Основная информация

Дата опубликования: 27 октября 2020г.
Номер документа: RU52051808202000155
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Починковского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 27.10.2020 № 668

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НА 2021 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ, статьей 15 Закона Нижегородской области от 03 марта 2015 года №24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области», приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 22.05.2019  № 64 «Об организации разработки прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов) и на период до 2024 года» и постановлением администрации Починковского муниципального района от 29.06.2020 № 392 «Об утверждении плана мероприятий по разработке прогноза социально-экономического развития Починковского муниципального района на среднесрочный период (2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)», в целях формирования районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Починковского муниципального округа на среднесрочный период (2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - прогноз).

2. Управлению экономики и прогнозирования ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза на 2021 год. Результаты мониторинга направлять главе местного самоуправления Починковского муниципального округа.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава местного самоуправления

Починковского муниципального округа

М.В. Ларин

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития

Починковского муниципального округа на 2021-2023 г.г.

Общие подходы к разработке прогноза социально-экономического развития Починковского муниципального округа на 2021 год и на период до 2023 года регламентированы Законами Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области», от 12 сентября 2007года № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области», Приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 22.05.2019  № 64 «Об организации разработки прогноза социально- экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов) и на период до 2024 года».

Кроме того при  формировании  прогноза  учтены задачи, поставленные в Указах Президента РФ  от 7 мая 2013 года.

Прогноз является ориентиром социально-экономического развития округа  на 2021 год и на период до 2023 года для органов  местного самоуправления Починковского  муниципального округа, а также хозяйствующих субъектов при принятии конкретных управленческих решений в области социально-экономической политики.

Прогноз социально-экономического развития разработан в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, на основе  макроэкономических  пропорций  социально-экономического развития  области и в соответствии с методическими рекомендациями  Министерства экономики Нижегородской области.

Прогноз по основным бюджетообразующим показателям сформирован из предложений округа и намерений крупных и средних организаций, расположенных на территории округа. Расчет основных бюджетообразующих показателей (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами, фонд оплаты труда, прибыль прибыльных организаций и др.) является основой для формирования консолидированного бюджета округа на 2021 год.

Информационная база формирования прогноза:

 данные статистического и налогового учета за 2019 год и по состоянию на
1 июня 2020 года;

 основные макроэкономические пропорции социально-экономического развития  Нижегородской области за 2019 год и на период до 2023 года;

 прогнозы хозяйствующих субъектов на краткосрочную перспективу.

I. Анализ социально-экономического развития Починковского муниципального округа в 2019 году и в 1 квартале 2020 года

1.1.Развитие отраслей экономики и социальной сферы

При ранжировании по значению интегрального показателя среди 52 муниципальных районов и городских округов развитие Починковского округа оценено:

Период

2015

2016

2017

2018 г.

2019 г.

Место

28

51

46

38

44

Оценка уровня развития

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

        Деятельность   округа  регламентируется  выполнением мероприятий,  предусмотренных в  принятых  муниципальных программах  развития  Починковского округа и участием предприятий, организаций  в государственных программах, реализацией национальных проектов.

         Починковский муниципальный округ (административный центр село Починки) расположен в юго-западной части Нижегородской области, граничит с Лукояновским, Б. Болдинским районами Нижегородской области, а так же с республикой Мордовия.

Площадь округа составляет 1961 кв. км или  2,56 % от площади Нижегородской области. Смешанными лесами занято 448 кв. км или 22,8 % от всей территории округа, под сельскохозяйственными угодьями 109,3 тыс. га. или 71,0 % от всей территории округа. Округ располагает запасами природных ресурсов ограниченного ассортимента: доломиты, строительные пески, керамзитовые  глины, торф, титано - циркониевые пески.

Протяженность дорог на территории округа  составляет 705,37 км, в том числе  502,466 км с твердым покрытием; 345,9 км автомобильные дороги общего пользования местного значения, в том числе 143,3 км  с твердым покрытием.

Округ расположен в 225 км от г. Нижний Новгород и имеет транспортную инфраструктуру: 

       - автомагистраль федерального значения «Нижний Новгород-Саранск »

- железнодорожная ветка  Муромского отделения Горьковской железной дороги  - 32,16 км (станция  Ужовка в 12 км от административного  районного центра).

          В округе 78 населенных пунктов (в том числе 15 сел  без населения и 12 с численностью проживающих до 10 человек).

Численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2020г. составляет 27,93 тыс. человек. Ежегодно численность населения  сокращается  почти на 10% .При этом рождаемость  ниже уровня смертности в 2,2 раза, т.е. округ «стареет».

В ряде сельских администраций более 36% - это жители  пенсионного возраста, при этом детей школьного и дошкольного возраста не более 11% населения.

В общей численности постоянного населения округа, по состоянию на 01.01.2020 г., трудоспособное население составляет 15137 человек.

          На 01.01.2020 года в округе функционирует 35 муниципальных образовательных 

учреждений: 15 общеобразовательных школ с 2289 учащимися и 17 дошкольных муниципальных образовательных организаций, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V111 вида. В 5 школах функционирует 5 дошкольных групп.

Сеть здравоохранения округа включает в себя ГБУЗ НО «Починковская ЦРБ», 5 отделений врачей общей практики и 30 ФАПов.

Поступления доходов в бюджет округа в первую очередь зависит от  работы  промышленных, сельскохозяйственных, строительных  предприятий, которые представлены предприятиями по производству строительных материалов, продовольственных товаров. Работа во всех отраслях направлена  на преодоление  негативных процессов развития экономики.

Основу промышленности  округа составляют обрабатывающие предприятия, из них лишь одно относится к группе «крупные и средние» - АО «Маслосырзавод «Починковский».

Наименование

организации

Номенклатура выпускаемой продукции

1.

АО   «Маслосырзавод

«Починковский»

Цельномолочная продукция, масло животное, сыры жирные, сухое обезжиренное молоко, нежирная продукция

2.

ООО «Починковский хлеб»

Хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия

3.

МАУ редакция районной газеты «На земле Починковской»

Издательская деятельность

4.

ООО «Сырятинский крахмал»

Крахмал

5.

ООО «Велес»

Бланочная продукция

Общая сумма отгрузки товаров и услуг собственного производства по полному кругу предприятий в 2019 году составила 3,3 млрд.рублей или к факту 2018 года 111,3%. Увеличение объема отгруженной продукции в обрабатывающих производствах за январь-декабрь 2019 года к соответствующему периоду предыдущего года наблюдается  в АО «МСЗ «Починковский» (14,6%), ООО «Починковский хлеб (37%), ООО «Сырятинский крахмал» (317,6%), ООО «Починковские сыры» (80,2%).

Объем отгрузки товаров собственного производства, выполнения работ, услуг собственными силами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, прогнозом на 2019 год (по крупным и средним предприятиям) утвержден в сумме 2550,5 млн. руб., темп роста к факту 2018 года составляет  112,5%. Фактическое выполнение за 2019 г. составило 2542,19 млн. руб., что составляет к соответствующему периоду 2018 года 112,2%. Процент выполнения годового прогнозного показателя составляет за 2019 г. 99,7%. 

Оценка 2020 года. По разделу «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами» по полному кругу предприятий составит 3071 млн. руб., что в действующих ценах к факту 2019 года составит 92,9%. Снижение связано с периодом вынужденного простоя предприятий в период карантина. Перспектива роста есть -это благоприятное развитие ситуации  в действующих отраслях экономики, наращивание темпов роста производства. 

Прогноз на 2021 год предусмотрен с ростом к ожидаемому выполнению 2020 года  на 6,9% в действующих ценах по полному кругу и на 7 % по крупным и средним предприятиям.

План по объему отгрузки рассчитан  в соответствии с методическими  рекомендациями министерства экономического развития и инвестиций. 

Основой для развития экономики будет:

- повышение уровня производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, модернизация производства;

- развитие инвестиционной привлекательности территории для создания новых производств и повышение занятости населения на производстве;

- снижение издержек производства и укрепление финансово-экономического состояния предприятий;

- увеличение  объемов продаж.

К негативным факторам  в этой сфере  можно отнести  постоянно растущие тарифы  на энергоносители, ограниченные рынки сбыта продукции.

1.2 Развитие малого бизнеса в производственной и непроизводственной сфере

             В округе зарегистрировано 479 субъектов малого и среднего предпринимательства (включая ИП) с численностью работающих 2741 человека, в том числе 1553 человека работающих в малых и микропредприятиях и 423 предпринимателя без образования юридического лица (784 человека работающих).

2014г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Доля занятых в сфере малого предпринимательства от числа занятых в отраслях экономики  района, %

22

21,8

23,3

29,8

26%

31%

Оценка численности занятых в предпринимательском секторе в 2020 году предусмотрена  на уровне  2019 года. 

Сфера деятельности предпринимателей выглядит следующим образом:

Торгово-закупочной деятельностью заняты 37% предпринимателей, грузоперевозками 27%, пассажирскими перевозками 10%. Заняты в области обрабатывающих производств 3% предпринимателей, 4 % в области строительства, 1% в области деятельности гостиниц и предприятий общественного питания. Производством отделочных работ заняты 2%, предпринимателей,  деятельностью в области сельского хозяйства 4%, производством пиломатериалов 3%, деятельностью в области страхования 2% , деятельностью , связанной с вычислительной техникой 1% . Представлением парикмахерских услуг занимаются 5% предпринимателей.  Деятельностью по операциям с недвижимым имуществом заняты 1%.

Органы местного самоуправления  организуют ярмарки  временного характера по продаже товаров нижегородских товаропроизводителей с привлечением к  участию  субъектов малого предпринимательства.

Анализируя динамику фонда оплаты труда и средней заработной платы работающих малых предприятий, тенденции и прогнозы экономического развития предприятий, в 2019 году по сравнению с 2018 годом численность малых предприятий уменьшилась за счёт того, что ООО «Восток» перешёл в разряд средних предприятий (численность 81 человек), в  ООО «Энергия Альфа» сократилась численность на 42 человека в связи с финансовыми трудностями, руководством округа и предприятия ведутся поиски инвестора. ООО «Наруксово Агро» находится в стадии банкротства, производственной деятельностью не занимаются (численность 37 человек). Сократилась численность на 24 человека в малых предприятиях, занимающихся торговой деятельностью в связи с высокой конкуренцией сетевых магазинов.

В 2020 году значительного сокращения численности и фонда оплаты труда по малым предприятиям не предполагается. 

1.3 Развитие агропромышленного комплекса

                Сельское хозяйство – это значимая отрасль экономики Починковского округа, так как округ относится к группе южных сельскохозяйственных районов. В данной отрасли  живет и работает около 15% населения от числа занятого в экономике округа.              

Сельское хозяйство округа представлено 11-ю действующими сельхозпредприятиями, на их долю приходится 78,1% (1254,5 млн. руб.)  сельскохозяйственного производства, 6-ю крестьянско-фермерскими хозяйствами, на долю которых приходится 1,2% (19,8 млн. руб. и 9601-м личным  подсобным хозяйством (20,6% или 331,5 млн. руб.).

Общая площадь сельхозугодий 111,8 тыс.га  (88,2% от земель сельхозназначения округа). В общем отраслевом объеме отгрузка сельскохозяйственной продукции составляет 21,7%.

         В 2019 году сельскохозяйственными предприятиями округа произведено валовой продукции на 1260 млн. руб., что составляет к уровню 2018 года 112,3%. В животноводстве произведено продукции на сумму 748,5 млн. руб., что к уровню 2018 года составляет 101,2%. В растениеводстве объем производства составил 511,7 млн. руб. или 132,6% к уровню 2018 года.

Для развития предприятий округа предусмотрено оформление льготных кредитов на приобретение техники, оборудования, племенного скота. Предоставляются субсидии, в рамках принятых программ,  на развитие животноводства и растениеводства из федерального и областного бюджетов. В планируемом периоде работа в данном направлении будет продолжена.

Исходя из расчетов оценки объемов производства  на 2020 год  предусмотрен ожидаемый  рост  объема отгрузки сельхозпродукции по полному кругу предприятий  в действующих ценах на 2% .

Средняя зарплата увеличилась по сравнению с 2018 годом на 1556 рублей и составила 25937 рублей.

Основные причины низкого роста производственной деятельности отдельных предприятий - это недостаток оборотных активов (высокая стоимость приобретения при несоответствии цен на производимую сельскохозяйственную продукцию), снижение спроса на продукцию и снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий и физических лиц ведущих личное подсобное хозяйство при приобретении оборотных активов (отсутствие залоговой базы). Материально - техническая база большинства предприятий  за пределами сроков амортизации, а стоимость приобретаемой техники доступна  не для всех хозяйств. Немаловажное значение имеет фактор климатических условий. Округ находится в зоне рискованного  земледелия.

1.4.Анализ инвестиционной ситуации

        За 2019 год объем инвестиций в основной капитал по крупным, средним, малым, микро предприятиям и индивидуальным застройщикам составил 828,66 млн. руб. (в том числе 160,27 млн. руб. индивидуальная застройка) и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в действующих ценах на 70,8%. По организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства объем инвестиций в основной капитал за этот период составил 579,9 млн. руб. и увеличился в действующих ценах к уровню прошлого года на 46%.

В разрезе отраслей объем инвестиций распределился следующим образом (темп роста к уровню 2019 года):

- сельское хозяйство – 134,8% (513,78 млн. руб.);

- обрабатывающие производства – 322,1% (101,32 млн. руб.);

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – 86,3% (8,22 млн. руб.);

- образование – 104,5% (14,31 млн. руб.);

- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 57,3% (1,72 млн. руб.);

- деятельность в области культуры, спорта – 133,1% (1,94 млн. руб.);

- прочие – 396% (187,37 млн. руб., в том числе 160,27 млн. руб. - индивидуальные застройщики).

Наибольшую долю в общем объеме инвестиций занимают инвестиции по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». Средства были направлены на реконструкцию коровников, приобретение основных средств и перевод скота в основное стадо.

         Оценка объема инвестиционных вложений в 2020 году  рассчитана  81,8% в действующих ценах (с учётом прогнозов экономического развития предприятий и сложившихся тенденций развития в предыдущие периоды, в основном учитывая данные сельхозпредприятий и АО «Маслосырзавод «Починковский») и прогноз с темпом роста 5,6% по полному кругу предприятий к ожидаемому исполнению за 2020 год.

Вывод: Одним  из механизмов  экономической политики  администрации округа  является привлечение инвестиций.

      Так как округ сельскохозяйственный, необходимо развивать сельскохозяйственное производство, внедрять на производстве ресурсосберегающие технологии, увеличивать посевные площади.  Используя природный потенциал существующих ресурсов развивать  производство строительных материалов. Активизировать участие округа в государственных  программах.

           Необходимо решение задач обеспечения жильем граждан посредством реализации направлений  по формированию рынка доступного и комфортного жилья, развития жилищно - коммунальной инфраструктуры, строительства дорог.

П. Оценка развития Починковского муниципального округа в 2020 году.

Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году отрицательно сказывается на состоянии экономики:

- в связи со снижением спроса на продукцию на 30% снизился объем отгруженной продукции на АО «Маслосырзавод «Починковский»»;

- на 1% снизился объем платных услуг населению, так как малый бизнес в области парикмахерских услуг, услуг маникюра не имеют возможности работать;

- оборот организаций общественного питания снизился за 1 квартал 2020 года на 1%, во 2 квартале снижение составило 70%.

Уровень безработицы на 01.01.2020 года составил 0,64%, на 01.04.2020 года 0,43%. Снижение уровня безработицы не предполагается в связи с отсутствием привлекательных вакансий в районе и выплат пособий службой занятости выше, чем предполагаемый заработок.

На снижение объемов отгруженной продукции в сельском хозяйстве на 12%  повлияли неблагоприятные погодные условия.

Для оказания мер поддержки населению и экономики по минимизации последствий от влияния коронавирусной инфекции администрацией Починковского муниципального района были приняты постановления:

- от 17.04.2020 № 263 «О мерах поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан Починковского муниципального района Нижегородской области, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- от 06.05.2020 № 290 «Об утверждении Порядка отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Починковского муниципального района»;

- от 06.05.2020 № 289 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам в целях возмещения затрат, связанных с приобретением дезинфицирующих средств для обслуживания многоквартирного жилого фонда Починковского муниципального района Нижегородской области»;

- от 28.05.2020 № 342 «О создании комиссии по оказанию мер поддержки транспортным предприятиям, пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», и др.

III. Прогноз развития реального сектора экономики

3.1 Цели, задачи  и приоритеты развития  округа на прогнозируемый период

           Приоритетным направлением  в развитии округа является решение задач направленных на  сохранение и развитие производственной базы  промышленных предприятий (АО «МСЗ «Починковский», ООО «Починковский  хлеб», ООО «Сырятинский крахмал», ООО «Амил»,  ООО «Починковские сыры») и предприятий сельскохозяйственного производства (строительство и реконструкция животноводческих помещений, модернизация оборудования, увеличение посевных площадей, повышение урожайности зерновых культур с применением  передовых технологий), развития ООО «Восток». увеличение ассортимента вырабатываемой продукции с повышением ее качества.

          Приоритеты развития  территории  на прогнозируемый период - это создание условий  для привлечения  инвестиций (строительство производственных цехов ООО «Починковские сыры», модернизация оборудования АО «МСЗ «Починковский», строительство и реконструкция животноводческих помещений, модернизация оборудования сельскохозяйственными предприятиями), развитие малого предпринимательства (работа по созданию и формированию ИП в направлении самозанятости  совместно с ЦЗН), повышение уровня бюджетного обеспечения, ремонт и строительство дорог, оздоровление окружающей среды.

3.2.Характеристика динамики основных показателей  развития  реального сектора экономики

Динамика основных показателей развития реального сектора экономики

Показатели

Ед. изм.

2016

2017

2018

2019

Темп роста факта 2019 к 2018,%

Оценка 2020

Темп роста оценки 2020 к факту  2019, %

Отгрузка товаров собственного производства по полному кругу

Млн.руб.

2439,4

2233,51

2946,1

3304,85

112,2

3068,45

92,8

Прибыль прибыльных организаций

Млн.руб.

148,9

124,5

93,83

152,44

162,46

412,67

270,7

ФОТ

Млн.руб.

2213,62

2304,06

2436,5

2580,97

105,9

2622

101,6

Средняя заработная плата

рублей

21929,5

22920,5

24380,6

25937

106,4

26405

101,8

Товарооборот без учета сокрытия

Млн.руб.

2764,0

2961,4

3014

3203,7

106,3

3444

107,5

         Починковский муниципальный округ участвует в Региональных проектах, реализуемых в рамках Национальных проектов:

- «Образование» - региональный проект «Современная школа». Мероприятия: Создание Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Ассигнования предусмотрены в размере 450 тысяч рублей из местного бюджета, кассовое исполнение 450 тысяч рублей.  

- «Культура» -  реализован региональный проект «Социальная активность». Наименование мероприятия «Культура малой родины. с. Починки (Районный дворец культуры). Модернизация материально-технической базы. Ассигнования запланированы в сумме 1 348,8 тыс.руб.  Кассовое исполнение в таком же размере.

- «Экология» - региональный проект «Оздоровление Волги», мероприятия: Разработка проектно-сметной документации по объекту:   «Канализационные очистные сооружения производительностью 1800 м. куб. в сутки подводящим и отводящими коллекторами, расположенные в с. Починки». Кассовое исполнение 4 470 тыс. рублей.

- «Жилье и городская среда» - региональный проект «Формирование комфортной городской среды», мероприятия: Благоустройство садово-паркового комплекса  в с. Починки. Кассовое исполнение 7 706, 307 тысяч рублей.

- «Создание безопасных и качественных автомобильных дорог» - региональный проект «Дорожная сеть». Мероприятия: Строительство автомобильных дорог. Кассовое исполнение 75 664,774 тысячи рублей.

В 2019 году был разработан инвестиционный план Починковского района на 2020-2024 годы, утверждённый постановлением администрации Починковского муниципального района от 28.01.2020 №64, общий объём инвестиций по проектной              деятельности составит 4 млрд. 47 млн. рублей:

2020 год - 360 млн. рублей;

2021 год - 392 млн. рублей,

2022 год - 410 млн. рублей,

2023 год - 669 млн. рублей,

2024 год - 1 млрд. 190 млн. рублей.

Успешная реализация региональных проектов повлияет на выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития района.

3.3 Влияние развития реального сектора экономики на социальные  процессы в муниципальном округе

             Развитие реального сектора экономики  оказывает положительное  воздействие на  социальные  процессы в округе (рост заработной платы работающих, увеличение поступлений налогов в бюджет области и  округа, создание новых рабочих мест, развитие объектов социальной инфраструктуры).

         Общий доход населения  округа  по всем  источникам  составил 5 млрд. 4 млн. рублей. Рост к факту 2018 года 1,9%. Среднедушевой доход населения за год возрос на 3,5% и составил в 2019 году 16 тыс. 155 рублей  на человека в месяц. Рост денежных доходов населения обеспечивает  рост спроса населения на товары и услуги.

Максимальную долю в доходах населения составляют заработная плата 47,7 %  и пенсии 29,4 %.  Заработная плата возросла в целом по району  на 6,4% и составила по полному кругу предприятий в абсолютном выражении 25 тыс. 937 рублей,  пенсия увеличилась  на 14,5% - составила 14 тыс.980 рублей .

          Прогноз на 2020 год по ФОТ  предполагается для округа с ростом к факту 2019 года 101,6%.

         За 1 полугодие 2020 года выполнение показателя составило 49,6%. Ожидаемое выполнение по ФОТ в 2020 году (на момент составления прогноза)  не более 100% к утвержденному прогнозу.

В отчетном году средняя величина  прожиточного минимума всего населения составила 9309,2 рубля, рост к уровню 2018 года на 2,4%. На данный показатель в 2019 году оказали влияние – увеличение стоимости услуг населению на 2,5%;  удорожание продуктов питания на 1,9%; увеличение  расходов и обязательных платежей и сборов на 1,6%.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов увеличилась на 1,2% и составила 1,74 прожиточных минимума.

На повышение уровня заработной платы в прогнозируемом периоде окажут влияние следующие факторы:

- политика работодателей в отношении оплаты труда наемных работников;

- стимулирование  развития и поддержки малого и среднего предпринимательства как института самозанятости и доходной самообеспеченности граждан.

        Уровень официально зарегистрированной  безработицы на 01.01.2020 г. составил 0,64%. Общая численность неработающих в трудоспособном возрасте 939 человек. Тем не менее, работа в округе есть. В  2019 году 117 работодателей предложили 1448 вакансий.

Обратилось в Центр занятости населения за содействием  в трудоустройстве 863 человека (2018 год - 914 человек), трудоустроено 688 (2018 год - 714 человек), уровень трудоустройства 80% (2018 год - 78%). 

На организацию временного трудоустройства направлялись средства бюджетов всех уровней. Выплачивались средства на социальную адаптацию, самозанятость, профобучение безработных граждан.

Коэффициент напряженности  на регистрируемом рынке труда  на конец отчетного периода составляет 0,42.

Численность работающих, формирующих фонд заработной платы на 01.01.2020 года сократилась на 0,42%. В  2019 году  произошло сокращение численности работающих в отраслях:

- в торговле на  6,9%;

- деятельность в области информации и связи на 11,6% (Починковский филиал ФГУП «Почта России»);

- в здравоохранении на 1,8% (ГБУЗ НО «Починковская ЦРБ»).

           Увеличение  ФОТ и рост средней заработной платы планируется за счет таких предприятий,  как АО «Маслосырзавод «Починковский», ООО «Восток», ООО «Починковские сыры» и развития  предприятий сельского хозяйства,  за счет увеличения рабочих мест на вводимых в эксплуатацию новых объектах (торговые центры).

3.4 Эффективность деятельности крупнейших предприятий и перспективы их развития

         В районной экономике наиболее значимые  направления - обрабатывающая промышленность (это  предприятие - АО «МСЗ Починковский» и сельскохозяйственное производство (шесть основных предприятий). Продолжается модернизация  на предприятиях сельского хозяйства, обновлены производственные мощности ООО «Починковский хлеб». Перспективы развития имеет образованное в августе 2015 года предприятие ООО «Починковские сыры» и созданное в марте 2017 года сельскохозяйственное предприятие ООО «Восток».

АО «МСЗ Починковский» по итогам 2019 года прибыль получена в 1,9 раза больше, чем за 2018 год. Прибыльными сельхозпредприятиями прибыль получена в 3,2 раза больше, чем за 2018 год.

Во 2 квартале 2020 года ситуация изменилась в худшую сторону. Но предполагается, что во втором полугодии 2020  года предприятия смогут работать более эффективно.

          Развивается в округе  розничная торговля. Предприятия торговли рентабельные, работают с прибылью (за 2019 год прибыль увеличилась в 1,1 раза), создаются новые рабочие места.

3.5 Тенденция показателей развития малого бизнеса

Количество, ед.

Число работающих, чел.

Доля занятых в МП от общей численности занятых в экономике

Средняя заработная плата, руб.

год

2017

2018

2019

2017

2018

2019

2017

2018

2019

Средние предприятия

7

7

6

800

833

770

9,3

22506

24890

26797

Малые предприятия

49

50

50

1869

1774

1553

12,2

19070

18029,9

18765

ИП

421

422

423

826

801

784

9,5

14083,9

14588

15020

Вывод: 

                 Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса, создает новые рабочие места, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

                 На основании имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства  приходится, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день малый и средний бизнес все еще  не стали стратегическим фактором социально-экономического развития и возрождения округа, несмотря на его огромный потенциал. Многочисленные социальные, экономические и политические проблемы общества, могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития.

              Подавляющее большинство ИП в округе занимаются торговлей. Предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции в районе мало (производство мебели, строительных конструкций, строительство объектов).

              Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 12,6%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.  Путями обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования, в том числе, для возможности начать бизнес, являются:

- Развитие и внедрение работоспособной и экономически эффективной системы микро-финансирования.

- Субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями.

- Предоставление льготных займов для малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства.

           Для  привлечения и аккумулирования  внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать создание кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах с одновременным обеспечением условий для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке с последующим их распределением по умеренным ставкам между этими кредитными кооперативами, союзами и т.п.

IV. Прогноз показателей оплаты труда и потребительского рынка

Розничный товарооборот на душу населения за 2019 год составил 9652,37 руб. в месяц и в действующих ценах по сравнению с уровнем аналогичного периода 2018 года увеличился на 7,3%.

Оборот общественного питания в сопоставимых ценах снизился на 5,3% и составил 66,44 млн. рублей.

              Увеличению оборота розничной торговли способствовали устойчивый рост среднедушевых денежных доходов населения округа, его  высокая потребительская активность. При составлении прогнозных темпов роста в основу расчетов заложены показатели товарооборота Починковского райпо.

              Товарооборот розничной торговли по полному кругу организаций, без учета сокрытия утвержден на 2019 год в сумме  3203,7 млн. руб. или темп роста к факту 2018 года 106,3%.  На 2020 год товарооборот оценивается с ростом 7,5% к выполнению 2019 года. На 2021 год прогнозируется объём розничного товарооборота  с ростом в 108,3%.

              Развитие розничной торговли проходит при создании новых торговых центров, их специализация обусловлена активизацией индивидуального строительства, включая капитальные ремонты и ведение личного подсобного хозяйства. Активизирована продажа строительных материалов, теплиц, товаров длительного пользования, швейных изделий.

          Рост денежных доходов населения обеспечивает рост спроса населения на товары и услуги.

               Потребительский спрос населения в планируемом периоде будет определяться политикой государства в сфере повышения уровня жизни населения.

V. Финансовое состояние округа

              По данным Нижегородстата сальдированный финансовый результат предприятий и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства,  за 2019 год – прибыль прибыльных предприятий составила 186,503 млн. рублей, убыток  убыточных составил 12,005 млн. руб.   Увеличение прибыли на 121,4% в основном связано с ростом прибыли на АО «МСЗ Починковский» и в сельхозпредприятиях.

    Показатель по прибыли прибыльных организаций на 2020 год утвержден в прогнозе  для округа  в сумме 134,63 млн. руб. , что составляет к факту 2019 года 72,2 %..Финансовые показатели увязаны с показателями производственной деятельности предприятий округа. Ожидаемое выполнение оценки  за 2020 г. планируется на уровне 100%.

        Расчет на прогнозируемый период проведен в соответствии с методическими рекомендациями  с учетом развития предприятий и обеспечением прироста производственных показателей вырабатываемой продукции, услуг и сокращением себестоимости продукции.

                        

VI. Организационные, экономические и другие цели, обеспечивающие прогнозируемый уровень социально-экономического развития округа

Создание условий для привлечения инвестиций в округ, при этом максимальное направление в реальный сектор экономики (обновление производственных мощностей, строительство новых объектов и проведение работ по реконструкции действующих объектов) посредством участия округа в государственных  программах  и проектах.

В округе разработан и утвержден инвестиционный план, составлен перечень  муниципального имущества  в целях  предоставления его во владение и (или) пользование  на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Основные цели – создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, привлечение инвестиций, создание объектов поддержки малого предпринимательства.

Участие сельхозпредприятий в государственных программах.  Получение субсидий на поддержку животноводства.

Мониторинг мероприятий разработанного плана,  направленных на выполнение индикаторов бюджетообразующих показателей в 2020  году. Принятие оперативных решений направленных на повышение  социально-экономического развития округа.

Начальник управления экономики и

Прогнозирования

О.И. Першина

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сведения о неопубликованных (необнародованных) муниципальных правовых актах № 3439 от 30.10.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация, 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать