Основная информация

Дата опубликования: 28 декабря 2012г.
Номер документа: RU43000201201184
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кировская область
Принявший орган: Правительство Кировской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДОКУМЕНТ УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление Правительства Кировской области от 16.04.2014 № 258/259

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.12.2012 № 189/843

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.10.2010 № 74/530

Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Кировской области от 21.10.2010 № 74/530 «Об областной целевой программе «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 – 2015 годы» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 29.08.2012 № 168/507) следующие изменения:

1.1. Утвердить областную целевую программу «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 – 2015 годы (далее – Программа) в новой редакции. Прилагается.

1.2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент социального развития Кировской области, государственными заказчиками – департамент социального развития Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области».

1.3. В пункте 3 слова «заместителя Председателя Правительства области» заменить словами «первого заместителя Председателя Правительства области».

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор –

Председатель Правительства

Кировской области               Н.Ю. БЕЛЫХ

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Кировской области

от 28.12.2012 № 189/843

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 – 2015 годы

ПАСПОРТ

областной целевой программы «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 – 2015 годы

Наименование Программы

«Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области»

Основание для принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Кировской области от 21.09.2010 № 353 «О концепции областной целевой программы «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 – 2015 годы»

Государственный заказчик-координатор Программы

департамент социального развития Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент социального развития Кировской области;

департамент строительства и архитектуры Кировской области

Основной разработчик Программы

департамент социального развития Кировской области

Цель Программы

повышение качества стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов

Задачи Программы

укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;

внедрение стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»

Важнейшие показатели эффективности Программы

количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, которым улучшены условия проживания в рамках реализации Программы;

доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях);

количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» в рамках Программы

Срок реализации Программы

2011 – 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования за счет средств областного бюджета – 93822,6 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в 2012 году предполагается улучшить условия проживания 462 гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в психоневрологических интернатах;

к 2015 году предполагается:

увеличить долю граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), до 50%;

увеличить количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов», до 60 человек

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Согласно статье 20 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в России, Приволжском федеральном округе, в том числе в Кировской области, является увеличение доли старших возрастных групп в структуре населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на 01.01.2010 доля пожилых людей в области составляла 22,6% (по России – 21,5%). При этом, если рассматривать абсолютные цифры, то за последние три года на фоне общего сокращения населения области на 1,7% (с 1420,1 тыс. человек в 2007 году до 1396,2 тыс. человек в 2009 году) количество жителей старше 55 лет, наоборот, возросло на 2% (с 355 865 человек в 2007 году до 362 906 человек в 2009 году). Масштабный характер приобрели негативные изменения физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста, ухудшается показатель физического состояния здоровья. Количество инвалидов постоянно увеличивается. За последние годы число инвалидов среди населения области выросло на 5,5% (с 143 980 человек в 2007 году до 151 930 человек в 2010 году). При этом число граждан, признанных инвалидами вследствие психического заболевания, за период с 2007 по 2010 год составило более 8 тыс. человек. В области отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности как среди взрослого, так и среди детского населения, которое происходит на фоне уменьшения численности населения в целом и увеличения показателей заболеваемости.

В ряде интернатов состояние спальных корпусов и коммунальной инфраструктуры не соответствует требованиям надзорных органов. Для решения этой проблемы в рамках Программы планируется проведение капитального ремонта спальных корпусов и строительство очистных сооружений, а также проектирование и строительство новых спальных корпусов и реконструкция существующих зданий в ряде интернатов.

В стационарных учреждениях (отделениях) имеется недостаточный уровень комфорта жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и по причине отсутствия достаточного количества технических средств ухода за немобильными и маломобильными гражданами. Например, в психоневрологических интернатах только 20% находящихся на постельном режиме граждан обеспечено прикроватными столиками, только 15% маломобильных граждан обеспечено роллерами-ходунками. Во всех интернатах полностью отсутствуют механизированные подъемники для помывки граждан, находящихся на постельном режиме, и т.д.

Для решения проблемы недостаточного качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов планируется обеспечить стационарные учреждения (отделения) достаточным количеством технических средств ухода за немобильными и маломобильными гражданами.

В рамках Программы будут реализованы мероприятия, направленные на мотивирование семей, не связанных родством с гражданами пожилого возраста и инвалидами, самостоятельно осуществлять за ними уход в семье. Данное направление ориентировано на снижение фактического спроса на стационарное социальное обслуживание. Предполагается, что выплаты семьям, не связанных родством с гражданами пожилого возраста и инвалидами, которые осуществляют за ними уход в семье, будут осуществляться со второго полугодия 2011 года после подготовки и принятия необходимой нормативно-правовой базы для применения стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» и проведения подготовительной работы. При разработке и реализации данной технологии планируется использовать уже имеющийся опыт других регионов Российской Федерации по уходу за данной категорией граждан в семье. Представляется целесообразным развивать это направление в целях экономии бюджетных средств, так как расходы областного бюджета на содержание одного человека в интернате значительно превышают размер месячной выплаты приемной семье.

Благодаря реализации данной Программы положение пожилых людей и инвалидов должно быть коренным образом улучшено на основе развития стационарных учреждений социального обслуживания и создания условий, обеспечивающих качество предоставляемых услуг. Программа направлена на решение проблемы, которая заключается в несоответствии существующих возможностей региональных систем социального обслуживания потребностям пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном и медицинском обслуживании.

Необходимость решения указанных проблем нашла отражение в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), одной из задач которой является укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, включая строительство новых объектов и реконструкцию действующих, оснащение их оборудованием, обеспечивающим доступность и качество предоставленных услуг.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, показатели эффективности, характеризующие достижение поставленных целей и решение задач Программы

Основной целью Программы является повышение качества стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;

внедрение стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».

Показателями эффективности, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:

количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, которым улучшены условия проживания в рамках реализации Программы, человек;

доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), процентов;

количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов», в рамках Программы, человек.

Реализация Программы рассчитана на 5 лет – с 2011 по 2015 год.

Разбивка на этапы не предусматривается.

3. Перечень программных мероприятий

Перечень программных мероприятий приведен в приложении.

Объем затрат на приобретение оборудования определен расчетным путем на основе сбора информации о потребности стационарных учреждений в технических средствах ухода за немобильными клиентами и информации о стоимости оборудования по прайс-листам фирм-поставщиков.

Предполагается, что выплаты семьям, не связанным родством с гражданами пожилого возраста и инвалидами, которые осуществляют за ними уход в семье, будут осуществляться со второго полугодия 2011 года после подготовки и принятия необходимой нормативно-правовой базы для применения стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» и проведения подготовительной работы. Расчетное число обслуживаемых граждан в семьях в 2011 году составляет 20 человек, в 2012 году – 48 человек, в 2013 году – 60 человек, в 2014 году – 60 человек, в 2015 году – 60 человек. Размер ежемесячного вознаграждения для применения стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» определяется Правительством Кировской области.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Общий объем финансирования составляет 93822,6 тыс. рублей, источник финансирования мероприятий Программы – областной бюджет.

Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования приведен в таблице 1.

Таблица 1

Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования

Основные направления финансирования Программы

Объемы финансирования в 2011 – 2015 годах

(тыс. рублей)

всего

в том числе

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

Капитальные вложения

75813,6

20588

51625,6

1200

1200

1200

Прочие расходы

18009

783

3132

4698

4698

4698

Итого

93822,6

21371

54757,6

5898

5898

5898

Объем финансирования мероприятий Программы может измениться в зависимости от возможностей бюджета и результатов оценки эффективности реализации Программы.

Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

5. Механизм реализации Программы, включающий механизм управления Программой и взаимодействие государственных заказчиков

Государственный заказчик-координатор – департамент социального развития Кировской области осуществляет общее управление реализацией Программы и принимает меры по выполнению мероприятий Программы.

Государственными заказчиками Программы являются департамент социального развития Кировской области и департамент строительства и архитектуры Кировской области.

Государственный заказчик-координатор:

осуществляет контроль за выполнением в установленные сроки мероприятий Программы, целевым и эффективным использованием выделенных на их реализацию средств из областного бюджета;

заключает государственные контракты (договоры) на поставку оборудования, выполнение ремонтных и других работ, а также услуг с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент экономического развития Кировской области информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы, мощностях основных объектов, введенных в результате реализованных мероприятий Программы, а по итогам года помимо указанной информации, в срок до 1 марта, представляет информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой.

Государственный заказчик:

заключает государственные контракты (договоры) на поставку оборудования, выполнение строительных и других работ, а также услуг с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

осуществляет контроль и несет ответственность за реализацию мероприятий Программы по соответствующим направлениям в установленные сроки и в пределах своих полномочий, а также контроль за эффективным использованием выделенных на реализацию Программы средств из областного бюджета;

представляет государственному заказчику-координатору в установленном порядке ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы по соответствующим направлениям, результатам их реализации, целевом использовании выделенных средств из областного бюджета.

Порядок предоставления ежемесячного вознаграждения приемной семье за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами устанавливается Правительством области.

По завершении срока реализации Программы государственный заказчик-координатор представляет до 01 марта 2016 года в Правительство области доклад о ее выполнении, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития Кировской области, а также первым заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу органа государственной власти области – государственного заказчика-координатора Программы.

В случаях сокращения объемов финансирования Программы государственный заказчик-координатор Программы вносит в установленном порядке предложения по корректировке Программы. При несоответствии результатов выполнения Программы показателям эффективности, предусмотренным Программой, государственный заказчик-координатор Программы готовит и вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы либо о досрочном прекращении ее реализации.

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

В результате реализации мероприятий Программы предполагается улучшить условия проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, увеличить долю граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), увеличить количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».

В 2012 году в связи с проведением капитального ремонта в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Новомедянский психоневрологический интернат» и в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Советский психоневрологический интернат» будут улучшены условия для проживания 462 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Оценка эффективности реализации Программы проводится путем анализа показателей, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Показатели эффективности Программы по годам

№ п/п

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, которым улучшены условия проживания в рамках реализации Программы, человек

0

0

462

0

0

0

2

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), процентов

18

29

40

50

50

50

3

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» в рамках Программы, человек

0

20

48

60

60

60

Источником получения информации по показателям «Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, которым улучшены условия проживания в рамках реализации Программы» и «Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» в рамках Программы» является ведомственная отчетность подведомственных учреждений.

Расчет показателя «Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях)» осуществляется по формуле:

К = К1 / К2 х 100%, где:

К – доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), %;

К1 – количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, человек (источник получения информации – ведомственная отчетность подведомственных учреждений);

К2 – общее количество граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), человек (источник получения информации – ведомственная отчетность подведомственных учреждений).

Приложение

к Программе

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий Программы

№ п/п

Наименование задач и мероприятий

Источник финансирования

Объем финансирования (тыс. рублей)

Ответственный

исполнитель

2011 –2015

годы

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015

год

1

Укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов

1.1

Проектирование и строительство спального корпуса на 120 койко-мест с теплым переходом в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Верхошижемский психоневрологический интернат», пос. Верхошижемье Кировской области

областной

бюджет

2700

2700

департамент строительства и архитектуры Кировской области,

департамент социального развития Кировской области

1.2

Проектирование и строительство спального корпуса на 120 койко-мест с теплым переходом, столовой, очистных сооружений на 200 куб. м/сутки и реконструкция существующего спального корпуса и котельной в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Советский психоневрологический интернат», г. Советск Кировской области

областной

бюджет

5432,1

500

4932,1

департамент строительства и архитектуры Кировской области,

департамент социального развития Кировской области

1.3

Завершение строительства канализационной насосной станции и канализационного напорного коллектора, проектирование и реконструкция зданий отделения на 70 мест в Кировском областном государственном автономном учреждении социального обслуживания «Кировский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в дер. Горская речка Слободского района

областной

бюджет

12790

11720

1070

департамент строительства и архитектуры Кировской области,

департамент социального развития Кировской области

1.4

Проектирование и строительство двух очистных сооружений по 150 куб. м/сутки в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Климковский психоневрологический интернат», с. Климковка Белохолуницкого района Кировской области

областной

бюджет

20770,5

1500

18070,5

1200

департамент строительства и архитектуры Кировской области,

департамент социального развития Кировской области

1.5

Проектирование и реконструкция очистных сооружений на 100 куб. м/сутки в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Подосиновский психоневрологический интернат», пос. Подосиновец Кировской области

областной

бюджет

1820

900

920

департамент строительства и архитектуры Кировской области,

департамент социального развития Кировской области

1.6

Капитальный ремонт спальных корпусов в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Новомедянский психоневрологический интернат», включая разработку проектно-сметной документации

областной

бюджет

19633

517

19116

департамент социального развития Кировской области

1.7

Капитальный ремонт спальных корпусов в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Подосиновский психоневрологический интернат», включая разработку проектно-сметной документации

областной бюджет

790

790

департамент социального развития Кировской области

1.8

Капитальный ремонт спального корпуса в Кировском областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Советский психоневрологический интернат», включая разработку проектно-сметной документации

областной

бюджет

7638

121

7517

департамент социального развития Кировской области

1.9

Обеспечение стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами ухода за немобильными и маломобильными клиентами

областной бюджет

4240

1840

1200

1200

департамент социального развития Кировской области

2

Внедрение стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»

2.1

Разработка нормативных правовых актов по внедрению технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»

не требуется

х

х

департамент социального развития Кировской области

2.2

Предоставление ежемесячного вознаграждения приемной семье за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами

областной бюджет

18009

783

3132

4698

4698

4698

департамент социального развития Кировской области

Итого

областной

бюджет

93822,6

21371

54757,6

5898

5898

5898

х – год реализации мероприятия, не требующего финансирования.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный информационный сайт Правительства Кировской области http://kirovreg.ru от 30.12.2012 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.10.2010 № 74/530
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 060.020.140 Охрана труда, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 140.010.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать