Основная информация

Дата опубликования: 31 декабря 2012г.
Номер документа: RU16000201200924
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу с принятием ПКМ РТ от 17.08.2020 № 698

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31.12.2012 г. № 1190

Об утверждении Методики оценки уровня инновационной активности и инновационности товаров (услуг) организаций, муниципальных образований, республики

В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к инновационной деятельности, повышения эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Методику оценки уровня инновационной активности и инновационности товаров (услуг) организаций, муниципальных образований, республики.

2. Комитету Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу обеспечить определение интегрального индикатора "Уровень инновационной активности".

3. Предложить федеральному бюджетному учреждению "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" организовать работу по оценке инновационности товаров (услуг).

4. Министерству экономики Республики Татарстан в 60-дневный срок внести соответствующие изменения в государственное задание для Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу на формирование информационного ресурса по результатам социально-экономического мониторинга в части закрепления за ним функции по определению интегрального индикатора "Уровень инновационной активности".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

Утверждена постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 31.12.2012 № 1190

Методика оценки уровня инновационной активности и инновационности товаров (услуг) организаций, муниципальных образований, республики

1. Основные положения

В основу Методики положена технология оценки уровня инновационной активности и инновационности продукции (услуг) организаций, муниципальных образований, республики в целом (далее - объекты оценки) на основе регламента взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, органов статистики, хозяйствующих субъектов, а также уполномоченных органов, привлекаемых к оценке в качестве экспертов.

Уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов оценивается с помощью системы индикаторов, характеризующих определенные аспекты инновационной деятельности объектов оценки. Это позволяет рассчитать комплексный параметр, отражающий уровень инновационной активности объектов оценки в целом. В Методике данный параметр обозначен через интегральный индикатор, названный "Уровень инновационной активности" (далее - интегральный индикатор).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" инновация определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" (далее - N 63-ЗРТ) существуют следующие виды инновационных продуктов:

первый уровень - не имеющий мировых аналогов результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата повышенной эффективности;

второй уровень - результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата, и (или) результаты трансфера существующих в мире товаров, услуг, способов производства (технологий, ноу-хау) или иных общественно полезных результатов, новых для рынка страны.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

При отнесении того или иного вида деятельности к инновационной в Методике принимаются во внимание сведения по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.09.2012 N 481 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения".

Под инновационной активностью понимается интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот. Эта комплексная характеристика включает в себя восприимчивость к инновациям, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации инновации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы - знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования, а также восприимчивость ко всему новому.

Таким образом, оценка инновационной активности - это важный инструмент в анализе эффективности экономической деятельности начиная от предприятия и заканчивая республикой в целом.

Выбор индикаторов, используемых для определения уровня инновационной активности, производится на основании параметров их инновационной деятельности.

2. Цель, предмет и задача Методики

Основной целью Методики является предоставление максимально объективной информации об уровне инновационной активности и параметрах инновационной деятельности организаций, муниципальных образований и республики в целом для последующего принятия соответствующих управленческих решений.

Предметом Методики является инновационная активность организаций, муниципальных образований, республики и инновационность продукции и услуг.

Задача Методики - оценка уровня инновационной активности и инновационности продукции (услуг) объектов оценки.

3. Объекты оценки и источники информации

В качестве объектов оценки выступают организации, муниципальные образования Республики Татарстан и Республика Татарстан в целом.

Источниками информации являются данные, отражающие сведения о параметрах инновационной деятельности объектов оценки, содержащиеся в базах данных органов государственной статистики, данные о хозяйствующих субъектах, предоставляющих сведения о параметрах своей инновационной деятельности на добровольной основе, а также информация организаций, занятых в области сертификации, экспертизы и оценки.

4. Оценка уровня инновационной активности

Применение элементов индикативного и весового (балльного) анализа позволяет рассмотреть инновационную активность объектов оценки с позиции их классифицирования в соответствии с видами экономической деятельности (обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство и т.п.) по следующим группам:

организации;

муниципальные образования Республики Татарстан;

Республика Татарстан в целом.

Использование индикативного анализа предполагает определение перечня индикаторов, которые в своей совокупности характеризуют рассматриваемый объект оценки (таблицы 1-2 приложения N 1).

В Методике принимается, что оценка уровня инновационной активности объекта оценки достигается посредством вычисления конечного интегрального индикатора, рассчитываемого путем суммирования отдельных индикаторов.

На начальном этапе анализа исходя из параметров инновационной деятельности объекта оценки формируется перечень показателей, по которым будут рассчитываться отдельные индикаторы, участвующие в определении интегрального индикатора. Данные показатели выбираются из формы статистического наблюдения N 4-инновация (для крупных и средних предприятий и организаций), заполняемой один раз в год, и формы N 2-МП (инновация) "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)", заполняемой один раз в два года (далее - N 2-МП инновация).

Перечень показателей, а также ссылки на соответствующие номера строк и граф в формах приведены в таблицах 1-2 приложения N 1.

Далее по соответствующей группе индикаторов определяются фактические, минимальные и максимальные значения показателей за соответствующий период времени (графы 6-8 таблиц 1-2 приложения N 1).

Поскольку используемые в расчетах показатели, как правило, имеют различные единицы измерения и принимают значения различной величины или порядка, в Методике использована процедура нормирования.

Нормированные показатели принимают значения из диапазона от 0 до 1 и являются основой для последующих расчетов (графа 9 таблиц 1-2 приложения N 1).

Расчет нормированных показателей производится по формулам (1) и (2).

Для формы N 4-инновация:

(1),

где:

Pfact(a,b,c) - фактическое значение показателя по анализируемой организации;

Pmin(a,b,c) - минимальное значение показателя по группе обследуемых организаций;

Pmax(a,b,c) - максимальное значение показателя по группе обследуемых организаций;

Pnorm(a,b,c) - нормированный показатель.

Диапазон изменения индексов (a,b,c) (таблица N 1):

a: от 1 до 5;

b: от 1 до 3;

c: от 1 до 12.

Pfact(a,b,c) определяет фактическое значение показателя по анализируемой организации по одной из строк таблицы 1 приложения N 1, при нумерации используется один из индексов (a,b,c), в совокупности множество Pfact(a,b,c) содержит 20 значений.

Для формы N 2-МП инновация:

(2),

где:

Pfact(d,e,f) - фактическое значение показателя по анализируемой организации;

Pmin(d,e,f) - минимальное значение показателя по группе обследуемых организаций;

Pmax(d,e,f) - максимальное значение показателя по группе обследуемых организаций;

Pnorm(d,e,f) - нормированный показатель.

Диапазон изменения индексов (d,e,f) (таблица 2):

d: от 1 до 2;

e: от 1 до 2;

f: от 1 до 2.

Pfact(d,e,f) определяет фактическое значение показателя по анализируемой организации по одной из строк таблицы 2 приложения N 1, при нумерации используется один из индексов (d,e,f), в совокупности множество Pfact(d,e,f) содержит 6 значений.

Затем по каждому показателю рассматриваемой системы устанавливается весовой коэффициент (значимость) в баллах (таблицы 1-2 приложения N 1). Для интерпретации полученных результатов может быть использована любая система баллов. В Методике использована 10-балльная система оценки. Значимость каждого нормированного показателя по отдельным группам показателей определяется экспертным путем уполномоченным органом исполнительной власти в области инновационной деятельности (Министерство экономики Республики Татарстан) при участии специалистов Академии наук Республики Татарстан, ведущих вузов, отраслевых НИИ, ведущих предприятий отрасли, экспертов органов по сертификации и испытательных лабораторий, экспертов технопарков, Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан и других субъектов инновационной деятельности в зависимости от отраслевой принадлежности и вида продукции.

Таким образом, по всем показателям в зависимости от их значимости определяются соответствующие баллы из диапазона значений от 1 до 10. При этом допускается, что при формировании конечной оценки по нескольким показателям могут быть определены одинаковые баллы.

Так, для учета значимости каждого нормированного показателя в рассчитываемом индикаторе вводятся показатели В(a,b,c) по форме N 4-инновация и B(d,e,f) по форме N 2-МП инновация, определяющие количество баллов по соответствующей группе индикаторов.

Для удобства расчетов от баллов осуществляется переход к безразмерным величинам. В этих целях вводятся весовые коэффициенты K(a,b,c) по форме N 4-инновация и K(d,e,f) по форме N 2-МП, непосредственно определяющие значимость (вес) каждого нормированного показателя в рассчитываемых с их помощью индикаторах.

Расчет производится по формулам (3) и (4).

Для формы N 4-инновация:

(3),

для формы N 2-МП инновация:

(4).

При этом сумма всех K(a,b,c) по форме N 4-инновация и K(d,e,f) по форме N 2-МП равна 1.

После определения нормированных показателей и весовых коэффициентов производится расчет индикаторов в группах по формулам.

Для формы N 4-инновация:

(5),

для формы N 2-МП инновация:

(6).

Определив все индикаторы по соответствующим группам, их суммируют и находят интегральный индикатор для объекта оценки - "Уровень инновационной активности".

Для формы N 4-инновация:

(7),

для формы N 2-МП инновация:

(8).

Весовые коэффициенты (0,25; 0,15; 0,6) в формуле (7) и 1/3 в формуле (8) также носят рекомендательный характер и могут быть изменены уполномоченным органом исполнительной власти в области инновационной деятельности (Министерство экономики Республики Татарстан).

Расчет интегрального индикатора "Уровень инновационной активности", сопровождение и актуализация сведений в базах данных как по республике, муниципальным образованиям, так и в разрезе хозяйствующих субъектов осуществляет Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу (далее - Комитет).

Определение интегрального индикатора выполняется Комитетом в рамках Государственного задания на формирование информационного ресурса по результатам социально-экономического мониторинга. Пороговое значение индикатора устанавливается Инновационным меморандумом Республики Татарстан. Комитет может выдавать справку хозяйствующему субъекту о значении интегрального индикатора "Уровень инновационной активности" его предприятия.

При значении данного индикатора равном пороговому или выше хозяйствующий субъект имеет право обратиться за государственной поддержкой в сфере инновационной деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти в области инновационной деятельности.

5. Оценка инновационности продукции (услуг)

Для оценки инновационности продукции (услуг) в Методике использованы следующие подходы.

Идентификация инновационности продукции (услуг) основана на определении экспертным методом степени улучшения потребительских характеристик, вызванного модификацией или изменением технологии, а также применением других решений.

Любой товар имеет потребительские характеристики, перечень которых содержится в стандартизированных технических условиях (регламентах).

Например, для рулонных кровельных материалов номенклатура потребительских характеристик, определенных ГОСТ 30547-97, следующая: водопоглощение, гибкость, относительное удлинение при разрыве, разрывная сила при растяжении или условная прочность и др.

Таким образом, для каждого параметра имеются измеряемые характеристики.

Подобно потребительским характеристикам, процесс производства продукции (услуг) имеет соответствующие технологические характеристики. Так, например, при описании производства металлов и сплавов к технологическим характеристикам относят следующие: жидкотекучесть, деформируемость, прокаливаемость, свариваемость, обрабатываемость резанием и др.

Вместе с тем при определении инновационности продукции (услуг), например, возможна ситуация, когда инновационный продукт является составной частью какого-либо изделия. Так, если в качестве инновационного продукта рассматривается узел, который также является товаром, то необходимо четкое понимание, будет ли инновационным изделие, в которое он входит. Если изделие покрыли краской, обладающей по своим свойствам инновационной новизной, является ли такое изделие также инновационным? Каковы в таком случае границы инновационности?

Для описания подобных ситуаций может быть применена схема 1.

                            ┌──────────────┐

                            │   Изделие    │

                            └───────┬──────┘

       ┌───────────────────┬────────┴────────┐

  ┌────┴────┐         ┌────┴────┐       ┌────┴────┐     ┌─────────┐

  │Сборочный│         │Сборочный│       │Сборочный│     │Сборочный│

  │  узел 1 │         │  узел 2 │       │  узел 3 │     │  узел 4 │

  └────┬────┘         └────┬────┘       └────┬────┘     └────┬────┘

    ┌──┴──┐          ┌─────┼─────┐        ┌──┴──┐        ┌───┴──┐

  ┌─┴┐  ┌─┴┐        ┌┴─┐ ┌─┴─┐ ┌─┴┐     ┌─┴┐  ┌─┴┐     ┌─┴─┐  ┌─┴─┐

  │  │  │  │        │  │ │   │ │  │     │  │  │  │     │ A │  │ B │

  └──┘  └──┘        └──┘ └───┘ └──┘     └──┘  └──┘     └───┘  └───┘

                         ┌────────────────┐                      ▲ ┌──┐

                         │   Результат    │                      │ │ВI│

                         │ преобразований │                      │ └──┘

                         └────────────────┘             ┌───────────────┐

                                 ▼                      │    Замена на  │

                                                        │ инновационную │

                                                        │   деталь ВI   │

                                                        └───────────────┘

                            ┌──────────────┐

                            │   Изделие    │

                            └───────┬──────┘

       ┌───────────────────┬────────┴────────┐        ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

  ┌────┴────┐         ┌────┴────┐       ┌────┴────┐       ┌─────────┐

  │Сборочный│         │Сборочный│       │Сборочный│   │   │Сборочный│  │

  │  узел 1 │         │  узел 2 │       │  узел 3 │       │  узел 4 │

  └────┬────┘         └────┬────┘       └────┬────┘   │   └─────────┘  │

    ┌──┴──┐          ┌─────┼─────┐        ┌──┴──┐

  ┌─┴┐  ┌─┴┐        ┌┴─┐ ┌─┴─┐ ┌─┴┐     ┌─┴┐  ┌─┴┐    │                │

  │  │  │  │        │  │ │   │ │  │     │  │  │  │

  └──┘  └──┘        └──┘ └───┘ └──┘     └──┘  └──┘    └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

       ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

       │В результате замены детали В, входящей в состав сборочного│

       │   узла 4, на инновационную деталь ВI, сборочный узел 4   │

       │                 становится инновационным                 │

       └──────────────────────────────────────────────────────────┘

Схема 1. Схематическое представление замены детали на деталь, обладающую инновационной новизной

В качестве примера взято некоторое изделие, состоящее из нескольких частей. Каждая часть (в данном случае - это сборочный узел), входящая в состав изделия, имеет самостоятельное назначение и является торгуемой единицей, т.е. может быть реализована как товар за денежный или иной торговый эквивалент. В свою очередь, каждый из узлов состоит из отдельных деталей. Детали, из которых состоит рассматриваемый сборочный узел, являются наименьшими конструктивными элементами и не относятся к категории торгуемых единиц, т.е. не могут быть реализованы как отдельные изделия.

Следующий шаг - замена одной из деталей на деталь, обладающую инновационной новизной. В результате применения такой инновации изменились потребительские характеристики изделия в целом, что дало некий эксплуатационный эффект. Что же считать инновацией?

Инновационной будет считаться та наименьшая торгуемая часть изделия, в которой была произведена замена неторгуемой детали на ее инновационный аналог.

В случае если изделие не включает в себя сборочные единицы, а состоит из отдельных деталей, то при введении в изделие инновационной детали само изделие становится инновационным.

В общем случае идентификация инновационности продукции (услуг), основанная на оценке экспертным методом степени улучшения потребительских характеристик посредством изменения технологии, модификации или применения других решений, производится согласно таблице 3 приложения N 1.

Степень улучшения потребительских характеристик варьируется следующим образом:

Х1 - до 50 процентов;

Х2 - 50-100 процентов;

Х3 - более 100 процентов.

В соответствии с Законом Республики Татарстан N 63-ЗРТ инновационные продукты разделяются на два уровня инновационности:

первый уровень - не имеющий мировых аналогов результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата повышенной эффективности. В соответствии с пунктом 23 приказа Федеральной службы Государственной статистики Российской Федерации от 12.11.2008 N 278 к этой категории относится продукция, подвергавшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная (принципиально новая). Для данной продукции область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличающимися в сравнении с ранее выпускавшейся в мире продукцией;

второй уровень - результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата, и (или) результаты трансфера существующих в мире товаров, услуг, способов производства (технологий, "ноу-хау") или иных общественно полезных результатов, новых для рынка страны. В соответствии с пунктом 23 приказа Федеральной службы Государственной статистики Российской Федерации от 12.11.2008 N 278 к этой категории относится продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, т.е. уже существующая продукция, параметры которой в значительной степени усовершенствованы или модифицированы (улучшены качественные характеристики, экономическая эффективность и т.п.).

Для описания масштаба инноваций вводятся коэффициенты инновационности по масштабу М1, М2, (таблица 3 приложения N 1), где меньший индекс соответствует меньшей степени инновационности, и наоборот.

Любой инновационный товар или услуга имеют свой срок инновационности, т.е. время, в течение которого он (она) является инновационным (-ой). Для установления срока инновационности необходимо определение периода сменяемости инновационного цикла (Т), т.е. предельного времени, по истечении которого товар (услуга) перестает быть инновационным (-ой), даже если замещающий(-ая) его (ее) товар (услуга) не появился(-ась) на рынке (схема 2). Согласно общепринятой мировой и европейской практике срок инновационности может составлять от одного до трех лет. В случае появления замещающего товара ранее чем через один год срок инновационности считается равным одному году.

"Схема 2. Схематическое представление периода сменяемости инновационного товара"

Поскольку существенность улучшения потребительских характеристик посредством изменения технологии, модификации или применения других решений, а также срок и масштаб инновационности для различных товаров и услуг могут быть разными, устанавливать их значения должны специализированные организации (органы оценки), обладающие соответствующими знаниями и имеющие возможность произвести оценку или подтвердить инновационность продукции (услуги).

Оценка степени улучшения потребительских характеристик (параметр Х1,2,3 в таблице 3 приложения N 1) производится в лабораториях, аккредитованных в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Подтверждение масштаба инновационности М1, М2, (таблица 3 приложения N 1) осуществляется в установленном порядке территориальным подразделением, осуществляющим полномочия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В приложении N 1 приведены таблицы 1-3, в приложении N 2 - возможный порядок оказания мер государственной поддержки инновационной деятельности с учетом использования Методики.

Приложение N 1

к Методике оценки уровня инновационной активности

и инновационности товаров (услуг) организаций,

муниципальных образований, республики

Таблица 1. Определение интегрального индикатора "Уровень инновационной активности организации" (для организаций, заполняющих форму N 4-инновация)

Наименование группы

Позиция

Наименование показателя

Единица измерения

Порядок расчета (N строки и формула)

Pfact

Pmin

Pmax

Pnorm

B

K

I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

a

Индикатор "Объем инновационных товаров, работ и услуг"

1.

Доля отгруженных инновационных товаров, вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет в общем объеме отгруженной продукции (для организаций следующих видов деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды)

процентов

строка 303/

строка 301 (N 4-инновация)

10

0,23

2.

Доля отгруженных инновационных товаров, подвергшихся усовершенствованию в течение последних трех лет, в общем объеме отгруженной продукции (для организаций следующих видов деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды)

процентов

строка 304/

строка 301 (N 4-инновация)

8

0,19

3.

Доля отгруженных инновационных товаров, вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет, в общем объеме отгруженной продукции (для организаций следующих видов деятельности: связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, предоставление прочих видов услуг)

процентов

строка 307/

строка 305 (N 4-инновация)

10

0,23

4.

Доля отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, с использованием маркетинговых инноваций в общем объеме отгруженной продукции

процентов

строка 308/

строка 305 или строка 308 /строка 301 (N 4-инновация)

7

0,16

5.

Доля отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, связанных с использованием нанотехнологий в общем объеме отгруженной продукции

процентов

строка 309/

строка 302 (N 4-инновация)

8

0,19

b

Индикатор "Затраты на технологические инновации по видам деятельности и источникам финансирования"

1.

Доля затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг

процентов

строка 504/

стока 301 или строка 504/

строка 305 (N 4-инновация)

9

0,36

2.

Доля затрат на маркетинговые инновации в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг

процентов

строка 515/

строка 301 или строка 515/

строка 305 (N 4-инновация)

8

0,32

3.

Доля затрат на организационные инновации в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг

процентов

строка 516/

строка 301 или строка 516/

строка 305 (N 4-инновация)

8

0,32

c

Индикатор "Приобретенные и переданные новые технологии, программные средства"

Доля в общем количестве приобретенных технологий - по графе 3 (N 4-инновация):

1.

прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей

процентов

строка 1002/

строка 1001 (N 4-инновация)

10

0,11

2.

результатов исследований и разработок

процентов

строка 1003/

строка 1001 (N 4-инновация)

8

0,09

3.

"ноу-хау", соглашения на передачу технологий

процентов

строка 1004/

строка 1001 (N 4-инновация)

9

0,10

4.

покупок (продажи) оборудования

процентов

строка 1005/

строка 1001 (N 4-инновация)

6

0,07

5.

целенаправленного приема на работу квалифицированных специалистов

процентов

строка 1006/

строка 1001 (N 4-инновация)

7

0,08

6.

других (прочих)

процентов

строка 1007/

строка 1001 (N 4-инновация)

5

0,06

Доля в общем количестве переданных технологий - по графе 6 (N 4-инновация)

7.

прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей

процентов

строка 1002/

строка 1001 (N 4-инновация)

10

0,11

8.

результатов исследований и разработок

процентов

строка 1003/

строка 1001 (N 4-инновация)

8

0,09

9.

"ноу-хау", соглашения на передачу технологий

процентов

строка 1004/

строка 1001 (N 4-инновация)

9

0,10

10.

покупок (продажи) оборудования

процентов

строка 1005/

строка 1001 (N 4-инновация)

6

0,07

11.

целенаправленного приема на работу квалифицированных специалистов

процентов

строка 1006/

строка 1001 (N 4-инновация)

7

0,08

12.

других (прочих)

процентов

строка 1007/

строка 1001 (N 4-инновация)

5

0,06

Формулы для определения интегрального индикатора "Уровень инновационной активности организации" (для организаций, заполняющих форму N 4-инновация)

(1),

где:

Pfact(a,b,c) - фактическое значение показателя (по анализируемой организации);

Pmin(a,b,c) - минимальное значение показателя (сведения имеются в базе данных органа, производящего вычисление Интегрального индикатора);

Pmax(a,b,c) - максимальное значение показателя;

Pnorm(a,b,c) - нормированное значение, находится в диапазоне от 0 до 1.

(3),

где:

B(a,b,c) - балл, присвоенный соответствующему показателю

K(a,b,c) - весовой коэффициент

(5),

где I(a,b,c) - частные индикаторы, рассчитанные по соответствующим показателям

(7),

где - итоговый интегральный индикатор "Уровень инновационной активности"

a: от 1 до 5

c: от 1 до 12

b: от 1 до 3

m: 5,3,12

Таблица 2. Определение интегрального индикатора "Уровень инновационной активности организации" (для субъектов малого предпринимательства, заполняющих форму N 2-МП инновация)

Наименование группы

Позиция

Наименование показателя

Единица измерения

Порядок расчета (N строки и формула)

Pfact

Pmin

Pmax

Pnorm

B

K

I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

d

Индикатор "Объем инновационных товаров, работ и услуг, затрат на технологические инновации"

1.

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по соответствующему виду деятельности (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)

процентов

строка 102/

строка 101 (N 2-МП инновация)

9

0,56

2.

Доля затрат на технологические инновации в общих затратах (капитальных и текущих)

процентов

строка 103/

строка 101 (N 2-МП инновация)

7

0,44

e

Индикатор "Объем инновационных товаров, работ и услуг вновь внедренных и подвергшихся значительным

технологическим изменениям"

1.

Доля инновационных товаров, работ, услуг, вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям, в общем объеме отгруженных товаров

процентов

строка 123/

строка 101 (N 2-МП инновация)

10

0,56

2.

Доля инновационных товаров, работ, услуг, подвергшихся усовершенствованию в течение последних трех лет, в общем объеме отгруженных товаров

процентов

строка 124/

строка 101 (N 2-МП инновация)

8

0,44

f

Индикатор "Численность работников предприятия"

1.

Доля работников, выполнявших научные исследования и разработки, в общей численности работников предприятия

процентов

строка 202 + строка 205/

строка 201 + строка 204 (N 2-МП инновация)

7

0,54

2.

Доля работников, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности работников предприятия

процентов

строка 203/

строка 201 (N 2-МП инновация)

6

0,46

Формулы для определения интегрального индикатора "Уровень инновационной активности организации" (для субъектов малого предпринимательства, заполняющих форму N 2-МП инновация)

(2),

где:

Pfact(d,e,f) - фактическое значение показателя (по анализируемой организации);

Pmin(d,e,f) - минимальное значение показателя (сведения имеются в базе данных органа, производящего вычисление Интегрального индикатора);

Pmax(d,e,f) - максимальное значение показателя;

Pnorm(d,e,f) - нормированное значение, находится в диапазоне от 0 до 1.

(4),

где:

B(d,e,f) - балл, присвоенный соответствующему показателю

K(d,e,f) - весовой коэффициент

(6).

где I(d,e,f) - частные индикаторы, рассчитанные по соответствующим показателям

(8),

где:

- итоговый интегральный индикатор "Уровень инновационной активности"

d: от 1 до 2

e: от 1 до 2

f: от 1 до 2

n: 2,2,2

Таблица 3. Идентификация инновационности продукции (услуг)

N

п/п

Код вида продукции и услуги по ОК 004-93

Наименование потребительской характеристики

Степень улучшения потребительской характеристики, процентов

Масштаб новизны

Срок инновационности, лет

Описание улучшения

до 50

50-100

100 и более

Российская Федерация

в мире

за счет изменения технологии

за счет модификации продукции

другое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Х1

Х2

Х3

М1

М2

T

Примечание к таблице 3

Данную таблицу заполняет территориальное подразделение, осуществляющие полномочия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

графа 1 - указывается номер потребительской характеристики;

графа 2 - указывается код вида продукции и услуги по ОК 004-93;

графа 3 - указывается наименование потребительской характеристики, по которой произошло улучшение;

графы 4, 5, 6 - указывается степень улучшения (заполняется только одна графа);

графы 7,8 - указывается масштаб новизны М1 или М2 (заполняется только одна графа);

графа 9 - указывается срок инновационности, лет;

графы 10, 11, 12 - кратко описывается вид улучшения (заполняется только одна графа).

Приложение N 2

к Методике оценки уровня инновационной активности

и инновационности товаров (услуг) организаций,

муниципальных образований, республики

Оказание мер государственной поддержки инновационной деятельности

1. Взаимодействие между хозяйствующим субъектом и территориальным подразделением, осуществляющим полномочия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, осуществляющим оценку и подтверждение инновационности продукции (услуг)

Для идентификации инновационности продукции (услуги) хозяйствующий субъект подает свою заявку в территориальное подразделение, осуществляющие полномочия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - уполномоченный орган оценки). Уполномоченный орган оценки в целях идентификации инновационности продукции (услуги) заявителя вправе привлекать к оценке сторонние экспертные организации или экспертов.

Уполномоченный орган оценки осуществляет идентификацию инновационности заявки, проверяет наличие идентичной (аналогичной) заявки и формирует экспертное заключение, в котором подтверждает наличие инновационности или отрицает ее. В заключении отражаются также и критерии инновационности X, M, T (таблица 3 приложения N 1) по заявленной к оценке продукции (услуги).

Полученное заключение дает право хозяйствующему субъекту обратиться за государственной поддержкой инновационной деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти в области инновационной деятельности.

2. Взаимодействие между хозяйствующим субъектом и уполномоченным органом исполнительной власти в области инновационной деятельности

2.1. В целях получения государственной поддержки инновационной деятельности хозяйствующий субъект может обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти в области инновационной деятельности (далее - уполномоченный орган).

Взаимодействие между ним и уполномоченным органом осуществляется следующим образом.

2.1.1. Хозяйствующий субъект представляет уполномоченному органу заявку с указанием предполагаемой формы и размеров государственной поддержки.

К заявке прилагаются следующие документы:

статистическая форма N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за предшествующий год - для крупных и средних организаций;

форма статистического наблюдения N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" - для малых предприятий;

заверенные организацией копии учредительных документов, изменений и дополнений к ним;

бизнес-план (при реализации инновационного проекта);

оригинал (или заверенная копия) экспертного заключения, полученного от уполномоченного органа оценки, в котором указаны пороговые критерии инновационности X, M, T, заявляемой на получение государственной поддержки инновационной деятельности продукции (услуги).

2.1.2. Уполномоченный орган, осуществляющий сбор данных, в свою очередь, запрашивает в соответствующих учреждениях следующие документы:

из Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан:

свидетельство о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя);

бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (за последние два финансовых года и на последнюю отчетную дату с отметкой Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан об их принятии);

справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

из Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан:

справка о постановке на учет;

справка (или заверенная копия) о значении интегрального индикатора "Индекс инновационной активности".

2.2. К функциям уполномоченного органа относятся:

проверка правильности оформления заявки и наличие необходимых документов;

проверка по базе данных наличия идентичного (аналогичного) инновационного проекта;

в случае отсутствия необходимых документов или наличия идентичного инновационного проекта - отклонение заявки и письменное извещение хозяйствующего субъекта о причинах отклонения заявки;

в случае принятия заявки - формирование учетного дела заявителя и присвоение ему идентификационного номера с занесением в базу данных;

в течение 30 рабочих дней с момента поступления заявки - принятие решения о возможности предоставления мер государственной поддержки, извещение об этом заявителя;

направление оригинала положительного или отрицательного заключения заявителю;

формирование базы данных по итогам заключения.

Основанием для отклонения заявки является представление неполного комплекта документов, перечень которых указан в пункте 2.1.1 раздела 2, и/или их неправильное заполнение либо представление по этим документам ложных сведений.

Хозяйствующий субъект имеет возможность досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченного органа. Для этого заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) затребование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе и в электронной форме в уполномоченный орган. Жалобы на решения, принятые руководителем уполномоченного органа, подаются в вышестоящий орган.

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:

1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;

2) отказывает в удовлетворении жалобы.

Также в случае, если хозяйствующий субъект не согласен с заключением уполномоченного органа оценки о претендующей на наличие инновационной составляющей продукции (услуге), он имеет право оспорить данное заключение в установленном законодательством порядке.

3. Система мер государственной поддержки

В соответствии с действующими законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, в частности, в соответствии с Законом Республики Татарстан N 63-ЗРТ государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться органами государственной власти Республики Татарстан в следующих основных формах:

1) финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, предназначенных для практического применения;

2) предоставление субъектам инновационной деятельности государственного имущества Республики Татарстан, в том числе результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, во владение и (или) в пользование;

3) производственно-технологическая поддержка субъектов инновационной деятельности, в том числе содействие в лизинге оборудования, подключении к инженерным сетям, а также создание индустриальных площадок и иные формы поддержки, направленные на производственно-технологическое обеспечение деятельности субъектов инновационной деятельности;

4) предоставление специализированных и консультационных услуг;

5) финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством.

Это могут быть налоговые льготы, предоставление государственных гарантий Республики Татарстан банкам и иным кредитным организациям в качестве обеспечения исполнения субъектом инновационной деятельности обязательства по возврату кредита, предоставленного ему на реализацию инновационного проекта.

Республика Татарстан также гарантирует субъектам инновационной деятельности независимо от форм собственности:

1) государственную поддержку, оказываемую в порядке и на условиях, определенных N 63-ЗРТ, иными законами и нормативными правовыми актами Республики Татарстан, программ и проектов, направленных на развитие инновационной деятельности;

2) создание и развитие инновационной инфраструктуры;

3) свободу доступа к информации о приоритетах инновационной деятельности, об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

4) право участвовать в конкурсах, организуемых в целях оказания республиканской государственной поддержки инновационных проектов, осуществления закупок наукоемкой продукции, техники и технологии, размещения государственных заказов на создание инноваций;

5) гласное проведение конкурсов инновационных проектов.

Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется на срок окупаемости инновационного проекта, но не более семи лет с момента его практического внедрения.

Государственная поддержка освоения и распространения инновационного продукта предоставляется на установленный период времени, в течение которого продукт будет считаться инновационным.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 67 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит на осуществление внедренческой и инновационной деятельности, в том числе на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2011 года N 68-ЗРТ "Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан", который вступил в силу 1 января 2012 года, инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления в бюджет Республики Татарстан;

по региональным налогам:

а) по налогу на имущество организаций;

б) по транспортному налогу.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного до семи лет.

В то же время приоритетное внимание при оказании мер государственной поддержки инновационной деятельности уделяется тем хозяйствующим субъектам, которые имеют высокие значения интегрального индикатора "Уровень инновационной активности", а также соблюдается одно из условий:

изменение не менее трех потребительских характеристик по продукции (услуге) находится в диапазоне значений от 0 до 50 процентов при масштабе инновационности второго уровня М1 (новое для Российской Федерации);

изменение одной потребительской характеристики по продукции (услуге) более чем на 100 процентов при масштабе инновационности второго уровня М1 (новое для Российской Федерации);

изменение одной и более потребительских характеристик по продукции (услуге) более чем на 50 процентов при масштабе инновационности первого уровня М2 (новое в мире);

изменение двух и более потребительских характеристик по продукции (услуге) находится в диапазоне значений от 0 до 50 процентов при масштабе инновационности первого уровня М2 (новое в мире).

Кроме того, конечное решение по форме и размерам государственной поддержки устанавливается уполномоченным органом на период действия инновационности товара (услуги).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать