Основная информация

Дата опубликования: 27 марта 2019г.
Номер документа: RU34000201900548
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Волгоградская область
Принявший орган: Губернатор Волгоградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2019 г. №153

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, полноты и достоверности информации, необходимой для принятия решений по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории Волгоградской области, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее именуется - Концепция).

2. Определить:

координатором реализации Концепции - комитет информационных технологий Волгоградской области (далее именуется - комитет информационных технологий);

оператором комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области - государственное казенное учреждение Волгоградской области "Безопасный регион".

3. Комитету информационных технологий до 31 декабря 2019 г. разработать план мероприятий по реализации Концепции.

4. Органам исполнительной власти Волгоградской области оказывать содействие комитету информационных технологий по вопросам реализации Концепции.

5. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, службам и организациям Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также иным службам и организациям, участвующим в решении задач по мониторингу, прогнозированию и поддержке принятия решений в сферах безопасности жизнедеятельности населения на территории Волгоградской области, оказывать содействие комитету информационных технологий по вопросам реализации Концепции.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Волгоградской области В.В. Бахина.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор

Волгоградской области

А.И.Бочаров

Утверждена

постановлением

Губернатора

Волгоградской области

от 27 марта 2019 г. №153

КОНЦЕПЦИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Основные термины и определения

Комплексная безопасность жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области - состояние защищенности населения, материальных и культурных ценностей Волгоградской области от возможного нанесения ущерба, позволяющее сохранять способность функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать стабильность экономической ситуации, благоприятную экологическую, техногенную, социально-психологическую обстановку и иные условия для социально-экономического развития Волгоградской области и реализации интересов личности и общества;

комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее именуется - комплексная система ОБЖ) - интегрированная автоматизированная информационно-управляющая система, обеспечивающая взаимодействие автоматизированных систем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, служб и организаций Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - государственная система предупреждения и ликвидации ЧС), а также иных служб и организаций, участвующих в решении задач по мониторингу, прогнозированию и поддержке принятия решений в сферах безопасности жизнедеятельности населения на территории Волгоградской области, объединенных каналами связи и программно-аппаратными средствами, обеспечивающими их сопряжение, передачу данных, доступ к объединенным базам данных, а также имеющих общую организационную структуру;

субъекты обеспечения безопасности - участники деятельности по противодействию существующим угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, иные организации на объектах защиты);

объекты защиты - объекты инфраструктуры Волгоградской области (критически важные объекты, потенциально опасные объекты, объекты с массовым пребыванием людей, в том числе объекты транспорта, объекты жилищно-коммунального хозяйства);

критически важные объекты - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой Волгоградской области, ее необратимому негативному изменению или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

потенциально опасные объекты - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения;

кризисная ситуация - обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, обстоятельств чрезвычайного, в том числе террористического характера, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Иные термины и определения, используемые в настоящей Концепции, применяются в значениях, предусмотренных действующим законодательством.

2. Общие положения

2.1. Целью создания комплексной системы ОБЖ является обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области путем снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминального, биолого-социального, террористического и иного характера:

путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения;

путем эффективного мониторинга текущей обстановки и предоставления информации (в том числе текущей информации о состоянии объектов защиты) для субъектов обеспечения безопасности, обеспечивающей своевременное принятие управленческих решений.

2.2. Комплексная система ОБЖ является основой:

для формирования и проведения единой политики субъектов обеспечения безопасности в сфере обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

для совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы в сфере обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

для разработки и реализации целевых программ по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

для разработки проектных решений по созданию в муниципальных образованиях Волгоградской области информационно-технической системы взаимодействия всех участников процесса обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территорий муниципальных образований Волгоградской области.

2.3. Создание комплексной системы ОБЖ направлено на решение следующих основных задач:

предоставление субъектам обеспечения безопасности информации о состоянии защищенности объектов защиты;

совершенствование аналитической, методической и управленческой деятельности субъектов обеспечения безопасности для решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;

обеспечение информационного взаимодействия субъектов обеспечения безопасности при решении совместных задач по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

организация оповещения и информирования населения Волгоградской области о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области (далее именуется - оповещение населения);

совершенствование информационно-аналитического обеспечения функционирования системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и управления действиями сил территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

2.4. Комплексная система ОБЖ осуществляет следующие функции:

2.4.1. Проведение комплексного мониторинга текущей обстановки на территории Волгоградской области и представление информации для своевременного принятия управленческих решений по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области посредством:

автоматизированного сбора и анализа информации от систем мониторинга безопасности и жизнеобеспечения на объектах защиты;

подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий на основе собираемой в рамках комплексной системы ОБЖ аналитической и статистической информации.

2.4.2. Обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при решении совместных задач в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области посредством:

информационного взаимодействия с автоматизированными системами (в том числе ситуационными центрами) и дежурными службами субъектов обеспечения безопасности при решении совместных задач в целях обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

обеспечения необходимого уровня защиты информации в комплексной системе ОБЖ в соответствии с нормативно-методическими документами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в области информационной безопасности.

2.4.3. Обеспечение комплексного оповещения населения посредством:

приема и обобщения информации для организации оповещения населения;

автоматизированного сбора информации и мониторинга состояния технических средств оповещения населения.

2.4.4. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее именуется - информационно-управляющая система государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС) и управления действиями сил государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС посредством организации информационного взаимодействия комплексной системы ОБЖ с информационно-управляющей системой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в части представления и получения необходимых сведений для решения задач в области защиты населения и территории Волгоградской области от угроз природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также выработки предварительных решений и предложений на основе проведенного анализа.

2.4.5. Предотвращение (предупреждение) чрезвычайных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования систем (средств) безопасности и жизнеобеспечения, в том числе формирование координатно-привязанных объектов (систем видеонаблюдения, датчиков, транспортных средств и иных объектов) для их позиционирования на электронной карте региона.

2.4.6. Интеграция в комплексную систему ОБЖ автоматизированных систем в области защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания посредством:

получения информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях из системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", развернутой в муниципальных образованиях Волгоградской области (далее именуется - Система-112);

получения информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территории муниципальных образований Волгоградской области из Единых дежурно-диспетчерских служб, в том числе из развернутых аппаратно-программных комплексов "Безопасный город";

получения и комплексной интеллектуальной обработки информации в интересах различных служб от камер видеонаблюдения;

получения информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях из автоматизированных систем Волгоградской области, предоставляющих информацию в комплексную систему ОБЖ;

позиционирования и координации действий сил и средств, привлеченных к реагированию на чрезвычайную ситуацию или происшествие.

3. Принципы создания и структура комплексной системы ОБЖ

3.1. Комплексная система ОБЖ создается по территориально-распределенному принципу с единым центром управления.

3.2. В структуру комплексной системы ОБЖ входят:

единый центр обработки данных (далее именуется - единый центр) с региональной платформой, являющийся центральным компонентом программно-технической инфраструктуры комплексной системы ОБЖ;

транспортная сеть, обеспечивающая информационный обмен между системами мониторинга, субъектами обеспечения безопасности и автоматизированными системами в рамках выполнения функций комплексной системы ОБЖ;

места сбора, обработки и анализа информации субъектов обеспечения безопасности;

технические средства обеспечения безопасности и инструментальные средства контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения.

3.3. Для обеспечения выполнения необходимых функций комплексная система ОБЖ должна соответствовать следующим требованиям:

предоставлять возможность интеграции в нее различных типов автоматизированных систем обеспечения безопасности и жизнеобеспечения объектов защиты по утвержденным единым перечням открытых протоколов;

обеспечивать требуемую техническую, программную и информационно-лингвистическую совместимость с взаимодействующими автоматизированными системами, позволяющую обмениваться информацией между ними и эффективно обрабатывать полученные данные.

Критерии предоставления в комплексную систему ОБЖ данных и порядок их обработки определяются в согласованных субъектами обеспечения безопасности регламентах взаимодействия.

3.4. Комплексная система ОБЖ состоит из следующих взаимоувязанных сегментов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области:

сегмент защиты от чрезвычайных ситуаций, предназначенный для комплексного решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

правоохранительный сегмент, предназначенный для комплексного решения задач по защите от преступных и иных противоправных посягательств, в том числе от террористических действий, социальных и межнациональных конфликтов;

сегмент безопасности среды обитания, предназначенный для комплексного решения задач по снижению рисков здоровья населения от окружающей природной среды и объектов техносферы;

сегмент межведомственного взаимодействия, предназначенный для решения задач информационного обмена данными в целях их совместного использования субъектами обеспечения безопасности.

3.5. По функционально-целевому принципу комплексная система ОБЖ включает в себя следующие подсистемы:

1) подсистема координации и взаимодействия, предназначенная для обеспечения возможности взаимодействия субъектов обеспечения безопасности по вопросам обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

2) подсистема сбора и обработки сообщений от населения, предназначенная для организации взаимодействия с Системой-112 и обеспечивающая возможность регистрации событий и предоставления доступа к типовым справочникам категорий происшествий, связанным с ними типовым сценариям реагирования;

3) подсистема комплексного мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на объектах защиты, а также от различных систем мониторинга Волгоградской области. В состав подсистемы комплексного мониторинга могут входить следующие компоненты:

защиты, информирования и оповещения населения на транспорте;

мониторинга и контроля потенциально опасных и критически важных объектов;

радиационного мониторинга;

химического мониторинга;

мониторинга угроз природного характера (лесные и степные пожары, паводковая обстановка на водных объектах и другие угрозы);

видеомониторинга и видеоанализа;

космического мониторинга;

информационно-навигационного сопровождения группировки сил территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, потенциально опасных грузов;

контроля за объектами жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;

экологического мониторинга;

мониторинга метеорологического состояния и контроля окружающей среды;

пожарного мониторинга объектов с массовым пребыванием населения;

иные компоненты, предназначенные для приема и отработки сигналов на критически важных объектах;

4) подсистема прогнозирования и информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенная для обработки данных мониторинга, прогнозирования ожидаемых последствий возникающих угроз природного и техногенного характера, расчета необходимых сил и средств, в том числе прогнозирования метеоусловий на территории Волгоградской области;

5) подсистема информирования и оповещения населения, обеспечивающая оповещение населения, а также предоставление субъектам обеспечения безопасности информации для принятия экстренных мер защиты и жизнеобеспечения населения.

Информационное взаимодействие комплексной системы ОБЖ и информационно-управляющей системы государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется посредством передачи данных между региональной платформой комплексной системы ОБЖ и единой интеграционной программной платформой в составе информационно-управляющей системы государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

4. Перечень существующих и создаваемых автоматизированных

систем, сопрягаемых с комплексной системой ОБЖ

4.1. В перечень существующих и создаваемых автоматизированных систем, сопрягаемых с комплексной системой ОБЖ, включаются:

портал Губернатора и Администрации Волгоградской области;

система межведомственного электронного взаимодействия Волгоградской области;

автоматизированная система электронного документооборота;

государственная информационная система "Учет государственного имущества Волгоградской области, в том числе земельных участков";

региональная навигационная информационная система Волгоградской области;

государственная информационная система "Электронный атлас Волгоградской области";

информационная система для ведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области;

государственная информационная система Волгоградской области "Учет и регистрация тракторов, самоходных машин и прицепов к ним";

информационная система "Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области";

государственная информационная система Волгоградской области "Региональная информационная система в сфере здравоохранения Волгоградской области";

система диспетчеризации станций скорой медицинской помощи;

прикладные системы комитета здравоохранения Волгоградской области;

программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг";

комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Волгоградской области;

региональная информационная система обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области;

Система-112;

государственная информационная система Волгоградской области "Комплексная информационная система видеонаблюдения Волгоградской области";

государственная информационная система Волгоградской области "Жилищный надзор";

Программный комплекс "Титул-2005";

региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Волгоградской области;

УниСкан-24. Мониторинг очагов возгорания с помощью данных земной станции приема и обработки космической информации X и L диапазона;

информационно-аналитическая система "Ситуационный центр Губернатора Волгоградской области";

комплекс средств автоматизации "Региональный центр управления транспортом";

аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории муниципальных районов Волгоградской области;

система наблюдения за радиационной обстановкой;

система мониторинга лесных пожаров "Лесной дозор".

4.2. Перечень федеральных автоматизированных систем, сопрягаемых с комплексной системой ОБЖ, определяется по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по мере проведения обследования и определения уровня основных рисков и угроз на территории Волгоградской области.

5. Обеспечение безопасности информации в комплексной

системе ОБЖ

5.1. Безопасность информации, содержащейся в комплексной системе ОБЖ, достигается путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспертному контролю в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам. Информация, содержащая персональные данные, должна защищаться в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных".

5.2. Используемые при построении комплексной системы ОБЖ программно-аппаратные средства, средства криптографической защиты информации, антивирусные средства, межсетевые экраны, средства обнаружения компьютерных атак, телекоммуникационное оборудование должны быть сертифицированы в установленном порядке.

Комплексная система ОБЖ должна быть реализована в защищенном исполнении и обеспечивать защиту сведений, содержащих государственную тайну.

6. Порядок создания и этапы реализации комплексной

системы ОБЖ

6.1. Создание комплексной системы ОБЖ предусматривается в один этап (март 2019 г. - декабрь 2022 г.).

6.2. В рамках создания комплексной системы ОБЖ запланированы следующие мероприятия:

принятие правовых актов, обеспечивающих реализацию целей и задач комплексной системы ОБЖ и определяющих в том числе порядок ее функционирования и обслуживания, источники финансирования, правовое положение, задачи, функции, компетенцию и полномочия создаваемых в рамках комплексной системы ОБЖ ситуационных центров и единого пункта управления, их структуру и численную характеристику, порядок определения места размещения конкретной подсистемы (отдельных ее элементов) комплексной системы ОБЖ и ее (их) принадлежности к конкретным субъектам обеспечения безопасности;

разработка технологии приема, обработки, сбора, передачи информации в рамках комплексной системы ОБЖ, проекта схемы комплексной системы ОБЖ и порядка ввода в эксплуатацию (развертывания) ее подсистем;

разработка, согласование и утверждение регламентов взаимодействия, обмена и совместного использования данных, находящихся в комплексной системе ОБЖ, осуществляемых субъектами обеспечения безопасности;

оборудование пилотного участка комплексной системы ОБЖ в Волгограде;

создание единого центра и региональной платформы комплексной системы ОБЖ;

развертывание сегментов и подсистем комплексной системы ОБЖ;

определение, регулировка режимов эксплуатации комплексной системы ОБЖ, их характеристик во взаимосвязи с режимами функционирования территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

решение общих вопросов организации технической эксплуатации комплексной системы ОБЖ включая техническое оснащение и возможность ее модернизации, информационно-программное обеспечение в целях надежного и устойчивого функционирования.

7. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты создания комплексной системы ОБЖ:

обеспечение безопасности объектов защиты;

обеспечение совместимости существующих и создаваемых информационных и технических систем для повышения эффективности управления в сфере обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территории Волгоградской области;

повышение эффективности контроля за объектами защиты;

повышение эффективности мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 10.04.2019
Рубрики правового классификатора: 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать