Основная информация
Дата опубликования: | 27 марта 2006г. |
Номер документа: | В200604323 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0604323
В200604323
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 7, СТР. 128
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.03.2006 N 12938/05
[Легальный вывод физическим лицом-резидентом
иностранной валюты с территории Российской Федерации
предполагает право ее свободного использования за
пределами страны. Предписание об осуществлении
валютных операций данными лицами через банковские
счета не распространяется на валютные операции,
осуществляемые этими лицами за пределами России с
использованием наличной иностранной валюты]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление предпринимателя Смирнова О.В. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.03.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/664/2005/2 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - предпринимателя Смирнова О.В. - Жуйков Н.И.;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области - Величко А.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.
Предприниматель Смирнов О.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - управление) от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-287/2004, в соответствии с которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - Кодекс), в виде взыскания 21659 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2005 заявленное требование удовлетворено, постановление управления признано незаконным, отменено в части назначения наказания в виде штрафа в сумме 5415 рублей и назначено наказание в виде штрафа в сумме 16244 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.08.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить упомянутые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия судебной практики.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 2000 литовских лит полуприцепа марки "SCMITZ SPR 27", приобретенного по контракту от 08.10.2004 N 1 у фирмы "Вацлово Касиляуско" (Литва) и ввезенного на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10217020/151004/0003254.
Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на то, что указанная валютная операция совершена за пределами территории Российской Федерации с использованием наличных валютных средств, законно вывезенных из Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы тем, что, осуществив расчет наличными денежными средствами в иностранной валюте, предприниматель нарушил требование части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). При этом суд кассационной инстанции пришел к выводу: по смыслу названной правовой нормы сфера действия Закона не ограничивается территорией Российской Федерации, поэтому факт осуществления валютной операции за пределами Российской Федерации не может быть принят во внимание.
Вместе с тем суды согласились с доводами предпринимателя об отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, признав необоснованным наложение штрафа в максимальном размере, снизили его сумму до минимального размера.
Однако выводы судов в части определения незаконного характера совершенной предпринимателем валютной операции основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с этим Законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Между тем при толковании данной нормы Закона судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона.
Осуществленная предпринимателем валютная операция под эти исключения не подпадает.
Частью 3 статьи 15 Закона установлено, что физические лица - резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.
Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом - резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.
Таким образом, совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
Поскольку обжалуемые судебные акты основаны на неправильном толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушают единообразие судебной практики, они в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 29.03.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/664/2005/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому же делу отменить.
Заявление предпринимателя Смирнова О.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-287/2004 удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-287/2004 о привлечении предпринимателя Смирнова О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, признать незаконным и отменить.
Председательствующий
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
[введено: 20.10.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 01.11.2008 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
В0604323
В200604323
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 7, СТР. 128
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.03.2006 N 12938/05
[Легальный вывод физическим лицом-резидентом
иностранной валюты с территории Российской Федерации
предполагает право ее свободного использования за
пределами страны. Предписание об осуществлении
валютных операций данными лицами через банковские
счета не распространяется на валютные операции,
осуществляемые этими лицами за пределами России с
использованием наличной иностранной валюты]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление предпринимателя Смирнова О.В. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.03.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/664/2005/2 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - предпринимателя Смирнова О.В. - Жуйков Н.И.;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области - Величко А.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.
Предприниматель Смирнов О.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - управление) от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-287/2004, в соответствии с которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - Кодекс), в виде взыскания 21659 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2005 заявленное требование удовлетворено, постановление управления признано незаконным, отменено в части назначения наказания в виде штрафа в сумме 5415 рублей и назначено наказание в виде штрафа в сумме 16244 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.08.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить упомянутые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия судебной практики.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 2000 литовских лит полуприцепа марки "SCMITZ SPR 27", приобретенного по контракту от 08.10.2004 N 1 у фирмы "Вацлово Касиляуско" (Литва) и ввезенного на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10217020/151004/0003254.
Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на то, что указанная валютная операция совершена за пределами территории Российской Федерации с использованием наличных валютных средств, законно вывезенных из Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы тем, что, осуществив расчет наличными денежными средствами в иностранной валюте, предприниматель нарушил требование части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). При этом суд кассационной инстанции пришел к выводу: по смыслу названной правовой нормы сфера действия Закона не ограничивается территорией Российской Федерации, поэтому факт осуществления валютной операции за пределами Российской Федерации не может быть принят во внимание.
Вместе с тем суды согласились с доводами предпринимателя об отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, признав необоснованным наложение штрафа в максимальном размере, снизили его сумму до минимального размера.
Однако выводы судов в части определения незаконного характера совершенной предпринимателем валютной операции основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с этим Законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Между тем при толковании данной нормы Закона судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона.
Осуществленная предпринимателем валютная операция под эти исключения не подпадает.
Частью 3 статьи 15 Закона установлено, что физические лица - резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.
Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом - резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.
Таким образом, совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
Поскольку обжалуемые судебные акты основаны на неправильном толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушают единообразие судебной практики, они в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 29.03.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/664/2005/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому же делу отменить.
Заявление предпринимателя Смирнова О.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-287/2004 удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 14.02.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10217000-287/2004 о привлечении предпринимателя Смирнова О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, признать незаконным и отменить.
Председательствующий
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
[введено: 20.10.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 01.11.2008 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.06.2006 Стр. 128 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 030.000.000 Гражданское право, 030.020.000 Граждане (физические лица), 030.020.030 Индивидуальные предприниматели, 080.000.000 Финансы, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.030 Банковские операции и сделки (см. также 030.120.130, 030.120.140, 030.150.140, 080.130.040, 100.090.000), 080.110.040 Банковское регулирование и контроль, 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.020 Иностранная валюта, 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.010.000 Общие положения в сфере внешнеэкономической деятельности, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: