Основная информация

Дата опубликования: 30 августа 2012г.
Номер документа: RU83000201200476
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Администрация Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Российская Федерация

ОПУБЛИКОВАНО: «Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа» от 07.09.2012 №28;

Администрация Ненецкого автономного округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 августа 2012 г. № 245-п

г. Нарьян-Мар

Об утверждении ведомственной целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2016 годы»

{Признан утратившим силу постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 11.11.2013 №399-п}

В соответствии с постановлением от 17.09.2007 № 189-п «Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ненецкого автономного округа» и решением Совета по вопросам разработки целевых программ при Администрации Ненецкого автономного округа (протокол №6 от 26.07.2012), Администрация Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2016 годы».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

Губернатор

Ненецкого автономного округа

И.Г. Фёдоров

Утверждена

постановлением Администрации

Ненецкого автономного округа

от 30 августа 2012 года № 245-п

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2016 годы»

Паспорт

ведомственной целевой программы

«Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2016 годы»

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2016 годы» (далее - Программа)                   

Основание для    
разработки Программы 

Распоряжение Администрации Ненецкого автономного округа от 10 мая 2012 г. № 40-р       

Сроки реализации   
Программы      

2013-2016 годы

Государственный   
заказчик       

Управление культуры Ненецкого автономного округа                     

Цель Программы    

Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, находящихся на территории Ненецкого автономного округа

Задачи Программы   

 актуализация перечня объектов культурного наследия регионального значения;

 создание условий для организации эффективной государственной охраны памятников истории и культуры

 сохранение и изучение расположенных на территории округа объектов культурного наследия, в т. ч. проведение археологических разведок на ранее не исследованных территориях;

 обеспечение возможности беспрепятственного получения информации об объекте культурного наследия;

Перечень основных  
мероприятий Программы

 Определение границ территорий и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия;

 Историко-культурная экспертиза;

 Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий;

 Археологическая разведка ранее не исследованных территорий;

 Издание каталогов, справочников;

 Изготовление информационных надписей.

Объемы и источники  
финансирования    
Программы      

Общий объем финансирования – 8212,1 тыс. руб., в том числе: средства окружного бюджета – 8212,1 тыс. руб.                   

Ожидаемые конечные  
результаты реализации
Программы      

 Количество  объектов, на которых установлены информационные надписи и обозначения: 4 ед.

 Количество обследованных объектов археологического наследия: 50 ед.

 Количество объектов культурного наследия регионального значения, для которых разработаны проекты зон охраны: 7 ед.

Система организации 
контроля за исполнением
Программы      

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа и Управлением финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа на основании постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 17 сентября 2007 № 189-п «Об утверждении положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ненецкого автономного округа»         

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее закон № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

За годы реализации мероприятий,  направленных на обеспечение сохранности и эффективное  использование историко-культурного наследия, финансируемых в рамках долгосрочных целевых программ, реализуемых в округе, значительно активизировалась деятельность по обеспечению сохранности наследия Ненецкого автономного округа.

В то же время в полной мере решить проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, не удалось и эта проблема остается одной из самых важных в нашем регионе.

Всего на территории округа поставлено на государственную охрану тридцать четыре памятника регионального значения:



Наименование объекта

Местонахождение

Здание главпочтамта

г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 25

Дом Сумарокова (Терентьева)

д. Устье

Амбар Нечаева

д. Устье

Баня Попова

д. Устье

Крест обетный

д. Устье

Амбар Хайминой

д. Устье

Здание церкви

д. Устье

Дом Хатанзейской

с. Великовисочное

Дом Сумароковых

с. Оксино

Дом Шевелева А.Ф.

д. Куя

Благовещенская церковь

с. Несь

Здание больницы, где работал Королев А.А.

с. Несь

Могила врача Королева А.А.

с. Несь

Дом Коткиных (Изосима Петровича)

с. Несь

Дом Протопопова (Семена Тарасовича)

д. Верхняя Пеша

Напогребица Протопопова

д. Верхняя Пеша

Дом Кокиной С.О.

д. Снопа

Дом Кокина А.И.

д. Снопа

Дом Кокина И.И.

д. Снопа

Кресты могильные (3 креста)

д. Снопа

Напогребица Кокина И.И.

д. Снопа

Напогребица Кокиной А.И.

д. Снопа

Дом Окладникова А.Ф.

д. Верхняя Пеша

Дом Таратина И.П.

д. Верхняя Пеша

Дом Григорьевой С.С.

с. Верхняя Пеша

Дом Таратина

д. Таратинское

Амбар Протопоповой Т.Г.

д. Верхняя Мгла

Дом Коткина

д. Лабожское

Часовня Михаила Архангела

д. Нижняя Мгла

Дом Коткина Ш.Г. 

д. Нижняя Мгла

Дом Григорьевой

с. Нижняя Пеша

Дом Кокина А.И.

д. Снопа

Дом Кокиной Н.А.

д. Снопа

Дом Шевелевых

г. Нарьян-Мар, ул. Тыко Вылки, д.4

Кроме того, в результате археологических исследований, на территории округа выявлено более восьмисот археологических объектов и только один из них включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) - это памятник федерального значения «Пустозерское городище».

Так как большая часть объектов культурного наследия Ненецкого автономного округа не обладает инвестиционной привлекательностью  (что связано с невозможностью использования данных объектов для нужд инвесторов, техническим состоянием памятников, неразвитостью инфраструктуры, удаленностью и иными факторами) сохранение памятников на территории нашего региона требует финансирования из бюджета.

Важное направление в сфере охраны памятников истории и культуры - это контроль за состоянием объектов культурного наследия, а также их учет в реестре объектов культурного наследия.

Отсутствие актуальных данных о состоянии объектов культурного наследия является препятствием для осуществления эффективной государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия Ненецкого автономного округа.

За 2010-2011 годы на территории округа осуществлен мониторинг 47% памятников истории и архитектуры регионального значения.

По результатам данного мониторинга выявлено, что часть объектов либо утратили свое историко-культурное значение, либо полностью утрачены физически. Например, утрачены памятники архитектуры XIX – начала XX веков: Дом Сумароковых в с. Оксино, Дом Хатанзейской в с. Великовисочное, амбар Нечаева, амбар Хайминой, баня Попова в д. Устье. Утрачена объемно-пространственная композиция, архитектурный облик, интерьеры, конструктивные решения, изначальный материал памятника архитектуры Пустозерска конца XIX – начала XX веков – Дома Шевелевых (который сейчас находится в г. Нарьян-Маре). В связи с этим требуется проведение исключение из реестра перечисленных объектов культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия также является одной из важных задач в сфере реализации государственной культурной политики в нашем регионе. Целью популяризации является донесение ценных научных сведений о памятниках истории и археологии до подрастающего поколения, информирование населения об объектах культурного наследия, находящихся на территории Ненецкого автономного округа. Отношение к истории страны и округа, заинтересованность в их сохранении и развитии во многом зависят от степени популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

По Программе планируется установить надписи на объекты, находящиеся  в окружной собственности: Здание Главпочтамта, Здание больницы, где работал Королев А.А..

Анализ состояния объектов археологического наследия, находящихся на территории округа, показывает, что интенсивное антропогенное воздействие (строительные работы, карьерные разработки и пр. хозяйственные работы) оказывает на памятники археологии все более разрушительное влияние, которое увеличивается с каждым годом.

Ситуация, когда большая часть территории региона не исследована археологами и данные о наличии объектов археологического наследия в этих районах отсутствуют, отрицательно сказывается на сохранении памятников и приводит к их систематическому разрушению в результате проводимой хозяйственной деятельности. Для эффективного экономического развития территорий и исключения ситуаций, когда планирование хозяйственно-экономического освоения идет вразрез с требованием по сохранению объекта культурного наследия, необходимо заранее обладать достоверной информацией о наличии или отсутствии на территории округа памятников истории и культуры.

Решение данной проблемы возможно через организацию научных историко-культурных изысканий по выявлению объектов культурного наследия и включение данных по обнаруженным или уже известным объектам в градостроительные регламенты, схемы территориального планирования и генеральные планы.

Все артефакты, найденные в результате археологических исследований на территории памятника, сохраняются и музеефицируются, что создаст условия для равной доступности как научной информации о памятнике, так и материальных свидетельств культуры и быта. Доступ к информации о культурном наследии для неограниченного круга лиц обеспечивает также издание литературы по данной тематике.

В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде предусмотрена разработка зон охраны трех памятников и проведение историко-культурной экспертизы проектов зон охраны на каждый памятник.

Все памятники истории и культуры (как вновь выявленные, так и принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры») должны пройти процедуру регистрации в реестре. Регистрация объектов культурного наследия в реестре осуществляется Министерством культуры РФ в общем порядке по мере поступления в Минкультуры России сведений и документов, указанных в статье 17 и пункте 2 статьи 20 закона № 73-ФЗ. Таким образом, для регистрации в реестре необходимо на каждый объект в полном объеме оформить необходимые документы, в том числе утвердить границы (границ) территории памятника, предметы охраны и др.

По состоянию на 1 января 2012 года ни один из объектов культурного наследия, находящихся на территории Ненецкого автономного округа, не зарегистрирован в реестре, также не утверждены описания границ территории памятников.

Для принятия решений о включении или исключении объекта культурного наследия в реестр, об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия должна быть проведена историко-культурная экспертиза.

Таким образом, основным содержанием проблемы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на территории округа является следующее:

 отсутствие систематического контроля за состоянием каждого объекта;

 слабое информационное обеспечение большинства объектов культурного наследия;

 отсутствие полного объема достоверной информации об объектах культурного наследия округа;

 отсутствие регистрации памятников в реестре;

 низкий уровень обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде.

На основании вышеизложенного в качестве первоочередных мер для решения существующих проблем в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия предлагаются следующие мероприятия:

 провести инвентаризацию объектов археологического наследия;

 разработать проекты зоны охраны объектов культурного наследия и провести их экспертизу;

 издать справочную литературу об объектах культурного наследия.

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью Программы является сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, находящихся на территории Ненецкого автономного округа.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

 актуализация перечня объектов культурного наследия регионального значения;

 создание условий для организации эффективной государственной охраны памятников истории и культуры

 сохранение и изучение расположенных на территории округа объектов культурного наследия, в т. ч. проведение археологических разведок на ранее не исследованных территориях;

 обеспечение возможности беспрепятственного получения информации об объекте культурного наследия;

Разработка проектов зон охраны трех объектов культурного наследия и проведение историко-культурной экспертизы для обоснования принятия решения о соответствии границ охраны объекта культурного наследия планируется поэтапно с 2014 по 2016 годы (по одному объекту в год). Проведение историко-культурной экспертизы для обоснования принятия решения о соответствии границ зон двух уже разработанных проектов – в 2013 году, и для принятия решения об исключении одного объекта из реестра – в 2014 году.

Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий - поэтапно с 2013 по 2016 годы.

Проведение археологических разведок на ранее не исследованных территориях на двух различных участках - в 2014 и 2015 годах.

Издание каталогов - поэтапно по одному изданию с 2013 по 2016 годы.

Изготовление информационных надписей на два объекта – в 2014 и 2015 годах.

III. Перечень программных мероприятий

Перечень мероприятий Программы приведен в Приложении к Программе.

IV. Механизм реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается государственным заказчиком - Управлением культуры Ненецкого автономного округа.

Государственный заказчик Программы отвечает за реализацию Программы в целом.

В рамках реализации Программы государственный заказчик:

- размещает государственные заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Ненецкого автономного округа, в том числе разрабатывает необходимые для этого документы;

- заключает и обеспечивает исполнение государственных контрактов, договоров;

- обеспечивает разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программных мероприятий;

- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке в Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа бюджетных заявок на ассигнования из бюджета Ненецкого автономного округа для финансирования программных мероприятий, а также отчетов о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;

- несет ответственность за своевременную подготовку и реализацию программных мероприятий, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

Внесение изменений в Программу, в том числе включение в нее новых программных мероприятий, а также продление сроков ее реализации, осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий год реализации Программы.

Размер ассигнований из окружного бюджета на реализацию Программы уточняется ежегодно в рамках закона Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.

Общий объем финансирования Программы составляет 8212,1 тыс. руб., в том числе по годам ее реализации: 2013 год – 962,1 тыс. руб., 2014 год – 3412,7 тыс. руб., 2015 год – 2689,2 тыс. руб., 2016 год – 1148,1 тыс. руб.

VI. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы приведет к следующим результатам:

 будет обеспечена возможность беспрепятственного получения информации об объектах культурного наследия, находящихся на территории округа для всех желающих;

 будут созданы условия для культурно-нравственного просвещения и формирования чувства патриотизма, гордости за свою малую родину у населения округа;

 будут созданы условия для предотвращения разрушения объектов культурного наследия.

Целевые показатели (нарастающим итогом):

Наименование целевого индикатора    (показателя)  

Единица

измерения

Значения показателей на начало действия Программы на 2012 год

Значение показателей по окончании каждого года реализации Программы

Значения показателей по окончании действия Программы

2013

2014

2015

2016

Количество  объектов, на которых установлены информационные надписи и обозначения

единиц

2

2

3

4

4

4

Количество обследованных объектов археологического наследия

единиц

0

9

29

41

50

50

Количество объектов культурного наследия регионального значения, для которых разработаны проекты зон охраны и проведена их экспертиза

единиц

2

4

5

6

7

7

Количество изданий каталогов об объектах культурного наследия

издание

0

1

2

3

4

4

Количество археологических разведок на ранее не исследованных территориях

участки

0

0

1

2

2

2

VII. Контроль за ходом реализации Программы

Государственный заказчик отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает подготовку и реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное использованию средств окружного бюджета.

Государственный заказчик Программы осуществляет подготовку и предоставление справочно-аналитической информации, ежеквартального отчета о ходе реализации мероприятий Программы, итогового отчета о реализации Программы в целом, выполнении ее целевых показателей в Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа.

В случае нецелевого использования выделенных средств государственный заказчик Программы несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Контроль за исполнением Программы в соответствии с действующим законодательством осуществляют Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа, Администрация Ненецкого автономного округа.

Приложение к ведомственной целевой

программе «Сохранение, популяризация

и государственная охрана объектов культурного

наследия, расположенных на

территории Ненецкого

автономного округа,

на 2013-2016 годы»

                                                                                                                             

                                                                                                                             

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий ведомственной целевой программы

«Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия,

расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2016 годы»

                                                                                                                             

                                                                                                                             

№ п/п

Мероприятие

Государственный заказчик (исполнитель)

Источники финансирования

Объемы финансирования (тыс. руб.)

Всего

2013

2014

2015

2016

1.

Определение границ территорий и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия

Управление культуры НАО

окружной бюджет

923

0,0

314,9

296,9

311,2

1.2.

Определение границ территорий и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия «Могила врача Королева А.А.» (с. Несь)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

314,9

314,9

1.3.

Определение границ территорий и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия «Дом Коткина»    (д. Лабожское)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

296,9

296,9

1.4.

Определение границ территорий и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия «Дом Окладникова А.Ф.» (д. Верхняя Пеша)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

311,2

311,2

2.

Историко-культурная экспертиза 

Управление культуры НАО

окружной бюджет

1001

233,1

428

191,2

148,7

2.1

Историко-культурная экспертиза для обоснования принятия решения об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия «Благовещенская церковь» (с. Несь)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

182,2

182,2

2.2

Историко-культурная экспертиза для обоснования принятия решения об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия «Дом Коткиных»,

«Здание больницы, где работал Королев»

(с. Несь)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

281,8

281,8

2.3

Историко-культурная экспертиза для обоснования принятия решения об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия «Могила врача Королева А.А.» (с. Несь)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

191,2

191,2

2.4

Историко-культурная экспертиза для обоснования принятия решения об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия «Дом Коткина»    (д. Лабожское)

Управление культуры НАО

окружной бюджет

148,7

148,7

2.5

Историко-культурная экспертиза для обоснования принятия решения об исключении объекта культурного наследия «Дом Шевелевых» (г. Нарьян-Мар) из реестра

Управление культуры НАО

окружной бюджет

146,2

146,2

2.6

Историко-культурная экспертиза для обоснования принятия решения о включении объекта «Администрация НАО» (г. Нарьян-Мар) в реестр

Управление культуры НАО

окружной бюджет

50,9

50,9

3.

Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий

Управление культуры НАО

окружной бюджет

4273,6

670,6

1451,3

1579,5

572,2

3.1

Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий в районе Качгортинской курьи, оз. Аэродромное, р. Тамарка-1

Управление культуры НАО

окружной бюджет

670,6

670,6

3.2

Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий в районе оз. Васькино, оз. Ярэйто

Управление культуры НАО

окружной бюджет

1451,3

1451,3

3.3

Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий в районе оз. Харитоново, пос. Красное

Управление культуры НАО

окружной бюджет

1579,5

1579,5

3.4

Инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий  в районе г. Нарьян-Мара, р. Тамарки-1

Управление культуры НАО

окружной бюджет

572,2

572,2

4.

Проведение археологических разведок на 

ранее не исследованных территориях

Управление культуры НАО

окружной бюджет

1458,2

0,0

1057,3

400,9

0,0

4.1

Проведение археологических разведок на 

ранее не исследованных территориях - долина р. Снопа

Управление культуры НАО

окружной бюджет

1057,3

1057,3

4.2

Проведение археологических разведок на 

ранее не исследованных территориях - долина р. Пеша

Управление культуры НАО

окружной бюджет

400,9

400,9

5.

Издание каталогов

об объектах культурного наследия

Управление культуры НАО

окружной бюджет

351,8

58,4

61,4

116,0

116,0

6.

Изготовление информационных надписей на объекты

Управление культуры НАО

окружной бюджет

204,5

0,0

99,8

104,7

0,0

6.1

Изготовление информационных надписей на объект  «Здание Главпочтамта»

Управление культуры НАО

окружной бюджет

99,8

99,8

6.2

Изготовление информационных надписей на объект  «Здание больницы, где работал Королев А.А.»

Управление культуры НАО

окружной бюджет

104,7

104,7

Всего:

8212,1

962,1

3412,7

2689,2

1148,1

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 130.030.020 Управление в сфере культуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать