Основная информация

Дата опубликования: 27 февраля 2014г.
Номер документа: RU16000201401420
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2014 г. № 124

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления КМ РТ от 30.11.2015 № 906)

В целях исполнения Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2012 № 830 "О поддержке добровольческого движения Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и поддержки молодежного добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2020 года.

2. Предложить главам муниципальных образований Республики Татарстан учитывать положения указанной Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию молодежного добровольческого движения.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.

(в ред. Постановления КМ РТ от 30.11.2015 № 906)

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      И.Ш.ХАЛИКОВ

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 27 февраля 2014 г. № 124

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления КМ РТ от 30.11.2015 № 906)

1. Введение

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа молодых граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширяются масштабы реализуемых добровольческих программ и проектов.

Содействие распространению добровольческой деятельности в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отнесено к числу приоритетных направлений молодежной политики.

Серьезным импульсом развития добровольчества в целом послужило принятие ряда документов, таких как Федеральные законы от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", от 18 июля 2011 года № 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности", от 25 декабря 2012 года № 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

В республике приняты Закон Республики Татарстан от 15 июня 2012 года № 39-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2012 "О поддержке добровольческого движения Республики Татарстан".

Отдельной новацией стало принятие Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", которым было введено новое направление добровольческой деятельности и законодательно закреплено понятие "добровольный пожарный".

2. Общие положения

Концепция развития и поддержки молодежного добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в целях создания условий для развития гражданского общества посредством формирования активной гражданской позиции молодежи республики.

В Концепции уточняются цели, задачи и принципы развития молодежного добровольчества в Республике Татарстан, место и роль органов государственной власти и местного самоуправления, социальных институтов, некоммерческих организаций по развитию и поддержке молодежного добровольчества в Республике Татарстан.

Нормативную и правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан, Федеральные законы от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года № 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, от 30 июля 2009 г. № 1054-р "О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации", Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2012 № 830 "О поддержке добровольческого движения Республики Татарстан".

(в ред. Постановления КМ РТ от 30.11.2015 № 906)

Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности и разработки программ и проектов, направленных на развитие и поддержку молодежного добровольческого движения, а также на построение гражданского общества в Республике Татарстан.

3. Цели и задачи настоящей Концепции

Исходя из приоритетов государственной молодежной политики основной целью реализации настоящей Концепции является развитие массового организованного добровольческого движения посредством популяризации позитивного узнаваемого образа добровольца в обществе, поддержки созидательной активности молодежи по решению проблем современного общества и создания условий для эффективной работы добровольческих объединений и центров.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

совершенствование действующего законодательства и формирование целостной системы нормативной правовой базы добровольческой деятельности, в том числе на уровне муниципальных образований Республики Татарстан;

развитие инфраструктуры добровольчества, включая элементы информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности, муниципальные добровольческие центры и т.д.;

создание системы государственной и муниципальной поддержки развития молодежного добровольчества;

обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия молодежи в добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к некоммерческому сектору в целом;

учет интересов и потребностей различных групп молодежи при организации деятельности добровольческих объединений и центров, реализации добровольческих инициатив и сетевых проектов;

содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности добровольцев и добровольческих объединений;

привлечение научной общественности к деятельности добровольческих объединений и центров, реализации и оценке добровольческих инициатив;

совершенствование системы партнерского взаимодействия между различными добровольческими объединениями, организациями и иными общественными объединениями и некоммерческими организациями, использующими добровольческий труд, бизнес-структурами, реализующими проекты и программы корпоративного добровольчества и благотворительности;

содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольческого движения, пропаганды деятельности добровольцев на примере их лучших инициатив и достижений.

4. Анализ состояния молодежного добровольчества

в Республике Татарстан

Для анализа состояния молодежного добровольчества важно учитывать:

механизмы поддержки и развития молодежного добровольческого движения;

деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений;

проблемы в области развития молодежного добровольчества.

В 2011 году Кабинетом Министров Республики Татарстан была утверждена Концепция развития добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2013 года, которая определила основные понятия, используемые в сфере добровольчества, направления добровольческой деятельности, механизмы развития и поддержки добровольческого движения, а также ожидаемые результаты. Концепция заложила основы системы поддержки и развития молодежного добровольческого движения. Благодаря ей были достигнуты следующие результаты:

на законодательном и нормативно-правовом уровне: внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года № 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", которые определили, что поддержка добровольчества является одним из приоритетных направлений молодежной политики в Республике Татарстан; принято постановление Правительства Республики Татарстан, которое регламентировало системы нематериальной поддержки лиц, занимающихся добровольческой деятельностью, повышения квалификации специалистов, занимающихся развитием добровольчества, и "Личную книжку добровольца". На уровне муниципальных образований нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы добровольчества, приняты в Бугульминском, Альметьевском и Лениногорском муниципальных районах;

на инфраструктурном уровне: количество молодежных и детских объединений за время реализации Концепции выросло и составило на 1 января 2013 года 803, в том числе 4 организации, зарегистрированные в органах юстиции (в 2010 - одна). Активно работают 11 муниципальных добровольческих центров на общественных началах в г. г. Казани, Набережные Челны, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Чистополе, Заинске, Болгаре, Елабуге, селах Верхний Услон и Пестрецы, что на 9 больше по сравнению с 2010 годом. Во всех муниципальных образованиях определены центры ответственности за развитие и поддержку добровольческого движения;

на уровне вовлеченности молодых граждан в решение проблем современного общества: количество молодых добровольцев в возрасте от 14 до 30 лет выросло на 19 тысяч человек и составило 49 тысяч, что в целом говорит о повышении уровня общественной активности молодежи Республики Татарстан;

на уровне подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани: количество желающих стать волонтером Универсиады превысило 50 тысяч человек, из них на конкурсной основе было отобрано 20 тысяч. Команда волонтеров Универсиады активно и эффективно участвовала в проведении игр, что было неоднократно отмечено руководством ФИСУ, Российской Федерации и Республики Татарстан;

на уровне общественного признания добровольцев: стали ежегодными республиканский конкурс "Доброволец года", победитель которого выдвигается на получение стипендии Президента Российской Федерации для талантливой молодежи, и специальная номинация республиканского конкурса "Благотворитель года";

на уровне грантовой поддержки добровольческих объединений: в 2012 году при поддержке Правительства Республики Татарстан состоялся республиканский конкурс поддержки добровольческих инициатив "Алга" с грантовым фондом 800 тыс. рублей, что позволило реализовать 11 добровольческих проектов. Кроме того, с 2012 года проходит конкурс малых грантов для центров межрегионального движения "Волонтер" при поддержке благотворительного фонда "Махеев", с 2013 г. в г. Набережные Челны - конкурс добровольческих проектов "Территория эффективных решений". Добровольческие организации, прошедшие регистрацию в органах юстиции, наряду с другими НКО имеют право получить грантовую поддержку в рамках республиканских и федеральных конкурсов;

на уровне организации сетевого взаимодействия: стали ежегодными такие мероприятия, как республиканские добровольческие акции "Весенняя неделя добра", "Добровольцы детям", мероприятия к Международному дню добровольца; ежегодно реализуются не менее 5 крупных добровольческих сетевых проектов, таких как "Уроки добра", "Сессия здоровья", Межрегиональная практическая академия социального менеджмента, "Семьфония жизни", фестиваль творчества воспитанников детских домов и социальных приютов "Варенье". Республиканскими мероприятиями и сетевыми проектами охватываются не менее 35 муниципальных образований республики, только в рамках Весенней недели добра помощь оказывается более чем 40 тысячам благополучателей. Этот факт позволяет говорить о большом кумулятивном эффекте добровольчества, в том числе в экономику республики;

на уровне информационно-методического обеспечения деятельности добровольцев: организована работа сайта http://dobrovolets.tatarsta№.ru, содержащего такие разделы, как новости, информация о проектах и конкурсах, библиотека, и т.д., РМОО "Центр развития добровольчества" подготовлено и издано более 10 информационно-методических сборников по организации работы добровольцев, реализации добровольческих инициатив и т.д.;

на уровне подготовки молодежи к ведению добровольческой деятельности: сформирована система обучения, которая состоит из следующих компонентов: обучение для новичков, тех, кто не имеет опыта добровольческой работы (летняя школа "Доброград", обучающие интерактивные занятия на базе добровольческих центров и объединений), обучение координаторов добровольческой деятельности (Зимняя добровольческая школа, Межрегиональная практическая академия социального менеджмента, городская школа добровольцев г. Набережные Челны, муниципальные добровольческие школы), семинар-совещание для ответственных за развитие добровольчества в муниципальных образованиях и курсы повышения квалификации для специалистов сферы добровольчества.

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в сфере развития молодежного добровольчества в Республике Татарстан, как и в целом по стране, существует совокупность проблем, наличие которых не позволяет максимально использовать потенциал добровольчества:

отсутствует нормативная правовая база на уровне муниципальных образований Республики Татарстан, что не позволяет в полной мере оказывать поддержку и развивать добровольческое движение на уровне муниципального образования с учетом особенностей территории;

отсутствует научное сопровождение деятельности добровольческих объединений и центров, включая системный анализ сферы с использованием социологических, экономических и иных форм оценки, использование практической деятельности добровольцев при написании научных и зачетных работ студентов, а также добровольческих объединений, центров и организаций для проведения практики студентов;

отсутствует единый информационный банк о добровольческом движении Республики Татарстан, размещенный в свободном доступе;

недостаточно развиты механизмы системной поддержки добровольческой деятельности, в том числе грантовой;

в половине муниципальных образований практически отсутствует инфраструктура развития и поддержки добровольчества;

слабое взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса в вопросах развития и поддержки добровольческой деятельности;

низкая активность средств массовой информации в освещении добровольческих инициатив;

отсутствие системы мотивации, элементов позитивного имиджа добровольца.

5. Основные направления добровольческой деятельности

в Республике Татарстан

В Республике Татарстан добровольческие инициативы и созидательная активность молодежи реализуются по следующим основным направлениям:

работа с социально незащищенными слоями населения, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (включая оказание помощи пенсионерам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, и т.д.);

формирование у детей и молодежи определенной социально-профессиональной позиции и ответственности (молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности);

формирование здорового стиля жизни и пропаганда занятий физической культурой и спортом;

профилактика социально негативных явлений (наркомания, алкоголизм, табакокурение, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД);

работа с детьми и молодежью и для детей и молодежи, включая "группу риска" (например, выпуск информационных материалов, реализация программ патриотического воспитания);

популяризация межкультурного диалога и профилактика межнациональных конфликтов;

содействие в организации и проведении крупных культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий;

содействие в развитии туризма и восстановлении памятников культуры и архитектуры в Республике Татарстан;

содействие спасательным службам в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пропаганде и обучению навыкам безопасности жизнедеятельности, создание общественных аварийно-спасательных формирований;

содействие экологическому воспитанию граждан и организации работ по защите окружающей среды (например, акции по очистке лесов и водоемов, по посадке деревьев);

содействие органам внутренних дел в охране правопорядка, поиске пропавших людей;

содействие добровольному донорству крови;

содействие развитию иных добровольческих инициатив.

6. Механизмы развития добровольческой деятельности

в Республике Татарстан

В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал общественных объединений и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления в Республике Татарстан.

Механизмами реализации Концепции являются:

принятие нормативных правовых актов, направленных на создание системы развития и поддержки добровольчества в Республике Татарстан на краткосрочный и среднесрочный периоды, в том числе на муниципальном уровне;

разработка и утверждение республиканских, муниципальных, городских программ, планов мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы;

создание системы поддержки добровольческих инициатив молодежи, добровольческих объединений на основе частно-государственного партнерства, в том числе на конкурсной основе;

включение научной общественности в вопросы изучения добровольческой деятельности в Республике Татарстан и выбора оптимальных путей ее развития;

активное развитие добровольческих объединений на базе учебных заведений, включая использование программ по обучению действием;

популяризация добровольческой деятельности в молодежной среде, с использованием электронных и печатных средств массовой информации, социальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

развитие и мониторинг инфраструктуры добровольчества, в том числе создание и развитие некоммерческих организаций, привлекающих население к добровольческой деятельности как на республиканском, так и на муниципальном уровнях;

создание системы учета добровольцев, добровольческих объединений, центров и организаций с обеспечением широкого доступа всех слоев населения;

совершенствование системы поощрения добровольческого труда;

совершенствование системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями, специалистами и добровольцами, включая проведение и участие в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, проектах, программах.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности

реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:

ежегодно вовлекать в добровольческую деятельность не менее 3 тысяч человек, в т.ч. из числа учащейся, студенческой, работающей и незанятой молодежи;

создать условия для устойчивого и планомерного развития молодежного добровольческого движения в Республике Татарстан как элемента гражданского общества, способствующего формированию активной гражданской позиции и ответственности у молодежи;

сформировать привлекательный образ добровольца у молодежи республики;

сформировать целостную устойчивую общественно-государственную систему поддержки добровольчества;

активизировать молодежь посредством вовлечения в общественную и профессиональную занятость в общественно полезной сфере на основе добровольчества;

совершенствовать деятельность некоммерческих организаций и форм их взаимодействия с органами государственной власти в интересах социально-экономического развития и укрепления гражданского общества;

разработать критерии оценки и методы определения социально-экономической эффективности добровольческого труда.

Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей Концепции являются:

количественные показатели:

доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи, процентов;

доля некоммерческих организаций, использующих труд добровольцев, в общем количестве некоммерческих организаций, процентов;

доля вновь созданных добровольческих объединений в общем количестве добровольческих объединений, процентов;

количество добровольческих организаций, зарегистрированных в органах юстиции;

количество добровольческих объединений, центров, организаций, официально являющихся базами для прохождения производственной и иных видов практик;

количество поддержанных добровольческих инициатив;

качественные показатели:

повышение уровня общественной активности молодежи Республики Татарстан и ее вовлеченности в решение проблем современного общества;

создание сети муниципальных добровольческих центров, некоммерческих организаций, привлекающих к своей работе добровольцев.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать