Основная информация

Дата опубликования: 29 апреля 2009г.
Номер документа: ru21000200900179
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чувашская Республика
Принявший орган: Кабинет Министров Чувашской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29.04.2009 г. № 143

О Республиканской целевой программе развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2011 г. № 60

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. № 47}

В целях реализации Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указа Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы (далее - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

3. Установить, что:

при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г.:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. № 129 "О Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года";

пункт 6 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. № 344 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики";

пункт 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. № 228 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. № 274 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. № 129".

7. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2010 г. представить на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики доклад о реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республики на 2005-2007 годы и на период до 2011 года, эффективности использования финансовых средств за период ее реализации в 2005-2009 годах.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С. Гапликов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 29 апреля 2009 г. № 143

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

{В редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168, от 10 февраля 2011 г. № 47}

Наименование Программы

Республиканская целевая программа развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы"; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года Успехи Чувашии - в инициативе каждого!"

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Цель и задачи Программы

- цель Программы: обеспечение доступности качественного начального профессионального образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

Задачи Программы: разработка и реализация комплекса мер по функционированию новых моделей учреждений начального профессионального образования; создание условий для формирования традиционных и трансверсальных компетентностей; обеспечение доступа учащихся учреждений начального профессионального образования к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению; создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни; обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления профессиональной деятельности; повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации; осуществление перехода на кредитно-модульную систему непрерывного профессионального образования, опережающую темпы развития экономики и позволяющую обеспечить гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда; повышение конкурентоспособности и ресурсопривлекательности учреждений начального профессионального образования

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

рост к 2020 году:

удовлетворенности качеством начального профессионального образования до 90 процентов от числа опрошенных (в 2008 году - 50 процентов); удельного веса выпускников, получающих повышенный уровень квалификации по программам начального профессионального образования, до 60 процентов от числа выпущенных (в 2008 году - 26 процентов); доли выпускников государственных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников до 80 процентов; охвата молодежи обучением по программам подготовки рабочих кадров до 35 процентов (в 2008 году - 8,0 процента); доли автономных учреждений начального профессионального образования до 100 процентов от общего числа государственных учреждений начального профессионального образования (в 2008 году - 0 процентов); отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, до 110 процентов (в 2008 году - 90,0 процента); удельного веса учреждений начального профессионального образования, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, до 100 процентов (в 2008 году - 43,0 процента); расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования до 115,0 тыс. рублей (в 2008 году - 45,05 тыс. рублей); бюджетной эффективности за счет размещения государственного заказа по итогам торгов

Срок реализации Программы

- 2010 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-  предполагаемый общий объем финансирования на 2010–2020 годы составляет 130946,6 тыс. рублей (в ценах 2008 года), в том числе:

в 2010 году – 444,0 тыс. рублей;

в 2011 году – 1012,0 тыс. рублей;

в 2012 году – 36096,2 тыс. рублей;

в 2013 году – 36386,8 тыс. рублей;

в 2014 году – 21634,6 тыс. рублей;

в 2015 году – 22772,1 тыс. рублей;

в 2016 году – 1834,6 тыс. рублей;

в 2017 году – 2340,6 тыс. рублей;

в 2018 году – 2451,5 тыс. рублей;

в 2019 году – 2771,9 тыс. рублей;

в 2020 году – 3202,3 тыс. рублей;

из них средства:

федерального бюджета – 20000,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 году – 20000,0 тыс. рублей:

республиканского бюджета Чувашской Республики – 106346,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2010 году – 444,0 тыс. рублей;

в 2011 году – 1012,0 тыс. рублей;

в 2012 году – 36096,2 тыс. рублей;

в 2013 году – 36186,8 тыс. рублей;

в 2014 году – 21434,6 тыс. рублей;

в 2015 году – 1572,1 тыс. рублей

в 2016 году – 1634,6 тыс. рублей;

в 2017 году – 1740,6 тыс. рублей;

в 2018 году – 1851,5 тыс. рублей;

в 2019 году – 1971,9 тыс. рублей;

в 2020 году – 2402,3 тыс. рублей;

внебюджетных источников – 4600,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году – 200,0 тыс. рублей;

в 2014 году – 200,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 1200,0 тыс. рублей;

в 2016 году – 200,0 тыс. рублей;

в 2017 году – 600,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 600,0 тыс. рублей;

в 2019 году – 800,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 800,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

социальная и бюджетная эффективность Программы определяется достижением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, снижением рискане востребованностивыпускников учреждений начального профессионального образования на рынке труда, повышением качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Исполнители основных мероприятий ежегодно к 1 февраля до 2021 года представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.

По окончании срока реализации Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы.

Введение

Республиканская целевая программа развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!".

Регламентирующими документами для разработки Программы являются Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. № 270, от 24 марта 2008 г. № 199), Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы "приоритетным задачам социально-экономического развития "Чувашской Республики

На протяжении последних лет для Чувашской Республики были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. Динамичное развитие Чувашии способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.

Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Чувашской Республики, как и страны в целом, вслед за большинством стран мира сталкивается со сложными проблемами. Появились новые внешние и внутренние вызовы устойчивому социально-экономическому развитию республики.

Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков. По предварительным прогнозам, в 2009 году в реальном секторе экономики республики также ожидается ухудшение ситуации. Это будет выражаться в том, что индекс физического объема валового регионального продукта составит 80,5-90,0 процента от уровня 2008 года, индекс промышленного производства - 81,7-90,6 процента, темп роста отгруженной продукции по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающее производство", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в действующих ценах - 94,8-103,3 процента, темп роста объема выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 80,0-85,0 процента.

При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство республики должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.

Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, стал главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.

Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста. Доля населения этой категории к 2020 году составит 56,4 процента против "63,4 процента на начало 2009 года. Главное, произойдет качественное ухудшение трудоспособного населения. Увеличится доля населения старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет). В то же время следует отметить, что меры, принятые в 2001-2008 годах органами исполнительной власти Чувашской Республики в рамках реализации республиканских целевых программ развития начального профессионального образования, позволили создать базу для решения проблемы кадрового обеспечения инновационных процессов в регионе.

Существующая сегодня в республике система начального профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. За последние 10 лет она совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества начального профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием. Созданы попечительские и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово - промышленной палате Чувашской Республики, совет директоров профессиональных училищ и др. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса (формирование контрольных цифр приема, экспертиза содержания учебных программ подготовки кадров, участие в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников). Постоянное взаимодействие, свободный обмен информацией между бизнесом и учебными заведениями позволили вести подготовку рабочих кадров на основе прямых договоров. С учетом влияния фактора демографической ситуации (сокращение выпускников "9 классов в 2008 году на 37,2 процента по сравнению с предыдущим годом, выпускников 11 классов - на 9 процентов) профессиональные училища были переориентированы на профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения по сокращенным модульным программам (в 2008 году по 69 модулям обучено 4426 человек), что способствовало созданию предпосылок для максимально эффективного использования человеческого потенциала.

Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход к качественному обновлению технологической базы на основе нанотехнологий, биотехнологий, энергосберегающих технологий, информационных и коммуникационных технологий. С учетом этого в системе начального профессионального образования начата модернизация материально-технической базы. Для преодоления очевидного ее отставания от требований современного высокотехнологичного производства в рамках реализации проекта "Реформа системы образования" по приоритетным направлениям развития экономики на базе профессиональных училищ были созданы 11 ресурсных центров, оснащенных самым современным оборудованием. Успешно реализован проект по модернизации профессионального училища № 22 г. Канаша на сумму около "526 млн. рублей. Яркими примерами эффективного частно - государственного партнерства являются создание на базе Чебоксарского электромеханического колледжа Центра технологической подготовки высококвалифицированных рабочих, который стал важнейшим элементом машиностроительного кластера республики, а в профессиональном училище № 18 г. Чебоксары - регионального центра подготовки и переподготовки рабочих по немецкой производственной технологии сухого строительства фирмы "K№AUF".

Участие в различных проектах и программах в значительной степени содействовало развитию инфраструктуры учебных заведений. За 2003-2008 годы дополнительно в развитие системы начального профессионального образования привлечено 725 млн. рублей.

В целях осуществления процесса непрерывного профессионального образования, необходимого для подготовки кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах по наукоемким технологиям, в республике созданы 5 учебных комплексов путем объединения материальных и кадровых ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов, в которых начато обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования.

Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, современных средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Дальнейшее развитие получило сетевое взаимодействие ресурсных центров с общеобразовательными школами по организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2007/2008 учебном году в этот процесс были вовлечены обучающиеся 24 общеобразовательных школ, 6 техникумов и 17 профессиональных училищ.

Создана система независимой оценки качества профессионального образования: с 2008 года на базе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики функционирует Центр независимой сертификации квалификации персонала.

Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.

В системе начального профессионального образования работают 819 педагогических работников, из них 93,9 процента - с высшим образованием, остальные - со средним профессиональным (мастера производственного обучения). Более 19 процентов педагогов имеют высшую квалификационную категорию, что в 1,9 раза больше, чем в 2001 году.

В настоящее время около 80 процентов педагогических работников профессиональных училищ работают в инновационном режиме. Широкое распространение получили такие продуктивные инновационные технологии, как технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, технология модульного обучения, предложенная Международной организацией труда, метод проектов, технология "портфолио", кейс-технология, технология модерации и другие. Практически во всех профессиональных училищах активно используются информационно-коммуникативные технологии.

В целях стимулирования педагогических работников к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется процедура проведения аттестации. По новой схеме в 2007/2008 учебном году прошел аттестацию 221 педагог (27 процентов от общего числа педагогических работников) учреждений начального профессионального образования республики.

Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе начального профессионального образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 января 2009 г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2007 г. № 39 "О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике". Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого из них. Во всех образовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества труда педагогических работников. По сравнению с 2006 годом их средняя зарплата выросла более чем на 23 процента и составила в 2008 году 8,7 тыс. рублей. Зарплата мастеров производственного обучения увеличилась на 29 процентов и составила 8,9 тыс. рублей.

С 2006 года учреждения начального профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование на основе кластерных групп. Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося по программам начального профессионального образования за 2006-2008 годы возросли в 1,7 раза.

Вместе с тем существующая система финансирования образовательных учреждений не в полной мере учитывает затраты, необходимые для своевременного обновления учебного и технологического оборудования в соответствии с требованиями образовательных программ. В 2008 году доля капитальных расходов и расходов на приобретение оборудования составила лишь 1,5 процента от общего объема расходов.

Сегодня совершенно очевидно отставание ресурсной базы некоторых учреждений начального профессионального образования от требований современного производства, что заведомо ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. К данной категории учебных заведений относятся профессиональные училища № 2 г. Канаша, № 6 г. Шумерли, № 7 с. Батырево, № 27 пгт Кугеси, № 28 г. Мариинского Посада, износ основных фондов которых достиг 80 процентов.

Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования остаются одним из важнейших институтов воспитания молодого поколения. В них созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сформирована целостная система физического воспитания, включающая урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности в учреждениях начального профессионального образования функционируют 86 спортивных секций и кружков. В 2008 году охват учащихся регулярными занятиями в спортивных кружках и секциях составил 25,4 процента. Ежегодно проводится более 140 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовой является республиканская спартакиада учащихся по физической культуре, которая включает самые популярные и доступные виды спорта.

Российская профессиональная школа в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения, выполняет функцию социальной поддержки, которая остается крайне востребованной и в настоящее время. Более 70 процентов обучающихся в профессиональных училищах составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот (свыше 6 процентов от общего количества обучающихся), детей, имеющих девиантное поведение (3,4 процента). Это требует особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких как обеспечение их льготным питанием, стипендиями, а также возможностью получения бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.

Проблемой, которую необходимо решить, становится профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Отсутствие надлежащего уровня профориентационной работы в школе привело к снижению популярности профессии рабочего. Опросы старшеклассников школ показывают, что лишь 7 процентов готовы обучаться рабочим профессиям (это в 5 раз ниже показателей "20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными, в обществе стало бытовать мнение о том, что стыдно быть рабочим.

Названные вызовы в совокупности определяют необходимость дальнейшего качественного преобразования всей системы непрерывного профессионального образования.

Таким образом, начальное профессиональное образование, сохраняя некоторые ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение качественных результатов.

1.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в ходе реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. № 129 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. № 344, от 28 июля 2008 г. № 228, от 12 сентября 2008 г. № 274), пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет потребности общества.

Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления негативных явлений в сфере начального профессионального образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития этой области направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития экономики Чувашии в условиях бюджетных ограничений.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять систему начального профессионального образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития республики.

Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на развитие всех учреждений профессионального образования, реализующих программы подготовки рабочих кадров, что позволит проводить единую образовательную политику в этой области.

Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений начального профессионального образования.

Реализация комплекса мероприятий с помощью программно-целевого метода предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений, фиксирующихся в образовании.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

усиление деградации материальной инфраструктуры начального профессионального образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;

рост социальной напряженности, обусловленной дифференциацией качества предоставляемых учреждениями начального профессионального образования услуг;

перенос срока создания эффективно функционирующей целостной системы непрерывного профессионального образования в республике.

Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками в управлении Программой;

с неверно выбранными приоритетами развития системы начального профессионального образования.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы исполнительной власти Чувашской Республики, образовательные организации и учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий и снижению эффективности использования бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований состояния начального профессионального образования может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере начального профессионального образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что также снизит эффективность использования бюджетных средств.

Несоответствие заявленных целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, может в значительной степени являться следствием того, что каждый из активно действующих в открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере начального профессионального образования, все указанные противоречия своевременно не будут устранены, и стоящие перед учреждениями образования задачи не найдут своего решения.

В результате не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере начального профессионального образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг.

II. Основная цель и задачи Программы, сроки реализации Программы

Для определения среднесрочных перспектив развития начального профессионального образования в Чувашской Республике в качестве исходных ориентиров принимаются инновационно активный сценарий преобразования общества и территории, предусмотренный в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, а также взаимосвязанные целевые установки, указанные в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года.

В ходе реализации Программы учреждения начального профессионального образования должны стать привлекательными для молодежи. Необходимо перейти от использования "экстенсивного", количественного подхода в развитии системы подготовки рабочих кадров к "интенсивному", качественному наращиванию возможностей в деле подготовки высококвалифицированных рабочих путем формирования условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки инновационных образовательных программ и создания реальных возможностей целевого финансирования проектов развития отдельных образовательных учреждений.

Основная цель Программы - обеспечение доступности качественного начального профессионального образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

Достижение этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

разработка и реализация комплекса мер по функционированию новых моделей учреждений начального профессионального образования;

создание условий для формирования традиционных и трансверсальных компетентностей;

обеспечение доступа учащихся учреждений начального профессионального образования к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

переход от общественно-государственного управления образованием к общественно-государственному управлению;

создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности;

создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни;

обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления своей профессиональной деятельности;

повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации;

осуществление перехода на кредитно-модульную систему непрерывного профессионального образования, опережающую темпы развития экономики и позволяющую обеспечить гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда;

повышение конкурентоспособности и ресурсопривлекательности учреждений начального профессионального образования.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2010-2020 годах.

Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей и индикаторов оценки эффективности ее реализации (приложение № 1).

III. Перечень программных мероприятий

Мероприятия Программы изложены в приложении № 2 к настоящей Программе.

В Программу включены проекты, предусмотренные Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года на среднесрочный период. Каждый проект направлен на достижение определенной инновационной цели (табл. 1).

Таблица 1

Перечень проектов, предусмотренных Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

┌───┬────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │      Наименование проекта      │      Инновационная цель проекта     │

│п/п│                                │                                     │

├───┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│  1│               2                │                  3                  │

└───┴────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

  1. Менеджмент    в    образовании:  совершенствование процесса управления

     государственно-общественное      учреждениями               начального

     управление,  самостоятельность,  профессионального  образования  путем

     автономность,         проектное  наделения  управленческими  функциями

     управление                       институтов   общественного   участия;

                                      создание   условий    для   повышения

                                      самостоятельности    и   автономности

                                      учебных     заведений;     достижение

                                      стратегических  целей   в  управлении

                                      через систему проектов

  2. Кадры       в      образовании:  создание условий  для индивидуального

     горизонтальная карьера           профессионального     развития      и

                                      выстраивания  горизонтальной  карьеры

                                      педагогических  работников учреждений

                                      начального          профессионального

                                      образования, обеспечивающих   решение

                                      задач   подготовки  квалифицированных

                                      кадров,   динамично  реагирующих   на

                                      запросы регионального рынка труда

  3. Содержание         образования:  содействие     широкому    применению

     универсальные компетенции        модульно-компетентностного подхода  в

                                      массовой образовательной практике для

                                      формирования            универсальных

                                      компетентностей    обучающихся      и

                                      достижения ими значимых результатов в

                                      обучении     и     в     выстраивании

                                      профессиональной карьеры

  4. Структура          образования:  совершенствование механизмов сетевого

     интеграция,  кредитно-модульная  взаимодействия и  обеспечение условий

     система                          для   перехода   учреждений  НПО   на

                                      реализацию   модульных   программ  по

                                      заказам       работодателей       для

                                      опережающего              обеспечения

                                      инновационных    отраслей   экономики

                                      востребованными рабочими кадрами

  5. Экономика    в     образовании:  развитие     форм     многоканального

     многоканальное финансирование    финансирования  региональной  системы

                                      начального          профессионального

                                      образования,           стимулирование

                                      инвестиций  работодателей  и  частных

                                      потребителей образовательных услуг  в

                                      повышение            интеллектуально-

                                      профессионального          потенциала

                                      региональной экономики

  6. Маркетинг     в    образовании:  содействие   учреждениям   начального

     конкурентоспособные учреждения,  профессионального    образования    в

     международная сертификация       повышении   конкурентоспособности   и

                                      расширение   возможностей   получения

                                      обучающимися            международных

                                      сертификатов качества

  7. Технологии    в    образовании:  создание  в   учреждениях  начального

     мультисервисная  информационная  профессионального         образования

     образовательная среда            современной образовательной среды  на

                                      основе  использования интегрированных

                                      телекоммуникационных          систем,

                                      применение     эффективных    мировых

                                      практик для ее реализации

  8. Качество   образования:  оценка  создание        системы        оценки

     сформированности       ключевых  сформированности        универсальных

     компетенций                      компетенций  обучающихся   на  основе

                                      разработанных      качественных     и

                                      количественных показателей

Предлагаемый комплекс проектов представлен в виде программных мероприятий, направленных на эффективное использование потенциала системы образования в Чувашской Республике при соответствующей государственной поддержке.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Основными источниками финансирования Программы (табл. 2) являются:

средства федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;

внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов.

Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики.

Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ или средств республиканского бюджета Чувашской Республики (на конкурсной основе).

Таблица 2

Объемы финансирования Программы

Годы

Объемы затрат по источникам финансирования, тыс. рублей

из федерального бюджета

из республиканского бюджета Чувашской Республики

из внебюджетных источников

всего

2010

444,0

0

444,0

2011

1012,0

0

1012,0

2012

36096,2

0

36096,2

2013

36186,8

200,0

36386,8

2014

21434,6

200,0

21634,6

2015

20000,0

1572,1

1200,0

22772,1

2016

1634,6

200,0

1834,6

2017

1740,6

600,0

2340,6

2018

1851,5

600,0

2451,5

2019

1971,9

800,0

2771,9

2020

2402,3

800,0

3202,3

Итого

20000,0

106346,6

4600,0

130946,6";

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению государственным заказчиком исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

{Раздел IV в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168}

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса проектов, охватывающих ключевые функциональные области сферы образования и обеспечивающих опережающее развитие системы начального профессионального образования в соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и логикой современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Государственным заказчиком Программы является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и учреждений начального профессионального образования, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.

Исполнители основных мероприятий ежегодно к 1 февраля до 2021 года представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы.

{Абзац 4 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской от 10 февраля 2011 г. № 47}

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики:

{Абзац 5 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской от 10 февраля 2011 г. № 47}

ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;

{Абзац 6 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской от 10 февраля 2011 г. № 47}

по окончании срока реализации Программы до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

{Абзац 7 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской от 10 февраля 2011 г. № 47}

После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы.

{Абзац 8 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской от 10 февраля 2011 г. № 47}

Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в сети Интернет.

{Абзац 9 дополнен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168}

VI. Результаты реализации Программы. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы

Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в системе подготовки рабочих кадров вследствие проведенных мер, и затрат на реализацию этих мер.

В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели, как удовлетворенность качеством начального профессионального образования, увеличение удельного веса выпускников, получающих повышенный уровень квалификации по программам начального профессионального образования, рост доли выпускников государственных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, рост охвата молодежи обучением по программам подготовки рабочих кадров, рост доли автономных учреждений начального профессионального образования, отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, удельный вес учреждений начального профессионального образования, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, рост расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Программы.

Реализация Программы позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда и занятость населения.

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться по показателям, приведенным в приложении № 1.

Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей и индикаторов в соответствии с Методикой расчета эффективности реализации Программы (приложение № 3).

Приложение № 1

к Республиканской целевой программе

развития начального профессионального

образования в Чувашской Республике

на 2010-2020 годы

ИНДИКАТОРЫ

оценки эффективности реализации Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы

{Приложение № 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168}

┌───┬───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ N │            Индикаторы             │                                       Годы                                       │

│п/п│                                   ├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤

│   │                                   │2008 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │ 2017 │ 2018 │ 2019 │ 2020 │

├───┼───────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1 │                2                  │  3  │  4   │  5   │  6   │  7   │   8  │  9   │  10  │  11  │  12  │  13  │  14  │

└───┴───────────────────────────────────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

  1. Удовлетворенность         населения  50,0   63,0   65,0   67,0   68,0   70,0   73,0   75,0   80,0   85,0   88,0   90,0

     качеством                начального

     профессионального      образования,

     процентов от числа опрошенных

  2. Удельный      вес      выпускников,  26,0   27,0   27,5   28,0   29,0   30,0   32,0   35,0   40,0   45,0   50,0   60,0

     получающих    повышенный    уровень

     квалификации      по     программам

     начального        профессионального

     образования, процентов   от   числа

     подготовленных

  3. Доля   выпускников  государственных  80,8   60,0   65,0   68,0   70,0   72,0   77,0   79,0   80,0   80,0   80,0   80,0

     учреждений               начального

     профессионального      образования,

     трудоустроившихся  по    полученной

     профессии в  первый год,  процентов

     от числа подготовленных

  4. Охват    молодежи   обучением    по   8,0    8,0    8,0    8,0    9,0    9,5   10,0   15,0   20,0   25,0   30,0   35,0

     программам    подготовки    рабочих

     кадров,  процентов  от  численности

     населения в возрасте  от 14  до  30

     лет

  5. Доля автономных учреждений в  общем   0     58,8   94,1  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0

     числе   государственных  учреждений

     профессионального      образования,

     подведомственных     Минобразования

     Чувашии, процентов

  6. Отношение            среднемесячной  90,0   90,0   91,0   93,0   95,0   97,0  100,0  102,0  104,0  106,0  108,0  110,0

     номинальной     заработной    платы

     преподавателей      и      мастеров

     производственного    обучения     к

     заработной     плате    работников,

     занятых   в   экономике   Чувашской

     Республики, процентов

  7. Удельный вес  учреждений начального  43,0   50,0   60,0   70,0   80,0   90,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0

     профессионального      образования,

     имеющих     органы    общественного

     управления, процентов

  8. Расходы  консолидированного бюджета  45,05  61,6   65,3   69,5   74,0   78,8   83,9   89,4   95,2  101,4  108,0  115,0

     Чувашской Республики  в расчете  на

     одного  обучающегося  в учреждениях

     начального        профессионального

     образования, тыс. рублей

  9. Бюджетная  эффективность  за   счет        не менее 10 процентов от объема размещенного государственного заказа

     размещения  государственного заказа

     по итогам торгов

10. Комплексная  оценка   эффективности                          умеренно         эффективная

     деятельности          Министерства

     образования и молодежной  политики

     Чувашской   Республики   в   сфере

     государственных закупок

Приложение № 2

к Республиканской целевой программе

развития начального профессионального

образования в Чувашской Республике

на 2010-2020 годы

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ

Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010–2020 годы

{Приложение № 2 в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168, от 10 февраля 2011 г. № 47}



пп

Наименование мероприятий

Исполнители

Срок

исполнения

(годы)

Объем финансирования, тыс. рублей

федеральный бюджет*

республиканский бюджет Чувашской Республики

внебюджетные источники

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Реализация проекта "Менеджмент в образовании: государственно-общественное управление,
самостоятельность, автономность, проектное управление"

1.1.

Создание автономных учреждений путем изменения типа подведомственных учреждений начального профессионального образования

Минобразования Чувашии, Минимущество Чувашии

2010–2013

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

1.2.

Организация учебного процесса на основе внедрения федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов нового поколения, обеспечивающих кластерный подход к подготовке квалифицированных кадров

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2011–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

1.3.

Организация и проведение обучающих семинаров, стажировок и т.д. в целях развития проектной культуры педагогических работников

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2010–2013

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

1.4.

Организация внедрения в управление учреждениями начального профессионального образования проектных методов

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2010–2017

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

1.5.

Организация и проведение аудита деятельности подведомственных учреждений начального профессионального образования на предмет эффективности реализации инновационных управленческих механизмов

Минобразования Чувашии

2013–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

1.6.

Создание органов общественно-государственного управления процессами подготовки кадров в рамках научно-произ­водственно-образователь­ных кластеров

Минобразования Чувашии, отраслевые министерства,  учреждения начального профессионального образования

2010–2015

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

1.7.

Проведение республиканского конкурса на лучший проект инновационного развития среди учреждений начального профессионального образования

Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2010

100,0

100,0

2011

106,5

106,5

2012

113,4

113,4

2013

120,8

120,8

Итого

440,7

440,7

1.8.

Подготовка и проведение научно-практических конференций по проблемам влияния качества предоставляемых учреждениями профессионального образования образовательных услуг на уровень жизни населения Чувашской Республики

Минобразования Чувашии

2016

100,0

100,0

2018

100,0

100,0

2020

100,0

100,0

Итого

300,0

300,0

Всего по разделу I

2010

100,0

100,0

2011

106,5

106,5

2012

113,4

113,4

2013

120,8

120,8

2014

2015

2016

100,0

100,0

2017

2018

100,0

100,0

2019

2020

100,0

100,0

Итого

740,7

740,7

II. Реализация проекта "Кадры в образовании: горизонтальная карьера"

2.1.

Создание системы развития педагогических кадров по индивидуальным траекториям

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-ме­тодический центр" Минобразования Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

2.2.

Создание Центра навигации образовательных услуг в сфере подготовки рабочих кадров

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-ме­тодический центр" Минобразования Чувашии

2015

300,0

300,0

Итого

300,0

300,0

2.3.

Проведение республиканского конкурса "Профессионал года"

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-ме­тодический центр" Минобразования Чувашии

2010

150,0

150,0

2012

160,0

160,0

2014

170,0

170,0

2016

180,0

180,0

2018

190,0

190,0

2020

202,3

202,3

Итого

1052,3

1052,3

2.4.

Организация обучающих семинаров для педагогических работников учреждений начального профессионального образования по формированию компетенций в сфере оказания операционных услуг населению

Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методичес­кий центр" Минобразования Чувашии

2014

80,0

80,0

2015

85,2

85,2

2016

90,7

90,7

2017

96,6

96,6

Итого

352,5

352,5

2.5.

Обучение педагогических работников учреждений начального профессионального образования технологиям работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, и учащимися группы риска

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования"

2010–2013

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

2.6.

Создание условий для притока в учреждения начального профессионального образования молодых специалистов, желающих работать в качестве мастеров производственного обучения

Минобразования Чувашии,  учреждения начального про­фессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

2.7.

Подготовка кадрового управленческого резерва, владеющего технологиями корпоративного управления

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования"

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

Всего по разделу II

2010

150,0

150,0

2011

2012

160,0

160,0

2013

2014

250,0

250,0

2015

385,2

385,2

2016

270,7

270,7

2017

96,6

96,6

2018

190,0

190,0

2019

2020

202,3

202,3

Итого

1704,8

1704,8

III. Реализация проекта "Содержание образования: универсальные компетенции"

3.1.

Разработка на конкурсной основе программ формирования универсальных (надпрофессиональных) компетенций обучающихся

Минобразования Чувашии

2014

50,0

50,0

Итого

50,0

50,0

3.2.

Разработка комплексно-методи­чес­кого сопровождения реализации программ формирования универсальных (надпрофессиональных) компетенций обучающихся

Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2013–2014

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.3.

Создание многоуровневой системы повышения квалификации педагогических кадров в целях организации тьюторского сопровождения процесса развития личности обучающихся

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", учреждения начального профессионального образования

2010–2015

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.4.

Апробация и реализация проектов по ресоциализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию навыков здорового образа жизни и формированию толерантного сознания

Минобразования Чувашии, РГОУ "Дом творчества учащейся молодежи", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методичес­кий центр" Минобразования Чувашии, РГОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Минобразования Чувашии

2010–2015

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.5.

Создание на базе учреждений начального профессионального образования экспериментальных площадок по формированию у обучающихся ключевых и профессиональных компетенций

Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2012

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.6.

Создание на базе учреждений начального профессионального образования стажерских площадок для реализации индивидуальных запросов обучающихся

Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии, учреждения начального профессионального образования

2014

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.7.

Организация и проведение олимпиад профессионального мастерства учащихся учреждений начального профессионального образования, участие во всероссийских, межрегиональных олимпиадах

Минобразования Чувашии, РГОУ "Дом творчества учащейся молодежи" Минобразования Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.8.

Развитие в учреждениях профессионального образования инфраструктуры досуговой деятельности с учетом индивидуальных потребностей учащихся

Минобразования Чувашии, РГОУ "Дом творчества учащейся молодежи" Минобразования Чувашии, учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.9.

Проведение республиканских спартакиад среди обучающихся в учреждениях профессионального образования, участие в межрегиональных и всероссийских соревнованиях

Минобразования Чувашии, Минспорт Чувашии, АУ Чувашской Республики ДОД "Центр дополнительного образования для детей "ЮНИТЭКС" Минобразования Чувашии

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.10.

Создание системы дистанционного обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования",  учреждения начального профессионального образования

2016–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.11.

Создание индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии  с требованиями работодателей

Минобразования Чувашии, учреждения начального про­фессионального образования

2011–2012

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

3.12.

Проведение тестирования и консультирования выпускников общеобразовательных школ, желающих получать рабочие профессии в учреждениях начального профессионального образования

Минобразования Чувашии,  муниципальные органы уп­равления образованием**

2011

106,5

106,5

2012

113,4

113,4

2013

120,8

120,8

2014

128,6

128,6

2015

136,9

136,9

2016

145,8

145,8

2017

155,2

155,2

2018

165,3

165,3

2019

176,0

176,0

2020

187,4

187,4

Итого

1435,9

1435,9

Всего по разделу III

2010

2011

106,5

106,5

2012

113,4

113,4

2013

120,8

120,8

2014

178,6

178,6

2015

136,9

136,9

2016

145,8

145,8

2017

155,2

155,2

2018

165,3

165,3

2019

176,0

176,0

2020

187,4

187,4

Итого

1485,9

1485,9

IV. Реализация проекта "Структура образования: интеграция, кредитно-модульная система"

4.1.

Создание образовательных кластеров для машиностроительной и строительной отраслей

Минобразования Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минстрой Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2010–2012

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

4.2.

Создание на базе РГОУ НПО "Профессиональное училище № 29 пгт Вурнары" Минобразования Чувашии интегрированного учебного заведения, осуществляющего подготовку кадров для агропромышленного комплекса республики

Минобразования Чувашии, Минсельхоз Чувашии

2016

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

4.3.

Разработка механизма функционирования накопительной системы зачетных единиц (кредитов) по итогам обучения по модульным образовательным программам

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования"

2015

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

V. Реализация проекта "Экономика в образовании: многоканальное финансирование"

5.1.

Создание на базе АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище № 2
г. Канаш" Минобразования Чувашии и РГОУ НПО "Профессиональное училище № 6 г. Шумерля" Минобразования Чувашии центров сварки и металлообработки

Минобразования Чувашии, Минпромэнерго Чувашии

2012

35000,0

35000,0

2013

35000,0

35000,0

Итого

70000,0

70000,0

5.2.

Создание на базе РГОУ НПО "Профессиональное училище № 7 с. Батырево" Минобразования Чувашии республиканского центра "Кадры для села"

Минобразования Чувашии,  Минсельхоз Чувашии

2014

20000,0

20000,0

Итого

20000,0

20000,0

5.3.

Организация работы по участию АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище № 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии в реализации проекта по созданию центра подготовки водителей транспортных средств

Минобразования Чувашии

2015

20000,0

1000,0

21000,0

Итого

20000,0

1000,0

21000,0

5.4.

Обеспечение учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги учащимся с ограниченными возможностями здоровья, специальным реабилитационным и вспомогательным оборудованием

Минобразования Чувашии

2011

160,0

160,0

2013

414,4

414,4

2014

441,3

441,3

2015

470,0

470,0

2016

500,5

500,5

Итого

1986,2

1986,2

5.5.

Оснащение современным технологическим оборудованием столовых учреждений начального профессионального образования

Минобразования Чувашии, учреждения начального про­фессионального образования

2013

410,0

200,0

610,0

2014

436,7

200,0

636,7

2015

465,0

200,0

665,0

2016

495,2

200,0

695,2

2017

1358,5

600,0

1958,5

2018

1257,5

600,0

1857,5

2019

1648,2

800,0

2448,2

2020

1755,3

800,0

2555,3

Итого

7826,4

3600,0

11426,4

Всего по разделу V

2010

2011

160,0

160,0

2012

35000,0

35000,0

2013

35824,4

200,0

36024,4

2014

20878,0

200,0

21078,0

2015

20000,0

935,0

1200,0

22135,0

2016

995,7

200,0

1195,7

2017

1358,5

600,0

1958,5

2018

1257,5

600,0

1857,5

2019

1648,2

800,0

2448,2

2020

1755,3

800,0

2555,3

Итого

20000,0

99812,6

4600,0

124412,6

VI. Реализация проекта "Маркетинг в образовании: конкурентоспособные учреждения,

международная сертификация"

6.1.

Проведение маркетинговых исследований по выявлению индивидуальных потребностей родителей и учащихся в образовательных услугах, оценка удовлетворенности качеством начального профессионального образования

учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

6.2.

Разработка в учреждениях начального профессионального  образования системы самооценки качества предоставляемых образовательных услуг и ежегодное информирование населения о ее результатах

Минобразования Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2010–2011

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

6.3.

Развитие системы проведения независимой сертификации квалификаций выпускников в соответствии с международными стандартами качества

Минобразования Чувашии,  Торгово-промышленная палата Чувашской Республики**, учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

6.4.

Развитие новых видов образовательных услуг, ориентированных на высокий уровень удовлетворения индивидуальных запросов граждан

Минобразования Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2016–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

VII. Реализация проекта "Технологии в образовании: мультисервисная информационная образовательная среда"

7.1.

Создание современной информационно-образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем. Подключение каждого рабочего места учащегося и педагога к сети Интернет

Минобразования Чувашии, учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

7.2.

Внедрение автоматизированной системы учета сведений о профессорско-преподавательском и педагогическом составе работников учреждений профессионального образования с целью предоставления населению возможностей выбора субъекта услуг

Минобразования Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2014–2015

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

7.3.

Оснащение учреждений профессионального образования автоматизированными информационно-библиотечными системами

Минобразования Чувашии,  учреждения начального профессионального образования

2010

194,0

194,0

2011

532,5

532,5

2012

596,0

596,0

Итого

1322,5

1322,5

Всего по разделу VII

2010

194,0

194,0

2011

532,5

532,5

2012

596,0

596,0

Итого

1322,5

1322,5

VIII. Реализация проекта "Качество образования: оценка сформированности ключевых компетенций"

8.1.

Обеспечение функционирования республиканской системы оценки качества образования

Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-ме­то­дический центр" Минобразования Чувашии

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

8.2.

Создание механизма оценки универсальных компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования

Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии

2014

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

8.3.

Проведение мониторинга удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг

Минобразования Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, учреждения начального профессионального образования

2011

106,5

106,5

2012

113,4

113,4

2013

120,8

120,8

2014

128,0

128,0

2015

115,0

115,0

2016

122,4

122,4

2017

130,3

130,3

2018

138,7

138,7

2019

147,7

147,7

2020

157,3

157,3

Итого

1280,1

1280,1

8.4.

Применение рефлексивных форм оценки качества образовательных услуг

Минобразования Чувашии, учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

8.5.

Реализация дополнительных программ, направленных на приобретение обучающимися навыков освоения новых видов деятельности

учреждения начального профессионального образования

2010–2020

в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

Всего по разделу VIII

2011

106,5

106,5

2012

113,4

113,4

2013

120,8

120,8

2014

128,0

128,0

2015

115,0

115,0

2016

122,4

122,4

2017

130,3

130,3

2018

138,7

138,7

2019

147,7

147,7

2020

157,3

157,3

Итого

1280,1

1280,1

Итого по Программе

2010

444,0

444,0

2011

1012,0

1012,0

2012

36096,2

36096,2

2013

36186,8

200,0

36386,8

2014

21434,6

200,0

21634,6

2015

20000,0

1572,1

1200,0

22772,1

2016

1634,6

200,0

1834,6

2017

1740,6

600,0

2340,6

2018

1851,5

600,0

2451,5

2019

1971,9

800,0

2771,9

2020

2402,3

800,0

3202,3

Итого

20000,0

106346,6

4600,0

130946,6

____________

* Средства федерального бюджета подлежат привлечению в случае установления соответствующих расходных обязательств нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

** Мероприятия, предусмотренные Программой, осуществляются по согласованию с исполнителем.

Приложение № 3

к Республиканской целевой программе

развития начального профессионального

образования в Чувашской Республике

на 2010-2020 годы

МЕТОДИКА

оценки эффективности реализации Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы

Эффективность реализации Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы определяется на основе следующих установленных индикаторов:

1. Удовлетворенность населения качеством начального профессионального образования, процентов от числа опрошенных, - относительный индикатор, отражающий степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемых в сфере начального профессионального образования услуг.

Данный индикатор вычисляется путем деления числа респондентов, которые удовлетворены качеством предоставляемых в сфере начального профессионального образования услуг, на общее число опрошенных. Респонденты определяются по установленной для социологических опросов методике.

2. Удельный вес выпускников, получающих повышенный уровень квалификации по программам начального профессионального образования, процентов от числа подготовленных, - относительный индикатор, характеризующий изменение удельного веса выпускников, получающих повышенный уровень квалификации по программам начального профессионального образования, в сравниваемый период.

Данный индикатор вычисляется путем деления количества выпускников, получивших повышенный уровень квалификации по программам начального профессионального образования, на общее количество выпускников учреждений начального профессионального образования.

Источниками информации для расчета индикатора является статистическая отчетность "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования".

3. Доля выпускников государственных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, процентов от числа подготовленных, - относительный индикатор, характеризующий изменение доли выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии, в сравниваемый период.

Данный индикатор определяется как отношение количества выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год по окончании учебного заведения, к общему количеству выпускников профессиональных училищ.

Источниками информации для расчета индикатора является статистическая отчетность "Сведения о выпуске учащихся дневных образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования".

4. Охват молодежи обучением по программам подготовки рабочих кадров, процентов от численности населения в возрасте от 14 до 30 лет, - относительный индикатор, характеризующий изменение доли молодежи, охваченной программами начального профессионального образования, в сравниваемый период.

Данный индикатор определяется как отношение количества молодежи, охваченной обучением по программам подготовки рабочих кадров, к численности населения в возрасте от 14 до 30 лет.

Источниками информации для расчета индикатора являются статистическая отчетность "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования", сведения организаций, ведущих образовательную деятельность в соответствии с лицензиями, выданными Минобразования Чувашии.

5. Доля автономных учреждений начального профессионального образования в общем числе государственных учреждений начального профессионального образования, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.

Данный индикатор вычисляется путем деления количества автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, на общее количество республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.

Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.

6. Отношение среднемесячной номинальной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения к заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, процентов. Этот показатель формируется как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики (в расчет берется среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых во всех сферах, кроме бюджетной).

7. Удельный вес учреждений начального профессионального образования, имеющих органы общественного управления, процентов, - относительный индикатор, характеризующий изменение удельного веса учреждений начального профессионального образования, имеющих органы общественного управления, в сравниваемый период.

Данный индикатор вычисляется путем деления числа учреждений начального профессионального образования, имеющих институты общественного участия в управлении, на общее число учреждений начального профессионального образования республики.

Источником информации для расчета индикатора являются сведения учреждений начального профессионального образования.

8. Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования - показатель, характеризующий эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов в системе начального профессионального образования.

Данный показатель определяется как отношение фактических расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики к среднегодовой численности обучающихся в республиканских государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Источниками информации для расчета показателя являются годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета Чувашской Республики и статистическая отчетность "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования".

9. Бюджетная эффективность за счет размещения государственного заказа по итогам торгов - показатель, характеризующий эффективность использования финансовых ресурсов в системе начального профессионального образования.

Данный показатель определяется как отношение разницы между выставленной ценой и ценой государственного контракта к выставленной цене.

Источником информации для расчета показателя является годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета Чувашской Республики.

10. Комплексная оценка эффективности деятельности Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в сфере государственных закупок – показатель, характеризующий деятельность министерства по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики. Данный показатель рассчитывается Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики в соответствии с Методикой комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере государственных закупок, утвержденной решением Правительственной комиссии по контролю за эффективностью размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики (протокол заседания от 28 ноября 2008 г. № 1).

{Пункт 10 дополнен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. № 168}

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вести Чувашии № 17 от 07.05.2009
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать