Основная информация
Дата опубликования: | 30 марта 1999г. |
Номер документа: | В199905827 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199905827
В199905827
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.03.99 N 6417/98
[ПОСКОЛЬКУ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
ПРОИЗВОДИТСЯ ЧЕРЕЗ ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА, ОТКРЫТЫЕ ИМ В ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, СЛЕДУЕТ ПРОВЕРИТЬ У КАЖДОГО ДОЛЖНИКА
НАЛИЧИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ НА МОМЕНТ СПИСАНИЯ
ДОЛГОВ; ЕСЛИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ НЕТ, ТО ЭТИ СРЕДСТВА НЕ
МОГУТ БЫТЬ СПИСАНЫ БЕЗ СОГЛАСИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.98 по делу N 27/6 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 17.06.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее казначейство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Кабардино-Балкарской Республики (далее национальный банк) о взыскании 712003 рублей 40 копеек, списанных в безакцептном порядке с балансового счета "Средства федерального бюджета" истца.
Решением от 25.03.98 исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа постановлением от 17.06.98 отменил решение в отношении взыскания государственной пошлины в связи с освобождением ответчика от ее уплаты.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты в части взыскания основной суммы отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с переходом на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах федерального казначейства, с декабря 1997 года бюджетные счета ряда организаций были переданы Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Картотеки неоплаченных расчетных документов к этим счетам переданы Национальному банку Кабардино-Балкарской Республики, в котором находится бюджетный счет казначейства, как это предусмотрено пунктом 1.6 письма Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.97 N 36н и Центрального банка Российской Федерации от 11.04.97 N 433а "О порядке расчетно - кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства".
В соответствии с пунктом 1.1 названного письма органы федерального казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых этим органам лицевых счетов в учреждениях Банка России.
В связи с указанным между головным расчетно - кассовым центром в городе Нальчике национального банка и казначейством 02.12.97 был заключен договор банковского счета и клиенту открыт бюджетный счет.
Расчетно - кассовый центр 04.02.98 в безакцептном порядке списал с балансового счета "Средства федерального бюджета" казначейства 712003 рубля 40 копеек во исполнение платежных документов за 1995 - 1997 годы, акцептованных должниками, но не оплаченных и переданных в картотеку N 2.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из следующего. Списанная со счета казначейства сумма составляет долги Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики за коммунальные услуги и платежи в бюджет. При проведении расчетов этого министерства с федеральным бюджетом вошла в зачет сумма 8500000 рублей, в связи с чем числящаяся в картотеках задолженность погашена к 28.02.98.
К данному выводу суд пришел при отсутствии достаточных доказательств. В деле имеется лишь ксерокопия письма Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (не заверенная в установленном порядке) от 24.02.98 N 01-15/169. Никаких других документов в отношении зачета суд не исследовал и не указал, на основании каких доказательств он установил, что зачет завершен к 28.02.98.
Из ведомостей и актов приема - передачи лицевых счетов и неоплаченных документов из расчетно - кассового центра в казначейство следует, что должниками в пределах списанной суммы являлось не только Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, но и Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по земельным ресурсам и землеустройству. В списке должников по картотеке N 2 значится также Министерство внешних сношений Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Эти обстоятельства судом не исследованы.
Поскольку финансирование распорядителей бюджетных средств производится через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства, суду следует проверить у каждого должника - распорядителя бюджетных средств - наличие денежных средств на лицевом счете на момент списания долгов.
Если средства на лицевых счетах должников по акцептованным платежным поручениям имеются, то списание сумм расчетно - кассовым центром произведено обоснованно. Если денежных средств на лицевых счетах должников нет, то эти средства являются обезличенными, так как отражены только на балансовом счете казначейства и не могут быть списаны без его согласия.
В отношении денежных средств, необоснованно списанных без согласия казначейства, суду необходимо проверить, вошла ли эта сумма в зачет при проведении Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики расчетов с федеральным бюджетом.
Кроме того, суд при принятии решения исходил из условий договора банковского счета от 28.11.97, несмотря на то что он подписан с протоколом разногласий и не может быть признан заключенным в соответствии со статьями 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.98 по делу N 27/6 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 17.06.98 по тому же делу в отношении взыскания 712003 рублей 40 копеек отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
[отформатировано: 24.08.2000 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199905827
В199905827
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.03.99 N 6417/98
[ПОСКОЛЬКУ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
ПРОИЗВОДИТСЯ ЧЕРЕЗ ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА, ОТКРЫТЫЕ ИМ В ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, СЛЕДУЕТ ПРОВЕРИТЬ У КАЖДОГО ДОЛЖНИКА
НАЛИЧИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ НА МОМЕНТ СПИСАНИЯ
ДОЛГОВ; ЕСЛИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ НЕТ, ТО ЭТИ СРЕДСТВА НЕ
МОГУТ БЫТЬ СПИСАНЫ БЕЗ СОГЛАСИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.98 по делу N 27/6 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 17.06.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее казначейство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Кабардино-Балкарской Республики (далее национальный банк) о взыскании 712003 рублей 40 копеек, списанных в безакцептном порядке с балансового счета "Средства федерального бюджета" истца.
Решением от 25.03.98 исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа постановлением от 17.06.98 отменил решение в отношении взыскания государственной пошлины в связи с освобождением ответчика от ее уплаты.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты в части взыскания основной суммы отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с переходом на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах федерального казначейства, с декабря 1997 года бюджетные счета ряда организаций были переданы Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Картотеки неоплаченных расчетных документов к этим счетам переданы Национальному банку Кабардино-Балкарской Республики, в котором находится бюджетный счет казначейства, как это предусмотрено пунктом 1.6 письма Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.97 N 36н и Центрального банка Российской Федерации от 11.04.97 N 433а "О порядке расчетно - кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства".
В соответствии с пунктом 1.1 названного письма органы федерального казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых этим органам лицевых счетов в учреждениях Банка России.
В связи с указанным между головным расчетно - кассовым центром в городе Нальчике национального банка и казначейством 02.12.97 был заключен договор банковского счета и клиенту открыт бюджетный счет.
Расчетно - кассовый центр 04.02.98 в безакцептном порядке списал с балансового счета "Средства федерального бюджета" казначейства 712003 рубля 40 копеек во исполнение платежных документов за 1995 - 1997 годы, акцептованных должниками, но не оплаченных и переданных в картотеку N 2.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из следующего. Списанная со счета казначейства сумма составляет долги Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики за коммунальные услуги и платежи в бюджет. При проведении расчетов этого министерства с федеральным бюджетом вошла в зачет сумма 8500000 рублей, в связи с чем числящаяся в картотеках задолженность погашена к 28.02.98.
К данному выводу суд пришел при отсутствии достаточных доказательств. В деле имеется лишь ксерокопия письма Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (не заверенная в установленном порядке) от 24.02.98 N 01-15/169. Никаких других документов в отношении зачета суд не исследовал и не указал, на основании каких доказательств он установил, что зачет завершен к 28.02.98.
Из ведомостей и актов приема - передачи лицевых счетов и неоплаченных документов из расчетно - кассового центра в казначейство следует, что должниками в пределах списанной суммы являлось не только Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, но и Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по земельным ресурсам и землеустройству. В списке должников по картотеке N 2 значится также Министерство внешних сношений Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Эти обстоятельства судом не исследованы.
Поскольку финансирование распорядителей бюджетных средств производится через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства, суду следует проверить у каждого должника - распорядителя бюджетных средств - наличие денежных средств на лицевом счете на момент списания долгов.
Если средства на лицевых счетах должников по акцептованным платежным поручениям имеются, то списание сумм расчетно - кассовым центром произведено обоснованно. Если денежных средств на лицевых счетах должников нет, то эти средства являются обезличенными, так как отражены только на балансовом счете казначейства и не могут быть списаны без его согласия.
В отношении денежных средств, необоснованно списанных без согласия казначейства, суду необходимо проверить, вошла ли эта сумма в зачет при проведении Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики расчетов с федеральным бюджетом.
Кроме того, суд при принятии решения исходил из условий договора банковского счета от 28.11.97, несмотря на то что он подписан с протоколом разногласий и не может быть признан заключенным в соответствии со статьями 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.98 по делу N 27/6 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 17.06.98 по тому же делу в отношении взыскания 712003 рублей 40 копеек отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
[отформатировано: 24.08.2000 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.140 Расчеты (см. также 030.150.140, 080.110.030, 100.090.000), 080.000.000 Финансы, 080.040.000 Общие положения бюджетного устройства, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.010 Общие положения, 080.090.000 Казначейство, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.030 Банковские операции и сделки (см. также 030.120.130, 030.120.140, 030.150.140, 080.130.040, 100.090.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: