Основная информация

Дата опубликования: 27 февраля 2012г.
Номер документа: RU91000201200221
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Камчатский край
Принявший орган: Правительство Камчатского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2012 года №120-П

«О долгосрочной краевой целевой программе «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

{Утратило силу

постановлением Правительства Камчатского края от 07.02.2014 №70-П}

{Изменения:

Постановление Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П

Постановление Правительства Камчатского края от 25.12.2013 №616-П}

В целях реализации Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2011 №553-р, постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 №281-П «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ», распоряжением Правительства Камчатского края от 30.05.2011 №234-РП

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы» (далее - Программа) согласно приложению.

2. Ответственность за реализацию Программы возложить на Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края, в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования, на Министра финансов Камчатского края.

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.

Губернатор Камчатского края

В.И. Илюхин

Приложение к постановлению

Правительства Камчатского края

от 27.02.2012 №120-П

Долгосрочная краевая целевая программа

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

г. Петропавловск-Камчатский

2012 год

Содержание

Паспорт долгосрочной краевой целевой программы

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы» (далее - Программа)

3

1.

Технико-экономическое обоснование Программы

5

2.

Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение

17

3.

Субсидии местным бюджетам

18

4.

Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации

18

5.

Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий

19

Приложение 1

Основные мероприятия по реализации долгосрочной краевой целевой программы «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

20

Приложение 2

Группировка объемов финансирования программных мероприятий по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств (исполнителям) долгосрочной краевой целевой программы «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

22

Приложение 3

Показатели (критерии) оценки эффективности реализации долгосрочной краевой целевой программы «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

23

Паспорт

долгосрочной краевой целевой программы

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы» (далее - Программа)

Основание для

разработки Программы

Распоряжение Правительства Камчатского края от 30.05.2011 № 234-РП

Государственный заказчик Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

Разработчик Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

Главный распорядитель

средств Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

Цель Программы

Снижение загрязнения атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду

Задачи Программы

Формирование эффективной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха;

снижение показателей негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

Основные мероприятия

Программы

Разработка нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха в Камчатском крае;

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей;

регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных средств и иных передвижных источников загрязнения

Сроки и этапы

реализации Программы

2012-2014 годы

Объемы и источники

финансирования Программы (в ценах соответствующих лет)

Общий объем финансирования Программы составляет 10250,000 тыс. руб. за счет  средств краевого бюджета, из них по годам:

2012 год - 2650,000 тыс. руб.;

2013 год - 3000,000 тыс. руб.;

2014 год - 4600,000 тыс. руб.

Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

1) увеличить количество и качество производимых анализов для более оперативного принятия решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду;

2) оценить экологическое состояние муниципальных образований в Камчатском крае в режиме реального времени, прогнозировать динамику загрязнений в зависимости от метеорологических параметров атмосферы;

3) снизить показатели негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

Система организации

выполнения Программы и

контроля за исполнением

программных мероприятий

Общее руководство и контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П)

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Контроль за загрязнением атмосферного воздуха в 2010 году осуществлялся в городах Петропавловске-Камчатском и Елизово, в которых проживает 75% населения Камчатского края. Исследования атмосферного воздуха населенных пунктов проводятся государственным учреждением «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ГУ «Камчатское УГМС») на 6 стационарных постах наблюдения: на 5 постах в городе Петропавловске-Камчатском и на 1 посту в городе Елизово. Со второй половины 2007 года ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» также проводит исследования проб атмосферного воздуха в 3 мониторинговых точках города Петропавловска-Камчатского.

Всего в течение 2010 г. было отобрано и проанализировано ГУ «Камчатское УГМС» 25527 проб атмосферного воздуха на содержание взвешенных веществ (пыли), диоксида серы, оксида углерода, диоксида и оксида азота, фенола, формальдегида, 3,4-бенз(а)пирена (в 2009 г. - 24430, 2008 г. - 22809, 2007 г. - 21385, 2006 г. - 21011, 2005 г. -24067 проб). ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» отобрано и проанализировано 2169 проб на содержание взвешенных веществ (пыли), сероводорода, сернистого газа, диоксида и оксида азота и углеводородов.

В других районах Камчатского края контроль качества атмосферного воздуха не проводился.

По климатическим условиям полуостров Камчатка относится к зоне повышенного потенциала загрязнения атмосферы, то есть характеризуется низкой рассеивающей способностью. Неблагоприятные условия для рассеивания вредных примесей создаются за счет приземных условий, застойных явлений, слабых скоростей ветра и туманов. В 2010 году приземные инверсии, застои воздуха и туманы в городах Камчатского края наблюдались чаще, чем обычно.

Для характеристики качества атмосферного воздуха используется показатель – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей (далее - ИЗА). Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Этот показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха. В соответствии с существующими методиками оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13, очень высоким при ИЗА, равном или больше 14.

Ведущими источниками поступления в атмосферный воздух городов Камчатского края вредных химических веществ в 2005 - 2010 гг. являются автомобильный транспорт, предприятия электро- и теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на 2010 г. в Камчатском крае 174 предприятия имеют стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе в городе Петропавловске-Камчатском – 49, в городе Елизово – 35.

В течение последних пяти лет состояние атмосферного воздуха города Петропавловска-Камчатского характеризуется высоким уровнем загрязнения. Комплексный индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по пяти вредным примесям, за этот период варьировал в пределах 9,6 - 13,2 единиц. Загрязнение атмосферы в краевом центре оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Город Елизово также относится к категории городов с высоким уровнем загрязнения (со значениями ИЗА в пределах 6,6 - 12,4 ед.), что оценивается как неблагоприятное для здоровья людей. Исключением явился 2009 год, в котором, согласно комплексному ИЗА равному 5,0 ед., город Елизово переходил в категорию городов с повышенным уровнем загрязнения. Вариации величин комплексного ИЗА обусловлены, в основном, колебаниями содержания в приземном слое атмосферы формальдегида.

Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в городах Камчатского края в 2010 году не зарегистрировано.

Динамика изменений комплексного индекса загрязнения атмосферы за период 2005-2010 гг. в городах Камчатского края представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика изменений комплексного индекса загрязнения атмосферы за период 2005-2010 гг. в городах Камчатского края

Город Петропавловск-Камчатский

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся на 5 стационарных постах ГУ «Камчатское УГМС» (далее - ГСН). Уровень загрязнения воздуха в 2010 году классифицируется как высокий, ИЗА равен 10,3 ед. (в 2008 г. ИЗА - 7,0 ед., в 2009 г. ИЗА - 9,6 ед.).

Высокий уровень загрязнения жизнедеятельного слоя воздуха создают повышенные концентрации формальдегида, бенз(а)пирена, оксида азота. Среднегодовые величины перечисленных веществ превышают санитарную норму, что указывает на их приоритетность в загрязнении атмосферного воздуха (табл. 1, рис. 2).

Таблица 1. Среднегодовое загрязнение атмосферы города Петропавловска-Камчатского вредными веществами в долях ПДК за 2005-2010 гг. (по данным ГУ «Камчатское УГМС»)

Наименование вредных веществ

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Пыль

0,6

0,7

0,6

0,6

0,3

0,2

Диоксид серы

0,1

0,2

0,2

0,16

0,14

0,12

Оксид углерода

0,3

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Диоксид азота

0,8

1,0

0,9

1,0

1,0

0,9

Оксид азота

1,2

0,8

1,0

1,2

1,2

1,2

Фенол

0,7

0,3

0,7

0,3

0,3

0,3

Формальдегид

4,0

2,7

4,0

3,0

2,0

3,3

Бенз(а)пирен

2,4

2,8

2,8

2,7

2,7

2,3

Рис.2. Уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Петропавловска–Камчатского по годам и в единицах ПДК

Загрязнение приземного слоя атмосферы краевого центра формальдегидом в среднем по городу за год увеличилось до 3,3 предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) (в 2009 году оно составляло 2,0 ПДК). Максимальное среднемесячное значение его зафиксировано в сентябре - 5,0 ПДК. Наиболее загрязнен данной примесью южный район краевого центра (район СРВ), где среднегодовая его величина оказалась выше допустимого значения в 5,7 раза.

Среднегодовое содержание бенз(а)пирена в воздухе в отчетном году составило 2,3 ПДК. Наблюдения за этим канцерогенным углеводородом проводятся в центральном и восточном районах г. Петропавловска-Камчатского: уровень загрязнения их примерно одинаков. В течение года отмечается рост концентраций бенз(а)пирена в холодный период, снижение - в теплый сезон, что указывает на зависимость загрязнения атмосферы данной примесью от выбросов вредных веществ: зимой, при суммировании выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения, концентрации его максимальны. Наибольшее среднемесячное содержание бенз(а)пирена в воздухе зафиксировано в январе - 4,8 ПДК в восточной части города. Лишь в июле и августе средние за месяц величины бенз(а)пирена в атмосферном воздухе краевого центра были ниже санитарной нормы.

Загрязнения нижнего слоя атмосферы г. Петропавловска-Камчатского оксидом азота сохранилось на прежнем уровне - 1,2 ПДК. Загрязнение воздуха диоксидом азота в целом по городу за год составило 0,035 мг/м3 (ниже гигиенического критерия качества), в центральной и северной его частях оно превышало допустимое значение - 1,5 ПДК и 1,1 ПДК соответственно. Сезонные распределения оксида и диоксида азота идентичны: в холодный период года содержание их возрастает, летом - уменьшается.

Загрязнение атмосферы краевого центра остальными определяемыми вредными веществами (пылью, диоксидом серы, оксидом углерода, фенолом, тяжелыми металлами) было низким.

Таким образом, в краевом центре за пятилетний период имеют тенденцию к росту уровни загрязнения атмосферы оксидом азота и формальдегидом: по сравнению с 2006 годом их средние концентрации увеличились на 60% и 25% соответственно.

Как и в прошлом году, единственным загрязняющим веществом, среднегодовое содержание которого (1,2 ПДК) более чем вдвое превысило средний показатель загрязнения атмосферы в городах Азиатской части Российской Федерации, является оксид азота. Загрязнение приземного слоя воздуха краевого центра формальдегидом за истекший год составило 3,3 ПДК, что соответствует среднему значению данного загрязняющего вещества в городах Азиатской части Российской Федерации, а уровень загрязнения бенз(а)пиреном - 2,3 ПДК, на четверть ниже его. Среднегодовые величины остальных определяемых вредных веществ были ниже средних показателей по стране, либо близки к ним.

Город Елизово

Наблюдения проводятся на одном ГСН, расположенном в центре города. Уровень загрязнения воздуха в 2010 году классифицировался как высокий. Комплексный индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по пяти вредным примесям, равен 6,6 ед. (в 2009 г. ИЗА - 5,0 ед., в 2008 г. ИЗА - 7,0 ед.). Изменение величины ИЗА в основном связано с изменением содержания в приземном слое атмосферы формальдегида, являющегося одним из приоритетных загрязняющих веществ. Также заметную роль в загрязнении воздуха города играют оксид и диоксид азота (табл. 2).

Таблица 2. Среднегодовое загрязнение атмосферы города Елизово вредными веществами в долях ПДК (по данным ГУ «Камчатское УГМС»)

Наименование вредных веществ

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Пыль

0,5

0,7

0,9

0,93

0,6

0,7

Диоксид серы

0,1

0,1

0,2

0,24

0,2

0,12

Оксид углерода

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

Диоксид азота

0,6

1,6

1,4

1,4

1,2

1,3

Оксид азота

1,0

0,8

1,2

1,0

0,8

1,1

Формальдегид

5,1

2,7

5,0

2,3

1,7

2,3

Содержание формальдегида в 2010 году в г. Елизово превысило допустимую норму в 2,3 раза, что на 40% выше по сравнению с предшествующим годом. Загрязнение атмосферы данной примесью формируется большей частью за счет выбросов автотранспорта (их доля в суммарных выбросах в 2009 году, по данным Камчатского управления Ростехнадзора, составила 72% от общего числа выбросов вредных веществ; по сравнению с предыдущим годом количество выбросов возросло на 2,1 тыс. т.). Годовой ход формальдегида был не совсем характерным: наибольшие его среднемесячные значения зафиксированы в январе и ноябре - 3,4 ПДК. Диапазон средних изменений за месяц концентраций данного вещества составил от 1,2 ПДК (июль) до 3,4 ПДК (январь, ноябрь). На уровень загрязнения формальдегидом оказывают влияние погодные условия, но в большей степени он зависит от количества поступивших загрязняющих веществ в атмосферу.

Нарушение санитарной нормы за год отмечалось для диоксида и оксида азота - 1,3 ПДК и 1,1 ПДК соответственно. Как обычно, наиболее высокое содержание диоксида азота зарегистрировано в зимние месяцы - от 1,5 ПДК до 2,0 ПДК с максимумом в январе. С июля по сентябрь среднемесячные значения диоксида азота были минимальными - 1,0 ПДК. Аналогичен и сезонный ход распределения оксида азота: в холодный период, когда выбросы от стационарных и передвижных источников имеют наибольшие значения (суммируются), содержание его возрастает. Среднегодовая величина оксида азота составила 1,1 ПДК, а максимальное среднемесячное значение отмечено в феврале- 1,8 ПДК. На загрязнение воздуха вредными веществами, особенно оксидом и диоксидом азота, большое влияние оказывают метеоусловия. Так, январь и февраль характеризовались высокой повторяемостью приземных инверсий (68% и 59 %), дефицитом осадков (16% и 54 %), что способствовало накоплению вредных примесей в нижнем слое атмосферы.

Таким образом, за пятилетний период тенденцию к росту имеет уровень загрязнения воздуха оксидом азота: в сравнении с 2006 г. его средняя за год концентрация увеличилась на 42%. Содержание оксида азота превысило средний показатель по городам Азиатской части Российско Федерации в 2,1 раза, а диоксида азота - в 1,2 раза. Годовые величины остальных примесей были на уровне средних значений либо ниже их. За последние пять лет положительная тенденция отмечается только для оксида азота.

Загрязнение атмосферы города Елизово взвешенными веществами (пылью) в среднем за год было невысоким. Но при этом следует отметить, что в период с апреля по июнь среднемесячное количество взвешенных веществ (пыли) в 1,3 - 1,6 раза превышало гигиенические критерии качества атмосферного воздуха. Максимально разовое значение пыли (2,6 ПДК) зарегистрировано утром 5 апреля при усилении ветра.

По данным Камчатстата, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия по производству электроэнергии и теплоэнергии. На 12 перечисленных ниже предприятии й по производству электроэнергии и теплоэнергии, в 2010 году приходилось 64% от всех стационарных выбросов загрязняющих атмосферу веществ.

Список предприятий Камчатского края, являющихся основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в 2010 году

1

ТОСП ОАО «Камчатскэнерго» ТЭЦ-1

2

ТОСП ОАО «Камчатскэнерго» ТЭЦ-2

3

ГУП «Камчатсккоммунэнерго» г. Петропавловск-Камчатский

4

ФЛГУП «Камчатсккоммунэнерго» - «Теплоэнерго» г. Елизово

5

ФЛГУП «Камчатсккоммунэнерго» - «Тепловые сети» с. Мильково

6

ФЛГУП «Камчатсккоммунэнерго» - «Тепловые сети» с. Усть-Большерецк

7

ФЛГУП «Камчатсккоммунэнерго» - «Тепловые сети» с. Коряки

8

МУП «Горсети» пгт. Палана

9

МУП «Городское тепловодоснабжение» г. Вилючинск

10

ТОСП ОАО «Коряктеплоэнерго» Пенжинский район

11

ТОСП ОАО «Коряктеплоэнерго» Олюторский район

12

ТОСП ОАО «Коряктеплоэнерго» Тигильский район

В 2010 году было обследовано 174 предприятия, имеющих 2499 стационарных источников, выделяющих загрязняющие атмосферу вещества. Количество выброшенных веществ, отходящих от всех стационарных источников, по сравнению с 2009 годом увеличилось на 5,9% и составило 42,4 тыс. тонн. Из них 35,7 тыс. тонн были выброшены без очистки, 6,7 тыс. тонн поступили на очистные сооружения, из которых уловлено и обезврежено 5,5 тыс. тонн. Таким образом, в воздушный бассейн края выброшено 36,8 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 6,4% больше уровня 2009 года.

Данные по выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, за период 2005 - 2010 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения (тонн), за период 2005-2010 гг.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, единиц

134

142

151

175

185

174

Количество источников

загрязнения - всего, единиц

1896

2144

2397

2406

2579

2499

из них:

организованных

1509

1574

1857

1929

2000

1936

Количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения в атмосферу, тонн

46330

46140

43198

42370

40012

42373

из них без очистки, тонн

39647

38208

35180

35536

33652

35678

поступающих на очистные сооружения, тонн

6683

7932

8018

6834

6360

6695

Уловлено и обезврежено – всего, тонн

5203

6325

6601

5791

5368

5528

из них:

утилизировано

3805

5251

5336

4879

4094

4641

Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

41127

39815

36597

36579

34644

36845

Динамика выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников за период 2005-2010 гг. представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников (тыс. тонн) за период 2005-2010 гг.

Большая часть выброшенных загрязняющих веществ приходится на оксид углерода (33,4%) и диоксид серы (32,3%) (табл. 4). Пятая часть выброшенных загрязняющих веществ приходится на твердые вещества - 18,9%, на оксид азота - 10,9%, летучие органические соединения - 1,6%, углеводороды - 0,9%. Твердые вещества включают пыль, золу, сажу, дым, сульфаты, нитраты и другие. В зависимости от состава выбросов они могут быть и высокотоксическими и почти безвредными. Твердые вещества образуются в результате сгорания всех видов топлива (в 2010 году по Камчатскому краю - 6,7 тыс. тонн) и при производственных процессах (0,3 тыс. тонн).

Таблица 4. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

41127

39815

36597

36579

34644

36845

в том числе:

твердые вещества

9933

9246

7028

6614

5825

6982

газообразные и жидкие

вещества

31194

30569

29569

29965

28819

29862

из них:

диоксид серы

15022

15032

14748

14087

13511

11816

оксид углерода

10725

10497

8567

9794

9702

12310

оксиды азота

3801

3489

4312

3956

4018

4032

углеводороды (без ЛОС)

271

195

288

358

285

330

летучие органические

соединения

362

378

376

289

475

599

Основными поставщиками в атмосферу всех загрязняющих веществ от стационарных источников остаются объекты электроэнергетики (81,5%), а именно ТЭЦ, дизельные электростанции и отопительные котельные. По отношению к 2009 году выбросы от данного вида деятельности увеличились на 7,8% (2008 г. - 29,7 тыс. тонн, 2009 г. - 27,9 тыс. тонн, 2010 г. - 30,0 тыс. тонн) (табл. 5, 6).

Таблица 5. Число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ от стационарных источников в атмосферу, по видам экономической деятельности за период 2005-2010 гг.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего предприятий (единиц)

134

142

151

175

185

174

из них:

сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство

6

6

5

7

7

6

добыча полезных ископаемых

7

8

8

10

8

8

обрабатывающие производства

13

17

17

16

18

14

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

56

53

48

57

59

54

транспорт и связь

8

9

13

14

15

16

операции с недвижимостью, аренда,

предоставление услуг

15

17

16

11

8

5

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

4

5

5

3

4

3

Таблица 6. Количество выброшенных вредных веществ от стационарных источников в атмосферу по видам экономической деятельности (тыс. тонн), за период 2005-2010 гг.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего выбросов (тыс. тонн)

41127

39815

36597

36579

34644

36845

из них:

сельское хозяйство, охота и

лесное хозяйство

250

260

234

268

257

246

добыча полезных ископаемых

556

651

1199

1069

830

905

обрабатывающие производства

612

515

529

429

361

311

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

31684

30993

29339

29658

27867

30046

транспорт и связь

980

508

940

821

768

807

операции с недвижимостью,

аренда, предоставление услуг

1571

2120

1157

481

280

188

предоставление прочих

коммунальных, социальных и

персональных услуг

118

226

269

64

83

40

В течение 2010 года в атмосферу края было выброшено 8,9 тыс. тонн специфических загрязняющих веществ, что на 17,2 % выше уровня предыдущего года.

Если в целом по Дальневосточному федеральному округу к общему объему загрязняющих атмосферных веществ, отходящих от всех стационарных источников, уловлено и обезврежено в 2009 году 84,4%, то в Камчатском крае - всего лишь 13,5%, в 2010 году - 13% (табл. 7, 8).

Таблица 7. Улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по видам веществ в 2008-2010 гг.

2008

2009

2010

Выброшено загрязняющих веществ, тонн

Уловлено и обезврежено, в %

Выброшено загрязняющих веществ, тонн

Уловлено и обезврежено, в %

Выброшено загрязняющих веществ, тонн

Уловлено и обезврежено, в %

Всего

36579

13,7

34644

13,4

36845

13,0

в том числе:

твердые вещества

6614

45,7

5825

47,5

6982

43,5

газообразные и жидкие

вещества

29965

0,8

28819

0,4

29862

0,5

из них:

диоксид серы

14087

1,6

13511

0,8

11816

1,3

оксид углерода

9794

-

9702

-

12310

-

оксиды азота

3956

-

4018

-

4032

-

углеводороды (без ЛОС)

358

-

285

-

330

-

летучие органические соединения

289

-

475

-

599

-

прочие газообразные и жидкие

1382

-

828

-

775

-

Таблица 8. Улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн), по видам экономической деятельности в 2010 г.

Уловлено и обезврежено

загрязняющих веществ

Из них:

утилизировано

загрязняющих веществ

фактически, тыс. тонн

в % от общего количества

загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников

фактически, тыс. тонн

в % от общего количества уловленных обезвреженных

загрязняющих веществ

Всего

5528

13,0

4641

83,9

из них:

сельское хозяйство

-

-

-

-

обрабатывающие производства

175

36,0

143

81,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3564

10,6

3564

100,0

транспорт и связь

11

1,3

-

-

Большой процент загрязнения жизнедеятельного слоя воздуха городов Камчатского края приходится также на выбросы автотранспорта, которые составили за 2010 год от 69% до 72% от общего количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта определялись в соответствии с методологией расчетов по определению выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и методическими рекомендациями по составлению обзора выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории республики (края, области, автономного округа) ФГУП «НИИ Атмосфера». При проведении расчетов приняты следующие допущения: все легковые автомобили оснащены карбюраторными двигателями; практически все углеводороды, содержащиеся в отработавших газах автомобильных двигателей, отнесены к летучим органическим соединениям.

Расчеты количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств выполнены на основании данных, предоставленных Управлением ГИБДД УВД по Камчатскому краю МВД РФ, о количестве зарегистрированных единиц автотранспортных средств (далее - АТС) в 2010 году в Камчатском крае (табл. 9 - 12).

Таблица 9. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного на территории Камчатского края, за 2010 год (тонн).

Тип АТС

Количество

АТС,

ед.

Диоксид

серы

Оксиды

азота

Углеводороды

(летучие органические

соединения 2)

Оксид углерода

Сажа

Всего, тонн/год

1

2

3

4

5

6

7

8

Легковые , всего

128567

191,822

6171,216

5142,680

22987,780

0,000

34493,498

Грузовые, всего

21373

673,260

7285,548

1649,391

11741,748

278,132

21628,079

в т. ч. по видам

использ. топлива:

бензин

6091

39,439

1321,747

938,014

10083,651

0,000

12382,851

дизтопливо

15282

633,821

5963,801

711,377

1658,097

278,132

9245,2280

Автобусы, всего

3922

179,050

1979,168

350,249

2394,842

80,083

4983,390

в т. ч. по видам

использ. топлива:

бензин

917

8,666

288,855

160,934

1840,419

0,000

2298,873

дизтопливо

3005

170,384

1690,313

189,315

554,423

80,083

2684,517

ИТОГО

153862

1044,132

15435,932

7142,32

37124,370

358,216

61104,967

Таблица 10. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного в городе Петропавловск-Камчатский, за 2010 год (тонн)

Тип АТС

Количество

АТС,

ед.

Диоксид

серы

Оксиды

азота

Углеводороды

Оксид углерода

Сажа

Всего, тонн/год

1

2

3

4

5

6

7

8

Легковые, всего

78861

117,661

3785,328

3154,440

14100,347

0,000

21157,775

Грузовые, всего

14870

447,088

4963,275

1213,009

9111,704

182,419

15917,494

в том числе:

на бензине

4847

31,384

1051,799

746,438

8024,209

0,000

9853,830

на диз. топливе

10023

415,704

3911,476

466,571

1087,496

182,419

6063,664

Автобусы, всего

2757

122,869

1375,583

253,341

1798,997

54,606

3605,395

в том числе:

на бензине

708

6,691

223,020

124,254

1420,956

0,000

1774,921

на диз. топливе

2049

116,178

1152,563

129,087

378,041

54,606

1830,474

ИТОГО

96488

687,618

10124,186

4620,79

25011,048

237,025

40680,664

Таблица 11. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного в городе Елизово, за 2010 год (тонн)

Тип АТС

Количество

АТС,

ед.

Диоксид

серы

Оксиды

азота

Углеводороды

Оксид углерода

Сажа

Всего, тонн/год

1

2

3

4

5

6

7

8

Легковые, всего

28204

42,080

1353,792

1128,160

5042,875

0,000

7566,908

Грузовые, всего

4033

119,144

1335,660

335,480

2564,706

48,376

4403,364

в том числе:

на бензине

1375

8,903

298,375

211,750

2276,313

0,000

2795,341

на диз. топливе

2658

110,241

1037,285

123,730

288,393

48,376

1608,024

Автобусы, всего

759

34,341

381,398

68,517

475,376

15,324

974,955

в том числе

на бензине

184

1,739

57,960

32,292

369,288

0,000

461,279

на диз. топливе

575

32,603

323,438

36,225

106,088

15,324

513,676

ИТОГО

32996

195,565

3070,85

1532,157

8082,957

63,7

12945,227

Таблица 12. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта за 2007-2010 годы (тыс. тонн)

Загрязняющие вещества

Всего

Сажа

Оксид углерода

Оксиды

азота

Углеводороды

Диоксид серы

Камчатский край

2010 год

61,1

0,37

37,10

15,4

7,10

1,04

2009 год

53,2

0,50

27,86

17,03

6,50

1,31

2008 год

56,36

0,33

34,31

14,24

6,51

0,97

2007 год

51,46

0,14

35,14

9,94

5,72

0,52

г. Петропавловск-Камчатский

2010 год

40,68

0,24

25,01

10,12

4,6

0,69

2009 год

33,56

0,34

17,2

11,05

4,03

0,87

2008 год

33,98

0,18

20,88

8,33

4,05

0,54

2007 год

30,37

0,07

20,52

5,88

3,61

0,29

г. Елизово

2010 год

12,94

0,06

8,08

3,07

1,5

0,19

2009 год

10,35

0,10

5,32

3,41

1,24

0,27

2008 год

8,30

0,05

5,02

2,14

0,94

0,15

2007 год

10,21

0,04

6,97

2,03

1,05

0,12

Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта на территории Камчатского края в 2010 году составили 61,1 тыс. тонн, что на 7,9 тыс. тонн больше, чем в 2009 году (рис. 4).

Рис. 4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в Камчатском крае за 2007-2010 годы (тыс. тонн).

Увеличение общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2010 году связано с увеличением количества единиц легковых транспортных средств на 2869 единиц по сравнению с 2009 годом (в 2009 году - 125698 легковых единиц АТС).

В 2010 году произошли изменения по качественному составу выбрасываемых загрязняющих веществ к уровню 2009 года: зарегистрировано снижение объемов выбросов сажи на 0,13 тыс. тонн, диоксида серы - на 0,27 тыс. тонн, что связано с уменьшением количества грузовых автомобилей и автобусов, в том числе работающих на дизельном топливе. Рост выбросов углеводородов на 0,6 тыс. тонн и оксида углерода на 0,92 тыс. тонн обусловлен увеличением количества транспорта, работающего на бензине.

В городе Петропавловске - Камчатском объем выбросов от автотранспорта в 2010 году составил 40,7 тыс. тонн, что превышает уровень 2009 года на 7,4 тыс. тонн. В городе Елизове объем выбросов от автотранспорта в 2010 году составил 12,94 тыс. тонн, что превышает уровень 2009 года на 2,59 тыс. тонн.

Неудовлетворительную ситуацию с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта на территории Камчатского края определяют следующие основные факторы. В Камчатском крае с 2007 года наблюдается тенденция увеличения количества единиц легковых транспортных средств: к уровню 2010 года произошло увеличение на 35% (с 94985 единиц в 2007 году до 128567 единиц в 2010 году). Основной рост единиц легкового автотранспорта приходится на города Петропавловск-Камчатский и Елизово, и, как следствие, в этих городах наблюдается рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Контроль за выбросами загрязняющих веществ от автомобильного транспорта осуществляется только при проведении технического осмотра транспортных средств; на автомагистралях и стационарных постах ГИБДД инструментальный контроль за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта не производится. В течение ряда лет не решаются вопросы «разгрузки» от автотранспорта наиболее загрязненных мест: в городе Петропавловске-Камчатском это район Комсомольской площади, перекрестка улиц Войцешика, Лукашевского, Тушканова, Ключевская, Ленинская и Проспекта 50 лет Октября, кольца в районе Нового рынка; в городе Елизово - это район автостанции и район Центрального рынка.

В сфере охраны атмосферного воздуха за последние 5 лет сохраняется неблагоприятная ситуация, сложившаяся в городах Петропавловск -Камчатский и Елизово, которые включены в список городов России с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Объемы выбросов от передвижных источников стали соизмеримы с выбросом от стационарных источников, а за десятилетний период увеличились почти в два раза.

Проблему загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников в Камчатском крае необходимо решать путем принятия отдельной долгосрочной краевой целевой программы развития транспортной инфраструктуры Камчатского края с включением в нее следующих мероприятий:

1) проектирование и строительство надземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок;

2) расширение параметров основных магистральных улиц;

3) улучшение качества дорожного покрытия;

4) создание автоматизированной системы управления дорожным движением;

5) ограничение на передвижение транспортных средств в местах отдыха населения;

6) техническое перевооружение транспортных средств с обеспечением выхода на уровень стандартов ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по выбросам загрязняющих веществ от двигателей;

7) контроль качества используемых нефтепродуктов;

8) организация защитных зеленых полос из газоустойчивых насаждений вдоль автомобильных дорог.

Перечень предпринимаемых мер по решению проблемы

В 2010 году было выполнено 20 природоохранных мероприятий на сумму 383,4 млн. рублей, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в 2009 году - 28 мероприятий на сумму 27,4 млн. рублей). Значительное увеличение использованных денежных сумм связано с переводом в конце 2010 года одной из ТЭЦ на другой вид топлива - природный газ. В том числе 8 предприятиями выполнено 13 природоохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Общее сокращение выбросов составило 978,1 тонны, затраты на данные воздухоохранные мероприятия составили 1640,7 тыс. руб. Это средства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение

2.1. Целью Программы является снижение загрязнения атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:

1) формирование эффективной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха;

2) снижение показателей негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

2.3. Решение задач Программы обеспечивается выполнением следующих основных мероприятий:

1) разработка нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха в Камчатском крае;

2) участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

3) мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей;

4) регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных средств и иных передвижных источников загрязнения.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении №1 к Программе.

(часть 2.3 раздела 2 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П)

2.4. Программа реализуется в период 2012-2014 годы.

2.5. Общий объем финансирования Программы составляет 10250 ,000 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета, из них по годам:

2012 год - 2650,000 тыс. руб.;

2013 год - 3000,000тыс. руб.;

2014 год - 4600,000 тыс. руб.

(часть 2.5 раздела 2 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П)

2.6. Группировка объемов финансирования программных мероприятий по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств (исполнителям) Программы приведена в приложении № 2 к Программе.

3. Субсидии местным бюджетам

Субсидии местным бюджетам не предусматриваются.

4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации

Успешное выполнение основных мероприятий Программы позволит:

1) увеличить количество и качество производимых анализов для более оперативного принятия решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду;

2) оценить экологическое состояние муниципальных образований в Камчатском крае в режиме реального времени, прогнозировать динамику загрязнений в зависимости от метеорологических параметров атмосферы;

3) снизить показатели негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении № 3 к Программе.

5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий

Общее руководство Программой и контроль за исполнением программных мероприятий, финансируемых за счет средств краевого бюджета осуществляет государственный заказчик Программы – Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.

Для реализации мероприятий финансируемых за счет средств краевого бюджета Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края:

1) ежегодно, в установленном порядке, представляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям;

2) в установленном порядке представляет отчеты о ходе реализации Программы и эффективности используемых средств за счет всех источников финансирования;

3) при необходимости разрабатывает предложения по корректировке программных мероприятий.

Приложение №1

к долгосрочной краевой целевой программе

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха

в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

Основные мероприятия по реализации долгосрочной краевой целевой программы

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012-2014 годы»»


п.п.

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Предельные объемы финансирования
(в ценах соответствующих лет, в тыс. рублей)

Главный распорядитель (распорядители) средств Программы (исполнители Программы)

всего

в том числе по источникам финансирования

федеральный бюджет

краевой бюджет

местные бюджеты

внебюджетные источники

Всего по Программе, в том числе:

всего

10250,000

10250,000

2012

2650,000

2650,000

2013

3000,000

3000,000

2014

4600,000

4600,000

(строка в редакции постановления Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П)

1.

Разработка нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха в Камчатском крае

всего

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

2013

2014

2. 

Участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха

всего

9250,000

9250,000

2012

2650,000

2650,000

2013

3000,000

3000,000

2014

3600,000

3600,000

2.1.

Приобретение, монтаж, установка стационарного поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Елизово

всего

1800,000

1800,000

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

1800,000

1800,000

2013

2014

2.2.

Приобретение, монтаж,установка стационарного поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Петропавловске-Камчатском

всего

2500,000

2500,000

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

2013

2014

2500,000

2500,000

2.3.

Приобретение аналитического оборудования и приборов для ФГБУ «Камчатское УГМС»

всего

1950,000

1950,000

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

850,000

850,000

2013

2014

1100,000

1100,000

(пункты 2, 2.1, 2.2, 2.3 приложения №1 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П)

2.4.

Приобретение мобильной лаборатории контроля загрязнения атмосферного воздуха для ФГБУ «Камчатское УГМС»

всего

3000,00

3000,00

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

2013

3000,00

3000,00

2014

(пункт 2.4 таблицы №1 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 25.12.2013 №616-П)

3.

Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей

всего    

2012

2013

2014

3.1.

Разработка прогнозов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий

всего

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

2013

2014

4.

Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных средств и иных передвижных источников занрязнения

всего

1000,00

1000,00

2012

2013

2014

1000,00

1000,00

4.1.

Изготовление и установка информационных знаков об ограничении передвижения транспортных и иных передвижных средств в местах отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях Камчатского края

всего

1000,00

1000,00

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

2012

2013

2014

1000,00

1000,00

Приложение №2

к долгосрочной краевой целевой программе

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха

в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

Группировка объемов финансирования программных мероприятий

по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств долгосрочной краевой целевой программы «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

№ п. п.

Главный распорядитель (распорядитель) средств Программы

Срок исполнения

Предельные объемы финансирования (в ценах соответствующих лет, в тыс. рублей)

всего

в том числе по источникам финансирования

федеральный бюджет

краевой бюджет

местные бюджеты

внебюджетные источники

Всего по Программе, в том числе:

всего

10250,000

10250,000

2012

2650,000

2650,000

2013

3000,000

3000,000

2014

4600,000

4600,000

1.

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

всего

10250,000

10250,000

2012

2650,000

2650,000

2013

3000,000

3000,000

2014

4600,000

4600,000

(приложение №2 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 27.06.2013 №279-П)

Приложение №3

к долгосрочной краевой целевой программе

«Снижение загрязнения атмосферного воздуха

в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

Показатели (критерии) оценки эффективности реализации долгосрочной краевой целевой программы «Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 – 2014 годы»

№ п./п.

Наименование показателя

Ед. изм.

Базовое значение 2011 год

Планируемое значение

2012 год

2013 год

2014 год

1.

Количество стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха

шт.

6

7

8

9

2.

Количество мобильных лабораторий контроля загрязнения атмосферного воздуха

шт.

0

0

1

1

3.

Количество информационных знаков об ограничении передвижения транспортных и иных передвижных средств в местах отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях Камчатского края

шт.

0

0

0

70

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальное печатное издание Губернатора и Правительства Камчатского края Официальные ведомости № 68-70 (2222-2224) стр. 18 от 06.03.2012
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать