Основная информация

Дата опубликования: 28 мая 2012г.
Номер документа: RU18000201200365
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Are You suprised ?

Утратило силу постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2020 № 423

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2012 года № 217

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА»

(в ред. постановления Правительства УР от 20.10.2014 № 392)

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ», в целях комплексного развития производственной базы промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года» Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

Председатель Правительства Удмуртской Республики – Ю.С.Питкевич

Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 мая 2012 года № 217

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА»

(в ред. постановления Правительства УР от 20.10.2014 № 392)

1.Паспорт республиканской целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года»

Наименование программы

Республиканская целевая программа

«Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 06.02.2012 г. №  57-р  «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения  Удмуртской Республики до 2020 года»

Государственный заказчик Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - Минстрой УР);

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики

Цели программы

Стимулирование развития в Удмуртской Республике производства современных высококачественных конкурентоспособных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учётом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года;

повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов

Задачи Программы

1. Техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций.

2. Повышение конкурентоспособности  строительных материалов, конструкций и изделий, выпускаемых предприятиями республики.

3. Увеличение объёмов, повышение качества и расширение выпускаемой номенклатуры строительных материалов.

4. Повышение инновационной активности предприятий по производству строительных материалов.

5. Развитие инженерной инфраструктуры республики

Целевые индикаторы Программы

Объём производства основных видов строительных материалов;

уровень использования производственных мощностей предприятий промышленности строительных материалов;

объём прироста общераспространенных запасов полезных ископаемых;

объём ввода жилых домов

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2013-2020 годы.

Выделение этапов не предусмотрено

Объёмы и источники финансирования Программы

Общий объём финансирования Программы на 2013-2020 годы составляет 964,9 млн.рублей, в т.ч.

за счёт средств бюджета Удмуртской Республики   - 46,9 млн. рублей;

за счёт иных источников в соответствии с законодательством – 918,0 млн. рублей.

Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обновление производственного потенциала Удмуртской Республики;

увеличение объёмов и качества выпускаемой строительной продукции в соответствии с ростом объёмов ввода в эксплуатацию объектов;

повышение престижа продукции местных предприятий-производителей стройматериалов;

увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин её возникновения, целесообразность и необходимость её решения программно-целевыми методами

Основной стратегической целью социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочную перспективу (2010-2014 годы) является обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую диверсификацию, выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, эффективное использование природного, производственного, трудового и научного потенциала.

Промышленность строительных материалов – базовая отрасль строительного комплекса, обеспечивающая реализацию приоритетных государственных национальных проектов, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы».

Актуальность разработки и реализации Программы обусловлена необходимостью:

обеспечения высококачественными конкурентоспособными энергосберегающими строительными материалами строительного комплекса Удмуртской Республики;

эффективного использования природных ресурсов Удмуртской Республики;

повышения уровня занятости населения;

создания, внедрения и освоения инновационных строительных материалов, экономичных современных технологий производства материалов и инженерного оборудования.

2.1. Анализ существующего состояния предприятий строительных материалов Удмуртской Республики

Специфика деятельности промышленности строительных материалов такова, что результат её деятельности (конечный продукт) используется различными отраслями. Соответственно, проблемы производственной базы строительства во многом зависят от особенностей развития, решения социальных  и экономических задач и возникающих проблем смежных секторов. В связи с этим, рассмотрение проблем развития промышленности строительных материалов Удмуртской Республики на долгосрочный период (до 2020 года)  носит комплексный характер.

В настоящее время в Удмуртской Республике насчитывается более 100 отраслевых  предприятий по производству железобетонных и бетонных изделий, штучных стеновых материалов, теплоизоляционных материалов, нерудных строительных материалов, столярных изделий, изделий и конструкций для малоэтажного домостроения. Общая численность работающих около 6,5 тысяч человек.

Промышленность строительных материалов зависит от изменений экономической ситуации в целом по России. Так, в кризисный период 2009 года из-за низкой реализации продукции предприятия вынуждены были снизить объёмы производства и сократить кадровый состав. 2010 год стал периодом преодоления последствий мирового кризиса.

              По данным Территориального  органа  Федеральной  службы государственной  статистики  по  Удмуртской  Республике индекс промышленного производства 2010 года  по сравнению с 2009 годом по организациям – производителям обрабатывающих производств составил 116,3%. Отмечается замедление сокращения производства прочих неметаллических минеральных продуктов - 89,8%, что на 16,7 процентных пункта больше, чем в предыдущем году.

По пяти видам деятельности, входящим в состав подраздела «прочие неметаллические минеральные продукты», в 2010 году наблюдался спад индексов промышленного производства от 9,6 до 51,6%. Наибольшее снижение  35,8 % по сравнению с 2009 годом зафиксировано на предприятиях «по производству кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожжённой глины». Причём динамичный спад производства происходит уже последние 3 года. В то же время, предприятия «по производству изделий из бетона, гипса и цемента» смогли удержать и даже превысить стопроцентный уровень производства на 19,7%. Среди ведущих предприятий по объёмам производства данного вида деятельности является ООО «Завод ЖБИ».

   

     2007г.               2008г.            2009г.             2010г.

Примечательно, что индекс промышленного производства в 2007-2008 годах  по обрабатывающим производствам был ниже аналогичного индекса по подразделу «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (DI) на 19,2 и 1,1 процентных пунктов соответственно. Особое «проседание» индекса производства произошло  в  2009-2010 годах, обусловленное кризисной ситуацией в экономике.

Тяжелым и нестабильным для предприятий промышленности строительных материалов был 2010 год: первая декада характеризовалась низким спросом на строительные материалы, что сразу привело к экономическому спаду на предприятиях. Улучшение ситуации наблюдалось к середине 2010 года с началом строительного сезона. Объём выпуска продукции  вырос на 30-40%  по сравнению с объёмом выпуска в начале года.

В 2011 году производственно-экономическое положение предприятий улучшилось по сравнению с  2010 годом. Увеличились объёмы производства основных видов строительных материалов: при объёме производства                  73,0 млн. условных штук керамического кирпича – на 22,3%; 21,1 млн. условных штук силикатного кирпича - на 1%; 205,3 тыс. м³  конструкций и деталей сборных железобетонных - на 26%; 1048,2 тыс.м³ строительных нерудных материалов - на 30,5%.

Тенденция к положительной динамике развития отрасли строительных материалов в Удмуртии очевидна, однако необходимо констатировать, что существующая база строительной индустрии Удмуртской Республики не является достаточно конкурентоспособной в сравнении с базами отдельных регионов Российской Федерации и развитых зарубежных стран.

Среди предприятий обрабатывающих производств республик и областей Приволжского федерального округа Удмуртская Республика в 2010 году по индексу промышленного производства заняла  10 место из 14 регионов.      

Таблица 1

Основные показатели работы полного круга  предприятий  обрабатывающих производств  республик и областей Приволжского федерального округа в 2010 году

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами по чистому виду экономической деятельности, млн. рублей

Темпы  роста (снижения) в % к предыдущему году

Индекс промышленного производства в % к предыдущему году

Удмуртская Республика

120389

114,5

116,3

Республика Башкортостан

665119

143,4

114,8

Республика Марий Эл

61234

132,0

119,6

Республика Мордовия

84208

129,0

125,6

Республика Татарстан

663019

131,5

118,8

Чувашская Республика

102544

114,4

116,5

Кировская область

93303

122,2

113,6

Нижегородская область

701018

131,4

119,2

Оренбургская область

147391

128,5

102,3

Пензенская область

80286

109,9

120,1

Пермский край

542831

122,4

124,5

Самарская область

532980

136,1

126,1

Саратовская область

162930

132,6

115,7

Ульяновская область

107305

132,7

120,0

Несмотря на сложившуюся неблагоприятную экономическую ситуацию,  на территории республики в 2009-2011 годах в рамках реализации республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике» на 2011-2015 годы и ведомственной целевой программы «Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы» освоили и начали выпуск:

ОАО «Камский завод ЖБИиК»- железобетонные конструкции для новой индивидуальной серии каркасных домов повышенной этажности (16-17 этажей);

ОАО «Камский завод ЖБИиК» и ЗАО «Завод ЖБИ» - энергоэффективные трёхслойные стеновые панели;

ООО «СарБИ» - стеновые керамзитобетонные блоки и пескобетонные блоки, плиты пустотного настила фирмы «PLAN s.r.l.» методом непрерывного формования;

ОАО «Альтаир»- высококачественный керамический кирпич методом пластического формования с нанесением фаски на грани;

ООО «Дом-Haus» - панели по технологии «ЕСО РАN» с утеплителем из пенополистирольных плит для малоэтажного строительства;

ООО «Белая стена» - теплоэффективные блоки «БЭСТ» для малоэтажного строительства;

ЗАО «Базальтовое волокно» - композиционные огнезащитные материалы на основе базальтового волокна и армированных непрерывным базальтовым ровингом;

ЗАО «Ижевский завод керамических материалов» - керамзитобетонные блоки и  кирпич с декоративным накатом и т.д.

Рассмотрим более подробно существующее состояние отдельных производств  строительных материалов на территории Удмуртии.

2.1.1. Предприятия по производству железобетонных и бетонных изделий и изделий полносборного домостроения

На территории республики работают 14 промышленных предприятий- производителей разнообразной номенклатуры конструкций и изделий из железобетона, включая предприятия крупнопанельного домостроения. Общая производственная мощность 411,9 тыс.м³. Процент износа оборудования 60%. Доля республиканского показателя производства сборных железобетонных конструкций и изделий в общероссийском объёме в 2009 году составляла 0,7%.

Общий объём производства   по  полному   кругу  производителей в 2011 году составил 205,3 тыс.м³ (на 26 % больше, чем в 2010 году, и на 44% меньше, чем в 1990 году).  В 2010 году составил   162,6  тыс. м³,   что    на  34% больше, чем в 2009 году, и на 50% меньше, чем в 1990 году.

Наиболее крупными производителями железобетонных изделий в республике   являются:   Филиал   «Управление  промышленных предприятий

№ 821» ФГУП «ГУССТ № 8» при Спецстрое России, Филиал «Завод ячеистого бетона № 8» ФГУП «ГУССТ № 8» при Спецстрое России, ООО «Завод ЖБИ» г.Ижевск, ОАО «Камский завод ЖБИиК», ООО «СарБИ», Завод ЖБК ОСПАО «Чепецкое управление строительства». Филиал «Управление промышленных предприятий № 821» ФГУП «ГУССТ № 8» при Спецстрое России и ОАО «Камский завод ЖБИиК» производят изделия для крупнопанельного домостроения.

На предприятиях по производству железобетонных изделий также производятся товарный бетон и раствор, среди которых наиболее крупными являются  Филиал «Управление промышленных предприятий № 821» ФГУП «ГУССТ № 8» при Спецстрое России, Завод ЖБК ОСПАО «Чепецкое управление строительства».

Баланс потребности и производства сборных железобетонных конструкций и изделий, включая изделия индустриального домостроения, по Удмуртской Республике на период до 2020 года приведен в приложении 1.

Учитывая необходимость повышения качества продукции и внедрения новых конкурентоспособных изделий, предусматривается выбытие производств  с устаревшим и изношенным оборудованием и ввод ресурсосберегающих технологий.             

Из приведенного баланса потребность республики в сборных железобетонных конструкциях и  изделиях до 2020 года будет удовлетворяться за счёт производства на действующих предприятиях. Созданные дополнительные мощности позволят также вывозить железобетонные изделия за пределы республики.

2.1.2. Предприятия по производству штучных стеновых материалов

Несмотря на активное развитие полносборного и монолитного домостроения, штучные стеновые материалы по-прежнему находят широкое применение в строительстве. Они используются, прежде всего, для возведения самонесущих ограждающих стеновых конструкций многоэтажных зданий, а также объектов соцкультбыта и индивидуального жилищного строительства.

Основным направлением в развитии штучных стеновых материалов является увеличение производства эффективных керамических стеновых материалов, в том числе лицевого кирпича с фактурно обработанными лицевыми гранями, эффективных видов изделий с повышенной пористостью и пустотностью, увеличение производства мелких блоков из ячеистого бетона автоклавного и безавтоклавного твердения, производство легкого полистиролбетона, декоративных камней для облицовки фасадов и др.

В республике выпускаются кирпич керамический и силикатный, мелкие блоки из ячеистого бетона автоклавного твердения, пенобетонные, песко- и керамзитобетонные блоки.

В настоящее время на территории Удмуртской Республики действуют 19 предприятий по производству штучных стеновых материалов. Общая производственная мощность 547,9 млн.штук условного кирпича в год.

Кирпичное производство носит сезонный характер. Основной причиной неравномерной загруженности заводов в течение года является  сезонность потребления продукции (в основном в летний период).

Наиболее крупными производителями керамического кирпича в республике являются: ЗАО «Ижевский завод керамических материалов», ОАО «Альтаир», г.Ижевск, ОАО «Удмуртский завод строительных материалов», г.Глазов, ООО «Ижевский кирпичный завод», ООО УК «Блок», г. Воткинск, ООО «Стройдвор», г. Воткинск. Предприятия выпускают в основном полнотелый керамический кирпич. ОАО «Альтаир» выпускает высокоэффективный керамический кирпич для всех видов строительства, в том числе облицовочный кирпич, кирпич объёмного окрашивания и с полимерным покрытием.

ЗАО «Чуровской завод силикатных строительных материалов» производит силикатный кирпич полнотелый и пустотелый, в том числе цветной лицевой кирпич объёмного окрашивания, а также сколотый или рельефный кирпич, имитирующий «рваный» камень; введена в эксплуатацию автоматическая линия по нанесению  декоративного полимерного покрытия на лицевые грани.

Филиал «Завод ячеистого бетона  № 8» ФГУП «ГУССТ № 8» при Спецстрое России выпускает изделия из ячеистого бетона автоклавного твердения - мелкие стеновые блоки, теплоизоляционные изделия, стеновые панели для жилищного и промышленного строительства.

Крупным производителем вибропрессованных блоков из мелкозернистого бетона является компания ООО ГК «Стройкамень».

Группа компаний «Стена» производит теплоэффективные стеновые блоки с утеплителем из пенополистирола.

В 2010 году штучные стеновые материалы использовались в зданиях из кирпича и мелких блоков, в наружных стенах монолитного домостроения, в каркасных сборно-монолитных зданиях общей площадью 355 тыс.м2, что составляло 83% от общего ввода жилья, в 2011 году в зданиях общей площадью 294,7 тыс.м² или 58%  от общего ввода жилья,  в 2012 году планируется 415 тыс.м2 общей площади или 80% от общего ввода жилья, в 2015 году - 593 тыс.м2 общей площади или 78% от общего ввода жилья, в 2020 году – 960 тыс.м2 общей площади или 77% от общего ввода жилья.

Баланс потребности и производства в штучных стеновых материалах приведён в приложении 1.

Как следует из приведённого баланса, потребность республики до 2020 года будет удовлетворяться за счёт производства на действующих и строящихся предприятиях. Созданные дополнительные мощности позволят расширить номенклатуру выпускаемого кирпича, а также вывозить штучные стеновые материалы за пределы республики.

Учитывая необходимость повышения качества продукции и внедрения новых конкурентоспособных материалов, предусматривается выбытие производств с устаревшим и изношенным оборудованием и ввод новых ресурсосберегающих технологий.

2.1.3. Предприятия по производству теплоизоляционных материалов

Важным направлением развития производственной базы строительства является увеличение производства широкой номенклатуры эффективных теплоизоляционных материалов и изделий на основе природных и композиционных материалов.

Промышленности теплоизоляционных материалов отводится одно из основных мест, поскольку более трети топливных ресурсов расходуется на теплоснабжение зданий и сооружений. Вопрос экономии этих ресурсов в значительной степени зависит от применения в новом строительстве и при реконструкции существующего жилого фонда эффективных теплоизоляционных материалов, производство которых по сопоставимым затратам в пять раз дешевле, чем добыча дополнительных топливных ресурсов.

В настоящее время на территории Удмуртской Республикт имеются четыре предприятия по производству теплоизоляционных материалов, продукция которых используется на территории республики и  отправляется в другие регионы России.

Теплоизоляционные изделия на основе супертонкого базальтового волокна (БСТВ)   производят  ООО «Управление строительных материалов»,               г. Ижевск,  ЗАО «Базальтовое волокно», г. Воткинск, ООО «Уральский завод изоляции», г. Сарапул. Плиты из пенополистирола производит ООО «ФТТ-Холдинг», г. Ижевск. Производственная мощность предприятий 338,4 тыс.м³.

Баланс производства и потребности в теплоизоляционных материалах приведён в приложении 1.

Как следует из приведённого баланса, потребность республики в 2010 году обеспечивалась собственным производством и ввозом 106 тыс.м², в 2011 году объем производства составил 344,4 тыс.м²,  в 2013 году ввоз составит 76 тыс.м², в 2015 году ввоз составит 27 тыс.м² , в 2020 году потребность в теплоизоляционных материалах будет удовлетворяться за счёт производства на действующих и вновь строящихся предприятиях.

2.1.4. Предприятия по производству нерудных строительных материалов

Для изготовления необходимых для строительства материалов широко используются нерудные полезные ископаемые республики. Минерально-сырьевая база Удмуртской Республики представлена глинистыми породами для производства керамзита, кирпича и керамических блоков, карбонатными породами для производства известняковой муки, строительного щебня для производства бетона марок «200-400», известью, песками для производства строительных растворов, бетонов и силикатных изделий (пески пригодны, в основном, для производства силикатного кирпича марок «100-200», изделий автоклавного твердения и строительных растворов), песчано-гравийными материалами для всех видов строительных работ и бетонов. Все вышеперечисленные виды сырья относятся к группе общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ). Имеются также единичные месторождения флюсовых известняков, формовочных и стекольных песков.

Наличие в регионе разведанных участков полезных ископаемых, стоящих на балансе, и прогнозных сырьевых ресурсов, пригодных для производства стройматериалов, на 01.01.2011 года приведено  в таблице 2:

Таблица 2

Виды сырья

Объекты

Запасы и ресурсы, тыс.м3

Основные виды использования сырья в строительстве

Месторождения

Проявления

Кат. А+В+С1

Кат.С2

Ресурсы (кат.Р)

в т.ч. с утв. запасами

Карбонатные породы на строительные камни

Распределённый фонд

3

1

1033

Для дорожного строительства

Нераспределённый фонд

11

3

4827

13572

21068

Всего

14

4

5860

13572

21068

Пески строительные

Распределённый фонд

20

Для строительных работ, дорожного строительства, для силикатных изделий, силикатного кирпича, земляных сооружений

Нераспределённый фонд

27

Всего

47

Песчано-гравийная смесь

Распределённый фонд

40

Для строительных работ, дорожного строительства, в качестве заполнителя тяжелого бетона и для земельных сооружений

Нераспределённый фонд

111

Всего

151

Керамзитовое сырьё

Распределённый фонд

2

Для производства кирпича, керамзитового гравия ГОСТ 9757-90, ГОСТ 9759-76

Нераспределённый фонд

19

Всего

21

Кирпично-черепичное сырьё

Распределённый фонд

17

16

1

26240

6199

6860

Для производства кирпича ГОСТы 530-80, 530-71, 6316-74, ГОСТ 9759-76, ГОСТ 6315-55 ОСТ 21-78-88, для производства минеральной ваты ГОСТ 4640-76, для дренажных труб ГОСТ 8411-63

Нераспределённый

фонд

80

35

15

64565

73100

35671

Всего

97

51

16

90805

79299

42532

Глина для добавки к силикатной массе

Нераспределённый фонд

1

1

При производстве силикатных изделий

Всего

1

1

1619,0

Пески –отощители

Нераспределённый фонд

1

1

311,0

При производстве кирпича

Нераспределённый фонд

82

66

15

188553

43035

66053

Распределённый фонд

250

45

54

217515

303428

126688

ИТОГО

332

111

54

406068

346464

192740

На территории республики отсутствуют месторождения камня строительного для производства высокопрочного щебня ма­рок 1000 и выше, поэтому строительные организации испытывают большой дефицит в этом виде материала. Щебень необходимых марок поставляют с дробильно-сортировочных комбинатов Свердловской области, Пермского края и других регионов. Внутренние резервы щебня низких марок из карбонатных пород в Удмуртии незна­чительны. Перспективы обнаружения месторождений магматических пород для высокопрочного щебня в республике отсутствуют, поэтому прак­тика ввоза щебня из других областей и районов сохранится и в бу­дущем.

По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики спрос на ОПИ держится примерно на одном уровне. Отсутствует спрос на керамзитовые глины. В настоящее время появляется повышенный спрос на известняки. Потребность в кирпично-черепичных глинах и строительных песках медленно повышается.

Плановый объём прироста общераспространенных запасов полезных ископаемых (по основным видам) приведён в таблице 3:

Таблица 3



Виды полезного ископаемого

Ед. измерения

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

Карбонатные породы на строительные камни

млн.т

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

2

Пески строительные

млн.т

2,0

4,0

4,0

5,0

5,0

0,5

0,5

0,5

3

Песчано-гравийная смесь

млн.т

4,0

4,0

6,0

8,0

4,0

2,0

2,0

2,0

4

Кирпично-черепичное сырьё

млн.т

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Наиболее крупными производителями нерудных строительных материалов в республике являются ОАО «Волковский карьер», ОАО «Речной порт «Сарапул», ОАО «Порт Камбарка», ООО «УралНефтеСнаб», ООО «Средуралнеруд».

Планируемые мероприятия по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов будут приведены далее.

2.2. Проблемы состояния технической базы предприятий промышленности строительных материалов Удмуртской Республики

Анализ состояния технической базы отрасли промышленности строительных материалов показал, что степень изношенности основных фондов в отрасли составляет более 60%, при этом ежегодное выбытие мощностей составляет около 2%, а ввод в действие новых - около 1%. Низкий технический и технологический уровень предприятий отрасли стройматериалов приводит к реальному сокращению производственных мощностей, снижению объемов  и качественных показателей выпускаемой продукции, значительному отставанию отрасли стройиндустрии от современных требований и передовой зарубежной практики, к преобладанию на рынке продукции импортного производства. Низкая конкурентоспособность, ограниченная номенклатура выпускаемых материалов, дефицит отдельных групп  строительной продукции (цемента, промышленного стекла, кровельных материалов и т.д.)  увеличивают объёмы ввоза недостающих материалов из других регионов страны,  влияют на стоимость самих материалов и, как следствие,  повышают себестоимость строящихся объектов. Удорожание стоимости 1 кв. м жилья негативно отражается на покупательской способности населения республики и ведёт к социальному напряжению в обществе.

В настоящий момент необходимо  осуществление  комплекса мер по  реформированию предприятий   отрасли   и   организации   производства современной высококачественной продукции,  сохранению и обновлению основных фондов по всем видам строительных   материалов,  в  том  числе за счёт частичной государственной   поддержки.

Решение данной проблемы  позволит  обеспечить   материальную  базу  для  успешного  выполнения  многих государственных программ   и,  соответственно,   будет способствовать  улучшению  жилищных   условий  и повышению  качества  жизни   населения,  окажет   мультипликативный  эффект  на  социальное благополучие в обществе, экономическое  развитие,  рост  производства,  повышение   доходов   производителей и пополнения  бюджета Удмуртской Республики.

2.3. Проблемы обеспечения земельными участками, пригодными для строительства новых предприятий промышленности строительных материалов

На сегодняшний день в Удмуртской Республике практически отсутствуют механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой. Средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий, выделяются в недостаточных объёмах. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства объектов. Земельные участки, сформированные в установленном порядке и обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Земельные участки, пригодные для строительства новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, обеспеченные необходимой инфраструктурой на территории муниципальных образований в Удмуртской Республике



Земельные участки, пригодные для строительства новых предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, обеспеченные необходимой инфраструктурой на территории муниципального образования (далее МО) в Удмуртской Республике

Площадь земельного участка (га)

Собственник, пользователь земельного участка (федеральные земли, муниципальные земли, земли, находящиеся в пользовании частных лиц)

Обеспеченность участка инженерной инфраструктурой

МО «Город Воткинск»

1

промышленная зона в юго-восточной части города Воткинска

30

государственная

собственность

отсутствует

МО «Воткинский район»

1

д. Кварса,

ул.Железнодорожная,60

1,0

муниципальная собственность (аренда  ООО «Огнезащита и теплоизоляция»)

инженерные коммуникации

(электроснабжение, газ, канализация, водоснабжение (скважина)

2

п. Новый,

ул. Построечная

2,0

федеральная собственность

инженерные коммуникации

3

п. Новый,

ул. Построечная, 33

1,5

частная собственность (ООО «Синтес-ПН»)

инженерные коммуникации

4

с. Первомайский

2,0

муниципальная собственность

инженерные коммуникации

5

д. Черновский лесоучасток

2,0

частная долевая собственность

отсутствует

6

д. Черновский лесоучасток

1,5

частная собственность (ООО «Экотон»)

инженерные коммуникации

7

д. Черновский лесоучасток

1,0

частная собственность (ООО СК «ВИК»)

инженерные коммуникации

МО «Граховский район»

1

МО «Грахово»

24,0

государственная собственность

инфраструктурная обеспеченность 20%

МО «Дебёсский район»

1

МО «Дебёсский район»

12,4

муниципальная собственность 

инженерные коммуникации (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение)

2

МО «Дебёсский район»

1,5

отсутствует

МО «Завьяловский район»

1

МО «Завьяловское» вдоль северной полосы отвода автодороги Завьялово-Гольяны, южнее СНТ «Геолог-2»

1,0

государственная собственность

отсутствует

2

МО «Пироговское»

12,0

государственная собственность

отсутствует

3

МО «Шабердинское»

19,4

частная собственность (ЧП Якупов И.И.)

инженерные коммуникации (газопровод  высокого давления, удаленность 0,5 км, электроснабжение- ВЛ 110кВ, удалённость от федеральной трассы 30 км)

МО «Город  Ижевск»

1

Устиновский район,

ул.Спортивная –

10 участков

10

государственная собственность

имеются согласования по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения

2

Устиновский район, ул.Новосмирновская –

6 участков

5

государственная собственность

3

Ленинский район,

ул.Пойма - 3 участка

3

государственная собственность

4

Устиновский район, Воткинское шоссе, 278

1,9

государственная собственность

5

Устиновский район, Воткинское шоссе, 280а

0,78

государственная собственность

6

Устиновский район, Воткинское шоссе, 292

0,37

государственная собственность

МО «Красногорский район»

1

вблизи д. Касаткино

10

государственная

собственность

отсутствует

МО «Киясовский район»

1

МО «Киясовское», северо-восточная граница населённого пункта

2,0

государственная    собственность

отсутствует

2

МО «Подгорновское», около д.Троеглазово

2,0

государственная

собственность

отсутствует

3

МО «Первомайское», около с.Первомайский

2,0

государственная

собственность

отсутствует

4

МО «Карамас-Пельгинское», около

д. Карамас-Пельга

2,0

государственная

собственность

отсутствует

5

МО «Лутохинское», около д. Лутоха

2,0

государственная

собственность

отсутствует

6

МО «Ильдибаевское», около д. Ильдибаево

2,0

государственная

собственность

отсутствует

7

МО «Мушаковское», около с. Мушак

2,0

государственная

собственность

отсутствует

8

МО «Ермолаевское», около с. Ермолаево

2,0

государственная

собственность

отсутствует

МО «Кезский район»

1

п. Кез, ул. Герцина,18

2,6896

государственная

собственность

полное обеспечение

2

с. Поломское

4,2917

государственная

собственность

( аренда ООО«Металлпром», ООО «Фреза», ООО ТД «Поломское»)

полное обеспечение

2,2991

государственная

собственность

инфраструктурное обеспечение (узкоколейная ж/д)

0,1847

муниципальная

собственность

инфраструктурное обеспечение (подъездная дорога)

3

п. Кез, ул. Герцина,12

1,9635

частная собственность (ЗАО «Кезагроснаб»)        

полное обеспечение

4

п. Кез, ул. Герцина,14

6,7556

государственная собственность (аренда ЗАО «Темп»)

полное обеспечение

МО «Кизнерский район»

1

завод по уничтожению химического оружия

п. Кизнер

67,0

федеральная

собственность

полное обеспечение

2

цементный завод

д. Ямушан  Ключи

3,0

государственная

собственность

отсутствует

3

кирпичный завод

д. Старый Трык

3,0

государственная

собственность

отсутствует

МО «Камбарский район»

1

база подрядной организации ФГУП УССТ №6 в г.Камбарка

1,5

государственная

собственность

полное обеспечение

2

МП «Камбарская ПМК»:

государственная

собственность

инфраструктурное обеспечение (подъездной ж/д путь; подъездная автодорога)

тупик (г.Камбарка, ул.Пушкина, д.1а)

1,9

производственная база (г.Камбарка, ул.Суворова, д.1)

1,378

полное обеспечение

3

углеперегрузочный комплекс в с.Кама

51,0

государственная собственность (аренда ООО «Удмуртская нерудная компания»)

инфраструктурное обеспечение (подъездная автодорога)

МО «Сарапульский район»

1

МО «Сигаевское»

42,5

федеральная собственность (Фонд «РЖС»)

отсутствует

Необходимо расширить возможности информирования инвесторов о наличии участков для целевого использования и строительства новых предприятий строительных материалов.

2.4. Проблема по снижению энергопотребления при производстве строительных материалов

Стоимость 1 кв.м жилой площади и перспектива к её снижению во многом зависят от стоимости материалов и конструкций, используемых при строительстве. Доля строительных материалов в себестоимости 1 кв.м велика - 43%. Предприятия промышленности строительных материалов являются высокоэнергоёмкими производствами, что существенно влияет на стоимость производимой продукции. Снижение удельных  затрат на энергоресурсы достигается при производстве строительных материалов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования.

Значительное количество предприятий промышленности строительных материалов Удмуртской Республики не производят энерго- и ресурсосберегающие материалы и конструкции, которые должны обеспечить требуемые запросы к комфортности и долговечности строений, предназначенных для проживания граждан, обеспечить санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. В республике недостаточно  проработана практика создания прогрессивных проектно-технических решений, энергоэффективных систем жизнеобеспечения, использования альтернативных источников энергии. Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года» обозначила необходимость осуществления кардинальных мер по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических ресурсов, широкого применения отечественных энерго- и ресурсосберегающих конструктивных элементов, материалов и инженерных систем.

3. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики

Важное место в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы уделено созданию благоприятных условий для жизни и созидательной деятельности граждан республики.

              Ежегодное строительство, реконструкция и ремонт объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта в Удмуртской Республике способствует снижению доли аварийных школ,  введению новых школьных и дошкольных мест, увеличению доли населения, занимающихся физической культурой и спортом. Развитие инженерной  и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях республики ведёт к повышению уровня жизни  населения.             

Высококачественные и энергосберегающие строительные материалы требуются  для нового строительства, реконструкции и ремонта строительных объектов жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики. 

              Уровень благоустройства жилищного фонда республики характеризуется следующим образом: водопроводом оборудовано 79,9%, канализацией - 68,7%, централизованным отоплением - 80,4%, горячим водоснабжением - 55,8%, газом - 80,8%. Поддержание должного уровня благоустройства потребует от промышленности строительных материалов увеличения объёмов производимой продукции.

              Одной из основных проблем в сфере жилищного строительства остается проблема развития и модернизации инженерной инфраструктуры.  Достижение высокого качества питьевой воды, отвечающего санитарно-химическим показателям, и обеспечение санитарно-технического состояния водопроводных сетей,  а также повышение обеспеченности сельского населения Удмуртской Республики питьевой водой невозможно без проведения мероприятий по строительству новых, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.

Техническое состояние систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике характеризуется сверхнормативной аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей.

Причинами возникновения данных проблем являются: высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса, значительное снижение надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Все это является следствием недостаточного финансирования ремонтных работ и явного несоответствия фактического объёма инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств существующим потребностям.

Согласно Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ижевска на период с 2009 года до 2015 года, одобренной решением Городской думы города Ижевска от 22 октября 2009 года № 545, потребность в финансовых средствах на проведение мероприятий по модернизации и развитию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на период 2009-2015 годы составляет 14620,7 млн. рублей.

              В соответствии с республиканской целевой программой «Газификация Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» предусмотрено ежегодное введение 500 км газовых сетей. Строительство газопроводов на территории республики позволит осуществить комплексные мероприятия по обеспечению населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства природным газом, что будет способствовать повышению уровня жизни населения. В 2011 году  за счёт всех источников введено в эксплуатацию 400 км газопроводов,  что составляет 111% к предшествующему году. Газифицировано в 2011 году 7,8 тыс. квартир.

Промышленность строительных материалов  вносит весомый вклад в  проведение капитального ремонта объектов, тем самым содействует улучшению качества жизни и условий проживания граждан республики.                    

Проведение ежегодных плановых мероприятий в данных областях невозможно без обеспечения современными строительными материалами объектов водоснабжения, водоотведения, газовых сетей. Прогнозируемое на ближайшее десятилетие активное развитие строительного сектора и рост реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на новое качественное жильё. Потребители хотят иметь энергоэффективные дома с высококачественной инженерией,  индивидуальным дизайном фасадов, внутренней планировкой и развитой инфраструктурой жизнеобеспечения.              

На период 2010-2014 годов основной целью государственной политики в сфере жилищного строительства является создание условий для удовлетворения на новом, более высоком качественном уровне потребностей населения в доступном и комфортном жилье, в том числе путём развития малоэтажного жилищного строительства. Обеспечение ежегодного ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья, не менее 60% от общего объёма ввода потребует увеличения объёмов производимой продукции промышленности строительных материалов Удмуртской Республики.

В долгосрочной перспективе следует ожидать улучшения общей макроэкономической ситуации в стране и, соответственно, увеличение к 2013 году объёмов строительства, что повлечет за собой увеличение объёмов производства строительных материалов. В связи с этим, проблемы промышленности строительных материалов обострятся и будут более актуальны.

Использование программно - целевого метода при решении задач, поставленных в Программе, позволит создать систему взаимодействия органов государственной власти, субъектов частного бизнеса  и кредитных организаций. Решение поставленных задач в рамках программных мероприятий позволит разработать эффективные механизмы их успешной реализации.

              В целом, можно сделать вывод о том, что без комплексного подхода к решению вопросов развития промышленности строительных материалов программно-целевым методом невозможно  решить в полном объеме проблему обеспечения жильём граждан Удмуртской Республики, развить промышленный сектор экономики, успешно провести модернизацию сферы жилищно-коммунального хозяйства и повысить уровень благосостояния населения республики.

4. Цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации.

Основными целями республиканской целевой программы являются:

стимулирование развития в Удмуртской Республике производства современных высококачественных конкурентоспособных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для  обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года;

повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов.

Для достижения указанных целей Программы предусматривается решить следующие задачи:

техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций;

повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий, выпускаемых предприятиями республики;

увеличение объёмов, повышение качества и расширение выпускаемой номенклатуры строительных материалов;

повышение инновационной активности предприятий по производству строительных материалов;

развитие инженерной инфраструктуры республики.

Реализация Программы рассчитана на 2013-2020 годы. Выделение этапов не предусмотрено.

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы.    

5. Целевые индикаторы

Для количественной оценки эффективности реализации Программы предусмотрен ряд целевых индикаторов. Целевыми индикаторами и показателями эффективности, позволяющими оценивать ход реализации Программы, являются показатели в таблице 5:

Таблица 5

Целевые индикаторы  и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы



Наименование целевого индикатора, показателя эффективности

Ед. изм.

Базовый

показатель

по программе

(оценка

2012 г.)

Прогноз по годам

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Целевые индикаторы

1

Объём производства основных видов строительных материалов,

в т.ч.:

Сборный железобетон

тыс. м3

210

218

258

324

365

450

470

518

566

Штучные стеновые материалы

млн. шт. у.к.

230

240

250

260

330

415

430

450

520

Теплоизоляционные материалы

тыс. м2

360

382

450

507

547

576

610

644

680

Нерудные  строительные материалы

тыс. м2

2055

3471

3786

3890

4072

4284

4502

4727

4959

2

Уровень использования производственных мощностей,

в т.ч.: 

Сборный железобетон

%

50

53

63

77

79

93

94

94

  94

Штучные стеновые материалы

%

42

43

44

45

57

72

74

77

89

Теплоизоляционные материалы

%

95

95

98

98

98

98

98

98

98

Нерудные  строительные материалы

%

68

89

92

90

91

92

93

95

97

3

Объём прироста общераспространённых запасов полезных ископаемых,

в т. ч.:

Карбонатные породы на строительные камни

млн.т

1,0

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

Пески строительные

млн.т

2,0

2,0

4,0

4,0

5,0

5,0

0,5

0,5

0,5

Песчано-гравийная смесь

млн.т

5,0

4,0

4,0

6,0

8,0

4,0

2,0

2,0

2,0

Кирпично-черепичное сырьё

млн.т

0,8

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Показатели социальной эффективности

4

Среднесписочная численность работников, занятых в сфере производства строительных материалов

чел.

6500

6700

6850

7000

7600

8200

8800

9400

10000

5

Объём ввода в эксплуатацию жилья

тыс. кв.м

514

     532

630

790

890

1100

1150

1190

1380

Показатели бюджетной эффективности

Дополнительные налоговые     поступления в бюджет Удмуртской Республики

млн. рублей

165,0

240,5

292,6

341,5

388,7

431,6

474,2

519,5

566,2

6. План мероприятий Программы

Для достижения целей и задач, поставленных Программой, разработан комплекс мероприятий (приложение 2).

За период с 2013 по 2020 годы предполагается провести мероприятия по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению существующих предприятий и строительству новых  по производству керамического кирпича  и керамических крупноформатных блоков, строительных теплоизоляционных материалов, энергосберегающих и противопожарных дверей, домокомплектов для малоэтажного строительства и т.д. 

По воспроизводству минерально-сырьевых  ресурсов, для производства строительных материалов планируется выполнить  научно - исследовательскую работу «Геолого-минералогическое исследование песков на территории Удмуртской Республики» (Завьяловский, Якшур-Бодьинский, Воткинский, Сарапульский, Увинский районы).

В целях оценки запасов для обеспечения строительной и дорожной отраслей промышленности минеральным сырьём за период 2012-2015 годов планируется произвести поиск песчано-гравийной смеси. Поиск известняков, необходимых при производстве цемента, будет осуществлен в период с 2012 по 2015 годы.

Для повышения информационной открытости мероприятий Программы необходим комплекс мер:

освещение в средствах массовой информации целей, задач и хода реализации Программы;

проведение мероприятий по организации  участия предприятий, делегаций и экспозиций Удмуртской Республики в выставках, форумах, в том числе проведение ежегодной международной специализированной выставки «Город XXI века»;

публикация соответствующих информационных, методических и анонсных материалов на официальном сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики http://minstroy.ru;

проведение обучающих технических семинаров по вопросам применения современных строительных материалов, новых технологий в Удмуртской Республике.

7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

             

Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счёт финансирования мероприятий из бюджетных и внебюджетных источников. Общий объём финансирования мероприятий Программы за счёт всех источников составляет 964,9 млн. рублей в период за 2013-2020 годы. Объём финансирования по годам представлен в таблице 6.

Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счёт:

средств бюджета Удмуртской Республики - 46,9 млн. рублей;

иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 918,0 млн. рублей.

Общий объём средств, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 964,9 млн. рублей.

Финансирование мероприятий по годам реализации Программы представлено в приложении 2.

         Таблица 6

Источники и объёмы финансирования мероприятий Программы

млн. руб.

Источники финансирования

По годам

Всего за

2013-2020

годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объём инвестиций за счёт всех источников финансирования (млн.руб),

в том числе:

107,3

111,5

115,6

126,1

126,1

126,1

126,1

126,1

964,9

Бюджет Удмуртской  Республики (млн.руб.)

5,3

5,5

5,6

6,1

6,1

6,1

6,1

6,1

46,9

Иные источники

в соответствии с законодательством

Российской Федерации (млн.руб.)

102,0

106,0

110,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

918,0

Объём инвестиций за счёт иных источников финансирования рассчитан на основании капитальных вложений предприятий, осуществляющих новое строительство, реконструкцию и техперевооружение в рамках настоящей Программы, и составляет 918, 0 млн. рублей за весь период 2013-2020 годов.

Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о  бюджете Удмуртской Республики  на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период),

Финансирование мероприятий за счёт средств бюджета Удмуртской Республики включает в себя субсидирование части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам  для предприятий-участников Программы (в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики), затраты на мероприятия, включающие публикации в республиканских СМИ, проведение мероприятий по организации участия предприятий, делегаций и экспозиций Удмуртской Республики в выставках, форумах, в том числе проведение ежегодной международной специализированной выставки «Город XXI века», проведение обучающих технических семинаров для специалистов строительного комплекса. Общий объём финансирования мероприятий Программы за счёт средств бюджета Удмуртской Республики составляет 46,9 млн. рублей. (в ред. постановления Правительства УР от 20.10.2014 № 392)

Субсидия предоставляется из расчета не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. (в ред. постановления Правительства УР от 20.10.2014 № 392)

Размер субсидий за 2013-2020 годы приведён в таблице 7.

Таблица  7

Субсидирование процентной ставки по кредиту

Наименование

показателя

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Всего

Привлеченный объём инвестиций (заёмные средства),

млн. руб.

102,0

106,0

110,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

918,0

Размер субсидирования части процентной ставки, млн.руб.

4,1

4,3

4,4

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

36,8

На финансирование мероприятий по освещению информации о потенциале и перспективах развития промышленности строительных материалов в республиканских СМИ предусмотрено ежегодно выделять 0,060 млн. рублей. При этом общая сумма финансирования  до 2020 года составит  0,5 млн. рублей.

Затраты на организацию обучающих технических семинаров по вопросам применения современных строительных материалов, новым технологиям и оборудованию в Удмуртской Республике включают в себя стоимость комплекса услуг специализированного профильного учреждения. В рамках реализации Программы предусмотрено частичное погашение затрат для предприятий-заказчиков семинара. Объём финансирования составит 0,09 млн. рублей в год или 0,7 млн.рублей за весь период 2013-2020 года.

Сумма затрат на проведение мероприятий по организации участия предприятий, делегаций и экспозиций Удмуртской Республики в специализированных выставках, форумах, проводимых на территории Российской Федерации, в том числе на организацию ежегодной международной специализированной выставки «Город XXI века»,  на проведение  конкурсов, фестивалей, конференций, семинаров, круглых столов по вопросам производства и применения современных строительных технологий и материалов  составит 1,111 млн. рублей в год. Общая сумма затрат за весь период  2013-2020 годов составит 8,888 млн. рублей.

              В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.

8. Механизм реализации  Программы

Механизм реализации Программы базируется на принципах консолидации с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, органами местного самоуправления и организациями, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.

Государственный заказчик Программы:

обеспечивает  реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий (Приложение 2);

заключает в соответствии с законодательством договоры и соглашения, связанные с реализацией Программы;

обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;

осуществляет контроль за ходом реализации Программы и эффективным использованием средств;

формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляет их  в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.

9. Организация управления Программой

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик республиканской целевой Программы - Министерство  строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской  Республики.

Государственный  заказчик Программы:

несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы;

обеспечивает достижение значений  целевых индикаторов и показателей  эффективности;

является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы;

осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;

отчитывается перед Государственным Советом Удмуртской Республики и Правительством Удмуртской Республики о  ходе реализации Программы по установленным законодательством формам;

с учётом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении и продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.

Исполнители Программы представляют государственному заказчику Программы ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий программы.

Государственный заказчик организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети интернет данные о Программе и её реализации.

10. Контроль за реализацией Программы

Контроль  за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляется Министерством  строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской  Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.

11. Методика оценки эффективности Программы

Методика оценки эффективности мероприятий Программы основывается на сравнении прогнозных показателей деятельности с их фактическим значением в разных временных периодах. В разделе 5 Программы представлены целевые индикаторы, на основании которых производится количественная оценка степени достижения целей, предусмотренных настоящей Программой.

1) Объём выпуска строительных материалов характеризует общую величину строительных материалов, произведённых внутри региона. Степень достижения данного показателя определяется темпом роста объёмов выпуска продукции по формуле:

Тв=Во/Вб х 100, %,

где:

Тв - темп роста объемов выпуска строительных материалов, в процентах;

Во – объём выпуска материалов в отчетном периоде (месяц, квартал, год), в натуральных единицах измерения;

Вб – объём выпуска материалов в базовом периоде, в натуральных  единицах измерения.

Положительная динамика темпов роста объёма выпуска строительной продукции показывает эффективность мероприятий Программы. 

2) Уровень использования производственных мощностей представляет собой величину, определяемую соотношением фактического выпуска материалов в регионе к максимально возможному:

УМ = ОП/М х 100, %, где:

М – производственная мощность предприятий региона, в натуральных единицах измерения;

ОП– фактический объём выпуска продукции, в натуральном выражении.

3) Объём ввода в эксплуатацию жилья в целом и по конструктивным типам характеризует динамику структуры введённого жилья и определяется темпом роста объёмов ввода в эксплуатацию жилья по формуле:

Твж = ВЖо/ ВЖб х 100, %,

где:

Твж – темп роста ввода жилья, в процентах;

ВЖо – объём ввода жилья в отчетном периоде, в м2;

ВЖб – объём ввода жилья в базисном периоде, в м2.

Целесообразность мероприятий Программы будет характеризоваться увеличением темпов роста введённого жилья.

12. Оценка социальной, экономической и экологической эффективности Программы

В результате реализации мероприятий Программы к 2020 году предполагается достичь следующих показателей эффективности.

              Социальная эффективность Программы заключается в улучшении социальных показателей развития отрасли стройиндустрии и промышленности стройматериалов и определяется следующими показателями:

1.Увеличение объёма ввода в эксплуатацию жилья, величина которого достигнет 1380 тыс. м2 к  2020 году.

2.Повышение информированности населения и органов государственной власти о развитии промышленности строительных материалов за счёт:

освещения в республиканских средствах массовой информации о потенциале и перспективах развития промышленности строительных материалах не менее 4 раз в год;

проведения мероприятий по организации участия в ежегодных специализированных выставках, конференциях, форумах, а также обучающих технических семинарах по проблемным вопросам применения строительных материалов, технологий и оборудования в Удмуртской Республике.

3. Увеличение занятости населения за счёт создания новых и дополнительных рабочих мест на вновь построенных и существующих предприятиях.

Экономическая эффективность Программы характеризуется следующими показателями:

1.Расширение номенклатуры строительных материалов за счёт производства новых строительных материалов, ранее не выпускаемых на территории Удмуртской Республики, а также расширения существующего ассортимента, в том числе:

теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна;

домокомплектов по системе «Элевит» для малоэтажного  домостроения.

2. Увеличение объёмов выпуска строительных материалов за весь период 2013-2020 годов по отношению к уровню 2010 года составит  65097,2 млн. рублей.

3. Увеличение объёмов выпуска основных видов продукции в натуральном выражении к концу 2020 года по отношению к 2010 году составит:

сборного железобетона в 3,5 раза;

штучных стеновых материалов в 2,6 раза;

теплоизоляционных материалов в 2,2 раза;

нерудных строительных материалов в 6,1 раз.

Бюджетная эффективность напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов и характеризуется увеличением налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики. Оценка бюджетной эффективности представлена в таблице 8.

Таблица 8

Бюджетная эффективность реализации Программы   



Наименование

Ед.

изм

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

Дополнительный  объём         производства

млн.рублей

4810,6

5852,3

6830,6

7773,9

8632,2

9483,3

10389,8

11324,5

2.

Дополнительные налоговые     поступления в бюджет Удмуртской Республики

млн. рублей

240,5

292,6

341,5

388,7

431,6

474,2

519,5

566,2

Экологическая эффективность Программы обеспечивается за счёт:

комплексного решения вопросов охраны окружающей среды. Внедрение экономичных, ресурсосберегающих, экологически безопасных проектов и проектных решений;

благоприятного экологического, санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья населения Удмуртской Республики;

рационального использования местных сырьевых ресурсов для производства эффективных строительных материалов;

снижения вредного воздействия отходов производства строительных материалов на здоровье человека и окружающую среду;

проведения мониторинга состояния окружающей среды на предприятиях и ежегодной разработки годовых планов мероприятий по охране окружающей среды на предприятиях отрасли строительных материалов;

проведения работ по утилизации отходов производства строительных материалов и вовлечения производственных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение ожидаемого уровня показателей эффективности реализации Программы возможно при условии финансирования программных мероприятий в объёмах, предусмотренных разделом 7 Программы.

12. Оценка рисков реализации Программы

В ходе реализации Программы могут возникнуть различные виды рисков:

макроэкономические риски связаны с последствиями мирового финансового кризиса, негативно повлиявшего на экономику Российской Федерации. После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию может усилиться риск, связанный с возрастающей экспансией импортных строительных материалов на внутреннем рынке. Ухудшение макроэкономической ситуации в стране может привести к дальнейшему снижению объёмов вложения инвестиций в экономику в целом, одним из последствий которого будет уменьшение объёмов строительства и потребности в строительных материалах;

финансовые риски связаны с недостаточным объемом финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики. Невыполнение отдельных мероприятий Программы не позволит выйти на ожидаемый уровень показателей, что скажется на бюджетной эффективности Программы;

инновационно – технологические риски могут возникнуть в результате неготовности бизнеса к модернизации производственных мощностей по причине её капиталоемкости  и слабо развитой конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов и жилья, что снизит результативность процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий;

производственные риски связаны с  техническим состоянием производства. В настоящее время высок износ основных фондов отрасли. Ухудшение технического состояния предприятий отрасли может привести к возрастанию вероятности техногенных аварий, сокращению объёмов производства, снижению качественных характеристик выпускаемых материалов;

инфраструктурные риски возникают из-за отсутствия достаточных мощностей объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы предприятий и перевозки стройматериалов, могут являться серьёзным ограничением при реализации инновационного сценария реализации Программы;

ресурсные риски могут возникнуть в результате высокой энергоёмкости производства, что может привести к ограничению обеспечения топливно-энергетическими ресурсами. В результате роста цен на газ и электроэнергию увеличатся затраты на производство строительных материалов, что  приведёт к снижению ожидаемых результатов Программы;

административные риски представляют собой невыполнение в полном объёме мероприятий Программы, что приведёт к невыполнению целей и задач Программы (не достижение целевых индикаторов, неэффективное использование ресурсов, повышение вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы);

правовые риски могут выражаться в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию отношений между субъектами производственной деятельности, а также сложности согласования и получения исходно-разрешительной документации для строительства новых объектов и развития сырьевой базы, что может отрицательно повлиять на привлечение финансовых ресурсов для реализации мероприятий Программы и достижение ожидаемых результатов;

экономические риски могут быть обусловлены следующими факторами: низкой конкуренцией между производителями вследствие усиления монополизма в основных секторах производства; ростом ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками; высокими темпами роста цен на жилье, превышающими темпы роста доходов населения;

социальные риски могут возникнут в результате того, что из-за сокращения объёмов производства многие предприятия вынуждены переходить на режим неполной  рабочей недели, проводить реорганизационные мероприятия с последующим высвобождением и сокращением основного и вспомогательного персонала, что ведёт к социальной напряженности в республике.

Способами снижения и предупреждения рисков являются: регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования мероприятий Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства; обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных средств.

Реализация предлагаемой Программы по сценарию с использованием программно-целевого метода позволит обеспечить достижение целей, поставленных Программой.

Приложение 1 к республиканской целевой программе «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике  до 2020 года»

БАЛАНС ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПРОИЗВОДСТВА В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ НА ПЕРИОД 2013-2020 Г.

Наименование строительной продукции

Потребность и производство

Годы

2010 г.

(факт)

2011 г.

(факт,

*прогноз)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Сборный железобетон,

тыс. м3, всего

Потребность

180,0

*185

190

198

234

324

365

450

470

518

566

Производство

162,6

205,3

210

218

258

324

365

450

470

518

566

Мощность

411,9

412

412

412

412

420

460

480

500

550

600

в  т.ч.:

панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, тыс.м2

Потребность

16,2

20

21

22

33

44

48

50

64

73

77

Производство

18,4

22

23

25

35

48

50

51

68

75

80

Мощность

50

50

50

50

50

50

60

70

80

86

93

Штучные стеновые материалы,

млн.шт. усл.кирп.

Потребность

198,2

*210

215

220

230

250

300

350

370

390

412

Производство

202,2

220,7

230

240

250

260

330

415

430

450

520

Мощность

547,9

550

554

560

564

571

571

574

575

579

580

Теплоизоляционные материалы, тыс.м2

Потребность

420,0

*430

445

458

496

534

560

586

612

648

684

Производство

314,0

344,4

360

382

450

507

547

576

610

644

680

Мощность

338,4

340

381

398

458

518

553

588

623

658

694

Нерудные  строительные материалы всего,

тыс. м3.

Потребность

1863,2

*2000

3100

4200

6500

6870

7000

7100

7430

7700

7850

Производство

810,5

1048,2

2055

3471

3786

3890

4072

4284

4502

4727

4959

Мощность

2479

2500

3000

3900

4110

4344

4490

4658

4864

4960

5100

Приложение 2 к республиканской целевой программе «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике  до 2020 года»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ  «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА»

(в ред. постановления Правительства УР от 20.10.2014 № 392)



п/п

Наименование

мероприятия

Направление

расходов

Источники

финансирования

Объём финансирования по годам, млн.рублей

Исполнители,

участники

Ожидаемые

результаты

Всего

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

Мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и строительству новых предприятий промышленности строительных материалов

Капитальные вложения

Иные источники

в соответствии с законодательством Российской Федерации

918,0

102,0

106,0

110,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

Предприятия

промышленности строительных материалов

(по согласованию)

Обновление производственного потенциала Удмуртской Республики,

увеличение объёмов выпуска строительных материалов для обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынков высококачественными строительными материалами

2.

Субсидирование части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам для предприятий – участников Программы (в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики)

Текущие

расходы

Бюджет

Удмуртской

Республики

36,8

4,1

4,3

4,4

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

Минстрой УР

Снижение финансовых затрат предприятий, осуществляющих реконструкцию и техперевооружение и новое строительство, ускорение обновления производственного потенциала

3.

Проведение мероприятий по организации участия предприятий-делегаций и экспозиций Удмуртской Республики в выставках, форумах, в том числе проведение  ежегодной международной специализированной выставки «Город XXI века»

Текущие

расходы

Бюджет

Удмуртской

Республики

8,888

1,111

1,111

1,111

1,111

1,111

1,111

1,111

1,111

Минстрой УР

Стимулирование деятельности предприятий-производителей в Удмуртской Республике, повышение престижа продукции местных производителей, содействие предприятиям в установлении деловых контактов с потенциальными партнерами и инвесторами, расширение рынков сбыта строительной продукции, производимой в регионе

4.

Освещение в республиканских средствах массовой информации о потенциале и перспективах развития промышленности строительных материалов

Текущие

расходы

Бюджет

Удмуртской

Республики

0,48

0,06

0,06

0,06

0,06

0,06

0,06

0,06

0,06

Минстрой УР

Информирование общественности о предприятиях и производимой ими продукции

5.

Проведение обучающих технических семинаров по вопросам применения современных строительных материалов, новых технологий в Удмуртской Республике

Текущие

расходы

Бюджет

Удмуртской

Республики

0,72

0,09

0,09

0,09

0,09

0,09

0,09

0,09

0,09

Минстрой УР

Повышения престижа строительных профессий всех уровней.

Повышение

профессионального уровня работников стройиндустрии, продвижение продукции местных производителей стройматериалов.

6.

Сопровождение инвестиционных проектов по производству стройматериалов; содействие их включению в государственный реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Минстрой УР, предприятия стройиндустрии и промышленности стройматериалов УР

(по согласованию)

Стимулирование предприятий для обновления производственного потенциала по повышению качества, конкурентоспособности и объёмов выпуска продукции, развитие

инвестиционного потенциала Удмуртской Республики

7.

Организация участия предприятий в торгово-экономических миссиях в соседние регионы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Минстрой УР, предприятия стройиндустрии и промышленности стройматериалов УР

(по согласованию)

Информирование общественности о предприятиях и производимой ими продукцией, содействие предприятиям в установлении деловых контактов с потенциальными партнерами и инвесторами, расширение рынков сбыта строительной продукции, производимой в регионе

8.

Создание базы данных по земельным участкам, обеспеченных необходимой дорожной и инженерной инфраструктурой

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Минстрой УР,

муниципальные образования УР

(по согласованию)

Информирование общественности для дальнейшего перспективного развития по созданию новых производств по выпуску строительных материалов

9.

Рассмотрение бизнес-планов инвестиционных проектов для участия в конкурсе на право получения льгот по налогу на имущество и прибыль организаций

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Минстрой УР

Снижение финансовых затрат предприятий, осуществляющих реконструкцию, техперевооружение и новое строительство, ускорение обновления производственного потенциала

Итого:

964,9

107,3

111,5

115,6

126,1

126,1

126,1

126,1

126,1

Бюджет

Удмуртской

Республики

46,9

5,3

5,5

5,6

6,1

6,1

6,1

6,1

6,1

Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации

918,0

102,0

106,0

110,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Удмуртской Республики № 41(II) от 31.07.2012
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.040.000 Строительство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать