Основная информация

Дата опубликования: 31 августа 2012г.
Номер документа: RU79000201200609
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Еврейская автономная область
Принявший орган: Правительство Еврейской автономной области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2012 года №410-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

{Название в редакции постановления правительства Еврейской автономной области от 06.05.2014 №212-пп}

{Изменение постановление правительства Еврейской автономной области от 06.05.2014 №212-пп; от 28.03.2016 №91-пп; от 25.09.2018 № 355-пп}

В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.08.2012 №402-пп «Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Еврейской автономной области» правительство Еврейской автономной области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

- программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области;

{Абзац утратил силу: Постановлением правительства Еврейской автономной области от 06.05.2014 №212-пп}

2. (Утратил силу постановлением правительства Еврейской автономной области от 25.09.2018 № 355-пп)

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2012 года.

Губернатор области

А.А. Винников

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением правительства

Еврейской автономной области

от 31.08.2012 №410-пп

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области (далее – кандидаты в приемные родители), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 №623.

1.2. Объем программыподготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области (далее – программа), установлен в академических часах.

1.3. Подготовка кандидатов в приемные родители проводится по очно-заочной форме обучения.

2. Структура программы



п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

в том числе

лекции

тренинги

индивидуальное

собеседование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5,5

0,5

4

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5,5

1,5

4

3

Этапы развития ребенка

10

2

8

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5

1

4

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

1

4

6

Адаптация ребенка и приемной семьи

5

1

4

7

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

6

2

4

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

3

1

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

7

1

6

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

4

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

Итого

62

17

43

2

3. Перечень тем разделов программы

3.1. Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3.2. Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

3.3. Раздел 3 «Этапы развития ребенка»:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

3.4. Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

3.5. Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

3.6. Раздел 6 «Адаптация ребенка и приемной семьи»:

особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

3.7. Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними;

девиации поведения у несовершеннолетних детей, профилактика суицидального поведения у детей и подростков. Меры по предотвращению  вовлечения детей в противоправную деятельность, несущую угрозу их жизни и здоровью, в том числе организованную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет;

(в редакции постановления правительства Еврейской автономной области от 25.09.2018 № 355-пп)

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

3.8. Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

3.9. Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка»:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

3.10. Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»:

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

семейная история и ее обсуждение;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

3.11. Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»:

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Еврейской автономной области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

3.12. Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»:

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

3.13. Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители»:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу

4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении программы должны иметь четкое представление:

- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, о мерах социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них;

- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

- о проявлениях суицидального поведения у несовершеннолетних детей и мерах их профилактики.

(в редакции постановления правительства Еврейской автономной области от 25.09.2018 № 355-пп)

4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:

- свои права и обязанности как приемных родителей;

- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

- рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

- заботиться о здоровье ребенка;

- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

УТВЕРЖДЕН

Постановлением правительства

Еврейской автономной области

от 31.08.2012 №410-пп

Порядок

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области

{Порядок утратил силу: Постановлением правительства Еврейской автономной области от 06.05.2014 №212-пп}

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Биробиджанская звезда № 63 от 05.09.2012
Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать