Основная информация

Дата опубликования: 31 октября 2018г.
Номер документа: RU37000201800990
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ивановская область
Принявший орган: Правительство Ивановской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                от 31.10.2018 № 305-п

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Ивановской области от 01.06.2016 № 40-ОЗ «О стратегическом планировании в Ивановской области», постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 № 639-п «Об утверждении порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочный и долгосрочный периоды» Правительство Ивановской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (прилагается).

2. Внести прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов одновременно с проектом бюджета Ивановской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в Ивановскую областную Думу в установленном законом порядке.

Губернатор

Ивановской области

  С.С. Воскресенский

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 31.10.2018 № 305-п

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

Прогноз

социально-экономического развития Ивановской области

на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Раздел 1. Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области
на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Итоги социально-экономического развития региона за отчетный период

В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ивановской области в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры в регионе был разработан и реализовывался утвержденный распоряжением Губернатора Ивановской области от 13.02.2015 № 28-р План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016 - 2017 годы по Ивановской области. Следствием принятых антикризисных мер стало улучшение экономического положения Ивановской области в 2017 году по большинству экономических показателей.

Так, за отчетный 2017 год по сравнению с 2016 годом вырос объем инвестиций в основной капитал на 7,9%. Положительная динамика наблюдается впервые, начиная с 2014 года. По динамике объема инвестиций в основной капитал за 2017 год среди регионов Центрального федерального округа (далее – ЦФО) Ивановская область вышла на 5 место, опередив соседние регионы - Ярославскую и Костромскую области.

Оборот общественного питания вырос на 7,3%, оборот розничной торговли – на 2,9%; экспорт товаров вырос на 11,3%, импорт - на 12,8%. Кроме того, наблюдался рост введенного жилья в 1,9 раза и объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», - на 13,4%.

Продолжился процесс замедления роста цен в регионе. За 2017 год по отношению к январю – декабрю 2016 года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 103,8% (за январь – декабрь 2016 года - 107,2%), в декабре 2017 года к декабрю 2016 года ИПЦ замедлился до 102,9% (аналогичный показатель 2016 года – 106%). Уровень безработицы к экономически активному населению по состоянию на 01.01.2018 снизился до 0,78%; среднемесячная номинальная заработная плата выросла на 6% и составила 23470,1 рубля, рост реальной заработной платы с учетом инфляции составил 102,1%.

Вместе с тем, объем производства продукции сельского хозяйства снизился на 2%, что обусловлено неблагоприятными погодными условиями на протяжении весны - лета 2017 года, отрицательно повлиявшими на сферу растениеводства, где произошло снижение на 6,8% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года. Также за отчетный период произошло снижение на 1,6% объёма платных услуг, оказанных населению Ивановской области, и индекса промышленного производства (далее – ИПП) - на 5%.

Наибольшее влияние на снижение промышленного производства оказало падение индекса производства в сфере обеспечения электроэнергией, газом и паром (на 17,9%), в обрабатывающих производствах (на 1,2%).

Однако необходимо отметить, что по 12 видам экономической деятельности, входящим в состав обрабатывающих производств, по итогам 2017 года был достигнут рост. При этом наибольший рост наблюдался по следующим видам экономической деятельности: производство кожи и изделий из кожи; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения; производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство металлургическое.

Основу промышленности Ивановской области по-прежнему составляли предприятия обрабатывающих отраслей с преобладанием текстильного и швейного производств, машиностроения, а также пищевой промышленности.

Подраздел 1.1. Экономические показатели

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2016 – 2017 годы и сложившейся экономической ситуации в текущем году, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС), основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п.

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработан в базовом варианте, в основу которого заложены предпосылки полной реализации поставленных Правительством Российской Федерации целей и задач, обозначенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста, улучшение демографической ситуации, и служит основой для разработки проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

1.1.1. Валовой региональный продукт

ВРП Ивановской области является основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.

В 2016 году ВРП Ивановской области составил 179,6 млрд рублей, что на 3,6% ниже уровня 2015 года. На снижение индекса физического объема ВРП повлияло падение в 2016 году индексов физического объема валовой добавленной стоимости по следующим 12 видам экономической деятельности (их удельный вес в структуре ВРП составил 59,7%):

- финансовая деятельность – на 34,4%;

- строительство – на 28,6%;

- рыболовство, рыбоводство – на 14,4%;

- обрабатывающие производства – на 13%;

- производство и распределение электроэнергии газа и воды – на 12,4%;

- транспорт и связь – на 9,8%;

- гостиницы и рестораны – на 3,8%;

- государственное управление и обеспечение военной безопасности;

- социальное страхование – на 3,6%;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг – на 3,2%;

- образование – на 2,7%;

- добыча полезных ископаемых – на 2,6%;

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – на 1,8%.

Индекс физического объема валовой добавленной стоимости по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг остался на уровне 100%.

В то же время рост индексов физического объема валовой добавленной стоимости наблюдался в 2016 году только по двум видам экономической деятельности (их удельный вес в структуре ВРП составил 38,3%):

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 0,5%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – на 17,3%.

В структуре ВРП за последние 3 года значительных изменений не наблюдалось. Продолжился рост доли в ВРП таких видов экономической деятельности, как торговля и операции с недвижимым имуществом, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Отмечался незначительный рост удельного веса следующих видов экономической деятельности: госуправление и образование при одновременном снижении доли строительства, обрабатывающих производств, транспорта и связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Важную роль в структуре ВРП продолжает играть промышленный комплекс области. Реализация государственной политики, направленной на развитие промышленного производства, имеет ключевое значение для социально-экономического развития региона.

Удельный вес промышленного производства в ВРП составил 22,6%. Также структуру ВРП формировали торговля (24,1%), транспорт и связь (8,1%), здравоохранение (6,9%), образование (5%), сельское хозяйство (4,7%), строительство (1,6%) и другие виды экономической деятельности, динамичное развитие которых обеспечивает прирост ВРП.

В 2017 году объем ВРП Ивановской области оценивается в размере 191,8 млрд рублей, что на 1,4% выше уровня 2016 года. На рост ВРП в целом повлиял рост в 2017 году таких основных макропоказателей: объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», – на 13,4%, объем инвестиций – на 7,9%, оборот общественного питания – на 7,3%, оборот розничной торговли – на 2,9%.

В 2018 году ВРП по оценке составит 209,1 млрд рублей с ростом  на 1,9% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.

С учетом того, что в 2019 году ожидается замедление темпов роста реальной заработной платы, в первую очередь, из-за небольшого всплеска  инфляции в связи с ростом НДС с 18 до 20% в 2019 году, рост ВРП к концу 2019 года замедлится до 101,4%. В последующие годы планируется увеличение темпов роста ВРП с 102% – в 2020 году до 102,9% – в 2021 году.

В 2019 году ВРП Ивановской области прогнозируется на уровне 221,8 млрд рублей, ожидается, что в 2021 году ВРП достигнет в абсолютном выражении значения 253,7 млрд рублей.

1.1.2. Промышленное производство

За 2017 год ИПП снизился до 95%, объем отгруженной продукции в промышленности по оперативным данным ТО ФСГС составил 158,4 млрд рублей.

Несмотря на общее снижение промышленного производства за 2017 год по ключевым видам деятельности были достигнуты положительные результаты.

В структуре промышленного производства сохранился наибольший удельный вес обрабатывающих производств – 79,2%, доля обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составляла 18,1%, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов – 2,2%, добыча полезных ископаемых – 0,5%.

В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимали:

- производство текстильных изделий и одежды (42,3%),

- машиностроение (26%),

- производство пищевых продуктов и напитков (14%).

Удельный вес этих отраслей составляет 82,3% от общего объема отгруженных товаров обрабатывающих производств.

При разработке прогнозных показателей учитывалось сохранение действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики.

С учетом сложившихся в текущем году тенденций в производстве промышленной продукции ИПП в 2018 году ожидается на уровне 99,3%.

В 2019 – 2021 годах ИПП прогнозируется на уровне от 101,7 до 102,3%.

При этом в прогнозном периоде ожидается сохранение тенденции опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, а также водоснабжением, водоотведением, организацией сбора и утилизации отходов.

По обрабатывающим производствам в 2019 – 2021 годах ИПП составит от 102 до 102,7%.

В производстве пищевых продуктов по итогам 6 месяцев 2018 года наблюдалось снижение индекса производства по сравнению с соответствующим периодом 2017 года до 91,7%, в связи с чем по итогам 2018 года ИПП оценивается на уровне 94,5%.

Снижение объема выпуска молочной продукции с высокой стоимостью (масло, сметана) обусловлено низкой покупательской способностью населения и спросом на сравнительно недорогие кисломолочные продукты. Снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий, в основном, связано с высокой конкуренцией на продовольственном рынке региона и открытием мини-цехов и мини-пекарен по выпуску хлеба и хлебобулочных изделий.

Ведущими и стабильно работающими предприятиями по производству пищевых продуктов являются: ООО «Ивановская птицефабрика», ООО «Агрофирма», ООО «Ивмолокопродукт»,             ОАО «Птицефабрика «Кинешемская», ЗАО «Кинешемский хлебокомбинат», ОАО «Пучежский сыродельный завод»,                              ООО «КантриМилк», ОАО «Аньковское», ОАО «РИАТ».

В 2019 – 2021 годах ИПП в производстве пищевых продуктов прогнозируется в пределах от 103 до 103,5%. Положительная динамика развития будет обусловлена реализацией следующих  инвестиционных проектов:

- техническое перевооружение газовой котельной                                 (ООО «Ивмолокопродукт»);

- приобретение и замена линии для производства пшеничного батона и булки городской (ОАО «РИАТ»);

- строительство нового высокотехнологичного предприятия по переработке молока мощностью 30 - 50 тонн в сутки                                   (ООО «КантриМилк»);

- замена плавильного энергосберегающего котла для производства плавленых сыров (ОАО «Пучежский сыродельный завод»).

В производстве текстильных изделий в 2018 году ИПП оценивается на уровне 97,5%.

В текущем году и в перспективе положительное влияние на развитие отрасли должны оказать меры поддержки, разработанные Правительством Российской Федерации, а именно продление действия постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 № 214 «Об утверждении Правил предоставления в 2015 – 2017 годах субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 – 2017 годах на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности», от 23.09.2016 № 958 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга».

В среднесрочной перспективе положительный импульс развитию отрасли придаст реализация крупнейшим предприятием - ОАО ХБК «Шуйские ситцы» проекта «Приобретение и установка цепочки технологического оборудования для выпуска тканей из пряжи высоких номеров и тканей специального назначения».

Продолжится реализация инвестиционных проектов, получивших поддержку Фонда развития промышленности (далее – ФРП):

– ООО «Хлопчатобумажная компания «Навтекс» (проект по созданию комплексного высокотехнологичного производства текстильной продукции медицинского назначения);

– ООО «Протекс» (проект по созданию импортозамещающего производства флисового трикотажного полотна);

– обособленное структурное подразделение ООО «Праймтекс» (проект по организации производства портьер и махровых изделий на основе цифровых текстильных принтеров).

В активной стадии находится реализация инвестиционного проекта текстильного предприятия ООО «Мануфактура Балина», которое благодаря поддержке ФРП проводит технологическую модернизацию производства по выпуску котонина, пряжи и тканей из отечественного натурального сырья.

Положительная динамика производства текстильных изделий в прогнозном периоде также обусловлена реализацией двух инвестиционных проектов компаниями ООО «Райтекс» и ООО «Унтекс» на площадке индустриального парка «Родники» по выпуску трикотажного полотна.

В 2019 – 2021 годах в производстве текстильных изделий ИПП вырастет в пределах от 102,5 до 103,1%.

В 2017 году было произведено 601,3 млн кв. м готовых хлопчатобумажных тканей, что на 4,8% больше, чем в 2016 году. В 2018 году производство готовых хлопчатобумажных тканей оценивается на уровне 663,4 млн кв. м с ростом к 2017 году на 10,3%, в 2019 – 2021 годах производство данных тканей вырастет на 7,4 - 7,8% и составит              712,3 - 826,9 млн кв. м.

В производстве одежды сохранится положительная динамика, в 2018 году ИПП оценивается на уровне 100,5%. Производство одежды в Ивановской области представлено предприятиями АО «Полет» Ивановский парашютный завод, ПАО «Айвенго», ООО «Исток-Пром», ООО «ГлавШвейПром», группа компаний ВАЛЕНТИ, ООО «Бисер»,               ЗАО «Одежда и мода», а также предприятиями малого и среднего предпринимательства, специализирующимися на выпуске трикотажных изделий и постельных принадлежностей. В 2019 – 2021 годах                      ИПП  прогнозируется в пределах от 103,9 до 104,5%.

В обработке древесины и производстве изделий из дерева прогнозируется, что основным риском, способным оказать влияние на торможение развития отрасли, по-прежнему остается ухудшение динамики инвестиций в основной капитал в секторах-потребителях (в первую очередь, в строительной отрасли), в связи с чем в 2018 году                   ИПП оценивается на уровне 98,5%.

Производство продукции по данному виду деятельности на территории региона осуществляют такие крупнейшие предприятия, как ООО «Эггер Древпродукт» и ООО «Ивановская лесопромышленная компания». В 2019 – 2021 годах ИПП составит от 102,1 до 102,5%.

Химический комплекс относится к сектору промежуточного спроса, развитие которого в среднесрочной перспективе ожидается умеренными темпами. Ведущими предприятиями по производству химических веществ и химических продуктов в регионе являются ОАО «Ивхимпром» и                 ОАО «Ивановский техуглерод и резина». С учетом динамики истекшего периода в 2018 году ИПП ожидается на уровне 94,5%, в 2019 – 2021 годах ИПП составит от 100,5 до 101,5%.

В производстве резиновых и пластмассовых изделий ИПП                  в 2018 году оценивается на уровне 85%, в 2019 – 2021 годах ИПП прогнозируется в пределах от 103,4 до 104,1%. Рост производства в перспективе будет связан со стабильной работой предприятий                       ООО «Стандартпласт» и ФГУП «ИвНИИПИК».

В металлургическом производстве в 2018 году ИПП оценивается в размере 104,5%. Ведущим предприятием по данному виду деятельности является ООО «Верхневолжский Сервисный Металло-Центр», которое ежегодно наращивает производственные мощности и проводит мероприятия по модернизации оборудования. В 2019 – 2021 годах ИПП составит от 102 до 102,5%.

В производстве готовых металлических изделий в 2018 году ИПП оценивается на уровне 112,8%. На территории области деятельность по производству готовых металлических изделий осуществляют АО «Поликор», ООО «Билдэкс» и ООО «Майдаковский завод». В прогнозируемом периоде развитие производства готовых металлических изделий прогнозируется нейтрально-сдержанным, в 2019 – 2021 годах ИПП составит от 100,4 до 101,2%.

В производстве машин и оборудования в 2018 году ИПП ожидается порядка 113,4%. Однако в прогнозном периоде 2019 – 2021 годов рост ИПП будет более скромным: порядка 100,3 - 101%. Данный рост будет обеспечен стабильной работой предприятия ООО «Профессионал», а также дальнейшим развитием предприятия по производству самоходных подъемников ООО «Завод подъемников» (проведение расширения модельного ряда подъемников, вложение инвестиций в увеличение заводских мощностей, приобретение дополнительного оборудования).

В производстве автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов в 2018 году ИПП оценивается на уровне 100,5%. Положительная динамика индекса производства вызвана восстановлением деятельности ООО «ИМЗ АВТОКРАН» и ростом объемов производства на предприятии                ООО «КейЭйСи». В 2019 – 2021 годах ИПП составит от 101 до 101,8%.

В 2018 году ИПП по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха ожидается на уровне 100,1%. Увеличение объемов производства связано со стабильной работой филиала «Ивановские ПГУ» АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация». В 2019 – 2021 годах ИПП вырастет от 100,5 до 100,9%.

В 2018 году ИПП по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений оценивается на уровне 107,5%, в 2019 – 2021 годах ИПП составит от
100,2 до 100,3%.

1.1.3. Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2017 году  составил 17,2 млрд рублей, или 98% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах. Индекс производства продукции животноводства составил 102,1%, продукции растениеводства – 93,2%. Рост в животноводстве обусловлен наращиванием в 2017 году объема производства мяса птицы в ОАО «Ивановский Бройлер», а также увеличением производства молока в сельскохозяйственных организациях за счет роста продуктивности маточного стада.

Снижение объема производства продукции растениеводства в 2017 году обусловлено негативным влиянием агрометеорологических условий в период проведения весенних полевых и уборочных работ.

В 2018 году ожидается производство продукции сельского хозяйства в целом по области в объеме 17,9 млрд рублей, или 100,6% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе: продукции растениеводства – 100,2%, продукции животноводства - 101,1%. Основные показатели развития сельскохозяйственного производства соответствуют государственной программе Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013
№ 451-п.

На рост производства продукции животноводства повлияет завершение мероприятий по реконструкции и модернизации                      ОАО «Птицефабрика «Кинешемская».

В 2019 году объем производства продукции сельского хозяйства составит 18,9 млрд рублей с ростом к уровню 2018 года на 1% в сопоставимых ценах.

Рост продукции растениеводства ожидается за счет вовлечения в оборот залежных земель. Увеличение продукции животноводства будет достигнуто за счет роста продуктивности сельскохозяйственных животных.

В 2020 – 2021 годах объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличится с 19,7 млрд рублей до 20,7 млрд рублей, рост в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 1% соответственно.

Основными задачами по развитию сельскохозяйственной отрасли на ближайшую перспективу являются:

– достижение запланированных целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации государственной программы Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 451-п, обеспечение финансирования ее мероприятий в полном объеме и в установленные сроки;

– возврат утраченных земель в сельскохозяйственный оборот;

– обеспечение продовольственного рынка региона основными сельскохозяйственными товарами собственного производства, увеличение доли продукции местных производителей в торговых сетях;

– увеличение объемов производства за счет коренной модернизации и технического переоснащения сельскохозяйственного производства.

1.1.4. Рынок товаров и услуг

В 2018 году в Ивановской области продолжилась тенденция замедления темпов инфляции, рекордно низкие темпы остаются на протяжении 6 месяцев текущего года.

При прогнозировании индекса потребительских цен был учтен рост цен за 6 месяцев 2018 года как на продовольственные товары, так и на услуги, а также на товары непродовольственной группы. В конце 2018 года ожидается рост инфляции до 103,2%. Среднегодовая инфляция в 2018 году составит по оценке порядка 103,5% против 103,8% в 2017 году.

На рост индекса потребительских цен региона в целом в текущем году повлияли как рост цен на бензин, который отразился на ценах на непродовольственные товары и продукты питания, так и ослабление курса рубля, а также новый виток экономических санкций в отношении России.

В 2019 году прогнозируется рост среднегодового индекса потребительских цен до 104,8%. Данное временное ускорение темпов связано с запланированным повышением ставки НДС с 18% в 2018 году до 20% в 2019 году. К концу 2019 года инфляция составит 104,4% к декабрю 2018 года.

На рост цен всегда оказывает влияние рост заработной платы в регионе и связанный с ним рост покупательской способности населения.

В 2020 - 2021 годах рост цен замедлится до 104,4 - 104,2% в среднем за год соответственно. В декабре 2020 года к декабрю 2019 года инфляция составит 103,9%, в декабре 2021 года к декабрю 2020 года не превысит 104%.

Оборот розничной торговли в 2017 году составил 156,9 млрд рублей, или 102,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика товарооборота в 2017 году обусловлена увеличением потребительской активности населения, вследствие чего произошло повышение текущего потребления населения.

Сфера розничной торговли Ивановской области представлена сетевыми магазинами практически всех ведущих федеральных ритейлеров: «Магнит», «Пятёрочка», «Лента», «О′Кей», «ДИКСИ», «Метро Кэш энд Керри», «Высшая Лига», гипермаркеты «АШАН» и «Спар», а также рядом крупных региональных ритейлеров: «КАК РАЗ», «Торговая Лига», «Купец», «Гастроном у дома розница», «РИАТ» и т.п.

Уровень обеспеченности населения Ивановской области площадью торговых объектов за 2017 год увеличился на 7,2%, площадь выросла с 968,1 до 1004,5 кв. м на 1000 человек.

По оценке 2018 года оборот розничной торговли составит порядка 162,9 млрд рублей, что на 0,1% выше уровня 2017 года в сопоставимых ценах.

Положительное влияние на развитие торговой отрасли в Ивановской области окажет реализация новых инвестиционных проектов, расширение сетевого бизнеса и развитие малого предпринимательства в торговой отрасли.

Одним из факторов, оказывающих влияние на рост товарооборота розничной торговли, является динамика инфляционного процесса. Эффект роста инфляционных ожиданий реализуется уже в 2018 году и приобретет форму «потребления впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ждать роста цен. В 2019 году оборот розничной торговли составит порядка 172 млрд рублей и к 2021 году вырастет до 192,6 млрд рублей. Предполагается, что товарная насыщенность потребительского рынка в период с 2019 по 2021 годы будет носить устойчивый характер.

По расчетам, темпы роста к предыдущему году в сопоставимых ценах составят: в 2019 году – 101,5%, в 2020 году – 101,9%, 2021 году – 102,1%.

Одним из наиболее важных факторов развития потребительского рынка Ивановской области является предоставление платных услуг населению.

В 2017 году объем платных услуг, оказанных населению Ивановской области, составил 41,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2016 года на 1,6%. Наибольший рост в структуре платных услуг, оказанных населению в 2017 году, наблюдался по жилищным услугам – 109,5%, ветеринарным услугам – 102,5%, услугам почтовой связи и курьерским услугам – 102,2%, а также бытовым услугам – 100,3%.

По оценке, в 2018 году объем платных услуг в сопоставимых ценах останется на уровне 2017 года. В период с 2019 по 2021 годы структура платных услуг существенных изменений не претерпит. По-прежнему в ней будут преобладать коммунальные услуги, услуги связи, транспортные и бытовые услуги населению. Прогнозируется, что в период до 2021 года объем платных услуг, оказанных населению Ивановской области, вырастет с 45,9 млрд рублей в 2019 году до 51,4 млрд рублей в 2021 году. Прогнозируются следующие темпы роста к предыдущему году в сопоставимых ценах: в 2019 году – 100,5%, в 2020 году – 101,3%,                в 2021 году – 101,5%.

1.1.5. Инвестиции

В 2017 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 27,1 млрд рублей, по отношению к 2016 году в сопоставимых ценах он увеличился на 7,9%.

Наибольшее увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2017 году произошло по следующим видам экономической деятельности:

- деятельность по операциям с недвижимым имуществом - на 72,2%;

- торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - на 54,4%;

- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - на 42,8%;

- транспортировка и хранение - на 30,5%.

В 2018 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается в 29,1 млрд рублей с ростом на 2,3% к 2017 году в сопоставимых ценах.

В 2019 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в сумме 31,4 млрд рублей с ростом на 3,8% к уровню 2018 года.

В 2020 – 2021 годах объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируется в суммах 34,4 – 38,2 млрд рублей с ростом на 5,2 – 6,8% к предыдущему году.

Рост инвестиций в прогнозируемом периоде 2018 – 2021 годов будет достигнут за счет реализации ряда следующих крупных инвестиционных проектов:

в промышленности:

- организация производства пряжи и трикотажных изделий из отходов текстильных и швейных производств, ООО «Рустекс» с объемом инвестиций 1,36 млрд рублей (период реализации 2019 – 2020 гг.);

- организация современного производства для высокоточной обработки металла, ООО «Верхневолжский Сервисный Металло-Центр» с объемом инвестиций 1,1 млрд рублей (период реализации 2018 – 2019 гг.);

- реализация проекта по развитию культуры производства потребления металла в России, ООО «Верхневолжский Сервисный Металло-Центр» (Дипос) с объемом инвестиций 5896 млн рублей (период реализации 2019 – 2023 гг.);

- создание производства современных литьевых форм и продукции из высококачественных полимерных материалов, ООО «Техоснастка-Наволоки» с объемом инвестиций 970 млн рублей (период реализации 2018 – 2022 гг.);

- расширение производства жаккардового и трикотажного полотна, ООО «СТЕЛЛИНИ.РУ», с объемом инвестиций 500 млн рублей (период реализации 2019 – 2020 гг.);

- создание производства и реализации расходных материалов для медицины, ООО «Техоснастка-Наволоки» с объемом инвестиций 350 млн рублей (период реализации 2018 – 2021 гг.);

- производство перевязочных материалов, ООО «ХБК «Навтекс» с объемом инвестиций 339 млн рублей (период реализации 2018 – 2021 гг.);

- организация производства вязаных трикотажных изделий,                 ООО «Борисоглебская швейная фабрика» с объемом инвестиций 270 млн рублей (период реализации 2019 – 2021 гг.);

- создание нового ткацкого цеха, ООО ТД «Меланж-Текстиль» с объемом инвестиций 237 млн рублей (период реализации 2018 – 2019 гг.);

- модернизация производства и увеличение объемов выпуска изделий, ЗАО «Электроконтакт» с объемом инвестиций 195 млн рублей (период реализации 2019 – 2020 гг.);

- создание производства пружин подвески автомобилей за счет внедрения технологии холодной заливки, ООО «КейЭйСи», с объемом инвестиций 157 млн рублей (период реализации 2018 – 2019 гг.);

в сельском хозяйстве:

- свиноводческий комплекс на 2500 голов основных свиноматок полного цикла (реализация товарного поголовья свиней мощностью 60 тысяч голов на убой в год), ООО «Тарбаево» с объемом инвестиций 1540 млн рублей (период реализации 2018 – 2020 гг.);

- строительство молочного комплекса на 1200 голов коров (строительство молочного комплекса на 1200 голов коров с проектной мощностью 12 тыс. тонн молока в год), АО «Племенной завод имени Дзержинского» с объемом инвестиций 647 млн рублей (период реализации 2018 – 2019 гг.);

- строительство молочного комплекса на 1200 голов КРС (строительство молочного комплекса на 800 голов дойных коров с проектной мощностью 8,4 тыс. тонн молока в год), СПК Племенной завод «Ленинский путь» с объемом инвестиций 512 млн рублей (период реализации 2018 – 2019 гг.);

- строительство молочного комплекса на 800 голов дойных коров (строительство молочного комплекса на 800 голов дойных коров с проектной мощностью 8 тыс. тонн молока в год), ООО «Росс» с объемом инвестиций 500 млн рублей (период реализации 2016 – 2019 гг.);

в сфере торговли:

- строительство гипермаркета строительных материалов «Леруа Мерлен» в г. Иваново, ООО «ТехноСтрой» с объемом инвестиций 1003 млн рублей (период реализации 2018 – 2020 гг.);

в сферах туризма и строительства:

- строительство микрорайона «Новая Дерябиха», 3-я очередь строительства многоквартирных домов с созданием сопутствующей инфраструктуры, прокладкой коммуникаций, ООО «Ивстройинвест» с объемом инвестиций 4,5 млрд рублей (период реализации 2019 – 2029 гг.);

- многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Ленинградская (Литер 1, 2), ООО «ЖСК» с объемом инвестиций 537,4 млн рублей (период реализации 2016 – 2020 гг.);

- оздоровительный фитнес-курорт премиум-класса «Вилла Плес», ООО «Плес Менеджмент» с объемом инвестиций 2572 млн рублей (период реализации 2014 – 2021 гг.).

Кроме того, планируется реализация других инвестиционных проектов, включая инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства, а также проекты, реализуемые за счет средств бюджетов всех уровней.

1.1.6. Строительство

По данным ТО ФСГС, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в 2017 году составил 27,1 млрд рублей, что выше уровня 2016 года на 13,4% в сопоставимых ценах. По оценке, в 2018 году объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составит порядка 25,2 млрд рублей, или 101,9% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.

В 2019 году прогнозируется рост показателя на 3%, объем достигнет порядка 27 млрд рублей. В период 2020 – 2021 годов прогнозируется ежегодный рост показателя (2020 год - 2,8%, 2021 год - 2,5%), объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырастет с 28,8 млрд рублей в 2020 году до 30,3 млрд рублей в 2021 году.

В 2017 году в Ивановской области за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 339,8 тыс. кв. м жилья, что в 1,9 раза превышает значение показателя 2016 года. Увеличение объема ввода жилья в том числе связано с вводом в эксплуатацию объектов ГК
«СУ-155» (ОАО «ДСК»).

По оценке, в 2018 году ввод в эксплуатацию жилья составит 265 тыс. кв. м. Снижение значения показателя обусловлено высокой базой 2017 года (339,8 тыс. кв. м), которая объясняется завершением в 2017 году строительства объектов, ввод которых планировался в 2015 - 2016 годах в рамках Концепции завершения строительства объектов группы компаний «СУ-155» (ОАО «ДСК»), одобренной решением Правительственной комиссии Российской Федерации, посредством финансирования мероприятий банком-санатором ОАО «Российский капитал» (ПАО).

Таким образом, значение показателя в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизится до планово-обоснованного значения, утвержденного государственной программой Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2017
№ 460-п). В 2019 - 2021 годах прогнозируется незначительное ежегодное увеличение вводимой площади жилья в объеме 270 - 280 тыс. кв. м.

1.1.7. Внешнеэкономическая деятельность

Анализ внешнеэкономической деятельности Ивановской области (далее – ВЭД области) показал, что после снижения оборота внешней торговли в 2016 году, за 2017 год тенденции в структуре внешней торговли региона улучшились. Экспорт товаров Ивановской области вырос на 11,3% и составил 162,9 млн долларов США, импорт - на 12,8% и составил 497,3 млн долларов США.

На развитие внешней торговли в последние годы значительно повлияли три основных фактора:

1) девальвация рубля;

2) повышение мировых цен на ключевые товары российского экспорта;

3) сокращение внутреннего спроса.

Доля Ивановской области в российском внешнеэкономическом обороте в 2016 - 2017 годах оставалась на уровне 0,12 – 0,11%.

Внешняя торговля является важным источником поступления иностранных товаров, а также играет важную роль в снабжении населения области продовольствием и товарами потребительского назначения.

По данным таможенной статистики, в течение 2017 года предприятия и организации, зарегистрированные в Ивановской области, осуществляли торговлю с 90 странами мира, их количество увеличилось по отношению к 2016 году на 12,5%.

Во внешнеторговом обороте области на протяжении многих лет сохраняется тенденция превышения доли импорта над экспортом. Доля импортных операций в 2017 году составила 75,3% и превысила долю экспортных операций на 334,4 млн долларов США, сальдо внешнеторгового баланса осталось отрицательным.

Наибольшая доля в структуре экспорта приходилась на текстильную продукцию, текстильные изделия и обувь, продукцию машиностроения и продукцию химического производства. Данная структура экспорта является особенностью Ивановской области уже многие годы.

По оценке, в 2018 году импорт Ивановской области вырастет на 5,3%, а экспорт - на 2,1%.

Основными экспортируемыми товарами останутся текстильные изделия, продукция машиностроения и химического производства.

Ведущую позицию среди импортируемых товаров по-прежнему будут занимать текстильные изделия и обувь, продукция машиностроения, а также продовольственные товары и сырье для их производства.

Ожидается, что в 2019 году в регионе экспорт вырастет на 1%. В 2020 – 2021 годах экспорт вырастет на 0,5 – 2,3%. Экспорт товаров вырастет с 168 млн долларов США в 2019 году до 172,7 млн долларов США в 2021 году.

Импорт товаров вырастет в 2019 году на 4,8%. В 2020 - 2021 годах темпы роста импорта прогнозируются в пределах 105,2 – 105,8%. Объем импорта вырастет с 548,7 млн долларов США в 2019 году до 610,7 млн долларов США в 2021 году.

В целом 2019 - 2021 годах прогнозируется положительная динамика внешнеэкономического оборота.

Перспективы развития внешней торговли Ивановской области, в значительной степени, зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин: неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в наиболее развитых секторах промышленности.

Прогноз на 2019 - 2021 годы учитывает то, что недостаточно развитая торговля продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, продолжение действия санкции - это реальность, которая будет сохраняться в ближайшие годы. Эти условия окажут отрицательное воздействие на рост экспорта и импорта, но к концу прогнозируемого периода их действие ослабнет благодаря процессам импортозамещения.

1.1.8. Малое и среднее предпринимательство

По данным ТО ФСГС, количество малых предприятий, включая микропредприятия, и средних предприятий в Ивановской области по состоянию на 01.01.2018 составило 20,8 тыс. единиц.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по данным предприятиям в 2017 году составила 96,7 тыс. человек, уменьшившись на 1,1% по сравнению с предыдущим годом. Уменьшение показателя произошло в связи со снижением среднесписочной численности работников малых предприятий, занятых в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах (производство химических веществ и химических продуктов, обработка древесины, производство изделий из дерева), а также сфере строительства, транспорта, области здравоохранения и социальных услуг, сферах культуры и образования.

Оборот малых и средних предприятий в 2017 году составил 360 млрд рублей, увеличившись на 18,5 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом. Темп роста в действующих ценах к уровню 2016 года составил 105,4%.

С целью создания благоприятных условий для развития малого бизнеса на территории региона осуществлялась система мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). В 2017 году продолжалась реализация мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п (далее – подпрограмма), в том числе по следующим направлениям: предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на поддержку субъектов МСП; предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела; создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (центр поддержки предпринимательства, региональный центр инжиниринга, развитие микрофинансовых институтов).

Общая сумма финансирования программных мероприятий в 2017 году составила 61,4 млн рублей, в том числе 19,1 млн рублей - средства областного бюджета, 42,3 млн рублей – средства федерального бюджета. Указанные средства были предоставлены региону по итогам прохождения отбора среди субъектов Российской Федерации.

Финансовую поддержку по прямым формам поддержки в 2017 году получили 47 субъектов малого и среднего предпринимательства. Благодаря оказанным мерам было сохранено 1066 рабочих мест и создано 90 новых рабочих мест. Всего в рамках подпрограммы государственной поддержкой воспользовались 374 субъекта МСП (в 2016 году – 146 субъектов МСП).

Вместе с этим, различные формы поддержки для субъектов МСП, которыми смогли воспользоваться и предприниматели Ивановской области, предоставлялись Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе услуги Бизнес-навигатора - бесплатного интернет-ресурса для предпринимателей. Данными услугами в 2017 году воспользовались 2439 субъектов МСП Ивановской области.

Кроме того, АО «Корпорация «МСП» через основные российские банки (Сбербанк, Росбанк, Россельхозбанк, ВТБ 24 и др.) реализует программы, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов для бизнеса, выдачи поручительств и независимых гарантий. Всего субъектам МСП Ивановской области за 2017 год с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация «МСП» и банковских гарантий АО «МСП Банк» выдано кредитов на сумму 168,9 млн рублей.

Немаловажное значение в комплексе мер по поддержке малого и среднего бизнеса региона имеют меры налогового стимулирования.

В 2017 году на территории Ивановской области продолжали действовать налоговые преференции, в том числе «налоговые каникулы», то есть налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной, научной сферах и в сфере оказания бытовых услуг населению; пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и в размере 4% в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Реализуемые в Ивановской области меры поддержки субъектов МСП в виде пониженных налоговых ставок принесли эффект. Так, объем поступлений в областной бюджет налога по упрощенной системе налогообложения, несмотря на предоставление льгот, увеличился на 17,5% к уровню 2016 года и составил 1,9 млрд рублей.

С целью сохранения стабильных налоговых условий для малого бизнеса действие пониженных налоговых ставок на территории региона было продлено до 2021 года.

По оценке, в 2018 году ожидается увеличение количества малых и средних предприятий до 21,1 тыс. единиц со среднесписочной численностью работников 97,75 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий ожидается на уровне 369,4 млрд рублей.

В плановом периоде 2019 – 2021 годов прогнозируется ежегодный прирост количества малых и средних предприятий, а также увеличение численности занятых в них работников. Планируется, что в 2021 году общее количество данных предприятий составит порядка 21,7 тыс. единиц со среднесписочной численностью работников 99,75 тыс. человек. Планируется увеличение оборота малых и средних предприятий с 384,9 млрд рублей в 2019 году до 414,8 млрд рублей в 2021 году.

Достижению указанных показателей будет способствовать активизация предпринимательской деятельности на территории региона, создание условий для легализации деятельности предпринимателей, вывода их из теневого сектора за счет дальнейшей реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая проводимую налоговую политику.

1.1.9. Прибыль прибыльных организаций

В 2017 году прибыль прибыльных организаций (по данным налоговой отчетности УФНС России по Ивановской области) уменьшилась по отношению к уровню 2016 года на 11,2% и составила 11869,8 млн рублей. Снижение показателя обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций региона в 2017 году по сравнению с 2016 годом.

В 2018 году прибыль прибыльных организаций оценивается в сумме 12460 млн рублей с ростом к уровню 2017 года на 5%.

В 2019 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется в сумме 12850 млн рублей с ростом к предыдущему году на 3,1%. В прогнозируемом периоде 2020 – 2021 годов планируется рост прибыли на 4% и 4,5% соответственно. Прибыль прибыльных организаций в абсолютном выражении в 2020 году составит 13360 млн рублей, в 2021 году – 13960 млн рублей.

1.1.10. Производство подакцизных товаров в натуральном выражении

Производство водки и ликеро-водочных изделий в регионе осуществляет ОАО «Шуйская водка». Объем производства продукции в 2017 году снизился на 3,5% и составил 220 тыс. дкл. В 2018 – 2021 годах объем производства водки и ликеро-водочной продукции оценивается на уровне 250 тыс. дкл ежегодно.

Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, производит Ивановский филиал АО «САН Инбев». Объемы производства данной продукции в 2017 году снизились на 24,5% и составили 5519,9 тыс. дкл. В связи со снижением спроса потребителей в 2018 году ожидается дальнейшее снижение производства на 9,4%, объемы производства снизятся до 5 млн дкл, в 2019 – 2021 годах объемы производства пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, прогнозируются на уровне 2018 года – порядка 5 млн дкл ежегодно.

Подраздел 1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства. Однако в течение нескольких последних лет в регионе наблюдается тенденция уменьшения числа умерших.

На 01.01.2018 удельный вес численности населения Ивановской области составил порядка 0,7% от численности населения Российской Федерации и примерно 2,6% от численности населения Центрального федерального округа. Плотность населения Ивановской области на начало 2018 года – 47,3 человека на 1 кв. км.

За 2017 год численность постоянного населения Ивановской области сократилась на 7,6 тыс. человек, или на 0,7%, и составила 1018,9 тыс. человек. Общее снижение численности населения региона обусловлено, в основном, естественной убылью населения.

В 2017 году продолжилась основная тенденция сокращения численности населения области вследствие превышения числа умерших над числом родившихся.

По-прежнему в Ивановской области удельный вес женщин значительно больше, чем мужчин – 55% и 45% соответственно. Неблагоприятно складывается ситуация в отношении нагрузки на трудоспособное население. На начало 2017 года доля жителей трудоспособного возраста составила 55,2%, моложе трудоспособного – 16,3% и старше трудоспособного – 28,5%.

В 2017 году число выбывших с территории региона превысило число прибывших. На протяжении нескольких лет миграционный приток отмечается, в большей степени, из других регионов Российской Федерации, а также из стран СНГ, а именно: из Украины, Таджикистана, Азербайджана, Армении и Узбекистана. Миграционный отток жителей Ивановской области направлен, в основном, в другие регионы Российской Федерации.

По-прежнему в Ивановском регионе остается высоким уровень урбанизации, а именно: численность городского населения в 2017 году составила 829,6 тыс. человек, или 81,4% от общей численности постоянного населения Ивановской области, сельского населения – 189,3 тыс. человек, или 18,6% соответственно.

По оценке, в 2018 году среднегодовая численность населения Ивановской области составит 1010,2 тыс. человек, что на 0,9% меньше данного показателя 2017 года.

Прогноз развития демографической ситуации в области на 2019 – 2021 годы рассчитан с учетом сложившихся тенденций, анализа половозрастной структуры населения, миграционной ситуации. На протяжении прогнозного периода предполагается дальнейшее сокращение численности населения области, однако масштабы его не увеличатся. Этому будут способствовать дальнейшая реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Принимаемые в области меры по улучшению социально-экономической ситуации будут способствовать повышению миграционной привлекательности региона.

В 2019 году численность постоянного населения составит 1001,6 тыс. человек, в 2021 году она достигнет значения 986,1 тыс. человек.

При прогнозировании численности занятых в экономике учитывались демографические факторы (рождаемость, смертность, миграция), тенденции развития реального сектора экономики, а также сложившиеся тенденции в области формирования и использования трудовых ресурсов. Кроме того, с учетом ожидаемого повышения пенсионного возраста в прогнозном периоде возрастет уровень экономической активности населения (в том числе в старших возрастах), что приведет к увеличению численности занятых в экономике региона до 448,2 тыс. человек в 2021 году.

В 2017 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 6% и составила 23470,1 рубля.

В 2018 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составит 25728,5 рубля и возрастет по сравнению с 2017 годом на 9,6%. Фонд заработной платы в 2018 году оценивается в действующих ценах в размере 79,8 млрд рублей.

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

В 2019 году среднемесячная заработная плата одного работника увеличится на 6,5% до 27400,9 рубля при среднесписочной численности работников 250,8 тыс. человек. Фонд заработной платы составит порядка 82,5 млрд рублей с ростом к 2018 году на 3,3%.

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

В 2020 году фонд заработной платы увеличится до 85,8 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата по области составит 29044,9 рубля при среднесписочной численности работников 246,2 тыс. человек.

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

В 2021 году фонд заработной платы увеличится до 89,9 млрд рублей. Среднемесячная заработная плата по области составит 30903,8 рубля при среднесписочной численности работников 242,4 тыс. человек.

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)» и в целях обеспечения мероприятий по поэтапному повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений бюджетной сферы вышеуказанный показатель включен в состав прогноза.

Так, в 2018 году среднемесячный доход от трудовой деятельности по Ивановской области оценивается в размере 21943 рубля (109,0% к уровню 2017 года).

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

В прогнозном периоде величина среднемесячного дохода от трудовой деятельности достигнет следующих значений: 22624 рубля (2019 год), 23755,2 рубля (2020 год), 25156,8 рубля (2021 год). Темпы роста составят 103,1%, 105%, 105,9% соответственно.

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

Ситуация на рынке труда в регионе характеризуется следующими показателями.

На 01.07.2018 численность официальных безработных составила 4,1 тыс. человек, уровень безработицы – 0,75% к экономически активному населению, напряженность - 0,5 человека на 1 заявленную вакансию.

По прогнозным оценкам, до конца текущего года существенных изменений на рынке труда не ожидается. Сведений о планируемых массовых увольнениях персонала из организаций в результате организационно-штатных мероприятий в службу занятости не заявлено. Ежемесячный спрос работодателей на рабочую силу сохранится в пределах 8,5 – 9 тысяч предложений по трудоустройству.

Прогнозные значения основных параметров рынка труда Ивановской области на среднесрочную перспективу разработаны с учетом сложившейся ситуации на рынке труда, тенденций ее развития, условий Соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ивановской области о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Ивановской области, предусматривающего снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Ивановской области, на конец 2017 года составила 4,18 тыс. человек. По оценке, на конец 2018 года данная величина существенно не изменится и составит 4,14 тыс. человек.

В прогнозном периоде численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Ивановской области, составит порядка 4 тыс. человек.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2017 года составил 0,78%. Оценочно, на конец 2018 года данный показатель снизится до 0,76%.

В прогнозном периоде 2019 – 2021 годов показатель существенно не изменится, не превысив 0,8%.

Определяющими факторами, влияющими на состав рабочей силы в прогнозируемом периоде, останутся демографическая ситуация, развитие отраслей экономики, миграционные процессы, условия труда, уровень заработной платы и др.

Развитию такой ситуации будут способствовать следующие мероприятия:

- создание в различных отраслях экономики новых рабочих мест, в том числе в монопрофильных населенных пунктах, что позволит обеспечить рост занятости безработного населения и снизить напряженность на рынке труда в сельской местности и в монотериториях;

- сокращение масштабов увольнений и неполной занятости в организациях;

- реализация активных форм занятости и сохранение объемов финансирования из средств областного и федерального бюджетов.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения Ивановской области в среднем за 2017 год вырос на 3,1% по сравнению с 2016 годом и составил 9816 рублей. По оценке за 2018 год показатель вырастет на 4,2% до 10228 рублей. В 2019 - 2021 годах прогнозируется порядка 4% ежегодно и прожиточный минимум в среднем на душу населения региона в 2021 году составит 11516 рублей.

Раздел 2.

Показатели прогноза социально-экономического развития Ивановской области
на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 25.09.2019 № 387-п)

Подраздел 2.1. Экономические показатели

Показатель

Единица измерения

Отчет

Отчет

Оценка

Прогноз

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Подраздел 2.1. Экономические показатели

2.1.1. Валовой региональный продукт (ВРП)

ВРП - всего

млн руб. в основных ценах соответствующих лет

179633,4

191802,1 *

209127,6

221809,9

235974,7

253744,8

Индекс физического объема ВРП

% к предыдущему году в сопоставимых основных ценах

96,4

101,4 *

101,9

101,4

102,0

102,9

2.1.2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства - всего

% к предыдущему году

107,7

95,0

99,3

101,7

102,0

102,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами:

млн руб.

147532,5

158421,9

168464,0

179208,1

190599,7

203109,5

Добыча полезных ископаемых

млн руб.

792,4

717,3

685,8

727,6

774,9

826,9

Индекс производства

% к предыдущему году

105,3

103,3

104,5

103,0

103,3

103,5

Обрабатывающие производства - всего

млн руб.

115141,5

125536,3

134514,3

143431,0

153077,4

163748,2

Индекс производства

% к предыдущему году

106,2

98,8

98,9

102,0

102,4

102,7

в том числе:

Производство пищевых продуктов

млн руб.

14200,0

14817,6

14548,7

15584,6

16758,9

18126,0

Индекс производства

% к предыдущему году

101,6

102,7

94,5

103,0

103,3

103,5

Производство напитков

млн руб.

2513,9

2701,6

2817,8

2939,1

3071,8

3222,8

Индекс производства

% к предыдущему году

…**

…**

100,0

100,2

100,3

100,4

Производство текстильных изделий

млн руб.

40547,5

46815,2

51350,5

55055,4

58974,0

63234,3

Индекс производства

% к предыдущему году

106,1

100,2

97,5

102,5

102,8

103,1

Производство одежды

млн руб.

8878,2

6298,3

6798,2

7388,2

8021,8

8718,1

Индекс производства

% к предыдущему году

108,5

100,7

100,5

103,9

104,2

104,5

Производство кожи и изделий из кожи

млн руб.

170,9

206,4

206,7

219,9

233,5

247,8

Индекс производства

% к предыдущему году

122,6

130,2

96,3

102,1

102,3

102,5

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

млн руб.

4010,4

4255,4

4631,7

4970,1

5318,3

5685,7

Индекс производства

% к предыдущему году

112,7

112,5

98,5

102,1

102,3

102,5

Производство бумаги и бумажных изделий

млн руб.

847,9

910,1

943,1

992,4

1041,3

1091,7

Индекс производства

% к предыдущему году

96,9

100,1

105,2

100,6

100,8

101,0

Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

млн руб.

2534,4

2113,2

1926,6

1980,5

2042,0

2113,7

Индекс производства

% к предыдущему году

86,7

78,6

88,0

100,0

100,2

100,3

Производство кокса и нефтепродуктов

млн руб.

182,2

236,3

275,8

281,3

284,1

289,0

Индекс производства

% к предыдущему году

…**

…**

100,5

100,7

100,9

101,1

Производство химических веществ и химических продуктов

млн руб.

3301,7

3777,9

4462,6

4718,2

4998,9

5312,3

Индекс производства

% к предыдущему году

103,8

92,0

94,5

100,5

101,0

101,5

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

млн руб.

1358,6

649,4

702,3

753,6

810,3

872,1

Индекс производства

% к предыдущему году

95,2

108,8

103,0

102,0

102,5

102,8

Производство резиновых и пластмассовых изделий

млн руб.

2968,6

4011,1

4278,9

4654,4

5068,0

5523,8

Индекс производства

% к предыдущему году

116,8

106,4

85,0

103,4

103,8

104,1

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

млн руб.

2734,5

2413,9

2636,0

2779,8

2937,3

3116,0

Индекс производства

% к предыдущему году

95,1

112,3

101,3

101,3

101,7

102,2

Производство металлургическое

млн руб.

8055,9

9242,6

10141,4

10809,8

11545,0

12342,4

Индекс производства

% к предыдущему году

97,1

110,8

104,5

102,0

102,3

102,5

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

млн руб.

4298,0

4596,0

5417,6

5667,8

5953,0

6265,5

Индекс производства

% к предыдущему году

139,6

96,8

112,8

100,4

100,8

101,2

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

млн руб.

2279,6

6191,2

5267,8

5559,9

5874,4

6224,8

Индекс производства

% к предыдущему году

101,1

100,7

100,1

101,0

101,3

101,5

Производство электрического оборудования

млн руб.

1345,3

1438,0

1498,6

1612,7

1737,2

1876,8

Индекс производства

% к предыдущему году

107,1

101,8

98,5

102,0

102,3

102,5

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

млн руб.

4104,8

4724,2

5598,3

5901,5

6234,0

6611,1

Индекс производства

% к предыдущему году

89,3

90,8

113,4

100,3

100,7

101,0

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

млн руб.

1224,4

1834,3

2420,4

2579,1

2756,5

2957,7

Индекс производства

% к предыдущему году

275,0

97,7

100,5

101,0

101,5

101,8

Производство прочих транспортных средств и оборудования

млн руб.

31,3

10,1

10,5

11,0

11,5

12,0

Индекс производства

% к предыдущему году

30,6

100,0

100,1

100,2

100,3

Производство мебели

млн руб.

2631,4

1967,5

1985,4

2051,2

2129,7

2226,4

Индекс производства

% к предыдущему году

78,1

72,4

97,5

100,5

100,9

101,3

Производство прочих готовых изделий

млн руб.

1844,9

1671,1

1814,1

1874,2

1944,0

2028,2

Индекс производства

% к предыдущему году

95,1

96,6

99,5

100,5

100,8

101,1

Ремонт и монтаж машин и оборудования

млн руб.

5077,2

4654,9

4781,4

5046,6

5332,0

5650,1

Индекс производства

% к предыдущему году

124,0

87,4

101,2

101,0

101,3

101,5

Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

млн руб.

28257,6

28610,8

29298,1

30916,8

32440,8

34042,1

Индекс производства

% к предыдущему году

114,4

82,1

100,1

100,5

100,7

100,9

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

млн руб.

3341,1

3557,5

3965,8

4132,7

4306,6

4492,3

Индекс производства

% к предыдущему году

99,0

98,7

107,5

100,2

100,2

100,3

Производство в натуральном выражении тканей хлопчатобумажных готовых

млн кв. м

997,7

601,3***

663,4

712,3

767,1

826,9

% к предыдущему году

103,8

104,8***

110,3

107,4

107,7

107,8

2.1.3. Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн руб. в ценах соответствующих лет

17591,4

17238,7

17873,0

18789,6

19740,8

20720,3

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

% к предыдущему году

99,4

98,0

100,6

101,0

101,0

101,0

2.1.4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

106,0

102,9

103,2

104,4

103,9

104,0

Индекс потребительских цен (среднегодовой)

к предыдущему году, %

107,2

103,8

103,5

104,8

104,4

104,2

Оборот розничной торговли

млн руб. в ценах соответствующих лет

147372,7

156904,6

162872,8

171928,5

181677,4

192541,3

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

92,7

102,9

100,1

101,5

101,9

102,1

Объем платных услуг населению

млн руб. в ценах соответствующих лет

40152,3

41800,0

43555,6

45830,7

48515,7

51361,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

97,9

98,4

100,0

100,5

101,3

101,5

2.1.5. Инвестиции

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования - всего

млн руб. в ценах соответствующих лет

23287,0

27097,6

29050,3

31390,5

34409,8

38219,7

% к предыдущему году в действующих ценах

90,6

116,4

107,2

108,1

109,6

111,1

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

88,5

107,9

102,3

103,8

105,2

106,8

Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств

млн руб. в ценах соответствующих лет

20803,6

24332,7

26206,3

28440,5

31337,8

35016,7

% к предыдущему году в действующих ценах

98,3

117,0

107,7

108,5

110,2

111,7

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,5

103,0

104,3

105,7

107,4

2.1.6. Строительство

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство»

млн руб. в ценах соответствующих лет

20848,7

27065,4

25181,8

26970,5

28827,4

30269,1

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,9

113,4

101,9

103,0

102,8

102,5

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс. кв. м общей площади

176,8

339,8

265,0

270,0

275,0

280,0

Темп роста

% к предыдущему году

67,9

192,2

78,0

101,9

101,9

101,8

2.1.7. Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт

млн долларов США

146,4

162,9

166,3

168,0

168,8

172,7

Импорт

млн долларов США

440,9

497,3

523,6

548,7

577,3

610,7

2.1.8. Малое и среднее предпринимательство

Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия  (на конец года)

тыс. единиц

21,1

20,8

21,1

21,3

21,5

21,7

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей)

тыс. человек

97,8

96,7

97,75

98,65

99,3

99,75

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия

млн руб. в ценах соответствующих лет

341500,0

360000,0

369400,0

384915,0

398880,0

414835,0

Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения

%

21,9

21,7

22,0

22,1

22,2

22,3

2.1.9. Прибыль прибыльных организаций

млн руб.

13366,4

11869,8

12460,0

12850,0

13360,0

13960,0

2.1.10. Производство подакцизных товаров в натуральном выражении:

Водка и ликеро-водочные изделия

тыс. дал

228,0

220,0

250,0

250,0

250,0

250,0

Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива

тыс. дал

7315,5

5519,9

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

Подраздел 2.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения Ивановской области

2.2.1. Демография

Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего

тыс. человек

1026,5

1018,9

1010,2

1001,6

993,6

986,1

% к предыдущему году

99,3

99,3

99,1

99,2

99,2

99,3

Среднегодовая численность занятых в экономике

тыс. человек

447,1

445,2

445,3

446,4

447,6

448,2

Фонд начисленной заработной платы всех работников

млн руб.

1869,7

4358,4

9804,7

2452,9,7

5810,9

9869,2

Среднесписочная численность работников организаций

тыс. человек

270,5

264,0

258,4

250,8

246,2

242,4

Среднемесячная номинальная заработная плата

руб.

22144,0

23470,1

25728,5

27400,9

29044,9

30903,8

% к предыдущему году

104,6

106,0

109,6

106,5

106,0

106,4

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

руб.

19335,0

20140,0

21943,0

22624,0

23755,2

25156,8

% к предыдущему году

107,2

104,2

109,0

103,1

105,0

105,9

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. человек

6,02

4,18

4,14

4,13

4,1

4,1

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,09

0,78

0,76

0,76

0,73

0,73

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год)

руб./мес.

9525,0

9816,0

10228,0

10648,0

11074,0

11516,0

в том числе по основным социально-демографическим группам населения:

- трудоспособного населения

руб./мес.

10307,0

10639,0

11086,0

11540,0

12002,0

12482,0

- пенсионеров

руб./мес.

7945,0

8208,0

8553,0

8903,0

9260,0

9630,0

- детей

руб./мес.

9481,0

9766,0

10176,0

10593,0

11017,0

11459,0

* Оценка

** Данные не размещаются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с пунктом 5 статьи 4, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ.

*** В 2016 году в состав хлопчатобумажных тканей входила марлевая группа, с 2017 года по новой версии Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) продукция марлевой группы выделена в отдельную группу тканей и не включается в состав хлопчатобумажной группы тканей.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 06.11.2018
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать