Основная информация

Дата опубликования: 27 октября 2011г.
Номер документа: RU63000201101100
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Правительство Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ:

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2011 г. N 684

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области

от 21.03.2013 N 107, от 18.12.2013 N 783, от 14.08.2014 N 482,

от 29.12.2015 N 900)

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания системы специализированной подготовки учащихся в старших классах образовательных учреждений, ориентированной на индивидуализацию обучения, Правительство Самарской области постановляет:

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

1. Утвердить прилагаемую Концепцию профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

2. Установить, что финансирование организации профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области, отвечающих критериям отбора государственных и муниципальных образовательных учреждений в Самарской области (приложение 1), на основе нормативов для финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, финансового обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в расчете на одного обучающегося (воспитанника) и нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей (профильное обучение) с учетом корректирующих коэффициентов.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900)

3 - 6. Утратили силу с 1 января 2016 года. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900.

7. Перечень государственных и муниципальных образовательных учреждений в Самарской области, реализующих профильное обучение учащихся на уровне среднего общего образования (далее - учреждения), на очередной учебный год утверждается приказом министерства образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 30 сентября. Перечень учреждений, реализующих профильное обучение учащихся в 2015/2016 учебном году, утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области до 30 сентября 2015 года и уточняется в срок до 31 декабря 2015 года.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900)

В случае несоответствия учреждений, реализовывавших профильное обучение в предыдущем учебном году, критериям, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Постановлению, данные учреждения включаются в перечень учреждений, реализующих профильное обучение до 1 июня очередного учебного года в части учащихся десятых классов предыдущего учебного года.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Пылева).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 21.03.2013 N 107)

9. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

10. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

Губернатор - председатель

Правительства Самарской области

В.В.АРТЯКОВ

Утверждена

Постановлением

Правительства Самарской области

от 27 октября 2011 г. N 684

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Общие положения

Согласно Концепции профильного обучения на уровне среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783, профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Профильное обучение на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области (далее - профильное обучение) должно строиться с учетом запросов личности, общества и государства, а значит, обеспечивать базовый (минимальный) уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта общего образования всеми учащимися и давать им возможность выбора содержания образования и уровня его освоения.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Профильное обучение не подразумевает специального отбора учащихся при наличии у них аттестата об основном общем образовании.

Профиль обучения является ничем иным, как индивидуальной образовательной траекторией учащегося, построенной на основе его выбора из предложенной образовательным учреждением (сетью образовательных учреждений) номенклатуры учебных предметов (курсов) при условии изучения обязательных предметов как минимум на базовом уровне.

Профильное обучение должно выполнять компенсаторную функцию коррекции содержания среднего общего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень освоения учащимися именно общего образования. Школа не должна подменять собой профессиональное образовательное учреждение, а общее образование в 10 - 11 классах имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Цели перехода к профильному обучению

Основной целью профилизации обучения является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

В рамках профильного обучения должны быть сформированы основания для продолжения образования. Таким образом, результатами профильного обучения для учащегося будут являться:

абзац утратил силу. - Постановление Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783.

сформированность ключевых компетентностей;

умение делать выбор (умение анализировать мотивы выбора, анализировать внешние условия, прогнозировать и оценивать результаты выбора);

овладение знаниями, умениями, навыками расширенного или углубленного уровня по выбранным учащимся учебным предметам (систематическим курсам), а также освоение содержания выбранных учащимся элективных курсов.

Организация профильного обучения

Профильное обучение учащихся, реализуемое с учетом их индивидуальных образовательных запросов, должно быть основано на выборе учащимся:

1) содержания образования из числа:

обязательных учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) по выбору, не вошедших в перечень обязательных учебных предметов федерального компонента и предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

элективных курсов (краткосрочных тематических курсов, предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся);

учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) школьного компонента;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

2) уровня сложности освоения содержания:

обязательных учебных предметов федерального компонента (русского языка, литературы, иностранного языка, математики, истории, обществознания, естествознания, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности);

обязательных учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) по выбору (географии, информатики и ИКТ, технологии, искусства (мировой художественной культуры), физики, химии, биологии, экономики, права и др.).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Учащимся предлагаются на выбор три уровня освоения содержания обязательных учебных предметов федерального компонента и обязательных учебных предметов по выбору:

базовый уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов федерального компонента на базовом уровне);

расширенный уровень (содержание программ обеспечивает формирование дополнительных к базовому уровню предметных знаний, умений и навыков в объеме меньшем, чем это предусмотрено для освоения учебных предметов федерального компонента на профильном уровне);

углубленный уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов федерального компонента в соответствии или с превышением объемов содержания и уровня сложности, предусмотренного для их освоения на профильном уровне).

Содержание программ учебных предметов федерального компонента на любом из вышеперечисленных уровней может иметь прикладную направленность, то есть быть расширено в сторону получения знаний, умений и навыков, необходимых для определенных сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина (модуль).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Образовательное учреждение предоставляет учащимся на выбор перечень элективных курсов по следующим направлениям:

социальные практики (профессиональные пробы);

предпрофессиональная подготовка (получение учащимися опыта реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений);

пропедевтика вузовских дисциплин (модулей) (получение учащимися опыта изучения не только систематических курсов, но и специализированных дисциплин (модулей) в рамках выбранного профиля);

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

углубленное изучение отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору;

общеразвивающие тренинги;

удовлетворение познавательных интересов, непосредственно не связанных с обязательным содержанием общего образования и социально-профессиональным самоопределением учащихся.

Элективные курсы являются тематическими и краткосрочными (от 17 до 51 часа) и должны быть реализованы в пределах одного полугодия.

Формирование учебного плана образовательного учреждения состоит из следующих этапов:

исследование запросов учащихся;

формирование модели учебного плана (на основе соотнесения запросов учащихся с количеством часов, предусмотренных учебным планом);

анализ ресурсов образовательного учреждения, обеспечивающих учебный план (кадровых, учебно-методических, материально-технических);

формирование (запрос в других образовательных учреждениях) недостающих для реализации модели учебного плана ресурсов, повторный анализ;

формирование учебного плана (ответственного предложения образовательного учреждения учащимся).

На основе учебного плана образовательного учреждения (номенклатуры выбора) учащийся формирует собственный профиль (индивидуальную образовательную траекторию) обучения.

Учащийся выбирает каждый обязательный учебный предмет на одном из предложенных уровней, обязательный учебный предмет по выбору, учебные предметы (курсы, дисциплины (модули)) школьного компонента.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Учащийся может выбрать от 0 до 5 часов (в неделю) элективных курсов, а по желанию еще 2 часа дополнительно (в неделю), если они предложены образовательным учреждением и предусмотрены дополнительной образовательной программой, а также организованы во второй половине дня. Аудиторная учебная нагрузка учащихся 10 - 11 классов не должна превышать предельно допустимых объемов (при 6-дневной учебной неделе 37 часов).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

В том случае, если в результате выбора всех учащихся сформировались группы, число учащихся в которых превышает допустимые пределы, корректировка состава групп происходит в порядке, разработанном образовательным учреждением и указанном в положении о профильном обучении образовательного учреждения.

Перед началом каждого полугодия учащийся может выбрать новые элективные курсы или другой обязательный учебный предмет по выбору, а также изменить уровень освоения содержания указанных учебных предметов.

Изменение перечня выбранных учебных предметов (курсов) происходит в порядке, установленном образовательным учреждением. Учебная нагрузка учащегося по учебным предметам федерального и школьного компонентов должна оставаться неизменной (32 часа в неделю).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

Таким образом, должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается учащийся, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося должна решаться средствами педагогического сопровождения (педагогического консультирования). В процессе педагогического консультирования предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор.

Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимися, освоение ими базового минимума, формирование у них ключевых компетентностей, а учащиеся и их родители (законные представители) - за сделанный выбор.

Приложение N 1

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 27 октября 2011 г. N 684

КРИТЕРИИ

ОТБОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ФИНАНСОВОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783,

от 29.12.2015 N 900)

Финансовое обеспечение организации профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования (далее - профильное обучение) предоставляется государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям в Самарской области (далее - учреждения), соответствующим следующим критериям:

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

наличие подписанного руководителем учреждения заявления о предоставлении финансового обеспечения организации профильного обучения в учреждении, представляемого в министерство образования и науки Самарской области ежегодно с 1 по 15 сентября;

наличие у учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам среднего общего образования;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

наличие у учреждения государственной аккредитации по основным общеобразовательным программам среднего общего образования, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

наличие в учреждении на уровне среднего общего образования не менее четырех классов;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 18.12.2013 N 783)

наличие в учреждении не менее четырех обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на профильном уровне;

реализация в учреждении не менее шести элективных курсов не менее чем по трем направлениям из следующего перечня:

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900)

социальные практики;

предпрофессиональная подготовка;

пропедевтика вузовских дисциплин;

углубленное изучение отдельных тем обязательных учебных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору;

общеразвивающие тренинги;

удовлетворение познавательных интересов.

Приложение N 2

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 27 октября 2011 г. N 684

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ С 1 ЯНВАРЯ 2012

ГОДА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В САМАРСКОЙ

ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ УЧЕБНУЮ НАГРУЗКУ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ

ПРОФИЛЯМ ОБУЧЕНИЯ

Утратила силу с 1 января 2016 года. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900.

Приложение N 3

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 27 октября 2011 г. N 684

ПОРЯДОК

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 1

СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА

ОРГАНИЗАЦИЮ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утратил силу с 1 января 2016 года. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Волжская коммуна" № 412(27847) от 03.11.2011
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать