Основная информация

Дата опубликования: 27 января 2011г.
Номер документа: RU89000201100080
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О разработке, утверждении и реализации окружных долгосрочных целевых программ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

О разработке, утверждении и реализации окружных долгосрочных целевых программ

Документ утратил силу:

-постановлением Правительства автономного округа от 30.05.2013 № 377-П

Документ с внесенными изменениями:

-постановление Правительства автономного округа от 28.02.2011 № 98-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.12.2011 № 917-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.03.2013 № 169-П

В целях реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года № 121-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить:

Порядок разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ согласно приложению № 1;

график разработки и утверждения окружных долгосрочных целевых программ согласно приложению № 2.

2. Признать утратившими силу:

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года № 463-А «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ»;

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2010 года № 159-А «О внесении изменений в постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года № 463-А».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа                                                                                                                Д.Н. Кобылкин

от 27 января 2011 г. № 25-П

1

Приложение № 1

УТВЕРЖДЁН

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изм. от 28.02.2011 № 98-П)

(с изм. от 12.12.2011 № 917-П)

(с изм. от 18.03.2013 № 169-П)

ПОРЯДОК

разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ (далее – Порядок) определяет основные принципы разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ, а также механизм взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ), ответственными за разработку и реализацию указанных программ в соответствующих сферах деятельности.

Окружная долгосрочная целевая программа (далее – Программа) – комплекс мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям, обеспечивающих эффективное решение проблем развития экономики и социальной сферы автономного округа, реализуемых за счёт средств окружного бюджета.

1.2. Программы утверждаются на срок более двух лет.

1.3. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач Программы. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Содержательная часть подпрограмм формируется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке Программы согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее – Методические рекомендации).

1.4. Программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для автономного округа социальных, инвестиционных и научно-технических проектов, носящих межотраслевой и межмуниципальный характер.

1.5. Дублирование мероприятий в различных Программах не допускается.

1.6. Государственным заказчиком Программы (далее – госзаказчик) является исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий государственную политику в установленной сфере деятельности.

При межотраслевом характере Программы утверждается несколько госзаказчиков Программы и государственный заказчик-координатор (далее –госзаказчик-координатор) Программы, организующий взаимодействие госзаказчиков по подготовке и реализации Программы.

Госзаказчик Программы (госзаказчик-координатор) в соответствии с действующим законодательством несёт ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, координацию действий органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе (далее – муниципальные образования), ответственных за выполнение её мероприятий, управление исполнителями Программы, обеспечение целевого и эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию Программы.

1.7. Госзаказчиком Программ (подпрограмм), в которых предусматривается капитальное строительство (реконструкция) объектов, определяется департамент строительства и жилищной политики автономного округа.

1.8. Госзаказчик Программы (госзаказчик-координатор) может передавать подведомственным ему окружным государственным учреждениям автономного округа (далее – государственные учреждения) часть своих функций. Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы автономными учреждениями и бюджетными учреждениями, не являющимися получателями бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством, осуществляется путём предоставления субсидий на иные цели в порядке и на условиях, определяемых Правительством автономного округа при утверждении Программы.

1.9. В работе с Программами выделяются следующие этапы:

- отбор проблем для программной разработки;

- разработка проекта Программы;

- оценка проекта Программы;

- утверждение Программы;

- реализация Программы, организация управления Программой и контроль за ходом её выполнения;

- проведение оценки эффективности и результативности реализации Программы;

- подготовка предложений по изменению (корректировке), досрочному прекращению Программы.

1.10. Сроки разработки и утверждения Программ должны соответствовать графику согласно приложению № 2 к настоящему постановлению. Указанные сроки могут быть изменены при изменении сроков, установленных постановлением Правительства автономного округа об утверждении Положения о разработке прогноза социально-экономического развития автономного округа и проекта закона автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

1.11. Методическое руководство и координация работы в процессе разработки Программ, оценки эффективности и результативности, а также мониторинг реализации Программ осуществляется департаментом экономики автономного округа (далее – департамент экономики).

II. Отбор проблем для программной разработки

2.1. Инициаторами постановки проблем для решения программным методом на окружном уровне могут выступать органы государственной власти автономного округа, Губернатор автономного округа.

2.2. Отбор проблем для их программной разработки и решения на окружном уровне определяется следующими критериями:

- значимость проблемы и её соответствие приоритетам и целям социально-экономического развития автономного округа;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счёт использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для её решения;

- необходимость межотраслевой и межмуниципальной координации действий в решении системной проблемы социально-экономического развития автономного округа;

- соответствие задач, намеченных к решению в Программе, полномочиям и сферам деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа.

III. Разработка и утверждение Программы

3.1. Разработка Программы (организация разработки) производится госзаказчиком Программы (госзаказчиком-координатором для Программ, имеющих более одного госзаказчика).

3.2. Госзаказчик Программы (госзаказчик-координатор для Программ, имеющих более одного госзаказчика) подготавливает проект нормативного правового акта Правительства автономного округа об утверждении Программы.

3.3. Госзаказчик Программы (подпрограммы):

- разрабатывает проект Программы с учётом предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в рамках их компетенции) в соответствии с Методическими рекомендациями или подготавливает исходное задание на её разработку и координирует действия разработчиков, (с изм. от 28.02.2011 № 98-П)

- осуществляет оценку предполагаемой эффективности и результативности Программы (подпрограммы) в установленном порядке.

3.4. Разработанный проект Программы госзаказчик (госзаказчик-координатор) направляет на согласование в департамент экономики.

3.5. К проекту нормативного правового акта Правительства автономного округа об утверждении Программы прилагаются:

- пояснительная записка;

- лист согласования Программы с госзаказчиками (для Программ, имеющих более одного госзаказчика) и иными исполнительными органами государственной власти автономного округа, осуществляющими полномочия в соответствующих сферах деятельности;

- финансово-экономические обоснования потребности в финансовых ресурсах для каждого программного мероприятия и целесообразности его проведения для достижения установленных Программой целей;

- обоснование возможности привлечения (помимо средств окружного бюджета) средств федерального бюджета и внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы и описание механизмов привлечения этих средств;

- заключение на предмет наличия инновационных мероприятий и (или) проектов при реализации Программы, целесообразности включения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ в Программу департамента по науке и инновациям автономного округа (по Программам, имеющим в своём составе инновационные или научные мероприятия);

- заключение государственной экологической экспертизы (по Программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду);

- итоги оценки ожидаемой результативности Программы в соответствии с порядком проведения оценки результативности проектов целевых программ, установленных нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

- заключение департамента информационных технологий и связи автономного округа на предмет целесообразности проведения мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (по Программам, имеющим в своём составе такие мероприятия). (абзац в ред. от 18.03.2013 № 169-П)

3.6. Департамент экономики рассматривает представленный проект Программы на предмет соответствия:

- критериям отбора проблем для программной разработки, изложенным в пункте 2.2 настоящего Порядка;

- требованиям, определённым настоящим Порядком.

Кроме того, департамент экономики проверяет итоги оценки ожидаемой результативности Программы в соответствии с порядком проведения оценки результативности проектов Программ, установленных нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

3.7. Департамент экономики вправе возвратить проект Программы на доработку при несоблюдении требований Методических рекомендаций.

3.8. Согласованный департаментом экономики проект Программы направляется госзаказчику (госзаказчику-координатору).

3.9. Госзаказчик (госзаказчик-координатор) Программы направляет проект Программы на рассмотрение в департамент финансов автономного округа (далее – департамент финансов).

3.10. Согласованный проект Программы либо заключение с замечаниями и предложениями по корректировке проекта Программы направляется департаментом финансов госзаказчику (госзаказчику-координатору).

3.11. После согласования с департаментом экономики и департаментом финансов госзаказчик (госзаказчик-координатор) Программы направляет проект Программы на экспертизу в Счётную палату автономного округа.

3.12. Согласованный в установленном порядке проект Программы включается департаментом экономики в состав перечня Программ, предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде для рассмотрения Комиссией по бюджетным проектировкам, в соответствии с рейтингом, присвоенным по итогам оценки эффективности Программы реализации.

При условии положительного решения комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период о включении проекта разрабатываемой Программы в перечень бюджетных целевых программ, предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде, проект Программы выносится госзаказчиком (госзаказчиком-координатором) на утверждение Правительством автономного округа с учётом требований Инструкции по делопроизводству в Правительстве автономного округа, утверждённой постановлением Правительства автономного округа от 14 октября 2010 года № 300-П.

IV. Управление реализацией Программы и контроль

за ходом её выполнения

4.1. Процесс реализации Программы включает в себя выполнение мероприятий, посредством целевого и эффективного использования бюджетных средств и других ресурсов, отчётность.

4.2. Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются госзаказчиком (госзаказчиком-координатором).

Реализация Программы осуществляется на основе государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключаемых госзаказчиком Программы или органом местного самоуправления муниципального образования с исполнителями программных мероприятий.

4.3. Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

4.4. Госзаказчик (госзаказчик-координатор) ежегодно, до 01 сентября, готовит предложения о внесении изменений в постановление об утверждении Программы в части приведения объёмов финансирования Программы на очередной финансовый год в соответствие с решением комиссии по бюджетным проектировкам о финансировании Программ в очередном году и плановом периоде. При этом корректировке подлежат показатели (индикаторы) эффективности реализации Программы и при необходимости мероприятия, задачи и цели Программы.

4.5. Госзаказчик (госзаказчик-координатор) Программы ежегодно, в двухнедельный срок после принятия закона об окружном бюджете на очередной год и на плановый период, формирует перечень мероприятий и перечень имущества, приобретаемого в рамках Программы за счёт средств окружного бюджета на очередной финансовый год, в форме приложений к Программе. Перечень мероприятий детализируется по направлениям и объёмам финансирования (с указанием государственных учреждений, которым госзаказчик передаёт свои функции по реализации мероприятий и с учётом средств, направляемых в бюджеты муниципальных образований в форме субсидий, распределённых в установленном порядке по мероприятиям и муниципальным образованиям) по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

В перечень имущества включается имущество, стоимостью свыше 100 000 рублей, а также автомототранспортные средства, самоходные машины, независимо от их стоимости. В перечень имущества не включается имущество, приобретаемое за счёт средств, переданных в виде субсидий местному бюджету. Перечень имущества составляется по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку и должен быть предварительно согласован с департаментом имущественных отношений автономного округа.

4.6. В случае внесения в течение текущего года изменений в закон автономного округа об окружном бюджете на очередной год и на плановый период в части объёмов финансирования Программы госзаказчик (госзаказчик- координатор) Программ в течение двух недель (но не позднее недели до последнего заседания Правительства автономного округа в текущем году) выносит на рассмотрение Правительства автономного округа соответствующие изменения в Программу.

4.7. Реализация мероприятий Программ, в которых предусматривается капитальное строительство (реконструкция) объектов, в том числе предоставление межбюджетных субсидий муниципальным образованиям, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы автономного округа.

Изменения, вносимые департаментом строительства и жилищной политики автономного округа в перечень объектов капитального строительства Адресной инвестиционной программы автономного округа в течение финансового года, включая объёмы финансирования, предварительно согласовываются с госзаказчиками-координаторами Программ.

4.8. Программы могут реализовываться за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных госзаказчикам (госзаказчикам-координаторам) Программы, а также средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий. Межбюджетные субсидии за счёт средств окружного бюджета выделяются бюджетам муниципальных образований в рамках Программ при соблюдении муниципальными образованиями следующих общих условий:

- наличие необходимой нормативной правовой базы для реализации аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ;

- наличие долгосрочных муниципальных целевых программ, аналогичных Программам (подпрограммам), и предоставление обязательства муниципального образования по их финансированию.

4.9. Дополнительные условия предоставления, методики расчёта межбюджетных субсидий на реализацию Программ и критерии их распределения разрабатываются госзаказчиками (госзаказчиками-координаторами) Программ и утверждаются в соответствующих Программах.

4.10. Реализация Программ за счёт средств окружного бюджета, передаваемых бюджетам муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий, осуществляется в соответствии с условиями Соглашения (исключая Программы (мероприятия Программ), предусматривающие капитальное строительство (реконструкцию) объектов), заключаемого госзаказчиками (госзаказчиками-координаторами) Программ с муниципальными образованиями ежегодно, до 01 марта очередного года. Неотъемлемой частью Соглашения является приложение, содержащее обязательства органов местного самоуправления по финансированию аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ (исключая программы, предусматривающие капитальное строительство (реконструкцию) объектов) в объёмах, не менее 3% от объёма межбюджетных субсидий на реализацию Программ, доведённого муниципальному образованию.

4.11. Для привлечения дополнительного финансирования Программ госзаказчики формируют бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования мероприятий аналогичных федеральных целевых программ, реализуемых на территории автономного округа.

4.12. Формирование перечня Программ, намечаемых к финансированию из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется в следующем порядке:

4.12.1. Перечень Программ, предлагаемых к финансированию из окружного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, формируется в порядке и в сроки, устанавливаемые постановлением Правительства автономного округа об утверждении Положения о разработке прогноза социально-экономического развития автономного округа и проекта закона автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

4.12.2. Госзаказчики (госзаказчики-координаторы) Программ формируют бюджетные заявки по финансированию Программ на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку и представляют их в установленном порядке в департамент экономики. Бюджетные заявки формируются с учётом предложений, представленных муниципальными образованиями и отобранных на конкурсной основе госзаказчиками Программ с учётом хода реализации Программ в текущем году, и содержат необходимые

финансовые обоснования по мероприятиям, а также уточнённые показатели эффективности Программы на соответствующий год.

4.12.3. Формирование перечня Программ, подлежащих к финансированию за счёт средств окружного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, производится департаментом экономики, исходя из итогов интегральной оценки результативности Программы в отчётном году в соответствии с нормативным правовым актом Правительства автономного округа об оценке эффективности и результативности Программ.

4.12.4. В целях осуществления конкурсного распределения средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программ в очередном финансовом году, органы местного самоуправления в автономном округе до 01 июля текущего финансового года представляют госзаказчикам Программ документы, перечень которых устанавливается приказом руководителя исполнительного органа государственной власти автономного округа, являющегося госзаказчиком соответствующей Программы.

Комиссии, созданные госзаказчиками Программ для осуществления конкурсного отбора, до 01 августа текущего года рассматривают представленные органами местного самоуправления в автономном округе документы и принимают решение об итогах распределения средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программ в очередном финансовом году. Решения комиссий оформляются протоколом.

4.12.5. При изменении объёма финансирования Программ в процессе формирования проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период конкурсные комиссии корректируют распределение средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программ, и представляют информацию в департамент экономики.

4.13. Оформление имущества, приобретаемого в рамках реализации Программ, осуществляется в следующем порядке:

4.13.1. Имущество, приобретаемое в рамках реализации Программ за счёт средств окружного бюджета для органов государственной власти автономного округа, государственных учреждений автономного округа, независимо от стоимости, подлежит оформлению в государственную собственность автономного округа.

4.13.2. Указанное имущество может находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения, а также в федеральной собственности и использоваться для решения вопросов федерального значения.

В этом случае оформлению в государственную собственность автономного округа подлежат основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей, а также автомототранспортные средства, самоходные машины, независимо от их стоимости.

Данное имущество впоследствии подлежит передаче в муниципальную собственность либо федеральную в порядке, определённом действующим законодательством.

4.13.3. Имущество, приобретаемое за счёт средств окружного бюджета, переданных в форме субсидий в бюджеты муниципальных образований, подлежит оформлению в собственность муниципальных образований.

- Госзаказчик Программы в двухнедельный срок со дня исполнения обязательств по договорам, предметом которых является приобретение имущества, указанного в подпунктах 4.13.1 и 4.13.2 настоящего Порядка (за исключением жилых помещений), представляет в департамент имущественных отношений автономного округа документы, подтверждающие исполнение обязательств контрагентами, в порядке, определённом постановлением Администрации автономного округа от 06 марта 2008 года № 88-А «Об организации учёта и ведения реестра государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа», для внесения необходимых данных в Реестр государственного имущества автономного округа. (с изм. от 12.12.2011 № 917-П)

4.13.4. Госзаказчик Программы в двухнедельный срок со дня исполнения обязательств по договорам, предметом которых является приобретение жилых помещений, подлежащих оформлению в государственную собственность автономного округа, представляет в департамент имущественных отношений автономного округа указанные договоры с приложением документов, подтверждающих исполнение обязательств контрагентами, а также иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, автономного округа для государственной регистрации права собственности автономного округа и внесения необходимых данных в реестр объектов государственного жилищного фонда автономного округа.

4.13.5. Потребляемое имущество, а также основные средства стоимостью менее 100 000 рублей, за исключением автомототранспортных средств, самоходных машин, приобретённые в рамках исполнения Программ, которые могут находиться в муниципальной собственности, и используемые для решения вопросов местного значения, либо в федеральной собственности и используемые для решения вопросов федерального значения, не подлежат оформлению в государственную собственность автономного округа и подлежат списанию с баланса организаций, являющихся государственными заказчиками Программ (покупателей имущества), после передачи имущества получателям. Организации, получившие имущество в соответствии с утверждёнными Программами, учитывают его на балансе как безвозмездно полученное в порядке, определённом действующими нормативными правовыми актами.

4.14. Контроль за ходом выполнения Программы.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется по двум направлениям:

- мониторинг отчётности по выполнению мероприятий Программ, включая ожидаемую оценку выполнения программных мероприятий;

- оценка эффективности реализации Программ за прошедший год и для Программ, закончивших свою реализацию в отчётном году, оценка эффективности за весь период реализации.

4.15. Сроки и состав отчётности о выполнении программных мероприятий:

4.15.1. Муниципальные образования представляют госзаказчикам Программ ежемесячно отчётность о выполнении мероприятий Программ, получении и использовании финансовых ресурсов с пояснительной запиской о результатах выполнения программных мероприятий в натуральных показателях и причинами невыполнения запланированных программных мероприятий. Сроки и формы отчётности устанавливаются Соглашением.

4.15.2. Муниципальные образования представляют госзаказчикам Программ ежеквартально отчётность о выполнении мероприятий долгосрочных муниципальных целевых программ, аналогичных Программам, в сроки и по форме, прилагаемой к Соглашению, с пояснительной запиской о результатах выполнения программных мероприятий в натуральных показателях. Периодичность представления отчётности может быть изменена госзаказчиком программ в соответствии с условиями Соглашения.

4.15.3. Госзаказчики Программ, в которых предусмотрено более одного госзаказчика (исключая департамент строительства и жилищной политики автономного округа), ежеквартально представляют госзаказчикам-координаторам отчёты о выполнении программных мероприятий.

Отчёт представляется по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку с пояснительной запиской о результатах выполнения программных мероприятий в натуральных показателях и причинами невыполнения запланированных программных мероприятий.

Срок представления отчётности – до 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

4.15.4. Госзаказчики Программ (госзаказчики-координаторы, если в Программе предусмотрено более одного госзаказчика) ежеквартально представляют в департамент экономики отчёты о выполнении программных мероприятий за счёт средств окружного бюджета.

Отчёт представляется по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку с пояснительной запиской о результатах выполнения программных мероприятий в натуральных показателях и причинами невыполнения запланированных программных мероприятий.

Срок представления отчётности – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

4.15.5. Департамент строительства и жилищной политики автономного округа представляет госзаказчикам (госзаказчикам-координаторам) Программ отчётность по объектам Адресной инвестиционной программы автономного округа с конъюнктурным обзором и пояснительной запиской о выполнении мероприятий Программ, получении и использовании финансовых ресурсов в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств:

- за отчётный месяц – 10-го числа месяца, следующего за отчётным;

- за отчётный квартал – 17-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом;

- за отчётный год – 18-го числа месяца, следующего за отчётным годом.

4.15.6. Департамент строительства и жилищной политики автономного округа до 25 сентября текущего года представляет госзаказчикам Программ ожидаемую оценку исполнения Программ за год по объектам Адресной инвестиционной программы автономного округа.

4.15.7. Госзаказчики Программ представляют в департамент экономики отчёты о выполнении долгосрочных муниципальных целевых программ, реализуемых на территориях муниципальных районов и городских округов автономного округа за счёт средств местного бюджета, аналогичных Программам с пояснительной запиской о результатах выполнения программных мероприятий в натуральных показателях. Срок представления отчётности – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным, согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.

4.15.8. В случае непредставления госзаказчиками (государственными заказчиками-координаторами) Программ отчётов, предусмотренных настоящим Порядком, в установленные сроки департамент экономики вправе обратиться в департамент финансов с предложением о приостановлении операций по лицевым счетам соответствующего госзаказчика (госзаказчика-координатора) Программы.

4.15.9. Департамент финансов автономного округа ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, направляет в департамент экономики информацию согласно приложениям №№ 7, 8 к настоящему Порядку.

4.15.10. Департамент экономики ежеквартально представляет в департамент финансов отчёты о выполнении программных мероприятий. Отчёт представляется по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.

Срок представления отчётности – до 5-го числа второго месяца, следующего за отчётным периодом.

4.15.11. Госзаказчики Программ (госзаказчики-координаторы, если в Программе предусмотрено более одного госзаказчика) на основании запроса департамента экономики представляют ожидаемую оценку исполнения Программ за год с учётом информации, полученной от госзаказчиков (если в Программе предусмотрено более одного госзаказчика) и муниципальных образований. Информация представляется согласно приложению № 9 к настоящему Порядку.

4.15.12. В срок, определённый департаментом финансов, департамент экономики формирует и направляет в их адрес ожидаемую оценку исполнения Программ за год согласно приложению № 9 к настоящему Порядку.

4.15.13. Госзаказчики (госзаказчики-координаторы) Программ до 01 февраля каждого года направляют в департамент экономики доклады о реализации Программ и эффективности использования финансовых средств.

Доклады должны содержать следующую информацию:

- характеристика Программы (наименование, разработчик Программы, госзаказчики Программы, объёмы финансирования в целом по Программе по годам её реализации, основные цели и задачи Программы, краткое описание основных мероприятий Программы, увязанное с финансированием);

- описание достигнутых результатов Программы, включая анализ причин невыполнения (перевыполнения) контрольных значений целевых индикаторов;

- объём привлечённых средств федерального бюджета, внебюджетных источников;

- анализ проблем, возникших при реализации Программы, включая предложения по их решению;

- копии актов проверок реализации Программы (в случае, если они проводились);

- расчёты и результаты оценки эффективности Программы, осуществлённой в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности целевых программ, установленным нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

4.15.14. Департамент экономики с учётом Порядка проведения оценки эффективности целевых программ, установленного нормативным правовым актом Правительства автономного округа, до 01 апреля текущего года подготавливает и представляет в Правительство автономного округа доклад о ходе реализации Программ за отчётный год.

По результатам оценки доклада о ходе реализации Программ за отчётный год Правительством автономного округа не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о бюджете в Законодательное Собрание автономного округа могут быть приняты следующие решения:

- о корректировке целей и срока реализации Программы, перечня программных мероприятий;

- о замене госзаказчика (госзаказчика-координатора Программы), об изменении форм и методов управления реализацией Программы;

- о сокращении финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета на очередной финансовый год;

- о досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).

1

Приложение № 1

к Порядку разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Методические рекомендации по разработке Программы

1. Программа разрабатывается в виде единого документа, который содержит следующие разделы:

- паспорт Программы;

- характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа;

- основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы;

- перечень программных мероприятий;

- ресурсное обеспечение Программы;

- порядок и условия предоставления субсидий на иные цели государственным учреждениям;

- условия предоставления и методика расчёта межбюджетных субсидий;

- оценка социально-экономической эффективности Программы.

В случае если Программа включает в себя одну или несколько подпрограмм, то каждая подпрограмма должна содержать разделы, определённые настоящими Методическими рекомендациями. Содержательная часть Программы, включающей одну или несколько подпрограмм, состоит из паспорта Программы, консолидирующего информацию входящих в состав Программы подпрограмм. Остальные разделы в соответствии с настоящим пунктом в такие Программы не включаются.

2. Паспорт содержит основные сведения о Программе:

- наименование Программы;

- основание для разработки;

- госзаказчик-координатор (для Программ, имеющих более одного госзаказчика);

- госзаказчик;

- разработчики Программы;

- цели и задачи Программы;

- сроки и этапы реализации;

- целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы;

- перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы;

- объёмы финансирования (в целом и с распределением по подпрограммам, годам);

- ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

Паспортные данные должны полностью соответствовать остальным разделам Программы.

3. Раздел «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» содержит:

- постановку проблемы, включая анализ причин её возникновения, обоснование её связи с приоритетами социально-экономического развития автономного округа со ссылками на нормативные правовые акты Российской Федерации и автономного округа, определяющие приоритетность государственной поддержки решения указанных проблем;

- обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом;

- основные итоги реализации ранее действующей аналогичной программы (если таковая выполнялась);

- основные отличия предлагаемой к разработке Программы от ранее действующей аналогичной программы;

- нормативно-правовое обоснование полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа в решении проблемной ситуации.

4. Раздел «Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы (показатели), позволяющие оценивать ход реализации Программы» должен содержать развернутые формулировки целей и задач с указанием планируемых целевых индикаторов (показателей), позволяющих оценить ход реализации Программы по годам (в табличной форме согласно приложению), а также сроки и этапы реализации Программы.

Требования, предъявляемые к целям Программы:

- достижимость (потенциальная достижимость);

- измеряемость (возможность проверки достижения плановых показателей и индикаторов);

- соответствие компетенции госзаказчиков Программы;

- привязка к временному графику (установление срока достижения плановых целей и этапов реализации Программы с определением соответствующих целей).

Требование, предъявляемое к задачам Программы, – конкретизация отдельных направлений достижения цели Программы.

Совокупность задач Программы должна составлять от трёх до семи для каждой цели.

При постановке целей и задач рекомендуется избегать неконкретных формулировок типа «создание условий для...» в связи со сложностью оценки в дальнейшем уровня создания данных условий и степени достижения поставленных целей и тактических задач. Также это относится к формулировкам типа «реализация полномочий/политики в сфере...» и т.д.

Требования, предъявляемые к индикаторам (показателям) реализации Программы:

- минимизация (не более трёх индикаторов к каждой задаче) количества индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности её представления;

- использование показателей конечных результатов реализации Программы, а не непосредственных результатов реализации отдельных мероприятий Программы (непосредственными результатами является количество приобретённых товарно-материальных ценностей, количество отчётов, количество замеров и т.д.);

- точность и объективность;

- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки Программы.

Необходимо указать источники получения информации о значениях индикаторов (показателей) реализации Программы. К расчётным показателям необходимо приложить используемую методику расчёта.

Для каждого индикатора должен быть определён вес (относительная значимость) для достижения цели Программы. Сумма весов индикаторов, характеризующих эффективность реализации Программы, должна быть равна 1. Если Программа включает в себя одну или несколько подпрограмм, то сумма весов индикаторов, характеризующих эффективность реализации каждой подпрограммы, должна быть равна 1.

Необходимость разделения сроков реализации Программы на этапы определяется госзаказчиком (госзаказчиком-координатором).

5. Раздел «Перечень программных мероприятий» должен содержать описание и характеристику мероприятий, которые предлагается реализовать для решения тактических задач Программы, а также перечень мероприятий Программы в табличной форме с указанием сроков и ресурсов для их реализации.

Мероприятия Программы должны быть сформированы в разделы в соответствии с задачами Программы.

6. Раздел «Ресурсное обеспечение Программы» содержит информацию об объёмах необходимых финансовых средств по годам и в целом на весь период реализации Программы, обоснование возможности привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных средств для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

7. Раздел «Порядок и условия предоставления субсидий на иные цели государственным учреждениям».

8. Раздел «Условия предоставления и методика расчёта межбюджетных субсидий» должен содержать:

- порядок подготовки муниципальными образованиями заявок на участие в реализации Программы (при наличии ведомственных особенностей) и их содержание;

- порядок отбора заявок конкурсной комиссией;

- чёткие критерии оценки заявок конкурсной комиссией;

- условия предоставления и методику расчёта межбюджетных субсидий.

9. Раздел «Оценка социально-экономической эффективности Программы» должен содержать количественные и качественные оценки ожидаемых результатов реализации Программы, общую оценку вклада Программы в экономическое развитие автономного округа в течение всего срока реализации, а при необходимости и после её реализации, итоги оценки ожидаемой результативности Программы в соответствии с порядком проведения оценки результативности проектов целевых программ, установленных нормативным правовым актом Правительства автономного округа.

1

Приложение

к методическим рекомендациям

по разработке Программы

Система целевых показателей (индикаторов), увязанная с программными целями и задачами, решаемыми окружной долгосрочной целевой программой (подпрограммой)



п/п

Наименование цели

Наименование задачи

Наименование индикатора/ показателя

Единица

измерения

Весовое значение

индикатора/показателя

Базовое значение индикатора/показателя

Целевые значения индикатора/показателя по годам реализации Программы

201_

201_

201_

201_

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.



1.1.



1.1.1.



1.1.2.



1.2.



1.2.1.





2.



2.1.





1

Приложение № 2

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Перечень

мероприятий окружной долгосрочной целевой программы на _________ год

тыс. руб.


п/п

Наименование госзаказчика, мероприятие, состав мероприятия

Всего

В том числе

ведомст-венные расходы

межбюджетные субсидии, подлежащие передаче в бюджеты муниципальных образований

в том числе по муниципальным образованиям

город Салехард

город Лабытнанги

город Новый Уренгой

город Ноябрьск

город Муравленко

город Губкинский

Надымский район

Шурышкарский район

Приуральский

район

Ямальский район

Тазовский район

Пуровский район

Красноселькупский район

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Госзаказчик

Наименование
мероприятия

1

Приложение № 3

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Перечень имущества,

приобретаемого в рамках Программы _________________________________________________________ за счёт средств окружного бюджета в ____ году и подлежащего оформлению в государственную собственность автономного округа

№ п/п

№ мероприятия в перечне

Наименование объекта государственной собственности автономного округа

Стоимость единицы имущества,

тыс. руб.

Пользователь имущества

Условия передачи (закрепления) имущества за пользователем

1

2

3

4

5

6

1

Приложение № 4

к Порядку разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Перечень

окружных долгосрочных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счёт средств окружного бюджета

в 20__ году и плановом периоде 20____ – 20_____ годов

№ п/п

Наименование программы, подпрограммы,

ГРБС

Сумма на текущий год в соответствии с бюджетом

Сумма на очередной (плановый) год в соответствии с утверждённой Программой (проектом)

Сумма на очередной (плановый) год в соответствии с предложением госзаказчика

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

ведом-ствен-ные расходы

меж-

бюд-жетные субси-

дии

ведом-ствен-ные

расходы

меж-

бюд

жет-

ные субси-

дии

ведом-ствен-ные расходы

меж-бюд-жет-

ные субси-дии

в том числе

город Салехард

город Лабытнанги

город Новый Уренгой

город Ноябрьск

город Муравленко

город Губкинский

Надымский район

Шурышкарский район

Приуральский район

Ямальский район

Тазовский район

Пуровский район

Красноселькупский район

ассигнования, распределяемые

в ходе исполнения бюджета

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Руководитель исполнительного органа государственной власти

автономного округа, являющегося госзаказчиком

(ответственным за выполнение) Программы                                                                                                   _________________ подпись

Исполнитель                                                                                                                                                                         _________________ подпись

1

Приложение № 5

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Отчёт

о выполнении мероприятий окружных долгосрочных целевых программза ________________________________________________________период

тыс. руб.

№ п/п

Наименование окружной долгосрочной целевой программы, подпрограммы, ГРБС, мероприятия, состав мероприятия

Всего

В том числе

средства, оставляемые в распоряжении госзаказчика (ответственных за выполнение мероприятий Программ)

межбюджетные субсидии, подлежащие передаче в бюджеты муниципальных образований

в том числе по муниципальным образованиям

город Салехард

город Лабытнанги

город Новый Уренгой

город Ноябрьск

город Муравленко

город Губкинский

Надымский район

Шурышкарский район

Приуральский район

Ямальский район

Тазовский район

Пуровский район

Красноселькупский район

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Наименование окружной программы, подпрограммы (годовой лимит)

Утверждено на отчётный период

Профинансировано

Объём выполненных мероприятий

Главный распорядитель

Наименование мероприятия

Утверждено на отчётный период

Профинансировано

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Объём выполненных мероприятий *

Наименование мероприятия



* По субсидиям указывается объём выполненных мероприятий муниципальными образованиями.

Руководитель исполнительного органа государственной власти

автономного округа, являющегося госзаказчиком

(ответственным за выполнение) Программы                                                                                                   _________________ подпись

Исполнитель                                                                                                                                                                         _________________ подпись

1

Приложение № 6

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Сведения

о выполнении муниципальных целевых программ, аналогичных окружным долгосрочным целевым программам


п/п

Наименование программ

Объём финансирования, тыс. руб.

всего

в том числе по муниципальным образованиям

город Салехард

город Лабытнанги

город

Новый Уренгой

город Ноябрьск

город Муравленко

город Губкинский

Надымский район

Шурышкарский район

Приуральский

район

Ямальский район

Тазовский район

Пуровский район

Красноселькупский район

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Наименование аналогичной окружной долгосрочной целевой программы

Наименование муниципальной целевой программы (годовой лимит)

Утверждено на отчётный период

Фактический объём финансирования

% выполнения от утверждённого на отчётный период

Объём выполненных мероприятий

% выполнения от фактического объёма финансирования

Исполнитель                                                                                                                               ___________________ подпись

1

Приложение № 7

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Информация

об объёмах межбюджетных субсидий, предоставленных главными распорядителями средств окружного бюджета муниципальным образованиям на реализацию мероприятий окружных долгосрочных целевых программ

тыс. рублей

Целевая
статья

Вид расхо-дов

Наименование программы, подпрограммы

Утверждено межбюджет-ных субсидий

на год

Объём межбюджетных субсидий за отчётный период

В том числе

город Салехард

город Лабытнанги

город Новый Уренгой

город Ноябрьск

город Муравленко

город Губкинский

Надымский район

Шурышкарский район

Приуральский

район

Ямальский район

Тазовский район

Пуровский район

Красноселькупский район

ассигнования, распределяемые в ходе исполнения бюджета

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

план

факт

Исполнитель                                                                                     ___________________ подпись

1

Приложение № 8

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Информация

об исполнении окружных долгосрочных целевых программ

за ____________________________________________________

(период)

тыс. руб.

Целевая статья

Вид расходов

Наименование программы, подпрограммы, мероприятия

Утверж-дено на год

Утвержде-но на отчётный
период

В том числе

Исполнено за отчётный период

В том числе за счёт

средства, оставляемые в распоряжении госзаказчиков (ответственных исполнителей)

средства, переданные в муниципальные образования

в форме межбюджетных субсидий

средств, оставляемых в распоряжении госзаказчиков (ответственных исполнителей)

средств, переданных в муниципальные образования

в форме межбюджетных субсидий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Исполнитель                                                                                     ___________________ подпись

1

Приложение № 9

к Порядку разработки, утверждения

и реализации окружных долгосрочных

целевых программ

Ожидаемая оценка

исполнения по окружным долгосрочным целевым программам, предусмотренным к финансированию за счёт средств окружного бюджета на 20__ год

тыс. руб.

Наименование программы, подпрограм-мы, вид расходов, ведомство

План 201_ год
(бюджет)

Уточненный план 201_ год*

Ассигнования на 9 месяцев

Исполнено за 9 месяцев

Ожидаемое выполнение за 201_ год

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

% от уточнённого плана

в том числе

в том числе межбюджетные субсидии

ведомственные

расходы

межбюджетные

субсидии

ведомственные

расходы

межбюджетные

субсидии

ведомственные

расходы

межбюджетные

субсидии

ведомственные

расходы

межбюджетные

субсидии

ведомственные

расходы

межбюджетные

субсидии

город Салехард

город Лабытнанги

город Новый Уренгой

город Ноябрьск

город Муравленко

город Губкинский

Надымский район

Шурышкарский район

Приуральский район

Ямальский район

Тазовский район

Пуровский район

Красноселькупский

район

ассигнования, распределяемые в ходе исполнения бюджета

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

* В соответствии с последними изменениями в закон об окружном бюджете

Руководитель исполнительного органа государственной власти

автономного округа, являющегося госзаказчиком

(ответственным за выполнение) Программы                                                                       _________________ подпись

Исполнитель                                                                       _________________ подпись

1

Приложение № 2

УТВЕРЖДЁН

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изм. от 18.03.2012 № 169-П)

ГРАФИК

разработки и утверждения окружных долгосрочных целевых программ



п/п

Материалы и документы

Ответственный исполнитель

Срок представления

Адресат представления

1

2

3

4

5

1.

Проект Программы

госзаказчик Программы

(госзаказчик- координатор, если в Программе более одного госзаказчика)

до 01 апреля

исполнительные органы государственной власти

автономного округа, осуществляющие полномочия в соответствующей сфере деятельности (в том числе госзаказчики Программы, если в Программе более одного госзаказчика)

2.

Согласованный проект Программы или заключение с замечаниями и предложениями по корректировке проекта Программы

исполнительные органы государственной власти автономного округа, осущест-вляющие полномочия в соответствующей сфере деятельности

(в том числе госзаказчики Программы, если в Программе более одного госзаказчика)

в течение 2 недель

госзаказчик

(госзаказчик- координатор)

3.

Проект Программы

(для программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду)

государственный заказчик

(государственный заказчик-координатор)

до 01 мая

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа

4.

Заключение государственной экологической экспертизы на проект Программы

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового

комплекса автономного округа

в течение 2 недель

госзаказчик

(госзаказчик-координатор) Программы

1

2

3

4

5

5.

Проект Программы

(для программ, имеющих в своём составе инновационные или научные мероприятия)

государственный заказчик

(государственный заказчик-координатор)

до 25 мая

департамент по науке и инновациям автономного округа

6.

Заключение на проект Программы

департамент по науке и инновациям автономного округа

в течение 2 недель

госзаказчик

(госзаказчик- координатор) Программы

6¹.

Проект Программы (для программ, имеющих в своём составе мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

(в ред. от 18.03.2012 № 169-П)

государственный заказчик (государственный заказчик-координатор)

до 25 мая

департамент информационных технологий и связи автономного округа

6².

Заключение на проект Программы

(в ред. от 18.03.2012 № 169-П)

департамент информационных технологий и связи автономного округа

в течение

2 недель

государственный заказчик (государственный заказчик- координатор)

7.

Согласованный проект Программы с заключениями государственной экологической экспертизы (при необходимости), департамента информационных технологий и связи автономного округа (при необходимости) и департамента по науке и инновациям автономного округа (при необходимости)

(в ред. от 18.03.2012 № 169-П)

государственный заказчик (государственный заказчик- координатор)

до 08 июня

департамент экономики автономного округа

8.

Согласованный проект Программы или заключение с замечаниями и предложениями по корректировке проекта Программы

департамент экономики автономного округа

в течение 2 недель

госзаказчик

(госзаказчик-координатор) Программы

9.

Согласованный с департаментом экономики автономного округа проект Программы

госзаказчик

(госзаказчик-координатор) Программы

до 01 июля

департамент финансов автономного округа

10.

Согласованный проект Программы или заключение с замечаниями и предложениями по корректировке проекта Программы

департамент финансов автономного округа

в течение 2 недель

госзаказчик

(госзаказчик-координатор) Программы

11.

Проект Программы

госзаказчик

(госзаказчик-координатор)

Программы

до 15 июля

Счётная палата автономного округа

1

2

3

4

5

12.

Бюджетная заявка по финансированию Программы на очередной финансовый год и плановый период

гсзаказчик

(госзаказчик- координатор) Программы

до 05 августа

департамент экономики автономного округа

13.

Перечень программ, предлагаемых

к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде

департамент экономики автономного округа

до 15 августа

комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период

14.

Проект постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа об утверждении Программы

госзаказчик

(госзаказчик- координатор) Программы

до 01 сентября

Правительство автономного округа

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № с/в 4/2 от 03.02.2011
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать