Основная информация
Дата опубликования: | 29 января 2009г. |
Номер документа: | ru17000200900077 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Тыва |
Принявший орган: | Правительство Республики Тыва |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2009 г. № 25
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ «РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА» НА 2009-2012 ГОДЫ И «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА» НА 2009-2012 ГОДЫ
Утратил силу Постановлением Правительства Республики Тыва от 09 июля 2013 г. № 404
В рамках реализации мероприятий подраздела «Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» раздела «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проводится отбор региональных программ для их поддержки за счет средств федерального бюджета и в целях участия в отборе экономически значимых программ.
Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые республиканские целевые программы:
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы;
«Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия (Ендан) подготовить заявки на участие в отборе региональных программ и представить в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации республиканские целевые программы, утвержденные п. 1 настоящего постановления.
Первый зам. Председателя
Правительства Республики Тыва
С.Тен
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 29 января 2009 г. № 25
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»
НА 2009-2012 ГОДЫ
г. Кызыл
2009 г.
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы (далее -
распоряжение Правительства Республики Тыва от 15 января 2009 г. № 11-р «О разработке республиканских целевых программ ««Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы и «Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы;
- удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота в 2012 году - 5,2 %;
2009 г. - 55,7 тыс. тонн,
2010 г. - 60,7 тыс. тонн,
2011 г. - 66,4 тыс. тонн,
2012 г. - 75,0 тыс. тонн;
2009 - 2012 годы
I этап (2009 г.) - строительство молочно-товарных ферм ОПХ «Сосновское», МУП «Каа-Хемское»;
II этап (2010 г.) - строительство молочно-товарных ферм ГУП «Нива и ГУП «Балгазын» им. С. Шойгу;
III этап (2011 г.) - строительство молочно-товарных ферм ГУП «Чодураа», СПК «Шык-Бажы» и СПК «Намзырай»
- за счет республиканского бюджета - 301,4 млн. рублей,
из них:
2009 г. - 79,0 млн. рублей;
2010 г. - 98,4 млн. рублей;
2011 г. - 89,5 млн. рублей;
2012 г. - 34,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 100,6 млн. рублей,
из них:
2009 г. - 25,6 млн. рублей;
2010 г. - 30,0 млн. рублей;
2011 г. - 30,0 млн. рублей;
2012 г. - 15,0 млн. рублей
увеличение удоев коров к 2012 году до 1500 кг, валового производства молока - до 75 тыс. тонн, стабилизация поголовья коров - на уровне 50 тыс. голов;
1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Целевая республиканская программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва на 2009-2012 годы» (далее - Программа) направлена на модернизацию молочного скотоводства в республике.
Молочное скотоводство в Республике Тыва в последнее десятилетие XX века претерпело негативные качественные и количественные изменения, которые отразились на воспроизводстве стада, кормлении и содержании животных, механизации трудоемких процессов, переработке и реализации молочной продукции. В связи с отказом от индустриальных методов производства молока усилился процесс технологической деградации, существенно снизился производственный потенциал, сократилась эффективность инвестиций в отрасль и их окупаемость, и целом существенно ухудшились показатели экономической эффективности молочного скотоводства в республике.
По сравнению с 1990 годом поголовье коров сократилось почти в 2 раза, объемы производства молока снизились на 25,7 тыс. тонн, в расчете на душу населения - на 85 кг, потребление - на 44 кг.
Причинами сложившейся неблагоприятной ситуации явились реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий в мелкотоварные кооперативы и неудовлетворительное состояние их производственных фондов, износ которых достигает 80-90 процентов, низкая производительность труда. Постоянный рост производственных издержек из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и оборудование приводят к снижению объемов производства молока, сокращению поголовья коров.
В структуре производства молока возрос удельный вес продукции, произведенной населением в личных подсобных и фермерских хозяйствах, с 67 процентов в 1990 году до 86 процентов в 2007 году. Однако рост производства молока в этих хозяйствах не восполняет сокращение его производства в сельскохозяйственных предприятиях республики.
Сложившееся положение в молочном скотоводстве, жесткая конкуренция на рынке и необходимость обеспечения населения республики продовольствием за счет собственных ресурсов обусловили разработку данной Программы.
Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему республиканского значения, решение которой позволит в перспективе научно обосновано и в интересах всего населения республики удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счёт собственного производства в республике. Тем более производство молока на душу населения в республике ниже средних показателей по Сибирскому федеральному округу в 2 раза, а по потреблению молока и молочных продуктов - на 40 процентов.
В 90-ые годы XX века в молочно-товарных фермах крупных совхозов республики «Пламя революции», «Красный пахарь», «Чыраа-Бажы», им. 25 съезда КПСС, «Чодураа» и ОПХ «Сосновское» содержались от 300 до 600 дойных коров. Производилось до 400-800 тонн молока от каждой коровы при среднем надое 1300- 1750 кг молока в год. Кроме того, этими хозяйствами использовалось от 3,5 до 19 тыс. гектаров пашни и от 12 до 40 тыс. гектаров пастбищ.
В настоящее время эти предприятия реорганизованы в государственные или муниципальные унитарные предприятия, кооперативы и располагают всеми необходимыми предпосылками, возможностями при создании на их базе новых ферм, возобновить производство молока с обеспечением кормовой базы почти с тех же земельных угодий, которые раннее использовались.
На современном этапе сдерживающими факторами увеличения производства молока являются недостаточная развитость племенной базы, низкий выход телят в расчёте на 100 коров (50-60 голов), малая численность племенного скота (2,5 % вместо 13-15 %), отсутствие ферм с современными технологиями и оборудованием, недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.
2. Основная цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в республике.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
создание 7 новых молочно-товарных ферм на базе бывших в ГУП «Балгазын» им.С.К. Шойгу Тандинского кожууна (с. Балгазын), ГУП «Нива» Пий-Хемского кожууна (г. Туран), ГУП «Чодураа» Тес-Хемского кожууна (с. Чодураа), СПК «Шык-Бажы» Дзун-Хемчикского кожууна (с. Чыраа-Бажы), МУПах «Каа-Хемское» Каа-Хемского кожууна и «Намзырай» Улуг-Хемского кожууна, ОПХ «Сосновское» Тандинского кожууна (с. Дурген);
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства;
реализация мер по регулированию рынка молока.
I этап - в 2009 году предусматривается начать и завершить строительство 2-х молочно-товарных ферм: ОПХ «Сосновское» на 400 голов и МУП «Каа-Хемское» на 300 голов;
II этап - в 2010 году предусматривается начать и завершить строительство 2-х молочно-товарных ферм: ГУП «Балгазын» им. С.К. Шойгу и ГУП «Нива» на 400 голов каждая;
III этап - в 2011 году предусматривается начать и завершить строительство 3-х молочно-товарных ферм: ГУП «Чодураа» на 200 голов, СПК «Шык-Бажы» на 100 голов и СПК «Намзырай» на 100 голов.
3. Система программных мероприятий
Для достижения поставленных целей и задач Программы предусматриваются следующие мероприятия:
1) строительство 7 молочно-товарных ферм на базе:
ГУП «Балгазын» им. С.К. Шойгу на 400 голов;
ГУП «Нива» на 400 голов;
ОПХ «Сосновское» на 400 голов.
МУП «Каа-Хемское» на 300 голов;
ГУП «Чодураа» на 200 голов;
СПК «Шык-Бажы» на 100 голов;
СПК «Намзырай» на 100 голов;
Всего на 1900 голов;
2) создание залогового (гарантийного) фонда для получения кредитов на реализацию мероприятий по строительству молочно-товарных ферм;
3) укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов (возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур, консервантов для объемистых кормов и фуражного зерна, комбикормов для высокопродуктивных коров);
4) разработка проекта по адаптивной системе кормопроизводства и кормления высокопродуктивных кормов;
5) подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров.
Соответственно предстоит приобретение техники и оборудования для молочно-товарных ферм, переработки молока, техники для заготовки кормов. Кроме того, предусматриваются закупка молодняка крупного рогатого скота, приобретение семян зерновых культур на фураж и консервантов, комбикормов. Предстоит создать сервисные центры по искусственному осеменению животных. Предусматривается финансирование научного проекта по разработке адаптивной системы кормопроизводства и кормления высокопродуктивных коров и на подготовку и повышение квалификации кадров.
4. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Источниками финансирования мероприятий Программы являются расходные обязательства республиканского бюджета на 2009-2012 годы на государственную поддержку сельского хозяйства и республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы, внебюджетные источники и финансирование из федерального бюджета.
Объем финансирования Программы на 2009-2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 402,0 млн. рублей, в том числе:
за счет республиканского бюджета - 301,4 млн. рублей. По годам объем финансирования составляет: 2009 - 79,0 млн. рублей, 2010 - 98,4 млн.рублей, 2011- 89,5 млн. рублей, 2012 - 34,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 100,6 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 25,6 млн. рублей, 2010 - 30,0 млн. рублей, 2011 - 30,0 млн. рублей, 2012 - 15,0 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования программных мероприятий приведены в приложении к настоящей Программе.
5. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
В целях контроля за выполнением мероприятий Программы и для обеспечения мониторинга и анализа хода ее реализации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ежемесячно представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчет о ходе выполнения работ в рамках Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых Министерством сельского хозяйства Республики Тыва в соответствии с действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице.
Основные целевые индикаторы Программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в республике, что позволит в перспективе увеличить на 44 процента долю собственного молока в республике; обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 26 процентов и высвобождение из производства за счет увеличения производительности труда 70 человек, дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 6,7 млн. рублей.
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Расчет экономической и социальной эффективности реализации Программы
Основные индикаторы
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
общ.
Эффективность расходования средств финансирования по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию составляет 27,3 процента. Степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 3,6 года (100:27,3= 3,6 года).
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств Э б составляет 109,7 процента.
7. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственного-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
- организационные риски с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации программы в части объемов производства молока
Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовой надой молока в год, млн. рублей (в ценах 2008 года - 1200 руб./тонна)
3,7
5,4
4,4
6,9
Приложение
к республиканской целевой программе
«Развитие молочного скотоводства и
увеличение производства молока
в Республике Тыва» на 2009-2012 годы
Объемы и источники программных мероприятий
(млн. рублей)
ВНБ
ВНБ
ВНБ
ВНБ
Итого
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 29 января 2009 г. № 25
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»
НА 2009-2012 ГОДЫ
г. Кызыл
2009 г.
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Развитие системы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы
«Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы (далее - Программа)
распоряжение Правительства Республики Тыва от 15 января 2009 г. № 11-р «О разработке республиканских целевых программ «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы и «Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы;
- подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2009-2012 годы
в том числе:
- за счет республиканского бюджета - 212,6 млн. рублей,
из них по годам: 2009 - 28,9 млн.рублей, 2010 - 57,0 млн. рублей, 2011 - 61,2 млн. рублей, 2012 - 65,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 450,0 млн. рублей;
в том числе по годам: 2009 - 101,5 млн. рублей, 2010 - 108,5 млн. рублей, 2011 - 116,0 млн. рублей, 2012 - 124,0 млн. рублей
I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Основной проблемой, решаемой с помощью республиканской целевой программы создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, кредитным услугам и т.д.
В республике насчитывается 47,1 тыс. личных подсобных хозяйств населения и 299 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые стали значимым сектором агропромышленного комплекса республики. Их деятельность в значительной степени способствует решению социальных задач в деревне, прежде всего, обеспечению занятости сельского населения.
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах населения, в крестьянских (фермерских) хозяйствах в республике оценивается в 2,9 млрд. рублей или в общем объеме сельскохозяйственного производства 88 процентов. Доля животноводческой продукции по этим категориям хозяйств составила 86 процентов. От общего объема производства сельскохозяйственной продукции личные подсобные хозяйства производят 86 процентов молока, 82 процента мяса, крестьянские (фермерские) хозяйства - 1,2 процента молока, до 2 процентов производства мяса.
Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства занимают 160 тыс. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 10,2 процента от общего количества сельскохозяйственных угодий.
Доля от продукции собственного производства в совокупном доходе сельского домохозяйства достигает 60-65 процентов.
С отсутствием необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения доступ личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на рынки переработки и потребления ограничен. Одно из действенных направлений в решении данной проблемы - всемерное развитие сельскохозяйственной кооперации.
В ходе экономических реформ переходного периода были разрушены установившиеся ранее связи. Образовавшийся вакуум заполнили посреднические торговые структуры, закупающие сырье и продовольствие по сравнительно низким ценам. Перерабатывающие предприятия в сложившейся ситуации заняли монопольное положение. В худшем экономическом положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители, особенно представители малых форм хозяйствования.
Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства республики имеют ресурсный потенциал, реализованный через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в среднем в год до 15 тыс. тонн молока, 7 тыс. тонн мяса, 15 тыс. тонн картофеля, 4 тыс. тонн овощей, до 250 тонн плодов и ягод, грибов, лекарственных трав и 100 тонн рыбы.
Ресурсный потенциал малых форм хозяйств республики является вполне достаточным для удовлетворения объема услуг, предусмотренного Программой. В 2009 году планируется привлечь 21 кооператив по приемке молока у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в пунктах контейнерного исполнения с необходимым оборудованием, а также 49 пунктов контейнерного исполнения с холодильным оборудованием шоковой заморозки для заготовки мяса, рыбы, плодов. Контейнеры с оборудованием будут поставляться на условиях кредитования вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и залога поставляемых контейнеров.
В республике в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» было создано и регистрировано 92 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе перерабатывающих - 39, снабженческих и сбытовых - 44, кредитных - 9.
Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет 34,8 процента.
Проблемы:
- недоступность кредитных ресурсов банков;
- недостаточная материально-техническая база;
- недостаточная подготовка специалистов.
II. Основные цели и задачи Программы
Цели - развитие республиканской системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и увеличение объема реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе и повышение уровня их доходов.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих основных задач:
- развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, облегчающих деятельность малым формам хозяйствования на селе и повышающих ее эффективность;
- наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы;
- увеличение доли реально работающих кооперативов;
- подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создание новых рабочих мест.
III. Система программных мероприятий
Предусматриваются следующие программные мероприятия для достижения цели создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
1. Совершенствование правового обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Целью данного мероприятия является совершенствование правовых условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе стандартов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для реализации Программы потребуется разработка и принятие следующих нормативных правовых документов:
- постановление Правительства Республики Тыва «О предоставлении сельскохозяйственным потребительским кооперативам льгот по срокам и условиям финансирования по выплате первоначальных взносов на приобретение соответствующего оборудования и техники по лизингу и софинансирования при приобретении их через кредитование банков с их залогом»;
- постановление Правительства Республики Тыва «О республиканском залоговом фонде стимулирования кредитования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Одним из главных препятствий на пути создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов является недостаток у членов кооператива стартового капитала для приобретения техники и оборудования при низком уровне доступности кредитных ресурсов банков.
Государственная система поддержки участников Программы направлена на расширение доступа к рынку кредитных ресурсов и заимствований.
Основными направлениями системы поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются:
- субсидирование затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов по уплате процентов по целевым кредитам и займам, субсидий до 50 процентов на строительство и реконструкции производственных и складских помещений, по приобретению оборудования приемных пунктов мяса и молока, грибов, ягод и т.д., включая контейнеры и холодильники для шоковой заморозки продукции, транспортные средства, а также приобретение оборудования малых перерабатывающих цехов;
- создание гарантийного фонда для обеспечения по кредитам, полученным в кредитных организациях или кредитных кооперативах, а также для поручительства по договорам лизинга;
- финансовая поддержка развития научной, информационно-консультативной деятельности, обучения и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создание специализированного кредитного бюро (банка данных о кредитных историях).
3. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Информационно-консультационное обеспечение малых форм хозяйствования является одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предусматривает:
1) формирование на республиканском и муниципальном уровнях системы информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе создание пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения;
2) оказание консалтинговых услуг малым и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
3) повышение квалификации специалистов муниципальных образований по развитию малых форм хозяйствования и методическое обеспечение их деятельности;
4) издание информационных материалов для кооперативов, в том числе брошюр, справочников, каталогов и т.д.;
5) информационную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам через средства массовой информации;
6) обучение и переподготовку кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, методическое и аналитическое обеспечение.
Для осуществления вышеперечисленных мероприятий и создания в муниципальных образованиях информационно-консультационных служб, их компьютеризации и создания условий для работы требуется финансовая поддержка бюджетов всех уровней на стадии создания и развития деятельности с постепенным увеличением доли финансирования за счет доходов потребительских кооперативов, их ассоциаций, союзов.
4. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходима постоянно действующая система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Подготовка кадров в республике основном будет осуществляться на базе республиканского центра подготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса.
5. Поддержка создания и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов
Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: создание кооперативов первого и второго уровней. В качестве второго уровня в республике вновь создан Союз крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной кооперации и личных подсобных хозяйств агропромышленного комплекса Республики Тыва. По мере развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов будут создаваться их ассоциации по территориальным признакам.
6. Совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая формирование региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов
Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества включает в себя комплекс мероприятий, способствующих упрощению доступа сельских жителей к неиспользуемым основным фондам, прежде всего, к помещениям, повышению их эффективности для развития производственной деятельности вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Также необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению участия на конкурсной основе сельскохозяйственных производственных кооперативов в выполнении государственных и муниципальных заказов, для чего необходимо обеспечить свободный доступ к информации о проводимых конкурсах на выполнение государственных и муниципальных заказов посредством ее размещения в СМИ.
В результате реализации мероприятий будет достигнуто упрощение доступа сельских жителей к использованию объектов, расширение возможностей и повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества для обеспечения занятости и самозанятости сельских жителей, а также упрощения механизма передачи этого имущества, в том числе через создание на его базе демонстрационных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Будут предусмотрены механизмы повышения эффективности использования объектов республиканской и муниципальной собственности в качестве экономической базы оказания практической, имущественной поддержки для организации хозяйственной деятельности потребительских кооперативов.
Для этого необходимо разработать и принять постановление Правительства Республики Тыва «О республиканском залоговом фонде стимулирования кредитования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
IV. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Объем финансирования Программы на 2009-2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 662,7 млн. рублей, в том числе:
- за счет республиканского бюджета - 212,6 млн. рублей, из них по годам: 2009 - 28,9 млн. рублей, 2010 - 57,0 млн. рублей, 2011 - 61,2 млн. рублей, 2012 - 65,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 450,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 101,5 млн. рублей, 2010 - 108,5 млн. рублей, 2011 - 116,0 млн. рублей, 2012 - 124,0 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования программных мероприятий приведены в приложении к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает утверждение ответственных за:
- реализацию Программы в целом, достижение ее целей, задач, индикаторов, показателей и мероприятий;
- координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
- реализацию каждого мероприятия Программы и, соответственно, реализацию Программы в целом;
- финансирование программных мероприятий;
- мониторинг реализации Программы;
- формирование отчетности о ходе реализации Программы.
VI. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий
Целевые индикаторы реализации Программы
в том числе в разбивке по видам кооперативов, ед.:
снабженческие
кредитные
в том числе в разбивке по видам кооперативов, %:
снабженческие
кредитные
в том числе в разбивке по видам кооперативов, %:
снабженческие
кредитные
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
от 2008 г.
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Программе
?
Финансирование Программы -
Показатели эффективности - Э общ.
Приложение
к республиканской целевой программе
«Развитие сельскохозяйственных
потребительских кооперативов в
Республике Тыва» на 2009-2012 годы
Объемы и источники финансирования программных мероприятий
Подготовка и издание пакета нормативных документов (устав, необходимые положения), организация взаимодействия с органами регистрации (принцип «одного окна») и т.п.
Итого
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2009 г. № 25
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ «РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА» НА 2009-2012 ГОДЫ И «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА» НА 2009-2012 ГОДЫ
Утратил силу Постановлением Правительства Республики Тыва от 09 июля 2013 г. № 404
В рамках реализации мероприятий подраздела «Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» раздела «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проводится отбор региональных программ для их поддержки за счет средств федерального бюджета и в целях участия в отборе экономически значимых программ.
Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые республиканские целевые программы:
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы;
«Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия (Ендан) подготовить заявки на участие в отборе региональных программ и представить в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации республиканские целевые программы, утвержденные п. 1 настоящего постановления.
Первый зам. Председателя
Правительства Республики Тыва
С.Тен
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 29 января 2009 г. № 25
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»
НА 2009-2012 ГОДЫ
г. Кызыл
2009 г.
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы
«Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы (далее -
распоряжение Правительства Республики Тыва от 15 января 2009 г. № 11-р «О разработке республиканских целевых программ ««Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы и «Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы;
- удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота в 2012 году - 5,2 %;
2009 г. - 55,7 тыс. тонн,
2010 г. - 60,7 тыс. тонн,
2011 г. - 66,4 тыс. тонн,
2012 г. - 75,0 тыс. тонн;
2009 - 2012 годы
I этап (2009 г.) - строительство молочно-товарных ферм ОПХ «Сосновское», МУП «Каа-Хемское»;
II этап (2010 г.) - строительство молочно-товарных ферм ГУП «Нива и ГУП «Балгазын» им. С. Шойгу;
III этап (2011 г.) - строительство молочно-товарных ферм ГУП «Чодураа», СПК «Шык-Бажы» и СПК «Намзырай»
- за счет республиканского бюджета - 301,4 млн. рублей,
из них:
2009 г. - 79,0 млн. рублей;
2010 г. - 98,4 млн. рублей;
2011 г. - 89,5 млн. рублей;
2012 г. - 34,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 100,6 млн. рублей,
из них:
2009 г. - 25,6 млн. рублей;
2010 г. - 30,0 млн. рублей;
2011 г. - 30,0 млн. рублей;
2012 г. - 15,0 млн. рублей
увеличение удоев коров к 2012 году до 1500 кг, валового производства молока - до 75 тыс. тонн, стабилизация поголовья коров - на уровне 50 тыс. голов;
1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Целевая республиканская программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва на 2009-2012 годы» (далее - Программа) направлена на модернизацию молочного скотоводства в республике.
Молочное скотоводство в Республике Тыва в последнее десятилетие XX века претерпело негативные качественные и количественные изменения, которые отразились на воспроизводстве стада, кормлении и содержании животных, механизации трудоемких процессов, переработке и реализации молочной продукции. В связи с отказом от индустриальных методов производства молока усилился процесс технологической деградации, существенно снизился производственный потенциал, сократилась эффективность инвестиций в отрасль и их окупаемость, и целом существенно ухудшились показатели экономической эффективности молочного скотоводства в республике.
По сравнению с 1990 годом поголовье коров сократилось почти в 2 раза, объемы производства молока снизились на 25,7 тыс. тонн, в расчете на душу населения - на 85 кг, потребление - на 44 кг.
Причинами сложившейся неблагоприятной ситуации явились реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий в мелкотоварные кооперативы и неудовлетворительное состояние их производственных фондов, износ которых достигает 80-90 процентов, низкая производительность труда. Постоянный рост производственных издержек из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и оборудование приводят к снижению объемов производства молока, сокращению поголовья коров.
В структуре производства молока возрос удельный вес продукции, произведенной населением в личных подсобных и фермерских хозяйствах, с 67 процентов в 1990 году до 86 процентов в 2007 году. Однако рост производства молока в этих хозяйствах не восполняет сокращение его производства в сельскохозяйственных предприятиях республики.
Сложившееся положение в молочном скотоводстве, жесткая конкуренция на рынке и необходимость обеспечения населения республики продовольствием за счет собственных ресурсов обусловили разработку данной Программы.
Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему республиканского значения, решение которой позволит в перспективе научно обосновано и в интересах всего населения республики удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счёт собственного производства в республике. Тем более производство молока на душу населения в республике ниже средних показателей по Сибирскому федеральному округу в 2 раза, а по потреблению молока и молочных продуктов - на 40 процентов.
В 90-ые годы XX века в молочно-товарных фермах крупных совхозов республики «Пламя революции», «Красный пахарь», «Чыраа-Бажы», им. 25 съезда КПСС, «Чодураа» и ОПХ «Сосновское» содержались от 300 до 600 дойных коров. Производилось до 400-800 тонн молока от каждой коровы при среднем надое 1300- 1750 кг молока в год. Кроме того, этими хозяйствами использовалось от 3,5 до 19 тыс. гектаров пашни и от 12 до 40 тыс. гектаров пастбищ.
В настоящее время эти предприятия реорганизованы в государственные или муниципальные унитарные предприятия, кооперативы и располагают всеми необходимыми предпосылками, возможностями при создании на их базе новых ферм, возобновить производство молока с обеспечением кормовой базы почти с тех же земельных угодий, которые раннее использовались.
На современном этапе сдерживающими факторами увеличения производства молока являются недостаточная развитость племенной базы, низкий выход телят в расчёте на 100 коров (50-60 голов), малая численность племенного скота (2,5 % вместо 13-15 %), отсутствие ферм с современными технологиями и оборудованием, недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.
2. Основная цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в республике.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
создание 7 новых молочно-товарных ферм на базе бывших в ГУП «Балгазын» им.С.К. Шойгу Тандинского кожууна (с. Балгазын), ГУП «Нива» Пий-Хемского кожууна (г. Туран), ГУП «Чодураа» Тес-Хемского кожууна (с. Чодураа), СПК «Шык-Бажы» Дзун-Хемчикского кожууна (с. Чыраа-Бажы), МУПах «Каа-Хемское» Каа-Хемского кожууна и «Намзырай» Улуг-Хемского кожууна, ОПХ «Сосновское» Тандинского кожууна (с. Дурген);
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства;
реализация мер по регулированию рынка молока.
I этап - в 2009 году предусматривается начать и завершить строительство 2-х молочно-товарных ферм: ОПХ «Сосновское» на 400 голов и МУП «Каа-Хемское» на 300 голов;
II этап - в 2010 году предусматривается начать и завершить строительство 2-х молочно-товарных ферм: ГУП «Балгазын» им. С.К. Шойгу и ГУП «Нива» на 400 голов каждая;
III этап - в 2011 году предусматривается начать и завершить строительство 3-х молочно-товарных ферм: ГУП «Чодураа» на 200 голов, СПК «Шык-Бажы» на 100 голов и СПК «Намзырай» на 100 голов.
3. Система программных мероприятий
Для достижения поставленных целей и задач Программы предусматриваются следующие мероприятия:
1) строительство 7 молочно-товарных ферм на базе:
ГУП «Балгазын» им. С.К. Шойгу на 400 голов;
ГУП «Нива» на 400 голов;
ОПХ «Сосновское» на 400 голов.
МУП «Каа-Хемское» на 300 голов;
ГУП «Чодураа» на 200 голов;
СПК «Шык-Бажы» на 100 голов;
СПК «Намзырай» на 100 голов;
Всего на 1900 голов;
2) создание залогового (гарантийного) фонда для получения кредитов на реализацию мероприятий по строительству молочно-товарных ферм;
3) укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов (возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур, консервантов для объемистых кормов и фуражного зерна, комбикормов для высокопродуктивных коров);
4) разработка проекта по адаптивной системе кормопроизводства и кормления высокопродуктивных кормов;
5) подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров.
Соответственно предстоит приобретение техники и оборудования для молочно-товарных ферм, переработки молока, техники для заготовки кормов. Кроме того, предусматриваются закупка молодняка крупного рогатого скота, приобретение семян зерновых культур на фураж и консервантов, комбикормов. Предстоит создать сервисные центры по искусственному осеменению животных. Предусматривается финансирование научного проекта по разработке адаптивной системы кормопроизводства и кормления высокопродуктивных коров и на подготовку и повышение квалификации кадров.
4. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Источниками финансирования мероприятий Программы являются расходные обязательства республиканского бюджета на 2009-2012 годы на государственную поддержку сельского хозяйства и республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы, внебюджетные источники и финансирование из федерального бюджета.
Объем финансирования Программы на 2009-2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 402,0 млн. рублей, в том числе:
за счет республиканского бюджета - 301,4 млн. рублей. По годам объем финансирования составляет: 2009 - 79,0 млн. рублей, 2010 - 98,4 млн.рублей, 2011- 89,5 млн. рублей, 2012 - 34,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 100,6 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 25,6 млн. рублей, 2010 - 30,0 млн. рублей, 2011 - 30,0 млн. рублей, 2012 - 15,0 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования программных мероприятий приведены в приложении к настоящей Программе.
5. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
В целях контроля за выполнением мероприятий Программы и для обеспечения мониторинга и анализа хода ее реализации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ежемесячно представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчет о ходе выполнения работ в рамках Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых Министерством сельского хозяйства Республики Тыва в соответствии с действующим законодательством.
6. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице.
Основные целевые индикаторы Программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в республике, что позволит в перспективе увеличить на 44 процента долю собственного молока в республике; обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 26 процентов и высвобождение из производства за счет увеличения производительности труда 70 человек, дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 6,7 млн. рублей.
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Расчет экономической и социальной эффективности реализации Программы
Основные индикаторы
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
общ.
Эффективность расходования средств финансирования по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию составляет 27,3 процента. Степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 3,6 года (100:27,3= 3,6 года).
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств Э б составляет 109,7 процента.
7. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственного-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
- организационные риски с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации программы в части объемов производства молока
Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовой надой молока в год, млн. рублей (в ценах 2008 года - 1200 руб./тонна)
3,7
5,4
4,4
6,9
Приложение
к республиканской целевой программе
«Развитие молочного скотоводства и
увеличение производства молока
в Республике Тыва» на 2009-2012 годы
Объемы и источники программных мероприятий
(млн. рублей)
ВНБ
ВНБ
ВНБ
ВНБ
Итого
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 29 января 2009 г. № 25
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»
НА 2009-2012 ГОДЫ
г. Кызыл
2009 г.
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Развитие системы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы
«Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы (далее - Программа)
распоряжение Правительства Республики Тыва от 15 января 2009 г. № 11-р «О разработке республиканских целевых программ «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Тыва» на 2009-2012 годы и «Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва» на 2009-2012 годы;
- подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
2009-2012 годы
в том числе:
- за счет республиканского бюджета - 212,6 млн. рублей,
из них по годам: 2009 - 28,9 млн.рублей, 2010 - 57,0 млн. рублей, 2011 - 61,2 млн. рублей, 2012 - 65,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 450,0 млн. рублей;
в том числе по годам: 2009 - 101,5 млн. рублей, 2010 - 108,5 млн. рублей, 2011 - 116,0 млн. рублей, 2012 - 124,0 млн. рублей
I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Основной проблемой, решаемой с помощью республиканской целевой программы создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, кредитным услугам и т.д.
В республике насчитывается 47,1 тыс. личных подсобных хозяйств населения и 299 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые стали значимым сектором агропромышленного комплекса республики. Их деятельность в значительной степени способствует решению социальных задач в деревне, прежде всего, обеспечению занятости сельского населения.
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах населения, в крестьянских (фермерских) хозяйствах в республике оценивается в 2,9 млрд. рублей или в общем объеме сельскохозяйственного производства 88 процентов. Доля животноводческой продукции по этим категориям хозяйств составила 86 процентов. От общего объема производства сельскохозяйственной продукции личные подсобные хозяйства производят 86 процентов молока, 82 процента мяса, крестьянские (фермерские) хозяйства - 1,2 процента молока, до 2 процентов производства мяса.
Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства занимают 160 тыс. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 10,2 процента от общего количества сельскохозяйственных угодий.
Доля от продукции собственного производства в совокупном доходе сельского домохозяйства достигает 60-65 процентов.
С отсутствием необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения доступ личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на рынки переработки и потребления ограничен. Одно из действенных направлений в решении данной проблемы - всемерное развитие сельскохозяйственной кооперации.
В ходе экономических реформ переходного периода были разрушены установившиеся ранее связи. Образовавшийся вакуум заполнили посреднические торговые структуры, закупающие сырье и продовольствие по сравнительно низким ценам. Перерабатывающие предприятия в сложившейся ситуации заняли монопольное положение. В худшем экономическом положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители, особенно представители малых форм хозяйствования.
Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства республики имеют ресурсный потенциал, реализованный через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в среднем в год до 15 тыс. тонн молока, 7 тыс. тонн мяса, 15 тыс. тонн картофеля, 4 тыс. тонн овощей, до 250 тонн плодов и ягод, грибов, лекарственных трав и 100 тонн рыбы.
Ресурсный потенциал малых форм хозяйств республики является вполне достаточным для удовлетворения объема услуг, предусмотренного Программой. В 2009 году планируется привлечь 21 кооператив по приемке молока у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в пунктах контейнерного исполнения с необходимым оборудованием, а также 49 пунктов контейнерного исполнения с холодильным оборудованием шоковой заморозки для заготовки мяса, рыбы, плодов. Контейнеры с оборудованием будут поставляться на условиях кредитования вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и залога поставляемых контейнеров.
В республике в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» было создано и регистрировано 92 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе перерабатывающих - 39, снабженческих и сбытовых - 44, кредитных - 9.
Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет 34,8 процента.
Проблемы:
- недоступность кредитных ресурсов банков;
- недостаточная материально-техническая база;
- недостаточная подготовка специалистов.
II. Основные цели и задачи Программы
Цели - развитие республиканской системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и увеличение объема реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе и повышение уровня их доходов.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих основных задач:
- развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, облегчающих деятельность малым формам хозяйствования на селе и повышающих ее эффективность;
- наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы;
- увеличение доли реально работающих кооперативов;
- подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создание новых рабочих мест.
III. Система программных мероприятий
Предусматриваются следующие программные мероприятия для достижения цели создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
1. Совершенствование правового обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Целью данного мероприятия является совершенствование правовых условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе стандартов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для реализации Программы потребуется разработка и принятие следующих нормативных правовых документов:
- постановление Правительства Республики Тыва «О предоставлении сельскохозяйственным потребительским кооперативам льгот по срокам и условиям финансирования по выплате первоначальных взносов на приобретение соответствующего оборудования и техники по лизингу и софинансирования при приобретении их через кредитование банков с их залогом»;
- постановление Правительства Республики Тыва «О республиканском залоговом фонде стимулирования кредитования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Одним из главных препятствий на пути создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов является недостаток у членов кооператива стартового капитала для приобретения техники и оборудования при низком уровне доступности кредитных ресурсов банков.
Государственная система поддержки участников Программы направлена на расширение доступа к рынку кредитных ресурсов и заимствований.
Основными направлениями системы поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются:
- субсидирование затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов по уплате процентов по целевым кредитам и займам, субсидий до 50 процентов на строительство и реконструкции производственных и складских помещений, по приобретению оборудования приемных пунктов мяса и молока, грибов, ягод и т.д., включая контейнеры и холодильники для шоковой заморозки продукции, транспортные средства, а также приобретение оборудования малых перерабатывающих цехов;
- создание гарантийного фонда для обеспечения по кредитам, полученным в кредитных организациях или кредитных кооперативах, а также для поручительства по договорам лизинга;
- финансовая поддержка развития научной, информационно-консультативной деятельности, обучения и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создание специализированного кредитного бюро (банка данных о кредитных историях).
3. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Информационно-консультационное обеспечение малых форм хозяйствования является одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предусматривает:
1) формирование на республиканском и муниципальном уровнях системы информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе создание пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения;
2) оказание консалтинговых услуг малым и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
3) повышение квалификации специалистов муниципальных образований по развитию малых форм хозяйствования и методическое обеспечение их деятельности;
4) издание информационных материалов для кооперативов, в том числе брошюр, справочников, каталогов и т.д.;
5) информационную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам через средства массовой информации;
6) обучение и переподготовку кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, методическое и аналитическое обеспечение.
Для осуществления вышеперечисленных мероприятий и создания в муниципальных образованиях информационно-консультационных служб, их компьютеризации и создания условий для работы требуется финансовая поддержка бюджетов всех уровней на стадии создания и развития деятельности с постепенным увеличением доли финансирования за счет доходов потребительских кооперативов, их ассоциаций, союзов.
4. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходима постоянно действующая система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Подготовка кадров в республике основном будет осуществляться на базе республиканского центра подготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса.
5. Поддержка создания и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов
Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: создание кооперативов первого и второго уровней. В качестве второго уровня в республике вновь создан Союз крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной кооперации и личных подсобных хозяйств агропромышленного комплекса Республики Тыва. По мере развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов будут создаваться их ассоциации по территориальным признакам.
6. Совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая формирование региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов
Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества включает в себя комплекс мероприятий, способствующих упрощению доступа сельских жителей к неиспользуемым основным фондам, прежде всего, к помещениям, повышению их эффективности для развития производственной деятельности вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Также необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению участия на конкурсной основе сельскохозяйственных производственных кооперативов в выполнении государственных и муниципальных заказов, для чего необходимо обеспечить свободный доступ к информации о проводимых конкурсах на выполнение государственных и муниципальных заказов посредством ее размещения в СМИ.
В результате реализации мероприятий будет достигнуто упрощение доступа сельских жителей к использованию объектов, расширение возможностей и повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества для обеспечения занятости и самозанятости сельских жителей, а также упрощения механизма передачи этого имущества, в том числе через создание на его базе демонстрационных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Будут предусмотрены механизмы повышения эффективности использования объектов республиканской и муниципальной собственности в качестве экономической базы оказания практической, имущественной поддержки для организации хозяйственной деятельности потребительских кооперативов.
Для этого необходимо разработать и принять постановление Правительства Республики Тыва «О республиканском залоговом фонде стимулирования кредитования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
IV. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
Объем финансирования Программы на 2009-2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 662,7 млн. рублей, в том числе:
- за счет республиканского бюджета - 212,6 млн. рублей, из них по годам: 2009 - 28,9 млн. рублей, 2010 - 57,0 млн. рублей, 2011 - 61,2 млн. рублей, 2012 - 65,5 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 450,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 101,5 млн. рублей, 2010 - 108,5 млн. рублей, 2011 - 116,0 млн. рублей, 2012 - 124,0 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования программных мероприятий приведены в приложении к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает утверждение ответственных за:
- реализацию Программы в целом, достижение ее целей, задач, индикаторов, показателей и мероприятий;
- координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
- реализацию каждого мероприятия Программы и, соответственно, реализацию Программы в целом;
- финансирование программных мероприятий;
- мониторинг реализации Программы;
- формирование отчетности о ходе реализации Программы.
VI. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий
Целевые индикаторы реализации Программы
в том числе в разбивке по видам кооперативов, ед.:
снабженческие
кредитные
в том числе в разбивке по видам кооперативов, %:
снабженческие
кредитные
в том числе в разбивке по видам кооперативов, %:
снабженческие
кредитные
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
от 2008 г.
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Программе
?
Финансирование Программы -
Показатели эффективности - Э общ.
Приложение
к республиканской целевой программе
«Развитие сельскохозяйственных
потребительских кооперативов в
Республике Тыва» на 2009-2012 годы
Объемы и источники финансирования программных мероприятий
Подготовка и издание пакета нормативных документов (устав, необходимые положения), организация взаимодействия с органами регистрации (принцип «одного окна») и т.п.
Итого
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | газета "Тувинская правда" № 19 от 20.02.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 090.060.000 Сельское хозяйство, 090.060.020 Государственное регулирование агропромышленного производства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.060.040 Отрасли сельского хозяйства, 090.060.030 Сельскохозяйственные товаропроизводители, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: