Основная информация

Дата опубликования: 26 ноября 2009г.
Номер документа: Р200907010
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0907010

Р200907010

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РФ, N 11, СТР. 63, 2009г.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.11.2009 N 182/1251-5

О ЖАЛОБЕ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА ЧЕРНОВА

НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПОСЕЛКА

РЫЗДВЯНОГО ОТ 20 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 17, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА

ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 36/122 И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 3 НОЯБРЯ 2009 Г. N 44/640

В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обратился Иван Михайлович Чернов с жалобой на Постановления избирательной комиссии поселка Рыздвяного от 20 октября 2009 г. N 17 "Об отказе И.М. Чернову в регистрации кандидатом на должность главы поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края", территориальной избирательной комиссии Изобильненского района от 26 октября 2009 г. N 36/122 "О жалобе Чернова Ивана Михайловича на решение избирательной комиссии поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края" и Избирательной комиссии Ставропольского края от 3 ноября 2009 г. N 44/640 "О жалобе Чернова Ивана Михайловича".

Заявитель считает указанные решения избирательных комиссий незаконными и просит их отменить.

Рабочей группой ЦИК России по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установлено следующее.

Из обжалуемого постановления избирательной комиссии поселка Рыздвяного следует, что заявителю отказано в регистрации кандидатом на указанную муниципальную должность на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей. Комиссия признала все 129 подписей, представленные И.М. Черновым для регистрации, недействительными.

Территориальная избирательная комиссия Изобильненского района в своем постановлении от 26 октября 2009 г. N 36/122 указала, что причиной признания подписей недействительными явилось неполное указание адреса места жительства избирателей (в адресе отсутствовало наименование субъекта Российской Федерации и района).

Кроме того, дополнительно 109 подписей из 129 были признаны недействительными в связи с отсутствием в подписных листах собственноручной подписи лица, собиравшего подписи избирателей.

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 15 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" все подписи избирателей в подписном листе считаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Изучение представленных копий подписных листов с подписями избирателей показало, что в 11 из 13 подписных листов не указаны требуемые статьей 14 Закона Ставропольского края данные о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и отсутствует собственноручная подпись этого лица, что свидетельствует о допущенном нарушении указанного Закона при заполнении подписных листов.

Утверждение заявителя о том, что кандидат не является лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, в случае, когда он лично собирает подписи, основано на неверном толковании закона и противоречит фактическим обстоятельствам.

Ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни названный Закон Ставропольского края не содержат положений, указывающих на то, что в случае, если кандидат лично собирает подписи избирателей, его нельзя считать лицом, осуществляющим сбор подписей.

Кроме того, Закон Ставропольского края не содержит каких-либо исключений в требованиях к оформлению подписного листа в случае, когда одно и то же лицо, являясь кандидатом, одновременно осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

Таким образом, согласно требованию Закона Ставропольского края И.М. Чернов должен был не только заверить подписной лист как кандидат, но и внести данные о себе и собственноручно поставить свою подпись в подписном листе как лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей. Иной подход нарушал бы принцип равенства кандидатов.

Ссылка заявителя на отсутствие необходимых разъяснений по поводу заполнения подписного листа в составленной избирательной комиссией поселка Рыздвяного памятке не может быть признана обоснованной, поскольку порядок заполнения прямо предусмотрен Законом Ставропольского края.

Нарушение установленного Законом Ставропольского края порядка оформления подписного листа и отсутствие в рассматриваемом случае подписи И.М. Чернова как лица, собиравшего подписи избирателей, безусловно является основанием для признания всех подписей в таких подписных листах недействительными в силу положения пункта 7 части 7 статьи 15 Закона Ставропольского края.

В связи с этим выводы избирательной комиссии поселка Рыздвяного, территориальной избирательной комиссии Изобильненского района и Избирательной комиссии Ставропольского края, содержащиеся в обжалуемых Постановлениях, о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации И.М. Чернова кандидатом на должность главы поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края, следует признать обоснованными.

Вместе с тем следует отметить, что позиция территориальной избирательной комиссии Изобильненского района, содержащаяся в мотивировочной части обжалуемого постановления, о том, что отсутствие наименования субъекта Российской Федерации и района в адресе места жительства избирателя, поставившего свою подпись в подписном листе, не является основанием для признания такой подписи недействительной, не основана на законе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в подписном листе избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения, а также наряду с иными предусмотренными законом сведениями - адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 названного Федерального закона понятие "адрес места жительства" включает наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 15 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, названным Законом Ставропольского края требований.

Следовательно, указание в подписном листе адреса места жительства избирателя без наименования соответствующего субъекта Российской Федерации и района в силу указанной нормы Закона Ставропольского края является основанием для признания такой подписи недействительной. Данная позиция подтверждается последней судебной практикой.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Жалобу И.М. Чернова на Постановления избирательной комиссии поселка Рыздвяного от 20 октября 2009 г. N 17, территориальной избирательной комиссии Изобильненского района от 26 октября 2009 г. N 36/122 и Избирательной комиссии Ставропольского края от 3 ноября 2009 г. N 44/640 оставить без удовлетворения.

2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

В.Е.ЧУРОВ

Секретарь Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.Е.КОНКИН

[отформатировано: 29.04.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 02.08.2010 редактор НЦПИ - Красных В.Э.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РФ № 11 от 26.11.2009 Стр. 63
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать