Основная информация
Дата опубликования: | 27 декабря 2011г. |
Номер документа: | RU30000201101646 |
Текущая редакция: | 7 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Правительство Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
О внесении изменений в
Утратил силу постановлением Правительства Астраханской области от 14.02.2020 № 55-П
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 27.12.2011 № 616-П
О ПОЛОЖЕНИИ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ НАДЗОРЕ
(в редакции постановлений Правительства Астраханской области
от 11.10.2013 №411-П; 28.05.2015 № 226-П; от 04.07.2016 № 223-П;
от 14.12.2017 № 467-П;от 27.12.2018 № 589-П, от 30.08.2019 № 324-П)
Во исполнение статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-I «О ветеринарии»
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном ветеринарном надзоре.
(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М. А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 27.12.2011 № 616-П
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ НАДЗОРЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящее Положение о региональном государственном ветеринарном надзоре разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) и регламентирует организацию и осуществление в Астраханской области регионального государственного ветеринарного надзора.).
(Пункт 1 изложен в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
2. Под региональным государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность службы ветеринарии Астраханской области (далее –служба), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области , а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Астраханской области, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность службы по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, Астраханской области органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2015 № 226-П)
Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется службой с применением риск-ориентированного подхода на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора согласно приложению к настоящему Положению.
(Абзац изложен в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
Предметом проверок при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора являются:
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- соблюдение органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханкой области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм, за исключением требований, полномочия по проверке соблюдения которых возложенных на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы;
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями;
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- выполнение предписаний должностных лиц службы.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
Абзац утратил силу – постановление Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П
Абзац утратил силу –постановление Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П
При проведении плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей должностные лица, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор, используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
Предмет плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
3. Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами службы, являющимися государственными ветеринарными инспекторами:
- руководителем службы - главным государственным ветеринарным инспектором Астраханской области;
- заместителями руководителя службы – заместителями главного государственного ветеринарного инспектора Астраханской области;
- начальником инспекции по территории г. Астрахани - главным государственным ветеринарным инспектором г. Астрахани; начальником инспекции по территории г. Ахтубинска и Ахтубинского района, ЗАТО Знаменск - главным государственным ветеринарным инспектором г. Ахтубинска и Ахтубинского района, ЗАТО Знаменск; начальником инспекции по территории Енотаевского района – главным государственным ветеринарным инспектором Енотаевского района; начальником инспекции по территории Черноярского района – главным государственным ветеринарным инспектором Черноярского района; начальником инспекции по территории Харабалинского района – главным государственным ветеринарным инспектором Харабалинского района; начальником инспекции по территории Лиманского и Икрянинского районов – главным государственным ветеринарным инспектором Лиманского и Икрянинского районов; начальником инспекции по территории Наримановского района – главным государственным ветеринарным инспектором Наримановского района; начальником инспекции по территории Красноярского и Володарского районов – главным государственным ветеринарным инспектором Красноярского и Володарского районов; начальником инспекции по территории Камызякского и Приволжского районов – главным государственным ветеринарным инспектором Камызякского и Приволжского районов;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
- начальником, заместителями, главными и ведущими специалистами отдела государственного ветеринарного надзора и безопасности продукции животноводства службы.
Государственные ветеринарные инспектора при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора при проведении проверок проводят ветеринарные и ветеринарно-санитарные экспертизы, обследования, расследования, исследования, испытания, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия по контролю, в том числе с привлечением подведомственных службе государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения регионального государственного ветеринарного надзора.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
Указанные мероприятия проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии», Законом №294-ФЗ, а также ветеринарно-санитарными правилами.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
4. Периодичность проведения проверок
Проведение плановых проверок в отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;
для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет.
В отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся
(Пункт 4 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.08.2019 № 324-П)
5. Главный государственный ветеринарный инспектор Астраханской области и его заместители:
- вносят в Правительство Астраханской области представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
- вносят предложения в Правительство Астраханской области:
о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
о введении на отдельных территориях Астраханской области карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных.
6. Государственные ветеринарные инспектора при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора в установленной сфере деятельности обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
- проводить проверку на основании правового акта руководителя службы, заместителя руководителя службы о ее проведении в соответствии с ее назначением;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии правового акта руководителя службы, заместителя руководителя службы и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом № 294-ФЗ;
- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2015 № 226-П)
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя. (Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
7. Государственным ветеринарным инспекторам выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
8. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона №294-ФЗ и Закона Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии».
(Пункт 8. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
9. Государственные ветеринарные инспектора в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА
1. Общие положения
Настоящие критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора (далее – критерии, объекты регионального государственного ветеринарного надзора) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
При осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора отнесение объектов регионального государственного ветеринарного надзора к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований (раздел 2 настоящих критериев) и с учетом критериев возможного несоблюдения обязательных требований (раздел 3 настоящих критериев).
2. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
При отнесении объектов регионального государственного ветеринарного надзора к категориям риска используются виды осуществляемой деятельности в соответствии с таблицей № 1 и критерии риска в соответствии с таблицей № 2.
Таблица № 1
Виды осуществляемой деятельности
Баллы
Содержание (в том числе временное) животных (кроме инсектариумных неядовитых насекомых, аквариумных рыб и водных беспозвоночных, террариумных неядовитых земноводных, рептилий), разведение животных (кроме неядовитых насекомых, аквариумных рыб и водных беспозвоночных, земноводных, рептилий, беспозвоночных), выращивание животных (кроме инсектариумных насекомых, аквариумных рыб, террариумных неядовитых земноводных, рептилий), реализация животных, убой животных, перевозка животных, перегон животных; сбор, хранение, перевозка (перемещение), обеззараживание, утилизация и уничтожение биологических отходов и отходов животноводства; лечение животных; промысел (добыча) подконтрольных товаров.
Заготовка, хранение, перевозка и реализация необеззараженного технического сырья животного происхождения; производство, переработка товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее - подконтрольные товары), кроме:
- меда и продуктов пчеловодства;
- подконтрольных товаров, если объект, где производится их переработка, не выпускает продукцию животного происхождения, не прошедшую термическую обработку
5
Сбор, хранение, перевозка (перемещение), обеззараживание, утилизация и уничтожение подконтрольных товаров, признанных некачественными и опасными
4
Хранение и реализация подконтрольных товаров, кроме хранения и реализации исключительно:
- меда и продуктов пчеловодства;
- подконтрольных товаров, полученных исключительно из переработанного сырья животного происхождения.
Перевозка (перемещение) подконтрольных товаров, кроме перевозки (перемещения) продукции животного происхождения, прошедшей термическую обработку. Обеззараживание, утилизация и уничтожение подконтрольных товаров, кроме подконтрольных товаров, признанных некачественными и опасными
3
Производство кормов и кормовых добавок
2
Содержание, разведение, выращивание, реализация инсектариумных неядовитых насекомых, аквариумных рыб и водных беспозвоночных, террариумных неядовитых земноводных, рептилий; производство, переработка, хранение и реализация:
- меда и продуктов пчеловодства;
- подконтрольных товаров, прошедших термическую обработку.
Перевозка (перемещение) продукции животного происхождения, прошедшей термическую обработку
1
При осуществлении двух и более видов деятельности по критерию «вид осуществляемой деятельности» учитывается самый высокий балл из осуществляемых видов деятельности.
Таблица № 2
Критерии риска
Зоосанитарный статус (распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность только по содержанию и разведению свиней, убою свиней, переработке и хранению продукции свиноводства)
Уровень компартмента
Количество животных голов (наивысшее значение за предшествующий календарный год)
Баллы
Объем производства продукции свиноводства (за предшествующий календарный год, тонн)
Баллы
Объем хранения (перевозки, оборота, реализации) продукции свиноводства (за предшествующий календарный год, тонн)
Баллы
I компартмент
Независимо от количества животных голов
5
Независимо от объема производства
5
Независимо от объема хранения (перевозки, оборота, реализации)
5
II компартмент
Независимо от количества животных голов
4
Независимо от объема производства
4
Независимо от объема хранения (перевозки, оборота, реализации)
4
III компартмент
27001 и более
3
5501 и более
3
5501 и более
3
До 27000
2
До 5500
2
До 5500
2
IV компартмент
Независимо от количества животных голов
1
Независимо от объема производства
1
Независимо от объема хранения (перевозки, оборота, реализации)
1
Период времени с последнего случая возникновения (регистрации) заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), на территории производственного объекта (распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и выращиванию животных)
Баллы
менее 1 года
5
более 1 года, но менее 2 лет
4
более 2 лет, но менее 3 лет
3
более 3 лет, но менее 4 лет
2
более 4 лет, но менее 5 лет
1
Заразные, в том числе особо опасные, болезни животных не регистрировались
0
Отнесение объектов регионального государственного ветеринарного надзора к определенной категории риска рассчитывается путем сложения баллов, установленных критериями рисков, и последующего деления полученной суммы на количество используемых для расчета критериев.
, где:
- среднее арифметическое суммы баллов;
Кn - баллы, присвоенные в соответствии с критерием риска согласно таблице № 2;
n - количество критериев, баллы по которым не равны 0;
Кv - балл, присвоенный в соответствии с таблицей № 1.
К чрезвычайно высокой категории риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 4,50 до 5,00 балла.
К высокой категории риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 3,91 до 4,49 балла.
К категории среднего риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 2,50 до 3,90 балла.
К категории умеренного риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 1,50 до 2,49 балла.
К категории низкого риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 1,49 балла и ниже.
3. Критерии возможного несоблюдения обязательных требований
Объекты регионального государственного ветеринарного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с разделом 2 настоящих критериев к категориям высокого, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступившего в законную силу в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного ветеринарного надзора к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.6, 10.7, 10.8, 14.43, частью 8 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объекты регионального государственного ветеринарного надзора, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого, высокого, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям высокого, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного ветеринарного надзора к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.6, 10.7, 10.8, 14.43, частью 8 статьи 19.5, статьёй 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Периодичность проведения проверок
Проведение плановых проверок в отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска – не чаще одного раза в 1 год;
для категории высокого риска – не чаще одного раза в 2 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
(Приложение введено постановлением Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
О внесении изменений в
Утратил силу постановлением Правительства Астраханской области от 14.02.2020 № 55-П
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 27.12.2011 № 616-П
О ПОЛОЖЕНИИ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ НАДЗОРЕ
(в редакции постановлений Правительства Астраханской области
от 11.10.2013 №411-П; 28.05.2015 № 226-П; от 04.07.2016 № 223-П;
от 14.12.2017 № 467-П;от 27.12.2018 № 589-П, от 30.08.2019 № 324-П)
Во исполнение статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-I «О ветеринарии»
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном ветеринарном надзоре.
(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М. А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 27.12.2011 № 616-П
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ НАДЗОРЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящее Положение о региональном государственном ветеринарном надзоре разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) и регламентирует организацию и осуществление в Астраханской области регионального государственного ветеринарного надзора.).
(Пункт 1 изложен в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
2. Под региональным государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность службы ветеринарии Астраханской области (далее –служба), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области , а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Астраханской области, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность службы по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, Астраханской области органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2015 № 226-П)
Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется службой с применением риск-ориентированного подхода на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора согласно приложению к настоящему Положению.
(Абзац изложен в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
Предметом проверок при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора являются:
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- соблюдение органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханкой области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм, за исключением требований, полномочия по проверке соблюдения которых возложенных на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы;
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями;
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- выполнение предписаний должностных лиц службы.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
Абзац утратил силу – постановление Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П
Абзац утратил силу –постановление Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П
При проведении плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей должностные лица, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор, используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
Предмет плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2017 № 467-П)
3. Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами службы, являющимися государственными ветеринарными инспекторами:
- руководителем службы - главным государственным ветеринарным инспектором Астраханской области;
- заместителями руководителя службы – заместителями главного государственного ветеринарного инспектора Астраханской области;
- начальником инспекции по территории г. Астрахани - главным государственным ветеринарным инспектором г. Астрахани; начальником инспекции по территории г. Ахтубинска и Ахтубинского района, ЗАТО Знаменск - главным государственным ветеринарным инспектором г. Ахтубинска и Ахтубинского района, ЗАТО Знаменск; начальником инспекции по территории Енотаевского района – главным государственным ветеринарным инспектором Енотаевского района; начальником инспекции по территории Черноярского района – главным государственным ветеринарным инспектором Черноярского района; начальником инспекции по территории Харабалинского района – главным государственным ветеринарным инспектором Харабалинского района; начальником инспекции по территории Лиманского и Икрянинского районов – главным государственным ветеринарным инспектором Лиманского и Икрянинского районов; начальником инспекции по территории Наримановского района – главным государственным ветеринарным инспектором Наримановского района; начальником инспекции по территории Красноярского и Володарского районов – главным государственным ветеринарным инспектором Красноярского и Володарского районов; начальником инспекции по территории Камызякского и Приволжского районов – главным государственным ветеринарным инспектором Камызякского и Приволжского районов;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
- начальником, заместителями, главными и ведущими специалистами отдела государственного ветеринарного надзора и безопасности продукции животноводства службы.
Государственные ветеринарные инспектора при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора при проведении проверок проводят ветеринарные и ветеринарно-санитарные экспертизы, обследования, расследования, исследования, испытания, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия по контролю, в том числе с привлечением подведомственных службе государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения регионального государственного ветеринарного надзора.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
Указанные мероприятия проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии», Законом №294-ФЗ, а также ветеринарно-санитарными правилами.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
4. Периодичность проведения проверок
Проведение плановых проверок в отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;
для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет.
В отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся
(Пункт 4 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.08.2019 № 324-П)
5. Главный государственный ветеринарный инспектор Астраханской области и его заместители:
- вносят в Правительство Астраханской области представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
- вносят предложения в Правительство Астраханской области:
о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
о введении на отдельных территориях Астраханской области карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных.
6. Государственные ветеринарные инспектора при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора в установленной сфере деятельности обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
- проводить проверку на основании правового акта руководителя службы, заместителя руководителя службы о ее проведении в соответствии с ее назначением;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии правового акта руководителя службы, заместителя руководителя службы и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом № 294-ФЗ;
- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2015 № 226-П)
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя. (Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2016 № 223-П)
7. Государственным ветеринарным инспекторам выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
8. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона №294-ФЗ и Закона Российской Федерации от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии».
(Пункт 8. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.10.2013 №411-П)
9. Государственные ветеринарные инспектора в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА
1. Общие положения
Настоящие критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора (далее – критерии, объекты регионального государственного ветеринарного надзора) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
При осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора отнесение объектов регионального государственного ветеринарного надзора к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований (раздел 2 настоящих критериев) и с учетом критериев возможного несоблюдения обязательных требований (раздел 3 настоящих критериев).
2. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
При отнесении объектов регионального государственного ветеринарного надзора к категориям риска используются виды осуществляемой деятельности в соответствии с таблицей № 1 и критерии риска в соответствии с таблицей № 2.
Таблица № 1
Виды осуществляемой деятельности
Баллы
Содержание (в том числе временное) животных (кроме инсектариумных неядовитых насекомых, аквариумных рыб и водных беспозвоночных, террариумных неядовитых земноводных, рептилий), разведение животных (кроме неядовитых насекомых, аквариумных рыб и водных беспозвоночных, земноводных, рептилий, беспозвоночных), выращивание животных (кроме инсектариумных насекомых, аквариумных рыб, террариумных неядовитых земноводных, рептилий), реализация животных, убой животных, перевозка животных, перегон животных; сбор, хранение, перевозка (перемещение), обеззараживание, утилизация и уничтожение биологических отходов и отходов животноводства; лечение животных; промысел (добыча) подконтрольных товаров.
Заготовка, хранение, перевозка и реализация необеззараженного технического сырья животного происхождения; производство, переработка товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее - подконтрольные товары), кроме:
- меда и продуктов пчеловодства;
- подконтрольных товаров, если объект, где производится их переработка, не выпускает продукцию животного происхождения, не прошедшую термическую обработку
5
Сбор, хранение, перевозка (перемещение), обеззараживание, утилизация и уничтожение подконтрольных товаров, признанных некачественными и опасными
4
Хранение и реализация подконтрольных товаров, кроме хранения и реализации исключительно:
- меда и продуктов пчеловодства;
- подконтрольных товаров, полученных исключительно из переработанного сырья животного происхождения.
Перевозка (перемещение) подконтрольных товаров, кроме перевозки (перемещения) продукции животного происхождения, прошедшей термическую обработку. Обеззараживание, утилизация и уничтожение подконтрольных товаров, кроме подконтрольных товаров, признанных некачественными и опасными
3
Производство кормов и кормовых добавок
2
Содержание, разведение, выращивание, реализация инсектариумных неядовитых насекомых, аквариумных рыб и водных беспозвоночных, террариумных неядовитых земноводных, рептилий; производство, переработка, хранение и реализация:
- меда и продуктов пчеловодства;
- подконтрольных товаров, прошедших термическую обработку.
Перевозка (перемещение) продукции животного происхождения, прошедшей термическую обработку
1
При осуществлении двух и более видов деятельности по критерию «вид осуществляемой деятельности» учитывается самый высокий балл из осуществляемых видов деятельности.
Таблица № 2
Критерии риска
Зоосанитарный статус (распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность только по содержанию и разведению свиней, убою свиней, переработке и хранению продукции свиноводства)
Уровень компартмента
Количество животных голов (наивысшее значение за предшествующий календарный год)
Баллы
Объем производства продукции свиноводства (за предшествующий календарный год, тонн)
Баллы
Объем хранения (перевозки, оборота, реализации) продукции свиноводства (за предшествующий календарный год, тонн)
Баллы
I компартмент
Независимо от количества животных голов
5
Независимо от объема производства
5
Независимо от объема хранения (перевозки, оборота, реализации)
5
II компартмент
Независимо от количества животных голов
4
Независимо от объема производства
4
Независимо от объема хранения (перевозки, оборота, реализации)
4
III компартмент
27001 и более
3
5501 и более
3
5501 и более
3
До 27000
2
До 5500
2
До 5500
2
IV компартмент
Независимо от количества животных голов
1
Независимо от объема производства
1
Независимо от объема хранения (перевозки, оборота, реализации)
1
Период времени с последнего случая возникновения (регистрации) заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), на территории производственного объекта (распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и выращиванию животных)
Баллы
менее 1 года
5
более 1 года, но менее 2 лет
4
более 2 лет, но менее 3 лет
3
более 3 лет, но менее 4 лет
2
более 4 лет, но менее 5 лет
1
Заразные, в том числе особо опасные, болезни животных не регистрировались
0
Отнесение объектов регионального государственного ветеринарного надзора к определенной категории риска рассчитывается путем сложения баллов, установленных критериями рисков, и последующего деления полученной суммы на количество используемых для расчета критериев.
, где:
- среднее арифметическое суммы баллов;
Кn - баллы, присвоенные в соответствии с критерием риска согласно таблице № 2;
n - количество критериев, баллы по которым не равны 0;
Кv - балл, присвоенный в соответствии с таблицей № 1.
К чрезвычайно высокой категории риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 4,50 до 5,00 балла.
К высокой категории риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 3,91 до 4,49 балла.
К категории среднего риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 2,50 до 3,90 балла.
К категории умеренного риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 1,50 до 2,49 балла.
К категории низкого риска относятся объекты, набравшие в соответствии с категориями риска от 1,49 балла и ниже.
3. Критерии возможного несоблюдения обязательных требований
Объекты регионального государственного ветеринарного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с разделом 2 настоящих критериев к категориям высокого, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступившего в законную силу в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного ветеринарного надзора к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.6, 10.7, 10.8, 14.43, частью 8 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объекты регионального государственного ветеринарного надзора, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого, высокого, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям высокого, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного ветеринарного надзора к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.6, 10.7, 10.8, 14.43, частью 8 статьи 19.5, статьёй 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Периодичность проведения проверок
Проведение плановых проверок в отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска – не чаще одного раза в 1 год;
для категории высокого риска – не чаще одного раза в 2 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении объектов регионального государственного ветеринарного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
(Приложение введено постановлением Правительства Астраханской области от 27.12.2018 № 589-П)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 58 от 29.12.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: