Основная информация
Дата опубликования: | 26 ноября 2009г. |
Номер документа: | ru89000200900876 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об утверждении комплексной программы «Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год»
В целях обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой надлежащего качества Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемую комплексную программу «Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год».
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кушнаренко С.Г.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неёлов
от 26 ноября 2009 № 663-А
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Комплексная программа
«Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
комплексная программа «Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
решение протокола рабочего совещания по вопросу обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) питьевой водой при участии вице-губернатора автономного округа от 8 декабря 2008 года
Государственный заказчик Программы
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа
Ответственные исполнители Программы
департамента строительства автономного округа;
департамент по развитию агропромышленного комплекса автономного комплекса;
ОАО «Инвестиционно-строительная компания автономного округа»;
органы местного самоуправления в автономном округе
Разработчики Программы
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа
Цели и задачи Программы
цель Программы: качественное и надёжное обеспечение наиболее экономичным образом населения автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям действующих нормативов и стандартов.
Задачи Программы:
- улучшение действующей инфраструктуры и существующих объектов водного коммунального хозяйства путём реализации конкретных инвестиционных проектов и адресной технической помощи;
- расширение охвата системами канализации и очистки сточных вод, а также водоочистными сооружениями
Сроки и этапы реализации Программы
2009 год
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам по санитарно-химическим и органолептическим показателям.
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам по микробиологическим показателям.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
Доля населённых пунктов (в сельской местности), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
Доля источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, имеющих зоны санитарной охраны.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных канализационными очистными сооружениями.
Доля населённых пунктов (сельских поселений), обеспеченных канализационными очистными сооружениями.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативное обеззараживание сточных вод.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативную очистку сточных вод
Основные направления реализации мероприятий
проектирование и реконструкция необходимых гидротехнических сооружений, водоочистных станций, прокладка и санация трубопроводов систем подачи и распределения воды (перечень программных мероприятий указан в разделе III Программы)
Объёмы и источники финансирования
общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 141, 136 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности
устранение негативного влияния водного фактора на состояние здоровья населения автономного округа, обеспечение городского и сельского населения питьевой водой, отвечающей требованиям стандартов качества, улучшение в связи с этим санитарно-гигиенических условий жизни населения, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема обеспечения населения автономного округа качественной питьевой водой приобретает всё большую остроту.
Интенсивное загрязнение поверхностных и низкое качество подземных источников водоснабжения, отсутствие либо недостаточная надёжность водопроводных, канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияют на качество жизни населения автономного округа, определяют реальную опасность возникновения заболеваний, связанных с избытком или недостатком биогенных элементов, а также приводит к распространению кишечных инфекций и паразитарных заболеваний.
Поверхностные источники питьевого водоснабжения на территории автономного округа характеризуются высокими уровнями химического и микробиологического загрязнения. В 2008 году по автономному округу около 70% поверхностных источников питьевого водоснабжения не отвечали санитарным правилам и нормам, что превышает показатель по России в 1,8 раза, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны - 76% поверхностных источников.
Серьезнейшей проблемой для автономного округа является неудовлетворительное качество водообеспечения сельского населения, использующего поверхностные источники водоснабжения. Водохозяйственная деятельность на всём протяжении реки Обь и её притоков является причиной того, что поверхностные воды приходят на территорию автономного округа с высоким уровнем загрязнения. Кроме того, на территории автономного округа на всём протяжении реки Обь отсутствуют канализационные очистные сооружения, что является одной из основных причин паразитарной загрязнённости поверхностных источников питьевого водоснабжения и заражения рыбы.
В сельских поселениях удельный вес поверхностных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам, составил 78%. Особенно сложная ситуация в Ямальском районе - 100%, в Шурышкарском районе - 100%, в г. Лабытнанги - 100%, в Приуральском районе - 100%, в Тазовском районе - 80%, в Надымском районе - 25%.
Городское население автономного округа и жители некоторых районных центров и посёлков используют воду из подземных источников.
Подземные воды на территории автономного округа не могут быть рекомендованы для питьевого водоснабжения без соответствующей сложной водоподготовки, так как характеризуются низкой минерализацией, высоким содержанием железа, марганца, низким содержанием кальция, магния, фтора, йода, что делает подземные воды «физиологически неполноценными».
Длительное употребление такой воды приводит к нарушению обмена веществ в организме, водно-солевого баланса и является в дальнейшем одной из причин возникновения у населения заболеваний пищеварительного тракта, эндокринной системы и аллергозов.
Антропогенное воздействие на недра, обусловленное всё возрастающим промышленным освоением территории автономного округа, становится в настоящее время мощным фактором, изменяющим условия формирования водоносных систем и влияющей на качественные и количественные показатели состояния подземных вод.
За последние годы в автономном округе практически не изменилась ситуация с источниками водоснабжения и водопроводами, не имеющими зон санитарной охраны. Процент таких объектов составил в 2007 году 76% против 79% в 2006 году. Особенно неблагополучная ситуация остаётся в Ямальском, Тазовском, Красноселькупском, Приуральском и Шурышкарском районах, г. Лабытнанги.
В автономном округе 32% водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений (г. Лабытнанги - 100%, г. Новый Уренгой - 44%, районы Красноселькупский - 100%, Тазовский - 80%, Приуральский - 50%, Надымский - 20%, Пуровский - 18%).
Нерешённой остаётся проблема реконструкции существующих систем водоснабжения и совершенствования технологий водоподготовки, своевременного ремонта и замены изношенных систем.
Несмотря на положительную динамику улучшения качества питьевой воды на территории городов Салехарда, Ноябрьска, Нового Уренгоя, в целом по автономному округу качество питьевой воды остаётся низким. Качество питьевой воды за последние два года ухудшилось на территориях Надымского, Пуровского, Тазовского, Ямальского районов, городов Лабытнанги, Губкинский, Муравленко, о чём свидетельствует рост нестандартных проб воды. Всего 77% населения автономного округа на сегодняшний день получают доброкачественную питьевую воду. В 2007 году 45,9% исследованных проб питьевой воды не отвечали нормативам по санитарно-химическим показателям (в 2006 году - 50,3%), 5,5% по микробиологическим показателям (в 2006 году - 5,9%).
Основными причинами ухудшения качества воды являются повышение концентрации железа вследствие коррозии трубопроводов, высокий процент износа водопроводных сетей, постоянное возникновение аварийных ситуаций и несвоевременное их устранение, некачественное проведение работ аварийными службами. Несвоевременно проводится обеззараживание аварийных участков водопроводных сетей после ремонтных работ, что приводит к вторичному загрязнению в сетях.
Недостаточное муниципальное финансирование строительства объектов коммунального хозяйства не позволяет своевременно привести мощности очистных сооружений к потребностям развивающихся населённых пунктов.
Состояние водоснабжения населения автономного округа и состояние здоровья населения находятся в прямой зависимости. Очевидно влияние качества питьевой воды на уровень инфекционной заболеваемости, особенно в сельских территориях. Уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями по автономному округу составляет 609,7 случаев на 100 тыс. населения при Российском показателе 432,1 случаев на 100 тыс. населения.
Несмотря на то что в муниципальных образованиях в автономном округе ведётся постоянная работа по совершенствованию систем очистки воды по доведению её качества до гигиенических нормативов, коренного улучшения ситуации не происходит.
При сохранении существующего положения дел в рассматриваемой сфере прогноз развития проблемной ситуации является неблагоприятным.
Качество питьевой воды наряду с другими экологическими факторами напрямую влияет не только на качество жизни, состояние здоровья, уровень смертности (особенно детской) и демографическую обстановку, но и на экономический потенциал автономного округа и Российского государства.
Всероссийская политическая партия «Единая Россия» выступила инициатором реализации проекта «Чистая Вода», главной целью которого является решение приоритетной национальной проблемы - увеличение продолжительности жизни россиян до среднеевропейского уровня за счёт обеспечения их недорогой безопасной питьевой водой.
Решение вопросов обеспечения населения безопасной питьевой водой будет содействовать реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также концепции национальной безопасности России и концепции демографической политики России (указы Президента России от 17 декабря 1997 года № 1300 и от 9 октября 2007 года № 1351).
Целесообразность решения проблемы обеспечения населения автономного округа питьевой водой программно-целевым методом на окружном уровне определяется следующими факторами:
- масштабность и государственная значимость проблемы;
- необходимость системного подхода к решению проблемы;
- окружное значение проблемы, что определяет наличие актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти автономного округа, решение которых прямо или косвенно связано с качеством жизни населения;
- потребность в комплексной взаимоувязке мероприятий по обеспечению населения автономного округа питьевой водой;
- соответствие решения проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития автономного округа;
- ресурсоёмкость решения проблемы;
- невозможность решения проблемы в приемлемые сроки за счёт использования лишь действующих рыночных механизмов.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - качественное и надёжное обеспечение наиболее экономичным образом населения автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям действующих нормативов и стандартов.
Цели Программы определяют решаемые в Программе задачи. Среди них наиболее актуальные:
- улучшение действующей инфраструктуры и существующих объектов водного коммунального хозяйства путём реализации конкретных инвестиционных проектов и адресной технической помощи;
- расширение охвата системами канализации и очистки сточных вод, а также водоочистными сооружениями.
Важным вопросом разработанной Программы является выбор целевых индикаторов, позволяющих оценивать ход реализации Программы. В соответствии с основной целью Программы основные целевые индикаторы должны характеризовать безопасность питьевой воды, достаточность и бесперебойность водоснабжения и водоотведения. Безопасность воды понимается как соответствие её качества действующим в России нормативным документам. Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, приведена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Индикаторы безопасности водоснабжения
№
п/п
Индикаторы
Базовое значение индикатора
(2008 год)
2009 год
1.
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам
по санитарно-химическим и органолептическим показателям
69,0 %
69,0%
2.
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам по микробиологическим показателям
91,8 %
91,8%
3.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества
75,0%
75,0%
4.
Доля населённых пунктов (в сельской местности), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества
41,4%
41,4%
5.
Доля источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, имеющих зоны санитарной охраны
24,0%
24,0%
Таблица 2
Индикаторы достаточности и бесперебойности водоотведения
№
п/п
Индикаторы
Базовое значение индикатора
(2008 год)
2009 год
1.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных канализационными очистными сооружениями
85,7 %
85,7%
2.
Доля населённых пунктов (сельских поселений), обеспеченных канализационными очистными сооружениями
15%
15%
3.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативное обеззараживание сточных вод
94%
94%
4.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативную очистку сточных вод
81 %
81%
III. Перечень программных мероприятий
№ п/п
Мероприятия
Ответственные исполнители
Основание для финансирования
Финанси-рование (млн. руб.)
1.
Канализационные очистные сооружения в г. Салехарде производительностью 7000 м3/сут. в блочно-комплектном исполнении (2 очередь)
ОАО «Инвестиционно-
строительная компания
Ямало-Ненецкого
автономного округа»
(заказчик-застройщик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа
6,603
2.
Реконструкция
канализационных
очистных сооружений
в г. Губкинский
(вторая очередь
строительства)
администрация муниципального образования
г. Губкинский
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище»
на 2006 - 2010 годы
50,961
3.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Канализационные очистные сооружения
в п. Ныда Надымского района ЯНАО»
администрация
муниципального
образования Надымский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
0,808
4.
Проектно-
изыскательские работы
по объекту «Канализационные
очистные сооружения,
с. Кутопьюган»
администрация
муниципального
образования Надымский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
0,341
5.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Канализация с. Аксарка
(1-я и 2-я очереди)» Приуральский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования
Приуральский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
2,0
6.
Строительство объекта «Водозаборные сооружения, насосная станция I подъёма и очистные сооружения п. Белоярск» Приуральский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования
Приуральский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
26,120
7.
Строительство объекта «Канализация с. Аксарка
(1-я и 2-я очереди)» Приуральский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования
Приуральский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
4,0
8.
Сети канализации
микрорайона 11 - 12 квартирных жилых
домов в с. Мужи
Шурышкарского района
администрация
муниципального
образования
Шурышкарский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
5,503
9.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Канализационные очистные сооружения в с. Яр-Сале» Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
3,0
10.
Строительство объекта «Канализационные очистные сооружения в с. Яр-Сале» Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище»
на 2006 - 2010 годы
17,0
11.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция водоочистных сооружений до 100 м3/час» в с. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы
1,5
12.
Реконструкция объекта «Водоочистные сооружения до 100 м3/час» в с. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
13,3
13.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция водоочистных сооружений в с. Салемал» Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
4,0
14.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Сооружения водоочистные» в с. Новый Порт, Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
6,0
Итого
141,136
IV. Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации программных мероприятий рассматривается в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном аспекте целевым результатом реализации программных мероприятий является устранение негативного влияния водного фактора на состояние здоровья населения автономного округа, обеспечение городского и сельского населения питьевой водой, отвечающей требованиям стандартов качества, улучшение в связи с этим санитарно-гигиенических условий жизни населения, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. В свою очередь это повысит трудовую активность населения, приведёт к снижению потерь рабочего времени, непроизводственных издержек в сфере здравоохранения и социального страхования.
Основными социальными результатами Программы являются:
повышение надёжности обеспечения населения питьевой водой;
снижение заболеваемости населения от водного фактора, уменьшение суммы выплат из фонда социального страхования и снижения затрат в сфере здравоохранения;
улучшение природной среды и повышение уровня комфортности проживания населения.
В экологическом отношении воздействие намечаемых мероприятий на природную среду носит положительный характер. Важнейшим значением для поверхностных водных объектов является снижение загрязнённости, а именно надлежащая очистка сточных вод, поступающих с канализационных очистных сооружений населённых пунктов.
Ввод новых мощностей канализационных очистных сооружений позволит сократить поступление загрязняющих веществ в водоисточники и значительно улучшить качество воды в поверхностных водных объектах.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об утверждении комплексной программы «Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год»
В целях обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой надлежащего качества Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемую комплексную программу «Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год».
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кушнаренко С.Г.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неёлов
от 26 ноября 2009 № 663-А
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Комплексная программа
«Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
комплексная программа «Обеспечение населения Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой на 2009 год» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
решение протокола рабочего совещания по вопросу обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) питьевой водой при участии вице-губернатора автономного округа от 8 декабря 2008 года
Государственный заказчик Программы
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа
Ответственные исполнители Программы
департамента строительства автономного округа;
департамент по развитию агропромышленного комплекса автономного комплекса;
ОАО «Инвестиционно-строительная компания автономного округа»;
органы местного самоуправления в автономном округе
Разработчики Программы
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа
Цели и задачи Программы
цель Программы: качественное и надёжное обеспечение наиболее экономичным образом населения автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям действующих нормативов и стандартов.
Задачи Программы:
- улучшение действующей инфраструктуры и существующих объектов водного коммунального хозяйства путём реализации конкретных инвестиционных проектов и адресной технической помощи;
- расширение охвата системами канализации и очистки сточных вод, а также водоочистными сооружениями
Сроки и этапы реализации Программы
2009 год
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам по санитарно-химическим и органолептическим показателям.
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам по микробиологическим показателям.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
Доля населённых пунктов (в сельской местности), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
Доля источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, имеющих зоны санитарной охраны.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных канализационными очистными сооружениями.
Доля населённых пунктов (сельских поселений), обеспеченных канализационными очистными сооружениями.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативное обеззараживание сточных вод.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативную очистку сточных вод
Основные направления реализации мероприятий
проектирование и реконструкция необходимых гидротехнических сооружений, водоочистных станций, прокладка и санация трубопроводов систем подачи и распределения воды (перечень программных мероприятий указан в разделе III Программы)
Объёмы и источники финансирования
общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 141, 136 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности
устранение негативного влияния водного фактора на состояние здоровья населения автономного округа, обеспечение городского и сельского населения питьевой водой, отвечающей требованиям стандартов качества, улучшение в связи с этим санитарно-гигиенических условий жизни населения, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема обеспечения населения автономного округа качественной питьевой водой приобретает всё большую остроту.
Интенсивное загрязнение поверхностных и низкое качество подземных источников водоснабжения, отсутствие либо недостаточная надёжность водопроводных, канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияют на качество жизни населения автономного округа, определяют реальную опасность возникновения заболеваний, связанных с избытком или недостатком биогенных элементов, а также приводит к распространению кишечных инфекций и паразитарных заболеваний.
Поверхностные источники питьевого водоснабжения на территории автономного округа характеризуются высокими уровнями химического и микробиологического загрязнения. В 2008 году по автономному округу около 70% поверхностных источников питьевого водоснабжения не отвечали санитарным правилам и нормам, что превышает показатель по России в 1,8 раза, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны - 76% поверхностных источников.
Серьезнейшей проблемой для автономного округа является неудовлетворительное качество водообеспечения сельского населения, использующего поверхностные источники водоснабжения. Водохозяйственная деятельность на всём протяжении реки Обь и её притоков является причиной того, что поверхностные воды приходят на территорию автономного округа с высоким уровнем загрязнения. Кроме того, на территории автономного округа на всём протяжении реки Обь отсутствуют канализационные очистные сооружения, что является одной из основных причин паразитарной загрязнённости поверхностных источников питьевого водоснабжения и заражения рыбы.
В сельских поселениях удельный вес поверхностных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам, составил 78%. Особенно сложная ситуация в Ямальском районе - 100%, в Шурышкарском районе - 100%, в г. Лабытнанги - 100%, в Приуральском районе - 100%, в Тазовском районе - 80%, в Надымском районе - 25%.
Городское население автономного округа и жители некоторых районных центров и посёлков используют воду из подземных источников.
Подземные воды на территории автономного округа не могут быть рекомендованы для питьевого водоснабжения без соответствующей сложной водоподготовки, так как характеризуются низкой минерализацией, высоким содержанием железа, марганца, низким содержанием кальция, магния, фтора, йода, что делает подземные воды «физиологически неполноценными».
Длительное употребление такой воды приводит к нарушению обмена веществ в организме, водно-солевого баланса и является в дальнейшем одной из причин возникновения у населения заболеваний пищеварительного тракта, эндокринной системы и аллергозов.
Антропогенное воздействие на недра, обусловленное всё возрастающим промышленным освоением территории автономного округа, становится в настоящее время мощным фактором, изменяющим условия формирования водоносных систем и влияющей на качественные и количественные показатели состояния подземных вод.
За последние годы в автономном округе практически не изменилась ситуация с источниками водоснабжения и водопроводами, не имеющими зон санитарной охраны. Процент таких объектов составил в 2007 году 76% против 79% в 2006 году. Особенно неблагополучная ситуация остаётся в Ямальском, Тазовском, Красноселькупском, Приуральском и Шурышкарском районах, г. Лабытнанги.
В автономном округе 32% водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений (г. Лабытнанги - 100%, г. Новый Уренгой - 44%, районы Красноселькупский - 100%, Тазовский - 80%, Приуральский - 50%, Надымский - 20%, Пуровский - 18%).
Нерешённой остаётся проблема реконструкции существующих систем водоснабжения и совершенствования технологий водоподготовки, своевременного ремонта и замены изношенных систем.
Несмотря на положительную динамику улучшения качества питьевой воды на территории городов Салехарда, Ноябрьска, Нового Уренгоя, в целом по автономному округу качество питьевой воды остаётся низким. Качество питьевой воды за последние два года ухудшилось на территориях Надымского, Пуровского, Тазовского, Ямальского районов, городов Лабытнанги, Губкинский, Муравленко, о чём свидетельствует рост нестандартных проб воды. Всего 77% населения автономного округа на сегодняшний день получают доброкачественную питьевую воду. В 2007 году 45,9% исследованных проб питьевой воды не отвечали нормативам по санитарно-химическим показателям (в 2006 году - 50,3%), 5,5% по микробиологическим показателям (в 2006 году - 5,9%).
Основными причинами ухудшения качества воды являются повышение концентрации железа вследствие коррозии трубопроводов, высокий процент износа водопроводных сетей, постоянное возникновение аварийных ситуаций и несвоевременное их устранение, некачественное проведение работ аварийными службами. Несвоевременно проводится обеззараживание аварийных участков водопроводных сетей после ремонтных работ, что приводит к вторичному загрязнению в сетях.
Недостаточное муниципальное финансирование строительства объектов коммунального хозяйства не позволяет своевременно привести мощности очистных сооружений к потребностям развивающихся населённых пунктов.
Состояние водоснабжения населения автономного округа и состояние здоровья населения находятся в прямой зависимости. Очевидно влияние качества питьевой воды на уровень инфекционной заболеваемости, особенно в сельских территориях. Уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями по автономному округу составляет 609,7 случаев на 100 тыс. населения при Российском показателе 432,1 случаев на 100 тыс. населения.
Несмотря на то что в муниципальных образованиях в автономном округе ведётся постоянная работа по совершенствованию систем очистки воды по доведению её качества до гигиенических нормативов, коренного улучшения ситуации не происходит.
При сохранении существующего положения дел в рассматриваемой сфере прогноз развития проблемной ситуации является неблагоприятным.
Качество питьевой воды наряду с другими экологическими факторами напрямую влияет не только на качество жизни, состояние здоровья, уровень смертности (особенно детской) и демографическую обстановку, но и на экономический потенциал автономного округа и Российского государства.
Всероссийская политическая партия «Единая Россия» выступила инициатором реализации проекта «Чистая Вода», главной целью которого является решение приоритетной национальной проблемы - увеличение продолжительности жизни россиян до среднеевропейского уровня за счёт обеспечения их недорогой безопасной питьевой водой.
Решение вопросов обеспечения населения безопасной питьевой водой будет содействовать реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также концепции национальной безопасности России и концепции демографической политики России (указы Президента России от 17 декабря 1997 года № 1300 и от 9 октября 2007 года № 1351).
Целесообразность решения проблемы обеспечения населения автономного округа питьевой водой программно-целевым методом на окружном уровне определяется следующими факторами:
- масштабность и государственная значимость проблемы;
- необходимость системного подхода к решению проблемы;
- окружное значение проблемы, что определяет наличие актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти автономного округа, решение которых прямо или косвенно связано с качеством жизни населения;
- потребность в комплексной взаимоувязке мероприятий по обеспечению населения автономного округа питьевой водой;
- соответствие решения проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития автономного округа;
- ресурсоёмкость решения проблемы;
- невозможность решения проблемы в приемлемые сроки за счёт использования лишь действующих рыночных механизмов.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - качественное и надёжное обеспечение наиболее экономичным образом населения автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям действующих нормативов и стандартов.
Цели Программы определяют решаемые в Программе задачи. Среди них наиболее актуальные:
- улучшение действующей инфраструктуры и существующих объектов водного коммунального хозяйства путём реализации конкретных инвестиционных проектов и адресной технической помощи;
- расширение охвата системами канализации и очистки сточных вод, а также водоочистными сооружениями.
Важным вопросом разработанной Программы является выбор целевых индикаторов, позволяющих оценивать ход реализации Программы. В соответствии с основной целью Программы основные целевые индикаторы должны характеризовать безопасность питьевой воды, достаточность и бесперебойность водоснабжения и водоотведения. Безопасность воды понимается как соответствие её качества действующим в России нормативным документам. Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, приведена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Индикаторы безопасности водоснабжения
№
п/п
Индикаторы
Базовое значение индикатора
(2008 год)
2009 год
1.
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам
по санитарно-химическим и органолептическим показателям
69,0 %
69,0%
2.
Процент проб питьевой воды, отвечающих нормативам по микробиологическим показателям
91,8 %
91,8%
3.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества
75,0%
75,0%
4.
Доля населённых пунктов (в сельской местности), обеспеченных питьевой водой надлежащего качества
41,4%
41,4%
5.
Доля источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, имеющих зоны санитарной охраны
24,0%
24,0%
Таблица 2
Индикаторы достаточности и бесперебойности водоотведения
№
п/п
Индикаторы
Базовое значение индикатора
(2008 год)
2009 год
1.
Доля населённых пунктов (городов), обеспеченных канализационными очистными сооружениями
85,7 %
85,7%
2.
Доля населённых пунктов (сельских поселений), обеспеченных канализационными очистными сооружениями
15%
15%
3.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативное обеззараживание сточных вод
94%
94%
4.
Доля очистных сооружений, проводящих нормативную очистку сточных вод
81 %
81%
III. Перечень программных мероприятий
№ п/п
Мероприятия
Ответственные исполнители
Основание для финансирования
Финанси-рование (млн. руб.)
1.
Канализационные очистные сооружения в г. Салехарде производительностью 7000 м3/сут. в блочно-комплектном исполнении (2 очередь)
ОАО «Инвестиционно-
строительная компания
Ямало-Ненецкого
автономного округа»
(заказчик-застройщик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа
6,603
2.
Реконструкция
канализационных
очистных сооружений
в г. Губкинский
(вторая очередь
строительства)
администрация муниципального образования
г. Губкинский
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище»
на 2006 - 2010 годы
50,961
3.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Канализационные очистные сооружения
в п. Ныда Надымского района ЯНАО»
администрация
муниципального
образования Надымский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
0,808
4.
Проектно-
изыскательские работы
по объекту «Канализационные
очистные сооружения,
с. Кутопьюган»
администрация
муниципального
образования Надымский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
0,341
5.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Канализация с. Аксарка
(1-я и 2-я очереди)» Приуральский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования
Приуральский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
2,0
6.
Строительство объекта «Водозаборные сооружения, насосная станция I подъёма и очистные сооружения п. Белоярск» Приуральский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования
Приуральский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
26,120
7.
Строительство объекта «Канализация с. Аксарка
(1-я и 2-я очереди)» Приуральский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования
Приуральский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований
4,0
8.
Сети канализации
микрорайона 11 - 12 квартирных жилых
домов в с. Мужи
Шурышкарского района
администрация
муниципального
образования
Шурышкарский район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
5,503
9.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Канализационные очистные сооружения в с. Яр-Сале» Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
3,0
10.
Строительство объекта «Канализационные очистные сооружения в с. Яр-Сале» Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище»
на 2006 - 2010 годы
17,0
11.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция водоочистных сооружений до 100 м3/час» в с. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы
1,5
12.
Реконструкция объекта «Водоочистные сооружения до 100 м3/час» в с. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
13,3
13.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция водоочистных сооружений в с. Салемал» Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
4,0
14.
Проектно-изыскательские работы по объекту «Сооружения водоочистные» в с. Новый Порт, Ямальский район, ЯНАО
администрация
муниципального
образования Ямальский
район
(заказчик)
Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа,
подпрограмма «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года» окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы
6,0
Итого
141,136
IV. Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации программных мероприятий рассматривается в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном аспекте целевым результатом реализации программных мероприятий является устранение негативного влияния водного фактора на состояние здоровья населения автономного округа, обеспечение городского и сельского населения питьевой водой, отвечающей требованиям стандартов качества, улучшение в связи с этим санитарно-гигиенических условий жизни населения, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. В свою очередь это повысит трудовую активность населения, приведёт к снижению потерь рабочего времени, непроизводственных издержек в сфере здравоохранения и социального страхования.
Основными социальными результатами Программы являются:
повышение надёжности обеспечения населения питьевой водой;
снижение заболеваемости населения от водного фактора, уменьшение суммы выплат из фонда социального страхования и снижения затрат в сфере здравоохранения;
улучшение природной среды и повышение уровня комфортности проживания населения.
В экологическом отношении воздействие намечаемых мероприятий на природную среду носит положительный характер. Важнейшим значением для поверхностных водных объектов является снижение загрязнённости, а именно надлежащая очистка сточных вод, поступающих с канализационных очистных сооружений населённых пунктов.
Ввод новых мощностей канализационных очистных сооружений позволит сократить поступление загрязняющих веществ в водоисточники и значительно улучшить качество воды в поверхностных водных объектах.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Красный Север" № 138 от 03.12.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 050.040.000 Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, 050.000.000 ТАРИФЫ В ОБЛАСТИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ,СНАБЖЕНИЕ ТОПЛИВОМ, 050.040.070 Водоснабжение, 050.040.070 Осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей (см. также 160.020.010; 160.020.020), 050.000.000 Жилище |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: