Основная информация

Дата опубликования: 27 июля 2010г.
Номер документа: В201005905
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1005905

В201005905

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 26.10.2010, N 11, СТР. 244

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.07.2010 N 3865/10

СРОК ДЛЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" о пересмотре в порядке надзора постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2009 по делу N А51-7883/2009 Арбитражного суда Приморского края.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" - Аргунов В.В., Соловьева М.А.;

от администрации города Владивостока (третьего лица) - Точилин Д.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (правопреемник открытого акционерного общества "Дальэнерго"; далее - общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления финансов и экономики администрации города Владивостока (далее - управление финансов) по возврату уведомлением от 19.05.2009 N 10/1948 без исполнения исполнительного листа N 006947 по делу N А51-53/2002-5-18 Арбитражного суда Приморского края и обязании управления финансов принять данный исполнительный лист к исполнению.

Другое лицо, участвующее в деле, - администрация города Владивостока (далее - администрация, должник).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2009 требования общества удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 21.12.2009 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение этими судами единообразия в толковании и применении норм права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В отзыве на заявление управление финансов и администрация просят оставить названные судебные акты без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами, решением Арбитражного суда Приморского края от 03.07.2002 по делу N А51-53/2002-5-18 с учетом поправок, внесенных постановлением апелляционной инстанции того же суда от 04.09.2002, с администрации за счет средств местного бюджета в пользу правопредшественника общества взыскано 193 708 787 рублей 30 копеек основного долга, выдан исполнительный лист.

Предъявленный обществом Владивостокскому филиалу Банка Москвы для исполнения исполнительный лист N 006947 возвращен взыскателю 11.11.2003.

На основании данного исполнительного листа, предъявленного обществом в отдел судебных приставов по Первомайскому району Владивостокского городского округа (далее - служба судебных приставов) 08.11.2006, в тот же день возбуждено исполнительное производство N 1/18293/17/76/2006.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.11.2006 указанное исполнительное производство окончено в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с заявлением взыскателя о возврате исполнительного листа.

Общество 09.11.2007 обратилось к администрации с заявлением об исполнении исполнительного листа N 006947, который с даты его предъявления не исполнялся должником по причине отсутствия бюджетных средств.

Администрация 25.12.2007 обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 03.07.2002 по делу N А51-53/2002-5-18 до 02.10.2008 по причине обжалования действий службы судебных приставов, а также в связи с отсутствием денежных средств и необходимостью соблюдения процедуры по их выделению, указав, что соответствующее решение Думы города Владивостока о внесении изменений в бюджет города Владивостока будет принято к названному сроку.

Судом была предоставлена отсрочка исполнения упомянутого решения до 02.10.2008.

Предъявленный 30.04.2009 к исполнению исполнительный лист N 006947 возвращен взыскателю управлением финансов уведомлением от 19.05.2009 N 10/1948 со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с нарушением срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Общество, полагая, что действия управления финансов по возврату исполнительного листа без исполнения нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества, суды апелляционной и кассационной инстанций признали правомерным возврат управлением финансов исполнительного документа в связи с истечением трехлетнего срока для предъявления его к исполнению.

Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и их исполнение должно быть произведено в трехмесячный срок.

Срок для предъявления исполнительного листа N 006947 к исполнению нельзя считать истекшим, поскольку материалами дела подтверждаются факты уклонения администрации и управления финансов от исполнения вступившего в законную силу судебного акта, в связи с чем общество неоднократно обращалось в суд за защитой своих нарушенных прав.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.

По заявлению самого должника судом была предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 02.10.2008, в том числе по причине отсутствия денежных средств, необходимых для исполнения исполнительного документа, и соблюдения процедуры по их выделению. Следовательно, взыскатель вправе предъявить исполнительный лист к исполнению в течение трех лет начиная с 03.10.2008.

При этом каких-либо ограничений по срокам предоставления отсрочки (рассрочки) судебного акта статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующая указанные процессуальные действия, не содержит.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2009 по делу N А51-7883/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2009 по тому же делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[введено: 17.11.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 27.12.2010 корректор НЦПИ – Гибадуллина Э.Р.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 26.10.2010 Стр. 244
Рубрики правового классификатора: 180.050.040 Исполнение судебных актов (см. также 180.080.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать