Основная информация
Дата опубликования: | 30 декабря 2009г. |
Номер документа: | RU86000200900751 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Принявший орган: | Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
от 30 декабря 2009 г
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(Тюменская область)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2009 г. № 351-п
г.Ханты-Мансийск
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
[Документ признан утратившим силу Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.12.2015 года № 514-п]
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2010 года № 339-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.02.2014 года № 43-п]
[По тексту постановления и в приложении к нему слова «Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствующих падежах заменить словами «Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствующих падежах постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2010 года № 339-п]
Руководствуясь Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 года № 491-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года», в целях формирования и стабильного функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры п о с т а н о в л я е т:
1.Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (прилагается).
2. Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (А.В.Грибцова) совместно со Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Н.В.Стребкова) в месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления разработать и утвердить регламент функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов автономного округа обеспечить участие органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и муниципальных образовательных учреждений в региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.Л.Западнову.
[Пункт 5 изложен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2010 года № 339-п]
Председатель Правительства
автономного округа А.В.Филипенко
Приложение
к постановлению Правительства
автономного округа
от 30 декабря 2009 г. № 351-п
Положение
о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее организационную и функциональную структуру.
1.2.Положение распространяется на исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения (организации) всех типов и видов, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением образовательных учреждений, контроль качества образования в которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - образовательные учреждения).
1.3.Деятельность региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСОКО) строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4.В настоящем Положении используются следующие понятия:
качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
оценка качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на регионом и муниципальном уровнях;
РСОКО - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих объективную, достоверную, стандартизированную информацию и последующую оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, включая качество имеющихся ресурсов, качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1.5.Функциональная деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:
инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты, региональные показатели оценки качества образования);
вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования автономного округа, муниципальных образований, отдельного образовательного учреждения и др.
1.6.РСОКО состоит из следующих функционально взаимосвязанных между собой элементов:
процедур оценки качества образования;
измерительных средств и измерений;
организационных структур, осуществляющих оценку качества образования;
показателей комплексной оценки качества образовательно-педагогической деятельности системы общего и профессионального образования, включающей группировку объектов оценивания, характеристику основных направлений оценивания и набор индикаторов, обеспечивающих оценку качества образования;
механизма организации комплексной оценки качества общего и профессионального образования автономного округа, включающего в себя описание последовательности действий, обеспечивающих проведение комплексной оценки качества образования, характеристику привлекаемых технологий, требования к системе организации сбора информации;
комплекса технологического обеспечения, включающего технологии, разработанные на федеральном и региональном уровнях.
1.7.Основными пользователями результатов деятельности РСОКО являются:
органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;
автономные учреждения автономного округа, осуществляющие деятельность в сфере образования, и бюджетные учреждения автономного округа, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
учредители образовательных учреждений;
образовательные и иные учреждения, научные организации;
обучающиеся и их родители;
работодатели и их объединения;
общественные организации (объединения);
средства массовой информации;
иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.8.В рамках РСОКО могут проводиться диагностические и оценочные процедуры с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, определяются совместным приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
1.9. Объектами РСОКО являются:
образовательные учреждения (организации), указанные в пункте 1.2 настоящего Положения;
образовательные программы;
индивидуальные достижения обучающихся.
1.10.Участие в РСОКО муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений из числа указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, кроме государственных образовательных учреждений автономного округа, осуществляется на добровольной основе.
II. Цели, задачи деятельности РСОКО
2.1.Целями деятельности РСОКО являются:
предоставление всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии системы образования на уровне автономного округа, муниципального образования, образовательного учреждения, реализующего образовательные программы;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования.
2.2.Основными задачами РСОКО являются:
получение объективной и надежной информации о результатах деятельности системы образования на уровне региона, муниципального образования и образовательного учреждения, реализующего программы общего и профессионального образования;
создание системы инструментария, индикаторов и показателей оценивания качества образования (с методикой расчета и источниками получения данных), включающей региональный, муниципальный и институциональный уровни;
анализ качества образовательных услуг, предоставляемых отдельными образовательными учреждениями, муниципальными образовательными системами;
определение степени соответствия образовательных результатов обучающихся федеральным государственным требованиям или федеральным государственным образовательным стандартам;
информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
формирование требований к качеству образования с учетом запросов субъектов внешней среды;
создание условий для государственно-общественной оценки качества образования, включая осуществление контроля за качеством образования в формах общественного наблюдения, общественной и профессиональной экспертизы;
совершенствование содержания и технологий образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
обеспечение условий для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях;
формирование механизмов, обеспечивающих решение приоритетных задач, поставленных перед системой образования автономного округа, и повышение качества образования.
2.3.В основу РСОКО положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования в рамках действующего законодательства;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления региональной системой образования;
единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на различных уровнях региональной системы образования в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария);
технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
признания оценки качества образования механизмом организации изменения системы образования.
III. Организационная структура РСОКО
3.1.Участниками РСОКО являются:
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
иные исполнительные органы государственной власти автономного округа;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
образовательные учреждения;
общественные организации (объединения);
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования»;
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт профессионального образования и изучения рынка труда»;
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр оценки качества образования».
3.2.Организационно-технологическая схема функционирования РСОКО определяет деятельность на трех уровнях:
региональном;
муниципальном;
уровне образовательного учреждения.
3.2.1.Осуществление функций на региональном уровне:
анализ и принятие управленческих решений на основе информации, собранной по индикаторам и показателям, утвержденным совместным приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
сбор и обработка информации по лицензированию, государственной аккредитации образовательных учреждений, результатам государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х и 11-х (12-х) классов, итоговых окружных контрольных работ выпускников начальной школы;
предоставление результатов по итогам сбора и обработки полученных данных (сборники, аналитические отчеты и т.д.), необходимой аналитической информации для принятия решений и представления различным группам пользователей;
контроль качества представляемой информации.
3.2.2.Осуществление функций на муниципальном уровне:
принятие управленческих решений в системе образования муниципального образования в пределах установленной компетенции;
сбор и частичный анализ информации;
контроль качества представляемой информации.
3.2.3.Осуществление функций на уровне образовательных учреждений:
принятие управленческих решений на соответствующем уровне;
контроль качества представляемой информации.
3.3.Содержание РСОКО включает следующие блоки обеспечения:
нормативное;
организационное;
ресурсное (кадровые, технологические, методические, аппаратно-программные, финансовые).
IV. Функционирование системы управления РСОКО
Деятельность и полномочия участников РСОКО:
4.1.Участники РСОКО, отвечающие за управление качеством образования, обеспечение контроля и развитие системы оценки качества образования
4.1.1. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
принятие (на основе аналитических материалов) управленческих решений по повышению качества образования;
принятие приказов и подготовка иных нормативных правовых актов автономного округа по вопросам функционирования системы РСОКО;
постановка задач на аналитическое обеспечение управления качества образования;
обеспечение исполнителей необходимой информацией;
обеспечение финансирования мероприятий РСОКО, включая ресурсное обеспечение подведомственных органов;
обеспечение подготовки/повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений автономного округа и муниципальных образовательных учреждений, в том числе привлекаемых к оценке качества образования в качестве экспертов;
доведение до органов местного самоуправления, подведомственных учреждений результатов анализа достигнутых значений показателей, включая рейтинги образовательных систем, как по отдельным направлениям, так и комплексные;
доведение результатов РСОКО до органов государственно-общественного управления в сфере образования, публикация в средствах массовой информации, размещение в Интернете.
4.1.2.Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) в рамках своих полномочий согласно положению о Службе:
контроль за соблюдением образовательными учреждениями предусмотренных лицензионными требованиями условий, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе в ходе государственной (итоговой) аттестации, а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах;
создание баз данных в рамках полномочий;
обеспечение финансирования за счет целевых средств, выделяемых для реализации мероприятий РСОКО, включая ресурсное обеспечение подведомственных учреждений (организаций);
обеспечение подготовки/повышения квалификации кадров специалистов Службы и подведомственного Службе бюджетного учреждения «Центр оценки качества образования», специалистов, привлекаемых к оценочным процедурам.
4.2.Участники РСОКО, обеспечивающие сбор, обработку данных
Информационно-аналитический центр автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования», автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт профессионального образования и изучения рынка труда», бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр оценки качества образования» осуществляют:
сбор данных: базы данных экспертов при проведении процедур лицензирования, аккредитации; разработчиков тестовых заданий; баз данных экспертов;
проведение или организация проведения дополнительных обследований для получения данных, необходимых для расчета индикаторов по дополнительному запросу вышестоящей организации;
верификация исходной информации;
внесение информации в базы данных;
контроль качества информации по результатам расчета индикаторов;
сопровождение баз данных;
формирование централизованного банка данных.
4.3.Участники РСОКО, обеспечивающие анализ данных
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности образования;
расчет частных и сводных рейтингов образовательных систем;
подготовка ежегодных отчетов;
подготовка аналитических записок и справок по запросам органов управления образованием и других потребителей информации о качестве образования, региональной системе образования;
подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, издания специальных релизов, размещения на специализированных сайтах.
4.4.Общественные организации (объединения):
осуществление общественного контроля за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
подготовка предложений по формированию приоритетных направлений развития образования;
участие в формировании информационных запросов основных пользователей РСОКО;
участие в обсуждении системы индикаторов и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования;
участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;
участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках РСОКО;
осуществление контроля за реализацией РСОКО.
4.5.Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
консолидируемый сбор данных по всем источникам;
ввод информации в базу данных;
контроль качества представляемой информации;
ведение и предоставление сведений на основе баз данных;
содействие реализации принципа общественного участия;
содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;
первичный анализ данных.
4.6.Образовательные учреждения:
сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базу данных (при необходимости);
контроль качества представляемой информации.
от 30 декабря 2009 г
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(Тюменская область)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2009 г. № 351-п
г.Ханты-Мансийск
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
[Документ признан утратившим силу Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.12.2015 года № 514-п]
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2010 года № 339-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.02.2014 года № 43-п]
[По тексту постановления и в приложении к нему слова «Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствующих падежах заменить словами «Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствующих падежах постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2010 года № 339-п]
Руководствуясь Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 года № 491-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года», в целях формирования и стабильного функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры п о с т а н о в л я е т:
1.Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (прилагается).
2. Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (А.В.Грибцова) совместно со Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Н.В.Стребкова) в месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления разработать и утвердить регламент функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов автономного округа обеспечить участие органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и муниципальных образовательных учреждений в региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.Л.Западнову.
[Пункт 5 изложен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2010 года № 339-п]
Председатель Правительства
автономного округа А.В.Филипенко
Приложение
к постановлению Правительства
автономного округа
от 30 декабря 2009 г. № 351-п
Положение
о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее организационную и функциональную структуру.
1.2.Положение распространяется на исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения (организации) всех типов и видов, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением образовательных учреждений, контроль качества образования в которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - образовательные учреждения).
1.3.Деятельность региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСОКО) строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4.В настоящем Положении используются следующие понятия:
качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
оценка качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на регионом и муниципальном уровнях;
РСОКО - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих объективную, достоверную, стандартизированную информацию и последующую оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, включая качество имеющихся ресурсов, качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1.5.Функциональная деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:
инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты, региональные показатели оценки качества образования);
вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования автономного округа, муниципальных образований, отдельного образовательного учреждения и др.
1.6.РСОКО состоит из следующих функционально взаимосвязанных между собой элементов:
процедур оценки качества образования;
измерительных средств и измерений;
организационных структур, осуществляющих оценку качества образования;
показателей комплексной оценки качества образовательно-педагогической деятельности системы общего и профессионального образования, включающей группировку объектов оценивания, характеристику основных направлений оценивания и набор индикаторов, обеспечивающих оценку качества образования;
механизма организации комплексной оценки качества общего и профессионального образования автономного округа, включающего в себя описание последовательности действий, обеспечивающих проведение комплексной оценки качества образования, характеристику привлекаемых технологий, требования к системе организации сбора информации;
комплекса технологического обеспечения, включающего технологии, разработанные на федеральном и региональном уровнях.
1.7.Основными пользователями результатов деятельности РСОКО являются:
органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;
автономные учреждения автономного округа, осуществляющие деятельность в сфере образования, и бюджетные учреждения автономного округа, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
учредители образовательных учреждений;
образовательные и иные учреждения, научные организации;
обучающиеся и их родители;
работодатели и их объединения;
общественные организации (объединения);
средства массовой информации;
иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.8.В рамках РСОКО могут проводиться диагностические и оценочные процедуры с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, определяются совместным приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
1.9. Объектами РСОКО являются:
образовательные учреждения (организации), указанные в пункте 1.2 настоящего Положения;
образовательные программы;
индивидуальные достижения обучающихся.
1.10.Участие в РСОКО муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений из числа указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, кроме государственных образовательных учреждений автономного округа, осуществляется на добровольной основе.
II. Цели, задачи деятельности РСОКО
2.1.Целями деятельности РСОКО являются:
предоставление всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии системы образования на уровне автономного округа, муниципального образования, образовательного учреждения, реализующего образовательные программы;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования.
2.2.Основными задачами РСОКО являются:
получение объективной и надежной информации о результатах деятельности системы образования на уровне региона, муниципального образования и образовательного учреждения, реализующего программы общего и профессионального образования;
создание системы инструментария, индикаторов и показателей оценивания качества образования (с методикой расчета и источниками получения данных), включающей региональный, муниципальный и институциональный уровни;
анализ качества образовательных услуг, предоставляемых отдельными образовательными учреждениями, муниципальными образовательными системами;
определение степени соответствия образовательных результатов обучающихся федеральным государственным требованиям или федеральным государственным образовательным стандартам;
информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
формирование требований к качеству образования с учетом запросов субъектов внешней среды;
создание условий для государственно-общественной оценки качества образования, включая осуществление контроля за качеством образования в формах общественного наблюдения, общественной и профессиональной экспертизы;
совершенствование содержания и технологий образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
обеспечение условий для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях;
формирование механизмов, обеспечивающих решение приоритетных задач, поставленных перед системой образования автономного округа, и повышение качества образования.
2.3.В основу РСОКО положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования в рамках действующего законодательства;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления региональной системой образования;
единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на различных уровнях региональной системы образования в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария);
технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
признания оценки качества образования механизмом организации изменения системы образования.
III. Организационная структура РСОКО
3.1.Участниками РСОКО являются:
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
иные исполнительные органы государственной власти автономного округа;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
образовательные учреждения;
общественные организации (объединения);
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования»;
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт профессионального образования и изучения рынка труда»;
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр оценки качества образования».
3.2.Организационно-технологическая схема функционирования РСОКО определяет деятельность на трех уровнях:
региональном;
муниципальном;
уровне образовательного учреждения.
3.2.1.Осуществление функций на региональном уровне:
анализ и принятие управленческих решений на основе информации, собранной по индикаторам и показателям, утвержденным совместным приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
сбор и обработка информации по лицензированию, государственной аккредитации образовательных учреждений, результатам государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х и 11-х (12-х) классов, итоговых окружных контрольных работ выпускников начальной школы;
предоставление результатов по итогам сбора и обработки полученных данных (сборники, аналитические отчеты и т.д.), необходимой аналитической информации для принятия решений и представления различным группам пользователей;
контроль качества представляемой информации.
3.2.2.Осуществление функций на муниципальном уровне:
принятие управленческих решений в системе образования муниципального образования в пределах установленной компетенции;
сбор и частичный анализ информации;
контроль качества представляемой информации.
3.2.3.Осуществление функций на уровне образовательных учреждений:
принятие управленческих решений на соответствующем уровне;
контроль качества представляемой информации.
3.3.Содержание РСОКО включает следующие блоки обеспечения:
нормативное;
организационное;
ресурсное (кадровые, технологические, методические, аппаратно-программные, финансовые).
IV. Функционирование системы управления РСОКО
Деятельность и полномочия участников РСОКО:
4.1.Участники РСОКО, отвечающие за управление качеством образования, обеспечение контроля и развитие системы оценки качества образования
4.1.1. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
принятие (на основе аналитических материалов) управленческих решений по повышению качества образования;
принятие приказов и подготовка иных нормативных правовых актов автономного округа по вопросам функционирования системы РСОКО;
постановка задач на аналитическое обеспечение управления качества образования;
обеспечение исполнителей необходимой информацией;
обеспечение финансирования мероприятий РСОКО, включая ресурсное обеспечение подведомственных органов;
обеспечение подготовки/повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений автономного округа и муниципальных образовательных учреждений, в том числе привлекаемых к оценке качества образования в качестве экспертов;
доведение до органов местного самоуправления, подведомственных учреждений результатов анализа достигнутых значений показателей, включая рейтинги образовательных систем, как по отдельным направлениям, так и комплексные;
доведение результатов РСОКО до органов государственно-общественного управления в сфере образования, публикация в средствах массовой информации, размещение в Интернете.
4.1.2.Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) в рамках своих полномочий согласно положению о Службе:
контроль за соблюдением образовательными учреждениями предусмотренных лицензионными требованиями условий, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе в ходе государственной (итоговой) аттестации, а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах;
создание баз данных в рамках полномочий;
обеспечение финансирования за счет целевых средств, выделяемых для реализации мероприятий РСОКО, включая ресурсное обеспечение подведомственных учреждений (организаций);
обеспечение подготовки/повышения квалификации кадров специалистов Службы и подведомственного Службе бюджетного учреждения «Центр оценки качества образования», специалистов, привлекаемых к оценочным процедурам.
4.2.Участники РСОКО, обеспечивающие сбор, обработку данных
Информационно-аналитический центр автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования», автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт профессионального образования и изучения рынка труда», бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр оценки качества образования» осуществляют:
сбор данных: базы данных экспертов при проведении процедур лицензирования, аккредитации; разработчиков тестовых заданий; баз данных экспертов;
проведение или организация проведения дополнительных обследований для получения данных, необходимых для расчета индикаторов по дополнительному запросу вышестоящей организации;
верификация исходной информации;
внесение информации в базы данных;
контроль качества информации по результатам расчета индикаторов;
сопровождение баз данных;
формирование централизованного банка данных.
4.3.Участники РСОКО, обеспечивающие анализ данных
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности образования;
расчет частных и сводных рейтингов образовательных систем;
подготовка ежегодных отчетов;
подготовка аналитических записок и справок по запросам органов управления образованием и других потребителей информации о качестве образования, региональной системе образования;
подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, издания специальных релизов, размещения на специализированных сайтах.
4.4.Общественные организации (объединения):
осуществление общественного контроля за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
подготовка предложений по формированию приоритетных направлений развития образования;
участие в формировании информационных запросов основных пользователей РСОКО;
участие в обсуждении системы индикаторов и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования;
участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;
участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках РСОКО;
осуществление контроля за реализацией РСОКО.
4.5.Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
консолидируемый сбор данных по всем источникам;
ввод информации в базу данных;
контроль качества представляемой информации;
ведение и предоставление сведений на основе баз данных;
содействие реализации принципа общественного участия;
содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;
первичный анализ данных.
4.6.Образовательные учреждения:
сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базу данных (при необходимости);
контроль качества представляемой информации.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Новости Югры № 23, стр. 4 от 16.02.2010, собрание законодательства ХМАО-Югры № 12 (часть 2), ст. 1251 от 31.12.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: