Основная информация
Дата опубликования: | 27 апреля 2017г. |
Номер документа: | RU52000201700426 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Нижегородская область |
Принявший орган: | Правительство Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Правительство Нижегородской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 года № 273
Об утверждении Концепции расширения
производства на территории Нижегородской области
Во исполнение протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам расширения производства на территории Нижегородской области от 16 февраля 2017 года № Прт-19/17-0-0 в целях определения направлений деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области для решения проблем текущего состояния производственного сектора экономики и создания условий для его развития на новом технологическом уровне Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию расширения производства на территории Нижегородской области.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о.Губернатора
Е.Б.Люлин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 27 апреля 2017 года № 273
КОНЦЕПЦИЯ
расширения производства
на территории Нижегородской области
(далее - Концепция)
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ВВЕДЕНИЕ
Нижегородская область является индустриальным регионом. Производственный сектор экономики играет определяющую роль в темпах и качестве социально-экономического развития.
Значение эффективности региональной политики по развитию производственного сектора экономики возрастает в условиях быстрых изменений внешних факторов и ускоренного технологического развития мировой экономики.
Целевые установки федерального уровня по развитию экономики, появляющиеся новые механизмы государственной поддержки требуют адаптационных изменений в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - ОИВ НО, региональные ОИВ), направленных на получение максимально выгодного эффекта для предприятий Нижегородской области.
Предлагаемая Концепция определяет направления деятельности ОИВ НО для решения проблем текущего состояния производственного сектора экономики Нижегородской области и создания условий для его развития на новом технологическом уровне.
1.2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМ
1.2.1. НЕДОЗАГРУЖЕННОСТЬ МОЩНОСТЕЙ
Существующий производственный потенциал промышленности используется не в полной мере. По данным статистики за 2015 год из 120 наблюдаемых товарных позиций только по 23 позициям средний уровень использования мощностей находится в диапазоне 90-100%. В то же время по 44 товарным позициям уровень загрузки существующих мощностей составляет менее 50%.
1.2.2. УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫВОЗА И ЭКСПОРТА
Структуру вывоза продукции в другие регионы и структуру экспорта определяет отраслевая специфика экономики Нижегородской области. По данным за 2015 год почти 80% вывоза приходится на продукцию трех отраслей: нефтепереработки (35%), металлургии (30%) и автомобильной промышленности (12%).
В товарной структуре экспорта области доля этих трех отраслей (минеральное топливо, средства наземного транспорта, металлы и изделия из них) составляет 70,5% от общего объема, причем на минеральное топливо приходится более 60%.
1.2.3. СНИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
Число инновационно-активных организаций промышленности Нижегородской области, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации, в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2013 годом почти на 20% (со 102 до 83). По числу промышленных организаций, осуществляющих инновации, Нижегородская область находится на 2-м месте среди регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО). Уровень инновационной активности сократился с 15,8% до 13,9%.
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных промышленных организаций за 3 года сократился с 17,5% до 13,1%. По данному показателю Нижегородская область на 5 месте в ПФО.
Сократился удельный вес инновационных товаров в объеме отгруженных товаров малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, - с 26,7% в 2013 году до 9,9% в 2015 году.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью Концепции является создание новых возможностей для развития собственного производства путем формирования регулярных организационных, экспертно-аналитических мероприятий, направленных на консолидацию усилий ОИВ НО, и распределения ответственности за их проведение.
Расширение собственного производства требует решения следующих задач:
- повышение спроса на продукцию нижегородских предприятий;
- повышение конкурентоспособности нижегородской продукции;
- создание новых производств, прежде всего в сфере высоких технологий.
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Период реализации Концепции - 2017-2020 годы (этапы не выделяются).
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНЦЕПЦИИ
1. Повышение среднегодовых темпов роста промышленного производства.
2. Увеличение доли высокотехнологичных отраслей в вывозе и экспорте.
3. Увеличение числа внедренных передовых производственных технологий собственной разработки.
5. УПРАВЛЕНИЕ
1. Межведомственная рабочая группа по вопросам расширения производства на территории Нижегородской области (далее - межведомственная рабочая группа) обеспечивает:
- рассмотрение предложений;
- принятие решений о поддержке.
2. Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее - минэкономики) обеспечивает:
- аналитику, методологическое сопровождение;
- общую координацию, обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы;
- мониторинг реализации Концепции.
3. Руководители ОИВ НО, курирующие реальный сектор экономики, обеспечивают реализацию Концепции.
6. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
6.1. ПОВЫШЕНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ
НИЖЕГОРОДСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Развитие внутренней кооперации и кооперации с крупными российскими и зарубежными компаниями.
2. Расширение номенклатуры вывоза и экспорта, содействие увеличению экспорта высокотехнологичной продукции.
6.2. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ПРОДУКЦИИ
1. Содействие технологической модернизации и внедрению новых производственных технологий, направленных на ресурсосбережение, автоматизацию, роботизацию производства, использование нанотехнологий, биотехнологий, когнитивных технологий.
2. Содействие внедрению в производство результатов научно-исследовательских разработок.
Проведенная оценка технологической структуры производственного сектора экономики Нижегородской области на основе общепринятого определения технологических укладов (далее - техукладов) свидетельствует, что большая его часть относится к третьему и четвертому технологическим укладам (III и IV техуклады):
- III техуклад (черная металлургия, судостроение, деревообработка, текстильное и швейное, целлюлозно-бумажное производство, сельское хозяйство) - около 25%;
- IV техуклад (автомобилестроение, авиастроение, производство машин и оборудования, химическое производство, производство нефтепродуктов, изделий из резины и пластмасс, энергетика) - 60%.
Пятый технологический уклад (V техуклад) - так называемая цифровая экономика (производство электрического, электронного и оптического оборудования, в т.ч. компъютеростроение, роботостроение; информационно-коммуникационные технологии; программирование; мобильная связь) составляет около 9%.
Определить степень присутствия шестого технологического уклада (VI техуклад) (нанотехнологии; биотехнологии; в том числе клеточные технологии; когнитивные технологии) проблематично, так как полноценный статистический учет отсутствует. Статистика позволяет оценить такой компонент техуклада как наноиндустрия - в экономике Нижегородской области он составляет менее 0,1%.
Учитывая вышеизложенное, задачи расширения производства должны быть сопряжены с технологическим развитием производственных процессов.
В связи с этим среди направлений реализации Концепции расширения производства выделены такие как содействие технологическому развитию, созданию высокотехнологичных производств, внедрению результатов научно-исследовательских разработок.
6.3. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Привлечение на территорию Нижегородской области крупных российских компаний с целью создания новых высокотехнологичных производств.
2. Создание системы маркетинга территории для привлечения инвесторов.
3. Развитие системы электронных ресурсов для предпринимателей, заинтересованных в создании новых производств.
4. Организация участия Нижегородской области в деятельности инвестиционных коммуникативных площадок в России и за рубежом.
Привлечение на территорию Нижегородской области крупных инвесторов с целью создания новых производств требует целенаправленной работы по продвижению инвестиционного потенциала области на российском и международном уровнях, по формированию для инвесторов и предприятий Нижегородской области комфортной инвестиционной среды, способствующей их эффективному взаимодействию. В связи с этим в Концепцию включены такие мероприятия как создание системы маркетинга территории, активное участие Нижегородской области в работе инвестиционных коммуникативных площадок и развитие системы электронных информационных ресурсов для предпринимателей.
7. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Таблица 1
№
Мероприятие
Сроки реализации
Ответственные исполнители*
1. Повышение спроса на продукцию нижегородских предприятий.
Развитие внутренней кооперации и кооперации с крупными российскими и зарубежными компаниями.
Расширение номенклатуры вывоза и экспорта, содействие увеличению экспорта высокотехнологичной продукции.
1.1.
Анализ статистической информации по объемам производства, ввоза-вывоза, экспорта-импорта продукции в Нижегородской области с целью определения уровня самообеспеченности и потенциальных ниш для расширения собственного производства
ежегодно
(после публикации статистических данных (далее - статданные))
Минэкономики
1.2.
Анализ статистической информации по объемам производства, экспорта-импорта продукции в целом по России с целью определения уровня самообеспеченности и потенциальных ниш для расширения нижегородского производства
ежегодно
(после публикации статданных)
Минэкономики
1.3.
Проведение опросов предприятий (формирующих в сумме не менее 80% отгрузки по каждой отрасли/подотрасли) с целью формирования реестра ввозимой продукции и выяснения причин ввоза
ежегодно,
в I-II кв.
Минпромторг, Минстрой; НАПП, ТПП (по согласованию) (по выбранным потенциальным нишам)
1.4.
Формирование перечня предприятий по уровню загрузки мощностей (по всей наблюдаемой номенклатуре)
ежегодно
(после публикации статданных)
Минэкономики
1.5.
Проведение опросов предприятий с уровнем загрузки производственных мощностей ниже 70% с целью формирования реестра производимой ими продукции и выяснения причин недозагрузки
в течение 3-х месяцев после проведения анализа
Минпромторг, Минстрой;
НАПП, ТПП (по согласованию) (по выбранным видам продукции)
1.6.
Проведение анализа структуры затрат производства ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с целью определения видов и объемов продукции, сырья и расходных материалов, ввозимых из-за пределов региона
ежегодно
Минсельхоз
1.7.
Формирование информации о крупных российских и зарубежных компаниях, осуществляющих деятельность в секторах, являющихся потенциальными нишами для нижегородского производства, в целях привлечения данных компаний в качестве профильных инвесторов
ежегодно,
в I-II кв.
Минпромторг,
Минсельхоз,
Минстрой,
Мининформ,
Мининвест;
НАПП, ТПП (по согласованию)
(каждый в рамках своей компетенции)
1.8.
Формирование информации о спросе на продукцию российского, в т.ч. нижегородского производства со стороны зарубежных компаний (во взаимодействии с торговыми представительствами, Российским экспортным центром и т.д.), в т.ч. в высокотехнологичных отраслях
ежегодно,
в I-II кв.
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ,
Мининвест; НАПП, ТПП (по согласованию) (каждый в рамках своей компетенции)
1.9.
Организация информационных и экспертно-аналитических мероприятий (совещания, круглые столы, деловые миссии и т.д.) по конкретным видам продукции с целью определения возможности установления новых кооперационных связей, увеличения экспорта нижегородской продукции, привлечения профильных инвесторов для расширения производства (в т.ч. при необходимости модернизации производства), создания новых производств
ежегодно,
во II-III кв.
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ, Мининвест; НАПП, ТПП (по согласованию) (каждый в рамках своей компетенции)
1.10.
Представление в минэкономики информации, полученной в результате опросов и экспертно-аналитических мероприятий, для проведения сводного анализа
ежегодно,
в III кв.
Минэкономики (в части сводного анализа, 4 кв.),
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ, Мининвест;
НАПП, ТПП (по согласованию) (в части представления информации, 3 кв.)
1.11.
Подготовка перечня инвестиционных проектов программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, соответствующих потенциальным нишам расширения производства.
Подготовка предложений по доработке данных проектов с целью организации экспорта планируемой к выпуску продукции.
Решение вопросов ускорения реализации данных проектов
ежегодно,
в I кв.
ежегодно,
во II-III кв.
Минэкономики
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию)
1.12.
Оказание содействия в привлечении средств российских институтов развития и средств федерального бюджета (в рамках предоставляемых или планируемых к предоставлению мер поддержки) в целях стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции (в том числе защиты интеллектуальной собственности)
I-III кв.
2017 года,
далее - ежегодно
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ;
НАПП, ТПП
(по согласованию) (взаимодействие с ФОИВ, представительством ПНО)
1.13.
Подготовка конкретных предложений по расширению производства/дозагрузке мощностей на основе новых кооперационных связей, в т.ч. по увеличению объемов вывоза и экспорта.
Рассмотрение на заседании межведомственной рабочей группы
ежегодно,
в IV кв.
Минэкономики (в части свода предложений и организации заседания межведомственной рабочей группы), Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ, Мининвест
2. Повышение конкурентоспособности нижегородской продукции
2.1. Содействие технологической модернизации и внедрению новых производственных технологий (с учетом потребности экспортного рынка), направленных на ресурсосбережение, автоматизацию, роботизацию производства, использование нанотехнологий, биотехнологий, когнитивных технологий
2.1.1.
Разработка мер государственной поддержки (внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Нижегородской области по действующим мерам поддержки) предприятий, реализующих проекты по технологической модернизации и внедрению новых производственных технологий
I-III кв.
2017 года,
далее - при необходимости
Минпромторг,
Минсельхоз,
Минстрой
2.1.2.
Проработка возможности привлечения средств российских институтов развития и средств федерального бюджета (в рамках предоставляемых или планируемых к предоставлению мер поддержки) в целях стимулирования технологической модернизации и внедрения новых производственных технологий, в т.ч. разработанных в Нижегородской области
I-III кв. 2017 года,
далее - ежегодно
Минпромторг,
Минсельхоз,
Минстрой
(взаимодействие с ФОИВ, представительством ПНО)
2.1.3.
Организация регулярных мероприятий, способствующих распространению положительного опыта технологической модернизации и внедрения новых производственных технологий
постоянно
Минпромторг Минсельхоз,
Минстрой; НАПП, ТПП (по согласованию)
2.1.4.
Содействие созданию отраслевых и межотраслевых инжиниринговых центров, центров прототипирования
2017 - 2020 годы
Минпромторг,
Мининформ; НАПП, ТПП (по согласованию)
(во взаимодействии с научно-исследовательскими институтами и вузами)
2.1.5.
Разработка предложений по возможности предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, пользующихся услугами региональных инжиниринговых центров, центров прототипирования по технологическому развитию производства
2017 - 2020 годы
Минпромторг
2.1.6.
Рассмотрение на заседании межведомственной рабочей группы предложений по поддержке реализации конкретных проектов предприятий и результатов проведенной работы
ежегодно,
в IV кв.
Минэкономики (в части свода предложений и организации заседания межведомственной рабочей группы), Минпромторг, Минстрой, Мининформ
2.2. Содействие внедрению в производство результатов научно-исследовательских разработок
2.2.1.
Формирование реестра разработок победителей в областных конкурсах в сфере науки и техники, регионального конкурса "Лучший IT-проект", а также участников международных и российских инновационных выставок
постоянно
Минпромторг,
Мининформ
2.2.2.
Организация мероприятий по продвижению данных разработок для внедрения на нижегородских предприятиях
постоянно
Минпромторг,
Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию)
2.2.3.
Взаимодействие с ВУЗами и научно-исследовательскими институтами по вопросам коммерциализации результатов научно-технических разработок (в т.ч. создания для этого новых малых предприятий)
постоянно
Минпромторг,
Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию)
2.2.4.
Разработка предложений по возможности предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, внедряющих результаты научно-исследовательских разработок нижегородских ВУЗов и научно-исследовательских институтов
2017 - 2020 годы
Минпромторг
2.2.5.
Содействие участию нижегородских предприятий и организаций в разработке и реализации дорожных карт Национальной технологической инициативы
2017 - 2020 годы
Минпромторг,
Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию) (во взаимодействии с АСИ, РВК)
2.2.6.
Рассмотрение на заседании межведомственной рабочей группы предложений по поддержке реализации конкретных проектов предприятий и результатов проведенной работы
ежегодно,
в IV кв.
Минэкономики (в части свода предложений и организации заседания межведомственной рабочей группы), Минпромторг; НАПП, ТПП (по согласованию)
3. Создание новых производств, в том числе в сфере высоких технологий
3.1. Привлечение на территорию Нижегородской области крупных российских компаний с целью создания новых высокотехнологичных производств
3.1.1.
Организация взаимодействия с российскими институтами развития (АО "РОСНАНО", Госкорпорация Ростех и т.д.) и крупными российскими компаниями по вопросам организации на территории Нижегородской области новых высокотехнологичных производств
постоянно
Мининвест,
Минпромторг, Минсельхоз,
Минстрой,
Мининформ; НАПП, ТПП (по согласованию) (каждый в части своей компетенции)
3.2. Создание системы маркетинга территории для привлечения инвесторов
3.2.1.
Информирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленных палат иностранных государств, смешанных торгово-промышленных палат, представительств зарубежных торгово-промышленных палат в Российской Федерации об инвестиционном потенциале Нижегородской области
в течение года
Мининвест
3.2.2.
Адресное информирование крупных иностранных компаний о возможностях создания производства (локализации) на территории Нижегородской области
в течение года
Мининвест
3.3. Развитие системы электронных ресурсов для предпринимателей, заинтересованных в создании новых производств
3.3.1.
Размещение на инвестиционном портале Нижегородской области:
- информации об инвестиционных проектах, требующих софинансирования;
- сведений (презентаций) зарубежных и российских компаний-производителей, ищущих партнеров для развития новых совместных проектов;
- сведений (презентаций) нижегородских компаний-производителей, ищущих партнеров за рубежом;
- информации о международных мероприятиях, проводимых в Нижегородской области, а также ссылок на Интернет-порталы торговых представительств Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленных палат иностранных государств, представительств зарубежных торгово-промышленных палат в Российской Федерации, где размещена информация о проводимых международных мероприятиях в целях привлечения к участию деловых кругов обеих сторон
постоянно,
по мере поступления информации
Мининвест;
ТПП (по согласованию)
3.4. Организация участия Нижегородской области в деятельности инвестиционных коммуникативных площадок в России и за рубежом
3.4.1.
Привлечение инвесторов в рамках проведения мероприятий G2B и B2B на традиционном Международном бизнес-саммите в г. Н.Новгороде
ежегодно,
в III кв.
Мининвест
* Список принятых сокращений:
АСИ
-
автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
Мининвест
-
министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области;
Мининформ
-
министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;
Минпромторг
-
министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области;
Минсельхоз
-
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
Минстрой
-
министерство строительства Нижегородской области;
Минэкономики
-
министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области;
НАПП
-
Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей;
Представительство ПНО
-
государственное казенное учреждение Нижегородской области "Представительство Правительства Нижегородской области при Правительстве Российской Федерации";
РВК
-
акционерное общество "Российская венчурная компания";
ТПП
-
Торгово-промышленная палата Нижегородской области;
ФОИВ
-
федеральные органы исполнительной власти.
8. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПЦИИ
1. Объединение административных усилий и финансовых ресурсов регионального и федерального уровня с целью:
- поиска и содействия реализации наиболее эффективных проектов по расширению производства;
- концентрации на территории области частного и государственно-частного капитала (привлечение капитала крупных, прежде всего российских, компаний);
- эффективного участия нижегородских предприятий и организаций в конкурсных отборах на получение поддержки за счет средств федерального бюджета и российских институтов развития (взаимодействие с ФОИВ и институтами развития на стадии разработки соответствующих нормативных правовых актов).
2. Проработка каждого проекта по расширению производства с точки зрения возможности технологического развития (перехода на V и VI технологические уклады) и реализации экспортного потенциала. Планомерная поддержка экспорта будет стимулировать предприятия к выпуску более качественной и конкурентоспособной продукции, а это в современных условиях возможно только в результате ускоренной технологической модернизации.
3. Рассмотрение возможности доработки нормативной правовой базы Нижегородской области с целью усиления мер поддержки проектов по повышению эффективности производства путем технологической модернизации и внедрения новых производственных технологий, направленных на ресурсосбережение и переход на V и VI технологические уклады (автоматизация, роботизация, применение нано-, био- и когнитивных технологий).
4. Дополнение существующей инфраструктуры поддержки технологических инноваций (инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки) новыми элементами - инжиниринговыми центрами, центрами прототипирования, действующими с целью эффективного решения инженерных, технологических и внедренческих задач предприятий по переходу на новые технологические уклады.
5. Целенаправленная работа по включению Нижегородской области в реализацию Национальной технологической инициативы.
______________
Правительство Нижегородской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 года № 273
Об утверждении Концепции расширения
производства на территории Нижегородской области
Во исполнение протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам расширения производства на территории Нижегородской области от 16 февраля 2017 года № Прт-19/17-0-0 в целях определения направлений деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области для решения проблем текущего состояния производственного сектора экономики и создания условий для его развития на новом технологическом уровне Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию расширения производства на территории Нижегородской области.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о.Губернатора
Е.Б.Люлин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 27 апреля 2017 года № 273
КОНЦЕПЦИЯ
расширения производства
на территории Нижегородской области
(далее - Концепция)
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ВВЕДЕНИЕ
Нижегородская область является индустриальным регионом. Производственный сектор экономики играет определяющую роль в темпах и качестве социально-экономического развития.
Значение эффективности региональной политики по развитию производственного сектора экономики возрастает в условиях быстрых изменений внешних факторов и ускоренного технологического развития мировой экономики.
Целевые установки федерального уровня по развитию экономики, появляющиеся новые механизмы государственной поддержки требуют адаптационных изменений в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - ОИВ НО, региональные ОИВ), направленных на получение максимально выгодного эффекта для предприятий Нижегородской области.
Предлагаемая Концепция определяет направления деятельности ОИВ НО для решения проблем текущего состояния производственного сектора экономики Нижегородской области и создания условий для его развития на новом технологическом уровне.
1.2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМ
1.2.1. НЕДОЗАГРУЖЕННОСТЬ МОЩНОСТЕЙ
Существующий производственный потенциал промышленности используется не в полной мере. По данным статистики за 2015 год из 120 наблюдаемых товарных позиций только по 23 позициям средний уровень использования мощностей находится в диапазоне 90-100%. В то же время по 44 товарным позициям уровень загрузки существующих мощностей составляет менее 50%.
1.2.2. УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫВОЗА И ЭКСПОРТА
Структуру вывоза продукции в другие регионы и структуру экспорта определяет отраслевая специфика экономики Нижегородской области. По данным за 2015 год почти 80% вывоза приходится на продукцию трех отраслей: нефтепереработки (35%), металлургии (30%) и автомобильной промышленности (12%).
В товарной структуре экспорта области доля этих трех отраслей (минеральное топливо, средства наземного транспорта, металлы и изделия из них) составляет 70,5% от общего объема, причем на минеральное топливо приходится более 60%.
1.2.3. СНИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
Число инновационно-активных организаций промышленности Нижегородской области, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации, в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2013 годом почти на 20% (со 102 до 83). По числу промышленных организаций, осуществляющих инновации, Нижегородская область находится на 2-м месте среди регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО). Уровень инновационной активности сократился с 15,8% до 13,9%.
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных промышленных организаций за 3 года сократился с 17,5% до 13,1%. По данному показателю Нижегородская область на 5 месте в ПФО.
Сократился удельный вес инновационных товаров в объеме отгруженных товаров малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, - с 26,7% в 2013 году до 9,9% в 2015 году.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью Концепции является создание новых возможностей для развития собственного производства путем формирования регулярных организационных, экспертно-аналитических мероприятий, направленных на консолидацию усилий ОИВ НО, и распределения ответственности за их проведение.
Расширение собственного производства требует решения следующих задач:
- повышение спроса на продукцию нижегородских предприятий;
- повышение конкурентоспособности нижегородской продукции;
- создание новых производств, прежде всего в сфере высоких технологий.
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Период реализации Концепции - 2017-2020 годы (этапы не выделяются).
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНЦЕПЦИИ
1. Повышение среднегодовых темпов роста промышленного производства.
2. Увеличение доли высокотехнологичных отраслей в вывозе и экспорте.
3. Увеличение числа внедренных передовых производственных технологий собственной разработки.
5. УПРАВЛЕНИЕ
1. Межведомственная рабочая группа по вопросам расширения производства на территории Нижегородской области (далее - межведомственная рабочая группа) обеспечивает:
- рассмотрение предложений;
- принятие решений о поддержке.
2. Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее - минэкономики) обеспечивает:
- аналитику, методологическое сопровождение;
- общую координацию, обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы;
- мониторинг реализации Концепции.
3. Руководители ОИВ НО, курирующие реальный сектор экономики, обеспечивают реализацию Концепции.
6. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
6.1. ПОВЫШЕНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ
НИЖЕГОРОДСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Развитие внутренней кооперации и кооперации с крупными российскими и зарубежными компаниями.
2. Расширение номенклатуры вывоза и экспорта, содействие увеличению экспорта высокотехнологичной продукции.
6.2. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ПРОДУКЦИИ
1. Содействие технологической модернизации и внедрению новых производственных технологий, направленных на ресурсосбережение, автоматизацию, роботизацию производства, использование нанотехнологий, биотехнологий, когнитивных технологий.
2. Содействие внедрению в производство результатов научно-исследовательских разработок.
Проведенная оценка технологической структуры производственного сектора экономики Нижегородской области на основе общепринятого определения технологических укладов (далее - техукладов) свидетельствует, что большая его часть относится к третьему и четвертому технологическим укладам (III и IV техуклады):
- III техуклад (черная металлургия, судостроение, деревообработка, текстильное и швейное, целлюлозно-бумажное производство, сельское хозяйство) - около 25%;
- IV техуклад (автомобилестроение, авиастроение, производство машин и оборудования, химическое производство, производство нефтепродуктов, изделий из резины и пластмасс, энергетика) - 60%.
Пятый технологический уклад (V техуклад) - так называемая цифровая экономика (производство электрического, электронного и оптического оборудования, в т.ч. компъютеростроение, роботостроение; информационно-коммуникационные технологии; программирование; мобильная связь) составляет около 9%.
Определить степень присутствия шестого технологического уклада (VI техуклад) (нанотехнологии; биотехнологии; в том числе клеточные технологии; когнитивные технологии) проблематично, так как полноценный статистический учет отсутствует. Статистика позволяет оценить такой компонент техуклада как наноиндустрия - в экономике Нижегородской области он составляет менее 0,1%.
Учитывая вышеизложенное, задачи расширения производства должны быть сопряжены с технологическим развитием производственных процессов.
В связи с этим среди направлений реализации Концепции расширения производства выделены такие как содействие технологическому развитию, созданию высокотехнологичных производств, внедрению результатов научно-исследовательских разработок.
6.3. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Привлечение на территорию Нижегородской области крупных российских компаний с целью создания новых высокотехнологичных производств.
2. Создание системы маркетинга территории для привлечения инвесторов.
3. Развитие системы электронных ресурсов для предпринимателей, заинтересованных в создании новых производств.
4. Организация участия Нижегородской области в деятельности инвестиционных коммуникативных площадок в России и за рубежом.
Привлечение на территорию Нижегородской области крупных инвесторов с целью создания новых производств требует целенаправленной работы по продвижению инвестиционного потенциала области на российском и международном уровнях, по формированию для инвесторов и предприятий Нижегородской области комфортной инвестиционной среды, способствующей их эффективному взаимодействию. В связи с этим в Концепцию включены такие мероприятия как создание системы маркетинга территории, активное участие Нижегородской области в работе инвестиционных коммуникативных площадок и развитие системы электронных информационных ресурсов для предпринимателей.
7. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Таблица 1
№
Мероприятие
Сроки реализации
Ответственные исполнители*
1. Повышение спроса на продукцию нижегородских предприятий.
Развитие внутренней кооперации и кооперации с крупными российскими и зарубежными компаниями.
Расширение номенклатуры вывоза и экспорта, содействие увеличению экспорта высокотехнологичной продукции.
1.1.
Анализ статистической информации по объемам производства, ввоза-вывоза, экспорта-импорта продукции в Нижегородской области с целью определения уровня самообеспеченности и потенциальных ниш для расширения собственного производства
ежегодно
(после публикации статистических данных (далее - статданные))
Минэкономики
1.2.
Анализ статистической информации по объемам производства, экспорта-импорта продукции в целом по России с целью определения уровня самообеспеченности и потенциальных ниш для расширения нижегородского производства
ежегодно
(после публикации статданных)
Минэкономики
1.3.
Проведение опросов предприятий (формирующих в сумме не менее 80% отгрузки по каждой отрасли/подотрасли) с целью формирования реестра ввозимой продукции и выяснения причин ввоза
ежегодно,
в I-II кв.
Минпромторг, Минстрой; НАПП, ТПП (по согласованию) (по выбранным потенциальным нишам)
1.4.
Формирование перечня предприятий по уровню загрузки мощностей (по всей наблюдаемой номенклатуре)
ежегодно
(после публикации статданных)
Минэкономики
1.5.
Проведение опросов предприятий с уровнем загрузки производственных мощностей ниже 70% с целью формирования реестра производимой ими продукции и выяснения причин недозагрузки
в течение 3-х месяцев после проведения анализа
Минпромторг, Минстрой;
НАПП, ТПП (по согласованию) (по выбранным видам продукции)
1.6.
Проведение анализа структуры затрат производства ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с целью определения видов и объемов продукции, сырья и расходных материалов, ввозимых из-за пределов региона
ежегодно
Минсельхоз
1.7.
Формирование информации о крупных российских и зарубежных компаниях, осуществляющих деятельность в секторах, являющихся потенциальными нишами для нижегородского производства, в целях привлечения данных компаний в качестве профильных инвесторов
ежегодно,
в I-II кв.
Минпромторг,
Минсельхоз,
Минстрой,
Мининформ,
Мининвест;
НАПП, ТПП (по согласованию)
(каждый в рамках своей компетенции)
1.8.
Формирование информации о спросе на продукцию российского, в т.ч. нижегородского производства со стороны зарубежных компаний (во взаимодействии с торговыми представительствами, Российским экспортным центром и т.д.), в т.ч. в высокотехнологичных отраслях
ежегодно,
в I-II кв.
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ,
Мининвест; НАПП, ТПП (по согласованию) (каждый в рамках своей компетенции)
1.9.
Организация информационных и экспертно-аналитических мероприятий (совещания, круглые столы, деловые миссии и т.д.) по конкретным видам продукции с целью определения возможности установления новых кооперационных связей, увеличения экспорта нижегородской продукции, привлечения профильных инвесторов для расширения производства (в т.ч. при необходимости модернизации производства), создания новых производств
ежегодно,
во II-III кв.
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ, Мининвест; НАПП, ТПП (по согласованию) (каждый в рамках своей компетенции)
1.10.
Представление в минэкономики информации, полученной в результате опросов и экспертно-аналитических мероприятий, для проведения сводного анализа
ежегодно,
в III кв.
Минэкономики (в части сводного анализа, 4 кв.),
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ, Мининвест;
НАПП, ТПП (по согласованию) (в части представления информации, 3 кв.)
1.11.
Подготовка перечня инвестиционных проектов программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, соответствующих потенциальным нишам расширения производства.
Подготовка предложений по доработке данных проектов с целью организации экспорта планируемой к выпуску продукции.
Решение вопросов ускорения реализации данных проектов
ежегодно,
в I кв.
ежегодно,
во II-III кв.
Минэкономики
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию)
1.12.
Оказание содействия в привлечении средств российских институтов развития и средств федерального бюджета (в рамках предоставляемых или планируемых к предоставлению мер поддержки) в целях стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции (в том числе защиты интеллектуальной собственности)
I-III кв.
2017 года,
далее - ежегодно
Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ;
НАПП, ТПП
(по согласованию) (взаимодействие с ФОИВ, представительством ПНО)
1.13.
Подготовка конкретных предложений по расширению производства/дозагрузке мощностей на основе новых кооперационных связей, в т.ч. по увеличению объемов вывоза и экспорта.
Рассмотрение на заседании межведомственной рабочей группы
ежегодно,
в IV кв.
Минэкономики (в части свода предложений и организации заседания межведомственной рабочей группы), Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Мининформ, Мининвест
2. Повышение конкурентоспособности нижегородской продукции
2.1. Содействие технологической модернизации и внедрению новых производственных технологий (с учетом потребности экспортного рынка), направленных на ресурсосбережение, автоматизацию, роботизацию производства, использование нанотехнологий, биотехнологий, когнитивных технологий
2.1.1.
Разработка мер государственной поддержки (внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Нижегородской области по действующим мерам поддержки) предприятий, реализующих проекты по технологической модернизации и внедрению новых производственных технологий
I-III кв.
2017 года,
далее - при необходимости
Минпромторг,
Минсельхоз,
Минстрой
2.1.2.
Проработка возможности привлечения средств российских институтов развития и средств федерального бюджета (в рамках предоставляемых или планируемых к предоставлению мер поддержки) в целях стимулирования технологической модернизации и внедрения новых производственных технологий, в т.ч. разработанных в Нижегородской области
I-III кв. 2017 года,
далее - ежегодно
Минпромторг,
Минсельхоз,
Минстрой
(взаимодействие с ФОИВ, представительством ПНО)
2.1.3.
Организация регулярных мероприятий, способствующих распространению положительного опыта технологической модернизации и внедрения новых производственных технологий
постоянно
Минпромторг Минсельхоз,
Минстрой; НАПП, ТПП (по согласованию)
2.1.4.
Содействие созданию отраслевых и межотраслевых инжиниринговых центров, центров прототипирования
2017 - 2020 годы
Минпромторг,
Мининформ; НАПП, ТПП (по согласованию)
(во взаимодействии с научно-исследовательскими институтами и вузами)
2.1.5.
Разработка предложений по возможности предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, пользующихся услугами региональных инжиниринговых центров, центров прототипирования по технологическому развитию производства
2017 - 2020 годы
Минпромторг
2.1.6.
Рассмотрение на заседании межведомственной рабочей группы предложений по поддержке реализации конкретных проектов предприятий и результатов проведенной работы
ежегодно,
в IV кв.
Минэкономики (в части свода предложений и организации заседания межведомственной рабочей группы), Минпромторг, Минстрой, Мининформ
2.2. Содействие внедрению в производство результатов научно-исследовательских разработок
2.2.1.
Формирование реестра разработок победителей в областных конкурсах в сфере науки и техники, регионального конкурса "Лучший IT-проект", а также участников международных и российских инновационных выставок
постоянно
Минпромторг,
Мининформ
2.2.2.
Организация мероприятий по продвижению данных разработок для внедрения на нижегородских предприятиях
постоянно
Минпромторг,
Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию)
2.2.3.
Взаимодействие с ВУЗами и научно-исследовательскими институтами по вопросам коммерциализации результатов научно-технических разработок (в т.ч. создания для этого новых малых предприятий)
постоянно
Минпромторг,
Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию)
2.2.4.
Разработка предложений по возможности предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, внедряющих результаты научно-исследовательских разработок нижегородских ВУЗов и научно-исследовательских институтов
2017 - 2020 годы
Минпромторг
2.2.5.
Содействие участию нижегородских предприятий и организаций в разработке и реализации дорожных карт Национальной технологической инициативы
2017 - 2020 годы
Минпромторг,
Мининформ;
НАПП, ТПП (по согласованию) (во взаимодействии с АСИ, РВК)
2.2.6.
Рассмотрение на заседании межведомственной рабочей группы предложений по поддержке реализации конкретных проектов предприятий и результатов проведенной работы
ежегодно,
в IV кв.
Минэкономики (в части свода предложений и организации заседания межведомственной рабочей группы), Минпромторг; НАПП, ТПП (по согласованию)
3. Создание новых производств, в том числе в сфере высоких технологий
3.1. Привлечение на территорию Нижегородской области крупных российских компаний с целью создания новых высокотехнологичных производств
3.1.1.
Организация взаимодействия с российскими институтами развития (АО "РОСНАНО", Госкорпорация Ростех и т.д.) и крупными российскими компаниями по вопросам организации на территории Нижегородской области новых высокотехнологичных производств
постоянно
Мининвест,
Минпромторг, Минсельхоз,
Минстрой,
Мининформ; НАПП, ТПП (по согласованию) (каждый в части своей компетенции)
3.2. Создание системы маркетинга территории для привлечения инвесторов
3.2.1.
Информирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленных палат иностранных государств, смешанных торгово-промышленных палат, представительств зарубежных торгово-промышленных палат в Российской Федерации об инвестиционном потенциале Нижегородской области
в течение года
Мининвест
3.2.2.
Адресное информирование крупных иностранных компаний о возможностях создания производства (локализации) на территории Нижегородской области
в течение года
Мининвест
3.3. Развитие системы электронных ресурсов для предпринимателей, заинтересованных в создании новых производств
3.3.1.
Размещение на инвестиционном портале Нижегородской области:
- информации об инвестиционных проектах, требующих софинансирования;
- сведений (презентаций) зарубежных и российских компаний-производителей, ищущих партнеров для развития новых совместных проектов;
- сведений (презентаций) нижегородских компаний-производителей, ищущих партнеров за рубежом;
- информации о международных мероприятиях, проводимых в Нижегородской области, а также ссылок на Интернет-порталы торговых представительств Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленных палат иностранных государств, представительств зарубежных торгово-промышленных палат в Российской Федерации, где размещена информация о проводимых международных мероприятиях в целях привлечения к участию деловых кругов обеих сторон
постоянно,
по мере поступления информации
Мининвест;
ТПП (по согласованию)
3.4. Организация участия Нижегородской области в деятельности инвестиционных коммуникативных площадок в России и за рубежом
3.4.1.
Привлечение инвесторов в рамках проведения мероприятий G2B и B2B на традиционном Международном бизнес-саммите в г. Н.Новгороде
ежегодно,
в III кв.
Мининвест
* Список принятых сокращений:
АСИ
-
автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
Мининвест
-
министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области;
Мининформ
-
министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;
Минпромторг
-
министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области;
Минсельхоз
-
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
Минстрой
-
министерство строительства Нижегородской области;
Минэкономики
-
министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области;
НАПП
-
Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей;
Представительство ПНО
-
государственное казенное учреждение Нижегородской области "Представительство Правительства Нижегородской области при Правительстве Российской Федерации";
РВК
-
акционерное общество "Российская венчурная компания";
ТПП
-
Торгово-промышленная палата Нижегородской области;
ФОИВ
-
федеральные органы исполнительной власти.
8. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПЦИИ
1. Объединение административных усилий и финансовых ресурсов регионального и федерального уровня с целью:
- поиска и содействия реализации наиболее эффективных проектов по расширению производства;
- концентрации на территории области частного и государственно-частного капитала (привлечение капитала крупных, прежде всего российских, компаний);
- эффективного участия нижегородских предприятий и организаций в конкурсных отборах на получение поддержки за счет средств федерального бюджета и российских институтов развития (взаимодействие с ФОИВ и институтами развития на стадии разработки соответствующих нормативных правовых актов).
2. Проработка каждого проекта по расширению производства с точки зрения возможности технологического развития (перехода на V и VI технологические уклады) и реализации экспортного потенциала. Планомерная поддержка экспорта будет стимулировать предприятия к выпуску более качественной и конкурентоспособной продукции, а это в современных условиях возможно только в результате ускоренной технологической модернизации.
3. Рассмотрение возможности доработки нормативной правовой базы Нижегородской области с целью усиления мер поддержки проектов по повышению эффективности производства путем технологической модернизации и внедрения новых производственных технологий, направленных на ресурсосбережение и переход на V и VI технологические уклады (автоматизация, роботизация, применение нано-, био- и когнитивных технологий).
4. Дополнение существующей инфраструктуры поддержки технологических инноваций (инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки) новыми элементами - инжиниринговыми центрами, центрами прототипирования, действующими с целью эффективного решения инженерных, технологических и внедренческих задач предприятий по переходу на новые технологические уклады.
5. Целенаправленная работа по включению Нижегородской области в реализацию Национальной технологической инициативы.
______________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 01.03.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.120.000 Исполнительная власть (см. 020.010.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: