Основная информация
Дата опубликования: | 31 января 2007г. |
Номер документа: | ru20000200700026 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Чеченская Республика |
Принявший орган: | Правительство Чеченской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31.01.2007г. г. Грозный №10
О Концепции кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на 2007-2010 годы
{Утратило силу в связи с истечением срока действия}
В целях повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения Чеченской Республики, обеспечения качества оказания медицинской помощи населению и повышения уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров, Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на 2007-2010 годы.
2. Утвердить прилагаемый План реализации кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на 2007-2010 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Вайханова Х.Х.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства
Чеченской Республики Р.А. Кадыров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 31.01.2007г. №10
КОНЦЕПЦИЯк
кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на период 2007-2010 годы
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным ресурсом в перспективе дальнейшего восстановления и развития здравоохранения Чеченской Республики являются кадровый потенциал, состояние уровня профессионализма, качество подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Данная Концепция разработана в соответствии с государственной политикой в области здравоохранения, в целях восстановления отрасли и решения задач повышения уровня здоровья населения, определенных Концепцией восстановления и дальнейшего развития здравоохранения Чеченской Республики.
Содержание кадровой политики в здравоохранении Чеченской Республики:
приоритеты в формировании кадровой политики в системе здравоохранения, в соответствии с направлениями - восстановление и дальнейшее развитие отрасли;
принципы планирования подготовки, использования и закрепления кадровых ресурсов;
оптимизация медицинского и фармацевтического последипломного образования медицинских и фармацевтических работников, в соответствии с требованиями практичного здравоохранения;
внедрение новых принципов стимулирования труда работников отрасли;
привлечение общественных организаций, общественных медицинских и фармацевтических организаций к вопросам подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
На основе данной Концепции необходимо разработать программы-планы, касающиеся различных аспектов кадровой политики, с учетом стратегических направлений развития здравоохранения республики.
II. Состояние кадрового обеспечения отрасли здравоохранения Чеченской Республики
В конце 1991 года в республике насчитывалось 3527 врачей и 8483 средних медицинских работника, а к 2000 году осталось 1463 врача и 3729 средних медицинских работников.
Обеспеченность отрасли здравоохранения республики врачебными кадрами к 2000 году составила 15,7, а средним медперсоналом 42,4 (по РФ, соответственно, 42,1 и 108,0) с коэффициентом совместительства 1,7.
Проблема кадрового обеспечения здравоохранения на настоящий период остается весьма актуальной.
На конец 2006 года обеспеченность врачами составила 22,5, а средними медицинскими работниками 78,4, что почти в 2 раза ниже показателей по Российской Федерации.
С 2000 года министерство здравоохранения Чеченской Республики предприняло ряд мер по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава медицинских работников.
В образовательные учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации ежегодно поступали до 150 абитуриентов, согласно выделенным квотам по регионам России, а на медицинский факультет Чеченского государственного университета до 30 человек.
После окончания медицинских ВУЗов определяются на работу в ЛПУ республики до 50 выпускников.
Более 400 работников здравоохранения проходят обучение в системе дополнительного профессионального образования.
Увеличивается количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, получивших квалификационные категории в соответствии с достигнутым уровнем теоретических знаний и практических навыков.
Вместе с тем, остаются нерешенными актуальные проблемы, такие как:
несоответствие численности и структуры кадров по требуемым специальностям и объемам деятельности. Особо отмечается дефицит кадров по узким специальностям. Вопрос кадрового обеспечения станет еще более актуальным при вводе в действие ряда лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических и фармацевтических учреждений;
наличие диспропорций в структуре медицинского персонала:
между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средними медицинскими работниками;
между регионами Чеченской Республики - городской и сельской местностью;
между учреждениями специализированных видов медицинской помощи и первичным звеном;
несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам восстановления и реформирования отрасли;
отсутствие обоснованных методов планирования численности медицинского персонала;
недостаточная социальная защищенность работников отрасли здравоохранения, не способствующая привлечению и закреплению специалистов в отрасли;
сохраняющаяся тенденция оттока из отрасли молодых специалистов и специалистов с практическим опытом;
отсутствие участия в решении кадровых вопросов со стороны общественных организаций и общественных профессиональных организаций.
III. Цели и задачи реализации кадровой политики в здравоохранении Чеченской Республики
Основная цель кадровой политики здравоохранения Чеченской Республики состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли,. основанной на планировании целевой подготовки и трудоустройстве кадров, позволяющих обеспечить учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения объема и качества медицинской и лекарственной помощи населению республики.
Основными задачами реализации кадровой политики здравоохранения Чеченской Республики являются:
внедрение и дальнейшее развитие системы планирования подготовки кадровых ресурсов с учетом структуры потребности отрасли, их рациональное размещение и эффективное использование в государственных лечебно-профилактических и фармацевтических учреждениях;
повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе системы непрерывного образования;
повышение уровня жизни работников здравоохранения путем усовершенствования системы оплаты труда в зависимости от сложности, профессиональной вредности, количества и качества оказания медицинской помощи;
обеспечение правовой и социальной защищенности работников отрасли, внедрение государственного и социального страхования.
Реализация перечисленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава медицинских работников отрасли, развитие кадровых ресурсов в соответствии с потребностями практического здравоохранения республики.
IV. Основные направления программы кадровой политики
Планирование и использование кадровых ресурсов Планирование численности и структуры кадров здравоохранения необходимо строить на основе демографической ситуации в республике, с учетом перспективного прогноза потребности населения в лекарственном и медико-санитарном обеспечении, с учетом динамики здоровья населения и естественного движения кадров.
Планирование необходимо осуществлять на основе научно разработанных нормативов численности персонала. Нормативы должны предусматривать выравнивание диспропорции в кадрах город - село, а также соотношение врач - средний медицинский работник и по отдельным специальностям.
Перспективные нормативы должны составить основу планов приема в медицинские образовательные учреждения, учитываться при профессиональной ориентации выпускников, переподготовке специалистов, формировании целевых заказов на подготовку специалистов.
Планирование обеспечивается изучением критериев оценки индекса здоровья населения республики, состояния кадрового потенциала, определения потребности в специалистах различных служб до, в период и после восстановления отрасли.
Внедрение общеврачебной практики, организация внебольничной помощи, внедрение специализированного обслуживания больных, интенсификация использования коечного фонда потребуют повышения эффективности работы действующего кадрового потенциала.
После восстановления отрасли здравоохранения, в целом по республике, в кадровой политике необходимо провести следующие преобразования:
устранение дублирования функций;
перераспределение функций между различными лечебно-профилактическими учреждениями;
преобразование врачебных кадров участковой сети во врачебные кадры общей врачебной практики;
упорядочение структуры учреждений здравоохранения;
модернизация рабочих мест, с одновременным повышением технической оснащенности труда в медицинских и фармацевтических учреждениях;
повышение значимости среднего медицинского персонала в процессе оказания медицинской и медико-социальной помощи, разработка новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению.
Совершенствованию планирования и использования кадровых ресурсов здравоохранения будут способствовать отраслевые программы содействия занятости работников здравоохранения и развития сестринского дела.
Совершенствование системы подготовки кадровых ресурсов
Реализация кадровой политики зависит, в том числе, и от качества подготовки работников отрасли и создания условий для их дальнейшего профессионального роста.
Для стабилизации кадрового потенциала необходим отбор абитуриентов из числа профессионально ориентированных выпускников школ.
В связи с этим, необходимо введение сети лицеев, медицинских классов в общеобразовательных школах, альтернативных форм прохождения военной службы, привлечение старшеклассников к работе в период каникул в учреждениях здравоохранения.
В процессе обучения в медицинских вузах необходимо нарабатывать профессиональную адаптацию, используя прохождение производственной практики по месту будущей работы, а также улучшить систему контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Внедрение системы заявок на подготовку специалистов в образовательных медицинских и фармацевтических учреждениях необходимо сочетать с изменением порядка их финансирования. Государственное возвратное субсидирование позволит решить проблемы целевой подготовки специалистов необходимого профиля и количества на основе контрактов (договоров) между: абитуриент - Минздрав Чеченской Республики - глава местной администрации (или главный врач лечебно-профилактической помощи) - медицинский или фармацевтический вуз.
Планомерная целевая подготовка квалифицированных кадров практической медицины в перспективе остается одной из актуальных задач министерства здравоохранения Чеченской Республики, что и отмечено в Программе «Восстановление и дальнейшее развитие здравоохранения Чеченской Республики».
В этих целях необходимо планировать увеличение квот на послевузовское обучение (усовершенствование, специализация, клиническая ординатура, аспирантура и докторантура) в клиниках гг. Москвы, Санкт-Петербурга и регионов Российской Федерации, а в перспективе - в клиниках зарубежных стран.
Моральные и социально-экономические мотивации
Улучшение качества рабочей среды включает в себя вопросы заработной платы, создание соответствующих условий труда и использования рабочего времени.
Низкий уровень оплаты труда в отрасли сдерживает вопросы кадрового потенциала, что негативно отражается на состоянии и качестве оказания медицинской помощи населению.
Необходимо существенное повышение оплаты труда медицинских работников для ликвидации традиционно необоснованного разрыва в уровнях оплаты труда в секторе экономики и бюджетной сфере, переход на оплату труда с учетом объема и качества оказанных медицинских услуг.
Недостаточное оснащение лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений, рост объема требований к медицинским работникам, отсутствие охраны труда и ряда других причин приводит к росту профессиональных заболеваний.
Вышеотмеченные факторы ухудшают рабочую среду медицинского работника, что, в свою очередь, дестабилизирует кадровый потенциал, способствует оттоку специалистов из отрасли, появлению не престижных и опасных для работы мест. Реализуя политику по защите работающих в особых условиях, целесообразно провести аттестацию рабочих мест на соответствие нормам безопасности труда.
Необходимо разработать и ввести в действие механизм реализации прав медицинских и фармацевтических работников на обязательное личное страхование, в случае, когда исполнение служебных обязанностей связано с угрозой здоровью и жизни. С целью социальной защищенности медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности необходимо создать систему государственного социального страхования ответственности на случай профессиональной ошибки, при наличии риска медицинского вмешательства.
Необходимо предусмотреть механизм стимулирования медицинской деятельности для специалистов, занятых на приоритетных направлениях (врачи общей практики, врачи-фтизиатры, врачи-наркологи, врачи-инфекционисты, врачи-онкологи, рентгенологи и др.), а также для лиц, работающих в сложных бытовых, природных, экологических и других неблагоприятных условиях. В современных условиях Чеченской Республики резко возрос фактор сохранения и закрепления трудового потенциала, чему могут способствовать система морального и материального стимулирования и непрерывный рост профессионализма работников.
Управление кадровыми ресурсами
Новые условия работы отрасли здравоохранения предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровой службой, функции и ответственность которой должны быть значительно расширены.
К ним относятся:
1. Количество штатных должностей специалистов кадровой политики определяется численностью работников.
2. Штатные должности кадровой службы должны укомплектовываться специалистами, получившими подготовку в области управления персоналом.
3. Профессионально-должностной, состав специалистов кадровой службы определяется задачами, которые необходимо решать в современных условиях.
Основными задачами, стоящими перед кадровой службой, являются:
прогнозирование потребности в кадрах по конкретным специальностям и планирование их подготовки;
отбор и подготовка, развитие и мотивация персонала к эффективной работе;
содействие занятости работников здравоохранения через повышение профессионализма и конкурентоспособности медицинских работников на рынке труда;
взаимодействие с другими ведомствами, организациями и учреждениями труда и кадров;
нормативно-правовое регулирование структуры кадровой службы лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений путем регламентации функциональных обязанностей профессионально-должностными инструкциями, штатными расписаниями и т.д.
Решение современных проблем работы с кадрами требует от руководителей лечебно-профилактических учреждений и специалистов кадровой службы владения многогранными профессиональными знаниями (юридическими, экономическими, психологическими, педагогическими, медицинскими и др.), а также навыками в области современных кадровых технологий в здравоохранении.
Кадровой политикой в здравоохранении должны заниматься профессионалы, умеющие выполнять аналитическую работу, компетентно выполняющие расстановку кадров, с учетом требований рабочего места и потенциала работника.
Необходимо систематическое усовершенствование специалистов кадровой службы и руководителей отрасли здравоохранения в области управления кадрами.
Особо важным направлением в системе управления кадровыми ресурсами отрасли здравоохранения является поддержание высокого профессионального уровня руководящего состава.
Кадровым службам системы здравоохранения необходимо формировать руководящий резерв, проводить работу по развитию у руководителей учреждений здравоохранения организационных навыков, совершенствовать знания по экономике, финансам, праву и менеджменту. Целесообразно пересмотреть порядок согласования кандидатур при назначении на должность руководителя.
Для подготовки и обеспечения занятости медицинских работников и их рационального размещения на территории Чеченской Республики необходимо создать базу данных вакансий в учреждениях и организациях отрасли.
При решении кадровых вопросов необходимо участие общественных медицинских и фармацевтических 'организаций и использование возможности заключения международных договоров.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 31.01.2007г. №10
ПЛАНм
мероприятий по реализации кадровой политики министерства здравоохранения Чеченской Республики
на 2007-2010 годы
№
Наименование мероприятия
Исполнители
Сроки
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
1
Разработка нормативно-правовых документов для Чеченской , Республики на основе директивных документов МЗ РФ, Федеральных Законов по вопросам касающимся кадровой политики
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Управление планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2010 гг.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
2
Провести анализ по каждому лечебно-профилактическому учреждению и в целом по республике о состоянии кадрового потенциала
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Управление планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
3
Разработать план подготовки кадров с учетом Iэтапа Программы восстановления здравоохранения Чеченской Республики и Программы государственных гарантий обеспечения граждан Чеченской Республики бесплатной медицинской помощью
Общий отдел МЗ ЧР,
Управление планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2010 гг.
4
Разработать прогноз кадрового потенциала с учетом планов восстановления и развития здравоохранения республики, с учетом перспективы потребности населения в медицинской помощи
начальник общего отдела МЗ ЧР, начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР, начальник организационно-экономического отдела РКБ, Начальник отдела организации лечебно-профилактической помощи населению МЗ ЧР
2007 г.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
5
Разработать систему государственного заказа на подготовку специалистов
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2008 гг.
6
Совершенствовать механизм целевого приема в медицинские ВУЗы Российской Федерации
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2010 гг.
7
Разработать систему совершенствования аттестации врачей и средних медицинских работников на квалификационные категории на основе требований к специалистам с высшим и средним профессиональным образованием по квалификационным категориям разработанным Министерством здравоохранения Российской Федерации
Заместители Министра, Начальник Общего отдела,
Начальник отдела организации лечебно-профилактической помощи населению МЗ ЧР,
главные штатные и внештатные специалисты МЗ ЧР
2007 г.
8
Обеспечить сертификационными циклами усовершенствования врачей и средних медицинских работников в регионах Российской Федерации
ОК Общего отдела МЗ ЧР
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
9
Формирование системы заказов на подготовку специалистов:
- разработка предложений по внедрению государственных заказов на подготовку специалистов;
- внедрить механизм целевого приема в ВУЗы Минздрава РФ и медицинский факультет ЧТУ и Минобразования РФ.
ОК Общего отдела МЗ ЧР, Руководители ЛПУ, Главы Администраций
2008 г.
10
Повышение качества учебного процесса:
- обеспечить контроль обучения студентов медицинских образовательных учреждений.
Ректор медфакультета ЧТУ,
Директор'Республиканского базового медколледжа
с 2007 г.
11
Пересмотр учебных планов и программ с целью усиления практического компонента в медицинских образовательных учреждениях
Ректор медфакультета ЧТУ,
Директор Республиканского базового медколледжа
с 2007 г.
ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
12
Совершенствование системы оплаты труда стимулирующей профессиональный рост и повышение профессиональной квалификации работников системы здравоохранения
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР,
Минэкономики и Минфин Чеченской Республики
с 2007 г.
13
Пересмотреть санитарно-гигиенические нормы, системы льгот и компенсаций работникам отрасли, работающим в неблагоприятных условиях труда
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
14
Разработка программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на 2004-2006 гг.
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
15
Проведение ежегодных конкурсов «Лучший врач года», «Лучшая медсестра года»
Общий отдел МЗ ЧР
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
16
Совершенствование штатного состава кадровых служб медицинских учреждений
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
17
Составить план-программу переподготовки и повышения квалификации работников кадровых служб
Общий отдел МЗ ЧР,
2007 г.
18
Ввести мониторинг занятости специалистов и их использование в отрасли при Министерстве здравоохранения Чеченской Республики
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2009 гг.
19
Создать базу данных вакантных должностей для специалистов в отрасли здравоохранения Чеченской Республики
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
с 2007 г.
20
Создать резерв специалистов на замещение должностей руководителей
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
21
Провести аттестации на получение квалификационных категорий
Аттестационная комиссия МЗ Чеченской Республики
2007-2009 гг.
22
Повышение роли главных штатных и внештатных специалистов Министерства здравоохранения Чеченской Республики
начальники управлении и начальники отделов МЗ ЧР
2007-2009 гг.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31.01.2007г. г. Грозный №10
О Концепции кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на 2007-2010 годы
{Утратило силу в связи с истечением срока действия}
В целях повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения Чеченской Республики, обеспечения качества оказания медицинской помощи населению и повышения уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров, Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на 2007-2010 годы.
2. Утвердить прилагаемый План реализации кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на 2007-2010 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Вайханова Х.Х.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства
Чеченской Республики Р.А. Кадыров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 31.01.2007г. №10
КОНЦЕПЦИЯк
кадровой политики в сфере здравоохранения Чеченской Республики на период 2007-2010 годы
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным ресурсом в перспективе дальнейшего восстановления и развития здравоохранения Чеченской Республики являются кадровый потенциал, состояние уровня профессионализма, качество подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Данная Концепция разработана в соответствии с государственной политикой в области здравоохранения, в целях восстановления отрасли и решения задач повышения уровня здоровья населения, определенных Концепцией восстановления и дальнейшего развития здравоохранения Чеченской Республики.
Содержание кадровой политики в здравоохранении Чеченской Республики:
приоритеты в формировании кадровой политики в системе здравоохранения, в соответствии с направлениями - восстановление и дальнейшее развитие отрасли;
принципы планирования подготовки, использования и закрепления кадровых ресурсов;
оптимизация медицинского и фармацевтического последипломного образования медицинских и фармацевтических работников, в соответствии с требованиями практичного здравоохранения;
внедрение новых принципов стимулирования труда работников отрасли;
привлечение общественных организаций, общественных медицинских и фармацевтических организаций к вопросам подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
На основе данной Концепции необходимо разработать программы-планы, касающиеся различных аспектов кадровой политики, с учетом стратегических направлений развития здравоохранения республики.
II. Состояние кадрового обеспечения отрасли здравоохранения Чеченской Республики
В конце 1991 года в республике насчитывалось 3527 врачей и 8483 средних медицинских работника, а к 2000 году осталось 1463 врача и 3729 средних медицинских работников.
Обеспеченность отрасли здравоохранения республики врачебными кадрами к 2000 году составила 15,7, а средним медперсоналом 42,4 (по РФ, соответственно, 42,1 и 108,0) с коэффициентом совместительства 1,7.
Проблема кадрового обеспечения здравоохранения на настоящий период остается весьма актуальной.
На конец 2006 года обеспеченность врачами составила 22,5, а средними медицинскими работниками 78,4, что почти в 2 раза ниже показателей по Российской Федерации.
С 2000 года министерство здравоохранения Чеченской Республики предприняло ряд мер по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава медицинских работников.
В образовательные учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации ежегодно поступали до 150 абитуриентов, согласно выделенным квотам по регионам России, а на медицинский факультет Чеченского государственного университета до 30 человек.
После окончания медицинских ВУЗов определяются на работу в ЛПУ республики до 50 выпускников.
Более 400 работников здравоохранения проходят обучение в системе дополнительного профессионального образования.
Увеличивается количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, получивших квалификационные категории в соответствии с достигнутым уровнем теоретических знаний и практических навыков.
Вместе с тем, остаются нерешенными актуальные проблемы, такие как:
несоответствие численности и структуры кадров по требуемым специальностям и объемам деятельности. Особо отмечается дефицит кадров по узким специальностям. Вопрос кадрового обеспечения станет еще более актуальным при вводе в действие ряда лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических и фармацевтических учреждений;
наличие диспропорций в структуре медицинского персонала:
между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средними медицинскими работниками;
между регионами Чеченской Республики - городской и сельской местностью;
между учреждениями специализированных видов медицинской помощи и первичным звеном;
несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам восстановления и реформирования отрасли;
отсутствие обоснованных методов планирования численности медицинского персонала;
недостаточная социальная защищенность работников отрасли здравоохранения, не способствующая привлечению и закреплению специалистов в отрасли;
сохраняющаяся тенденция оттока из отрасли молодых специалистов и специалистов с практическим опытом;
отсутствие участия в решении кадровых вопросов со стороны общественных организаций и общественных профессиональных организаций.
III. Цели и задачи реализации кадровой политики в здравоохранении Чеченской Республики
Основная цель кадровой политики здравоохранения Чеченской Республики состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли,. основанной на планировании целевой подготовки и трудоустройстве кадров, позволяющих обеспечить учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения объема и качества медицинской и лекарственной помощи населению республики.
Основными задачами реализации кадровой политики здравоохранения Чеченской Республики являются:
внедрение и дальнейшее развитие системы планирования подготовки кадровых ресурсов с учетом структуры потребности отрасли, их рациональное размещение и эффективное использование в государственных лечебно-профилактических и фармацевтических учреждениях;
повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе системы непрерывного образования;
повышение уровня жизни работников здравоохранения путем усовершенствования системы оплаты труда в зависимости от сложности, профессиональной вредности, количества и качества оказания медицинской помощи;
обеспечение правовой и социальной защищенности работников отрасли, внедрение государственного и социального страхования.
Реализация перечисленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава медицинских работников отрасли, развитие кадровых ресурсов в соответствии с потребностями практического здравоохранения республики.
IV. Основные направления программы кадровой политики
Планирование и использование кадровых ресурсов Планирование численности и структуры кадров здравоохранения необходимо строить на основе демографической ситуации в республике, с учетом перспективного прогноза потребности населения в лекарственном и медико-санитарном обеспечении, с учетом динамики здоровья населения и естественного движения кадров.
Планирование необходимо осуществлять на основе научно разработанных нормативов численности персонала. Нормативы должны предусматривать выравнивание диспропорции в кадрах город - село, а также соотношение врач - средний медицинский работник и по отдельным специальностям.
Перспективные нормативы должны составить основу планов приема в медицинские образовательные учреждения, учитываться при профессиональной ориентации выпускников, переподготовке специалистов, формировании целевых заказов на подготовку специалистов.
Планирование обеспечивается изучением критериев оценки индекса здоровья населения республики, состояния кадрового потенциала, определения потребности в специалистах различных служб до, в период и после восстановления отрасли.
Внедрение общеврачебной практики, организация внебольничной помощи, внедрение специализированного обслуживания больных, интенсификация использования коечного фонда потребуют повышения эффективности работы действующего кадрового потенциала.
После восстановления отрасли здравоохранения, в целом по республике, в кадровой политике необходимо провести следующие преобразования:
устранение дублирования функций;
перераспределение функций между различными лечебно-профилактическими учреждениями;
преобразование врачебных кадров участковой сети во врачебные кадры общей врачебной практики;
упорядочение структуры учреждений здравоохранения;
модернизация рабочих мест, с одновременным повышением технической оснащенности труда в медицинских и фармацевтических учреждениях;
повышение значимости среднего медицинского персонала в процессе оказания медицинской и медико-социальной помощи, разработка новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению.
Совершенствованию планирования и использования кадровых ресурсов здравоохранения будут способствовать отраслевые программы содействия занятости работников здравоохранения и развития сестринского дела.
Совершенствование системы подготовки кадровых ресурсов
Реализация кадровой политики зависит, в том числе, и от качества подготовки работников отрасли и создания условий для их дальнейшего профессионального роста.
Для стабилизации кадрового потенциала необходим отбор абитуриентов из числа профессионально ориентированных выпускников школ.
В связи с этим, необходимо введение сети лицеев, медицинских классов в общеобразовательных школах, альтернативных форм прохождения военной службы, привлечение старшеклассников к работе в период каникул в учреждениях здравоохранения.
В процессе обучения в медицинских вузах необходимо нарабатывать профессиональную адаптацию, используя прохождение производственной практики по месту будущей работы, а также улучшить систему контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.
Внедрение системы заявок на подготовку специалистов в образовательных медицинских и фармацевтических учреждениях необходимо сочетать с изменением порядка их финансирования. Государственное возвратное субсидирование позволит решить проблемы целевой подготовки специалистов необходимого профиля и количества на основе контрактов (договоров) между: абитуриент - Минздрав Чеченской Республики - глава местной администрации (или главный врач лечебно-профилактической помощи) - медицинский или фармацевтический вуз.
Планомерная целевая подготовка квалифицированных кадров практической медицины в перспективе остается одной из актуальных задач министерства здравоохранения Чеченской Республики, что и отмечено в Программе «Восстановление и дальнейшее развитие здравоохранения Чеченской Республики».
В этих целях необходимо планировать увеличение квот на послевузовское обучение (усовершенствование, специализация, клиническая ординатура, аспирантура и докторантура) в клиниках гг. Москвы, Санкт-Петербурга и регионов Российской Федерации, а в перспективе - в клиниках зарубежных стран.
Моральные и социально-экономические мотивации
Улучшение качества рабочей среды включает в себя вопросы заработной платы, создание соответствующих условий труда и использования рабочего времени.
Низкий уровень оплаты труда в отрасли сдерживает вопросы кадрового потенциала, что негативно отражается на состоянии и качестве оказания медицинской помощи населению.
Необходимо существенное повышение оплаты труда медицинских работников для ликвидации традиционно необоснованного разрыва в уровнях оплаты труда в секторе экономики и бюджетной сфере, переход на оплату труда с учетом объема и качества оказанных медицинских услуг.
Недостаточное оснащение лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений, рост объема требований к медицинским работникам, отсутствие охраны труда и ряда других причин приводит к росту профессиональных заболеваний.
Вышеотмеченные факторы ухудшают рабочую среду медицинского работника, что, в свою очередь, дестабилизирует кадровый потенциал, способствует оттоку специалистов из отрасли, появлению не престижных и опасных для работы мест. Реализуя политику по защите работающих в особых условиях, целесообразно провести аттестацию рабочих мест на соответствие нормам безопасности труда.
Необходимо разработать и ввести в действие механизм реализации прав медицинских и фармацевтических работников на обязательное личное страхование, в случае, когда исполнение служебных обязанностей связано с угрозой здоровью и жизни. С целью социальной защищенности медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности необходимо создать систему государственного социального страхования ответственности на случай профессиональной ошибки, при наличии риска медицинского вмешательства.
Необходимо предусмотреть механизм стимулирования медицинской деятельности для специалистов, занятых на приоритетных направлениях (врачи общей практики, врачи-фтизиатры, врачи-наркологи, врачи-инфекционисты, врачи-онкологи, рентгенологи и др.), а также для лиц, работающих в сложных бытовых, природных, экологических и других неблагоприятных условиях. В современных условиях Чеченской Республики резко возрос фактор сохранения и закрепления трудового потенциала, чему могут способствовать система морального и материального стимулирования и непрерывный рост профессионализма работников.
Управление кадровыми ресурсами
Новые условия работы отрасли здравоохранения предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровой службой, функции и ответственность которой должны быть значительно расширены.
К ним относятся:
1. Количество штатных должностей специалистов кадровой политики определяется численностью работников.
2. Штатные должности кадровой службы должны укомплектовываться специалистами, получившими подготовку в области управления персоналом.
3. Профессионально-должностной, состав специалистов кадровой службы определяется задачами, которые необходимо решать в современных условиях.
Основными задачами, стоящими перед кадровой службой, являются:
прогнозирование потребности в кадрах по конкретным специальностям и планирование их подготовки;
отбор и подготовка, развитие и мотивация персонала к эффективной работе;
содействие занятости работников здравоохранения через повышение профессионализма и конкурентоспособности медицинских работников на рынке труда;
взаимодействие с другими ведомствами, организациями и учреждениями труда и кадров;
нормативно-правовое регулирование структуры кадровой службы лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений путем регламентации функциональных обязанностей профессионально-должностными инструкциями, штатными расписаниями и т.д.
Решение современных проблем работы с кадрами требует от руководителей лечебно-профилактических учреждений и специалистов кадровой службы владения многогранными профессиональными знаниями (юридическими, экономическими, психологическими, педагогическими, медицинскими и др.), а также навыками в области современных кадровых технологий в здравоохранении.
Кадровой политикой в здравоохранении должны заниматься профессионалы, умеющие выполнять аналитическую работу, компетентно выполняющие расстановку кадров, с учетом требований рабочего места и потенциала работника.
Необходимо систематическое усовершенствование специалистов кадровой службы и руководителей отрасли здравоохранения в области управления кадрами.
Особо важным направлением в системе управления кадровыми ресурсами отрасли здравоохранения является поддержание высокого профессионального уровня руководящего состава.
Кадровым службам системы здравоохранения необходимо формировать руководящий резерв, проводить работу по развитию у руководителей учреждений здравоохранения организационных навыков, совершенствовать знания по экономике, финансам, праву и менеджменту. Целесообразно пересмотреть порядок согласования кандидатур при назначении на должность руководителя.
Для подготовки и обеспечения занятости медицинских работников и их рационального размещения на территории Чеченской Республики необходимо создать базу данных вакансий в учреждениях и организациях отрасли.
При решении кадровых вопросов необходимо участие общественных медицинских и фармацевтических 'организаций и использование возможности заключения международных договоров.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 31.01.2007г. №10
ПЛАНм
мероприятий по реализации кадровой политики министерства здравоохранения Чеченской Республики
на 2007-2010 годы
№
Наименование мероприятия
Исполнители
Сроки
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
1
Разработка нормативно-правовых документов для Чеченской , Республики на основе директивных документов МЗ РФ, Федеральных Законов по вопросам касающимся кадровой политики
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Управление планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2010 гг.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
2
Провести анализ по каждому лечебно-профилактическому учреждению и в целом по республике о состоянии кадрового потенциала
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Управление планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
3
Разработать план подготовки кадров с учетом Iэтапа Программы восстановления здравоохранения Чеченской Республики и Программы государственных гарантий обеспечения граждан Чеченской Республики бесплатной медицинской помощью
Общий отдел МЗ ЧР,
Управление планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2010 гг.
4
Разработать прогноз кадрового потенциала с учетом планов восстановления и развития здравоохранения республики, с учетом перспективы потребности населения в медицинской помощи
начальник общего отдела МЗ ЧР, начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР, начальник организационно-экономического отдела РКБ, Начальник отдела организации лечебно-профилактической помощи населению МЗ ЧР
2007 г.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
5
Разработать систему государственного заказа на подготовку специалистов
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2008 гг.
6
Совершенствовать механизм целевого приема в медицинские ВУЗы Российской Федерации
ОК Общего отдела МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2010 гг.
7
Разработать систему совершенствования аттестации врачей и средних медицинских работников на квалификационные категории на основе требований к специалистам с высшим и средним профессиональным образованием по квалификационным категориям разработанным Министерством здравоохранения Российской Федерации
Заместители Министра, Начальник Общего отдела,
Начальник отдела организации лечебно-профилактической помощи населению МЗ ЧР,
главные штатные и внештатные специалисты МЗ ЧР
2007 г.
8
Обеспечить сертификационными циклами усовершенствования врачей и средних медицинских работников в регионах Российской Федерации
ОК Общего отдела МЗ ЧР
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
9
Формирование системы заказов на подготовку специалистов:
- разработка предложений по внедрению государственных заказов на подготовку специалистов;
- внедрить механизм целевого приема в ВУЗы Минздрава РФ и медицинский факультет ЧТУ и Минобразования РФ.
ОК Общего отдела МЗ ЧР, Руководители ЛПУ, Главы Администраций
2008 г.
10
Повышение качества учебного процесса:
- обеспечить контроль обучения студентов медицинских образовательных учреждений.
Ректор медфакультета ЧТУ,
Директор'Республиканского базового медколледжа
с 2007 г.
11
Пересмотр учебных планов и программ с целью усиления практического компонента в медицинских образовательных учреждениях
Ректор медфакультета ЧТУ,
Директор Республиканского базового медколледжа
с 2007 г.
ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
12
Совершенствование системы оплаты труда стимулирующей профессиональный рост и повышение профессиональной квалификации работников системы здравоохранения
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР,
Минэкономики и Минфин Чеченской Республики
с 2007 г.
13
Пересмотреть санитарно-гигиенические нормы, системы льгот и компенсаций работникам отрасли, работающим в неблагоприятных условиях труда
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
14
Разработка программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на 2004-2006 гг.
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
15
Проведение ежегодных конкурсов «Лучший врач года», «Лучшая медсестра года»
Общий отдел МЗ ЧР
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
16
Совершенствование штатного состава кадровых служб медицинских учреждений
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
17
Составить план-программу переподготовки и повышения квалификации работников кадровых служб
Общий отдел МЗ ЧР,
2007 г.
18
Ввести мониторинг занятости специалистов и их использование в отрасли при Министерстве здравоохранения Чеченской Республики
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007-2009 гг.
19
Создать базу данных вакантных должностей для специалистов в отрасли здравоохранения Чеченской Республики
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
с 2007 г.
20
Создать резерв специалистов на замещение должностей руководителей
Общий отдел МЗ ЧР,
Начальник Управления планирования и прогнозирования МЗ ЧР
2007 г.
21
Провести аттестации на получение квалификационных категорий
Аттестационная комиссия МЗ Чеченской Республики
2007-2009 гг.
22
Повышение роли главных штатных и внештатных специалистов Министерства здравоохранения Чеченской Республики
начальники управлении и начальники отделов МЗ ЧР
2007-2009 гг.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Вести Республики № 56 от 27.03.2008 стр.6, Федеральный регистр нормативных правовых актов от 15.03.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 140.010.140 Иные вопросы, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: