Основная информация
Дата опубликования: | 26 октября 2020г. |
Номер документа: | RU52015614202000292 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Нижегородская область |
Принявший орган: | Администрация Ветлужского муниципального района Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА Г. ВЕТЛУГА № 541
«О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ( НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ)»
В целях формирования районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов администрация Ветлужского муниципального района п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период ( на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
2. Отделу экономики, предпринимательства, ГО и ЧС, мобилизационной подготовки администрации Ветлужского муниципального района осуществлять мониторинг реализации прогноза социально-экономического развития Ветлужского муниципального района. Результаты мониторинга направлять главе местного самоуправления Ветлужского муниципального района.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Ветлужского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по экономике, развитию предпринимательства Ковалдову Е.Д.
Глава местного самоуправления
С. В. Лавренов
Приложение
к постановлению администрации
Ветлужского муниципального района
« 26» октября 2020 г. № 541
Прогноз социально-экономического развития
Ветлужского муниципального района
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз) разработан с учетом действующей нормативно-правовой базы: Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законов Нижегородской области от 03.03.2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области", от 12.09. 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области", постановления администрации Ветлужского муниципального района от 21.09.2015 г. N 429 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Ветлужского муниципального района на среднесрочный период".
Прогноз носит информационно-рекомендательный характер и является ориентиром социально-экономического развития территории на прогнозируемый год для хозяйствующих субъектов экономики и принятия решений в области социально-экономической политики.
Основные показатели, характеризующие налогооблагаемую базу, являются основой для формирования бюджета территории на 2021 год и среднесрочный период до 2023 года.
Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
факт
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
2022 г.
прогноз
2023 г.
прогноз
Производство товаров и услуг
1.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий)
в действующих ценах
млн. руб.
1160
1088,8
1169
1256,1
1358,1
в сопоставимых ценах
%
103,5
90,8
103,3
103,3
104,0
в т.ч. обрабатывающие производства
в действующих ценах
млн. руб.
822,2
760
817
880
955
в сопоставимых ценах
%
106,8
92,3
102,8
103,3
103,9
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
факт
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
2022 г.
прогноз
2023 г.
прогноз
2.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям)
в действующих ценах
млн. руб.
322,7
538,8*
577,5
619,5
669,5
в сопоставимых ценах
%
98,2
161,5
103,2
103,1
103,9
В т.ч. обрабатывающие производства
в действующих ценах
млн. руб.
145,7
320,0*
344,0
370,1
402,0
в сопоставимых ценах
%
100,02
222,4
102,8
103,2
103,9
3. Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий)
в действующих ценах
млн. руб.
158,6
160,2
168,3
177,3
188,0
в сопоставимых ценах
%
95,1
100
101,2
101,5
101,7
В т.ч. валовая продукция сельского хозяйства по сельхозпредприятиям
в действующих ценах
млн. руб.
24,6
25
26,5
28,1
30,0
в сопоставимых ценах
%
104,8
100,6
102,1
102,2
102,4
Торговля и услуги населению
4. Объем розничного товарооборота
в действующих ценах
млн. руб.
1592,1
1570,0
1664,2
1781,0
1906,0
в сопоставимых ценах
%
101,3
95,4
102,0
102,9
102,9
5. Объем платных услуг по крупным и средним предприятиям
в действующих ценах
млн. руб.
60,3
59,0
62,5
67,0
72,0
в сопоставимых ценах
%
98
94,4
102
103,1
103,3
Труд и занятость
6. Численность работников, формирующих ФОТ
тыс. чел.
3,4505
3,41
3,419
3,44
3,457
7. Фонд заработной платы всего
млн. руб.
860,1
892,2
945,8
1009,2
1081,8
темп роста
%
109,3
103,7
106,0
106,7
107,2
8. Среднемесячная заработная плата одного работающего
руб.
20772
21804
23053
24448
26078
9. Темп роста реальной заработной платы (без учета инфляции)
%
108,5
101,5
101,7
102,0
102,6
10. Уровень зарегистрированной безработицы (на конец отчетного периода)
%
0,37
1,5
1,1
0,8
0,5
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
факт
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
2022 г.
прогноз
2023 г.
прогноз
Финансовый результат
11. Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций
млн. руб.
0,578
7,7*
8,2
9
10
Инвестиции
12.Объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий)
.
в действующих ценах
млн. руб.
167,7
615,7
414,3
216,5
238,0
в сопоставимых ценах
%
137,7
355,1
64,8
50,2
105,7
Малое предпринимательство
13. Число субъектов малого и среднего предпринимательства
ед.
348
343
343
349
354
14. Доля отгруженных товаров (работ, услуг) на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности отгруженных товаров(работ, услуг)
%
82,4
82,6
82,6
82,7
82,7
*- в 2020 году изменился круг обследуемых предприятий: в категорию "крупные и средние" из "малых" перешли ООО "Фандера" и ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания"
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района подготовлен с учетом:
- тенденций социально-экономического развития Ветлужского муниципального района в 2019 году и первой половины 2020 года;
- прогнозов экономического развития, представленных крупными, средними и малыми предприятиями района;
Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития:
- данные статистического и налогового учета за 2019 год и 1 полугодие 2020 года;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период ( на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) разработаны в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области. (письмо от 26.06.2020 г. № Сл-305-320398/20).
2019г.
факт
2020г.
оценка
2021г. прогноз
2022г. прогноз
2023г. прогноз
1. Индекс потребительских цен - в среднем за год, в % к пред. году)
104,4
103,4
103,9
104,0
104,0
2. Индекс производства по обрабатывающим производствам, % к предыдущему году
105,2
89,0
103,8
103,4
104,2
3. Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств: индекс физического объема (в % к пред. году)
103,8
101,0
102,1
102,2
102,2
4. Оборот розничной торговли (индекс физического объема в % к пред. году)
101,3
93
104,2
102,9
102,8
5. Объем платных услуг населению (индекс физического объема в % к пред. году)
101,1
89,2
106,1
103,1
103,0
6. Инвестиции в основной капитал (индекс физического объема в % к пред. году)
104,2
88,3
105,5
105,6
105,7
7. Темп роста фонда заработной платы (в % к пред. году)
108,0
94,6
108,5
106,7
107,2
8. Темп роста среднемесячной заработной платы (в % к пред. году)
106,9
105,1
107,6
106,1
106,7
9. Темп роста реальной заработной платы (в % к пред. году)
102,4
101,6
103,6
102
102,6
10. Прибыль прибыльных предприятий (в % к пред. году)
97,4
92,0
105,1
107,3
107,2
2.1. Основные итоги социально-экономического развития в 2019 г.
В структуре реального сектора экономики района основная доля приходится на промышленность – 77,2 %. В этой отрасли экономики функционируют 32 предприятия, на которых занято более 1 тыс. человек.
Основу экономики Ветлужского района составляют предприятия обрабатывающей отрасли – это преимущественно деревообрабатывающая и пищевая промышленность. В основном от их развития зависят объемы отгрузки продукции в целом по Ветлужскому району.
За 2019 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами в целом по району составил 1160,0 млн. руб., что составляет 108% к уровню 2018 г. в действующих ценах и 103,5 % -в сопоставимых. По крупным и средним предприятиям объем отгрузки составил 322,7 млн. руб. или 102,5 % к уровню 2018 г. в действующих ценах и 98,2 % в сопоставимых
Объем отгрузки предприятий обрабатывающей отрасли составил 822,2 млн. руб. (108,3 % к уровню 2018 г.). Достаточно высокий темп роста обусловлен работой предприятий лесопромышленного комплекса..
Наибольший удельный вес в общем объеме отгрузки занимают деревообработка – 52 % и пищевая промышленность - 14,5 %.
Среди предприятий наибольший удельный вес в объеме отгруженной продукции имеют ООО «Фандера» - 22,8 % и АО «Ветлугахлеб» - 10,3 %.
Предприятие по выпуску фанеры ООО «Фандера» в настоящее время является самым крупным промышленным предприятием района, 90 % продукции в 2019 году отправлено на экспорт.
АО «Ветлугахлеб» и ООО АСП «Хлеб» снижают объемы производства ввиду высокой конкуренции среди предприятий, выпускающих хлебобулочные изделия и потерей рынков сбыта.
На МУП «Агрофирма-Ветлуга» объемы производства остались на уровне 2018 г. за счет того, что МУП «Агрофирма-Ветлуга» снабжало мясом учреждения образования Ветлужского и Варнавинского районов в рамках контракта на централизованное обеспечение продуктами питания ООО «Нижегородская логистическая компания». Данное предприятие осуществляет также розничную торговлю, что позволяет реализовать собственную продукцию через свою торговую сеть.
Лес - основное природное богатство и сырьевой ресурс для Ветлужского района. Леса занимают более 72 % территории района.
Общий запас древесины на корню 33,9 млн. куб.м. (в том числе хвойных пород 19,1 млн. куб.м. ). Расчетная лесосека 406,9 тыс. куб. м.(в т.ч хвои 174,9 тыс.куб.м.) находится у 16 арендаторов лесных участков. Процент освоения расчетной лесосеки в 2019 году составил 70,7 % (по хвое – 80,4 %).
Освоение расчетной лесосеки
Показатель
Ед.изм.
2017г.
2018г.
2019г.
Освоение расчетной лесосеки, всего
%
69,4
82,0
70,7
В том числе хвои
%
74,6
83,6
80,4
Объем отгрузки продукции по деревообработке составил 603,3 млн. руб. или 110,5 % уровня 2018 года. Рост объемов произошел за счет работы производства по изготовлению фанеры. Кроме этого, увеличили объемы отгрузки и некоторые индивидуальные предприниматели, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины.
Сельхозпроизводство Ветлужского района представляют 2 сельскохозяйственных предприятия, 7 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 6,5 тысяч личных подсобных хозяйств.
По итогам 2019 г. объем валовой продукции во всех категориях хозяйств составил 158,6 млн. руб. (95,1 % к уровню 2018 г.), в т.ч. по сельхозпредприятиям – 24,6 млн. руб. (104,8 % к уровню 2018 г.)
Поголовье КРС на 1 января 2020 года составило: в СХП – 272 гол (73% к уровню прошлого года), в КФХ – 92 гол.(340 %), в т.ч. коров в СХП 128 гол. (60 %), в КФХ – 76 гол (950%). Такой диспаритет обусловлен переходом части поголовья скота из СХП в КФХ.
За 2019 год в сельхоз и фермерских хозяйствах района произведено 505,7 тонн молока (98%), из них реализовано 408 тонн, при товарности – 81%. Продуктивность животных составила 2256 кг. (+41кг)
В СПК «Искра хозспособом был реконструирован старый коровник. Скот переведен в светлое сухое помещение.
Сельхозпредприятия района используют все возможности для участия в программах господдержки. В 2019 году 2 крестьянских (фермерских) хозяйства по результатам конкурсного отбора получили гранты в форме субсидий на развитие начинающих фермеров в размере 6 млн. руб. На средства гранта приобретены трактор, прицепная и навесная техника и животные.
Товарооборот в целом по району в действующих ценах составил 1592,1 млн. руб., по сравнению с 2018 годом увеличился на 5,7 %. В среднем каждый житель приобрел товаров в год на сумму 110 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают:
- ОО ООО «Агроторг» ( м-н «Пятерочка») - 27 %;
- ООО «Альянс» - 14 %;
- ЗАО «Тандер» м-н «Магнит» - 12%;
- МУП «Агрофирма-Ветлуга» - 7 %;
Приход в район сетевых магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Бристоль» существенно повлиял на снижение товарооборота местных торговых предприятий.
Платные услуги населению оказывают предприятия, организации и предпринимательские структуры. По «крупным и средним предприятиям» объем платных услуг за 2019 год составил 60,3 млн. руб. В структуре платных услуг наибольший удельный вес занимают услуги: ЖКХ -39 %, транспорт –8 %.
Демографическая ситуация в районе, характеризуется как неблагополучная. Это обусловлено сохранением высокого уровня смертности при снижении рождаемости, что характерно для многих регионов, имеющих более 30 % населения старше пенсионного возраста.
Численность населения в районе на 1 января 2020 г. составляет 14234 чел., что на 254 чел. меньше, по сравнению с прошлым годом, в городе проживает - 8336 чел, в р.п. им. Калинина – 1921 чел, 3977 - сельских жителей.
Одним из важнейших показателей уровня жизни населения остается заработная плата и своевременность ее получения. По району среднемесячная зарплата одного работающего за 2019 г. составила 20772 руб. (темп роста 113,4%). По крупным и средним предприятиям среднемесячная заработная плата составила 24423 руб. (114,6 %). По-прежнему невысока заработная плата в малом бизнесе: по малым предприятиям она составляла 15471 руб., у индивидуальных предпринимателей – 10493 руб. Реальная заработная плата (за минусом инфляции) составила 108,5 % уровня 2018 года. Фонд оплаты труда работающих в 2019 г. увеличился на 9,3 %.
На рынке труда в течение года ситуация меняется, однако по состоянию на конец декабря 2019 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,37 % (среднеобластной уровень -0,4%). Общая численность зарегистрированных безработных в районе на 01.01.2020 года была 30 чел.
По итогам 2018 года прибыль (до налогообложения) организаций, относящихся к категории «крупные и средние» (АО «Ветлугахлеб», МУП «Агрофирма-Ветлуга», МУП «Ветлужское ПАП») составила 578 тыс. руб.
За 2019 год объем инвестиций в основной капитал по району за счет всех источников финансирования по полному кругу предприятий составил 167,7 млн. руб. (143,9 % к уровню 2018 г.), 74,8 % инвестиций прошло по малому бизнесу, в основном это покупка лесозаготовительной техники и оборудования.
В реальном секторе экономики инвестиции привлекались в рамках реализации Программы развития производительных сил Ветлужского муниципального района, действие которой завершилось в 2020 году.
На территории Ветлужского района в 2019 г. осуществляли свою деятельность 37 малых и микропредприятий, 310 индивидуальных предпринимателя и 1 среднее предприятие – всего 348 субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Доля отгруженных товаров (работ, услуг) на предприятиях МСП в общей сумме отгрузки по району составляет 82,4 % - 956,1 млн. руб.
2.2. Оценка социально-экономической ситуации до конца 2020 г.
В начале 2020 г. введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к существенному снижению деловой активности в экономике. Введение режима нерабочих дней с 30 марта, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности. Принятые антикризисные меры поддержки помогли уменьшить, но не предотвратить спад экономики. После снятия карантинных ограничений наблюдалось постепенное восстановление экономики. В 3 квартале 2020 г. ограничительные меры приобрели более гибкий и точечный характер, чем на начальном этапе распространения новой коронавирусной инфекции. Такой подход позволяет ожидать дальнейшего постепенного восстановления экономической активности в конце 2020 г. и в 2021 году.
За 6 месяцев 2020 г. объем отгрузки в целом по району составил 580,8 млн. руб. или 91,9 % к уровню прошлого года.
Объем отгрузки предприятий обрабатывающей отрасли составил 431,4 млн. руб. или 92,5 % к уровню 2019 г., в том числе по пищевой промышленности объем отгрузки снизился на 2,9 %, по деревообработке на 8,8%.
Учитывая работу основных промышленных предприятий ( ООО «Фандера» и АО «Ветлугахлеб»), ожидается получить объем отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий в сумме 1088,8 млн. руб., что составит в действующих ценах 93,9 %, в сопоставимых – 90,8 %. (оценка инфляции в 2020 году -103,4 %).
По крупным и средним предприятиям объем отгрузки составит 538,8 млн. руб., рост в сопоставимых ценах составит 161,5 %. Такой рост обусловлен тем, что в 2020 году изменился круг обследуемых Нижегородстатом предприятий: в категорию "крупные и средние" из "малых" перешли ООО "Фандера" и ООО "Ветлужсая теплоснабжающая компания".
Объем валовой продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств планируется в сумме 160,2 млн. руб., что составит 100% в сопоставимых ценах, в т.ч. по сельскохозяйственным предприятиям 25,0 млн. руб. – 100,6%.
Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Объем розничного товарооборота за 6 месяцев 2020 г. составил 672,7 млн. руб., индекс физического объема - 91,9 %. к уровню 2019 г. К концу 2020 г. товарооборот составит 1570,0 млн. руб. , это 95,4 % в сопоставимых ценах.
В связи с пандемией и ограничением режима работы ряда учреждений, объем платных услуг, предоставленных населению, значительно сократился в таких сферах как образование, здравоохранение, социальная защита, культура, пассажирские перевозки. Крупными и средними предприятиями района за 6 мес. 2020 года оказано платных услуг населению на сумму 25,3 млн. руб. – 91,3 % к соответствующему периоду прошлого года, за 2020 год планируется – 59,0 млн. руб.(94,4 % в сопоставимых ценах)
Фонд оплаты труда за 6 месяцев 2020 года составил 450,4 млн. руб. (106,2 %), средняя заработная плата – 22494 руб. или 109,2% по сравнению с 1 полугодием 2019 года. Рост ФОТ обусловлен повышением уровня заработной платы работникам бюджетной сферы. Ожидается, что ФОТ в 2020 г. составит 892,26 млн. руб. или 103,7 % к уровню 2019 года. Средняя заработная плата по району планируется в сумме 21804 руб. (105 %). С учетом ожидаемой инфляции уровень реальной заработной платы составит 101,5 %
Регистрируемая безработица в текущем году росла опережающими темпами. В значительной мере этому способствовало увеличение пособий по безработице, которые стали более привлекательны для граждан, временно оставшихся без работы и выплата пособий на детей безработным гражданам.
На 01.07.2020 г. число безработных, зарегистрированных службой занятости -187 человек, уровень безработицы составил - 2,32 % . В настоящее время уровень безработицы снижается, но медленными темпами, по состоянию на 15.10.2020 г. он составлял 1,95 %, к концу 2020 года планируется -1,5 %.
За 6 месяцев 2020 года объем инвестиций в основной капитал составил 155,2 млн. руб., в том числе по малому бизнесу – 104,8 млн. руб. В основном – это приобретение лесозаготовительной техники и оборудования индивидуальными предпринимателями. Согласно инвестиционному плану района, утвержденному постановлением администрации Ветлужского муниципального района от 31.01.2020 г. № 37, объемы инвестиций в 2020 году составят 615,7 млн. руб., основную долю занимают мероприятия по завершению строительства первой очереди ФОКа в г. Ветлуга и строительству очистных сооружений.
По крупным и средним предприятия за 1 полугодие 2020 года получена прибыль в сумме 2,8 млн. руб. ( ООО «Фандера» и ООО «Ветлужская ТК»). За год планируется получить прибыль в сумме 7,7 млн. руб.
2.3. Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района на 2020 год и на период до 2022 года.
Промышленное производство
В 2021 – 2023 гг. прогнозируются следующие значения основных показателей деятельности реального сектора экономики:
- прирост объемов отгруженной продукции собственного производства по полному кругу предприятий в 2021 году в сопоставимой оценке может составить 3,3 %, а в абсолютном объеме 80,2 млн. руб. Сумма отгрузки составит 1169,0 млн. руб., таким образом должны выйти на уровень 2019 года.
В 2022 - 2023 гг. темпы роста составят 103,3 % и 104,0 % (87,1 и 102 млн. руб.).
Объем отгруженной продукции по полному кругу предприятий учитывает работу крупных, средних, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Рост объемов промышленного производства запланирован за счет расширения производства и приобретения новой современной техники и оборудования на предприятиях деревообрабатывающей отрасли : ИП Орехов А. В., ИП Щепин С. В., СПК «Крутцовский», ООО «Кайман» и др. Объемы производства на предприятиях пищевой промышленности останутся на уровне прошлого года, увеличение отгрузки в стоимостном выражении возможно при росте цен на производимую продукцию.
Диаграмма 1
По крупным и средним предприятиям объемы отгрузки в сопоставимых ценах к уровню 2020 года составят 103,2 %. Планируется постепенное восстановление спроса на продукцию ЛПК на мировом рынке, рост экспорта продукции ЛПК и соответственно увеличение объемов отгрузки предприятия по производству фанеры ООО «Фандера». В 2022 - 2023 гг. темпы роста объемов отгрузки составят 103,1 % и 103,9 %.
Диаграмма 2
*- в 2020 году изменился круг обследуемых предприятий: в категорию "крупные и средние" из "малых" перешли ООО "Фандера" и ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания"
Сельское хозяйство
Развитие отрасли будет определяться реализацией мероприятий программы «Развитие АПК Ветлужского муниципального района» .
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2021 году во всех категориях хозяйств составит 168,3 млн. руб., или в сопоставимых ценах 101,2%.
В сельскохозяйственных предприятиях предполагается произвести 15,7 % общего объема валовой продукции сельского хозяйства (или 26,5 млн. руб.), что составляет в сопоставимых ценах к уровню 2020 года 102,1%.
Наибольший удельный вес занимает продукция, произведенная в личных подсобных хозяйствах.
Основные виды сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, скот (в живом весе), молоко и яйца.
Торговля и платные услуги
Основными факторами, которые должны позитивно повлиять на развитие этого сектора экономики являются: рост денежных доходов населения за счет повышения уровня заработной платы и увеличения среднего размера пенсий, увеличение потребительского кредитования населения и замедление потребительской инфляции.
Однако необходимо отметить, что все это будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами. Доходы населения в последнее время увеличиваются только на величину уровня инфляции, таким образом, реальные доходы остаются на прежнем уровне. Это приводит к сокращению потребительского спроса. Рост во многом обеспечен снижением сбережений населения и увеличением объема потребительского кредитования.
Ожидается, что размер розничного товарооборота во всех каналах реализации в 2021 г. составит 1664,2 млн. руб. (индекс физического объема ИФО 102 %). В 2022 – 2023 гг. сумма товарооборота запланирована соответственно 1781,0 млн. руб. (102,9 % к 2021 г.) и 1906,0 млн. руб. (102,9 % к 2022 г.)
Диаграмма 4
В 2021 году объем платных услуг, оказываемых населению по крупным и средним организациям планируется с ростом в сопоставимых ценах на 2 % и составит сумму 62,5 млн. рублей. В структуре платных услуг будут преобладать: жилищно-коммунальные услуги, медицинские услуги, услуги автотранспорта и связи. В 2022 г. объем платных услуг составит 67 млн. руб. ( ИФО -103,1 %), в 2023 г. – 72 млн. руб. (ИФО -103,3 %).
Диаграмма 5
Рынок труда
Прогноз развития трудовых ресурсов базируется на тенденции старения населения. Предполагается, что в 2020 году доля населения трудоспособного возраста уменьшится, а доля населения старше трудоспособного возраста возрастет.
На 2021 год прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения района, смертность по-прежнему будет превышать рождаемость в 2 раза. Ожидается миграционная убыль населения.
Ситуация в сфере занятости будет определяться ситуацией в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, а также эпидемиологической ситуацией в стране в целом. Реализация мероприятий по содействию занятости в прогнозном периоде позволит снизить уровень регистрируемой безработицы, который в 2021 году планируется 1,1 %.
Остаются актуальными для района проблемы занятости социально незащищенных слоев населения, которыми являются женщины, молодежь, инвалиды, люди предпенсионного возраста.
Фонд оплаты труда
При прогнозе среднесписочной численности работников, формирующих ФОТ, на 2021-2023 гг. за основу приняты данные 2020 года –3,41 тыс. чел, из них 1,8 тыс. человек – численность бюджетников, финансируемых из бюджетов всех уровней (52,8 %).
Одним их основных бюджетообразующих показателей является "фонд оплаты труда", который в 2021 году ожидается на уровне 945,8 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2020 годом на 6 %.
Основная часть ФОТ 556,7 млн. руб. формируется в организациях бюджетной сферы – 59,9 %, где важным фактором является выполнение Указов Президента РФ.
Темп роста ФОТ в реальном секторе экономики в 2021 году прогнозируется на уровне 107,5 %.
По прогнозу на 2022 год фонд оплаты труда планируется в сумме 1009,2 млн. руб. - увеличение на 6,7 %, на 2023 г. 1081,8 млн. руб. - рост составит 7,2 %.
Диаграмма 6
Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу предприятий в 2021 году составит 23053 руб. ( 104,5 % к уровню 2019 г.).
С учетом прогнозируемого уровня инфляции (103,9%) реальная заработная плата составит 101,7 % к уровню 2020 года.
В 2022-2023 годах среднемесячная заработная плата планируется на уровне 24448 руб.( рост на 6 %) и 26078 руб. (рост 6,7 %). Реальная заработная плата составит 102 % и 102,6 % соответственно.
Диаграмма 7
Рост заработной платы предусматривается за счет:
- дальнейшей реализации Указов Президента РФ;
-развития реального сектора экономики, в том числе промышленного производства;
- реализации инвестиционного плана района;
- увеличения официально регистрируемой заработной платы.
Прибыль прибыльных организаций
Ожидается, что сумма прибыли крупных и средних предприятий и организаций района в 2021 году составит 8,2 млн. руб. Прибыль планируют получить предприятия обрабатывающей отрасли.
В 2022-2023 гг. прибыль планируется на уровне 9 и 10 млн. руб.
Инвестиции
В 2021 году планируется дальнейшая реализация мероприятий инвестиционного плана района, а также участие района по возможности во всех областных и федеральных программах и национальных проектах.
В среднесрочной перспективе будут реализовываться инвестиционные проекты, в основном, в деревообрабатывающей отрасли (установка новой линии распиловки древесины, расширение производства, освоение новых видов продукции, приобретение лесозаготовительной техники и оборудования), а также в сельском хозяйстве и розничной торговле. Бюджетная сфера (образование, культура, здравоохранение) планируют участие в реализации национальных проектов. В 2021 году продолжится строительство очистных сооружений в г. Ветлуга. Все это позволить увеличить объемы инвестиций в основной капитал.
В 2021 г. инвестиции (полный круг предприятий) планируются в сумме 414,3 млн. руб., ИФО составит 64,8 % к предыдущему году, в 2022 г. сумма инвестиций составит 216,5 млн. руб. ( ИФО 50,2 %), в 2023 г. – 238,0 млн. руб. (ИФО – 105,7 %)
Диаграмма 8
Малое предпринимательство
Развитие малого и среднего предпринимательства – одно из главных направлений экономического развития Ветлужского района. К 2023 году ожидается увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства до 354 ед., доля отгруженных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров всеми предприятиями составит 82,6 %.
Диаграмма 10
Параметры прогноза учитывают эффект реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения на период до декабря 2021 года.
Реализация Общенационального плана должна обеспечить к концу 2021 г. выход экономики на траекторию устойчивого роста, соответствующую достижению национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Однако, на стадии постепенного восстановления экономики возможны следующие риски: санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер. Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость восстановления экономики. В прогнозе не предполагается «вторая волна» новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА Г. ВЕТЛУГА № 541
«О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ( НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ)»
В целях формирования районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов администрация Ветлужского муниципального района п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период ( на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
2. Отделу экономики, предпринимательства, ГО и ЧС, мобилизационной подготовки администрации Ветлужского муниципального района осуществлять мониторинг реализации прогноза социально-экономического развития Ветлужского муниципального района. Результаты мониторинга направлять главе местного самоуправления Ветлужского муниципального района.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Ветлужского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по экономике, развитию предпринимательства Ковалдову Е.Д.
Глава местного самоуправления
С. В. Лавренов
Приложение
к постановлению администрации
Ветлужского муниципального района
« 26» октября 2020 г. № 541
Прогноз социально-экономического развития
Ветлужского муниципального района
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз) разработан с учетом действующей нормативно-правовой базы: Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законов Нижегородской области от 03.03.2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области", от 12.09. 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области", постановления администрации Ветлужского муниципального района от 21.09.2015 г. N 429 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Ветлужского муниципального района на среднесрочный период".
Прогноз носит информационно-рекомендательный характер и является ориентиром социально-экономического развития территории на прогнозируемый год для хозяйствующих субъектов экономики и принятия решений в области социально-экономической политики.
Основные показатели, характеризующие налогооблагаемую базу, являются основой для формирования бюджета территории на 2021 год и среднесрочный период до 2023 года.
Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
факт
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
2022 г.
прогноз
2023 г.
прогноз
Производство товаров и услуг
1.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий)
в действующих ценах
млн. руб.
1160
1088,8
1169
1256,1
1358,1
в сопоставимых ценах
%
103,5
90,8
103,3
103,3
104,0
в т.ч. обрабатывающие производства
в действующих ценах
млн. руб.
822,2
760
817
880
955
в сопоставимых ценах
%
106,8
92,3
102,8
103,3
103,9
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
факт
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
2022 г.
прогноз
2023 г.
прогноз
2.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям)
в действующих ценах
млн. руб.
322,7
538,8*
577,5
619,5
669,5
в сопоставимых ценах
%
98,2
161,5
103,2
103,1
103,9
В т.ч. обрабатывающие производства
в действующих ценах
млн. руб.
145,7
320,0*
344,0
370,1
402,0
в сопоставимых ценах
%
100,02
222,4
102,8
103,2
103,9
3. Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий)
в действующих ценах
млн. руб.
158,6
160,2
168,3
177,3
188,0
в сопоставимых ценах
%
95,1
100
101,2
101,5
101,7
В т.ч. валовая продукция сельского хозяйства по сельхозпредприятиям
в действующих ценах
млн. руб.
24,6
25
26,5
28,1
30,0
в сопоставимых ценах
%
104,8
100,6
102,1
102,2
102,4
Торговля и услуги населению
4. Объем розничного товарооборота
в действующих ценах
млн. руб.
1592,1
1570,0
1664,2
1781,0
1906,0
в сопоставимых ценах
%
101,3
95,4
102,0
102,9
102,9
5. Объем платных услуг по крупным и средним предприятиям
в действующих ценах
млн. руб.
60,3
59,0
62,5
67,0
72,0
в сопоставимых ценах
%
98
94,4
102
103,1
103,3
Труд и занятость
6. Численность работников, формирующих ФОТ
тыс. чел.
3,4505
3,41
3,419
3,44
3,457
7. Фонд заработной платы всего
млн. руб.
860,1
892,2
945,8
1009,2
1081,8
темп роста
%
109,3
103,7
106,0
106,7
107,2
8. Среднемесячная заработная плата одного работающего
руб.
20772
21804
23053
24448
26078
9. Темп роста реальной заработной платы (без учета инфляции)
%
108,5
101,5
101,7
102,0
102,6
10. Уровень зарегистрированной безработицы (на конец отчетного периода)
%
0,37
1,5
1,1
0,8
0,5
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
факт
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
2022 г.
прогноз
2023 г.
прогноз
Финансовый результат
11. Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций
млн. руб.
0,578
7,7*
8,2
9
10
Инвестиции
12.Объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий)
.
в действующих ценах
млн. руб.
167,7
615,7
414,3
216,5
238,0
в сопоставимых ценах
%
137,7
355,1
64,8
50,2
105,7
Малое предпринимательство
13. Число субъектов малого и среднего предпринимательства
ед.
348
343
343
349
354
14. Доля отгруженных товаров (работ, услуг) на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности отгруженных товаров(работ, услуг)
%
82,4
82,6
82,6
82,7
82,7
*- в 2020 году изменился круг обследуемых предприятий: в категорию "крупные и средние" из "малых" перешли ООО "Фандера" и ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания"
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района подготовлен с учетом:
- тенденций социально-экономического развития Ветлужского муниципального района в 2019 году и первой половины 2020 года;
- прогнозов экономического развития, представленных крупными, средними и малыми предприятиями района;
Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития:
- данные статистического и налогового учета за 2019 год и 1 полугодие 2020 года;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период ( на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) разработаны в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области. (письмо от 26.06.2020 г. № Сл-305-320398/20).
2019г.
факт
2020г.
оценка
2021г. прогноз
2022г. прогноз
2023г. прогноз
1. Индекс потребительских цен - в среднем за год, в % к пред. году)
104,4
103,4
103,9
104,0
104,0
2. Индекс производства по обрабатывающим производствам, % к предыдущему году
105,2
89,0
103,8
103,4
104,2
3. Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств: индекс физического объема (в % к пред. году)
103,8
101,0
102,1
102,2
102,2
4. Оборот розничной торговли (индекс физического объема в % к пред. году)
101,3
93
104,2
102,9
102,8
5. Объем платных услуг населению (индекс физического объема в % к пред. году)
101,1
89,2
106,1
103,1
103,0
6. Инвестиции в основной капитал (индекс физического объема в % к пред. году)
104,2
88,3
105,5
105,6
105,7
7. Темп роста фонда заработной платы (в % к пред. году)
108,0
94,6
108,5
106,7
107,2
8. Темп роста среднемесячной заработной платы (в % к пред. году)
106,9
105,1
107,6
106,1
106,7
9. Темп роста реальной заработной платы (в % к пред. году)
102,4
101,6
103,6
102
102,6
10. Прибыль прибыльных предприятий (в % к пред. году)
97,4
92,0
105,1
107,3
107,2
2.1. Основные итоги социально-экономического развития в 2019 г.
В структуре реального сектора экономики района основная доля приходится на промышленность – 77,2 %. В этой отрасли экономики функционируют 32 предприятия, на которых занято более 1 тыс. человек.
Основу экономики Ветлужского района составляют предприятия обрабатывающей отрасли – это преимущественно деревообрабатывающая и пищевая промышленность. В основном от их развития зависят объемы отгрузки продукции в целом по Ветлужскому району.
За 2019 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами в целом по району составил 1160,0 млн. руб., что составляет 108% к уровню 2018 г. в действующих ценах и 103,5 % -в сопоставимых. По крупным и средним предприятиям объем отгрузки составил 322,7 млн. руб. или 102,5 % к уровню 2018 г. в действующих ценах и 98,2 % в сопоставимых
Объем отгрузки предприятий обрабатывающей отрасли составил 822,2 млн. руб. (108,3 % к уровню 2018 г.). Достаточно высокий темп роста обусловлен работой предприятий лесопромышленного комплекса..
Наибольший удельный вес в общем объеме отгрузки занимают деревообработка – 52 % и пищевая промышленность - 14,5 %.
Среди предприятий наибольший удельный вес в объеме отгруженной продукции имеют ООО «Фандера» - 22,8 % и АО «Ветлугахлеб» - 10,3 %.
Предприятие по выпуску фанеры ООО «Фандера» в настоящее время является самым крупным промышленным предприятием района, 90 % продукции в 2019 году отправлено на экспорт.
АО «Ветлугахлеб» и ООО АСП «Хлеб» снижают объемы производства ввиду высокой конкуренции среди предприятий, выпускающих хлебобулочные изделия и потерей рынков сбыта.
На МУП «Агрофирма-Ветлуга» объемы производства остались на уровне 2018 г. за счет того, что МУП «Агрофирма-Ветлуга» снабжало мясом учреждения образования Ветлужского и Варнавинского районов в рамках контракта на централизованное обеспечение продуктами питания ООО «Нижегородская логистическая компания». Данное предприятие осуществляет также розничную торговлю, что позволяет реализовать собственную продукцию через свою торговую сеть.
Лес - основное природное богатство и сырьевой ресурс для Ветлужского района. Леса занимают более 72 % территории района.
Общий запас древесины на корню 33,9 млн. куб.м. (в том числе хвойных пород 19,1 млн. куб.м. ). Расчетная лесосека 406,9 тыс. куб. м.(в т.ч хвои 174,9 тыс.куб.м.) находится у 16 арендаторов лесных участков. Процент освоения расчетной лесосеки в 2019 году составил 70,7 % (по хвое – 80,4 %).
Освоение расчетной лесосеки
Показатель
Ед.изм.
2017г.
2018г.
2019г.
Освоение расчетной лесосеки, всего
%
69,4
82,0
70,7
В том числе хвои
%
74,6
83,6
80,4
Объем отгрузки продукции по деревообработке составил 603,3 млн. руб. или 110,5 % уровня 2018 года. Рост объемов произошел за счет работы производства по изготовлению фанеры. Кроме этого, увеличили объемы отгрузки и некоторые индивидуальные предприниматели, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины.
Сельхозпроизводство Ветлужского района представляют 2 сельскохозяйственных предприятия, 7 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 6,5 тысяч личных подсобных хозяйств.
По итогам 2019 г. объем валовой продукции во всех категориях хозяйств составил 158,6 млн. руб. (95,1 % к уровню 2018 г.), в т.ч. по сельхозпредприятиям – 24,6 млн. руб. (104,8 % к уровню 2018 г.)
Поголовье КРС на 1 января 2020 года составило: в СХП – 272 гол (73% к уровню прошлого года), в КФХ – 92 гол.(340 %), в т.ч. коров в СХП 128 гол. (60 %), в КФХ – 76 гол (950%). Такой диспаритет обусловлен переходом части поголовья скота из СХП в КФХ.
За 2019 год в сельхоз и фермерских хозяйствах района произведено 505,7 тонн молока (98%), из них реализовано 408 тонн, при товарности – 81%. Продуктивность животных составила 2256 кг. (+41кг)
В СПК «Искра хозспособом был реконструирован старый коровник. Скот переведен в светлое сухое помещение.
Сельхозпредприятия района используют все возможности для участия в программах господдержки. В 2019 году 2 крестьянских (фермерских) хозяйства по результатам конкурсного отбора получили гранты в форме субсидий на развитие начинающих фермеров в размере 6 млн. руб. На средства гранта приобретены трактор, прицепная и навесная техника и животные.
Товарооборот в целом по району в действующих ценах составил 1592,1 млн. руб., по сравнению с 2018 годом увеличился на 5,7 %. В среднем каждый житель приобрел товаров в год на сумму 110 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают:
- ОО ООО «Агроторг» ( м-н «Пятерочка») - 27 %;
- ООО «Альянс» - 14 %;
- ЗАО «Тандер» м-н «Магнит» - 12%;
- МУП «Агрофирма-Ветлуга» - 7 %;
Приход в район сетевых магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Бристоль» существенно повлиял на снижение товарооборота местных торговых предприятий.
Платные услуги населению оказывают предприятия, организации и предпринимательские структуры. По «крупным и средним предприятиям» объем платных услуг за 2019 год составил 60,3 млн. руб. В структуре платных услуг наибольший удельный вес занимают услуги: ЖКХ -39 %, транспорт –8 %.
Демографическая ситуация в районе, характеризуется как неблагополучная. Это обусловлено сохранением высокого уровня смертности при снижении рождаемости, что характерно для многих регионов, имеющих более 30 % населения старше пенсионного возраста.
Численность населения в районе на 1 января 2020 г. составляет 14234 чел., что на 254 чел. меньше, по сравнению с прошлым годом, в городе проживает - 8336 чел, в р.п. им. Калинина – 1921 чел, 3977 - сельских жителей.
Одним из важнейших показателей уровня жизни населения остается заработная плата и своевременность ее получения. По району среднемесячная зарплата одного работающего за 2019 г. составила 20772 руб. (темп роста 113,4%). По крупным и средним предприятиям среднемесячная заработная плата составила 24423 руб. (114,6 %). По-прежнему невысока заработная плата в малом бизнесе: по малым предприятиям она составляла 15471 руб., у индивидуальных предпринимателей – 10493 руб. Реальная заработная плата (за минусом инфляции) составила 108,5 % уровня 2018 года. Фонд оплаты труда работающих в 2019 г. увеличился на 9,3 %.
На рынке труда в течение года ситуация меняется, однако по состоянию на конец декабря 2019 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,37 % (среднеобластной уровень -0,4%). Общая численность зарегистрированных безработных в районе на 01.01.2020 года была 30 чел.
По итогам 2018 года прибыль (до налогообложения) организаций, относящихся к категории «крупные и средние» (АО «Ветлугахлеб», МУП «Агрофирма-Ветлуга», МУП «Ветлужское ПАП») составила 578 тыс. руб.
За 2019 год объем инвестиций в основной капитал по району за счет всех источников финансирования по полному кругу предприятий составил 167,7 млн. руб. (143,9 % к уровню 2018 г.), 74,8 % инвестиций прошло по малому бизнесу, в основном это покупка лесозаготовительной техники и оборудования.
В реальном секторе экономики инвестиции привлекались в рамках реализации Программы развития производительных сил Ветлужского муниципального района, действие которой завершилось в 2020 году.
На территории Ветлужского района в 2019 г. осуществляли свою деятельность 37 малых и микропредприятий, 310 индивидуальных предпринимателя и 1 среднее предприятие – всего 348 субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Доля отгруженных товаров (работ, услуг) на предприятиях МСП в общей сумме отгрузки по району составляет 82,4 % - 956,1 млн. руб.
2.2. Оценка социально-экономической ситуации до конца 2020 г.
В начале 2020 г. введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к существенному снижению деловой активности в экономике. Введение режима нерабочих дней с 30 марта, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности. Принятые антикризисные меры поддержки помогли уменьшить, но не предотвратить спад экономики. После снятия карантинных ограничений наблюдалось постепенное восстановление экономики. В 3 квартале 2020 г. ограничительные меры приобрели более гибкий и точечный характер, чем на начальном этапе распространения новой коронавирусной инфекции. Такой подход позволяет ожидать дальнейшего постепенного восстановления экономической активности в конце 2020 г. и в 2021 году.
За 6 месяцев 2020 г. объем отгрузки в целом по району составил 580,8 млн. руб. или 91,9 % к уровню прошлого года.
Объем отгрузки предприятий обрабатывающей отрасли составил 431,4 млн. руб. или 92,5 % к уровню 2019 г., в том числе по пищевой промышленности объем отгрузки снизился на 2,9 %, по деревообработке на 8,8%.
Учитывая работу основных промышленных предприятий ( ООО «Фандера» и АО «Ветлугахлеб»), ожидается получить объем отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий в сумме 1088,8 млн. руб., что составит в действующих ценах 93,9 %, в сопоставимых – 90,8 %. (оценка инфляции в 2020 году -103,4 %).
По крупным и средним предприятиям объем отгрузки составит 538,8 млн. руб., рост в сопоставимых ценах составит 161,5 %. Такой рост обусловлен тем, что в 2020 году изменился круг обследуемых Нижегородстатом предприятий: в категорию "крупные и средние" из "малых" перешли ООО "Фандера" и ООО "Ветлужсая теплоснабжающая компания".
Объем валовой продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств планируется в сумме 160,2 млн. руб., что составит 100% в сопоставимых ценах, в т.ч. по сельскохозяйственным предприятиям 25,0 млн. руб. – 100,6%.
Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Объем розничного товарооборота за 6 месяцев 2020 г. составил 672,7 млн. руб., индекс физического объема - 91,9 %. к уровню 2019 г. К концу 2020 г. товарооборот составит 1570,0 млн. руб. , это 95,4 % в сопоставимых ценах.
В связи с пандемией и ограничением режима работы ряда учреждений, объем платных услуг, предоставленных населению, значительно сократился в таких сферах как образование, здравоохранение, социальная защита, культура, пассажирские перевозки. Крупными и средними предприятиями района за 6 мес. 2020 года оказано платных услуг населению на сумму 25,3 млн. руб. – 91,3 % к соответствующему периоду прошлого года, за 2020 год планируется – 59,0 млн. руб.(94,4 % в сопоставимых ценах)
Фонд оплаты труда за 6 месяцев 2020 года составил 450,4 млн. руб. (106,2 %), средняя заработная плата – 22494 руб. или 109,2% по сравнению с 1 полугодием 2019 года. Рост ФОТ обусловлен повышением уровня заработной платы работникам бюджетной сферы. Ожидается, что ФОТ в 2020 г. составит 892,26 млн. руб. или 103,7 % к уровню 2019 года. Средняя заработная плата по району планируется в сумме 21804 руб. (105 %). С учетом ожидаемой инфляции уровень реальной заработной платы составит 101,5 %
Регистрируемая безработица в текущем году росла опережающими темпами. В значительной мере этому способствовало увеличение пособий по безработице, которые стали более привлекательны для граждан, временно оставшихся без работы и выплата пособий на детей безработным гражданам.
На 01.07.2020 г. число безработных, зарегистрированных службой занятости -187 человек, уровень безработицы составил - 2,32 % . В настоящее время уровень безработицы снижается, но медленными темпами, по состоянию на 15.10.2020 г. он составлял 1,95 %, к концу 2020 года планируется -1,5 %.
За 6 месяцев 2020 года объем инвестиций в основной капитал составил 155,2 млн. руб., в том числе по малому бизнесу – 104,8 млн. руб. В основном – это приобретение лесозаготовительной техники и оборудования индивидуальными предпринимателями. Согласно инвестиционному плану района, утвержденному постановлением администрации Ветлужского муниципального района от 31.01.2020 г. № 37, объемы инвестиций в 2020 году составят 615,7 млн. руб., основную долю занимают мероприятия по завершению строительства первой очереди ФОКа в г. Ветлуга и строительству очистных сооружений.
По крупным и средним предприятия за 1 полугодие 2020 года получена прибыль в сумме 2,8 млн. руб. ( ООО «Фандера» и ООО «Ветлужская ТК»). За год планируется получить прибыль в сумме 7,7 млн. руб.
2.3. Прогноз социально-экономического развития Ветлужского муниципального района на 2020 год и на период до 2022 года.
Промышленное производство
В 2021 – 2023 гг. прогнозируются следующие значения основных показателей деятельности реального сектора экономики:
- прирост объемов отгруженной продукции собственного производства по полному кругу предприятий в 2021 году в сопоставимой оценке может составить 3,3 %, а в абсолютном объеме 80,2 млн. руб. Сумма отгрузки составит 1169,0 млн. руб., таким образом должны выйти на уровень 2019 года.
В 2022 - 2023 гг. темпы роста составят 103,3 % и 104,0 % (87,1 и 102 млн. руб.).
Объем отгруженной продукции по полному кругу предприятий учитывает работу крупных, средних, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Рост объемов промышленного производства запланирован за счет расширения производства и приобретения новой современной техники и оборудования на предприятиях деревообрабатывающей отрасли : ИП Орехов А. В., ИП Щепин С. В., СПК «Крутцовский», ООО «Кайман» и др. Объемы производства на предприятиях пищевой промышленности останутся на уровне прошлого года, увеличение отгрузки в стоимостном выражении возможно при росте цен на производимую продукцию.
Диаграмма 1
По крупным и средним предприятиям объемы отгрузки в сопоставимых ценах к уровню 2020 года составят 103,2 %. Планируется постепенное восстановление спроса на продукцию ЛПК на мировом рынке, рост экспорта продукции ЛПК и соответственно увеличение объемов отгрузки предприятия по производству фанеры ООО «Фандера». В 2022 - 2023 гг. темпы роста объемов отгрузки составят 103,1 % и 103,9 %.
Диаграмма 2
*- в 2020 году изменился круг обследуемых предприятий: в категорию "крупные и средние" из "малых" перешли ООО "Фандера" и ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания"
Сельское хозяйство
Развитие отрасли будет определяться реализацией мероприятий программы «Развитие АПК Ветлужского муниципального района» .
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2021 году во всех категориях хозяйств составит 168,3 млн. руб., или в сопоставимых ценах 101,2%.
В сельскохозяйственных предприятиях предполагается произвести 15,7 % общего объема валовой продукции сельского хозяйства (или 26,5 млн. руб.), что составляет в сопоставимых ценах к уровню 2020 года 102,1%.
Наибольший удельный вес занимает продукция, произведенная в личных подсобных хозяйствах.
Основные виды сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, скот (в живом весе), молоко и яйца.
Торговля и платные услуги
Основными факторами, которые должны позитивно повлиять на развитие этого сектора экономики являются: рост денежных доходов населения за счет повышения уровня заработной платы и увеличения среднего размера пенсий, увеличение потребительского кредитования населения и замедление потребительской инфляции.
Однако необходимо отметить, что все это будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами. Доходы населения в последнее время увеличиваются только на величину уровня инфляции, таким образом, реальные доходы остаются на прежнем уровне. Это приводит к сокращению потребительского спроса. Рост во многом обеспечен снижением сбережений населения и увеличением объема потребительского кредитования.
Ожидается, что размер розничного товарооборота во всех каналах реализации в 2021 г. составит 1664,2 млн. руб. (индекс физического объема ИФО 102 %). В 2022 – 2023 гг. сумма товарооборота запланирована соответственно 1781,0 млн. руб. (102,9 % к 2021 г.) и 1906,0 млн. руб. (102,9 % к 2022 г.)
Диаграмма 4
В 2021 году объем платных услуг, оказываемых населению по крупным и средним организациям планируется с ростом в сопоставимых ценах на 2 % и составит сумму 62,5 млн. рублей. В структуре платных услуг будут преобладать: жилищно-коммунальные услуги, медицинские услуги, услуги автотранспорта и связи. В 2022 г. объем платных услуг составит 67 млн. руб. ( ИФО -103,1 %), в 2023 г. – 72 млн. руб. (ИФО -103,3 %).
Диаграмма 5
Рынок труда
Прогноз развития трудовых ресурсов базируется на тенденции старения населения. Предполагается, что в 2020 году доля населения трудоспособного возраста уменьшится, а доля населения старше трудоспособного возраста возрастет.
На 2021 год прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения района, смертность по-прежнему будет превышать рождаемость в 2 раза. Ожидается миграционная убыль населения.
Ситуация в сфере занятости будет определяться ситуацией в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, а также эпидемиологической ситуацией в стране в целом. Реализация мероприятий по содействию занятости в прогнозном периоде позволит снизить уровень регистрируемой безработицы, который в 2021 году планируется 1,1 %.
Остаются актуальными для района проблемы занятости социально незащищенных слоев населения, которыми являются женщины, молодежь, инвалиды, люди предпенсионного возраста.
Фонд оплаты труда
При прогнозе среднесписочной численности работников, формирующих ФОТ, на 2021-2023 гг. за основу приняты данные 2020 года –3,41 тыс. чел, из них 1,8 тыс. человек – численность бюджетников, финансируемых из бюджетов всех уровней (52,8 %).
Одним их основных бюджетообразующих показателей является "фонд оплаты труда", который в 2021 году ожидается на уровне 945,8 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2020 годом на 6 %.
Основная часть ФОТ 556,7 млн. руб. формируется в организациях бюджетной сферы – 59,9 %, где важным фактором является выполнение Указов Президента РФ.
Темп роста ФОТ в реальном секторе экономики в 2021 году прогнозируется на уровне 107,5 %.
По прогнозу на 2022 год фонд оплаты труда планируется в сумме 1009,2 млн. руб. - увеличение на 6,7 %, на 2023 г. 1081,8 млн. руб. - рост составит 7,2 %.
Диаграмма 6
Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу предприятий в 2021 году составит 23053 руб. ( 104,5 % к уровню 2019 г.).
С учетом прогнозируемого уровня инфляции (103,9%) реальная заработная плата составит 101,7 % к уровню 2020 года.
В 2022-2023 годах среднемесячная заработная плата планируется на уровне 24448 руб.( рост на 6 %) и 26078 руб. (рост 6,7 %). Реальная заработная плата составит 102 % и 102,6 % соответственно.
Диаграмма 7
Рост заработной платы предусматривается за счет:
- дальнейшей реализации Указов Президента РФ;
-развития реального сектора экономики, в том числе промышленного производства;
- реализации инвестиционного плана района;
- увеличения официально регистрируемой заработной платы.
Прибыль прибыльных организаций
Ожидается, что сумма прибыли крупных и средних предприятий и организаций района в 2021 году составит 8,2 млн. руб. Прибыль планируют получить предприятия обрабатывающей отрасли.
В 2022-2023 гг. прибыль планируется на уровне 9 и 10 млн. руб.
Инвестиции
В 2021 году планируется дальнейшая реализация мероприятий инвестиционного плана района, а также участие района по возможности во всех областных и федеральных программах и национальных проектах.
В среднесрочной перспективе будут реализовываться инвестиционные проекты, в основном, в деревообрабатывающей отрасли (установка новой линии распиловки древесины, расширение производства, освоение новых видов продукции, приобретение лесозаготовительной техники и оборудования), а также в сельском хозяйстве и розничной торговле. Бюджетная сфера (образование, культура, здравоохранение) планируют участие в реализации национальных проектов. В 2021 году продолжится строительство очистных сооружений в г. Ветлуга. Все это позволить увеличить объемы инвестиций в основной капитал.
В 2021 г. инвестиции (полный круг предприятий) планируются в сумме 414,3 млн. руб., ИФО составит 64,8 % к предыдущему году, в 2022 г. сумма инвестиций составит 216,5 млн. руб. ( ИФО 50,2 %), в 2023 г. – 238,0 млн. руб. (ИФО – 105,7 %)
Диаграмма 8
Малое предпринимательство
Развитие малого и среднего предпринимательства – одно из главных направлений экономического развития Ветлужского района. К 2023 году ожидается увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства до 354 ед., доля отгруженных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров всеми предприятиями составит 82,6 %.
Диаграмма 10
Параметры прогноза учитывают эффект реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения на период до декабря 2021 года.
Реализация Общенационального плана должна обеспечить к концу 2021 г. выход экономики на траекторию устойчивого роста, соответствующую достижению национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Однако, на стадии постепенного восстановления экономики возможны следующие риски: санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер. Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость восстановления экономики. В прогнозе не предполагается «вторая волна» новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Акт обнародования № 186 от 26.10.2020 обнародовано |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.040.000 Бюджетный процесс, 020.040.030 Составление проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития. Бюджетное планирование. |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: