Основная информация

Дата опубликования: 28 мая 2009г.
Номер документа: ru09000200900187
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Карачаево-Черкесская Республика
Принявший орган: Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



RU 09000200900187

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Народного Собрания (Парламента)

Карачаево-Черкесской Республики

28.05.2009

г. Черкесск

№139

Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики

В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике» в целях организации деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений в действующих нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (далее - Методика).

2. Правовому управлению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики обеспечить введение в практику прилагаемой Методики.

3. Управлению документационного обеспечения Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики довести до сведения структурных подразделений Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики требования настоящего Постановления.

Председатель

Народного Собрания (Парламента)

Карачаево-Черкесской Республики

З.Х. Докшоков

Приложение к постановлению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики

от 28 мая 2009 № 139

МЕТОДИКА

проведения антикоррупционной экспертизы

проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента)

Карачаево-Черкесской Республики

1. Общие положения

1.1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Карачаево-Черкесской Республики и иных нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, а также в случаях, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике», проведение антикоррупционной экспертизы действующих законов Карачаево-Черкесской Республики в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и предотвращения включения в нормативные правовые акты указанных положений (далее - антикоррупционная экспертиза).

1.2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления при разработке и принятии проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (далее - проектов) коррупционных факторов и коррупциогенных норм, а также выявления коррупционных факторов и коррупциогенных норм в действующих законах Карачаево-Черкесской Республики.

Коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.

2. Коррупционные факторы

2.1. Коррупционными факторами являются:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера;

г) факторы проявления коррупциогенности.

2.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:

1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

2) определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

4) злоупотреблении правом заявителя - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

7) юридико-лингвистической коррупциогенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;

8) принятии нормативного правового акта «сверх компетенции» - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

9) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.

Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов и выражаются в:

10) наличии пробела в регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

11) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

12) отсутствии конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

13) отсутствии запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц в коррупциогенных отраслях;

14) отсутствии ответственности должностных лиц, в случае если установление данной ответственности отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, иных должностных лиц, а также норм об обжаловании их действий (бездействий) и решений;

15) отсутствии контроля за органами и должностными лицами, в случае если установление данного контроля отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

16) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

Факторами системного характера являются факторы, обнаружение которых возможно при комплексном анализе нормативного правового акта:

17) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

В группе факторов проявления коррупциогенности объединены положения, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов (предкоррупционные факторы). К ним относятся:

18) формально-техническая коррупциогенность - нарушения, выявляемые в ходе юридико-технической экспертизы нормативных правовых актов, в том числе порядка принятия и (или) формы нормативного правового акта. Указанные нарушения могут быть обусловлены коррупционными интересами или способствовать им в будущем;

19) непринятие нормативного правового акта - проявление коррупциогенности, которое обнаруживается в отсутствии сроков для издания нормативных правовых актов, чье принятие предусматривается в анализируемом нормативном правовом акте. Оно обнаруживается также в фактическом отсутствии (непринятии) нормативных правовых актов, чье принятие предусматривается в анализируемом нормативном правовом акте;

20) нарушение баланса интересов - закрепление привилегий за одним из группы субъектов в ущерб другим, что может свидетельствовать о коррупционном интересе при подготовке и применении нормативного правового акта.

3. Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы

3.1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

3.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

3.3. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в документе, предусмотренном пунктом 4.1 настоящей Методики.

4. Оформление результатов экспертизы (анализа)

проектов нормативных правовых актов и действующих законов

Карачаево-Черкесской Республики на коррупциогенность

4.1. Вывод об отсутствии или наличии в проекте или в ранее принятом нормативном правовом акте типичных коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности, иных положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции, формулируется:

- в пояснительной записке (сопроводительном письме или ином аналогичном документе) к проекту нормативного правового акта, вносимого на рассмотрение Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;

- в составе заключения по результатам правовой (юридической) экспертизы проекта нормативного правового акта, поступившего на правовую (юридическую) экспертизу;

- в форме самостоятельного заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность проекта или ранее принятого нормативного правового акта в случаях, когда указанная экспертиза проводится самостоятельно, независимо от правовой (юридической) экспертизы или наряду с нею.

4.2. В случае выявления в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов, они отражаются в Таблице типичных коррупционных факторов по форме согласно приложению к настоящей Методике.

Таблица типичных коррупционных факторов оформляется приложением к документам, отражающим результаты антикоррупционной экспертизы (пункт 4.1 настоящей Методики).

4.3. Таблица типичных коррупционных факторов заполняется в последовательности, установленной настоящей Методикой (раздел 2 настоящей Методики) с указанием норм (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), в которых они обнаружены.

4.4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в Таблице типичных коррупционных факторов и документах, отражающих результаты антикоррупционной экспертизы (пункт 4.1 настоящей Методики).

4.5. В документе, отражающем результаты антикоррупционной экспертизы, должна быть обоснована (мотивирована) позиция по каждому выявленному коррупционному фактору.

4.6. В документе, отражающем результаты антикоррупционной экспертизы, могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте правового акта, правовом акте выявленных коррупционных факторов, а также могут быть предусмотрены рекомендации по доработке проекта правового акта (внесению изменений в действующий правовой акт) в целях устранения выявленных в них коррупционных факторов.

Приложение к Методике

Таблица

типичных коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности

нормативных правовых актов и их проектов

Типичный коррупционный фактор, проявление коррупциогенности

Статья НПА, в которой обнаружен коррупционный фактор

А

Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления

1.

Широта дискреционных полномочий

2.

Определение компетенции по формуле «вправе»

3.

Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права

4.

Злоупотребление правом заявителя

5.

Выборочное изменение объема прав

6.

Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества

7.

Юридико-лингвистическая коррупциогенность

8.

Принятие НПА «сверх компетенции»

9.

Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органов исполнительной власти

Б

Факторы, связанные с наличием правовых пробелов

10.

Наличие пробела в регулировании

11.

Отсутствие административных процедур

12.

Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур

13.

Отсутствие запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае, если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации

14.

Отсутствие ответственности должностных лиц, в случае если установление данной ответственности отнесено к ведению субъекта Российской Федерации

15.

Отсутствие контроля за органами и должностными лицами, в случае если установление данного контроля отнесено к ведению субъекта Российской Федерации

16.

Нарушение режима прозрачности информации

В

Факторы системного характера

17.

Нормативные коллизии

Г

Факторы проявления коррупциогенности

18.

Формально-техническая коррупциогенность

19.

Непринятие НПА

20.

Нарушение баланса интересов

Другие коррупционные факторы

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "День Республики" № 125-126(17725) от 13.06.2009, Федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации от 05.06.2009
Рубрики правового классификатора: 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020), 190.020.040 Правотворческая деятельность, юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов (см. также 010.140.020), 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать