Основная информация

Дата опубликования: 27 августа 2012г.
Номер документа: RU28000201200515
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Амурская область
Принявший орган: Правительство Амурской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2012 года №457

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции Постановление Правительства Амурской области от 20.01.2015 №7)

(в редакции постановлений Правительства Амурской области

от 19.03.2013 №98; от 20.01.2015 №7; от 31.12.2015 №661; от 08.06.2020 №371)

В соответствии с частью 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 251 статьи 4 Закона Амурской области от 25.03.2008 №10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области», с учетом приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 №623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» Правительство области

(преамбула в редакции постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 №98)

(преамбула в редакции постановления Правительства Амурской области от 08.06.2020 №371)

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение № 1);

(абзац утратил силу в редакции постановления Правительства Амурской области от 20.01.2015 №7)

(п.2 утратил силу в редакции постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 №98)

Губернатор

Амурской области

О.Н. Кожемяко

Приложение № 1

к постановлению Правительства

Амурской области

от 27.08.2012 № 457

(приложение №1 в редакции постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 №98)

Программа подготовки лиц,

желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

I. Общие положения

1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить, удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 №623.

1.2 Общая трудоемкость программы составляет 48 академических часов.

(в редакции Постановления Правительства Амурской области от 31.12.2015 №661)

Подготовка кандидатов в приемные родители проводится по очной и очно-заочной форме. Подготовка по очно-заочной форме осуществляется с использованием дистанционных методов путем использования средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(в редакции постановления Правительства Амурской области от 20.01.2015 №7)

(часть  введена постановлением Правительства Амурской области от 08.06.2020 №371)

1.3. Дополнительные вариативные модули подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, подростки, дети, имеющие родных братьев, сестер (далее – сиблинги)), не являются обязательными и адресованы для изучения кандидатам в приемные родители, приемным родителям по их личному запросу, а также по рекомендации специалистов органов опеки и попечительства и специалистов службы сопровождения с учетом особенностей детей.

Указанные дополнительные вариативные модули изучаются на выбор с учетом интересов и потребностей кандидатов в приемные родители, приемных родителей в форме индивидуальных или групповых консультаций (семинаров, практикумов). Объем дополнительных вариативных модулей установлен в академических часах.

II. Структура программы

2.1. Очная форма обучения

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

всего

в том числе:

лекции

семинары, тренинги

1

2

3

4

5

6

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

2

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

2

2

3.

Этапы развития ребенка

8

2

6

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

1

3

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

1

3

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4

4

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

4

4

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

4

1

3

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

7

2

5

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

14.

Итоговая аттестация

1

1

Собеседование

15.

Всего

48

14

34

2.2. Очно-заочная форма обучения

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

всего

в том числе:

лекции

семинары, тренинги

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

2

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

2

2

3.

Этапы развития ребенка

8

1

5

2

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

1

2

1

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

2

2

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4

3

1

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

4

2

2

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

4

3

1

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

2

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

7

1

4

2

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

1

1

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

14.

Итоговая аттестация

1

1

Собеседование

15.

Всего

48

7

27

14

(раздел II в редакции Постановления Правительства Амурской области от 31.12.2015 №661)

III. Перечень тем разделов программы

3.1. Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители».

3.1.1. С каждым из кандидатов в приемные родители проводится инди­видуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ре­бенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспита­нию ребенка) и изучение, в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попече­ния родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законода­тельства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями про­текания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3.2. Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей».

3.2.1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

3.2.2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

3.2.3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имею­щихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирова­ния и возможности компенсации недостающих компетенций.

3.3. Раздел 3 «Этапы развития ребенка».

3.3.1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

3.3.2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

3.4. Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспро­ порции развития ребенка».

3.4.1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

3.4.2. Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

3.4.3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

3.4.4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

3.5. Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)».

3.5.1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благо­получного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных род­ственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связан­ных с восприятием их места в жизни ребенка.

3.5.2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоцио­нальной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3.5.3. Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

3.5.4. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попе­чения родителей. Психологические особенности и этапы процесса пережи­вания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недо­верие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

3.6. Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи».

3.6.1. Особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

3.6.2. Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

3.6.3. Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности, способы, как сказать ребенку, что он приемный.

3.6.4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

3.7. Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка».

3.7.1. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), их причины и способы работы с ними.

3.7.2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. 3.7.3.Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

3.7.4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

3.8. Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка».

3.8.1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничест­вом).

3.8.2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

3.8.3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в при­емной семье, на улице и в общественных местах.

3.8.4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

3.9. Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка».

3.9.1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

3.9.2. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

3.9.3. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

ЗЛО. Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка».

3.10.1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формиро­вание личности и характер ребенка.

3.10.2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

3.10.3. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

3.10.4. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители, система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

3.10.5. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семей­ный уклад, традиции.

3.10.6. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

3.11. Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в се­мьи граждан».

3.11.1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родите­лей, и основания их устройства на воспитание в семью.

3.11.2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечи­тельство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

3.11.3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кан­дидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

3.11.4. Порядок представления кандидатам в приемные родители све­дений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3.11.5. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без по­печения родителей, обязанности администрации такой организации. Воз­можность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

3.11.6. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. По­рядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

3.11.7. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

3.11.8. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

3.11.9. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Амурской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

3.11.10. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

3.11.11. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

3.11.12. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

3.11.13.Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

3.11.14. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

3.11.15. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

3.12. Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям».

3.12.1. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

3.12.2. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

3.12.3. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

3.12.4. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

3.13. Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки канди­датов в приемные родители».

3.13.1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

3.13.2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

3.13.3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и вы­явление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.

3.13.4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (со­ставляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

IV. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу

4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении программы должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспита­ние в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и раз­витие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптирует­ся к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), не­обходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависи­мости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собст­венных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных, для приема в свою се­мью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в за­висимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей си­туации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после при­хода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

V. Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители в форме собеседования и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

(раздел введен постановлением Правительства Амурской области от 08.06.2020 №371)

VI. Дополнительные вариативные модули подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки)

6.1. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с ментальными нарушениями (далее – модуль 1).

6.1.1. Структура модуля 1.

Форма контроля для всех тем – индивидуальное собеседование.

6.1.2. Содержание тем модуля 1.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

в том числе:

лекции

семинары, тренинги

индивидуаль-

ное консультирова-ние

1

Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными

нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, гиперактивность, алалия и др.

7

4

3

2

Семейное устройство детей с ментальными нарушениями

2

1

1

3

Особенности социализации и процесса адаптации лиц с психическими и умственными недостатками

2

1

1

4

Проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями

3

1

2

5

Реализация права детей с ментальными нарушениями на образование

2

1

1

6

Психологическая помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями

2

2

7

Консультация по запросу

2

2

8

Всего часов

20

8

10

2

6.1.2.1. Раздел 1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, гиперактивность, алалия и др.:

1) общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями. Компенсаторные возможности;

2) специфические особенности: отставание сроков и темпа развития; инертность, пассивность, отмечаемые во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенное недоразвитие моторных и речевых функций; несформированность когнитивной деятельности; примитивность интересов, потребностей, мотивов; снижение познавательного интереса; нарушение эмоционально-волевой сферы;

3) особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние этого периода на развитие и поведение детей.

6.1.2.2. Раздел 2. Семейное устройство детей с ментальными нарушениями:

1) роль семьи в развитии и реабилитации. Интеграция в семью. Динамика развития детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли и правила;

2) адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме;

3) ресурсы (внутренние и внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья, социальное окружение, общественные организации, специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинскую, педагогическую, юридическую, психологическую, социальную; в организации реабилитации, отдыха).

6.1.2.3. Раздел 3. Особенности социализации и процесса адаптации лиц с психическими и умственными недостатками:

1) особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с ментальными нарушениями. Слабая психологическая защищенность, сниженные адаптивные возможности, повышенная психологическая ранимость. Несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик;

2) перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании ребенка с ментальными нарушениями.

6.1.2.4. Раздел 4. Проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями:

1) снижение волевых процессов, повышение внушаемости. Затруднение усвоения системы морально-нравственных запретов и нормы социального поведения;

2) трудности во взаимоотношении с окружающими людьми;

3) агрессия, формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями. Раздражительность, жестокость, неадекватность реакций.

6.1.2.5. Раздел 5. Реализация права детей с ментальными нарушениями на образование:

1) определение образовательного маршрута (заключение психолого-медико-педагогической комиссии – ПМПК). Специальная система образования (специальные коррекционные учреждения). Интеграция. Инклюзия;

2) реализация образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

6.1.2.6. Раздел 6. Психологическая помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями:

1) психолого-педагогическая коррекция ментальных нарушений у детей. Помощь специалистов, междисциплинарный подход (дефектолог, психолог, логопед, невролог), поддержка сопровождающих служб;

2) ведущая роль семьи, родителей в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями. Формирование навыков совместной работы.

6.2. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью сиблингов, оставшихся без попечения родителей (далее – модуль 2).

6.2.1. Структура дополнительного вариативного модуля 2.

Форма контроля для всех тем – индивидуальное собеседование.

6.2.2. Содержание тем модуля 2.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

в том числе:

лекции

семинары, тренинги

индивидуаль-

ное консультиро-вание (по запросу)

1

2

3

4

5

6

1

Воспитание сиблингов. Значение сиблинговых отношений. Сиблинговые конфликты: норма и патология. Ревность сиблингов

5

2

3

2

Сиблинговые позиции. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Динамика сиблинговых отношений на протяжении жизни. Риск инцестуальных отношений между сиблингами

5

2

3

3

Влияние институциональных условий и семейного неблагополучия на сиблинговые отношения. Ролевые позиции сиблингов

3

1

2

4

Плюсы совместного помещения сиблингов в приемную семью. Отличия в поведении сиблингов в приемной семье. Трудности интеграции сиблингов в приемной семье

2

1

1

1

2

3

4

5

6

5

Отношение сиблингов к совместному помещению в приемную семью. Факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье

2

1

1

6

Ресурсные семьи для приема сиблингов. Специальные компетенции приемных родителей

1

1

7

Консультация по запросу

2

2

8

Всего часов

20

8

10

2

6.2.2.1. Раздел 1. Воспитание сиблингов. Значение сиблинговых отношений. Сиблинговые конфликты: норма и патология. Ревность сиблингов:

1) стереотипы взаимодействий: ведение переговоров, сотрудничество и соперничество. Осознание принадлежности к группе, а также возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы;

2) способность сиблинга устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения с другими людьми в настоящем и будущем, формирование принадлежности к семейной группе (семейная идентичность);

3) сиблинговые конфликты: норма и патология (сиблицид). Ревность сиблингов: недоверчивость, стремление навредить сопернику, чрезмерная придирчивость, самоуничижение, чрезвычайное упрямство.

6.2.2.2. Раздел 2. Сиблинговые позиции. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Динамика сиблинговых отношений на протяжении жизни. Риск инцестуальных отношений между сиблингами:

1) конфликтное, доминирующее поведение старших детей в отношении сиблинга. Эмоциональная привязанность младших детей к своему сиблингу, потребность в его поддержке и одобрении. Влияние личностных особенностей старшего ребенка на характер сиблинговых отношений;

2) однополые и разнополые сиблинги. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Риск инцестуальных отношений между сиблингами. Группа особого риска – агрессивные, гиперактивные, имеющие нарушение интеллекта подростки. Дополнительные факторы: алкоголизм, асоциальный образ жизни родителей, насилие в семье, совместное проживание разнополых подростков в одной комнате, совместный сон.

6.2.2.3. Раздел 3. Влияние институциональных условий и семейного неблагополучия на сиблинговые отношения. Ролевые позиции сиблингов:

1) трансформация и разрушение социальной ситуации развития, связанные с утратой привычных семейных связей, в том числе и внутри сиблинговой системы. Функции сиблинговых связей в условиях неблагополучной семьи и институционального воспитания;

2) сохранение сиблинговой системы – условие, снижающее риск воспроизведения социального сиротства;

3) ролевые позиции сиблингов: родитель – ребенок; утешитель в сложных ситуациях; «опекун»; конкурент; союзник.

6.2.2.4. Раздел 4. Плюсы совместного помещения сиблингов в приемную семью. Отличия в поведении сиблингов в приемной семье. Трудности интеграции сиблингов в приемной семье:

1) сиблинги друг для друга как незаменимый источник формирования идентичности. Присутствие сиблингов как условие минимизации последствий травмы сепарации от родителей. Эмоциональная поддержка сиблингов – возможность чувствовать себя более комфортно и безопасно в новой семье;

2) отличия в поведении сиблингов в приемной семье:

а) большая вербальная и физическая агрессия по сравнению с другими приемными детьми;

б) более агрессивны как друг с другом, так и с другими членами семьи;

в) более высокий уровень конкуренции, ревности и борьбы за внимание родителей, чем для приемных детей, не связанных родственными узами;

г) легко объединяются для достижения одной цели. Чаще взаимодействуют и контактируют друг с другом как позитивно, так и негативно;

3) трудности интеграции сиблингов в приемной семье:

а) зависимость друг от друга и нежелание взаимодействовать с другими членами семьи;

б) ощущение себя «семьей в чужой семье». Старший ребенок продолжает оставаться функциональным родителем для младших сиблингов, не позволяет приемным родителям «лишить его родительских прав»;

в) в результате сиблинги либо оседают в неинтегрированной подсистеме, либо дезинтегрируются из приемной семьи всей подсистемой либо частично.

6.2.2.5. Раздел 5. Отношение сиблингов к совместному помещению в приемную семью. Факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье:

1) усталость старших сиблингов от своей родительской роли, желание отделиться, понимание, что помещение их в семью вместе с сиблингами затрудняет интеграцию в новой семье. Дошкольники и младшие школьники наоборот хотят жить в семье вместе со старшими сиблингами;

2) факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье:

а) условия воспитания;

б) вид биологической семьи;

в) характер сложившихся отношений между сиблингами до помещения в приемную семью, ролевая структура в подсистеме, сиблинговые позиции;

г) помещение в приемную семью группой (воспроизведение порядка рождения детей при помещении в новую семью, не устраивая переезд всем детям одновременно).

6.2.2.6. Раздел 6. Ресурсные семьи для приема сиблингов. Специальные компетенции приемных родителей:

1) ресурсы семьи:

а) успешный опыт воспитания в семье сиблингов;

б) наличие в личном опыте родителей (особенно матери) многодетных или расширенных семей;

в) возможность выделить собственное пространство каждому сиблингу в семье;

г) четкая ролевая структура семьи;

д) открытость границ семьи для включения группы;

е) достаточный уровень стрессоустойчивости семьи, способность семьи как системы адаптивно и адекватно реагировать на изменения требований жизни. Успешный опыт преодоления кризисов;

2) специальные компетенции приемных родителей:

а) знание особенностей развития семьи, воспитывающей сиблингов, в том числе приемных сиблингов;

б) способность и готовность учитывать опыт сиблинговых отношений, ролевую структуру сиблинговой подсистемы, травматический опыт и т.д. сиблингов в воспитании;

в) способность и готовность поддерживать сиблинговые отношения, а также интеграцию сиблинговой группы в общую детскую подсистему;

г) способность и готовность оказывать помощь сиблингам при разрешении сложных межличностных ситуаций: ревность, конкуренция, конфликты с вербальной и физической агрессией;

д) способность и готовность к обучению сиблингов безопасному разрешению конфликтов;

е) способность и готовность к созданию безопасной среды для каждого ребенка в семье.

6.3. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью подростка, оставшегося без попечения родителей (далее – модуль 3).

6.3.1. Структура модуля 3.

Форма контроля для всех тем – индивидуальное собеседование.

6.3.2. Содержание тем модуля 3.

6.3.2.1. Раздел 1. Общая характеристика подросткового возраста:

1) возрастная психология: ведущая деятельность, ведущая социальная (влияющая) среда, специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками;

2) кризис подросткового возраста – кризис идентичности и социальной принадлежности;

3) основные новообразования возраста: формирование мировоззрения, «чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Роль психологических потребностей в развитии: безопасность, семейная принадлежность;

4) история ребенка и её влияние на развитие. Диспропорции и искажения развития ребенка: дисперсия психофизиологического возраста, мозаичное развитие.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

в том числе:

лекции

семинары, тренинги

индивидуаль-

ное консультирова-ние

1

Общая характеристика

подросткового возраста

5

2

3

2

Особенности развития подростков, передаваемых в семьи из интернатных организаций

4

2

2

3

Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания подростков

3

1

2

4

Особенности процесса адаптации подростков в семье

3

2

1

5

«Трудное» поведение приемного подростка

1

1

6

Юридическое понятие «попечительство», его отличие от опеки. Права и обязанности попечителя

2

2

7

Консультация по запросу

2

2

8

Всего часов

20

8

10

2

6.3.2.2. Раздел 2. Особенности развития подростков, передаваемых в семьи из интернатных организаций:

1) влияние депривации и непрожитых возрастных кризисов сепарации на формирование психотипа подростка, его физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития, формирование личной и семейной идентичности. Педагогическая запущенность;

2) специфическая травматизация как следствие жестокого обращения и посттравматический синдром. Множественные утраты привязанности, в том числе возвраты из принимающих семей; психологическое, физическое, сексуальное насилие в семье и учреждении; эксплуатация, искажение потребностей в социальном взаимодействии при групповом интернатном воспитании и т.д.;

3) особенности сепарации и проживания горя в подростковом возрасте. Причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм;

4) особенности полового развития и идентичности приемного ребенка. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка, разница в проявлениях нормальной сексуальности и сексуализированного поведения; полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения.

6.3.2.3. Раздел 3. Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания подростков:

1) важные характеристики принимающей семьи (семейной системы), усложняющие и упрощающие адаптацию подростка, его воспитание и социализацию. Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания подростков.

Взаимный подбор семьи и ребенка, что требуется учесть, риски:

а) изучение истории ребенка, его состояния развития, здоровье и учет при подборе семьи на совместимость, особенно при наличии в семье несовершеннолетних кровных или других приемных детей;

б) разбор типичных ошибок принимающих семей, усиливающих вероятность отказа от воспитания и нарушения социализации ребенка;

в) процедура первого знакомства, посещение, процесс установления доверительных отношений. Оценка мотивации подростка идти в конкретную семью;

2) подготовка семьи к принятию подростка на воспитание. Временное принятие в семью ребенка на каникулы, выходные и праздничные дни – цели, специфика отношений членов семьи в этот период, права, обязанности. Особенности поведения детей в этот период. Разъяснение порядка получения заключения на временный прием ребенка в семью.

6.3.2.4. Раздел 4. Особенности процесса адаптации подростков в семье:

динамика в зависимости от травматизации и личного опыта ребенка. Цикличность (повторяемость) процесса адаптации. Стабильные, предсказуемые и надежные отношения как реабилитирующий фактор для подростка, пережившего жестокое обращение.

6.3.2.5. Раздел 5. «Трудное» поведение приемного подростка:

1) «трудное» поведение приемного подростка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Навыки управления «трудным» поведением ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений. Проблемы контроля. Взаимодействие как сотрудничество. Обеспечение безопасности (игромания, гаджетомания, наркомания и др.). Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;

2) организация социального взаимодействия подростка со сверстниками в группах (коллективах). Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Организация общения ребенка с кровными родителями и родственниками;

3) школьное обучение. Виды обучения. Школа, взаимодействие родителей с администрацией и педагогами. Мотивация к обучению. Влияние особенностей подросткового возраста, процесса адаптации на скорость и качество освоения материала, мотивацию. Влияние непроизвольных рецидивирующих воспоминаний на процесс обучения (школа как флэшбэк);

4) навыки самообслуживания (санитарно-гигиенические и бытовые навыки), необходимые компетенции приемного родителя по воспитанию ребенка-подростка. Профориентация подростков. Самостоятельное проживание подопечного старше 16 лет.

6.3.2.6. Раздел 6. Юридическое понятие «попечительство», его отличие от опеки. Права и обязанности попечителя:

1) правовой блок. Юридическое понятие «попечительство», его отличие от опеки. Права и обязанности попечителя. Гражданская и уголовная ответственность попечителя и подопечного. Личные финансовые средства подростка, проблемы самостоятельного распоряжения средствами, выплачиваемыми на содержание ребенка. Отчет опекуна;

2) создание безопасных условий для подростка в приемной семье и в обществе.

6.4. Требования к кандидатам в приемные родители, приемным родителям, завершившим подготовку по дополнительным вариативным модулям подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки).

Лица, успешно освоившие программу дополнительного вариативного модуля, по завершению специальной подготовки должны:

иметь четкое представление о:

1) своей семье как о системе развивающихся взаимоотношений, изменяющейся с появлением и взрослением детей с особыми потребностями, таких как дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки;

2) специфике для каждой группы детей с особыми потребностями поведения и особенностях психосексуального развития подростков;

3) влиянии опыта ребенка – депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

4) закономерностях развития ребенка с особыми потребностями в разные возрастные периоды;

5) правилах обеспечения физической и психологической безопасности детей в быту, общественных местах в зависимости от их возраста, особенностей развития, особых потребностей;

знать:

1) об особенностях ухода, развития и воспитания детей с особыми потребностями развития в зависимости от вида нарушений (возраста, количества принимаемых детей);

2) особенности протекания периода адаптации ребенка в принимающей семье в зависимости от вида нарушений (возраста, количества принимаемых детей);

3) способы формирования социально-бытовых умений и навыков самообслуживания ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

4) порядок организации общения ребенка с кровными родителями и родственниками;

понимать и осознавать:

1) ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка;

2) ограничения ребенка, вызванные особенностями его развития или болезнью, и соответствие собственных ожиданий его возможностям;

3) зависимость между потребностями детей с ментальными нарушениями, сиблингов, подростков и возможностями своей семьи;

4) необходимость в подготовке к автономной жизни и развитии навыков самообслуживания;

уметь:

1) анализировать собственные воспитательные компетенции, осознавать и оценивать готовность, ресурсы и ограничения к приему ребенка в свою семью;

2) рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте травматического опыта детей, конкретной семейной и социальной ситуации и выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка;

3) соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

4) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям с особыми нуждами, оставшимся без попечения родителей, и принимающим родителям;

быть готовыми:

1) стремиться принимать ребенка со всеми его особенностями и ограничениями безотносительно к его учебным, трудовым и иным успехам;

2) оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

3) заботиться о здоровье и развитии ребенка;

4) к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

5) к сотрудничеству с организациями, действующими в сфере опеки и попечительства, и помогающими службами.

(приложение №1 в редакции постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 №98)

Приложение № 2

к постановлению Правительства

Амурской области

от 27.08.2012 №457

ПОРЯДОК

подготовки лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(Утратил силу в редакции постановления Правительства Амурской области от 20.01.2015 №7)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Амурская правда № 165 от 08.09.2012 стр. 13-14
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.010.000 Общие положения, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать