Основная информация
Дата опубликования: | 28 ноября 2006г. |
Номер документа: | В200602409 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0602409
В200602409
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.02.2007, N 2, СТР. 235
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.11.2006 N 9687/06
[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам Тульской области о пересмотре
в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской
области от 24.01.2006 по делу N А68-АП-113/11-375/А-05
и постановления Федерального арбитражного суда
Центрального округа от 11.05.2006 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2006 по делу N А68-АП-113/11-375/А-05 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.05.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - Бауков А.Ю., Бондарев А.Ю., Будыка И.Н., Окунева О.Г., Почуев А.В., Таранина Ю.Ю.;
от открытого акционерного общества "Ванадий-Тула" - Гусаров М.Б., Жуков В.И., Петруня М.И., Ченченко А.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ванадий-Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании частично недействительными пункта 1 решения от 24.01.2005 N 31-к, пункта 1 решения от 11.02.2005 N 45-к, пункта 1 решения от 15.02.2005 N 52-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 38-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 39-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 40-к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) и об обязании инспекции возместить 42056841 рубль налога на добавленную стоимость за июль 2004 года, 35734661 рубль - за август 2004 года, 27131690 рублей - за сентябрь 2004 года.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2006 заявление общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 11.05.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции инспекция просит отменить названные судебные акты со ссылкой на нарушение ими единообразия в толковании и применении норм права и публичных интересов.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций общества по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль, август, сентябрь 2004 года инспекцией приняты решения: от 24.01.2005 N 31-к об отказе в возмещении 42056841 рубля налога на добавленную стоимость, от 11.02.2005 N 45-к об отказе в возмещении 35734661 рубля налога, от 15.02.2005 N 52-к об отказе в возмещении 27131690 рублей налога, от 07.02.2005 N 38-к о доначислении обществу 1466905 рублей налога на добавленную стоимость, от 07.02.2005 N 39-к о доначислении 1713632 рублей налога, от 07.02.2005 N 40-к о доначислении 1587768 рублей налога.
По мнению налогового органа, спорные суммы налога, уплаченные обществом организациям-поставщикам (комиссионерам), не подлежат возмещению, так как это противоречит положениям пунктов 1, 2, 5, 6 статьи 169 и пункта I статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621. При этом инспекция сослалась на то, что ванадиевый шлак - сырье для производства продукции, вывезенной в таможенном режиме экспорта, отгружался обществу напрямую от производителя, а у остальных участников сделки фактически происходил только документооборот.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции указал, что решение инспекции в заявленной части является недействительным, так как общество надлежащими документами, приложенными к налоговой декларации, подтвердило факт уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении ванадиевого шлака.
Суд кассационной инстанции отметил следующее. В решениях налогового органа не содержится доказательств того, что сделка по приобретению сырья не имела разумной деловой цели, а документы, представленные обществом, недостоверны. Учитывая, что сделки носили реальный характер и их недействительность инспекцией не доказана, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для вывода об их недействительности в соответствии со статьями 169, 179 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309. Общество не имело возможности приобрести ванадиевый шлак по более низкой цене, поскольку производитель этой продукции отказал ему в заключении договора, сославшись на длительные хозяйственные связи с другими контрагентами. В решениях инспекции не содержится также доказательств того, что заявитель или его поставщик имели возможность другим способом обеспечить сырьем производство, минуя цепочку посреднических фирм. Соответствующих доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности в действиях общества, его поставщика и посреднических фирм в целях необоснованного получения из бюджета налога на добавленную стоимость, инспекцией в суд не представлено.
Данные выводы судов являются ошибочными.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, для изготовления товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, общество на основании договора от 01.06.2004 N 19584-х приобретало у общества с ограниченной ответственностью "Черметхолдинг" ванадиевый шлак производства открытого акционерного общества "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - комбинат).
Суд первой инстанции установил, что отгрузка ванадиевого шлака обществу осуществлялась непосредственно комбинатом.
Судами исследованы акты сдачи-приема товара организаций - перепродавцов шлака, датированные 30.09.2004: акт сдачи-приема товара фирмой "Frelton Trading Ltd" (принципала) обществу с ограниченной ответственностью "Спецоборудование и материалы" (агенту) и акт сдачи-приема товара фирмой "Damark Ltd" (принципала) обществу с ограниченной ответственностью "Лорэя" (агенту). Однако правовая оценка названным доказательствам с учетом требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана.
Исследован судами и факт нахождения ряда юридических лиц-посредников по одному юридическому адресу, но соответствующего правового значения ему также не придано.
Кроме того, установив наличие хозяйственных операций, связанных с расчетами за ванадиевый шлак, суды не дали соответствующую оценку возможности создания цепочкой таких операций условий для искусственного удорожания товара (завышения его цены) с целью дальнейшего неправомерного изъятия средств из федерального бюджета. При этом в нарушение части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не придано значения имеющимся в деле доказательствам уплаты налогов рядом посредников-перепродавцов (фирмами "Frelton Trading Ltd", "Goole Management Ltd", "Damark Ltd", "Izeron Management Ltd", обществами с ограниченной ответственностью "Лорэя" и "Спецоборудование и материалы") только с агентских вознаграждений, а не с реализации ванадиевого шлака, а также тому, что деятельность общества по спорным поставкам направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Не принято во внимание и то, что обществу должно быть известно о нарушениях его контрагентами своих налоговых обязанностей, поскольку по таким же операциям предыдущих периодов ему было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость. Правомерность отказа в возмещении налога установлена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А68-АП-464/11-04 Арбитражного суда Тульской области.
В связи с этим выводы судов о реальности сделок купли-продажи ванадиевого шлака, заключенных посредническими организациями, и об отсутствии у инспекции доказательств того, что посреднические сделки по приобретению сырья не имеют разумной деловой цели и в действиях общества наличествуют признаки недобросовестного поведения, неправомерны.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции препятствуют формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2006 по делу N А68-АП-113/11-375/А-05 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.05.2006 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Ванадий-Тула" о признании частично недействительными пункта 1 решения от 24.01.2005 N 31-к, пункта 1 решения от 11.02.2005 N 45-к, пункта 1 решения от 15.02.2005 N 52-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 38-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 39-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 40-к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области и об обязании инспекции возместить 42056841 рубль налога на добавленную стоимость за июль 2004 года, 35734661 рубль - за август 2004 года, 27131690 рублей - за сентябрь 2004 года отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[отформатировано: 01.07.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]
В0602409
В200602409
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.02.2007, N 2, СТР. 235
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.11.2006 N 9687/06
[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам Тульской области о пересмотре
в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской
области от 24.01.2006 по делу N А68-АП-113/11-375/А-05
и постановления Федерального арбитражного суда
Центрального округа от 11.05.2006 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2006 по делу N А68-АП-113/11-375/А-05 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.05.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - Бауков А.Ю., Бондарев А.Ю., Будыка И.Н., Окунева О.Г., Почуев А.В., Таранина Ю.Ю.;
от открытого акционерного общества "Ванадий-Тула" - Гусаров М.Б., Жуков В.И., Петруня М.И., Ченченко А.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ванадий-Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании частично недействительными пункта 1 решения от 24.01.2005 N 31-к, пункта 1 решения от 11.02.2005 N 45-к, пункта 1 решения от 15.02.2005 N 52-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 38-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 39-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 40-к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) и об обязании инспекции возместить 42056841 рубль налога на добавленную стоимость за июль 2004 года, 35734661 рубль - за август 2004 года, 27131690 рублей - за сентябрь 2004 года.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2006 заявление общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 11.05.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции инспекция просит отменить названные судебные акты со ссылкой на нарушение ими единообразия в толковании и применении норм права и публичных интересов.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций общества по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль, август, сентябрь 2004 года инспекцией приняты решения: от 24.01.2005 N 31-к об отказе в возмещении 42056841 рубля налога на добавленную стоимость, от 11.02.2005 N 45-к об отказе в возмещении 35734661 рубля налога, от 15.02.2005 N 52-к об отказе в возмещении 27131690 рублей налога, от 07.02.2005 N 38-к о доначислении обществу 1466905 рублей налога на добавленную стоимость, от 07.02.2005 N 39-к о доначислении 1713632 рублей налога, от 07.02.2005 N 40-к о доначислении 1587768 рублей налога.
По мнению налогового органа, спорные суммы налога, уплаченные обществом организациям-поставщикам (комиссионерам), не подлежат возмещению, так как это противоречит положениям пунктов 1, 2, 5, 6 статьи 169 и пункта I статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621. При этом инспекция сослалась на то, что ванадиевый шлак - сырье для производства продукции, вывезенной в таможенном режиме экспорта, отгружался обществу напрямую от производителя, а у остальных участников сделки фактически происходил только документооборот.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции указал, что решение инспекции в заявленной части является недействительным, так как общество надлежащими документами, приложенными к налоговой декларации, подтвердило факт уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении ванадиевого шлака.
Суд кассационной инстанции отметил следующее. В решениях налогового органа не содержится доказательств того, что сделка по приобретению сырья не имела разумной деловой цели, а документы, представленные обществом, недостоверны. Учитывая, что сделки носили реальный характер и их недействительность инспекцией не доказана, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для вывода об их недействительности в соответствии со статьями 169, 179 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309. Общество не имело возможности приобрести ванадиевый шлак по более низкой цене, поскольку производитель этой продукции отказал ему в заключении договора, сославшись на длительные хозяйственные связи с другими контрагентами. В решениях инспекции не содержится также доказательств того, что заявитель или его поставщик имели возможность другим способом обеспечить сырьем производство, минуя цепочку посреднических фирм. Соответствующих доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности в действиях общества, его поставщика и посреднических фирм в целях необоснованного получения из бюджета налога на добавленную стоимость, инспекцией в суд не представлено.
Данные выводы судов являются ошибочными.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, для изготовления товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, общество на основании договора от 01.06.2004 N 19584-х приобретало у общества с ограниченной ответственностью "Черметхолдинг" ванадиевый шлак производства открытого акционерного общества "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - комбинат).
Суд первой инстанции установил, что отгрузка ванадиевого шлака обществу осуществлялась непосредственно комбинатом.
Судами исследованы акты сдачи-приема товара организаций - перепродавцов шлака, датированные 30.09.2004: акт сдачи-приема товара фирмой "Frelton Trading Ltd" (принципала) обществу с ограниченной ответственностью "Спецоборудование и материалы" (агенту) и акт сдачи-приема товара фирмой "Damark Ltd" (принципала) обществу с ограниченной ответственностью "Лорэя" (агенту). Однако правовая оценка названным доказательствам с учетом требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана.
Исследован судами и факт нахождения ряда юридических лиц-посредников по одному юридическому адресу, но соответствующего правового значения ему также не придано.
Кроме того, установив наличие хозяйственных операций, связанных с расчетами за ванадиевый шлак, суды не дали соответствующую оценку возможности создания цепочкой таких операций условий для искусственного удорожания товара (завышения его цены) с целью дальнейшего неправомерного изъятия средств из федерального бюджета. При этом в нарушение части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не придано значения имеющимся в деле доказательствам уплаты налогов рядом посредников-перепродавцов (фирмами "Frelton Trading Ltd", "Goole Management Ltd", "Damark Ltd", "Izeron Management Ltd", обществами с ограниченной ответственностью "Лорэя" и "Спецоборудование и материалы") только с агентских вознаграждений, а не с реализации ванадиевого шлака, а также тому, что деятельность общества по спорным поставкам направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Не принято во внимание и то, что обществу должно быть известно о нарушениях его контрагентами своих налоговых обязанностей, поскольку по таким же операциям предыдущих периодов ему было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость. Правомерность отказа в возмещении налога установлена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А68-АП-464/11-04 Арбитражного суда Тульской области.
В связи с этим выводы судов о реальности сделок купли-продажи ванадиевого шлака, заключенных посредническими организациями, и об отсутствии у инспекции доказательств того, что посреднические сделки по приобретению сырья не имеют разумной деловой цели и в действиях общества наличествуют признаки недобросовестного поведения, неправомерны.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции препятствуют формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2006 по делу N А68-АП-113/11-375/А-05 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.05.2006 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Ванадий-Тула" о признании частично недействительными пункта 1 решения от 24.01.2005 N 31-к, пункта 1 решения от 11.02.2005 N 45-к, пункта 1 решения от 15.02.2005 N 52-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 38-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 39-к, пункта 1 решения от 07.02.2005 N 40-к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области и об обязании инспекции возместить 42056841 рубль налога на добавленную стоимость за июль 2004 года, 35734661 рубль - за август 2004 года, 27131690 рублей - за сентябрь 2004 года отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[отформатировано: 01.07.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2007 Стр. 235 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: