Основная информация

Дата опубликования: 30 мая 2011г.
Номер документа: RU51000201100250
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Мурманская область
Принявший орган: Правительство Мурманской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



проект

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от    30.05.2011                                                             № 262-ПП

Мурманск

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

{в редакции постановлений Правительства Мурманской области

от 30.09.2011 № 497-ПП,

от 05.03.2012 № 60-ПП,

от 19.03.2012 № 107-ПП}

В целях оказания дополнительных социальных услуг и единовременных денежных выплат, в связи с празднованием памятных дат для жителей Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:

1. Пункт 2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты гражданам, родившимся в период с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 11.01.2008 № 3-ПП «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (в редакции постановления Правительства Мурманской области  от 30.03.2011 № 145-ПП), изложить в редакции:

«2. Выплата производится за счет средств областного бюджета во 2-3 квартале текущего года в размере: в 2011 году – 600 рублей, в 2012 году – 650 рублей, в 2013 году – 700 рублей. Выплата, назначенная и не полученная гражданами в установленный срок, производится в течение текущего финансового года.».

2. Внести в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 14.09.2010                    № 416-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 27.04.2011 № 214-ПП), изменения согласно  приложению № 1.

{пункт в редакции постановления Правительства Мурманской области от 05.03.2012 № 60-ПП}

3. {утратил силу - постановление Правительства Мурманской области от 19.03.2012 № 107-ПП}

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. 

Губернатор

Мурманской области             

Д. Дмитриенко

-------------------------

Приложение № 1

к постановлению Правительства

Мурманской области

от    30.05.2011   № 262-ПП

Изменения в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы

1. В паспорте Программы:

1.1. Слова «Министерство имущественных отношений Мурманской области» в позиции «Государственные заказчики Программы» исключить.

1.2. Подраздел «Подпрограмма «Старшее поколение» позиции «Важнейшие целевые индикаторы и показатели» изложить в редакции:

«Подпрограмма «Старшее поколение»

Доля граждан пожилого возраста, охваченных дополнительной социальной поддержкой, от общего количества граждан пожилого возраста

%

46,5

Доля трудоустроенных граждан пожилого возраста от общего числа обратившихся в службу занятости

%

20

Количество общественно значимых мероприятий для граждан старшего поколения, организуемых областными учреждениями культуры и спорта    

ед.

40

Увеличение количества участников массовых мероприятий  - граждан    
старшего поколения

чел.

8624»

1.3. Позицию «Объемы и источники финансирования» изложить в редакции:

«Объемы и источники

финансирования

Общий объем финансирования:

2011-2013 годы – всего 928234,0 тыс. руб., в том числе:

областной бюджет – 923734,0 тыс. руб.;

внебюджетные средства – 4500,0 тыс. руб.

2011 год  – всего 360446,9 тыс. руб.,

в том числе:

областной бюджет – 358946,9 тыс. руб.;

внебюджетные средства – 1500,0 тыс. руб.

2012 год  – всего 274770,1 тыс. руб.,

в том числе:

областной бюджет – 273270,1 тыс. руб.;

внебюджетные средства – 1500,0 тыс. руб.

2013 год  – всего 293017,0 тыс. руб.,

в том числе:

областной бюджет – 291517,0 тыс. руб.;

внебюджетные средства – 1500,0 тыс. руб.»

Раздел 1 Программы изложить в редакции:

«1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

Социально-экономические преобразования, проводимые в России в эти годы, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. Основной целью экономических и социальных реформ, происходящих в нашем государстве, является повышение уровня и качества жизни россиян на основе нормального, стабильного функционирования всех экономических механизмов.

Неотъемлемым элементом системы мер, направленных на стимулирование экономического роста, является социальная политика. Приоритетными в области социальной политики определены инвестиции в человека, прежде всего в создание условий для реализации гражданами прав на труд и социальную помощь, образование, улучшение здоровья, сохранение и развитие культурного потенциала.

Основными стратегическими целями социально-экономического развития Мурманской области являются создание эффективной системы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения. Для их достижения необходимо решить задачи по обеспечению требуемого охвата групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и по профилактике социального неблагополучия. Для этого определяется общественная потребность в услугах и проводится отбор уязвимых групп населения, для которых государственная социальная помощь жизненно необходима, формируется система социального обслуживания, обеспечивающая доступность и качество социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости людей.

Мероприятия по обеспечению требуемого охвата групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и по профилактике социального неблагополучия - часть мер социальной политики Мурманской области, фактор социального развития, влияющий на улучшение социального здоровья общества, а также способствующий предупреждению риска бедности социально уязвимых категорий граждан.

Социальная политика не может быть ограничена пенсиями, ежемесячными денежными выплатами и пособиями. Необходимо гарантировать каждому человеку поддержку в трудных жизненных ситуациях (оказывать разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни (предоставлять регулярные услуги), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).

Для этого необходимы содействие в повышении уровня и качества жизни граждан путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании, обеспечение доступности культурно-досуговых услуг, удовлетворение культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни области.

Это соответствует основным направлениям государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также задачам социально-экономического развития Мурманской области.

Программно-целевой метод служит внешним инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в Мурманской области является высокая численность лиц пожилого возраста, которая увеличивается с каждым годом. На 1 января 2010 года доля пенсионеров (женщины с 50 лет, мужчины с 55 лет) составила около 25 % от всего населения области. 

Высокая численность граждан пожилого возраста в составе населения области сопровождается обоснованным ожиданием постоянного предоставления государственных гарантий их благосостояния. Не все еще проблемы решены.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства и общества.

Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Сохраняется проблема одиночества из-за более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста.

Обеспеченность домами-интернатами для престарелых и инвалидов на 10 тысяч населения составляет 20,7 места, или 69 %, при нормативе 30 мест на 10 тысяч жителей, одобренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р. 

Поступают обращения от пожилых граждан и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, об оказании материальной помощи.

Еще одной актуальной проблемой Мурманской области является наличие в структуре населения значительного количества граждан с ограниченными физическими возможностями, являющихся инвалидами. Уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности инвалидов остается крайне низким и требует от органов государственной власти дополнительных мер социальной поддержки.

Низкие уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах жизнедеятельности.

Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.

В Мурманской области по состоянию на 1 января 2010 года проживают около 40 тысяч инвалидов, что составляет около 5 % от общей численности населения Мурманской области, в том числе детей-инвалидов 2212 человек, или 1,5 % от детского населения области.

В структуре инвалидности преобладают инвалиды I и II групп - 63,7 %, инвалиды III группы составляют 26,4 %, дети-инвалиды - 5,6 % от общего числа инвалидов.

Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60 % из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 57-58 % - при посещении учреждений культуры и государственных учреждений, 48 % - при совершении покупок. Две трети респондентов – инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

Полноценная жизнедеятельность инвалидов невозможна без предоставления им различных видов реабилитационных и социальных услуг, технических средств реабилитации, соответствующих их индивидуальным потребностям, оказания содействия в трудоустройстве, материальной и иной поддержки.

Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет около 100 %, в социальной реабилитации - 78 %.

Выполнение ранее принятых областных программ социальной поддержки инвалидов в определенной степени улучшило в Мурманской области ситуацию с обеспечением жизнедеятельности инвалидов, созданием условий для социальной интеграции инвалидов в общество.

Однако, несмотря на принимаемые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из слабо защищенных категорий населения, в особенности молодые инвалиды, инвалиды с нарушением способности к передвижению и самообслуживанию.

Реабилитация инвалидов в Мурманской области осуществляется различными учреждениями социальной сферы, в том числе учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта и др. Материально-техническая база некоторых учреждений не рассчитана на предоставление реабилитационных услуг и нуждается в модернизации. В связи с этим учреждениям необходима материальная поддержка для приобретения вспомогательных и технических средств реабилитации инвалидов.

Важное место в процессе реабилитации инвалидов занимает профессиональная реабилитация. Целью профессиональной реабилитации является не только достижение инвалидом материальной независимости, получение дополнительного источника дохода, но и возможность самоутверждения в обществе. Отсутствие на рынке труда необходимого количества специальных рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов, лишает инвалидов возможности реализации права на труд на равных условиях с остальными членами общества.

Причины, затрудняющие трудоустройство части инвалидов, - значительная отдаленность места работы от места жительства, неподготовленность инфраструктуры предприятий.

В 2009 году в государственную службу занятости обратилось 3679 инвалидов, из которых трудоустроено 505 инвалидов, в том числе на квотируемые рабочие места - 54.

Все это диктует необходимость продолжения проведения на территории Мурманской области комплекса мероприятий, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидности и инвалидов, дальнейшему развитию сети учреждений, осуществляющих реабилитацию, расширению спектра услуг по профессиональной и социальной реабилитации, обеспечению занятости инвалидов на рынке труда, осуществлению мероприятий по государственной поддержке областных общественных организаций инвалидов «ВОИ», «ВОГ», «ВОС» и их социально-реабилитационных предприятий в целях укрепления материально-технической базы и сохранения имеющихся рабочих мест для инвалидов, а также создания дополнительных рабочих мест.

Кроме этого, на стадии решения находятся вопросы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социально значимым объектам. Главным фактором, сдерживающим решение проблем инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья, остается недостаточность финансирования.

Реализация обозначенных мероприятий даст возможность обеспечить доступную среду для этой категории граждан.

Продолжающееся реформирование военной организации Российской Федерации и дальнейшее сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации обостряют социальные проблемы граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В Мурманской области находятся десятки военных городков и объектов, расположенных на значительном расстоянии от городов. Проблема с обеспечением занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей ощущается здесь особенно остро. Рабочих мест практически нет, а плохая транспортная связь усугубляет проблему, сокращая возможности трудоустройства и прохождения профессиональной переподготовки. В то же время граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей  вынуждены оставаться в военных городках на постоянное жительство из-за непредоставления жилья в других регионах страны. Ожидание жилья растягивается на десятилетия.

В ходе сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008-2010 годах, которое продолжается, сформирована  большая социальная группа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, остро нуждающихся в оказании социальной помощи: в обеспечении жильем, бытовом обустройстве, переподготовке на гражданские специальности, трудоустройстве, психологической поддержке и медико-социальной реабилитации.

На 1 января 2010 года на территории Мурманской области проживают 31202 человека, уволенных с военной службы (с членами семей - 102970 человек). В 2008 году проживало 26484 человека, уволенных с военной службы (с членами семей - 87400 человек).

Проведенный ежегодный мониторинг социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей показал следующее:

- 94,5 % опрошенных оценили своё материальное положение как «плохое» и «очень плохое»;

- у 95,8 % опрошенных неравенство доходов и возможностей вызывает острое чувство несправедливости;

- около 94 %  граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей нуждаются в социальной и психологической адаптации, более 80 % - в переподготовке по новым специальностям и трудоустройстве.

Среди указанной категории граждан 6700 человек - участники боевых действий, в основном не прошедшие медико-социальную реабилитацию, что отрицательно влияет на процесс их адаптации в жизни после перенесенных психотравмирующих ситуаций.

В силу многих нерешенных социально-экономических проблем значительное количество военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Данная категория жителей Мурманской области продолжает оставаться в группе социального риска и нуждается в оказании дополнительной социальной поддержки.

Ежегодно в Мурманской области увеличивается численность лиц, освободившихся из учреждений отбывания наказания в виде лишения свободы. В 2008 году  численность указанных граждан составляла  2201 человек, в 2009 году - 2540 человек, на 1 июля 2010 года - 1050 человек.

После освобождения бывшие заключенные сталкиваются с массой социальных проблем. Прежде всего это отсутствие жилья, средств к существованию, постоянной работы. Значительная часть освобождающихся осужденных утратила социально полезные связи, нуждается в психологической, социальной и медицинской помощи.

Как показывает опыт, большинство освободившихся из мест лишения свободы возвращается к прежнему образу жизни: продолжает нарушать общественный порядок или пополняет ряды бездомных.

Нерешенность проблем указанной категории граждан негативно влияет на состояние криминогенной и эпидемиологической ситуации на территории области.

Лица без определенного места жительства составляют социальную группу, достаточно многочисленную и устойчивую по составу, находящуюся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов социальных служб они не в состоянии.

Организация и предоставление социального обслуживания лицам без определенного места жительства остается одной из актуальных проблем в Мурманской области, в особенности в г. Мурманске.

Мурманская область – единственный субъект Российской Федерации, практически полностью расположенный за полярным кругом.

Климатогеографические условия Крайнего Севера, неблагоприятная экологическая обстановка оказывают негативное воздействие на состояние здоровья населения.

В последнее время прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные болезни населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). Показатели здоровья населения находятся на неудовлетворительном уровне.

Эффективными путями выхода из сложившейся ситуации являются увеличение потенциала здоровья здоровых лиц, а также возвращение здоровья больным вне стадии обострения и лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.

Специалистами установлено, что непрерывное пребывание в течение одного года за полярным кругом приводит к снижению иммунитета на 30 %. В то же время при ежегодном оздоровлении в зоне солнечного комфорта восстановление иммунитета происходит практически полностью.

В настоящее время значительная часть северян не имеет возможности поправить свое здоровье в оздоровительных учреждениях в курортных климатических зонах России.

Не все перечисленные проблемы могут быть решены в рамках мер социальной поддержки, предоставление которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и региона. Многие  проблемы требуют решения путем установления дополнительных мер социальной поддержки региональным законодательством  и  принятия долгосрочных целевых программ.

С этой целью в регионе приняты  и успешно реализуются долгосрочные целевые программы:

- «Социальная поддержка инвалидов» на 2007-2009 годы (с 1 января 2010 года «Социальная поддержка инвалидов Мурманской области» на 2010-2012 годы);

-  «Старшее поколение» на 2008-2010 годы;

- «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органов власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области» на 2008-2010 годы;

- «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Мурманской области» на 2010-2012 годы;

- «Оздоровление северян» на 2008-2010 годы.

Таким образом, на реализацию задач по обеспечению требуемого охвата групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и по профилактике социального неблагополучия направлены следующие мероприятия, реализующиеся на территории Мурманской области. 

С целью социальной поддержки граждан старшего поколения, инвалидов и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и погибших военнослужащих в рамках указанных программ предусмотрены   8 единовременных денежных выплат к различным знаменательным датам в размере от 300 до 1000 рублей. 

В 2008 году  расходы областного бюджета на указанные выплаты  составили  64,8 млн. рублей, в 2009 году -  65,5 млн. рублей (расходы увеличены за счет увеличения численности получателей).

В 2011 году планируется сохранить единовременные денежные выплаты, предоставляемые за счет областного бюджета с 2005 года:

1. В связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны,  родителям и вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, тюрем, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и погибших военнослужащих.

2. В связи с празднованием годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье ветеранам, награжденным медалью «За оборону Советского Заполярья», вдовам (вдовцам) ветеранов, награжденных медалью «За оборону Советского Заполярья».

В рамках акции «Помоги ветерану» по программе «Старшее поколение» с 2008 года ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. оказывается помощь в улучшении социально-бытовых условий. В течение 2008 года указанная помощь предоставлена 425 ветеранам Великой Отечественной войны на сумму 2,8 млн. рублей. В 2009 году помощь получили 685 ветеранов войны на сумму 5,7 млн. рублей. В 2010 году на эти цели предусмотрено более 6 млн. рублей из средств областного бюджета. С 2011 года это мероприятие будет приостановлено.

Также в рамках программ «Старшее поколение» и «Социальная поддержка инвалидов» с 2009 года предусмотрены мероприятия по оказанию материальной помощи пенсионерам и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В 2009 году указанную помощь получили 61 пенсионер на сумму 797 тыс. рублей и  66 инвалидов на сумму 991,5 тыс. рублей. Запланировано оказывать помощь пенсионерам и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и в 2011-2013 годах.

В рамках мероприятий по развитию сети учреждений социального обслуживания населения и укреплению их материально-технической базы открыты:

- специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в гг.Апатиты, Оленегорск, Полярные Зори, Полярный, Кандалакша;

- отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в городах Мурманск и Кандалакша, Кольском, Ловозерском районах;

- отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов  в п.Енский Ковдорского района на 10 мест.

Приобретены передвижные подъемники для инвалидов, роллер-ходунки, инвалидные тележки, средства реабилитации и другое техническое оборудование для 7 учреждений социального обслуживания.

В целях обеспечения информирования о текущих событиях инвалидов по слуху, проживающих в Мурманской области, Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области с 2007 по 2009 годы заключались государственные контракты с ГТРК «Мурман» на производство и выпуск в эфир «бегущей строки» (субтитрирования) к программам новостей  на телеканале «Российское телевидение». Организацию производства и выпуска «бегущей строки» планируется продолжить.

С целью обеспечения информационно-библиографического обслуживания  инвалидов, развития  информационных ресурсов, создания условий для  максимальной доступности информации реализованы мероприятия по пополнению фондов библиотек новыми «говорящими» книгами, приобретено 675 экземпляров книг на аудиокассетах  и CD-ROM.

В целях повышения роли граждан старшего поколения, инвалидов и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и погибших военнослужащих проведен комплекс мероприятий, направленных на более широкую интеграцию их в общественную жизнь (проведены выставки, спортивно-оздоровительные мероприятия).

В ходе реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области» на 2008-2010 годы создана система социальной поддержки данной категории населения Мурманской области, налажено взаимодействие исполнительных органов государственной власти Мурманской области и образовательных учреждений Мурманской области по оказанию помощи военнослужащим, подлежащим увольнению, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в информационном обеспечении, получении профориентационных услуг, профессиональном обучении и переобучении на новые специальности.

В ходе реализации долгосрочной целевой программы «Преодоление бедности в Мурманской области» на 2007-2010 годы в 2010 году 1652 гражданам из числа лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказана материальная помощь на общую сумму 633,65 тыс. руб. Помощь оказывается в виде продуктовых и санитарно-гигиенических наборов, горячего питания, содействия в оформлении документов, удостоверяющих личность, оплаты проезда ж/д транспортом к месту жительства, выдачи б/у одежды и обуви и др.

Программа «Оздоровление северян» - это пример успешного обеспечения стабильных условий развития государственно-частного партнерства в Мурманской области. Она решает задачу повышения уровня здоровья населения через развитие механизмов социального партнерства власти, бизнеса и общества. Благодаря совместной работе министерств и ведомств Правительства Мурманской области, муниципальных образований, частных предприятий и общественных организаций удалось создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления жителей Кольского Заполярья.

Программы являются составной частью системы мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и погибших военнослужащих, проживающих в области, и граждан из числа лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Общим итоговым результатом реализации этих мер является устойчивое повышение качества жизни уязвимых слоев населения, характеризующее уровень благосостояния и обеспеченность базовыми социальными услугами.

Благодаря реализации мероприятий программ:

1) доля граждан пожилого возраста, охваченных дополнительной социальной поддержкой, от общего количества граждан пожилого возраста в 2009 году составила 45,8 %, что превышает запланированный показатель на 0,3 % и аналогичный показатель 2008 года на 0,8 %;

2) доля инвалидов, охваченных дополнительной социальной поддержкой, от общего количества инвалидов в 2009 году составила 16,7 %, что превышает запланированный показатель на 0,2 % и аналогичный показатель 2008 года на 1,2 %;

3) доля родителей и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и военнослужащих, охваченных дополнительной социальной поддержкой, от общего количества родителей и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и военнослужащих в 2009 году составила 100 %, что превышает запланированный показатель на 3,5 % и аналогичный показатель 2008 года на 4 %;

4) численность лиц без определенного места жительства и освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальную помощь, на 1 июля 2010 года составила 1652 человека, что превышает запланированный показатель по полугодию на 8 %;

5) число участников оздоровительных мероприятий увеличивается в среднем на 7 % ежегодно (2006 год – 2368 чел., 2007 год – 2540 чел., 2008 год – 2924 чел., 2009 год – 3029 чел.).

Необходимость разработки и утверждения новой Программы вызвана тем, что долгосрочные целевые программы «Старшее поколение» и «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органов власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области» и «Преодоление бедности в Мурманской области», «Оздоровление северян» заканчивают свое действие в 2010 году. Новая программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы объединит мероприятия вышеназванных программ.

Таким образом, накопленный опыт по решению проблем социальной поддержки отдельных категорий граждан программно-целевым методом подтверждает целесообразность и необходимость разработки и реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 400-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы» и состоит из пяти подпрограмм: «Старшее поколение», «Доступная среда», «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области», «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Мурманской области» и «Оздоровление северян».».

3. Подраздел «Подпрограмма «Старшее поколение» позиции «Прогнозируемые целевые индикаторы и показатели Программы» раздела 2 Программы изложить в редакции:

«Подпрограмма «Старшее поколение»

Доля граждан пожилого возраста, охваченных дополнительной социальной поддержкой, от общего количества граждан пожилого возраста

%

46,5

Доля трудоустроенных граждан пожилого возраста от общего числа обратившихся в службу занятости

%

20

Количество общественно значимых мероприятий для граждан старшего поколения, организуемых областными учреждениями культуры и спорта    

ед.

40

Увеличение количества участников массовых мероприятий  - граждан    
старшего поколения

чел.

8624»

              4. В разделе 4 Программы таблицу «Объемы и источники финансирования Программы» изложить в редакции:

                                                                                                                        тыс. руб.

«Источники

финансирования

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2011-2013 гг.

Областной бюджет

358946,9

273270,1

291517,0

923734,0

Внебюджетные средства

1500,0

1500,0

1500,0

4500,0

ВСЕГО по Программе

360446,9

274770,1

293017,0

928234,0

Подпрограмма «Старшее поколение»

Областной бюджет

86883,1

-

-

86883,1

Внебюджетные средства

-

-

-

-

ИТОГО

86883,1

86883,1

Подпрограмма «Доступная среда»

Областной бюджет

140814,0

153909,4

166483,8

461207,2

Внебюджетные средства

-

-

-

-

ИТОГО

140814,0

153909,4

166483,8

461207,2

Подпрограмма «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области»

Областной бюджет

1019,3

2066,3

2196,2

5281,8

Внебюджетные средства

1500,0

1500,0

1500,0

4500,0

ИТОГО

2519,3

3566,3

3696,2

9781,8

Подпрограмма «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Мурманской области»

Областной бюджет

14258,3

24270,4

25601,0

64129,7

Внебюджетные средства

-

-

-

-

ИТОГО

14258,3

24270,4

25601,0

64129,7

Подпрограмма «Оздоровление северян»

Областной бюджет

115972,2

93024,0

97236,0

306232,2

ИТОГО

115972,2

93024,0

97236,0

306232,2»

5. Приложение № 1 к Программе изложить в редакции:

1

«Приложение № 1

к Программе

Подпрограмма «Старшее поколение»

долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы

Мероприятия подпрограммы

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения, всего затрат (тыс. руб.)

Исполнители

2011 год

2012 год

2013 год

областной бюджет

внебюд-жетные источни-ки

областной бюджет

внебюд-жетные источни-ки

областной бюджет

внебюд-жетные источни-ки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения

1.1.

Единовременная денежная выплата в связи с празднованием
Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

15916,9

Всего, из них:

15916,9

15916,9

статья 310

прочие расходы

15916,9

15916,9

1.2.

Единовременная денежная выплата в связи с празднованием
годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

1285,3

Всего, из них:

1285,3

1285,3

статья 310

прочие расходы

1285,3

1285,3

1.3.

Единовременная денежная выплата в связи с празднованием
Дня защитника Отечества

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

960,5

Всего, из них:

960,5

960,5

статья 310

прочие расходы

960,5

960,5

1.4.

Единовременная денежная выплата гражданам, родившимся в период с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

42137,2

Всего, из них:

42137,2

42137,2

статья 310

прочие расходы

42137,2

42137,2

1.5.

Единовременная денежная выплата гражданам старше 75 лет к Международному Дню пожилых людей

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

15000,0

Всего, из них:

15000,0

15000,0

статья 310

прочие расходы

15000,0

15000,0

1.6.

Организация санаторно-курортного лечения реабилитированных лиц, и лиц, пострадавших от политических репрессий

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

1500,0

Всего, из них:

1500,0

1500,0

статья 310

прочие расходы

1500,0

1500,0

1.7.

Оказание помощи в уборке квартир гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

870,9

Всего, из них:

870,9

870,9

статья 310

прочие расходы

870,9

870,9

1.8.

Оказание материальной помощи пенсионерам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

2000,0

Всего, из них:

2000,0

2000,0

статья 310

прочие расходы

2000,0

2000,0

1.9.

Обеспечение льготного посещения общего отделения бани отдельными категориями граждан, проживающими в Ловозерском районе Мурманской области

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

200,0

Всего, из них:

200,0

200,0

статья 310

прочие расходы

200,0

200,0

1.10.

Обеспечение услуг мобильной связи с доступом к экстренным службам одиноко проживающим пенсионерам по возрасту (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), получающим региональную социальную доплату к пенсии

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области, Комитет по развитию информационных технологий Мурманской области

3145,8

Всего, из них:

3145,8

3145,8

статья 310

прочие расходы

3145,8

3145,8

1.11.

Обеспечение информирования граждан пенсионного возраста о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях Мурманской области и возможностях трудоустройства

2011

Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

1.12.

Содействие в трудоустройстве граждан пенсионного возраста, обратившихся в службу занятости

2011

Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Всего по разделу 1, из них:

83016,6

83016,6

статья 310

прочие расходы

83016,6

83016,6

2. Развитие сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы

2.1.

Капитальный ремонт помещений ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» и организация социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов (г. Кандалакша, ул. Фрунзе, д. 10)

2011

Министерство труда и социального развития Мурманской области

2140,0

Всего, из них:

2140,0

2140,0

статья 310

прочие расходы

2140,0

2140,0

2.2.

Реконструкция здания в ЗАТО г.Полярный для размещения учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения»

2011

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

1000,0

Всего, из них:

1000,0

1000,0

статья 310

прочие расходы

1000,0

1000,0

Всего по разделу 2, из них:

3140,0

3140,0

статья 310

прочие расходы

3140,0

3140,0

3. Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни

3.1.

Комплектование книжного фонда Мурманской областной специальной библиотеки для слепых

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная специальная библиотека для слепых

15,0

Всего, из них:

15,0

15,0

статья 310

10,0

10,0

прочие расходы

5,0

5,0

3.2.

Проведение «Декады пожилого человека»

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная специальная библиотека для слепых

6,0

Всего, из них:

6,0

6,0

статья 310

прочие расходы

6,0

6,0

3.3.

Выпуск серии изданий «Для тех, кто не хочет стареть»

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная специальная библиотека для слепых

5,0

Всего, из них:

5,0

5,0

статья 310

прочие расходы

5,0

5,0

3.4.

Укрепление материально-технической базы библиотеки с целью создания комфортных условий обслуживания пожилых читателей

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная специальная библиотека для слепых

30,0

Всего, из них:

30,0

30,0

статья 310

30,0

30,0

прочие расходы

3.5.

Обеспечение доступа пожилых пользователей к информации на электронных носителях

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная специальная библиотека для слепых

30,0

Всего, из них:

30,0

30,0

статья 310

30,0

30,0

прочие расходы

3.6.

Укрепление материально-технической базы литературной гостиной «Третий возраст» для граждан старшего поколения

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная универсальная научная библиотека

153,5

Всего, из них:

153,5

153,5

статья 310

103,5

103,5

прочие расходы

50,0

50,0

3.7.

Организация и проведение массовых мероприятий для граждан старшего поколения

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская областная универсальная научная библиотека

70,0

Всего, из них:

70,0

70,0

статья 310

45,0

45,0

прочие расходы

25,0

25,0

3.8.

Организация выставок мастеров декоративно-прикладного искусства

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной художественный музей

35,0

Всего, из них:

35,0

35,0

статья 310

прочие расходы

35,0

35,0

3.9.

Издание буклета о деятельности народных самодеятельных коллективов хоров и ансамблей ветеранов Великой Отечественной войны и труда

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, ГУК "Мурманский областной Дом народного творчества"

70,0

Всего, из них:

70,0

70,0

статья 310

прочие расходы

70,0

70,0

3.10.

Областной фестиваль творчества «Мы юности нашей верны!»

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова

40,4

Всего, из них:

40,4

40,4

статья 310

прочие расходы

40,4

40,4

3.11.

Проект «Нашей жизни осень золотая»:

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова

3.11.1.

Областная конкурсно-игровая программа «Новогодний карнавал»

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова

3.11.2.

Областной конкурс «Рыцарь нашего времени»

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова

25,0

Всего, из них:

25,0

25,0

статья 310

прочие расходы

25,0

25,0

3.11.3.

областной конкурс «Красота пенсионного возраста»

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова

19,0

Всего, из них:

19,0

19,0

статья 310

прочие расходы

19,0

19,0

3.12.

Вечер-встреча ветеранов культуры Мурманской области

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманский областной Дворец культуры им. С.М. Кирова

150,0

Всего, из них:

150,0

150,0

статья 310

прочие расходы

150,0

150,0

3.13.

Приобретение оборудования для экспозиции «Мурманская область в годы Великой Отечественной войны» Мурманского областного краеведческого музея

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, ГУК Мурманский областной краеведческий музей

77,6

Всего, из них:

77,6

77,6

статья 310

77,6

77,6

прочие расходы

3.14.

Организация выездных благотворительных концертов

2011

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, ГОУ "Мурманская областная филармония"

Всего по разделу 3, из них:

726,5

726,5

статья 310

296,1

296,1

прочие расходы

430,4

430,4

Итого по Подпрограмме:

86883,1

86883,1

в том числе по статьям расходов:

статья 310

296,1

296,1

прочие расходы

86587,0

86587,0

Министерство труда и социального развития Мурманской области

85156,6

85156,6

в том числе по статьям расходов:

статья 310

прочие расходы

85156,6

85156,6

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

1000,0

1000,0

в том числе по статьям расходов:

статья 310

прочие расходы

1000,0

1000,0

Комитет по культуре и искусству Мурманской области

726,5

726,5

в том числе по статьям расходов:

статья 310

296,1

296,1

прочие расходы

430,4

430,4»

4. В мероприятиях подпрограммы «Доступная среда» долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы приложения № 2 к Программе:

4.1. Раздел 4 дополнить пунктом 4.3 следующего содержания:

«4.3.

Открытие отделения дневного пребывания молодых инвалидов в ГОУСОССЗН "Оленегорский центр социальной помощи семье и детям"

Министерство труда и социального развития Мурманской области

2012»

4.2. В пункте 5.4 раздела 5 слова «ГУЗ «Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина» заменить словами «ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи».

4.3. Раздел 7 дополнить пунктами 7.13 и 7.14 следующего содержания:

«7.13.

Комплектование книжного фонда Мурманской областной специальной библиотеки для слепых

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, ГУК «Мурманская областная специальная библиотека для слепых»

2012-2013

Всего, из них:

30,0

15,0

15,0

статья 310

20,0

10,0

10,0

прочие расходы

10,0

5,0

5,0

7.14.

Обеспечение доступа пожилых пользователей к информации на электронных носителях

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, ГУК «Мурманская областная специальная библиотека для слепых»

2012-2013

Всего, из них:

70,0

35,0

35,0

статья 310

70,0

35,0

35,0

прочие расходы»

4.4. Позицию «Всего по разделу 7» изложить в редакции:

«Всего по разделу 7, из них:

6561,2

2063,4

2210,7

2287,1

статья 310

689,1

190,0

245,0

254,1

прочие расходы

5872,1

1873,4

1965,7

2033,0»

4.5. Позицию «Итого по Подпрограмме» изложить в редакции:

«Итого по Подпрограмме:

461207,2

140814,0

153909,4

166483,8

статья 310

401320,4

100200,0

143859,0

157261,4

прочие расходы

59886,8

40614,0

10050,4

9222,4»

              4.6. Строку «Комитет по культуре и искусству Мурманской области» позиции «Итого по Подпрограмме» изложить в редакции:

«Комитет по культуре и искусству Мурманской области

Всего, из них:

2187,5

865,0

915,0

407,5

статья 310

713,4

200,0

252,0

261,4

прочие расходы

1474,1

665,0

663,0

146,1»

5. В мероприятиях подпрограммы «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области» долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы приложения № 3 к Программе:

5.1. Раздел 3 дополнить пунктом 3.9 следующего содержания:

«3.9.

Единовременная денежная выплата в связи с празднованием
Дня защитника Отечества

2012-2013

Министерство труда и социального развития Мурманской области

989,4

1018,8

Всего, из них:

2008,2

989,4

1018,8

статья 310

прочие расходы

2008,2

989,4

1018,8»

5.2. Позицию «Всего по разделу 3» изложить в редакции:

«Всего по разделу 3, из них:

3646,7

43,0

500,0

1036,4

500,0

1067,3

500,0

статья 310

прочие расходы

3646,7

43,0

500,0

1036,4

500,0

1067,3

500,0»

              5.3. Позицию «Итого по Подпрограмме» изложить в редакции:

«Итого по Подпрограмме:

9781,8

1019,3

1500,0

2066,3

1500,0

2196,2

1500,0

за счет средств областного бюджета

5281,8

1019,3

2066,3

2196,2

внебюджетные источники

4500,0

1500,0

1500,0

1500,0»

              5.4. Строку «Министерство труда и социального развития Мурманской области» позиции «Итого по Подпрограмме» изложить в редакции:

«Министерство труда и социального развития Мурманской области

4306,8

701,3

1748,3

1857,2

в том числе по статьям расходов:

статья 310

прочие расходы

4306,8

701,3

1748,3

1857,2»

_____________________

1

Приложение № 2

к постановлению Правительства

Мурманской области

от от    30.05.2011   № 262-ПП

Изменения в долгосрочную целевую программу «Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области» на 2011-2013 годы

1. Позицию «Объемы и источники финансирования» паспорта Программы изложить в редакции:

«Объемы и источники

финансирования

Общий объем финансирования:

2011-2013 годы – всего 214442,4 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет – 214442,4 тыс. рублей;

2012 год  –  104981,6 тыс. рублей;

2013 год  –  109460,8 тыс. рублей»

2. В разделе 4 Программы:

2.1. В третьем абзаце число «82542,8» заменить числом «214442,4».

2.2. Таблицу «Объемы и источники финансирования Программы» изложить в редакции:

«Объемы и источники финансирования Программы

(тыс. руб.)

Источник   
финансирования

Всего за 
2011 - 2013
годы   

По годам реализации Программы

2011 год

2012 год

2013 год

Областной бюджет

214442,4

-

104981,6

109460,8

Итого:         

214442,4

-

104981,6

109460,8»

3. В Перечне программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области» на 2011-2013 годы:

3.1. Пункт 2.1 раздела 2 изложить в редакции:

1

2

«2.1.

Единовременная денежная выплата в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2012-2013

Министерство труда

и социального развития Мурманской области

14326,0

13610,0

Всего, из них:

27936,0

14326,0

13610,0

статья 310

прочие расходы

27936,0

14326,0

13610,0»

3.2. Раздел 2 дополнить пунктами 2.11 и 2.12 следующего содержания:

«2.11.

Единовременная денежная выплата гражданам, родившимся в период с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года

2012-2013

Министерство труда и социального развития Мурманской области

45657,8

49169,4

Всего, из них:

94827,2

45657,8

49169,4

статья 310

прочие расходы

94827,2

45657,8

49169,4

2.12.

Единовременная денежная выплата гражданам старше 75 лет к Международному Дню пожилых людей

2012-2013

Министерство труда и социального развития Мурманской области

15050,0

15947,0

Всего, из них:

30997,0

15050,0

15947,0

статья 310

прочие расходы

30997,0

15050,0

15947,0»

3.3. Позицию «ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2» изложить в редакции:

«ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2, из них:

162324,2

79312,2

83012,0

статья 310

прочие расходы

162324,2

79312,20

83012,0»

             

3.4. Позицию «ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ» изложить в редакции:

«ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ, из них:

214442,4

104981,6

109460,8

из них статья 310

44181,4

22568,1

21613,3

прочие расходы

170261,0

82413,5

87847,5»

3.5. Строку «Министерство труда и социального развития Мурманской области» позиции «ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ» изложить в редакции:

«Министерство труда и социального развития Мурманской области

192359,4

93878,6

98480,8

в том числе по статьям расходов:

из них статья 310

24086,4

12503,1

11583,3

прочие расходы

168273,0

81375,5

86897,5»

_____________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.010.000 Общие положения, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030), 070.080.010 Общие положения, 070.090.000 Льготы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать