Основная информация
Дата опубликования: | 26 сентября 2006г. |
Номер документа: | В200601872 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0601872
В200601872
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2006, N 12, СТР. 173
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.09.2006 N 7362/06
[О рассмотрении заявления главы крестьянского
(фермерского) хозяйства "Зеленый луг" Азаматовой С.Ш.
о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного
суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу
N А01-2023-2005-5 и постановления Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 06.04.2006 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Осиповой Н.В., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Зеленый луг" Азаматовой С.Ш. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу N А01-2023-2005-5 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Осиповой Н.В., Президиум установил следующее.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Зеленый луг" (далее - крестьянское хозяйство) о признании недействительным договора от 04.12.2002 N 002407 аренды земельного участка, заключенного между администрацией города Майкопа и крестьянским хозяйством.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2005 иск удовлетворен, оспариваемый договор признан недействительным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2006 решение отменено, в иске о признании указанного договора аренды недействительным отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.04.2006 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.11.2005 и постановления суда кассационной инстанции от 06.04.2006 крестьянское хозяйство просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Майкопа от 04.09.2002 N 722 гражданке Азаматовой С.Ш. разрешено организовать крестьянское (фермерское) хозяйство "Зеленый луг", для чего ей предоставляется в аренду на 49 лет земельный участок площадью 11 га из фонда перераспределения земель возле хутора Гавердовского.
Распоряжением от 27.11.2002 N 3534р администрацией в постановление от 04.09.2002 N 722 внесены изменения в части уточнения площади земельного участка, размер которого определен в 6,8465 га.
04.12.2002 Администрацией города Майкопа (арендодателем) и главой крестьянского хозяйства (арендатором) подписан договор аренды указанного земельного участка. Данный договор зарегистрирован 17.12.2002 Майкопским филиалом Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея.
Признавая договор аренды недействительным, суды первой и кассационной инстанций указали на нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 в части несоблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков: обеспечение заблаговременной публикации о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому хозяйству, проведение торгов или конкурса по реализации права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что обязанность соблюдения требования по обеспечению принципов публичности и открытости при предоставлении в аренду земельных участков возложена законодательством на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а не на арендаторов.
В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2 - 6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.
Закон Российской Федерации от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей в указанное время) не содержал норм о порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ; НГР:Р0203793 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установивший обязательный порядок проведения торгов или конкурса при предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения, в период предоставления спорного земельного участка еще не действовал.
Постановление Совета народных депутатов города Майкопа от 21.06.2002 N 359 "О правилах предоставления земельных участков в городе Майкопе", действовавшее в период предоставления спорного земельного участка гражданке Азаматовой С.Ш., не содержало норм, регламентировавших порядок предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Таким образом, в указанный период порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства регламентирован не был.
Между тем крестьянское хозяйство представило суду доказательства выполнения им требований администрации города Майкопа в части совершения действий по землеустройству, предписанных ему администрацией, и по оформлению документов, необходимых для передачи спорного участка в арендное пользование.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в указанный период в федеральных и местных нормативных актах требований об особом порядке предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам вывод судов первой и кассационной инстанций о заключении договора аренды от 04.12.2002 N 002407 с нарушением норм действующего законодательства неправомерен.
Следовательно, решение суда первой и постановление суда кассационной инстанций вынесены с нарушением норм действующего материального законодательства и единообразия в их толковании и применении арбитражными судами, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу N А01-2023-2005-5 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу отменить.
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.01.2006 оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[отформатировано: 07.06.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0601872
В200601872
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2006, N 12, СТР. 173
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.09.2006 N 7362/06
[О рассмотрении заявления главы крестьянского
(фермерского) хозяйства "Зеленый луг" Азаматовой С.Ш.
о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного
суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу
N А01-2023-2005-5 и постановления Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 06.04.2006 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Осиповой Н.В., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Зеленый луг" Азаматовой С.Ш. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу N А01-2023-2005-5 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Осиповой Н.В., Президиум установил следующее.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Зеленый луг" (далее - крестьянское хозяйство) о признании недействительным договора от 04.12.2002 N 002407 аренды земельного участка, заключенного между администрацией города Майкопа и крестьянским хозяйством.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2005 иск удовлетворен, оспариваемый договор признан недействительным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2006 решение отменено, в иске о признании указанного договора аренды недействительным отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.04.2006 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.11.2005 и постановления суда кассационной инстанции от 06.04.2006 крестьянское хозяйство просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Майкопа от 04.09.2002 N 722 гражданке Азаматовой С.Ш. разрешено организовать крестьянское (фермерское) хозяйство "Зеленый луг", для чего ей предоставляется в аренду на 49 лет земельный участок площадью 11 га из фонда перераспределения земель возле хутора Гавердовского.
Распоряжением от 27.11.2002 N 3534р администрацией в постановление от 04.09.2002 N 722 внесены изменения в части уточнения площади земельного участка, размер которого определен в 6,8465 га.
04.12.2002 Администрацией города Майкопа (арендодателем) и главой крестьянского хозяйства (арендатором) подписан договор аренды указанного земельного участка. Данный договор зарегистрирован 17.12.2002 Майкопским филиалом Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея.
Признавая договор аренды недействительным, суды первой и кассационной инстанций указали на нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 в части несоблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков: обеспечение заблаговременной публикации о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому хозяйству, проведение торгов или конкурса по реализации права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что обязанность соблюдения требования по обеспечению принципов публичности и открытости при предоставлении в аренду земельных участков возложена законодательством на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а не на арендаторов.
В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2 - 6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.
Закон Российской Федерации от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей в указанное время) не содержал норм о порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ; НГР:Р0203793 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установивший обязательный порядок проведения торгов или конкурса при предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения, в период предоставления спорного земельного участка еще не действовал.
Постановление Совета народных депутатов города Майкопа от 21.06.2002 N 359 "О правилах предоставления земельных участков в городе Майкопе", действовавшее в период предоставления спорного земельного участка гражданке Азаматовой С.Ш., не содержало норм, регламентировавших порядок предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Таким образом, в указанный период порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства регламентирован не был.
Между тем крестьянское хозяйство представило суду доказательства выполнения им требований администрации города Майкопа в части совершения действий по землеустройству, предписанных ему администрацией, и по оформлению документов, необходимых для передачи спорного участка в арендное пользование.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в указанный период в федеральных и местных нормативных актах требований об особом порядке предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам вывод судов первой и кассационной инстанций о заключении договора аренды от 04.12.2002 N 002407 с нарушением норм действующего законодательства неправомерен.
Следовательно, решение суда первой и постановление суда кассационной инстанций вынесены с нарушением норм действующего материального законодательства и единообразия в их толковании и применении арбитражными судами, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу N А01-2023-2005-5 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу отменить.
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.01.2006 оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[отформатировано: 07.06.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2006 Стр. 173 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.020 Исполнение обязательств, 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.050 Аренда (см. также 050.030.030) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: