Основная информация
Дата опубликования: | 28 февраля 2011г. |
Номер документа: | RU92000201100104 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Правительство Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010–2012 годы)»
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 февраля 2011 года № 55
г. Чита
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)»
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях устойчивого развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения качества жизни населения Забайкальского края и обеспечения продовольственной безопасности Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)».
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
28 февраля 2011 года № 55
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой
и перерабатывающей промышленности Забайкальского края
(2013–2017 годы)»
Наименование
программы
«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)» (далее – программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 01 февраля 2011 года № 27-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013– 2017 годы)».
Дата утверждения
программы
Постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013– 2017 годы)» от 28 февраля № 55.
Государственный
заказчик программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
Основной разработчик программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цель: формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объемов производства продуктов питания и напитков; развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках, предусматривающей комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта; стимулирование развития смежных отраслей.
Задачи:
проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий;
расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов;
оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;
увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока;
развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки (включая мытье, фасовку и маркировку продукции);
развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта;
повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет государственной поддержки.
Важнейшие целевые
индикаторы программы
Индикаторами, на основании которых осуществляется оценка хода реализации программы, являются значения показателей объема производства основных видов продуктов питания.
Наименование видов продуктов питания
Объем производства, тонн
в 2013 году
в 2017 году
Мясо и субпродукты I категории
2600
4000
Колбасные изделия
11780
13800
Полуфабрикаты мясные
2200
2600
Цельномолочная продукция
12500
22000
Хлеб и хлебобулочные изделия
40000
43400
Сроки и этапы реализации программы
2013–2017 годы.
Программа реализуется в один этап
Потребность в финансировании программы
Объем финансирования мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составит 452300 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год – 69600 тыс. рублей;
2014 год – 119500 тыс. рублей;
2015 год – 100600 тыс. рублей;
2016 год – 80400 тыс. рублей;
2017 год – 82200 тыс. рублей.
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
К 2017 году ожидается:
увеличение мощностей:
убоя скота на 51 тонну в смену;
производства цельномолочной продукции на 21 тонну в смену, из них 7 тонн в смену – для питания детей в общеобразовательных учреждениях («школьное молоко»);
ввод 4,3 тыс. тонн единовременного хранения в реконструированных овощехранилищах;
создание 430 рабочих мест;
повышение доходов сельского населения за счет организации заготовки сельскохозяйственной продукции.
Населения края получит возможность приобретать более качественную продукцию организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края в широком ассортименте.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Анализ показывает, что в 2009 году по отдельным производствам (мясные полуфабрикаты, колбасные изделия, рыбная продукция, производство консервированной продукции, кондитерских изделий, муки, безалкогольных напитков) произошло увеличение объемов производства относительно 2005 года. По таким видам, как мясо, включая субпродукты I категории, цельномолочная продукция, сыры и творог, макаронные изделия, пиво наблюдается снижение объемов производств.
С 2005 года по 2009 год рентабельность организаций отрасли снизилась с 9,6 % до 4,4 %. Удельный вес убыточных организаций в общем их числе по годам варьирует от 22,9 % до 50 %. Сложившийся уровень значения показателя свидетельствует о том, что как минимум в каждой пятой организации темп роста материальных затрат опережает темп роста выручки, полученной от реализации продукции. Сумма убытков, которые несут убыточные организации отрасли, в среднем за год составляет 37,0 млн. рублей.
Крупные организации хлебопекарной, кондитерской, молочной и мясной промышленности в основном сосредоточены в краевом центре.
Важным показателем для анализа состояния развития отрасли является уровень загрузки производственных мощностей.
По итогам 2009 года загруженность имеющихся мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности по производству мяса и субпродуктов I категории составила 14,4 %, колбасных изделий – 37,3 %, полуфабрикатов – 55,0 %, цельномолочной продукции – 19,8 %, хлеба и хлебобулочных изделий – 40,7 %, кондитерских изделий – 68,9 %, минеральной воды – 67,4 %, безалкогольных напитков – 78,5 %, овощных консервов – 66,2 %.
В Забайкальском крае производством пищевых продуктов занимаются более 430 организаций и индивидуальных предпринимателей, из них 64 предприятия относятся к группе крупных и средних, 119 действующих миницехов по выпуску пищевой продукции, 250 хлебопекарен.
Организации имеют различную техническую оснащенность и сроки эксплуатации оборудования. Значительную часть составляют малые цеха с низким уровнем механизации и оснащенности современным оборудованием. Многие линии и оборудование полностью выработали свой ресурс и не отвечают современным технологиям производства пищевых продуктов.
Суммарная мощность организаций по производству хлеба и хлебобулочных изделий составляет 140 тонн в смену. Загрузка имеющихся мощностей достигает 40,7 %. В 2010 году производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 39,5 тыс. тонн, или 108 % к соответствующему периоду 2009 года. В ООО «Кенон», ООО «Черновский хлебозавод», ИП Плахин «Карымский хлебозавод», ООО «Хлебозавод» г. Петровск-Забайкальский, ООО «Молоко» г. Борзя и ряде других крупных организаций ассортимент выпускаемой продукции расширился до 90 наименований, в том числе внедряется в производство хлеб и хлебобулочная продукция профилактического назначения.
Молочная отрасль представлена 13 молочными заводами и цехами, из которых 10 – стабильно работающие. Суммарная мощность организаций по производству цельномолочной продукции составляет 101,3 тонны в смену, загруженность в 2009 году составила 19,8 %.
В 2009 году объем производства цельномолочной продукции по сравнению с 2005 годом снизился до 90,5 %. Снижение объемов производства вызвано изменением условий стандартизации молочной продукции, принятием нового федерального закона, регламентирующего применение сухого молока при производстве продукции. Организации отрасли, испытывающие недостаток молочного сырья, отказались от выпуска продукции из сухого молока, что привело к снижению объемов производства, увеличению завоза на территорию края цельномолочной продукции из других регионов.
По оценке, организации молочной промышленности для производства продукции используют 4-5 % от имеющегося объема ресурсов молочного сырья.
В 2010 году произведено 11,6 тыс. тонн цельномолочной продукции, или 112 % в сравнении с 2009 годом.
На территории края осуществляют деятельность 49 предприятий различной мощности по производству мяса и мясной продукции, их которых 7 организаций имеют мощности для первичной переработки скота.
Производственная мощность организаций позволяет перерабатывать в смену 300 тонн скота в живой массе, вырабатывать 45 тонн колбасных изделий и деликатесной продукции, 15 тонн полуфабрикатов.
В 2010 году промышленный забой составил 1,8 тыс. тонн скота в живом весе, переработано 14,0 тыс. тонн мяса, произведено 10,5 тыс. тонн колбасный изделий и копченостей и 1,9 тыс. тонн полуфабрикатов. В сравнении с 2005 годом в 2010 году произошло снижение объемов производства мяса и субпродуктов I категории до 66,7 %.
Существующая суммарная мощность отрасли по первичной переработке скота используется на 14,4 %. Причины низкой загрузки мощностей убоя в том, что при высокой концентрации поголовья скота в хозяйствах населения отсутствует заготовительная сеть, отсутствует необходимая техника для проведения закупа и транспортировки скота на перерабатывающие предприятия, отсутствуют крупные сельскохозяйственные организации, работающие по долгосрочным договорам-контрактациям, используется устаревшее энергоемкое оборудование при осуществлении процесса забоя скота.
Темп роста производства колбасных изделий и деликатесной продукции в 2010 году к соответствующему периоду 2005 года составляет 142,0 %, полуфабрикатов – 183,7 %. Прирост объемов производства колбасных изделий и полуфабрикатов произошел за счет установки нового оборудования, проведения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации на ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина, ИП Резникова, а также ввода в 2009 году новых мощностей по производству колбасных изделий ООО «Мясокомбинат «Даурский».
В 2010 году объем производства колбасных изделий и деликатесной продукции увеличился по сравнению с 2009 годом на 110 %, производство полуфабрикатов увеличилось на 104,5 %. Продукция отвечает современным требованиям к качеству и упаковке и востребована на краевом продовольственном рынке
По оценке, мясная отрасль обеспечивает региональный рынок продукцией собственного производства на 45 %. Существующая суммарная мощность по производству колбасных изделий загружена на 37,3 %.
Производством овощных консервов и производством продукции из дикорастущего сырья в Забайкальском крае занимаются 3 организации: ОАО «Черновский овощевод», ССПК «Надежда» и ООО «Таежная компания» Красночикойского района. Производственные мощности по выпуску плодоовощной консервации составляют 7 туб в смену. Загруженность мощностей составила 66,2 %.
В 2010 году произведено 63,61 туб консервированной овощной продукции и грибов, или 87,1 % к уровню 2009 года.
Розлив минеральной воды налажен в шести организациях. Ведется производство безалкогольной продукции. В 2010 году произведено 58,7 тысяч полулитров минеральной и газированной воды, 1269 тыс. декалитров безалкогольных напитков, что в сравнении с 2009 годом составляет 117,0 % и 109,5 % соответственно.
В крае действуют организации, имеющие производственно-технологические мощности, соответствующие современным требованиям: ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина (производство мясной и рыбной продукции), ИП Семенова (мясные полуфабрикаты), ООО «Кенон», ООО «Радуга», ООО «Сладкий дом» (хлеб, хлебобулочная и кондитерская продукция), ЗАО «Читинские Ключи» (пивобезалкогольная продукция); проводятся мероприятия по техническому перевооружению, модернизации производства; открываются новые участки для производства продукции, оснащенные современным оборудованием. Так, в ООО «Кенон» введена в эксплуатацию линия автоматической подачи муки бестарным способом, в ООО «Черновский хлебозавод» оснащен участок производства мелкоштучной продукции, участок фасовки хлеба и хлебобулочной продукции; в 2010 году введены мощности по переработке молока (ООО «Агинское молоко», ООО «Атамановский пищекомбинат», ООО «Молоко» в с. Дульдурга); установлено новое технологическое оборудование для производства колбасных изделий (ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина, ИП Резникова); новые термические камеры, позволяющие производить термическую обработку при заданных параметрах, максимально снижающих технологические потери и обеспечивающие максимальное качество при производстве продукции; в ООО «Таежная компания» организована переработка кедрового ореха, освоен процесс переработки черемухи, ведутся работы по использованию отходов производства – кедровой скорлупы.
Ведущей организацией в производстве пивобезалкогольной продукции является ЗАО «Читинские Ключи». Акционерное общество оснащено современным высокотехнологическим оборудованием, проводится работа по техническому переоснащению производства, расширению ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения новых видов продукции, совершенствования упаковки производимой продукции. Предпринимаются меры по увеличению реализации продукции. Развивается сеть доставки продукции по заявкам в торгующие организации. Продукция поставляется на рынки других субъектов Российской Федерации и за ее пределы.
Основные проблемы организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья, заложены в необеспеченности сырьем за счет внутренних источников; отсутствии долговременных договоров-контрактаций на поставку сырья на переработку от существующих сырьевых источников, не зависящих от фактора сезонности сельскохозяйственной продукции; неразвитости системы заготовок для производства продукции.
Возможности экстенсивного роста для большинства производителей продуктов питания ограничены. Уровень конкуренции в пищевой промышленности, обеспечение соответствующего качества сырья, продукции и продовольствия, изменение структуры потребления требуют постоянных инвестиций в обновление и модернизацию производства для повышения его эффективности.
Обеспеченность населения Забайкальского края основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам потребления составляет 88,5 % по мясу и мясопродуктам, 79,8 % – по молоку и молочным продуктам, 50,4 % – по рыбе и рыбопродуктам, 57 % – по овощам и продовольственным бахчевым культурам, 71,1 % – по фруктам и ягодам. Превышение норм питания наблюдается в потреблении картофеля на 5,2 %, сахара – на 10,7 %, хлебных продуктов – на 10,7 %. Недостаточный уровень среднедушевого потребления таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты и потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты, превышающее рекомендуемые нормы, в некоторой степени связаны с низкой платежеспособностью большей части населения.
Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни, является одной из основных задач Доктрины продовольственной безопасности.
Реализация комплекса мер государственной поддержки, предложенных программой, позволит стабилизировать положение дел в пищевой и перерабатывающей промышленности за счет увеличения объемов производства, улучшения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества жизни населения Забайкальского края.
Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объемов производства продуктов питания и напитков; развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках, предусматривающей комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта; стимулирование развития смежных отраслей.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий;
расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов;
оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;
увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока;
развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки (включая мытье, фасовку и маркировку продукции);
развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта;
повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет государственной поддержки.
Срок реализации программы – 2013–2017 годы. Программа реализуется в один этап.
Характеристика основных мероприятий программы
В рамках настоящей программы государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности будет направлена на стимулирование привлечения внебюджетных источников на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов; увеличения объемов переработки и производства продуктов питания из сырья, произведенного в Забайкальском крае; технического перевооружения и приобретения специализированного автотранспорта для транспортировки молока и перевозки скота.
В перспективе до 2017 года предусмотрено проведение модернизации и технического переоснащения действующих организаций хлебопечения с заменой устаревшего оборудования, установкой новых высокопроизводительных линий, поддающихся быстрой переналадке для выпуска расширенного ассортимента хлебобулочной и кондитерской продукции, а так же строительство шести новых производственных объектов отрасли в муниципальных районах.
Для наращивания объемов заготовок молочного сырья необходима организация заготовительной сети по заготовке молочного сырья в муниципальных районах, имеющих сырьевой ресурс.
Организация заготовки молочного сырья является основным фактором, влияющим на уровень переработки молочного сырья и производства молочной продукции. Прежде всего в заготовке молока заинтересованы организации молочной промышленности, поэтому преимущественно переработчики молочного сырья должны быть его заготовителями. Так как основное производство молока находится в личных подсобных хозяйствах, то организация его заготовки сопряжена с определенными затруднениями. Существует необходимость в наличии в большинстве муниципальных районов от 2 до 4 пунктов заготовки молока, а также в развитии кооперативных форм экономического и производственного взаимодействия между сельскохозяйственными товаропроизводителями, заготовителями и переработчиками молока. Решение данного вопроса во многом зависит от участия администраций муниципальных районов и сельских (городских) поселений.
Для обеспечения населения молочной продукцией в муниципальных районах «Акшинский район», «Забайкальский район», «Газимуро-Заводский район», «Борзинский район», «Приаргунский район», «Сретенский район», «Шилкинский район» предусмотрено строительство десяти новых малых предприятий по производству цельномолочной продукции, приближенных к сырьевой зоне.
Вместе с тем существует необходимость создания предприятий по производству цельномолочной продукции для реализации на местных рынках сбыта в Александрово-Заводском, Балейском, Калганском, Кыринском, Нерчинско-Заводском, Оловяннинском, Ононском районах, имеющих сырьевые ресурсы.
Учитывая капиталоемкость организации пунктов сбора и первичной переработки молока, исходя из приоритетов, планируется участие государства посредством субсидировании части стоимости оборудования и специализированного автотранспорта.
При размещении организаций мясной отрасли, определении их оптимальных мощностей, а также организации производства необходимо учитывать наличие и расположение источников сырья, инфраструктуры и емкости рынка.
Согласно расчету, плотность сырьевых ресурсов мяса (крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей), приходящихся на 1 кв. км территорий муниципальных районов, различна и варьирует от 0,06 (Хилокский район) до 1,49 (Приаргунский район) тонн/кв. км. Данное обстоятельство определяет целесообразность размещения организаций по первичной переработке скота по зонам, причем рационально размещение в юго-восточной, центральной и агинской зонах организаций убоя мощностью от 10 до 30 тонн в смену; в остальных зонах – предприятий с малой мощностью убоя, обеспечивающих потребности местных рынков сбыта мясной продукции, а также позволяющих получить экономический эффект за счет сокращения транспортных расходов по доставке скота, потерь полезной массы скота и издержек при переработке.
Наличие сырьевых ресурсов предопределяет формирование мясных кластеров в юго-восточной и центральных зонах, где создается технологическая цепочка: производство скота на убой – промышленный забой – переработка – производство продуктов питания.
Для более полного удовлетворения растущих потребностей населения Забайкальского края в мясе, колбасных изделиях, полуфабрикатах предусмотрено проведение мероприятий по развитию имеющихся мощностей, ввод новых мощностей, строительство 9 убойных пунктов для первичной переработки скота.
В целях развития первичной переработки скота в Забайкальском крае предусматривается государственная поддержка в виде субсидий на возмещение части стоимости оборудования для цехов по убою скота и транспорта для перевозки скота.
Модернизация действующих производств и организация новых позволит максимально приблизить перерабатывающие мощности к сырьевой базе, и производственные мощности к потребительским рынкам; расширить ассортимент продукции и улучшить качество выпускаемой продукции.
Для обеспечения населения плодоовощной продукцией в свежем и переработанном виде необходим ввод (реконструкция) мощностей хранения овощей и картофеля в крупных административных центрах, оснащенных оборудованием для первичной переработки, включая мытье, фасовку и маркировку продукции; наиболее востребовано наличие овощехранилища для краевого центра.
Необходимо дальнейшее развитие деятельности заготовительных структур по заготовке дикорастущего сырья: грибов, черемши, ягод, а также возобновление производства и переработки ранета, облепихи, смородины для выработки высококачественных соков, компотов, джемов, облепихового масла для выпуска экологически чистой продукции.
Реализация мероприятий программы позволит улучшить конкурентоспособность организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и увеличить объемы производства продуктов питания.
Индикаторами, на основании которых осуществляется оценка хода реализации программы, являются целевые значения показателей производства основных видов продуктов питания.
Так, объем производства в 2013 году мяса и субпродуктов I категории составит 2600 тонн, колбасных изделий – 11780 тонн, полуфабрикатов мясных – 2200 тонн, цельномолочной продукции – 12500 тонн, хлеба и хлебобулочных изделий – 40000 тонн; в 2017 году: 4000 тонн, 13800 тонн, 2600 тонн, 22000 тонн и 43400 тонн соответственно.
Прогноз объемов производства основных продуктов питания на 2013–2017 годы представлен в таблице.
Наименование продукции
Ед. измер.
Годы
2009
2010
2013
2014
2015
2016
2017
Мясо и субпродукты 1 категории
тонн
1012
752
2600
3100
3500
3800
4000
Колбасные изделия
тонн
9612
10605
11780
12227
12740
13250
13800
Полуфабрикаты мясные
тонн
1757
2099
2200
2300
2400
2500
2600
Цельномолочная
продукция
тонн
10350
11591
12500
14500
17000
19000
22000
Хлеб и хлебобулочные изделия
тонн
36476
39455
40000
40800
41500
42200
43400
Кондитерские изделия
тонн
3704,3
3567,2
3800
4320
4750
4900
5000
Макаронные изделия
тонн
27,6
32,7
45
72
87
105
120
Консервы - всего
туб
2301,6
2310
2360
2400
2460
2560
2680
Минеральная вода
млн. полулитров
50,2
58,7
62
68
73
77
80
Безалкогольные напитки
тыс. дкл.
1159
1269
1300
1320
1360
1420
1500
Достижению запланированных результатов могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов. По источникам возникновения и направлениям воздействия выделены следующие основные отраслевые риски:
финансовые риски: увеличение цен на сырье, оборудование, расходные материалы, на электроэнергию и коммунальные платежи; увеличение издержек на продвижение и сбыт; увеличение стоимости или снижение доступности инвестиционных ресурсов;
административные риски: увеличение административного, правового и фискального давления; появление новых нормативов, законодательных ограничений; увеличение количества административных барьеров; введение новых технических регламентов;
рыночные риски: снижение потребительской активности, усиление недобросовестной конкуренции, снижение качества выпускаемой продукции, потеря каналов сбыта;
производственные риски: увеличение уровня технического и технологического отставания от лидеров отрасли; выход из строя производственного оборудования; дефицит и (или) низкое качество сырья, оборудования, расходных материалов; необеспеченность высококвалифицированными кадрами.
Все выделенные отраслевые риски взаимосвязаны. Наибольшую степень негативного воздействия на организации отрасли имеет группа финансовых рисков.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края, ежегодно предусматриваемых на реализацию мероприятий программы законом о бюджете Забайкальского края. Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства внебюджетных источников.
Затраты на реализацию мероприятий программы из бюджета Забайкальского края составят 452300 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год – 69600 тыс. рублей;
2014 год – 119500 тыс. рублей;
2015 год – 100600 тыс. рублей;
2016 год – 80400 тыс. рублей;
2017 год – 82200 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий программы в 2013–2017 годах, по оценке, будет привлечено 2470,4 млн. рублей внебюджетных средств.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения мероприятий программы осуществляет государственный заказчик программы, который ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы.
Государственный заказчик программы обеспечивает своевременное направление поступающих из бюджета Забайкальского края ассигнований на реализацию программных мероприятий. Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы устанавливается Правительством Забайкальского края. Получателями субсидий являются организации агропромышленного комплекса, осуществляющие первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания, имеющие право получения субсидий, предусмотренных программой и действующим законодательством.
Государственный заказчик программы ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края доклад о ходе выполнения мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития сельского хозяйства, и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Решение задач и реализация мероприятий программы к 2017 году в сравнении с 2010 годом позволит:
увеличить производство мяса и субпродуктов I категории в 5,3 раза, колбасных изделий – в 1,3 раза, цельномолочной продукции – в 1,9 раза, хлеба и хлебобулочных изделий – в 1,1 раза;
сократить объемы ввоза в Забайкальский край молока и молокопродуктов на 17%, мяса и мясопродуктов – на 10 %.
В процессе реализации программы за счет ввода новых мощностей увеличится производство по забою скота на 51 тонну в смену, производство цельномолочной продукции – на 21 тонну в смену, из них 7 тонн в смену для питания детей в общеобразовательных учреждениях («школьное молоко»); будут реконструированы овощехранилища на 4,3 тыс. тонн единовременного хранения; в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности будет создано 430 рабочих мест; за счет организации системы заготовок сельскохозяйственной продукции увеличатся доходы сельского населения.
За счет развития отрасли и конкуренции на локальных агропродовольственных рынках население края получит возможность приобретать более качественную продукцию организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края в широком ассортименте.
1
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
тыс. рублей
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации, годы
Потребность в финансовых ресурсах
всего
в том числе по годам
2013
2014
2015
2016
2017
6.1
Государственная поддержка посредством выплаты субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов
2013–2017
188200
16600
29100
39400
48200
54900
6.2
Государственная поддержка посредством выплаты субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, привлекаемым на закуп сельскохозяйственного сырья на внутреннем рынке Забайкальского края
2013–2017
16500
2800
3000
3200
3500
4000
6.3
Государственная поддержка посредством выплаты субсидий на возмещение части затрат на покупку технологического оборудования по направлениям: первичная переработка мяса, переработка молока, плодоовощной продукции и дикоросов; оснащения заготовительных пунктов и овощехранилищ; приобретение специализированного автотранспорта для транспортировки молока, скота
2013–2017
247600
50200
87400
58000
28700
23300
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ
452300
69600
119500
100600
80400
82200
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010–2012 годы)»
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 февраля 2011 года № 55
г. Чита
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)»
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях устойчивого развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения качества жизни населения Забайкальского края и обеспечения продовольственной безопасности Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)».
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
28 февраля 2011 года № 55
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой
и перерабатывающей промышленности Забайкальского края
(2013–2017 годы)»
Наименование
программы
«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013–2017 годы)» (далее – программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 01 февраля 2011 года № 27-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013– 2017 годы)».
Дата утверждения
программы
Постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013– 2017 годы)» от 28 февраля № 55.
Государственный
заказчик программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
Основной разработчик программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
Цель и задачи программы
Цель: формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объемов производства продуктов питания и напитков; развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках, предусматривающей комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта; стимулирование развития смежных отраслей.
Задачи:
проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий;
расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов;
оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;
увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока;
развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки (включая мытье, фасовку и маркировку продукции);
развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта;
повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет государственной поддержки.
Важнейшие целевые
индикаторы программы
Индикаторами, на основании которых осуществляется оценка хода реализации программы, являются значения показателей объема производства основных видов продуктов питания.
Наименование видов продуктов питания
Объем производства, тонн
в 2013 году
в 2017 году
Мясо и субпродукты I категории
2600
4000
Колбасные изделия
11780
13800
Полуфабрикаты мясные
2200
2600
Цельномолочная продукция
12500
22000
Хлеб и хлебобулочные изделия
40000
43400
Сроки и этапы реализации программы
2013–2017 годы.
Программа реализуется в один этап
Потребность в финансировании программы
Объем финансирования мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составит 452300 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год – 69600 тыс. рублей;
2014 год – 119500 тыс. рублей;
2015 год – 100600 тыс. рублей;
2016 год – 80400 тыс. рублей;
2017 год – 82200 тыс. рублей.
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
К 2017 году ожидается:
увеличение мощностей:
убоя скота на 51 тонну в смену;
производства цельномолочной продукции на 21 тонну в смену, из них 7 тонн в смену – для питания детей в общеобразовательных учреждениях («школьное молоко»);
ввод 4,3 тыс. тонн единовременного хранения в реконструированных овощехранилищах;
создание 430 рабочих мест;
повышение доходов сельского населения за счет организации заготовки сельскохозяйственной продукции.
Населения края получит возможность приобретать более качественную продукцию организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края в широком ассортименте.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Анализ показывает, что в 2009 году по отдельным производствам (мясные полуфабрикаты, колбасные изделия, рыбная продукция, производство консервированной продукции, кондитерских изделий, муки, безалкогольных напитков) произошло увеличение объемов производства относительно 2005 года. По таким видам, как мясо, включая субпродукты I категории, цельномолочная продукция, сыры и творог, макаронные изделия, пиво наблюдается снижение объемов производств.
С 2005 года по 2009 год рентабельность организаций отрасли снизилась с 9,6 % до 4,4 %. Удельный вес убыточных организаций в общем их числе по годам варьирует от 22,9 % до 50 %. Сложившийся уровень значения показателя свидетельствует о том, что как минимум в каждой пятой организации темп роста материальных затрат опережает темп роста выручки, полученной от реализации продукции. Сумма убытков, которые несут убыточные организации отрасли, в среднем за год составляет 37,0 млн. рублей.
Крупные организации хлебопекарной, кондитерской, молочной и мясной промышленности в основном сосредоточены в краевом центре.
Важным показателем для анализа состояния развития отрасли является уровень загрузки производственных мощностей.
По итогам 2009 года загруженность имеющихся мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности по производству мяса и субпродуктов I категории составила 14,4 %, колбасных изделий – 37,3 %, полуфабрикатов – 55,0 %, цельномолочной продукции – 19,8 %, хлеба и хлебобулочных изделий – 40,7 %, кондитерских изделий – 68,9 %, минеральной воды – 67,4 %, безалкогольных напитков – 78,5 %, овощных консервов – 66,2 %.
В Забайкальском крае производством пищевых продуктов занимаются более 430 организаций и индивидуальных предпринимателей, из них 64 предприятия относятся к группе крупных и средних, 119 действующих миницехов по выпуску пищевой продукции, 250 хлебопекарен.
Организации имеют различную техническую оснащенность и сроки эксплуатации оборудования. Значительную часть составляют малые цеха с низким уровнем механизации и оснащенности современным оборудованием. Многие линии и оборудование полностью выработали свой ресурс и не отвечают современным технологиям производства пищевых продуктов.
Суммарная мощность организаций по производству хлеба и хлебобулочных изделий составляет 140 тонн в смену. Загрузка имеющихся мощностей достигает 40,7 %. В 2010 году производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 39,5 тыс. тонн, или 108 % к соответствующему периоду 2009 года. В ООО «Кенон», ООО «Черновский хлебозавод», ИП Плахин «Карымский хлебозавод», ООО «Хлебозавод» г. Петровск-Забайкальский, ООО «Молоко» г. Борзя и ряде других крупных организаций ассортимент выпускаемой продукции расширился до 90 наименований, в том числе внедряется в производство хлеб и хлебобулочная продукция профилактического назначения.
Молочная отрасль представлена 13 молочными заводами и цехами, из которых 10 – стабильно работающие. Суммарная мощность организаций по производству цельномолочной продукции составляет 101,3 тонны в смену, загруженность в 2009 году составила 19,8 %.
В 2009 году объем производства цельномолочной продукции по сравнению с 2005 годом снизился до 90,5 %. Снижение объемов производства вызвано изменением условий стандартизации молочной продукции, принятием нового федерального закона, регламентирующего применение сухого молока при производстве продукции. Организации отрасли, испытывающие недостаток молочного сырья, отказались от выпуска продукции из сухого молока, что привело к снижению объемов производства, увеличению завоза на территорию края цельномолочной продукции из других регионов.
По оценке, организации молочной промышленности для производства продукции используют 4-5 % от имеющегося объема ресурсов молочного сырья.
В 2010 году произведено 11,6 тыс. тонн цельномолочной продукции, или 112 % в сравнении с 2009 годом.
На территории края осуществляют деятельность 49 предприятий различной мощности по производству мяса и мясной продукции, их которых 7 организаций имеют мощности для первичной переработки скота.
Производственная мощность организаций позволяет перерабатывать в смену 300 тонн скота в живой массе, вырабатывать 45 тонн колбасных изделий и деликатесной продукции, 15 тонн полуфабрикатов.
В 2010 году промышленный забой составил 1,8 тыс. тонн скота в живом весе, переработано 14,0 тыс. тонн мяса, произведено 10,5 тыс. тонн колбасный изделий и копченостей и 1,9 тыс. тонн полуфабрикатов. В сравнении с 2005 годом в 2010 году произошло снижение объемов производства мяса и субпродуктов I категории до 66,7 %.
Существующая суммарная мощность отрасли по первичной переработке скота используется на 14,4 %. Причины низкой загрузки мощностей убоя в том, что при высокой концентрации поголовья скота в хозяйствах населения отсутствует заготовительная сеть, отсутствует необходимая техника для проведения закупа и транспортировки скота на перерабатывающие предприятия, отсутствуют крупные сельскохозяйственные организации, работающие по долгосрочным договорам-контрактациям, используется устаревшее энергоемкое оборудование при осуществлении процесса забоя скота.
Темп роста производства колбасных изделий и деликатесной продукции в 2010 году к соответствующему периоду 2005 года составляет 142,0 %, полуфабрикатов – 183,7 %. Прирост объемов производства колбасных изделий и полуфабрикатов произошел за счет установки нового оборудования, проведения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации на ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина, ИП Резникова, а также ввода в 2009 году новых мощностей по производству колбасных изделий ООО «Мясокомбинат «Даурский».
В 2010 году объем производства колбасных изделий и деликатесной продукции увеличился по сравнению с 2009 годом на 110 %, производство полуфабрикатов увеличилось на 104,5 %. Продукция отвечает современным требованиям к качеству и упаковке и востребована на краевом продовольственном рынке
По оценке, мясная отрасль обеспечивает региональный рынок продукцией собственного производства на 45 %. Существующая суммарная мощность по производству колбасных изделий загружена на 37,3 %.
Производством овощных консервов и производством продукции из дикорастущего сырья в Забайкальском крае занимаются 3 организации: ОАО «Черновский овощевод», ССПК «Надежда» и ООО «Таежная компания» Красночикойского района. Производственные мощности по выпуску плодоовощной консервации составляют 7 туб в смену. Загруженность мощностей составила 66,2 %.
В 2010 году произведено 63,61 туб консервированной овощной продукции и грибов, или 87,1 % к уровню 2009 года.
Розлив минеральной воды налажен в шести организациях. Ведется производство безалкогольной продукции. В 2010 году произведено 58,7 тысяч полулитров минеральной и газированной воды, 1269 тыс. декалитров безалкогольных напитков, что в сравнении с 2009 годом составляет 117,0 % и 109,5 % соответственно.
В крае действуют организации, имеющие производственно-технологические мощности, соответствующие современным требованиям: ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина (производство мясной и рыбной продукции), ИП Семенова (мясные полуфабрикаты), ООО «Кенон», ООО «Радуга», ООО «Сладкий дом» (хлеб, хлебобулочная и кондитерская продукция), ЗАО «Читинские Ключи» (пивобезалкогольная продукция); проводятся мероприятия по техническому перевооружению, модернизации производства; открываются новые участки для производства продукции, оснащенные современным оборудованием. Так, в ООО «Кенон» введена в эксплуатацию линия автоматической подачи муки бестарным способом, в ООО «Черновский хлебозавод» оснащен участок производства мелкоштучной продукции, участок фасовки хлеба и хлебобулочной продукции; в 2010 году введены мощности по переработке молока (ООО «Агинское молоко», ООО «Атамановский пищекомбинат», ООО «Молоко» в с. Дульдурга); установлено новое технологическое оборудование для производства колбасных изделий (ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина, ИП Резникова); новые термические камеры, позволяющие производить термическую обработку при заданных параметрах, максимально снижающих технологические потери и обеспечивающие максимальное качество при производстве продукции; в ООО «Таежная компания» организована переработка кедрового ореха, освоен процесс переработки черемухи, ведутся работы по использованию отходов производства – кедровой скорлупы.
Ведущей организацией в производстве пивобезалкогольной продукции является ЗАО «Читинские Ключи». Акционерное общество оснащено современным высокотехнологическим оборудованием, проводится работа по техническому переоснащению производства, расширению ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения новых видов продукции, совершенствования упаковки производимой продукции. Предпринимаются меры по увеличению реализации продукции. Развивается сеть доставки продукции по заявкам в торгующие организации. Продукция поставляется на рынки других субъектов Российской Федерации и за ее пределы.
Основные проблемы организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья, заложены в необеспеченности сырьем за счет внутренних источников; отсутствии долговременных договоров-контрактаций на поставку сырья на переработку от существующих сырьевых источников, не зависящих от фактора сезонности сельскохозяйственной продукции; неразвитости системы заготовок для производства продукции.
Возможности экстенсивного роста для большинства производителей продуктов питания ограничены. Уровень конкуренции в пищевой промышленности, обеспечение соответствующего качества сырья, продукции и продовольствия, изменение структуры потребления требуют постоянных инвестиций в обновление и модернизацию производства для повышения его эффективности.
Обеспеченность населения Забайкальского края основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам потребления составляет 88,5 % по мясу и мясопродуктам, 79,8 % – по молоку и молочным продуктам, 50,4 % – по рыбе и рыбопродуктам, 57 % – по овощам и продовольственным бахчевым культурам, 71,1 % – по фруктам и ягодам. Превышение норм питания наблюдается в потреблении картофеля на 5,2 %, сахара – на 10,7 %, хлебных продуктов – на 10,7 %. Недостаточный уровень среднедушевого потребления таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты и потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты, превышающее рекомендуемые нормы, в некоторой степени связаны с низкой платежеспособностью большей части населения.
Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни, является одной из основных задач Доктрины продовольственной безопасности.
Реализация комплекса мер государственной поддержки, предложенных программой, позволит стабилизировать положение дел в пищевой и перерабатывающей промышленности за счет увеличения объемов производства, улучшения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества жизни населения Забайкальского края.
Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объемов производства продуктов питания и напитков; развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках, предусматривающей комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта; стимулирование развития смежных отраслей.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий;
расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов;
оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;
увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока;
развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки (включая мытье, фасовку и маркировку продукции);
развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта;
повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет государственной поддержки.
Срок реализации программы – 2013–2017 годы. Программа реализуется в один этап.
Характеристика основных мероприятий программы
В рамках настоящей программы государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности будет направлена на стимулирование привлечения внебюджетных источников на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов; увеличения объемов переработки и производства продуктов питания из сырья, произведенного в Забайкальском крае; технического перевооружения и приобретения специализированного автотранспорта для транспортировки молока и перевозки скота.
В перспективе до 2017 года предусмотрено проведение модернизации и технического переоснащения действующих организаций хлебопечения с заменой устаревшего оборудования, установкой новых высокопроизводительных линий, поддающихся быстрой переналадке для выпуска расширенного ассортимента хлебобулочной и кондитерской продукции, а так же строительство шести новых производственных объектов отрасли в муниципальных районах.
Для наращивания объемов заготовок молочного сырья необходима организация заготовительной сети по заготовке молочного сырья в муниципальных районах, имеющих сырьевой ресурс.
Организация заготовки молочного сырья является основным фактором, влияющим на уровень переработки молочного сырья и производства молочной продукции. Прежде всего в заготовке молока заинтересованы организации молочной промышленности, поэтому преимущественно переработчики молочного сырья должны быть его заготовителями. Так как основное производство молока находится в личных подсобных хозяйствах, то организация его заготовки сопряжена с определенными затруднениями. Существует необходимость в наличии в большинстве муниципальных районов от 2 до 4 пунктов заготовки молока, а также в развитии кооперативных форм экономического и производственного взаимодействия между сельскохозяйственными товаропроизводителями, заготовителями и переработчиками молока. Решение данного вопроса во многом зависит от участия администраций муниципальных районов и сельских (городских) поселений.
Для обеспечения населения молочной продукцией в муниципальных районах «Акшинский район», «Забайкальский район», «Газимуро-Заводский район», «Борзинский район», «Приаргунский район», «Сретенский район», «Шилкинский район» предусмотрено строительство десяти новых малых предприятий по производству цельномолочной продукции, приближенных к сырьевой зоне.
Вместе с тем существует необходимость создания предприятий по производству цельномолочной продукции для реализации на местных рынках сбыта в Александрово-Заводском, Балейском, Калганском, Кыринском, Нерчинско-Заводском, Оловяннинском, Ононском районах, имеющих сырьевые ресурсы.
Учитывая капиталоемкость организации пунктов сбора и первичной переработки молока, исходя из приоритетов, планируется участие государства посредством субсидировании части стоимости оборудования и специализированного автотранспорта.
При размещении организаций мясной отрасли, определении их оптимальных мощностей, а также организации производства необходимо учитывать наличие и расположение источников сырья, инфраструктуры и емкости рынка.
Согласно расчету, плотность сырьевых ресурсов мяса (крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей), приходящихся на 1 кв. км территорий муниципальных районов, различна и варьирует от 0,06 (Хилокский район) до 1,49 (Приаргунский район) тонн/кв. км. Данное обстоятельство определяет целесообразность размещения организаций по первичной переработке скота по зонам, причем рационально размещение в юго-восточной, центральной и агинской зонах организаций убоя мощностью от 10 до 30 тонн в смену; в остальных зонах – предприятий с малой мощностью убоя, обеспечивающих потребности местных рынков сбыта мясной продукции, а также позволяющих получить экономический эффект за счет сокращения транспортных расходов по доставке скота, потерь полезной массы скота и издержек при переработке.
Наличие сырьевых ресурсов предопределяет формирование мясных кластеров в юго-восточной и центральных зонах, где создается технологическая цепочка: производство скота на убой – промышленный забой – переработка – производство продуктов питания.
Для более полного удовлетворения растущих потребностей населения Забайкальского края в мясе, колбасных изделиях, полуфабрикатах предусмотрено проведение мероприятий по развитию имеющихся мощностей, ввод новых мощностей, строительство 9 убойных пунктов для первичной переработки скота.
В целях развития первичной переработки скота в Забайкальском крае предусматривается государственная поддержка в виде субсидий на возмещение части стоимости оборудования для цехов по убою скота и транспорта для перевозки скота.
Модернизация действующих производств и организация новых позволит максимально приблизить перерабатывающие мощности к сырьевой базе, и производственные мощности к потребительским рынкам; расширить ассортимент продукции и улучшить качество выпускаемой продукции.
Для обеспечения населения плодоовощной продукцией в свежем и переработанном виде необходим ввод (реконструкция) мощностей хранения овощей и картофеля в крупных административных центрах, оснащенных оборудованием для первичной переработки, включая мытье, фасовку и маркировку продукции; наиболее востребовано наличие овощехранилища для краевого центра.
Необходимо дальнейшее развитие деятельности заготовительных структур по заготовке дикорастущего сырья: грибов, черемши, ягод, а также возобновление производства и переработки ранета, облепихи, смородины для выработки высококачественных соков, компотов, джемов, облепихового масла для выпуска экологически чистой продукции.
Реализация мероприятий программы позволит улучшить конкурентоспособность организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и увеличить объемы производства продуктов питания.
Индикаторами, на основании которых осуществляется оценка хода реализации программы, являются целевые значения показателей производства основных видов продуктов питания.
Так, объем производства в 2013 году мяса и субпродуктов I категории составит 2600 тонн, колбасных изделий – 11780 тонн, полуфабрикатов мясных – 2200 тонн, цельномолочной продукции – 12500 тонн, хлеба и хлебобулочных изделий – 40000 тонн; в 2017 году: 4000 тонн, 13800 тонн, 2600 тонн, 22000 тонн и 43400 тонн соответственно.
Прогноз объемов производства основных продуктов питания на 2013–2017 годы представлен в таблице.
Наименование продукции
Ед. измер.
Годы
2009
2010
2013
2014
2015
2016
2017
Мясо и субпродукты 1 категории
тонн
1012
752
2600
3100
3500
3800
4000
Колбасные изделия
тонн
9612
10605
11780
12227
12740
13250
13800
Полуфабрикаты мясные
тонн
1757
2099
2200
2300
2400
2500
2600
Цельномолочная
продукция
тонн
10350
11591
12500
14500
17000
19000
22000
Хлеб и хлебобулочные изделия
тонн
36476
39455
40000
40800
41500
42200
43400
Кондитерские изделия
тонн
3704,3
3567,2
3800
4320
4750
4900
5000
Макаронные изделия
тонн
27,6
32,7
45
72
87
105
120
Консервы - всего
туб
2301,6
2310
2360
2400
2460
2560
2680
Минеральная вода
млн. полулитров
50,2
58,7
62
68
73
77
80
Безалкогольные напитки
тыс. дкл.
1159
1269
1300
1320
1360
1420
1500
Достижению запланированных результатов могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов. По источникам возникновения и направлениям воздействия выделены следующие основные отраслевые риски:
финансовые риски: увеличение цен на сырье, оборудование, расходные материалы, на электроэнергию и коммунальные платежи; увеличение издержек на продвижение и сбыт; увеличение стоимости или снижение доступности инвестиционных ресурсов;
административные риски: увеличение административного, правового и фискального давления; появление новых нормативов, законодательных ограничений; увеличение количества административных барьеров; введение новых технических регламентов;
рыночные риски: снижение потребительской активности, усиление недобросовестной конкуренции, снижение качества выпускаемой продукции, потеря каналов сбыта;
производственные риски: увеличение уровня технического и технологического отставания от лидеров отрасли; выход из строя производственного оборудования; дефицит и (или) низкое качество сырья, оборудования, расходных материалов; необеспеченность высококвалифицированными кадрами.
Все выделенные отраслевые риски взаимосвязаны. Наибольшую степень негативного воздействия на организации отрасли имеет группа финансовых рисков.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края, ежегодно предусматриваемых на реализацию мероприятий программы законом о бюджете Забайкальского края. Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства внебюджетных источников.
Затраты на реализацию мероприятий программы из бюджета Забайкальского края составят 452300 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год – 69600 тыс. рублей;
2014 год – 119500 тыс. рублей;
2015 год – 100600 тыс. рублей;
2016 год – 80400 тыс. рублей;
2017 год – 82200 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий программы в 2013–2017 годах, по оценке, будет привлечено 2470,4 млн. рублей внебюджетных средств.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения мероприятий программы осуществляет государственный заказчик программы, который ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы.
Государственный заказчик программы обеспечивает своевременное направление поступающих из бюджета Забайкальского края ассигнований на реализацию программных мероприятий. Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы устанавливается Правительством Забайкальского края. Получателями субсидий являются организации агропромышленного комплекса, осуществляющие первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания, имеющие право получения субсидий, предусмотренных программой и действующим законодательством.
Государственный заказчик программы ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края доклад о ходе выполнения мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития сельского хозяйства, и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Решение задач и реализация мероприятий программы к 2017 году в сравнении с 2010 годом позволит:
увеличить производство мяса и субпродуктов I категории в 5,3 раза, колбасных изделий – в 1,3 раза, цельномолочной продукции – в 1,9 раза, хлеба и хлебобулочных изделий – в 1,1 раза;
сократить объемы ввоза в Забайкальский край молока и молокопродуктов на 17%, мяса и мясопродуктов – на 10 %.
В процессе реализации программы за счет ввода новых мощностей увеличится производство по забою скота на 51 тонну в смену, производство цельномолочной продукции – на 21 тонну в смену, из них 7 тонн в смену для питания детей в общеобразовательных учреждениях («школьное молоко»); будут реконструированы овощехранилища на 4,3 тыс. тонн единовременного хранения; в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности будет создано 430 рабочих мест; за счет организации системы заготовок сельскохозяйственной продукции увеличатся доходы сельского населения.
За счет развития отрасли и конкуренции на локальных агропродовольственных рынках население края получит возможность приобретать более качественную продукцию организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края в широком ассортименте.
1
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
тыс. рублей
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации, годы
Потребность в финансовых ресурсах
всего
в том числе по годам
2013
2014
2015
2016
2017
6.1
Государственная поддержка посредством выплаты субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов
2013–2017
188200
16600
29100
39400
48200
54900
6.2
Государственная поддержка посредством выплаты субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, привлекаемым на закуп сельскохозяйственного сырья на внутреннем рынке Забайкальского края
2013–2017
16500
2800
3000
3200
3500
4000
6.3
Государственная поддержка посредством выплаты субсидий на возмещение части затрат на покупку технологического оборудования по направлениям: первичная переработка мяса, переработка молока, плодоовощной продукции и дикоросов; оснащения заготовительных пунктов и овощехранилищ; приобретение специализированного автотранспорта для транспортировки молока, скота
2013–2017
247600
50200
87400
58000
28700
23300
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ
452300
69600
119500
100600
80400
82200
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Азия-Экспресс № 11 от 17.03.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.010.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: