Основная информация

Дата опубликования: 26 июля 2005г.
Номер документа: В200504677
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0504677

В200504677

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.11.2005, N 11, СТР. 29

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.07.2005 N 2338/05

[О рассмотрении заявления открытого акционерного общества

"Акционерный коммерческий банк "Стелла-Банк" о пересмотре

в порядке надзора постановления Федерального арбитражного

суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2005 по делу

N А53-7152/2004-С6-46 Арбитражного суда Ростовской области]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Бабкина А.И., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Стелла-Банк" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2005 по делу N А53-7152/2004-С6-46 Арбитражного суда Ростовской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установил следующее.

Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Ростова-на-Дону (далее - инспекция) в адрес открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Стелла-Банк" (далее - банк) на основании статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с проведением выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Натриум-С" и осуществлением оперативно-розыскных мероприятий совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации был направлен запрос о представлении копий банковских карточек, учредительных документов, выписок и платежных поручений по счету 40702810400000000857 за период с момента открытия счета по 01.01.2004.

Данный запрос банком исполнен 30.01.2004.

Действия банка расценены инспекцией как нарушение исполнения запроса в пределах пятидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 86 Кодекса, вследствие чего решением от 20.02.2004 N 16-02/18 банк был привлечен за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 Кодекса в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Банк обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании решения инспекции от 20.02.2004 N 16-02/18 недействительным, а инспекция, в свою очередь, обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с банка 10000 рублей штрафа.

Решением суда первой инстанции от 22.07.2004 первоначально заявленное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2004 решение суда оставлено без изменения.

Признавая решение инспекции недействительным и отказывая ей во взыскании с банка штрафа, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что документы, перечисленные в запросе инспекции, не являются справками по операциям и счетам клиента банка, за непредставление которых в предусмотренный законодательством срок установлена налоговая ответственность по пункту 1 статьи 135.1 Кодекса.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 26.01.2005 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменил, дело направил на новое рассмотрение.

Суд кассационной инстанции отменил принятые ранее судебные акты по таким мотивам: законодательство не устанавливает обязательных требований, которым должна соответствовать справка по операциям и счетам организации; выписки по счету и платежные поручения содержат информацию о зачислении на счет организации денежных средств и их расходовании, следовательно, это и есть сведения по операциям данной организации по счету; судами первой и апелляционной инстанций не исследован вопрос о наличии смягчающих ответственность банка обстоятельств.

К тому же суд указал, что при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку доводу банка о нарушении инспекцией процедуры привлечения его к ответственности.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции банк, ссылаясь на неправильное применение судом кассационной инстанции законодательства о налогах и сборах, просит его отменить, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить в силе.

В отзыве на заявление инспекция просит постановление суда кассационной инстанции оставить без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 86 Кодекса предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок согласно пункту 1 статьи 135.1 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

Как видно из запроса инспекции, у банка затребованы выписки из лицевого счета и иные документы, в частности копии банковских карточек, учредительных документов и платежных поручений. При этом в обоснование запроса инспекция сослалась на статью 87 Кодекса, в соответствии с которой она вправе истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, у иных лиц.

При таких обстоятельствах у банка были все основания полагать, что налоговый орган запрашивал у него не справку по операциям и счетам организации, а другие документы.

Срок представления запрашиваемой информации в запросе инспекцией не указан.

Ответственность за непредставление налоговому органу в установленный срок других документов, содержащих иные необходимые для осуществления налогового контроля сведения, предусмотрена пунктом 2 статьи 126 Кодекса и влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, в данном случае в действиях банка состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 135.1 Кодекса, отсутствовал.

На основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое постановление подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2005 по делу N А53-7152/2004-С6-46 Арбитражного суда Ростовской области отменить.

Решение суда первой инстанции от 22.07.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.10.2004 Арбитражного суда Ростовской области по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[введено: 27.05.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 28.05.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2005 Стр. 29
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать