Основная информация

Дата опубликования: 31 марта 2010г.
Номер документа: RU30000201000303
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Правительство Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.03.2010                             № 149-П

О концепции отраслевой целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы»

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 30.09.2010 № 414-П)

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы».

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы» министерство сельского хозяйства Астраханской области.

3. Министерству сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.) разработать отраслевую целевую программу «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы» и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 31.03.2010 № 149-П

Концепция отраслевой целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы»

1. Введение

Концепция отраслевой целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы» (далее - концепция) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

2. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

Астраханская область является одним из крупнейших производителей овоще-бахчевой продукции в России. Динамика валовых сборов овоще-бахчевой продукции и картофеля показывает, что на протяжении последних десятилетий объемы производства то стабильно увеличивались, то заметно снижались. Если в 70-х годах прошлого столетия объемы производства составляли 550 тыс. тонн, в том числе овощи - 255 тыс. тонн, бахчевые - 270,1 тыс. тонн и картофель - 24,4 тыс. тонн, то к началу 80-х годов увеличились более чем в 1,6 раза и составляли 892 тыс. тонн, их них овощи - 460 тыс. тонн, бахчи - 418,6 тыс. тонн. Максимальный за советское время объем производства овоще-бахчевой продукции и картофеля достигнут в 1985 году – 973 тыс. тонн, в том числе овощи - 506 тыс. тонн, бахчи - 441,3 тыс. тонн и картофель - 25,7 тыс. тонн.

Производством овоще-бахчевой продукции занимались все крупные колхозы и совхозы области, в том числе и специализированные хозяйства с определенным планированием и государственной закупкой. В конце 80-х годов существующая система закупок была ликвидирована. Большинство специализированных хозяйств без поддержки государства прекратили свое существование, другие изменили форму собственности и направление развития.

Переход к рыночным отношениям и проводимые экономические преобразования 90-х годов привели к резкому сокращению объемов производства овоще-бахчевой продукции и картофеля. Критическим оказался 1996 год: производство составило 182,5 тыс. тонн, из них овощи - 97 тыс. тонн, бахчи - 41,1 тыс. тонн. Урожайность в данный период также отмечается самой низкой: по овощам - 60 ц/га, бахчевым - 52 ц/га.

Заметные изменения отмечаются в конце 90-х - начале 2000 года. Валовые сборы с 360 тыс. в 2000 году к настоящему времени увеличились в разы.

В целом, рассматривая объемы производства  овоще-бахчевых культур и картофеля, необходимо отметить наметившуюся тенденцию к росту. Так, с 360 тыс. тонн в 2000 году объемы производства возросли до 960 тыс. тонн в 2009 году. Достигнутые параметры - не предел для астраханских овощеводов. В 2010 году намечено вырастить более 1 млн. тонн овоще-бахчевых культур и картофеля. Кроме того, на проведенной научно-практической конференции по овощеводству с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и представителей министерств Южного федерального округа участниками одобрен вопрос разработки мероприятий по импортозамещению овощной продукции в России, что даст возможность найти дополнительные рынки сбыта овощей астраханских фермеров.

В 2009 году сельхозорганизациями произведено 60 тыс. тонн овоще-бахчевой продукции, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 288,8 тыс. тонн, личными подсобными хозяйствами - 254 тыс. тонн. Основную долю (55%) в производстве овощей составляют томаты, общий объем которых 315 тыс. тонн.

Приоритетным направлением в овощеводстве является производство ранней продукции, доля которой в структуре объемов производства овощей составляет более 20 % (около 100 тыс. тонн).

Значительно увеличились площади под лук. Качество астраханского лука привлекает внимание не только покупателей из других регионов России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Посевные площади увеличились с 1,5 тыс. га в 2004 году до 2,4 тыс. га в 2009 году. Ежегодно производство этой культуры стабильно увеличивается на 10-15%, в 2009 году выращено более 100 тыс. тонн лука.

Астраханская область всегда славилась своими бахчевыми культурами. В 2009 году производство сладкой продукции составило 160 тыс. тонн. Июльские арбузы, как и ранние овощи, всегда находят своего покупателя.

В последние годы в области активно занимаются выращиванием картофеля, тем более что климатические условия региона позволяют получать два урожая картофеля в год. Астраханская область, которая ежегодно ввозит около 60 тыс. тонн картофеля, сегодня обеспечивает потребность не только местного населения, но и поставляет картофель за пределы региона. При потребности населения области в картофеле в 120 тыс. тонн в 2009 году произведено 195 тыс. тонн. Картофель, сверх потребляемый на душу населения области, прежде всего ранний, в объеме 60-70 тыс. тонн находит своих покупателей за ее пределами.

Достижение этих показателей невозможно без применения новых ресурсосберегающих технологий, одной из которых является капельное орошение.

В 2009 году в области работало 650 десятигектарных комплектов оборудования капельного орошения, большая часть которых используется дважды в год. Под урожай 2010 года дополнительно будет установлено еще около 1000 га.

Урожайность овощей и картофеля, являющихся основными культурами, выращиваемыми с применением капельного орошения, намного превосходит урожайность при традиционных методах полива. В 2009 году урожайность овощных культур составила 500 ц/га, картофеля - 270 ц/га. Однако некоторые передовые хозяйства получили с 1 га овощей более 1000 ц/га, картофеля - более 400 ц/га.

Особо перспективным направлением развития АПК области считается производство овощей в защищенном грунте. Наш регион - один из немногих, где с экономической точки зрения целесообразно размещать тепличные комплексы. Привлекательность состоит в первую очередь в оптимальных почвенно-климатических условиях, обеспеченности био- и энергоресурсами, близости потенциальных рынков сбыта, наличии транспортной инфраструктуры, рабочей силы. Благоприятные условия для развития производства овощей в защищенном грунте на сегодняшний день привлекают в регион инвесторов.

До 90-х годов предприятия овощеперерабатывающей промышленности играли важную роль в экономике Астраханской области. Функционировал мощный промышленный комплекс по переработке различной плодоовощной продукции. Данная отрасль объединяла ряд крупных предприятий с общей численностью работающих около 4 тысяч человек. Ежегодно производилось свыше 165 млн. условных банок плодоовощных консервов.

В годы экономических реформ из-за потери связей с традиционными покупателями, финансовых проблем, сложностей в обеспечении комплектующими и расходными материалами объемы выпускаемых плодоовощных консервов ежегодно снижались и в 1996 году составили всего 5,8 процента к уровню 1990 года.

Позитивные тенденции в овощеперерабатывающей отрасли наметились в 1997 году, когда объемы производства выросли на 68,4 процента к уровню 1996 года. За последние семь лет объемы выпущенной продукции увеличились по сравнению с 1996 годом в 2,4 раза.

На сегодняшний день овощеперерабатывающая промышленность области представлена 17 предприятиями, из них 8 крупных и средних. Здесь трудится свыше 2 тыс. человек, что составляет 5 процентов от общей численности работающих в промышленности области и 23 процента от числа занятых в пищевой отрасли. Имеющиеся производственные мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 50 тыс. тонн овощей, однако используются они лишь на 15 процентов. Последние два года наблюдается тенденция снижения объема направляемого на переработку сельскохозяйственного сырья (в 2006 году – на 4 процента).

Несмотря на то, что в Астраханской области имеется богатейшая сырьевая база и область является крупнейшей зоной товарного овощеводства, доля овощеперерабатывающей отрасли в общем объеме пищевой промышленности из года в год уменьшается, в 2006 году она составила 5,3 процента, а в объеме производства промышленной продукции области – 0,5 процента.

Необходимо отметить, что в Астраханской области, как и в Российской Федерации всегда остро стоял вопрос не только роста сельскохозяйственного производства, но и доведения продукции в необходимых объемах, ассортименте и качестве до конечного потребителя. Как известно, из-за слабого развития надлежащих транспортных коммуникаций, отсутствия современных, высокотехнологичных складских помещений, тарного хозяйства и упаковочных предприятий на стол горожанина не попадает до 25% продукции, производимой на селе.

К этому следует добавить технологическую отсталость большинства пищевых и перерабатывающих предприятий. Груз нерешенных в прошлом проблем сохранился и требует адекватного рыночной ситуации решения. Сегодня ясно, что проблема продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект. Поэтому необходимо создать материальные предпосылки в виде общедоступных товаропроводящих структур, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями его количества и качества.

К основным проблемам, сдерживающим дальнейшее развитие овощеводства области, относятся:

- износ мелиоративных систем;

- низкий уровень конкурентоспособности овощной продукции в ценовом диапазоне из-за применения устаревших высокозатратных технологий;

- недостаточный уровень развития тепличных комплексов для круглогодичного обеспечения овощной продукцией населения области;

- высокая степень износа материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий;

- отсутствие внутриотраслевых вертикально интегрированных структур в овощном кластере;

- снижение роли науки в вопросах развития овощеводства;

- отсутствие товарной стратегии, стратегии управления ассортиментом и качеством продукции;

- насыщенность рынка импортной продукцией;

- отсутствие качественного семенного материала овощных культур, отвечающих требованиям рынка;

- слабая производственная база по переработке овощной продукции;

- существенный износ основных производственных фондов овощеводческих хозяйств на фоне одного из самых низких уровней механизации производственных процессов в отраслях сельского хозяйства;

- недостаточное развитие производства овощей в защищенном грунте.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Во втором разделе концепции отражены основные проблемы развития овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом в агропромышленном комплексе уровень развития, в том числе овощеперерабатывающей промышленности, останется без изменения.

Внедрение программно-целевого метода путем разработки и утверждения отраслевой целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2010-2012 годы» (далее – программа) будет способствовать комплексному решению обозначенных проблем и позволит увеличить к 2012 году:

- посевную площадь овоще-бахчевых культур и картофеля на 11,3%;

- объем валового сбора всей продукции на 22,8%;

- объем переработки овощной продукции в 3,2 раза;

- количество предприятий, перерабатывающих плодоовощную продукцию, на 19%;

- объем валового сбора овощей в закрытом грунте в 10,5 раза.

В целом отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию агропромышленного комплекса, снижению показателей эффективности отрасли, отсутствию положительной динамики.

4. Предложения по цели и задачам программы

Основной целью развития овощеводства Астраханской области является:

- создание условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

- создание условий для развития материально-технической базы овощехранилищ, тепличных комбинатов и объектов первичной переработки овощной продукции;

- совершенствование системы сбыта овоще-бахчевых культур и картофеля;

- обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования;

- подготовка квалифицированных кадров в сельской местности.

5. Предлагаемый срок реализации программы

Срок реализации программы - с 2010 по 2012 год.

6. Предложения по основным направлениям

финансирования программы

Для достижения поставленных цели и задач предусматривается реализация следующих основных направлений: строительство тепличного комплекса, овощехранилищ, овощеперерабатывающего завода, реконструкция перерабатывающих предприятий, создание центров предпродажной подготовки сельхозпродукции, обновление машинно-тракторного парка и оросительной техники, развитие семеноводства.

В рамках программы планируется оказание сельхозтоваропроизводителям государственной поддержки в форме субсидий в рамках действующего законодательства по следующим направлениям:

- поддержка элитного семеноводства;

- компенсация части затрат на приобретение средств химизации;

- реконструкция и строительство овощехранилищ;

- страхование урожая сельскохозяйственных культур;

- приобретение сельскохозяйственной техники;

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

- поставка овощей на перерабатывающие предприятия;

- компенсация за электроэнергию при подаче воды на орошение;

- компенсация на приобретение горюче-смазочных материалов;

- поддержка мелиорации;

- поддержка тепличных комплексов.

7. Объем и источники финансирования программы

Предварительный объем финансирования программных мероприятий на 2010-2012 годы составляет 5773,5 млн. руб., в том числе:

- средства федерального бюджета – 313 млн. рублей;

- средства бюджета Астраханской области – 487,5 млн. рублей;

- внебюджетные источники – 4973 млн. рублей.

8. Механизм формирования мероприятий, основные

заказчики и разработчики программы

Средства на реализацию программы из федерального бюджета и бюджета Астраханской области выделяются в форме субсидии в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области, от 12.03.2010 № 329/17.

Механизм формирования программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы, министерством сельского хозяйства Астраханской области, и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.

Государственный заказчик программы:

- согласовывает с исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;

- несет ответственность за реализацию программы в целом;

- осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию программы;

- готовит и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год.

Исполнителями программы являются министерство сельского хозяйства Астраханской области и муниципальные образования Астраханской области.

Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.

9. Организация управления программой и контроль

за ходом ее реализации

Реализацию программы в целом осуществляет министерство сельского хозяйства Астраханской области.

Министерство сельского хозяйства Астраханской области:

- обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджета Астраханской области;

- разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Астраханской области для финансирования программы на очередной финансовый год;

- готовит доклады, иные справочные материалы о реализации программы за отчетный год.

Государственный заказчик программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств; ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме в министерство экономического развития Астраханской области.

10. Ожидаемые результаты реализации программы

Осуществление мероприятий Программы позволит к 2012 году:

- увеличить посевную площадь до 40,2 тыс. га;

- повысить урожайность с 1 га, в том числе по овощам до 34,1 т/га;

- увеличить объем валового сбора всей продукции до 1174 тыс. тонн;

- увеличить объемы переработки овощной продукции до 98 000 тонн;

- увеличить с 21 до 25 количество предприятий, перерабатывающих плодоовощную продукцию;

- количественно и качественно улучшить структуру выпускаемой продукции, повысить эффективность и конкурентоспособность отрасли, обеспечив ей достойное место на рынке плодоовощной продукции;

- создать условия, обеспечивающие социальную стабильность в сельских районах области, для которых овощеперерабатывающая промышленность является одной из базовых отраслей экономики.

Показатели эффективности реализации программы

Наименование показателя

Ед. измерения

2009

2010

2011

2012

Посевная площадь

овощи

тыс. га

19,5

19,8

21,5

22

в т.ч. в закрытом грунте

тыс. га

0,02

0,04

0,07

0,09

бахчевые

тыс. га

6,6

6,8

7,2

7,4

картофель

тыс. га

10

10,4

10,6

10,8

Урожайность

овощи

т/га

31,8

32,9

33,5

34,1

в т.ч. в закрытом грунте

т/га

170

350

357,1

400

бахчевые

т/га

24,3

25,7

26

26,5

картофель

т/га

19,9

20,1

20,8

21,1

Валовой сбор

овощи

тыс. т

602,9

650

720

750

в т.ч. в закрытом грунте

тыс. т

3,4

14

25

36

бахчевые

тыс. т

160

175

187

196

картофель

тыс. т

194,9

209

220,1

228

Объемы переработки овощной продукции

тонн

30800

39000

89000

98000

Количество предприятий, перерабатывающих плодоовощную продукцию

единиц

21

22

24

25

Количество созданных рабочих мест

единиц

53

88

125

137

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 15 от 07.04.2010
Рубрики правового классификатора: 090.060.020 Государственное регулирование агропромышленного производства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 090.060.030 Сельскохозяйственные товаропроизводители, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать