Основная информация
Дата опубликования: | 27 июля 2011г. |
Номер документа: | RU92000201100622 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Правительство Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)»
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 июля 2011 года № 274
г. Чита
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)»
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Забайкальского края от 28.08.2012 года № 357 НГР: ru92000201201055}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях развития системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012–2016 годы)».
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края разработать аналогичные муниципальные целевые программы.
И.о. Губернатора Забайкальского края
А.А.Холмогоров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
27 июля 2011 года № 274
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие системы особо охраняемых природных территорий в
Забайкальском крае (2012–2016 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае
(2012–2016 годы)»
Наименование программы
Краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012–2016 годы)» (далее – программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 19 апреля 2011 года № 190-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)».
Дата утверждения программы
Постановление Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 № 274 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)».
Государственный заказчик программы
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Основной разработчик программы
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цель: совершенствование государственного управления системой особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) регионального значения, организация и обеспечение природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской деятельности на ООПТ регионального значения.
Задачи:
развитие сети ООПТ в Забайкальском крае;
сохранение генофонда животного и растительного мира Забайкальского края;
развитие экологического просвещения и воспитания, приобщение населения к бережному отношению к природе;
создание условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации, ознакомления с природными ценностями, развитие современной инфраструктуры туризма и сферы услуг на ООПТ регионального значения;
организация системы сбора и утилизации мусора на территориях природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей»;
осуществление мониторинга процессов, протекающих на ООПТ;
организация научных исследований природных ресурсов ООПТ и разработка научно обоснованных рекомендаций по их использованию;
инвентаризация памятников природы, животного и растительного мира на ООПТ;
совершенствование информационной базы управления природными ресурсами и сохранение объектов природного наследия;
укрепление материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения;
оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории в административных границах Забайкальского края.
Важнейшие целевые индикаторы программы
Важнейшие целевые индикаторы программы:
образование 5 новых ООПТ;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения (приобретение 6 автомобилей, 16 спутниковых телефонов, 10 единиц энергосберегающего оборудования (ветрогенераторы и солнечные батареи); строительство 3 кордонов, 1 производственно-технической базы);
изготовление эколого-просветительской продукции (не менее 7500 экз. издательской продукции; не менее 2500 шт. сувенирной продукции; съемка 3 фильмов; издание туристской карты и атласа тиражом 5 тыс. экз.; издание монографии тиражом 1000 экз.);
развитие туристской инфраструктуры на ООПТ (строительство туристской базы, 2 информационных центров; обустройство 175 бивуаков);
строительство очистных сооружений и полигонов твердых бытовых отходов для Байкальской природной территории и ООПТ (в т. ч. 5 очистных сооружений и 3 полигонов твердых бытовых отходов (далее – ТБО)).
Сроки и этапы реализации программы
2012–2016 годы.
Программа реализуется в один этап.
Потребность в финансировании программы
Потребность в финансировании программы из краевого бюджета составляет 169829,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год – 38342,0 тыс. рублей;
2013 год – 49337,0 тыс. рублей;
2014 год – 47112,0 тыс. рублей;
2015 год – 20095,0 тыс. рублей;
2016 год – 14943,0 тыс. рублей.
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы будет способствовать:
сохранению ландшафтного и биологического разнообразия;
созданию условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации на ООПТ (строительство туристской базы, 2 информационных центров; обустройство 175 бивуаков);
развитию экологического просвещения и воспитания, приобщению населения к бережному отношению к природе (изготовление эколого-просветительской продукции: не менее 7500 экз. издательской продукции; не менее 2500 шт. сувенирной продукции; съемка 3 фильмов; издание туристской карты и атласа тиражом 5 тыс. экз.; издание монографии тиражом 1000 экз.);
организации системы сбора и утилизации мусора на территориях природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей» (строительство 2 полигонов ТБО);
организации научных исследований природных ресурсов ООПТ и разработке научно-обоснованных рекомендаций по их использованию (разработка 4 научных тем);
укреплению материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения (приобретение 6 автомобилей, 16 спутниковых телефонов, 10 единиц энергосберегающего оборудования (ветрогенераторы и солнечные батареи); строительство 3 кордонов, 1 производственно-технической базы);
снижению антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы Байкальской природной территории (строительство очистных сооружений для 5 населенных пунктов и 3 полигонов ТБО).
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети ООПТ, которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения. Основой такой сети является выявление, описание ценных природных территорий и организация новых ООПТ, которые представляли бы все разнообразие растительного и животного мира как Забайкальского края, так и отдельных его районов.
Разнообразие природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности в Забайкальском крае и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, высокая антропогенная нагрузка и развитие неорганизованной рекреации на ООПТ требуют комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреационной деятельности и использования рекреационного потенциала.
На территории Забайкальского края в настоящее время существует 93 ООПТ разных категорий, в том числе 88 – регионального значения. Наибольшая доля принадлежит категории «памятники природы», которые предназначены для охраны отдельных точечных объектов. ООПТ в Забайкальском крае занимают 3,9 % от общей площади края, что по международным стандартам в три раза ниже минимума. Следует констатировать, что сеть ООПТ в регионе нерепрезентативна, т.е. в охраняемых территориях не представлены в достаточной мере экосистемы разных природных зон. Размещение ООПТ в крае также неравномерно. В основном они сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края, в то время как на севере Забайкалья образованы только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи. Для Забайкалья, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.
Практически все типы ландшафтов, представленных в Восточном Забайкалье, в той или иной степени подверглись антропогенному влиянию. Это связано с достаточно длительной историей хозяйствования человека в регионе и с тем, что доминирующую роль в структуре производства играют ресурсоемкие отрасли. Основные источники индустриального хозяйствования – объекты горнодобывающей отрасли, селитебные территории и дорожно-коммуникационные линии. Эти объекты имеют дискретный или линейный характер, однако в местах своего воздействия полностью преобразуют природные комплексы, не только уничтожая растительность и почвы, но и видоизменяя рельеф, водный режим рек и пр. С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких как освоение юго-востока Забайкальского края, месторождений Удокана, а также с деятельностью других промышленных объектов в крае, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному негативному прессу. В регионе создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. Для решения проблемы необходимо совершенствование условий функционирования ООПТ, в том числе рекреационной и просветительской деятельности в природоохранной сфере.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ относятся к объектам общественного достояния. Они служат для охраны и одновременно рационального использования в целях сохранения уникальных и типичных природных объектов и комплексов. Немаловажна их роль и для развития краеведения и экологического просвещения населения. При этом здесь параллельно изучаются естественные процессы в биосфере и осуществляется контроль за изменением ее состояния (экологический мониторинг).
В соответствии со Стратегией организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Забайкальского края от 20 октября 2009 года № 673-р, значительная роль отводится формированию экологических механизмов сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, пропаганде идей сохранения природного и культурного наследия среди широких слоев населения и экологическому туризму.
Западная часть Забайкальского края расположена в бассейне озера Байкал и принадлежит Байкальской природной территории. В связи с особым статусом озера Байкал для Байкальской природной территории установлен особый режим природопользования, регламентируемый Федеральным законом «Об охране озера Байкал». Однако в настоящее время из-за отсутствия системы очистных сооружений в крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал, невозможно решение задач охраны его уникальной экосистемы. В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности в водосборной площади озера Байкал и обеспечения экологической безопасности водных объектов Байкальской природной территории необходимо создание сети очистных сооружений.
В мероприятиях программы учтена необходимость финансирования из бюджета Забайкальского края объектов капитального строительства, вошедших в проект федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011–2020 годы».
Целесообразность разработки краевой долгосрочной целевой программы для решения проблемы программным методом диктуется тем обстоятельством, что финансовых средств регионального бюджета, выделяемых на содержание государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения, недостаточно для дальнейшего развития и укрепления природоохранной и рекреационной инфраструктур ООПТ.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является совершенствование государственного управления системой ООПТ регионального значения в Забайкальском крае, организация и обеспечение природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской деятельности на ООПТ регионального значения.
Задачи программы направлены на:
развитие сети ООПТ в Забайкальском крае;
сохранение генофонда животного и растительного мира Забайкальского края;
развитие экологического просвещения и воспитания, приобщение населения к бережному отношению к природе;
создание условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации, ознакомления с природными ценностями, развитие современной инфраструктуры туризма и сферы услуг на ООПТ регионального значения;
организацию системы сбора и утилизации мусора на территориях природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей»;
осуществление мониторинга процессов, протекающих на ООПТ;
организацию научных исследований природных ресурсов ООПТ и разработку научно-обоснованных рекомендаций по их использованию;
инвентаризацию памятников природы, животного и растительного мира на ООПТ;
совершенствование информационной базы управления природными ресурсами и сохранение объектов природного наследия;
укрепление материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения;
оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории в административных границах Забайкальского края.
Реализация программы обеспечит функционирование существующей системы ООПТ, сохранение природных объектов и комплексов, редких видов животных и растений Забайкальского края, будет содействовать наиболее эффективному организационному и финансовому обеспечению функционирования и развития системы ООПТ, создаст предпосылки для эффективного экономического использования рекреационного и научного потенциалов ООПТ, что соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края.
Сроки решения проблемы программным методом: 2012–2016 годы. Программа реализуется в один этап.
Реализация мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
развитие сети ООПТ;
научно-исследовательские работы;
обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения;
эколого-просветительская деятельность и развитие туризма;
развитие инфраструктуры и обустройство ООПТ регионального значения;
оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены следующие целевые индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий:
№ п/п
Целевые индикаторы, единицы измерения
Показатели по годам
2012
2013
2014
2015
2016
1. Развитие сети ООПТ
1
Количество вновь образованных ООПТ в Забайкальском крае, ед.
-
1
1
1
2
2
Площадь земель категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», га
20000
15000
10000
10000
-
3
Количество пакетов документов для внесения сведений о границах ООПТ регионального значения в Государственный кадастр недвижимости, шт.
8
6
-
-
-
4
Количество вновь созданных природных парков, ед.
1
1
-
-
-
5
Количество обустроенных памятников природы, ед.
21
21
8
6
8
2. Научно-исследовательские работы
6
Количество ООПТ, для которых проведена инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, ед.
3
4
3
3
3
7
Количество ООПТ, для которых проведена инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, ед.
3
4
3
3
3
8
Количество документов по эколого-экономической оценке воздействия хозяйственной деятельности на экосистемы ООПТ, шт.
1
1
-
-
-
9
Проведение анализа возможностей ООПТ по осуществлению и развитию туризма, исключающего нанесение любого ущерба объектам животного и растительного мира, природным комплексам и культурно-историческим памятникам, ед.
-
1
1
-
-
10
Количество ООПТ, в границах которых проведена акарицидная обработка зон рекреации против клещевого энцефалита, ед.
3
3
3
3
3
3. Обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения
11
Количество приобретенной автотехники, противопожарного инвентаря,
спутниковых телефонов, шт.
1
32
4
2
-
10
1
52
-
1
-
4
1
-
-
12
Развитие государственного природного комплексного заказника регионального значения «Горная степь», га
5273
5273
5273
5273
5273
13
Строительство производственно-технической базы (включая визитно-информационный центр) в г. Чита для ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края», ед.
-
-
1
-
-
14
Строительство кордонов на вновь образованных ООПТ, ед.
-
1
1
1
-
15
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский», ед.
-
1
16
Строительство информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский», ед.
-
-
-
1
-
17
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Озеро Арей», ед.
-
-
-
-
1
18
Проектирование туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун), ед.
-
-
1
-
-
19
Строительство туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун), ед.
-
-
-
-
1
20
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережьях оз. Шакшинское и оз. Арахлей), мест отдыха
-
25
25
25
25
21
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Озеро Арей», ед.
-
-
25
25
25
22
Оснащение кордонов ООПТ энергосберегающим оборудованием (приобретение ветрогенераторов, солнечных батарей), ед.
2
2
2
2
2
23
Обеспечение работ по ведению государственного кадастра ООПТ регионального значения (создание программного обеспечения для сбора, хранения, обработки и использования информации о региональных ООПТ с применением геоинформационных технологий (ГИС)), ед.
1
-
-
-
-
4. Эколого-просветительская деятельность и развитие туризма
24
Издание информационно-просветительской продукции (буклетов, календарей, брошюр, кино-, видеороликов и пр.) об ООПТ, шт.
1500
1500
1500
1500
1500
25
Изготовление сувенирной продукции (кепки, футболки, брелоки, значки, вымпелы и пр.) об ООПТ, компл.
500
500
500
500
500
26
Издание туристской карты «Ивано-Арахлейские озера», экз.
3000
-
-
-
-
27
Издание атласа «Ивано-Арахлейские озера», экз.
-
2000
-
-
-
28
Издание книги «Туристско-рекреационный потенциал природного парка «Ивано-Арахлейский», экз.
-
-
1000
-
-
29
Разработка и внедрение через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» справочно-информационной системы по природным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению туризма в природном парке «Ивано-Арахлейский», ед.
-
1
-
-
-
30
Съемка научно-популярных фильмов об ООПТ, ед.
-
1
1
-
1
5. Развитие инфраструктуры и обустройство ООПТ регионального значения
31
Изготовление аншлагов в целях информирования населения об ООПТ, шт.
6
6
-
6
-
32
Изготовление и установка малых архитектурных форм в рекреационных зонах ООПТ, шт.
-
20
15
-
20
33
Приобретение и установка биотуалетов, шт.
-
6
-
6
-
34
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории Ивано-Арахлейского природного парка, ед.
4
4
4
4
4
35
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории природного парка «Озеро Арей», ед.
3
3
3
3
3
36
Разработка проектно-сметной документации полигона твердых бытовых отходов для территории природного парка «Ивано-Арахлейский», шт.
-
1
-
-
37
Разработка проектно-сметной документации полигона твердых бытовых отходов для территории природного парка «Озеро Арей», шт.
-
-
1
-
6. Оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории
38
Реконструкция очистных сооружений с. Бада, куб. м / сут.
-
510
-
-
-
39
Строительство очистных сооружений г. Петровск-Забайкальский, куб. м / сут.
-
-
4200
-
-
40
Строительство очистных сооружений г. Хилок, куб. м / сут.
-
500
-
-
-
41
Строительство очистных сооружений с. Красный Чикой, куб. м / сут.
100
-
-
-
-
42
Строительство очистных сооружений пгт Тарбагатай, куб. м / сут.
-
-
200
-
-
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем расходов на осуществление мероприятий программы будет ежегодно уточняться исходя из возможностей краевого бюджета.
Потребность в финансировании программы из краевого бюджета составляет 169829,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год – 38342,0 тыс. рублей;
2013 год – 49337,0 тыс. рублей;
2014 год – 47112,0 тыс. рублей;
2015 год – 20095,0 тыс. рублей;
2016 год – 14943,0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках планируемой к утверждению федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории».
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы.
Государственный заказчик программы ежегодно в установленном порядке уточняет перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
несет ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивает эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию;
осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации программы.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Субсидии местным бюджетам из средств краевого бюджета предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие соглашения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий программы между государственным заказчиком программы и администрацией муниципального образования;
обеспечение софинансирования в размере не менее 5 % за счет средств местного бюджета;
наличие выписки из нормативного правового акта муниципального образования о бюджете муниципального образования Забайкальского края на соответствующий финансовый год, подтверждающей обязательства соответствующего муниципального образования Забайкальского края по софинансированию мероприятий программы.
Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком программы с учетом:
общего размера субсидий, распределяемых между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;
обеспеченности муниципальных образований, расположенных в бассейне озера Байкал, очистными сооружениями.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных государственному заказчику программы для последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований.
Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется государственным заказчиком программы.
В приоритетном порядке финансируются объекты, софинансируемые из средств федерального бюджета.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам.
{раздел 4 изложен в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 28.08.2012 года № 357}
Раздел 5. Оценка экологической и социально-экономической эффективности программы
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в экологическом и социально-экономическом аспектах.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет снижения антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы, рационального использования природных ресурсов в границах ООПТ. Образование новых ООПТ целесообразно рассматривать, кроме прочего, в качестве компенсационных мероприятий при строительстве промышленных объектов.
Реализация мероприятий программы не повлечет за собой негативных экологических последствий и, более того, благоприятно скажется на природных комплексах Забайкальского края. Реализация программы направлена на сохранение ненарушенных хозяйственной деятельностью природных комплексов. В Забайкальском крае будет создано 5 новых ООПТ, в которые войдут эталонные участки ландшафтов, репрезентативных для Восточного Забайкалья.
Снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы ООПТ будет достигаться за счет создания условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации. Планируется строительство туристской базы в модельной рекреационной зоне проектируемого природного парка «Ивано-Арахлейский» на побережье озера Большой Ундугун, 2 информационных центров в природных парках «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей», обустройство 175 рекреационных стоянок и 35 экологических троп.
Развитию экологического просвещения и воспитания, приобщению населения к бережному отношению к природе будет способствовать издание эколого-просветительской продукции о природных комплексах и ценности ООПТ. Будет издано не менее 7500 экземпляров издательской продукции, изготовлено не менее 2500 штук сувенирной продукции, снято 3 научно-популярных фильма, ООПТ будут обеспечены информационными аншлагами.
Реализация программы позволит в целях обеспечения санитарной безопасности водных объектов создать систему очистных сооружений в пяти крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал.
Социально-экономический эффект заключается в сохранении природных ландшафтов, которые представляют собой природную и эстетическую ценность, невыразимую в денежном эквиваленте, а также генофонда живых организмов Забайкалья; обогащении смежных с ООПТ охотничьих угодий ценными промысловыми видами животных; повышении благосостояния населения; улучшении работы по экологическому просвещению и воспитанию посетителей ООПТ и местного населения.
В экономическом аспекте эффективность достигается за счет создания новых производств и предоставления новых видов услуг (в том числе экологических), развития туризма на ООПТ как высокорентабельной и доходной отрасли экономики.
1
1
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации, годы
Потребность в финансовых средствах,
тыс. руб. в ценах соответствующих лет
Всего
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
6.1. Развитие сети ООПТ
6.1.1.
Проведение мероприятий по образованию ООПТ в Забайкальском крае (5 новых ООПТ, в т.ч. в приграничной зоне и на севере края)
2012–2016
11758,0
1962,0
2196,0
2371,0
2532,0
2697,0
6.1.2.
Проведение работ по переводу земель в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов»
2012–2015
4619,0
1000,0
1119,0
1209,0
1291,0
-
6.1.3.
Подготовка документов для внесения сведений о границах ООПТ регионального значения в Государственный кадастр недвижимости
2012–2013
700,0
400,0
300,0
-
-
-
6.1.4.
Проведение работ по созданию и обеспечению функционирования природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей»
2012–2016
8521,0
900,0
1000,0
2000,0
2238,0
2383,0
6.1.5.
Инвентаризация и обустройство памятников природы (64 объекта)
2012–2016
3800,0
1300,0
1300,0
400,0
300,0
500,0
Итого по подразделу
29398,0
5562,0
5915,0
5980,0
6361,0
5580,0
6.2. Научно-исследовательские работы
6.2.1.
Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений на ООПТ
2012–2016
2098,0
350,0
392,0
423,0
452,0
481,0
6.2.2.
Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных на ООПТ
2012–2016
2098,0
350,0
392,0
423,0
452,0
481,0
6.2.3.
Эколого-экономическая оценка воздействия хозяйственной деятельности на экосистемы ООПТ
2012–2013
954,0
450,0
504,0
-
-
-
6.2.4.
Проведение анализа возможностей ООПТ по осуществлению и развитию туризма, исключающего нанесение любого ущерба объектам животного и растительного мира, природным комплексам и культурно-историческим памятникам
2013–2014
520,0
-
250,0
270,0
-
-
6.2.5.
Мониторинг природно-очаговых заболеваний на посещаемых ООПТ, ежегодная акарицидная обработка против клещевого энцефалита территории зон рекреации в границах ООПТ
2012–2016
4494,0
750,0
839,0
906,0
968,0
1031,0
Итого по подразделу
10164,0
1900,0
2377,0
2022,0
1872,0
1993,0
6.3. Обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения
6.3.1.
Укрепление материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения (приобретение специализированной автотехники, противопожарного инвентаря, спутниковых телефонов)
2012–2016
5800,0
1900,0
1600,0
1000,0
800,0
500,0
6.3.2.
Развитие государственного природного комплексного заказника регионального значения «Горная степь»
2012–2016
4795,0
800,0
895,0
967,0
1033,0
1100,0
6.3.3.
Строительство производственно-технической базы (включая визитно-информационный центр) в г. Чита для ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края»
2012–2014
69000,0
20 000,0
25 000,0
24 000,0
-
-
6.3.4.
Строительство кордонов на вновь образованных ООПТ
2013–2015
4850,0
-
1500,0
1620,0
1730,0
-
6.3.5.
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2012–2013
1500,0
1000,0
500,0
-
-
-
6.3.6.
Строительство информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2014–2015
3500,0
-
-
2400,0
1100,0
-
6.3.7.
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Озеро Арей»
2015–2016
2086,0
-
-
-
1474,0
612,0
6.3.8.
Проектирование туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун)
2013–2014
2000,0
-
1500,0
500,0
-
-
6.3.9.
Строительство туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун)
2015–2016
4000,0
-
-
-
2000,0
2000,0
6.3.10.
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережьях оз. Шакшинское и оз. Арахлей)
2013–2016
1115,0
-
250,0
270,0
288,0
307,0
6.3.11.
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Озеро Арей»
2014–2016
865,0
-
-
270,0
288,0
307,0
6.3.12.
Оснащение кордонов ООПТ энергосберегающим оборудованием (приобретение ветрогенераторов, солнечных батарей)
2012–2016
898,0
150,0
168,0
181,0
194,0
205,0
6.3.13.
Обеспечение работ по ведению государственного кадастра ООПТ регионального значения (создание единой системы сбора, хранения, обработки и использования информации о региональных ООПТ с применением геоинформационных технологий (ГИС))
2012
100,0
100,0
-
-
-
-
Итого по подразделу
100509,0
23950,0
31413,0
31208,0
8907,0
5031,0
6.4. Эколого-просветительская деятельность и развитие туризма
6.4.1.
Издание информационно-просветительской продукции (буклетов, календарей, брошюр, кино-, видеороликов и пр.) об ООПТ
2012–2016
1199,0
200,0
224,0
242,0
258,0
275,0
6.4.2.
Изготовление сувенирной продукции (кепки, футболки, брелоки, значки, вымпелы и пр.) об ООПТ
2012–2016
1798,0
300,0
336,0
363,0
387,0
412,0
6.4.3.
Издание туристской карты «Ивано-Арахлейские озера» (тир. 3000 экз.)
2012
600,0
600,0
-
-
-
-
6.4.4.
Издание атласа «Ивано-Арахлейские озера» (тир. 2000 экз.)
2013
700,0
-
700,0
-
-
-
6.4.5.
Издание книги «Туристско-рекреационный потенциал природного парка «Ивано-Арахлейский» (тир. 1000 экз.)
2015
500,0
-
-
500,0
-
-
6.4.6.
Разработка и внедрение через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» справочно-информационной системы по природным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению туризма в природном парке «Ивано-Арахлейский»
2013
100,0
-
100,0
-
-
-
6.4.7.
Съемка научно-популярных фильмов об ООПТ
2013–2014, 2016
2812,0
-
850,0
918,0
-
1044,0
Итого по подразделу
7709,0
1100,0
2210,0
2023,0
645,0
1731,0
6.5. Развитие инфраструктуры и обустройство ООПТ регионального значения
6.5.1.
Изготовление аншлагов в целях информирования населения об ООПТ
2012–2013, 2015
450,0
150,0
150,0
-
150,0
-
6.5.2.
Изготовление и установка малых архитектурных форм в рекреационных зонах ООПТ
2013–2014, 2016
550,0
-
200,0
150,0
-
200,0
6.5.3.
Приобретение и установка биотуалетов
2013, 2015
517,0
-
240,0
-
277,0
-
6.5.4.
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2012–2016
1199,0
200,0
224,0
242,0
258,0
275,0
6.5.5.
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории природного парка «Озеро Арей»
2012–2016
583,0
100,0
108,0
117,0
125,0
133,0
6.5.6.
Разработка проектно-сметной документации строительства полигона ТБО для территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2012–2013
4500,0
2500,0
2000,0
-
-
-
6.5.7.
Разработка проектно-сметной документации строительства полигона ТБО для территории природного парка «Озеро Арей»
2014–2015
4000,0
-
-
2500,0
1500,0
-
Итого по подразделу
11799,0
2950,0
2922,0
3009,0
2310,0
608,0
6.6. Оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории
6.6.1.
Реконструкция очистных сооружений с. Бада
2013
750,0
-
750,0
-
-
-
6.6.2.
Строительство очистных сооружений г. Петровск-Забайкальский
2013–2014
4120,0
-
2000,0
2120,0
-
-
6.6.3.
Строительство очистных сооружений г. Хилок
2012–2013
2500,0
1250,0
1250,0
-
-
-
6.6.4.
Строительство очистных сооружений с. Красный Чикой
2012
1630,0
1630,0
-
-
-
-
6.6.5.
Строительство очистных сооружений пгт Тарбагатай
2013–2014
1250,0
-
500,0
750,0
-
-
Итого по подразделу
10250,0
2880,0
4500,0
2870,0
-
-
ВСЕГО по программе
169829,0
38342,0
49337,0
47112,0
20095,0
14943,0
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)»
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 июля 2011 года № 274
г. Чита
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)»
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Забайкальского края от 28.08.2012 года № 357 НГР: ru92000201201055}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях развития системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012–2016 годы)».
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края разработать аналогичные муниципальные целевые программы.
И.о. Губернатора Забайкальского края
А.А.Холмогоров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
27 июля 2011 года № 274
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие системы особо охраняемых природных территорий в
Забайкальском крае (2012–2016 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае
(2012–2016 годы)»
Наименование программы
Краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012–2016 годы)» (далее – программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 19 апреля 2011 года № 190-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)».
Дата утверждения программы
Постановление Правительства Забайкальского края от 27.07.2011 № 274 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)».
Государственный заказчик программы
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Основной разработчик программы
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цель: совершенствование государственного управления системой особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) регионального значения, организация и обеспечение природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской деятельности на ООПТ регионального значения.
Задачи:
развитие сети ООПТ в Забайкальском крае;
сохранение генофонда животного и растительного мира Забайкальского края;
развитие экологического просвещения и воспитания, приобщение населения к бережному отношению к природе;
создание условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации, ознакомления с природными ценностями, развитие современной инфраструктуры туризма и сферы услуг на ООПТ регионального значения;
организация системы сбора и утилизации мусора на территориях природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей»;
осуществление мониторинга процессов, протекающих на ООПТ;
организация научных исследований природных ресурсов ООПТ и разработка научно обоснованных рекомендаций по их использованию;
инвентаризация памятников природы, животного и растительного мира на ООПТ;
совершенствование информационной базы управления природными ресурсами и сохранение объектов природного наследия;
укрепление материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения;
оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории в административных границах Забайкальского края.
Важнейшие целевые индикаторы программы
Важнейшие целевые индикаторы программы:
образование 5 новых ООПТ;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения (приобретение 6 автомобилей, 16 спутниковых телефонов, 10 единиц энергосберегающего оборудования (ветрогенераторы и солнечные батареи); строительство 3 кордонов, 1 производственно-технической базы);
изготовление эколого-просветительской продукции (не менее 7500 экз. издательской продукции; не менее 2500 шт. сувенирной продукции; съемка 3 фильмов; издание туристской карты и атласа тиражом 5 тыс. экз.; издание монографии тиражом 1000 экз.);
развитие туристской инфраструктуры на ООПТ (строительство туристской базы, 2 информационных центров; обустройство 175 бивуаков);
строительство очистных сооружений и полигонов твердых бытовых отходов для Байкальской природной территории и ООПТ (в т. ч. 5 очистных сооружений и 3 полигонов твердых бытовых отходов (далее – ТБО)).
Сроки и этапы реализации программы
2012–2016 годы.
Программа реализуется в один этап.
Потребность в финансировании программы
Потребность в финансировании программы из краевого бюджета составляет 169829,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год – 38342,0 тыс. рублей;
2013 год – 49337,0 тыс. рублей;
2014 год – 47112,0 тыс. рублей;
2015 год – 20095,0 тыс. рублей;
2016 год – 14943,0 тыс. рублей.
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы будет способствовать:
сохранению ландшафтного и биологического разнообразия;
созданию условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации на ООПТ (строительство туристской базы, 2 информационных центров; обустройство 175 бивуаков);
развитию экологического просвещения и воспитания, приобщению населения к бережному отношению к природе (изготовление эколого-просветительской продукции: не менее 7500 экз. издательской продукции; не менее 2500 шт. сувенирной продукции; съемка 3 фильмов; издание туристской карты и атласа тиражом 5 тыс. экз.; издание монографии тиражом 1000 экз.);
организации системы сбора и утилизации мусора на территориях природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей» (строительство 2 полигонов ТБО);
организации научных исследований природных ресурсов ООПТ и разработке научно-обоснованных рекомендаций по их использованию (разработка 4 научных тем);
укреплению материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения (приобретение 6 автомобилей, 16 спутниковых телефонов, 10 единиц энергосберегающего оборудования (ветрогенераторы и солнечные батареи); строительство 3 кордонов, 1 производственно-технической базы);
снижению антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы Байкальской природной территории (строительство очистных сооружений для 5 населенных пунктов и 3 полигонов ТБО).
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети ООПТ, которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения. Основой такой сети является выявление, описание ценных природных территорий и организация новых ООПТ, которые представляли бы все разнообразие растительного и животного мира как Забайкальского края, так и отдельных его районов.
Разнообразие природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности в Забайкальском крае и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, высокая антропогенная нагрузка и развитие неорганизованной рекреации на ООПТ требуют комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреационной деятельности и использования рекреационного потенциала.
На территории Забайкальского края в настоящее время существует 93 ООПТ разных категорий, в том числе 88 – регионального значения. Наибольшая доля принадлежит категории «памятники природы», которые предназначены для охраны отдельных точечных объектов. ООПТ в Забайкальском крае занимают 3,9 % от общей площади края, что по международным стандартам в три раза ниже минимума. Следует констатировать, что сеть ООПТ в регионе нерепрезентативна, т.е. в охраняемых территориях не представлены в достаточной мере экосистемы разных природных зон. Размещение ООПТ в крае также неравномерно. В основном они сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края, в то время как на севере Забайкалья образованы только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи. Для Забайкалья, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.
Практически все типы ландшафтов, представленных в Восточном Забайкалье, в той или иной степени подверглись антропогенному влиянию. Это связано с достаточно длительной историей хозяйствования человека в регионе и с тем, что доминирующую роль в структуре производства играют ресурсоемкие отрасли. Основные источники индустриального хозяйствования – объекты горнодобывающей отрасли, селитебные территории и дорожно-коммуникационные линии. Эти объекты имеют дискретный или линейный характер, однако в местах своего воздействия полностью преобразуют природные комплексы, не только уничтожая растительность и почвы, но и видоизменяя рельеф, водный режим рек и пр. С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких как освоение юго-востока Забайкальского края, месторождений Удокана, а также с деятельностью других промышленных объектов в крае, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному негативному прессу. В регионе создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. Для решения проблемы необходимо совершенствование условий функционирования ООПТ, в том числе рекреационной и просветительской деятельности в природоохранной сфере.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ относятся к объектам общественного достояния. Они служат для охраны и одновременно рационального использования в целях сохранения уникальных и типичных природных объектов и комплексов. Немаловажна их роль и для развития краеведения и экологического просвещения населения. При этом здесь параллельно изучаются естественные процессы в биосфере и осуществляется контроль за изменением ее состояния (экологический мониторинг).
В соответствии со Стратегией организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Забайкальского края от 20 октября 2009 года № 673-р, значительная роль отводится формированию экологических механизмов сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, пропаганде идей сохранения природного и культурного наследия среди широких слоев населения и экологическому туризму.
Западная часть Забайкальского края расположена в бассейне озера Байкал и принадлежит Байкальской природной территории. В связи с особым статусом озера Байкал для Байкальской природной территории установлен особый режим природопользования, регламентируемый Федеральным законом «Об охране озера Байкал». Однако в настоящее время из-за отсутствия системы очистных сооружений в крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал, невозможно решение задач охраны его уникальной экосистемы. В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности в водосборной площади озера Байкал и обеспечения экологической безопасности водных объектов Байкальской природной территории необходимо создание сети очистных сооружений.
В мероприятиях программы учтена необходимость финансирования из бюджета Забайкальского края объектов капитального строительства, вошедших в проект федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011–2020 годы».
Целесообразность разработки краевой долгосрочной целевой программы для решения проблемы программным методом диктуется тем обстоятельством, что финансовых средств регионального бюджета, выделяемых на содержание государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения, недостаточно для дальнейшего развития и укрепления природоохранной и рекреационной инфраструктур ООПТ.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является совершенствование государственного управления системой ООПТ регионального значения в Забайкальском крае, организация и обеспечение природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской деятельности на ООПТ регионального значения.
Задачи программы направлены на:
развитие сети ООПТ в Забайкальском крае;
сохранение генофонда животного и растительного мира Забайкальского края;
развитие экологического просвещения и воспитания, приобщение населения к бережному отношению к природе;
создание условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации, ознакомления с природными ценностями, развитие современной инфраструктуры туризма и сферы услуг на ООПТ регионального значения;
организацию системы сбора и утилизации мусора на территориях природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей»;
осуществление мониторинга процессов, протекающих на ООПТ;
организацию научных исследований природных ресурсов ООПТ и разработку научно-обоснованных рекомендаций по их использованию;
инвентаризацию памятников природы, животного и растительного мира на ООПТ;
совершенствование информационной базы управления природными ресурсами и сохранение объектов природного наследия;
укрепление материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения;
оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории в административных границах Забайкальского края.
Реализация программы обеспечит функционирование существующей системы ООПТ, сохранение природных объектов и комплексов, редких видов животных и растений Забайкальского края, будет содействовать наиболее эффективному организационному и финансовому обеспечению функционирования и развития системы ООПТ, создаст предпосылки для эффективного экономического использования рекреационного и научного потенциалов ООПТ, что соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края.
Сроки решения проблемы программным методом: 2012–2016 годы. Программа реализуется в один этап.
Реализация мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
развитие сети ООПТ;
научно-исследовательские работы;
обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения;
эколого-просветительская деятельность и развитие туризма;
развитие инфраструктуры и обустройство ООПТ регионального значения;
оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены следующие целевые индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий:
№ п/п
Целевые индикаторы, единицы измерения
Показатели по годам
2012
2013
2014
2015
2016
1. Развитие сети ООПТ
1
Количество вновь образованных ООПТ в Забайкальском крае, ед.
-
1
1
1
2
2
Площадь земель категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», га
20000
15000
10000
10000
-
3
Количество пакетов документов для внесения сведений о границах ООПТ регионального значения в Государственный кадастр недвижимости, шт.
8
6
-
-
-
4
Количество вновь созданных природных парков, ед.
1
1
-
-
-
5
Количество обустроенных памятников природы, ед.
21
21
8
6
8
2. Научно-исследовательские работы
6
Количество ООПТ, для которых проведена инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, ед.
3
4
3
3
3
7
Количество ООПТ, для которых проведена инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, ед.
3
4
3
3
3
8
Количество документов по эколого-экономической оценке воздействия хозяйственной деятельности на экосистемы ООПТ, шт.
1
1
-
-
-
9
Проведение анализа возможностей ООПТ по осуществлению и развитию туризма, исключающего нанесение любого ущерба объектам животного и растительного мира, природным комплексам и культурно-историческим памятникам, ед.
-
1
1
-
-
10
Количество ООПТ, в границах которых проведена акарицидная обработка зон рекреации против клещевого энцефалита, ед.
3
3
3
3
3
3. Обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения
11
Количество приобретенной автотехники, противопожарного инвентаря,
спутниковых телефонов, шт.
1
32
4
2
-
10
1
52
-
1
-
4
1
-
-
12
Развитие государственного природного комплексного заказника регионального значения «Горная степь», га
5273
5273
5273
5273
5273
13
Строительство производственно-технической базы (включая визитно-информационный центр) в г. Чита для ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края», ед.
-
-
1
-
-
14
Строительство кордонов на вновь образованных ООПТ, ед.
-
1
1
1
-
15
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский», ед.
-
1
16
Строительство информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский», ед.
-
-
-
1
-
17
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Озеро Арей», ед.
-
-
-
-
1
18
Проектирование туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун), ед.
-
-
1
-
-
19
Строительство туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун), ед.
-
-
-
-
1
20
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережьях оз. Шакшинское и оз. Арахлей), мест отдыха
-
25
25
25
25
21
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Озеро Арей», ед.
-
-
25
25
25
22
Оснащение кордонов ООПТ энергосберегающим оборудованием (приобретение ветрогенераторов, солнечных батарей), ед.
2
2
2
2
2
23
Обеспечение работ по ведению государственного кадастра ООПТ регионального значения (создание программного обеспечения для сбора, хранения, обработки и использования информации о региональных ООПТ с применением геоинформационных технологий (ГИС)), ед.
1
-
-
-
-
4. Эколого-просветительская деятельность и развитие туризма
24
Издание информационно-просветительской продукции (буклетов, календарей, брошюр, кино-, видеороликов и пр.) об ООПТ, шт.
1500
1500
1500
1500
1500
25
Изготовление сувенирной продукции (кепки, футболки, брелоки, значки, вымпелы и пр.) об ООПТ, компл.
500
500
500
500
500
26
Издание туристской карты «Ивано-Арахлейские озера», экз.
3000
-
-
-
-
27
Издание атласа «Ивано-Арахлейские озера», экз.
-
2000
-
-
-
28
Издание книги «Туристско-рекреационный потенциал природного парка «Ивано-Арахлейский», экз.
-
-
1000
-
-
29
Разработка и внедрение через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» справочно-информационной системы по природным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению туризма в природном парке «Ивано-Арахлейский», ед.
-
1
-
-
-
30
Съемка научно-популярных фильмов об ООПТ, ед.
-
1
1
-
1
5. Развитие инфраструктуры и обустройство ООПТ регионального значения
31
Изготовление аншлагов в целях информирования населения об ООПТ, шт.
6
6
-
6
-
32
Изготовление и установка малых архитектурных форм в рекреационных зонах ООПТ, шт.
-
20
15
-
20
33
Приобретение и установка биотуалетов, шт.
-
6
-
6
-
34
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории Ивано-Арахлейского природного парка, ед.
4
4
4
4
4
35
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории природного парка «Озеро Арей», ед.
3
3
3
3
3
36
Разработка проектно-сметной документации полигона твердых бытовых отходов для территории природного парка «Ивано-Арахлейский», шт.
-
1
-
-
37
Разработка проектно-сметной документации полигона твердых бытовых отходов для территории природного парка «Озеро Арей», шт.
-
-
1
-
6. Оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории
38
Реконструкция очистных сооружений с. Бада, куб. м / сут.
-
510
-
-
-
39
Строительство очистных сооружений г. Петровск-Забайкальский, куб. м / сут.
-
-
4200
-
-
40
Строительство очистных сооружений г. Хилок, куб. м / сут.
-
500
-
-
-
41
Строительство очистных сооружений с. Красный Чикой, куб. м / сут.
100
-
-
-
-
42
Строительство очистных сооружений пгт Тарбагатай, куб. м / сут.
-
-
200
-
-
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем расходов на осуществление мероприятий программы будет ежегодно уточняться исходя из возможностей краевого бюджета.
Потребность в финансировании программы из краевого бюджета составляет 169829,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год – 38342,0 тыс. рублей;
2013 год – 49337,0 тыс. рублей;
2014 год – 47112,0 тыс. рублей;
2015 год – 20095,0 тыс. рублей;
2016 год – 14943,0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках планируемой к утверждению федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории».
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы.
Государственный заказчик программы ежегодно в установленном порядке уточняет перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
несет ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивает эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию;
осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации программы.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Субсидии местным бюджетам из средств краевого бюджета предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие соглашения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий программы между государственным заказчиком программы и администрацией муниципального образования;
обеспечение софинансирования в размере не менее 5 % за счет средств местного бюджета;
наличие выписки из нормативного правового акта муниципального образования о бюджете муниципального образования Забайкальского края на соответствующий финансовый год, подтверждающей обязательства соответствующего муниципального образования Забайкальского края по софинансированию мероприятий программы.
Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком программы с учетом:
общего размера субсидий, распределяемых между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;
обеспеченности муниципальных образований, расположенных в бассейне озера Байкал, очистными сооружениями.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных государственному заказчику программы для последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований.
Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется государственным заказчиком программы.
В приоритетном порядке финансируются объекты, софинансируемые из средств федерального бюджета.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам.
{раздел 4 изложен в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 28.08.2012 года № 357}
Раздел 5. Оценка экологической и социально-экономической эффективности программы
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в экологическом и социально-экономическом аспектах.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет снижения антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы, рационального использования природных ресурсов в границах ООПТ. Образование новых ООПТ целесообразно рассматривать, кроме прочего, в качестве компенсационных мероприятий при строительстве промышленных объектов.
Реализация мероприятий программы не повлечет за собой негативных экологических последствий и, более того, благоприятно скажется на природных комплексах Забайкальского края. Реализация программы направлена на сохранение ненарушенных хозяйственной деятельностью природных комплексов. В Забайкальском крае будет создано 5 новых ООПТ, в которые войдут эталонные участки ландшафтов, репрезентативных для Восточного Забайкалья.
Снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы ООПТ будет достигаться за счет создания условий для организованного (регулируемого) туризма и рекреации. Планируется строительство туристской базы в модельной рекреационной зоне проектируемого природного парка «Ивано-Арахлейский» на побережье озера Большой Ундугун, 2 информационных центров в природных парках «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей», обустройство 175 рекреационных стоянок и 35 экологических троп.
Развитию экологического просвещения и воспитания, приобщению населения к бережному отношению к природе будет способствовать издание эколого-просветительской продукции о природных комплексах и ценности ООПТ. Будет издано не менее 7500 экземпляров издательской продукции, изготовлено не менее 2500 штук сувенирной продукции, снято 3 научно-популярных фильма, ООПТ будут обеспечены информационными аншлагами.
Реализация программы позволит в целях обеспечения санитарной безопасности водных объектов создать систему очистных сооружений в пяти крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал.
Социально-экономический эффект заключается в сохранении природных ландшафтов, которые представляют собой природную и эстетическую ценность, невыразимую в денежном эквиваленте, а также генофонда живых организмов Забайкалья; обогащении смежных с ООПТ охотничьих угодий ценными промысловыми видами животных; повышении благосостояния населения; улучшении работы по экологическому просвещению и воспитанию посетителей ООПТ и местного населения.
В экономическом аспекте эффективность достигается за счет создания новых производств и предоставления новых видов услуг (в том числе экологических), развития туризма на ООПТ как высокорентабельной и доходной отрасли экономики.
1
1
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации, годы
Потребность в финансовых средствах,
тыс. руб. в ценах соответствующих лет
Всего
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
6.1. Развитие сети ООПТ
6.1.1.
Проведение мероприятий по образованию ООПТ в Забайкальском крае (5 новых ООПТ, в т.ч. в приграничной зоне и на севере края)
2012–2016
11758,0
1962,0
2196,0
2371,0
2532,0
2697,0
6.1.2.
Проведение работ по переводу земель в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов»
2012–2015
4619,0
1000,0
1119,0
1209,0
1291,0
-
6.1.3.
Подготовка документов для внесения сведений о границах ООПТ регионального значения в Государственный кадастр недвижимости
2012–2013
700,0
400,0
300,0
-
-
-
6.1.4.
Проведение работ по созданию и обеспечению функционирования природных парков «Ивано-Арахлейский» и «Озеро Арей»
2012–2016
8521,0
900,0
1000,0
2000,0
2238,0
2383,0
6.1.5.
Инвентаризация и обустройство памятников природы (64 объекта)
2012–2016
3800,0
1300,0
1300,0
400,0
300,0
500,0
Итого по подразделу
29398,0
5562,0
5915,0
5980,0
6361,0
5580,0
6.2. Научно-исследовательские работы
6.2.1.
Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений на ООПТ
2012–2016
2098,0
350,0
392,0
423,0
452,0
481,0
6.2.2.
Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных на ООПТ
2012–2016
2098,0
350,0
392,0
423,0
452,0
481,0
6.2.3.
Эколого-экономическая оценка воздействия хозяйственной деятельности на экосистемы ООПТ
2012–2013
954,0
450,0
504,0
-
-
-
6.2.4.
Проведение анализа возможностей ООПТ по осуществлению и развитию туризма, исключающего нанесение любого ущерба объектам животного и растительного мира, природным комплексам и культурно-историческим памятникам
2013–2014
520,0
-
250,0
270,0
-
-
6.2.5.
Мониторинг природно-очаговых заболеваний на посещаемых ООПТ, ежегодная акарицидная обработка против клещевого энцефалита территории зон рекреации в границах ООПТ
2012–2016
4494,0
750,0
839,0
906,0
968,0
1031,0
Итого по подразделу
10164,0
1900,0
2377,0
2022,0
1872,0
1993,0
6.3. Обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ регионального значения
6.3.1.
Укрепление материально-технической базы государственных природоохранных учреждений, выполняющих задачи по обеспечению управления и функционирования ООПТ регионального значения (приобретение специализированной автотехники, противопожарного инвентаря, спутниковых телефонов)
2012–2016
5800,0
1900,0
1600,0
1000,0
800,0
500,0
6.3.2.
Развитие государственного природного комплексного заказника регионального значения «Горная степь»
2012–2016
4795,0
800,0
895,0
967,0
1033,0
1100,0
6.3.3.
Строительство производственно-технической базы (включая визитно-информационный центр) в г. Чита для ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края»
2012–2014
69000,0
20 000,0
25 000,0
24 000,0
-
-
6.3.4.
Строительство кордонов на вновь образованных ООПТ
2013–2015
4850,0
-
1500,0
1620,0
1730,0
-
6.3.5.
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2012–2013
1500,0
1000,0
500,0
-
-
-
6.3.6.
Строительство информационного центра на территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2014–2015
3500,0
-
-
2400,0
1100,0
-
6.3.7.
Проектирование информационного центра на территории природного парка «Озеро Арей»
2015–2016
2086,0
-
-
-
1474,0
612,0
6.3.8.
Проектирование туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун)
2013–2014
2000,0
-
1500,0
500,0
-
-
6.3.9.
Строительство туристской базы на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережье оз. Большой Ундугун)
2015–2016
4000,0
-
-
-
2000,0
2000,0
6.3.10.
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Ивано-Арахлейский» (на побережьях оз. Шакшинское и оз. Арахлей)
2013–2016
1115,0
-
250,0
270,0
288,0
307,0
6.3.11.
Обустройство мест отдыха на территории природного парка «Озеро Арей»
2014–2016
865,0
-
-
270,0
288,0
307,0
6.3.12.
Оснащение кордонов ООПТ энергосберегающим оборудованием (приобретение ветрогенераторов, солнечных батарей)
2012–2016
898,0
150,0
168,0
181,0
194,0
205,0
6.3.13.
Обеспечение работ по ведению государственного кадастра ООПТ регионального значения (создание единой системы сбора, хранения, обработки и использования информации о региональных ООПТ с применением геоинформационных технологий (ГИС))
2012
100,0
100,0
-
-
-
-
Итого по подразделу
100509,0
23950,0
31413,0
31208,0
8907,0
5031,0
6.4. Эколого-просветительская деятельность и развитие туризма
6.4.1.
Издание информационно-просветительской продукции (буклетов, календарей, брошюр, кино-, видеороликов и пр.) об ООПТ
2012–2016
1199,0
200,0
224,0
242,0
258,0
275,0
6.4.2.
Изготовление сувенирной продукции (кепки, футболки, брелоки, значки, вымпелы и пр.) об ООПТ
2012–2016
1798,0
300,0
336,0
363,0
387,0
412,0
6.4.3.
Издание туристской карты «Ивано-Арахлейские озера» (тир. 3000 экз.)
2012
600,0
600,0
-
-
-
-
6.4.4.
Издание атласа «Ивано-Арахлейские озера» (тир. 2000 экз.)
2013
700,0
-
700,0
-
-
-
6.4.5.
Издание книги «Туристско-рекреационный потенциал природного парка «Ивано-Арахлейский» (тир. 1000 экз.)
2015
500,0
-
-
500,0
-
-
6.4.6.
Разработка и внедрение через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» справочно-информационной системы по природным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению туризма в природном парке «Ивано-Арахлейский»
2013
100,0
-
100,0
-
-
-
6.4.7.
Съемка научно-популярных фильмов об ООПТ
2013–2014, 2016
2812,0
-
850,0
918,0
-
1044,0
Итого по подразделу
7709,0
1100,0
2210,0
2023,0
645,0
1731,0
6.5. Развитие инфраструктуры и обустройство ООПТ регионального значения
6.5.1.
Изготовление аншлагов в целях информирования населения об ООПТ
2012–2013, 2015
450,0
150,0
150,0
-
150,0
-
6.5.2.
Изготовление и установка малых архитектурных форм в рекреационных зонах ООПТ
2013–2014, 2016
550,0
-
200,0
150,0
-
200,0
6.5.3.
Приобретение и установка биотуалетов
2013, 2015
517,0
-
240,0
-
277,0
-
6.5.4.
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2012–2016
1199,0
200,0
224,0
242,0
258,0
275,0
6.5.5.
Обустройство экологических троп, смотровых площадок и вышек на территории природного парка «Озеро Арей»
2012–2016
583,0
100,0
108,0
117,0
125,0
133,0
6.5.6.
Разработка проектно-сметной документации строительства полигона ТБО для территории природного парка «Ивано-Арахлейский»
2012–2013
4500,0
2500,0
2000,0
-
-
-
6.5.7.
Разработка проектно-сметной документации строительства полигона ТБО для территории природного парка «Озеро Арей»
2014–2015
4000,0
-
-
2500,0
1500,0
-
Итого по подразделу
11799,0
2950,0
2922,0
3009,0
2310,0
608,0
6.6. Оздоровление экологической ситуации на Байкальской природной территории
6.6.1.
Реконструкция очистных сооружений с. Бада
2013
750,0
-
750,0
-
-
-
6.6.2.
Строительство очистных сооружений г. Петровск-Забайкальский
2013–2014
4120,0
-
2000,0
2120,0
-
-
6.6.3.
Строительство очистных сооружений г. Хилок
2012–2013
2500,0
1250,0
1250,0
-
-
-
6.6.4.
Строительство очистных сооружений с. Красный Чикой
2012
1630,0
1630,0
-
-
-
-
6.6.5.
Строительство очистных сооружений пгт Тарбагатай
2013–2014
1250,0
-
500,0
750,0
-
-
Итого по подразделу
10250,0
2880,0
4500,0
2870,0
-
-
ВСЕГО по программе
169829,0
38342,0
49337,0
47112,0
20095,0
14943,0
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Азия-Экспресс № 31 от 04.08.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: