Основная информация

Дата опубликования: 28 марта 2012г.
Номер документа: RU05000201200069
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Правительство Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.03.2012 № 90

О внесении изменений в республиканскую программу «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы»

Правительство Республики Дагестан п о с т а н о в л я е т:

Внести изменения в республиканскую программу «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2010 г. № 176, НГР:RU05000201000161, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2010 г., № 11, ст. 532), изложив ее в новой редакции (прилагается).

Председатель Правительства

Республики Дагестан

М. Абдулаев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2010 г. № 176 (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2012 г. № 90)

Республиканская программа «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы»

П А С П О Р Т

республиканской программы «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы»

Наименование Программы



республиканская программа «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы



поручение Первого заместителя Предсе-дателя Правительства Республики Дагес-тан Н. Казиева от 2 июня 2010 г. № 14-21 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р

Государственный заказчик

Программы



Правительство Республики Дагестан

Разработчик и заказчик Программы



Министерство экономики Республики Дагестан

Цель Программы



развитие конкуренции в Республике Дагестан путем создания необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики;

развитие конкурентной среды и обеспечение свободного доступа на рынок для всех участников

Задачи Программы



развитие конкуренции в отдельных отрас-лях путем использования инструментов стимулирования и поддержки;

сокращение административного вмеша-тельства в предпринимательскую деятель-ность;

поддержка предпринимательской деятель-ности, упрощение процедур ее начала;

развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе;

сокращение прямого участия государства в хозяйственной деятельности;

повышение информационной прозрач-ности деятельности органов власти

Сроки и этапы реализации Программы



2010-2012 годы

Основные мероприятия Программы



перечень основных мероприятий программы приведен в приложении № 2 к Программе

Исполнители Программы



Министерство экономики Республики Дагестан; Министерство промышлен-ности, энергетики и связи Республики Дагестан; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Рес-публики Дагестан; Министерство здравоохранения Республики Дагестан; Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан; Комитет по разви-тию малого и среднего предпринима-тельства Республики Дагестан; Республи-канская служба по тарифам Республики Дагестан; Управление Федеральной анти-монопольной службы по Республике Дагестан (по согласованию); Террито- риальный орган Федеральной службы государственной статистики по Респуб-лике Дагестан (по согласованию); Управ-ление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (по согласованию); админист-рации муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

Ресурсное обеспечение Программы



ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (в рамках действующих республиканских целевых программ и сметного финансирования)

Ожидаемые результаты реализации Программы



обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов

Система организации контроля за реализацией Программы



контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством эконо-мики Республики Дагестан

Введение

Одним из основных инструментов достижения целей социально-экономического развития Республики Дагестан является реализация политики в области развития конкуренции, определяющей конкурентоспособность предприятий.

Настоящая Программа разработана в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2010 г. № 14-21 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р на основании рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.

Программа является основой для проведения Правительством Республики Дагестан политики по развитию конкуренции в регионе, устанавливает ее основные цели и направления, включает комплекс мероприятий, призванных стать эффективным инструментом улучшения конкурентной среды во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов региона, а также отраслевые меры по стимулированию развития отдельных рынков, учитывающие их специфические особенности, предусматривает механизмы антимонопольного регулирования, иные защитные меры.

Разработка Программы вызвана необходимостью развития региональной конкурентной среды, стабилизации цен на социально значимые товары и услуги, повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в республике, обеспечения продовольственной безопасности в регионе, предупреждения и устранения последствий кризисных явлений на ключевых товарных рынках.

I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом

Стратегической целью реализации Программы является создание равных конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдение конкурентных принципов всеми участниками экономической деятельности, а также выравнивание конкурентной среды в различных муниципальных образованиях Республики Дагестан.

Данная программа является инструментом для достижения следующих тактических целей:

повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона во всех сферах экономической деятельности (стимулирование и развитие конкуренции на различных рынках);

обеспечение устойчивого экономического роста и предотвращение развития кризисных явлений в Республике Дагестан;

повышение уровня общественного благосостояния и качества жизни населения Республики Дагестан;

улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности Республики Дагестан.

В республике уделяется большое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию малого и среднего бизнеса. Создан и функционирует республиканский молодежный бизнес-инкубатор «Дагестан». В рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 ноября 2008 г. № 374, создан и действует бизнес-инкубатор в г. Махачкале. Планируется создание и развитие сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, а также улучшение материально-технической базы действующих. Оказывается содействие развитию микрофинансовых организаций, развитию действующих и созданию новых центров информационной поддержки малого предпринимательства, осуществляется проведение консалтинговой работы, конференций и круглых столов по вопросам микрофинансовой деятельности.

В целях обеспечения населения Республики Дагестан продуктами питания по доступным, экономически обоснованным ценам и развития конкуренции на продовольственном рынке реализован утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 августа 2008 г. № 295 План мероприятий по развитию конкуренции на про­довольственном рынке Республики Дагестан на 2008-2011 годы.

Стало традицией ежегодное проведение выставок «Деловой Дагестан», «Дагпродэкспо», «Госзаказ» и др.

Применяемые меры прямо или косвенно способствуют развитию конкуренции на рынке товаров и услуг республики. Однако для отбора эффективных мер прямого и косвенного воздействия на конкурентную среду следует выяснить, к каким рынкам (конкретных товаров или услуг) необходимо применить нормы государственного регулирования, и оценить возможное воздействие норм регулирования на уровень конкуренции на данном рынке.

Последовательное проведение Правительством Республики Дагестан комплексной конкурентной политики должно быть согласовано с иными государственно-управленческими решениями по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Дагестан.

Результатом проведения региональной политики по развитию конкуренции в Республике Дагестан должно стать качественное улучшение конкурентной среды на различных товарных рынках региона и оптимизация взаимоотношений бизнес-сообщества с органами исполнительной власти Республики Дагестан.

1. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции в Республике Дагестан, основные барьеры доступа и деятельности на рынке

Состояние конкурентной среды в Республике Дагестан характеризуется следующими проблемами:

сохранение относительно высокого уровня административных барьеров;

инфраструктурные ограничения конкуренции;

недостаточная информационная открытость вопросов состояния функционирования рынков.

1.1. Административные барьеры

Одной из основных угроз для развития конкуренции в Республике Дагестан являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

В ходе проведения административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов государственной власти в экономическую деятельность, связанную с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.

Однако на данный момент указанная работа не завершена – во многих сферах сохраняются ограничения выхода новых участников на рынки в виде необходимости получения от органов государственной власти различных разрешений, согласований и заключений.

Одной из важнейших задач является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса прежде всего за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения уровня административных барьеров и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.

1.2. Инфраструктурные ограничения конкуренции

Транспортная инфраструктура

Располагая практически всеми видами транспорта (морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный), транспортный комплекс Республика Дагестан является важнейшим звеном общероссийской транспортной системы. Через регион проходят экономически эффективные маршруты транспортировки экспортно-импортных грузов.

Вместе с тем, несмотря на значительный объем инвестиций и принимаемые меры по содействию развития предпринимательства в сфере пассажирских и грузовых перевозок, в настоящее время существуют факторы, сдерживающие развитие транспортного комплекса Республики Дагестан и тем самым препятствующие развитию конкуренции.

Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращению возможностей для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.

К основным структурным диспропорциям в развитии транспортного комплекса относятся:

отставание в развитии дорожной инфраструктуры от уровня автомобилизации, что приводит к экономическим потерям, способствует росту дорожно-транспортных происшествий, снижает качество транспортного обслуживания экономики и населения, приводит к повышению транспортной составляющей в конечной цене товаров и снижению их конкурентоспособности;

продолжающееся разрушение неиспользуемой аэродромной инфраструктуры, полное отсутствие воздушных перевозок, отсутствие необходимых условий для развития частной и деловой авиации (авиации общего назначения);

высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса Республики Дагестан – значительная часть парка подвижного состава всех эксплуатируемых в Республике Дагестан видов транспорта представлена устаревшими моделями с низкими техническими и экономическими характеристиками, что негативно влияет на экологию региона, безопасность перевозок и конкурентоспособность региональных перевозчиков;

неразвитость сегмента комплексной логистики. Развитие логистики в регионе происходит стихийно и заключается в разрозненных попытках отдельных грузовладельцев сформировать транспортно-логистические цепочки доставки своих товаров потребителям. Отсутствие системного развития сегмента логистики не позволяет республике получать дополнительный доход за оказание логистических услуг при работе с местными и транзитными грузопотоками;

несформированность единого информационного пространства в транспортном комплексе, отсутствие мониторинга грузопотоков, что снижает качество планирования перевозок и развития транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан;

отбор перевозчиков для осуществления перевозок пассажиров на внутриреспубликанских (межмуниципальных) и муниципальных маршрутах без проведения конкурсов.

Энергетическая инфраструктура

Проблема развития инженерной инфраструктуры региона, в том числе инфраструктуры энергетической, является особенно актуальной ввиду окончания экономического спада, характерного на сегодняшний день для большинства отраслей экономики, обеспечения возможности их дальнейшего развития.

Несогласованность планов строительства новых объектов энергетической инфраструктуры по срокам, направлениям, техническим решениям с планами развития объектов потребления может привести к удорожанию подключения и, следовательно, инвестиционных проектов строительства новых предприятий, снижая их конкурентоспособность.

В топливно-энергетическом балансе республики доминирующее положение занимают гидроэнергоресурсы, природный газ и нефть. В перспективе остается широкое использование геотермальных глубинных вод плоскостных районов Дагестана, ветровой и солнечной энергии.

Основными задачами и направлениями развития энергетического комплекса Республики Дагестан на перспективу являются:

создание новой электроэнергетической инфраструктуры, преодоление имеющегося дефицита генерирующих мощностей;

сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей республики электроэнергией и теплом;

утверждение органами исполнительной власти и органами местного самоуправления инвестиционных программ развития электросетевого хозяйства государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий – субъектов естественных монополий;

диверсификация энергетического баланса республики за счет развития потенциала возобновляемых источников энергии с соответствующим увеличением их доли в балансе;

стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики, возобновляемых источников энергии, а также экологических и энергоэффективных технологий.

Финансовая инфраструктура

На территории Республики Дагестан действует 239 кредитно-кассовых учреждений, в том числе 32 региональных банка, 55 филиалов региональных банков, 17 филиалов кредитных организаций других регионов, в том числе Дагестанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации, 50 дополнительных офисов кредитных организаций и 76 дополнительных офисов филиалов региональных банков и банков других регионов, в том числе 40 – Дагестанского филиала ОАО «Россельхозбанк» и 23 – Дагестанского отделения Сберегательного банка Российской Федерации.

Несмотря на большое количество кредитных организаций, по депозитам и иным привлеченным средствам рынок характеризуется как высококонцентрированный в связи с тем, что основную долю на нем занимает Дагестанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации и ОАО «Россельхозбанк».

По выданным кредитам рынок характеризуется как умеренно концентрированный.

На территории Республики Дагестан действует одна лизинговая компания – ОАО «Дагагроснаб».

На рынке страхования действует около 30 страховых компаний и филиалов. Несмотря на большое количество компаний, действующих на данном рынке, он является высококонцентрированным, так как наибольшую долю занимают несколько хозяйствующих субъектов.

Информационная инфраструктура

Основными задачами развития информационной инфраструктуры республики являются:

создание условий для развития высокоскоростного доступа в Интернет, в том числе за счет стимулирования конкуренции и регулирования тарифов;

создание условий для повышения компьютерной грамотности населения и квалификации специалистов в сфере информационных технологий;

обеспечение доступа населения к государственным (муниципальным) услугам в электронном виде с использованием инфраструктуры центров общественного доступа, повышение качества оказываемых им услуг;

повышение качества и эффективности как работы в целом сферы образования, так и методики преподавания в учреждениях образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

повышение качества и оперативности медицинских услуг, внедрение современных методов медицинского обслуживания населения (телемедицина, электронные медицинские карты пациентов и т.д.);

создание сети передачи данных, охватывающей все города и районы республики и предоставляющей качественно новый уровень телекоммуникационных услуг (интеграция голоса и данных, видеоконференции, защищенный режим передачи данных и другие услуги).

развитие интернет-ресурсов (сайтов, порталов) органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления;

развитие цифрового телевидения на территории Республики Дагестан.

Решение этих задач позволит ускорить процессы развития информационной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов и оказания услуг населению.

Определенные мероприятия в этих целях в республике уже проводятся. Начата реализация проекта «Создание Единой государственной системы управления и передачи данных в Республике Дагестан». В рамках этого проекта на основе государственно-частного партнерства в республике ведутся работы по прокладке волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) во все города и районные центры. К настоящему времени эти работы уже завершаются. К данной линии связи подключены практически все суды и отделения казначейства (кроме Хивского, Табасаранского и Рутульского районов), отделения Россельхозбанка, структурные подразделения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан. Идет работа по подключению отделений федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

Завершение реализации данного проекта позволит обеспечить широкополосный доступ в интернет во всех районах и городах республики для населения и организаций, органов власти и бюджетных учреждений, повысить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

II. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является развитие конкуренции в Республике Дагестан путем создания необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

Основными задачами Программы являются:

снятие административных барьеров при регистрации новых субъектов предпринимательства;

возмещение части затрат при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

развитие сети республиканских и муниципальных бизнес-инкубаторов;

сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, оценка и пересмотр республиканского законодательства по вопросам выявления и снятия административных барьеров;

сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров, в том числе путем устранения посредников в цепочке от производителей до продавцов;

развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики путем использования инструментов стимулирования и поддержки;

организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках;

продвижение товаров сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональные рынки;

повышение информационной прозрачности предоставления государственных и муниципальных услуг, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, в том числе:

увеличения количества передаваемых в аренду помещений, не используемых для осуществления государственных и муниципальных функций;

формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах;

совершенствование антимонопольного регулирования, предотвращение антиконкурентных действий органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;

предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повышение эффективности закупок;

развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе;

развитие конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, коммунальной и др. инфраструктур и обеспечения свободного доступа на рынок.

III. Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2010-2012 годы. Этапов реализации Программы не предусмотрено.

IV. Система программных мероприятий

Программа включает мероприятия по следующим направлениям:

разработка административных регламентов по исполнению государственных функций;

развитие конкуренции на рынке путем расширения рынков сбыта;

совершенствование регулирования рынков сельскохозяйственной продукции за счет технической и технологической модернизации сельского хозяйства;

организация и проведение международных экономических (инвестиционных) форумов;

организация и проведение информационно-консультативных мероприятий для государственных и муниципальных заказчиков;

публикация в средствах массовой информации, на официальных сайтах Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований Республики Дагестан;

привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи;

анализ и оценка конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг), определение показателей экономической концентрации рынка (количество и доля крупнейших участников);

внедрение автоматизированной системы размещения государственного заказа, в том числе электронной торговой площадки;

внедрение механизмов предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан;

проведение пресс-конференций по проблемам развития конкуренции в республике;

проведение мониторинга обеспеченности населения торговыми площадями;

установление минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью;

организация постоянно действующей «горячей линии» для малого и среднего предпринимательства;

размещение в сети Интернет информации об оказании государственной поддержки хозяйствующим субъектам с указанием нормативно-правовой базы.

Мероприятия Программы включают как меры общеотраслевого характера, так и специальные отраслевые меры, разработанные исходя из анализа рынков и уровня конкуренции на них. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (в рамках действующих республиканских целевых программ и сметного финансирования) и внебюджетных источников.

VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Министерство экономики Республики Дагестан как заказчик Программы организует управление Программой и получение от ответственных исполнителей программных мероприятий необходимой информации о реализации закрепленных мероприятий.

Исполнители программных мероприятий по требованию заказчика (государственного заказчика) Программы представляют в установленные сроки необходимую информацию.

Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством экономики Республики Дагестан.

Министерство экономики Республики Дагестан представляет информацию о реализации Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Республики Дагестан и ежегодно до 1 марта и до 1 октября года, следующего за отчетным годом, в Министерство экономического развития Российской Федерации.

VII. Целевые индикаторы Программы

Целевые индикаторы Программы представлены в следующей таблице:



Наименование индикатора

Еди-ница изме-рения

Базовое

значение

(2009 год)

Планируемое

значение

(2012 год)

Сокращение административных барьеров

Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

50,0

65,0

Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов власти стало меньше

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

50,0

70,0

Доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в выпуске товаров, работ, услуг

(мониторинг проводится Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан)

%

5,4

6,1

Доля размещения заказов для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого и среднего предпринимательства

(мониторинг проводится Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан)

%

26,4

30,5

Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых

(мониторинг проводится Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан)

%

5,5

6,0

Доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан совместно с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан )

%

0,0

2,0

Доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых в электронном виде, в том числе с использованием порталов государственных услуг

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан совместно с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан)

%

0,0

30,0

Удовлетворенность хозяйствующих субъектов качеством оказания государственных услуг, связанных с сопровождением предпринимательской деятельности

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

50,0

70,0

Количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства

(мониторинг проводится Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан)

ед.

-

-

Количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства допускаемые органами власти

(мониторинг проводится Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан)

ед.

-

-

Доля числа открытых аукционов в общем числе государственных закупок

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

9,8

10,0

Доля объема закупок (по заключенным контрактам), осуществленных на открытых аукционах, в общем числе государственных закупок

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

58,6

85,3

Доля числа открытых аукционов в электронной форме в общем числе государственных закупок

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

-

14,5

Доля объема закупок (по заключенным контрактам), осуществленных на открытых аукционах в электронных формах, в общем объеме государственных закупок

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

-

15,5

Доля объема закупок, размещенных у единственного поставщика в общем объеме государственных закупок

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

%

-

1,1

Среднее количество участников государственных торгов

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

ед.

1,0

1,5

Экономия бюджетных средств (разница между стартовой ценой торгов и ценой государственного контракта), достигнутая по итогам:

(мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан)

конкурсов

(тыс. руб.)

74158

90800

открытых аукционов

(тыс. руб.)

249729

67400

открытых аукционов в электронной форме

(тыс. руб.)

-

103500

Развитие жилищно-коммунального хозяйства

Доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями

(мониторинг проводится Министерством строи-тельства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан)

%

57,5

62,0

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами

(мониторинг проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан)

% от числа опрошен­ных

-

24,5

Уровень износа коммунальной инфраструктуры

(мониторинг проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан)

%

-

72,5

Развитие розничной торговли

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел.

(мониторинг проводится Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан)

кв. м

76,0

100,0

Развитие строительной отрасли

Число принятых решений органами местного самоуправления по предоставлению земельных участков строительства с предварительным согласованием места размещения

(мониторинг проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан)

ед.

-

-

Развитие услуг здравоохранения

Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС

(мониторинг проводится Министерством здравоохранения Республики Дагестан)

ед.

-

2

Число хозяйствующих субъектов частной или иной формы собственности здравоохранения, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи

(мониторинг проводится Министерством здравоохра-нения Республики Дагестан)

ед.

9

19

Развитие рынка нефтепродуктов

Ввод в эксплуатацию автозаправочных станций, участниками рынка реализации нефтепродуктов, не занимающими доминирующего положения

(мониторинг проводится Министерством промыш-ленности, энергетики и связи Республики Дагестан)

ед.

2

3

Оценка эффективности Программы проводится в соответствии с порядком проведения оценки эффективности долгосрочных целевых программ, предусмотренным постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. № 141а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к республиканской программе «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы»

МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ

Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс Республики Дагестан представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственной продукции, ее переработку, выпуск и реализацию ее потребителю. Здесь производится более пятой части валового регионального продукта, где значительную долю составляют малые формы хозяйствования.

Сегодня продовольственные рынки республики базируются в основном на ввозе продуктов (кроме овощей и картофеля) и по многим позициям –крупномасштабном. Это способствует снижению цен на рынке и отрицательному влиянию на сельхозтоваропроизводителей, которых необходимо стимулировать для более качественной и конкурентоспособной продукции.

В целях создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе необходимо:

разработать конкурентные механизмы при принятии решений о предоставлении хозяйствующим субъектам, занятым в сельском хозяйстве, государственных и муниципальных преференций;

широко внедрять конкурентные механизмы при отборе арендаторов и иных пользователей земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

кардинально расширить доступ субъектов малых форм хозяйствования к финансовым, материальным ресурсам, усилив финансовую поддержку мелких товаропроизводителей как за счет государства, так и за счет финансово-кредитных организаций;

эффективно использовать земельные и иные природные ресурсы, развивать земельную ипотеку, усилить конкурентные начала в сферах кредитования, страхования и на рынке лизинга;

развивать эффективно функционирующие рынки сельскохо-зяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствовать государственное регулирование рынков, обеспечить широкий доступ на них сельхозтоваропроизводителя;

налаживать экономические и торговые связи с регионами Российской Федерации, регулярно проводить продовольственные ярмарки и участвовать в них;

развивать систему сельскохозяйственной потребительской кооперации;

значительно улучшить качество подготовки кадров, усилить роль науки;

создать общие условия функционирования агропромышленного комплекса;

развивать и поддерживать малые формы хозяйствования в сельской местности;

снижать риски в агропромышленном комплексе;

содействовать развитию в области пищевой и перерабатывающей промышленности, в первую очередь: комбикормовой, молокоперерабатывающей, мясоперера­батывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, консервной;

развивать и использовать информационно-консалтинговые службы в республике с целью оказания услуг в сфере агропромышленного комплекса;

повышать уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий;

технически и технологически модернизировать агропромышленный комплекс.

расширять практику прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки «выходного дня» в городах;

оказать содействие по поддержке эффективных проектов, по развитию сельскохозяйственного производства;

поддерживать деятельность объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями.

Реализация даже не в полной мере вышеперечисленных мероприятий позволит в значительной степени увеличить объемы производства. Уровень качества продукции является важнейшим критерием развития любого региона, страны и своеобразной визитной карточкой для проникновения товаров на новые рынки в условиях острейшей конкуренции.

Развитие конкуренции в сфере розничной торговли и оказания платных услуг

Крупные сетевые предприятия, торговые центры и комплексы в Республике Дагестан предоставляют широкий спектр услуг, располагают вместительными паркингами, в них работают ресторанные дворики, боулинги, кинотеатры, а иногда даже организуются детские площадки и ледовый каток. В перспективе спрос на услуги таких предприятий будет расти пропорционально росту доходов населения Республике Дагестан. Потребители среднего класса предпочитают делать покупки в современных центрах, превращая семейный поход в выходной день в праздник для детей и взрослых.

Вместе с тем в сфере розничной торговли конкуренция еще слабо развита.

В настоящее время основными препятствиями для развития конкуренции на рынке розничной торговли являются:

недостаточная работа органов государственной власти по созданию условий для формирования новых торговых площадей (инвестплощадки, формирование земельных участков и выставление их на торги для организации торговой деятельности и т.д.);

отсутствие инициатив со стороны органов местного самоуправления в создании новых торговых предприятий, выставлении на аукцион земельных участков для организации сельскохозяйственных рынков;

недостаточное развитие торговой инфраструктуры;

невыгодные для поставщиков условия вхождения в сетевые компании, (например, плата за «входной билет» в сеть);

низкая платежеспособность населения;

сложности в получении лицензий (разрешений).

Работа в данной сфере будет направлена на:

содействие развитию конкуренции в сфере розничной торговли через увеличение количества хозяйствующих субъектов;

содействие защите конкуренции, в том числе предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере розничной торговли;

содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли на территории Республики Дагестан;

модернизацию торговой инфраструктуры;

оптимальное сочетание производственных объектов крупных и малых форматов;

эффективное взаимодействие с местными товаропроизводителями;

использование мер государственной поддержки в сфере малого и среднего бизнеса;

совершенствование форм обслуживания;

подготовку и повышение квалификации обслуживающего персонала;

укрепление материально-технической базы предприятий розничной торговли, особенно в сельской местности, включая замену устаревшего торгово-технологического и холодильного оборудования;

сдерживание цен на основные продовольственные товары, применение системы скидок и адресной поддержки социально-незащищенных категорий населения.

Розничный рынок нефтепродуктов

Основные участники рынка: ОАО «Дагнефтепродукт», ООО «Дагпетрол», ООО «Лукойл», ООО «Согрнефть», ООО «Башнефть», ООО «Татнефть», ООО «ТНК», ООО «Югрос».

Лидирующее положение на рынке в целом по региону занимают ЗАО «Дагнефтепродукт», ООО «Дагпетрол», ООО «ТНК» как по товарообороту, так и по количеству АЗС. На их долю приходится около 50 проц. товарооборота АЗС от общего их числа.

Стабильность роста спроса на нефтепродукты является стимулом входа на рынок новых участников. Однако в регионе не наблюдается существенного роста конкурентных структур (количество и состав участников рынка в 2009 году изменились незначительно по сравнению с предыдущим годом).

Состояние конкурентной среды на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией.

Наличие на рассматриваемом рынке коллективного доминирования хозяйствующих субъектов значительно уменьшает эластичность спроса на обращаемый товар, что, в свою очередь, создает риск нарушения данными субъектами антимонопольного законодательства.

Изменение концентрации на данном рынке в ближайший год маловероятно, но возможно за счет перераспределения долей, а также вхождения новых некрупных участников рынка или ухода с рынка действующих в настоящее время.

Основными барьерами входа на рынок нефтепродуктов являются:

а) экономические ограничения:

высокие затраты;

высокая степень концентрации рынка;

затрудненность доступа потенциальных участников рынка к ресурсам (при приобретении нефтепродуктов для перепродажи), данные ресурсы распределены между действующими участниками;

б) административные ограничения:

недостаточная работа органов государственной власти по созданию условий для появления новых хозяйствующих субъектов в этой сфере (не формируются земельные участки под АЗС, они предоставляются без конкурса посредством механизма предварительного согласования места размещения объекта, который практически в идеале не соблюдается);

необходимость получения специальных разрешений (например, получение земельных участков для строительства АЗС);

технологические и экологические требования, предъявляемые к деятельности в данной сфере.

Развитие конкуренции в строительной отрасли

В настоящее время строительный комплекс республики насчитывает 3272 предприятия и организации различных форм собственности, 573 индивидуальных предпринимателя, что является свидетельством разрушения монополии государственной собственности на строительные компании в процессе проведения рыночных реформ.

На строительном рынке создана современная конкурентная среда, создающая благоприятные условия для дальнейшего развития отрасли.

Происходят коренные изменения в источниках инвестиций в строительство, системе участников инвестиционной деятельности и их взаимоотношениях. Растет доля частных инвестиций в отрасль. Из 102173,5 млн рублей инвестиций в основной капитал, использованных в 2009 году, 22369,0 млн рублей приходится на долю крупных предприятий и организаций, 3305,2 млн рублей – субъектов малого и среднего предпринимательства.

В структуре застройщиков жилищного строительства доля частной формы собственности в общем объеме ввода жилья в 2009 году достигла 85,0 проц., снизились доли государ­ственной и муниципальной форм собственности по сравнению с 2001-2007 годами.

Создана инфраструктура рынка – коммерческие банки, брокерские конторы и другие институты строительного рынка, которые начинают все более эффективно функционировать.

В соответствии с законодательством в целях развития конкуренции земельные участки для строительства объектов предоставляются на аукционах. Таким образом, за 2006-2009 годы администрациями городских округов республики в целях жилищного строительства предоставлено 93 участка площадью 32,2 гектара.

Создаются бизнес-сообщества (то есть союзы и ассоциации), которые являются некоммерческими организациями, образуемыми на добровольной основе их членами: Союз строителей Республики Дагестан, Содружество строителей Республики Дагестан, Ассоциация проектных организаций Дагестана, Гильдия дагестанских строителей, Проектировщики Дагестана, Союз архитекторов и др., в недрах которых происходит образование так называемых «саморегулируемых организаций» в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На сегодняшний день наиболее острыми проблемами развития конкуренции на строительном рынке являются необеспеченность муниципальных образований документами территориального планирования, полное отсутствие или недостаточное количество селитебных территорий, в том числе отсутствие подготовленных в инженерном плане земельных участков, недоступность платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения для застройщиков, что, в свою очередь, связано с высоким уровнем тарифов на подключение вновь создаваемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры, устанавливаемых в соответствии с законодательством органами местного самоуправления.

Для дальнейшего развития конкуренции на строительном рынке необходимо принять следующие меры:

обеспечение муниципальных образований документами территориального планирования;

перевод земельных участков из других категорий в категорию земель поселений, обеспечение новых земельных участков коммунальной инфраструктурой с целью жилищного и иного строительства;

установление доступных тарифов на подключение вновь создаваемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;

завершение совершенствования сметного ценообразования в Республике Дагестан, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организация экспертизы качества проектной документации объектов капитального строительства;

упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство;

активное внедрение аукционных механизмов при принятии решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства;

сокращение числа случаев предоставления органами исполнительной власти и органами местного самоуправления земельных участников для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Развитие конкуренции в сфере услуг здравоохранения

В Республике Дагестан активно разворачивается бизнес-сектор здравоохранения, насчитывающий сегодня более 50 учреждений и частных клиник.

Одной из приоритетных задач в сфере здравоохранения является устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг.

Основные барьеры развития конкуренции в сфере здравоохранения:

отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления деятельности коммерческими учреждениями;

низкая платежеспособность населения;

недостаточная квалификация медицинских кадров в муниципальных районах республики;

несовершенная система медицинского страхования.

В настоящее время необходимо реализовать комплекс мер, направленных на развитие конкуренции в сфере здравоохранения, а именно:

проведение анализа востребованности медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения различных форм собственности;

проведение конкурса на размещение муниципального заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования с участием частных учреждений. По результатам конкурса формирование муниципального заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования;

передача непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений, связанных с питанием пациентов, прачечных услуг, услуг по содержанию коммунального хозяйства лечебно-профилактических учреждений частным предприятиям в случае обоснованной экономической эффективности, что позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой – стимулировать развитие конкуренции малых частных предприятий.

Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи

Телекоммуникации являются одним из динамично развивающихся секторов экономики республики. В настоящее время на телекоммуникационном рынке Республики Дагестан имеют лицензии на право деятельности в области оказания услуг связи около 140 организаций. Крупнейшие предприятия отрасли: ОАО «Дагсвязьинформ» (электрическая связь – междугородняя, городская и сельская телефонная связь, телеграф, проводное вещание, передача данных и др.), Управление Федеральной почтовой связи по Республике Дагестан (услуги почтовой связи), Радиотелевизионный передающий центр Республики Дагестан (телевизионное и радиовещание), филиалы операторов мобильной связи «Мегафон», «Билайн», «МТС».

Несмотря на опережающие темпы роста объемов предоставления услуг связи, республика значительно отстает по уровню насыщения потребителей услугами стационарной электрической связи, их качеству (из-за значительной доли эксплуатируемого на сетях морально и физически устаревшего аналогового оборудования), что отрицательно сказывается на всех сферах экономики и на качестве жизни населения.

Вместе с тем в настоящее время в республике наблюдается общая тенденция к повышению доступа всех слоев общества к информационно-коммуникационным технологиям. Этому способствует растущая доступность информационно-коммуникационных технологий для населения, более активное применение мобильных телефонов, персональных компьютеров и Интернета и повышение информационной грамотности населения.

Для повышения уровня доступности информационно-коммуникационных технологий для населения районов и городов республики необходима система мер, способствующих увеличению доступности для населения вычислительной техники, росту числа домашних пользователей персональных компьютеров и Интернета, что возможно при активном развитии конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение и использование современных информационно- коммуникационных технологий во всех сферах экономической и общественной жизни Республики Дагестан, развитие информационной инфраструктуры позволит повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики республики, повысить эффективность процессов государственного и муниципального управления, что, в свою очередь, стимулирует развитие конкуренции.

В целях обеспечения доступа населения к государственным (муниципальным) услугам в электронном виде и повышение качества оказываемых им услуг в соответствии со Сводным календарным планом перехода Республики Дагестан на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в республике ведутся работы по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

С 2010 года функционирует Портал государственных услуг Республики Дагестан (www.gu.e-dag.ru), который включает в себя информационные системы «Одно окно» и «Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг».

Через информационную систему «Одно окно» обеспечено предоставление 26 видов государственных и муниципальных услуг. Ведется наполнение Республиканского реестра государственных и муниципальных услуг сведениями об услугах. По состоянию на 1 июня 2011 года в реестре размещена информация по 760 услугам (функциям), из которых по 326 услугам (функциям) сведения отправлены для размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

Правительством Республики Дагестан определены уполномоченные по организации выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

Республика Дагестан по результатам мониторингов, проводимых регулярно Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, по выполнению процедур перевода услуг в электронный вид, стабильно занимает первое место среди субъектов России, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ.

Развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан

Реформа жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан создает условия для развития конкуренции по двум направлениям:

в сфере управления многоквартирными домами – за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

между организациями коммунального комплекса – за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации.

Основой для развития конкуренции также служит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества является одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений.

Суммарное количество многоквартирных домов в Республике Дагестан по состоянию на 1 января 2010 года составило 6055 (8492,6 тыс. кв. м), из них:

многоквартирные дома, которые выбрали и реализуют способ управления, – 4851 (7676,2 тыс. кв. м), в том числе:

в непосредственном управлении – 578 (191,7 тыс. кв. м),

в управлении управляющей организации – 3172 (4643,3 тыс. кв. м),

в управлении ТСЖ – 1101 (1912,5 тыс. кв. м).

Основным ограничением входа на рынок являются административные барьеры, в том числе возможность со стороны органов местного самоуправления представлять преференции отдельным хозяйствующим субъектам.

Кроме того, создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, содействие в создании товариществ собственников жилья и коммерческих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах будет значительно способствовать развитию конкуренции в жилищной сфере.

Развитие конкуренции в коммунальной сфере должно происходить путем привлечения частных компаний к управлению коммунальной инфраструктурой как республиканской, так и муниципальной собственности. Передача имущества в аренду частным компаниям должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка.

Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо:

внедрение ресурсосберегающих технологий при активном сотрудничестве с различными финансовыми институтами с использованием кредитных, лизинговых и других финансовых схем;

развитие подомового приборного учета ресурсов в сфере предоставления коммунальных услуг;

организация контроля за соблюдением законодательства в части формирования договорных отношений, отчетности управляющих организаций перед собственниками, пообъектного планирования расходов и доходов;

привлечение средств инвестиционного фонда для финансирования коммунальной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства;

разработка и применение методической базы оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства;

внедрение на основе государственно-частного партнерства концессионной формы как основной формы управления объектами коммунальной инфраструктуры;

проведение органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления тех многоквартирных домов, в которых собственниками помещений не было принято решение о выборе способа управления;

снижение процентных ставок по кредитам на развитие коммунальной инфраструктуры;

создание коммунального гарантийного фонда для предоставления гарантий по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры.

Развитие конкуренции на рынке электрической энергии

Рынок электрической энергии в Республике Дагестан является высококонцентрированным, поскольку доля на розничном рынке электроэнергии ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» составляет 90 процентов.

В реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, включены следующие энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики): ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ООО «Каспэнергосбыт», ООО «Энергосбыт-1», МУП «Кизлярэнергосбыт», МУП «Кизилюртэнергосбыт».

В настоящее время на территории Республики Дагестан находится 15 гидроэлектростанций (Чиркейская ГЭС, Каскад Сулакских ГЭС и др.), из которых 8 малых ГЭС (Ахтынская, Бавтугайская, Магинская, Шиназская и т.д.), входящих в систему ОАО «РусГидро» (филиалы «Дагестанский филиал» и «Ирганайская ГЭС»), и 2 теплоэлектростанции (Махачкалинская и Каспийская ТЭЦ) ООО «Дагестанэнерго».

Общая установленная мощность электростанций составляет 1785 МВт, протяженность линий электропередачи – 33,8 тыс. километров.

Гидроэнергетический потенциал республики составляет 55,2 млрд кВтч, или почти 40 проц. потенциала рек Северного Кавказа.

В перспективе развития энергетики Дагестана основное внимание уделяется освоению этих наиболее эффективных и хорошо изученных гидроэнергетических ресурсов. Возможно строительство в бассейне рек Сулак и Самур 14 ГЭС суммарной мощностью 3300 МВт, что позволит увеличить энергетический потенциал республики по мощности в 3 раза и по выработке – в 4,5 раза. С пуском Гоцатлинской ГЭС мощностью 100 МВт, выработкой электроэнергии 283 млн кВтч. будет увеличена передача электроэнергии ОЭС Северного Кавказа. Строительство Агвалинской ГЭС имеет огромное значение для освоения энергоресурсов на реке Андийское Койсу и может являться самой удобной ГЭС для передачи электроэнергии в Грузию.

Кроме того, в республике велики возможности развития малой гидроэнергетики. Имеется разветвленная сеть из 139 малых рек с гидроэнергетическим потенциалом 7,7 млрд кВт перспективных для строительства малых ГЭС.

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие барьеров вхождения на рынок. К таким барьерам на розничном рынке электрической энергии относятся:

наличие сертификатов соответствия для подтверждения качества и иных параметров отпускаемой электрической энергии;

несвоевременная оплата потребителями приобретенной электроэнергии.

Огромная доля существующего электросетевого хозяйства дагестанской энергосистемы находится в собственности электросетевых и генерирующих предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Дагестан, поэтому развитие конкуренции на данном рынке затруднительно.

К основным задачам развития конкуренции на рынке электрической энергии относятся:

обеспечение контроля за применением тарифов на тепловую и электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориально сетевых организаций;

обеспечение контроля за применением тарифов в рамках предельных индексов, утверждаемых приказами Федеральной службы по тарифам;

установление платы за подключение впервые вводимых в эксплуатацию объектов, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, ранее присоединенных устройств с изменившейся категорией надежности;

обеспечение информационной доступности за счет размещения электронной карты свободных энергетических мощностей филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» – «Дагэнерго» в сети Интернет, размещения в СМИ информации о тарифах.

Развитие конкуренции в сфере пассажирских городских и междугородних перевозок

В Республике Дагестан с учетом сложных рельефно-геологических условий местности в структуре перевозок доминирующее положение занимает автомобильный транспорт, кото­рым осуществляется значительная часть всех перевозок республики.

Крупнейшими автопредприятиями транспорта общего пользования, обеспечивающими перевозку пассажиров в республике, являются предприятия ГУП «Дагестанавтотранс» и муниципальные унитарные предприятия «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1».

В настоящее время в системе ГУП «Дагестанавтотранс» функцио-нирует 13 автопредприятий, из них 4 автоколонны, в т.ч. 3 войскового типа.

Количество государственных автомобилей в республике составляет 27462 единицы (12,5 проц. от общего количества автотранспорта в республике).

Из общего числа транспортных средств 17,6 проц. – грузовые, 5,1 проц. – автобусы, 64,2 проц. – легковые автомобили и 13,1 проц. – мототранспорт.

Наиболее высоким уровнем конкуренции отличается автомобильный транспорт общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляются по 398 автобусным маршрутам, в том числе по 70 городским, 142 пригородным, 177 междугородним маршрутам, из них внутриреспубликанского значения – 132, межрегионального – 45, а также 11 – международного.

Массовым явлением в этой сфере стала недобросовестная конкуренция со стороны некоторых частных перевозчиков, работающих зачастую без утвержденных в установленном порядке маршрутов и расписаний, а нередко и без государственной регистрации в качестве предпринимателя.

Государственному автотранспорту конкуренцию составляет частный транспорт. Активное его развитие несколько смягчило остроту проблемы транспортного обслуживания населения. Вместе с тем накопились и серьезные проблемы: перенасыщенность рынка по перевозке пассажиров микроавтобусами, создание пробок, ухудшение экологии, низкое качество транспортного обслуживания населения, снижение безопасности движения и другие.

В целях решения проблем и развития всей автотранспортной системы республики необходимо:

создание единого нормативно-правового поля для всех предприятий и предпринимателей республики, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов независимо от форм хозяйствования и собственности;

обеспечение конкурсного или аукционного привлечения перевозчиков к осуществлению хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров на конкретном маршруте;

модернизация автобусных парков городских, пригородных, межрегиональных и международных маршрутов;

недопущение монополизации;

расширение оказываемых услуг;

пересмотр существующей маршрутной сети для рационального использования подвижного состава;

улучшение дорожных условий;

создание автотранспортных парков из современных комфортабельных и безопасных машин;

допуск перевозчиков на обслуживание маршрутов по итогам проведенных конкурсов, в связи чем проекты договоров на осуществление пассажирских перевозок будут утверждаться конкурсной документацией.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к республиканской программе «Развитие конкуренции в Республике Дагестан на 2010-2012 годы»

П Е Р Е Ч Е Н Ь

основных мероприятий республиканской программы «Развитие конкуренции в Республике Дагестан» на 2010 - 2012 годы»



Наименование мероприятия

Срок

реализации

Вид

документа

Ответственный исполнитель

1

2

3

4

5

1.

Создание координационного совета по развитию конкуренции в Республике Дагестан

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД,

Дагпредпринимательство,

УФАС России по РД (по согласованию)

2.

Создание интернет-форума для широкого обсуждения проблем развития конкуренции в регионе

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД

3.

Организация работы комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в Республике Дагестан

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

4.

Систематизация и анализ информации о состоянии товарных рынков республики, условиях реализации товаров и услуг, выявление проблемных аспектов (на основе разработанных методических рекомендаций)

постоянно

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД,

УФАС России по РД (по согласованию)

5.

Разработка перечня перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства для муниципальных образований Республики Дагестан

2012 г.

доклад в

Правительство РД

органы местного самоуправления (по согласованию)

6.

Организация обучающих семинаров для руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по проблемам проведения анализа конкурентной среды и развития конкуренции на региональных и муниципальных рынках

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство,

Минэкономики РД,

7.

Анализ действующих нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, регулирующих товарные рынки Республики Дагестан, разработка предложений по их совершенствованию

2012 г.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД,

УФАС России по РД (по согласованию)

8.

Выявление фактов недобросовестной конкуренции на различных товарных рынках, их анализ и оперативное принятие адекватных мер по их устранению с целью недопущения их повторного возникновения

постоянно

доклад в

Правительство РД

УФАС России по РД (по согласованию)

9.

Разработка административных регламентов предоставления муниципальных услуг, предусматривающих упрощение процедуры и сокращение сроков их предоставления

2012 г.

доклад в

Правительство РД

органы местного самоуправления (по согласованию)

10.

Обеспечение расширения доступа малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу

2012 г.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД, органы местного самоуправления (по согласованию)

11.

Приведение в соответствие с федеральным законодательством процедуры распределения прав на недропользование (по общераспространенным полезным ископаемым) в целях реализации принципа прозрачности и обеспечения объективных условий состоятельности такого распределения

2010 г.

постановление Правительства РД

Минприроды РД

12.

Организация и проведение информационно-консультативных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства (в т.ч. по вопросам устранения препятствий для осуществления предпринимательской деятельности)

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

13.

Разработка административных регламентов по исполнению государственных функций:

«Согласование, утверждение и изменение в установленном порядке паспортов автобусных маршрутов (за исключением маршрутов между поселениями в границах муниципального района)»;

«Организация конкурсов на право заключения договора на осуществление пассажирских регулярных перевозок по предгорным, межмуниципальным и межсубъектным маршрутам автомобильным транспортом»;

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагтранс

«Предоставление информации заинтересованным лицам о расписании движения автобусов и иной информации, необходимой потребителю транспортных услуг»

14.

Создание информационных стендов в органах исполнительной власти Республики Дагестан с образцами заполнения документов для получения государственных и муниципальных услуг

2010 г.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД

15.

Проведение проверочных мероприятий по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг. Рассмотрение результатов на заседаниях Правительства Республики Дагестан

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

органы исполнитель­ной власти РД

16.

Наполнение сайтов органов исполнительной власти Республики Дагестан разделами «Инвестиции» (публикация информации об инвестиционных проектах, системе и критериях их отбора, изменениях в инвестиционном законодательстве, инвестиционных форумах, ярмарках, выставках и пр.); «Развитие территории» (публикация долгосрочных стратегий и

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД,

Дагинвест РД,

Дагпредпринимательство,

органы исполнительной власти РД

программ социально-экономического развития, планов застройки, генеральных планов развития муниципальных образований, результатов их реализации). Цены, товары и услуги» (публикация оперативной статистической информации)

17.

Создание республиканского реестра государственных услуг и республиканского интернет-портала

2010 г.

доклад в

Правительство РД

Дагинформтехнологии

18.

Проведение работы по оптимизации сети государственных унитарных предприятий Республики Дагестан

2010-2011 гг.

доклад в

Правительство РД

Минимущество РД,

органы исполнительной власти РД

19.

Создание доступной для населения республиканской информационной базы данных об опасных для здоровья и некачественных продовольственных товарах, выявленных на территории Республики Дагестан

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

ТУ Роспотребнадзора по РД

(по согласованию)

20.

Мероприятия по развитию конкуренции на рынке путем расширения рынков сбыта; развития ярмарочной торговли (в т.ч. проведения ежегодной выставки-ярмарки

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД,

Минсельхоз РД,

Дагинвест,

Дагпредпринимательство

«Дагпродэкспо»); предоставления постоянных торговых мест на рынках; расширения и совершенствования фирменной торговли сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности (фирменные магазины, отделы в магазинах, объекты стационарной мелкорозничной сети); организации выставок-продаж, покупательских конференций; предоставления льгот сельхозтоваропроизводителям при оплате торгового места на розничных рынках

21.

Совершенствование регулирования рынков сельскохозяйственной продукции за счет: технической и технологической модернизации сельского хозяйства; привлечения союзов (ассоциаций) сельхозпроизводителей к сотрудничеству; расширения доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях; формирования республиканского продовольственного фонда основных видов социально значимых продуктов и продовольствия; согласования расценок по приемке, хранению, отпуску социально значимых продуктов и продовольствия рес-

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минсельхоз РД,

РСТ Дагестана

публиканского фонда; создания интегрированного республиканского продовольственного центра с логистическим центром на основе государственно-частного партнерства для организации республиканского резерва продовольствия, обеспечения продовольственной безопасности республики и проведения ценовой политики на продовольственном рынке

22.

Организация и проведение международных экономических (инвестиционных) форумов

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагинвест,

Минэкономики РД

23.

Организация и проведение информационно-консультативных мероприятий по размещению заказов с использованием автоматизированной электронной системы, переходу на проведение открытых аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных заказчиков

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД

24.

Проведение инвентаризации коммунального имущества и инфраструктуры для привлечения инвесторов и концессионеров

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минстрой РД

25.

Развитие инициативы собственников жилья в вопросах управления многоквартирными домами, создание информационных систем в регионах, посвященных вопросам жилищно-коммунального хозяйства (для размещения информационно-аналитических материалов и ведения диалога по проблемным вопросам, в целях повышения информированности и грамотности граждан в вопросах по тарифам, услугам, возможности выбора управляющей компании, а также возможности и механизмов самостоятельной управляющей компании)

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минстрой РД

26.

Развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе через перевод части детских дошкольных учреждений в автономные, организация частных или семейных детских садов, расширение возможностей закупки услуг дошкольного образования муниципальными образованиями

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минобрнауки РД

27.

Обеспечение гражданам возможности свободного выбора страховой медицинской организации, реализация конкурентной модели обязательного медицин­ского страхования

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минздрав РД,

ТФОМС РД

28.

Создание системы аутсорсинга по непрофильным и дополнительным функциям медицинских и образовательных учреждений (питание, уборка, охрана и т.п.)

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Минздрав РД,

Минобрнауки РД,

ТУ Роспотребнадзора по РД (по согласованию)

29.

Привлечение инвестора для возможности создания в структуре жилищно-коммунального хозяйства собственных генерирующих мощностей в виде мини-ТЭС и экономичных котельных

2010 г.

доклад в

Правительство РД

Минстрой РД

30.

Внедрение открытого механизма привлечения субъектов оценочной деятельности к выполнению работ по оценке объектов для совершения сделок, стороной в которых являются Республика Дагестан, муниципальные образования Республики Дагестан;

публикация в СМИ и на официальных сайтах Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований Республики Дагестан материалов конкурсов на выполнение работ по оценке, отчетов,

постоянно

доклад в

Правительство РД

Минимущество РД,

Минэкономики РД

разработка критериев оценки заявок, поданных участниками конкурсов, контроль качества подготовленных отчетов об оценке, соответствия их законодательству в области регулирования оценочной деятельности

31.

Публикация в СМИ, на официальных сайтах Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований Республики Дагестан извещений о проведении аукционов (торгов) по продаже прав собственности или прав аренды государственного муниципального) имущества и результатов проведенных аукционов (торгов)

2010-2012 гг.

доклад в Правительство Республики Дагестан

Минимущество РД

32.

Привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минздрав РД

33.

Организация и проведение мониторинга динамики основных показателей фармацевтического рынка, обеспечение аналитического сопровождения (в т.ч. создание информационных сайтов и профессиональных периодических изданий)

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минздрав РД

34.

Разработка мер по развитию конкуренции в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минприроды РД,

Минпромэнергосвязи РД

35.

Разработка и внесение в установленном порядке проекта закона Республики Дагестан «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Дагестан» и разработка на его основании нормативных правовых актов Республики Дагестан

2011 г.

закон

Республики

Дагестан

Дагтранс

36.

Проведение конкурсов между сельхозтоваропроизводителями, претендующими на получение в лизинг племенного скота, приобретение которого финансируется в рамках мероприятий по обеспечению сельхозтоваропроизводителей предметами лизинга за счет средств соответствующего бюджета

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минсельхоз РД

37.

Анализ результативности реализации Плана мероприятий по развитию конкуренции на продовольственном рынке Республики Дагестан на 2008-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 августа 2008 г. № 295

2010-2011 гг.

доклад в

Правительство РД

Минсельхоз РД

38.

Анализ и оценка конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг), определение показателей экономической концентрации рынка (количество и доля крупнейших участников)

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД

39.

Описание барьеров входа на рынок либо констатация их отсутствия, анализ основных нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющиеся на соответствующих рынках

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД

40.

Создание равных условий доступа к ограниченным ресурсам, благоприятной среды для обеспечения хозяйствующим субъектам возможности состязаться

2010-2011 гг.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД,

органы местного самоуправления (по согласованию)

41.

Осуществление контроля за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов

2010-2011 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД

42.

Разработка плана-графика автоматизации процессов размещения государственного заказа и информатизации системы государственных закупок

2010г.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД

43.

Внедрение автоматизированной системы размещения государственного заказа, в том числе электронной торговой площадки

2009-2011 гг.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД

44.

Внедрение механизмов предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, организация интерактивного информационного обслуживания с использованием современных информационных технологий

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД

45.

Проведение пресс-конференций по проблемам развития конкуренции в республике

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

УФАС России по РД (по согласованию)

46.

Разработка и внесение предложений по совершенствованию механизма предоставления государственной поддержки, стимулирующего предприятия потребительской кооперации к увеличению объемов заготовки сельскохозяйственного сырья, закупаемого у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минсельхоз РД,

Дагпредпринимательство,

органы исполнительной власти РД

47.

Разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с федеральным законо­дательством

2010-2012 гг.

закон Республики Дагестан

Дагпредпринимательство,

Минэкономики РД

48.

Проведение мониторинга обеспеченности населения торговыми площадями муниципальных образований

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

49.

Подготовка предложений по формированию современной товаропроводящей сети оптовых продовольственных логистических центров для прямых поставок товаров предприятиям потребительского рынка

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

50.

Проведение мероприятий по предотвращению поступления на потребительский рынок продукции и услуг, представляющих угрозу здоровью населения, фальсифицированной продукции

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

ТУ Роспотребнадзора по РД

(по согласованию)

51.

Обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов (как действующих на данном рынке, так и имеющих намерение вступить на него) к земельным участкам, выделяемым для строительства автозаправочных станций

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минимущество РД,

Дагтранс

52.

Проведение заседаний комиссий по вопросам улучшения транспортного обслуживания населения республики с участием руководителей автотранспортных

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагтранс

предприятий с выработкой механизмов развития конкуренции на пассажирских перевозках

53.

Разработка и внесение в установленном порядке проекта закона Республики Дагестан «Об организации обслуживания населения легковыми такси в Республике Дагестан»

2012 г.

доклад в

Правительство РД

Дагтранс

54.

Публикация на сайтах органов исполнительной власти республики информации о проведении аукционов по открытию новых маршрутов

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагтранс

55.

Установление минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью

2010 г.

постановление Правительства РД

Дагпредпринимательство

56.

Проведение мониторинга соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части применения упрощенного порядка заключения договоров и предоставления торговых мест в необходимом количестве для сельхозтоваропроизводителей, личных подсобных хозяйств, а также снабженческо-сбытовых, торгово-заготови-тельных, сельскохозяйственных потребительских кооперативов

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

57.

Организация постоянно действующей «горячей линии» для малого и среднего предпринимательства

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

58.

Размещение в сети Интернет информации об оказании государственной поддержки хозяйствующим субъектам с указанием нормативно-правовой базы, форм государственной поддержки, результатов конкурсных отборов

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД

59.

Размещение в открытом доступе докладов о результатах деятельности органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления за соответствующий календарный год

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

органы исполнительной власти РД

60.

Создание на официальном сайте Правительства Республики Дагестан специального раздела для размещения информации о развитии конкуренции, факторах ограничения конкуренции, фактах нарушения законодательства о конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Минэкономики РД

61.

Проведение анализа и выявление избыточных административных процедур, дублирующих государственные и муниципальные функции и услуги, разработка порядка исключения избыточных и дублирующих процедур, касающихся всех вопросов ведения предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам присоединения к инфраструктуре

2010-2012 гг.

доклад в

Правительство РД

Дагпредпринимательство

62.

Анализ поступающих заявлений о предоставлении государственных и муниципальных преференций

УФАС России по РД (по согласованию)

63.

Издание буклетов и материалов по разъяснению основ антимонопольного законодательства и пропаганде знаний о конкуренции

Минэкономики РД,

УФАС России по РД (по согласованию)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Республики Дагестан № 6 ,ст.217 от 30.03.2012
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.100.010 Общие положения, 090.100.020 Управление в сфере торговли (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать