Основная информация

Дата опубликования: 27 марта 2006г.
Номер документа: В200604324
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0604324

В200604324

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 7, СТР. 131

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.03.2006 N 12933/05

[Из анализа содержания и смысла Федерального закона

"О валютном регулировании и валютном контроле" следует,

что предписание об осуществлении валютных операций

физическими-резидентами через банковские счета не

распространяются на валютные операции, осуществляемые

этими лицами за пределами России с использованием наличной

иностранной валюты, вывезенной из России]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф.

рассмотрел заявление предпринимателя Смирнова О.В. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.03.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/662/2005/2 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - предпринимателя Смирнова О.В. - Жуйков Н.И.;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области - Величко А.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.

Предприниматель Смирнов О.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - управление) от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-288/2004, в соответствии с которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - Кодекс), в виде взыскания 35717 рублей штрафа.

Решением суда первой инстанции от 29.03.2005 заявленное требование удовлетворено, постановление управления признано незаконным, отменено в части назначения наказания в виде штрафа в сумме 8929 рублей и назначено наказание в виде штрафа в сумме 26788 рублей.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.08.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить упомянутые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия судебной практики.

В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.

В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 950 евро полуприцепа марки "KRONE SPR 27", приобретенного по контракту от 11.10.2004 N 2 у фирмы "DELTECH UNIVERSAL LLC" (США) и ввезенного на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10217020/181004/0003270.

Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на то, что указанная валютная операция совершена за пределами территории Российской Федерации с использованием наличных валютных средств, законно вывезенных из Российской Федерации.

Судебные акты мотивированы тем, что, осуществив расчет наличными денежными средствами в иностранной валюте, предприниматель нарушил требование части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). При этом суд кассационной инстанции пришел к такому выводу: по смыслу названной правовой нормы сфера действия Закона не ограничивается территорией Российской Федерации, поэтому факт осуществления валютной операции за пределами Российской Федерации не может быть принят во внимание.

Вместе с тем суды согласились с доводами предпринимателя об отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, признав необоснованным наложение штрафа в максимальном размере, снизили его сумму до минимального размера.

Однако выводы судов в части определения незаконного характера совершенной предпринимателем валютной операции основаны на неправильном толковании и применении норм права.

Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с этим Законом:

1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;

7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Между тем при толковании данной нормы Закона судами не учтено следующее.

В соответствии со статьей 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона.

Осуществленная предпринимателем валютная операция под эти исключения не подпадает.

Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица - резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.

Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом - резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.

Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.

Таким образом, совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса.

Поскольку обжалуемые судебные акты основаны на неправильном толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушают единообразие судебной практики, они в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 29.03.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/662/2005/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому же делу отменить.

Заявление предпринимателя Смирнова О.В. о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-288/2004 удовлетворить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-288/2004 о привлечении предпринимателя Смирнова О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, признать незаконным и отменить.

Председательствующий

Е.Ю.ВАЛЯВИНА

[введено: 20.10.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 01.11.2008 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.06.2006 Стр. 131
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 080.000.000 Финансы, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.030 Банковские операции и сделки (см. также 030.120.130, 030.120.140, 030.150.140, 080.130.040, 100.090.000), 080.110.040 Банковское регулирование и контроль, 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.020 Иностранная валюта, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать