционной программы ОА «Тюменьэнерго» завершено строительство ВЛ 220 кВ Надым – Салехард с ПС 220 кВ Салехард, а в 2016 году – ПС 110 кВ «Северное Сияние» и ПС 110 кВ «Полярник». Данные мероприятия обеспечивают подключение в 2016 году изолированного Салехардского энергоузла к Тюменской энергосистеме.

Для обеспечения подключения к Салехардскому энергоузлу г. Лабытнанги и пос. Харп Приуральского района планируется строительство линии электропередач напряжением 110 кВ через реку Обь и левобережного электросетевого комплекса с подстанциями 110 кВ и питающими воздушными линиями электропередач.

Развитие изолированных энергосистем в границах поселений и городских округов планируется осуществлять в основном за счет внебюджетных источников в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

3.5. Важным приоритетом инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является привлечение частных инвестиций в строительство объектов инфраструктуры. Наибольшим потенциалом привлечения инвестиций в данный сектор обладают проекты государственно-частного партнёрства и концессионные проекты. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

IV. Основные мероприятия по реализации Инвестиционной стратегии

Достижение целей и выполнение задач, поставленных Инвестиционной стратегией, будет осуществляться за счет реализации мероприятий государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа и комплекса иных дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.

Комплекс взаимоувязанных мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе будет осуществляться по следующим направлениям.

1. Формирование канала прямой связи инвесторов с органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечение соблюдения гарантий стабильности условий деятельности инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в Ямало-Ненецком автономном округе.

В Ямало-Ненецком автономном округе создан инвестиционный совет Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Инвестиционный совет).

Инвестиционный совет является постоянно действующим общественным координационным совещательным органом, созданным в целях содействия созданию благоприятного инвестиционного климата, выработки конкретных мер по улучшению инвестиционного климата и обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.

Инвестиционный совет возглавляет Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. В состав Инвестиционного совета входят члены Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, руководители исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, главный федеральный инспектор в Ямало-Ненецком автономном округе, представители бизнес-сообщества.

2. Предоставление организациям, осуществляющим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа инвестиционную деятельность, права на применение налоговых льгот и пониженных ставок по налогам, зачисляемым в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

2.1. Организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставлено право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1%, а также на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа, в размере от 13,5% до 15,5% в зависимости от категории реализуемого инвестиционного проекта. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

2.2. Организациям, осуществляющим добычу, транспортировку и сжижение газа горючего природного на территориях полуострова Ямал и (или) Гыданском полуострове, а также организациям, осуществляющим деятельность по обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки (кроме мебели), предоставлено право на применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа, в размере 13,5%.(пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

2.3. Организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность в отдельных отраслях экономики, предоставлены льготы по налогу на имущество организаций.

В частности, от уплаты налога освобождены:

организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию;

организации, занимающиеся рыболовством, рыбоводством, переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов;

организации, осуществляющие добычу и производство сжиженного природного газа;

организации, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности; организации – в отношении железнодорожных путей необщего пользования, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал;

организации, осуществляющие обработку древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели;

организации – в отношении сетей газовых распределительных, предназначенных для транспортировки газа в труднодоступные населенные пункты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

лизинговые компании, зарегистрированные на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

2.3.1. Пониженная ставка в размере 13,5% установлена для:

- организаций, осуществляющих добычу горючего природного газа, направляемого на сжижение, и газового конденсата, добываемого совместно с горючим природным газом, на участках недр, расположенных на территории полуострова Ямал, и сжижение горючего природного газа. Положение применяется организациями, осуществляющими добычу горючего природного газа, направляемого на сжижение, и газового конденсата, добываемого совместно с горючим природным газом, на участках недр, расположенных на территории полуострова Ямал, сжижение горючего природного газа, до достижения накопленного объема добычи горючего природного газа в размере 250 млрд. м3, при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет с даты начала производства природного сжиженного газа на территории полуострова Ямал;

- организаций, осуществляющих деятельность по обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки, кроме мебели, если по результатам работы отчетного (налогового) периода выручка от осуществления указанной деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

2.3.2. Пониженная ставка в размере от 13,5% до 15,5% в зависимости от категории реализуемого инвестиционного проекта предоставляется организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Предоставление государственных гарантий Ямало-Ненецкого автономного округа.

Гарантии предоставляются в целях реализации основных задач социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, а также поддержки приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Расширение практики реализации проектов государственно-частного партнерства и концессионных проектов как по направлению отраслевой диверсификации, так и по расширению вовлечения частных инвесторов в эксплуатацию объектов и производство товаров (оказание услуг) на их базе.

Начиная с 2016 года, за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется финансирование исполнения обязательств, принятых в рамках участия Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнёрства по созданию объектов общественной инфраструктуры.

Государственной программой Ямало-Ненецкого автономного округа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 – 2020 годы» предусмотрено финансирование данных мероприятий в период до 2020 года включительно. (в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

5. Реализация мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа.

5.1. В целях содействия расширению рынков сбыта продукции предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа, привлечения иностранных инвесторов, увеличения туристической привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности на 2014 – 2021 годы» планируется организовать работу по следующим направлениям:

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 20.12.2018 № 158-ПГ)

1) участие Ямало-Ненецкого автономного округа в международных выставках, ярмарках;

2) организация участия представителей регионов Российской Федерации и зарубежных стран в международных мероприятиях, проводимых Ямало-Ненецким автономным округом;

3) организация выставок-презентаций Ямало-Ненецкого автономного округа в дипломатических и торговых представительствах, русских домах, галереях и т.п. за рубежом.

5.2. Одним из основных ориентиров для внешних инвесторов является присвоение рейтингов международными независимыми рейтинговыми агентствами. Для того чтобы инвесторам было максимально удобно оценить свои риски по инвестициям, вкладываемым в наш регион, будет продолжено сотрудничество с компанией Standard&Poor's, мировым лидером в области предоставления финансовой информации, аналитических услуг и кредитных рейтингов.

6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. (пункт в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены «налоговые каникулы», патентная система с минимальными ставками, пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения, понижающие коэффициенты по единому налогу.

Спектр государственной поддержки бизнеса насчитывает пять видов прямой финансовой помощи, льготное кредитование, гарантийные и лизинговые механизмы, муниципальную и отраслевую поддержку.

Для реализации предпринимательской деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа возможно использование следующих видов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

6.1. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства:

- предоставление грантов на реализацию бизнес-проектов победителям конкурса молодежных бизнес-проектов «Свое дело»;

- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);

- субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;

- субсидии на частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по осуществлению текущей деятельности, связанной с организацией групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

6.2. Поручительство, займы, лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства.

V. Механизмы реализации Инвестиционной стратегии

Инвестиционная стратегия будет реализовываться во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, программой социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 – 2016 годы, долгосрочной бюджетной стратегией Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года, иными стратегическими документами Российской Федерации и Уральского федерального округа.

Механизмами реализации Инвестиционной стратегии являются:

1. Государственные программы Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждаемые Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и представляющие систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам.

2. Участие Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства и концессионных проектах в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

3. Инвестиционные программы крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Инвестиционный совет.

5. Система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, действующая в Ямало-Ненецком автономном округе.

6. Организации, представляющие инвестиционную и инновационную инфраструктуру, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальные органы федеральных органов государственной власти, исполнительные органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, общественные объединения и другие организации.

Координатором реализации Инвестиционной стратегии является Инвестиционный совет.

Оперативное управление Инвестиционной стратегией осуществляет Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.

План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии (приложение № 2 к Инвестиционной стратегии) разрабатывается департаментом экономики Ямало-Ненецкого автономного округа на среднесрочный период и ежегодно корректируется с сдвижением временного горизонта планирования на один год вперед.

Мониторинг реализации Инвестиционной стратегии осуществляет департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, который осуществляет контроль за изменением плановых показателей Инвестиционной стратегии и ежегодно, до 01 июля года, следующего за отчетным, размещает отчет о реализации Инвестиционной стратегии на официальном интернет-сайте об инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.

Постоянный общественный контроль реализации настоящей Инвестиционной стратегии осуществляет экспертная группа по реализации мероприятий дорожной карты внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

1

Приложение № 1

к Инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого

автономного округа до 2020 года

(в редакции постановления Губернатора

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 25 августа 2016 года № 154-ПГ)

(в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

ПОКАЗАТЕЛИ
эффективности реализации Инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года



п/п

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Порядок расчёта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Объем инвестиций за счет всех источников финансирования,

в том числе (млн. руб.)

581 010

603 194

754 187

776 686

820 168

869 886

928 203

1 002 204

1 067 348

по данным Ямалстата

2.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство

788

481

825

268

241

249

259

269

293

по данным Ямалстата

3.

Добыча полезных ископаемых

378 779

393 862

514 823

566 447

628 432

664 563

709 254

769 918

830 397

по данным Ямалстата

4.

Обрабатывающие производства

2 313

12 148

4 531

2 389

2 531

2 641

2 784

2 941

2 989

по данным Ямалстата

5.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

13 183

9 445

7 272

6 944

6 651

6 819

7 049

7 238

7 471

по данным Ямалстата

6.

Строительство

10 139

10 165

6 499

13 076

13 460

14 108

14 878

15 832

16 544

по данным Ямалстата

7.

Транспорт и связь

117 285

110 030

158 006

111 961

85 061

90 395

95 515

101 247

104 600

по данным Ямалстата

8.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

23 797

26 754

37 410

56 719

61 457

65 439

69 417

73 656

75 782

по данным Ямалстата

9.

Прочие

34 726

40 309

24 821

18 882

22 335

25 672

29 047

31 103

29 272

по данным Ямалстата

10.

Кредитный рейтинг Standard&Poor's

11.

По обязательствам в иностранной валюте

«ВВВ»/

стабиль-ный

«ВВВ-»/

нега-тивный

«ВВВ-»/

нега-тивный

«ВВ+»/

нега-тивный

«ВВ+»/

негатив-ный

«ВВ+»/

негатив-ный

«ВВ+»/

стабиль-ный

«ВВВ-»/ стабиль-ный

«ВВВ»/

стабиль-ный

методика Standard& Poor's

12.

По обязательствам в национальной валюте

«ruAAA»

«ruAAA»

«ruAAA»

«ruAA+»

«ruAA+»

«ruAA+»

«ruAA+»

«ruAAA»

«ruAAA»

методика Standard& Poor's

1

Приложение № 2

к Инвестиционной стратегии

Ямало-Ненецкого автономного округа

до 2020 года

(в редакции постановления Губернатора

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 25 августа 2016 года № 154-ПГ)

(в ред. от 25.08.2016 № 154-ПГ)

(в ред. от 20.12.2018 № 158-ПГ)

ПЛАН
мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации, годы

Объем финансирования (средства окружного бюджета) (тыс. рублей)

Критерии успеха применения мероприятия

Ответствен-ный исполнитель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Проведение заседаний Инвестиционного совета

в соответст-вии с Положением об Инвести-ционном совете

финансирование не требуется

проведение

не менее

1 заседания

в два месяца

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

2.

Проведение заседания комиссии по отбору приоритетных инвестиционных проектов

весь период

финансирование не требуется

заседания комиссии проводятся по мере необходи-мости, но не реже одного раза в год

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

3.

Взносы в уставный капитал

1 757 207

1 267 602

1 636 000

в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период»

объем инвестиций в основной капитал за соответст-вующий период

исполнитель-ные органы государствен-ной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, являющиеся органами специальной компетенции и осуществ-ляющие исполнитель-но-распоря-дительную деятельность в отдельных подведомст-венных им отраслях или сфере государст-венного управления

4.

Взаимодействие с кредитным рейтинговым агентством

постоянно

0,749

0,800

по результатам конкурсных мероприятий

присвоенный рейтинг

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

5.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 – 2020 годы»

2014 – 2020

19 033 232

5 140 499

6 389 809

3 571 375

3 430 309

3 430 309

3 430 309

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент строительст-ва и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

6.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Энергоэффектив-ность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения на 2014 – 2020 годы»

2014 – 2020

12 896 073

13 151 077

12 063 690

8 253 627

7 962 308

7 962 308

7 962 308

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент энергетики и жилищно-коммуналь-ного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (департамент цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа)

7.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014 – 2020 годы»

2014 – 2020

853 437

839 179

905 628

905 628

905 628

905 628

905 628

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа

8.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 – 2020 годы»

2014 – 2020

1 065 398

1 070 514

3 186 506

2 788 585

2 977 455

3 194 138

3 432 490

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

9.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на на 2014 – 2021 годы»

2014 – 2020

510 800

617 325

715 823

400 632

400 632

400 632

400 632

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

10.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие транспортной инфраструктуры на 2014 – 2020 годы»

2014 – 2020

9 749 540

7 463 947

7 305 721

6 248 297

6 248 297

6 248 297

6 248 297

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа

11.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-ной продукции, сырья и продовольствия на 2014 – 2020 годы»

2014 – 2020

5 151 809

3 711 060

2 701 226

2 670 156

2 594 252

2 574 219

2 574 219

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент агропромыш-ленного комплекса, торговли и продоволь-ствия Ямало-Ненецкого автономного округа

12.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие международной, внешнеэкономичес-кой и межрегиональной деятельности на 2014 – 2021 годы»

2014 – 2020

654 615

830 563

988 543

532 821

532 821

532 821

532 821

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа

13.

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие минерально-сырьевой базы на 2014 – 2018 годы»

2014 – 2018

649 362

549 467

486 760

561 871

561 871

критерии успеха соответст-вуют показателям государст-венной программы

департамент природно-ресурсного регулирова-ния, лесных отношений и развития нефтегазо-вого комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № 88/13 от 30.12.2013
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.140.000 Инвестиции (см. также 090.040.030, 100.060.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать