Основная информация
Дата опубликования: | 26 февраля 2008г. |
Номер документа: | В200801338 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0801338
В200801338
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2008, N 5, СТР. 180
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.02.2008 N 14520/07
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Краст" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 16.05.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5563/07-41/117 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краст" - Падалка В.А., Соколов Н.Н.;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области - Авдеева М.Г., Жаворонкова Т.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Краст" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - административный орган) от 04.04.2007 N 50-07/62 о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания 40000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 13.09.2007 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Постановлением от 04.04.2007 N 50-07/62 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426).
Как следует из этого постановления, в качестве объективной стороны состава административного правонарушения обществу вменено несоблюдение определенных Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П; НГР:В0401491 порядка и сроков представления в уполномоченный банк, в котором обществом оформлен паспорт сделки по контракту, двух экземпляров справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций по контракту, и акта о выполненных работах, предусмотренных данным контрактом.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным упомянутого постановления административного органа, суды исходили из того, что факт нарушения обществом валютного законодательства подтвержден, вина общества в совершении административного правонарушения доказана.
Между тем вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения является неправильным.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ; НГР:Р0102426 предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного Закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П; НГР:В0401491 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Вместе с тем подтверждающие документы и справка о них, которые в установленном порядке представляют резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, ни в данном Положении, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте Центрального банка Российской Федерации не были названы в качестве форм учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У; НГР:В0704118 "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, до введения в действие Указания (до 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые не утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период до 27.01.2008, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ; НГР:Р0102426.
Поскольку при названных обстоятельствах суды не имели оснований для вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 16.05.2007, постановление суда апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5563/07-41/117 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 по тому же делу отменить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области от 04.04.2007 N 50-07/62 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Краст" к административной ответственности в виде взыскания 40000 рублей штрафа признать незаконным и отменить.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено:21.07.2008 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 01.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]
В0801338
В200801338
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2008, N 5, СТР. 180
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.02.2008 N 14520/07
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Краст" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 16.05.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5563/07-41/117 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краст" - Падалка В.А., Соколов Н.Н.;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области - Авдеева М.Г., Жаворонкова Т.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Краст" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - административный орган) от 04.04.2007 N 50-07/62 о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания 40000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 13.09.2007 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Постановлением от 04.04.2007 N 50-07/62 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426).
Как следует из этого постановления, в качестве объективной стороны состава административного правонарушения обществу вменено несоблюдение определенных Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П; НГР:В0401491 порядка и сроков представления в уполномоченный банк, в котором обществом оформлен паспорт сделки по контракту, двух экземпляров справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций по контракту, и акта о выполненных работах, предусмотренных данным контрактом.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным упомянутого постановления административного органа, суды исходили из того, что факт нарушения обществом валютного законодательства подтвержден, вина общества в совершении административного правонарушения доказана.
Между тем вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения является неправильным.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ; НГР:Р0102426 предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного Закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П; НГР:В0401491 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Вместе с тем подтверждающие документы и справка о них, которые в установленном порядке представляют резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, ни в данном Положении, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте Центрального банка Российской Федерации не были названы в качестве форм учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У; НГР:В0704118 "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, до введения в действие Указания (до 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые не утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период до 27.01.2008, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ; НГР:Р0102426.
Поскольку при названных обстоятельствах суды не имели оснований для вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 16.05.2007, постановление суда апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5563/07-41/117 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 по тому же делу отменить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области от 04.04.2007 N 50-07/62 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Краст" к административной ответственности в виде взыскания 40000 рублей штрафа признать незаконным и отменить.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено:21.07.2008 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 01.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2008 Стр. 180 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 080.000.000 Финансы, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.040 Банковское регулирование и контроль, 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.040 Валютные операции, валютные сделки (см. также 080.110.030), 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100), 080.150.000 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность, 080.150.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: