Основная информация

Дата опубликования: 30 января 2012г.
Номер документа: RU18000201200031
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Are You suprised ?

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2012 года № 20

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА 2012-2014 ГОДЫ»

УТРАТИЛ СИЛУ: постановление Правительства УР от 23.10.2012 № 472

В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 12 декабря 2011 года № 1104-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры на 2012-2014 годы», в целях создания современной системы управления обеспечением безопасности учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, повышения их санитарно-эпидемиологического благополучия Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры на 2012-2014 годы».

2. Определить заказчиком ведомственной целевой программы «Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры на 2012-2014 годы» Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

Председатель Правительства Удмуртской Республики – Ю.С.Питкевич

Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2012 года № 20

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА 2012 – 2014 ГОДЫ»

1. Паспорт ведомственной целевой программы «Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры на 2012 – 2014 годы»

Наименование

Программы

Ведомственная целевая программа «Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры на 2012 – 2014 годы» (далее – Программа)

Основание

для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от  12 декабря 2011 года № 1104-р  «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры на 2012 – 2014 годы»

Заказчик Программы

Министерство культуры, печати и информации  Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство культуры, печати и информации  Удмуртской Республики

Исполнитель Программы

Министерство культуры, печати и информации  Удмуртской Республики; подведомственные учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры

Основные цели Программы

Организация эффективной системы безопасности, совершенствование средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих их сохранности, защита жизни и здоровья людей, пребывающих в  учреждениях культуры и образовательных учреждениях в области культуры (далее – учреждения культуры)

Основные задачи Программы

Совершенствование работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и укрепление пожарной безопасности на объектах учреждений культуры; исключение угроз жизни и здоровью работников и посетителей; обеспечение сохранности фондов, финансов, материальных ценностей, зданий и сооружений; недопущение несанкционированного проникновения посторонних лиц в учреждения культуры; профилактическая работа с работниками по предупреждению правонарушений и преступных посягательств; предупреждение аварий инженерных сетей и устойчивая работа технических средств охраны и безопасности

Целевые индикаторы Программы

Процент учреждений культуры, соответствующих  требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам;

количество человек, прошедших обучение  по охране труда и пожарной безопасности в год;

количество вновь аттестованных рабочих мест по условиям труда в учреждениях культуры  в год

Сроки и этапы реализации Программы

Мероприятия, предусмотренные Программой, будут реализовываться в один этап в течение 3 лет (2012 - 2014 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству культуры, печати и информации  Удмуртской Республики, а также за счет средств учреждений, полученных от приносящей доход деятельности.

Общий объем финансирования Программы на 2012-2014 годы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет: 15 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 5 000,0 тыс. рублей;

2013 год – 5 000,0 тыс. рублей;

2014 год – 5 000,0 тыс. рублей,

объем финансирования Программы за счет средств учреждений, полученных от приносящей доход деятельности, составит: 3 600,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 1 200,0 тыс. рублей;

2013 год – 1 200,0 тыс. рублей;

2014 год – 1 200,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы создаст условия для повышения уровня защищенности людей, пребывающих в  учреждениях культуры, сохранения имущества от пожаров, укрепления материально-технической базы для безопасного функционирования учреждений культуры.

Социально-экономическая эффективность Программы  заключается в организации надежной системы

по обеспечению противопожарной защиты зданий и помещений, санитарно - эпидемиологического благополучия государственных учреждений культуры; в уменьшении рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, предотвращении материального ущерба и экономии на этой основе государственных расходов; в повышении ответственности руководителей государственных учреждений культуры за выполнение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и учебы; в снижении величины  ущерба от пожаров, производственного травматизма и несчастных случаев на производстве

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области культуры является обеспечение безопасности, сохранности фондов, зданий и сооружений, материальных ценностей, что создает гарантию успешного выполнения основных функций учреждений культуры.

Решение проблемы обеспечения безопасности людей, пребывающих в   учреждениях культуры и образовательных учреждениях в области культуры, сохранения материальных и духовных ценностей народов Российской Федерации, национальной культуры Удмуртской Республики, улучшения материально-технической базы учреждений культуры и досуга относится к наиболее приоритетным задачам развития культуры,  что нашло своё отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ, создание условий повышения качества и доступности услуг в сфере культуры, обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры являются приоритетными направлениями социально-экономического развития республики.

Государственные учреждения культуры, включая театрально-концертные  и зрелищные организации, библиотеки, музеи, методические центры и образовательные учреждения в области культуры (далее -учреждения культуры) – объекты с массовым пребыванием людей, к которым предъявляются повышенные требования безопасности.

Как показывает практика, несмотря на все усилия, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций (террористических актов), пожаров, краж, аварий, наносящих ущерб здоровью людей в учреждениях культуры, как местах с массовым пребыванием людей, пока еще высока.

Анализ оснащенности учреждений культуры системами сигнализации, пожаротушения, телекоммуникаций, связи и т.п. показывает, что используемые  технические и организационные решения не обеспечивают надежной защиты культурных ценностей от пожаров, хищений, аварий и других факторов риска. Кроме этого, в соответствии с предписаниями органов государственного пожарного надзора на сегодняшний день в 10-ти учреждениях культуры требуется огнезащитная обработка элементов конструкций зданий, декораций и сценического оформления, в 5-ти – замена, модернизация пожарной сигнализации, в 15-ти – установка системы видеонаблюдения и контроля доступа, в 10-ти – замена горючей отделки путей эвакуации на огнестойкую, установка противопожарных дверей, оборудование учреждений средствами автоматической передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи Единой дежурной диспетчерской службы «01», приобретение первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты, комплектование пожарных кранов.   

Вместе с тем из-за отсутствия финансовых средств не все учреждения культуры имеют возможность устанавливать современные приборы охраны, заменять устаревшие, приобретать эффективные средства пожаротушения и огнезащиты. Не все учреждения культуры оборудованы системами автоматического пожаротушения. В целях сохранности фондов, материальных ценностей в учреждениях культуры необходимо установить системы видеонаблюдения и контроля доступа.

В связи с этим требуется организация эффективной системы безопасности, совершенствование средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих их сохранности, в том числе режимных мероприятий, а именно: ведение пропускной системы, обеспечение защиты в чрезвычайных ситуациях, формирование постовой охраны, оборудование учреждений культуры комплексом технических средств безопасности, оснащение их современными, надежными средствами технической оснащенности, сигнализации, связи, охранного телевидения, соответствующими специфическим требованиям защиты в чрезвычайных ситуациях.

Мероприятия по созданию системы безопасности требуют немалых затрат. Но если соотнести затраты на операции по защите учреждений культуры со стоимостью редчайших документов, памятников материальной и духовной культуры, которые могут быть утрачены, то необходимость усиления безопасности учреждений культуры становится очевидной.

Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем по обеспечению безопасности работников и граждан при посещении учреждений культуры, сохранности музейных и библиотечных фондов обусловлена сложностью и многообразием, а также спецификой функциональной деятельности этих учреждений. Это предполагает разработку и осуществление единого плана мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям. Одновременно следует подчеркнуть, что безопасность может быть обеспечена только комплексом всех структурных элементов, используемых для решения поставленных задач, при наличии стабильного финансирования на плановой долгосрочной основе.

Реализация мероприятий Программы позволит: повысить уровень защищенности людей, пребывающих в  учреждениях культуры; сохранить имущество от пожаров; укрепить материально-техническую базу для обеспечения безопасного функционирования учреждений культуры.

3. Цели и задачи Программы

Цель программы – организация эффективной системы безопасности, совершенствование средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих их сохранности, защита жизни и здоровья людей, пребывающих в  учреждениях культуры.

Надежность и эффективность системы обеспечения безопасности зависит от успешного решения следующих задач: совершенствование работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и укрепление пожарной безопасности на объектах учреждений культуры; исключение угроз жизни и здоровью работников  и  посетителей;  обеспечение  сохранности  фондов,  финансов, материальных ценностей, зданий и сооружений; недопущение несанкционированного проникновения посторонних лиц в учреждения культуры; профилактическая работа с работниками по предупреждению правонарушений и преступных посягательств; предупреждение аварий инженерных сетей и устойчивая работа технических средств охраны и безопасности.

4.  Целевые индикаторы по годам реализации Программы

№ п/п

Наименование целевых индикаторов и показателя эффективности

Единицы измерения

Базовый показатель по Программе

(2011 год)

Прогноз

Очередной финансовый год

(2012 год)

Плановый

период

2013

2014

Целевые индикаторы

1.

Процент учреждений культуры,  соответствующих  требованиям пожарной безопасности,  санитарно-гигиеническим нормам, от их общего количества

%

65

65

75

85

2.

Количество человек,   прошедших обучение  по охране труда и пожарной безопасности в год

чел.

0

150

150

150

3.

Количество вновь   аттестованных рабочих мест по условиям труда в учреждениях культуры  в год

мест

0

40

50

40

Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической

1.

Количество пожаров

ед.

0

0

0

0

5. План мероприятий Программы

План мероприятий представлен в приложении к настоящей Программе.

6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счёт средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств учреждений, полученных от приносящей доход деятельности.

Предполагаемый объем финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит: 15 000,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

2012 год – 5 000,0 тыс. рублей;

2013 год – 5 000,0 тыс. рублей;

2014 год – 5 000,0 тыс. рублей.

Предполагаемый объем финансирования Программы за счет средств учреждений, полученных от приносящей доход деятельности, составит: 3 600,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

2012 год – 1 200,0 тыс. рублей;

2013 год – 1 200,0 тыс. рублей;

2014 год – 1 200,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период.

В случае несоответствия результатов исполнения программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию программы могут быть сокращены либо реализация программы может быть досрочно прекращена в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке.

7. Механизм реализации Программы

Программа предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основных задач:

системный подход, комплексность, концентрация на приоритетных направлениях;

оценка потребностей в финансовых средствах; для реализации Программы предусматривается использование средств бюджета Удмуртской Республики;

оценка результатов и социально-экономической эффективности программы, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей.

Заказчик Программы:

обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с организациями;

в установленные сроки информирует Министерство экономики Удмуртской Республики о ходе реализации Программы;

несет ответственность за целевое и рациональное использование выделяемых бюджетных средств.

Заказчик Программы направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики заявку на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы на очередной финансовый год в установленном порядке.

Подведомственные учреждения культуры участвуют в реализации Программы в соответствии с планом мероприятий Программы, в том числе путем размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий утверждается законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период в составе ведомственной структуры расходов бюджета Удмуртской Республики по соответствующей программе, целевой статье и виду расходов бюджета.

Финансовые средства на реализацию программных мероприятий выделяются государственным учреждениям, подведомственным Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики в установленном порядке.

В ходе реализации Программы заказчик обеспечивает координацию и контроль деятельности исполнителей Программы.

8. Организация управления Программой

Управление Программой осуществляет заказчик Программы в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ».

Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию в соответствии с Планом мероприятий Программы.

Выбор исполнителей мероприятий Программы производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.

Заказчик Программы ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы.

Заказчик Программы ежегодно в срок до 1 февраля текущего года направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы за прошедший финансовый год.

Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и в сети Интернет данные о Программе и ее реализации.

9. Контроль за реализацией Программы

Заказчиком Программы является Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, выполняющее функции по координации и контролю за реализацией Программы.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.

10. Методика оценки эффективности реализации Программы

При оценке эффективности Программы будут оцениваться:

условия для снижения риска возникновения пожаров в учреждениях культуры;

относительное сокращение потерь, наносимых огнем, гибели и травматизма людей, средств, расходуемых на ликвидацию последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций в учреждениях культуры.

Реализация мероприятий Программы и ее финансирование в полном объеме позволят:

уменьшить риск пожаров, чрезвычайных и аварийных ситуаций в государственных учреждениях культуры;

укрепить материально-техническую базу государственных учреждений культуры;

повысить уровень аттестации рабочих мест по условиям труда;

повысить уровень обучения и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности.

11. Оценка социальной, экономической, бюджетной эффективности реализации Программы

Реализация Программы создаст условия для повышения уровня защищенности людей, пребывающих в  учреждениях культуры, сохранения имущества от пожаров, укрепления материально-технической базы для безопасного функционирования учреждений культуры.

              Реализация Программы и ее финансирование в полном объеме позволят:

организовать надежную систему по обеспечению противопожарной защиты зданий и помещений, санитарно-эпидемиологического благополучия государственных учреждений культуры;

уменьшить риск пожаров в государственных учреждениях культуры;

повысить количество учреждений культуры, соответствующих требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам до 85%  от их общего количества;

повысить ответственность руководителей учреждений культуры за выполнение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и учебы;

повысить уровень вновь аттестованных рабочих мест по условиям труда на 120 мест;

повысить уровень обучения и проверки знаний требований охраны труда и пожарной безопасности  на 450 человек.

12.  Оценка рисков реализации Программы

Разработанная программа базируется на определенных предположениях относительно капитальных и текущих затрат: стоимости ремонтных работ и цен на приобретение средств обеспечения безопасности.

Финансовый риск реализации Программы представляет собой изменение стоимости ремонтных работ, цен на оборудование и материалы в период реализации Программы.

Административный риск представляет собой изменение законодательства в области пожарной безопасности, введение дополнительных требований к зданиям и сооружениям, что может привести к невыполнению целей и задач Программы.

Способом ограничения рисков является своевременная корректировка целей и сроков реализации Программы, а также Плана мероприятий Программы.

Приложение к ведомственной целевой программе «Безопасность учреждений культуры и образовательных  учреждений в области культуры на 2012 – 2014 годы»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА 2012-2014 ГОДЫ»

№ п/п

Наименование мероприятия

Направления расходов (капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие текущие расходы)

Источники финансирования

Объем финансирования в текущих ценах, тыс. рублей

Исполнитель

Ожидаемые результаты (в т.ч. оценка бюджетной, социальной, экономической эффективности мероприятий, общий вклад мероприятий в достижение целевых индикаторов ВЦП)

Всего

в том числе

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Устройство (модернизация) автоматической пожарной сигнализации (АПС) системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ), системы для передачи сигналов на узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы «01»

прочие текущие расходы

Бюджет УР

1380

780

300

300

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, учреждения культуры

Организация надежной системы по обеспечению противопожарной защиты зданий и помещений, санитарно- эпидемиологического благополучия учреждений культуры. Снижение уровня травматизма и размера материальных потерь от огня и других возможных угроз и факторов опасности. Защита людей, культурных и материальных ценностей, сведение до минимума возможности проявления чрезвычайных ситуаций в связи со злонамеренными действиями, создание безопасных условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры

2.

Оборудование помещений охранной сигнализацией (ОС)

прочие текущие расходы

Бюджет УР

400

-

200

200

3.

Оборудование фондовых хранилищ системой автоматического пожаротушения

прочие текущие расходы

Бюджет УР

4950

1700

1700

1550

4.

Оборудование помещений системой  дымоудаления

прочие текущие расходы

Бюджет УР

350

-

150

200

5.

Монтаж, модернизация системы видео- наблюдения  и контроля доступа

прочие текущие расходы

Бюджет УР

1150

350

400

400

6.

Замена отделки стен и покрытий полов на негорючие материалы 

прочие текущие расходы

Бюджет УР

1900

300

800

800

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, учреждения культуры

7.

Замена (установка) противопожарных дверей и люков

прочие текущие расходы

Бюджет УР

800

200

300

300

8.

Укрепление оконных проемов, оборудование их распашными металлическими решетками

прочие текущие расходы

Бюджет УР

600

-

300

300

9.

Огнезащитное покрытие  элементов конструкций зданий, сцены и декораций

прочие текущие расходы

Бюджет УР

750

620

-

130

10.

Ремонт и замена электропроводки и электрооборудования

прочие текущие расходы

Бюджет УР

1500

500

500

500

11.

Монтаж (ремонт) противопожарного водопровода

прочие текущие расходы

Бюджет УР

830

430

200

200

12.

Приобретение первичных средств пожаротушения, комплектование пожарных кранов, зарядка огнетушителей  

прочие текущие расходы

внебюджетные источники

450

150

150

150

13.

Техническое обслуживание средств сигнализации

прочие текущие расходы

внебюджетные источники

2700

900

900

900

14.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

прочие текущие расходы

Бюджет УР

390

120

150

120

15.

Организация обучения и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности руководителей и специалистов учреждений культуры

прочие текущие расходы

внебюджетные источники

450

150

150

150

ИТОГО:

18600

6200

6200

6200

Бюджет Удмуртской Республики

15000

5000

5000

5000

Внебюджетные источники

3600

1200

1200

1200

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Удмуртской Республики № 39 от 15.03.2012
Рубрики правового классификатора: 160.040.050 Пожарная безопасность, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать