Основная информация

Дата опубликования: 02 февраля 2015г.
Номер документа: В201507015
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201507015

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 24.02.2016, N 3, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.02.2015 N 18-КГ14-162

ПРАВО НА НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

ВОЗНИКАЕТ У МУЖЧИН ПО ДОСТИЖЕНИИ ВОЗРАСТА 55 ЛЕТ,

ЖЕНЩИН ПО ДОСТИЖЕНИИ ВОЗРАСТА 50 ЛЕТ, ЕСЛИ ОНИ ИМЕЮТ

СТРАХОВОЙ СТАЖ СООТВЕТСТВЕННО НЕ МЕНЕЕ 25 И 20 ЛЕТ,

ПОЛУЧАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС,

ПРИРАВНЕННЫХ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ К ИНВАЛИДАМ

ВСЛЕДСТВИЕ ВОЕННОЙ ТРАВМЫ

Извлечение

Судом по делу установлено, что Ш. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Ш. установлена инвалидность II группы бессрочно, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС.

Ш., являясь получателем государственной пенсии по инвалидности, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения второй пенсии, а именно трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о Чернобыльской АЭС) гражданам, принимавшим в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет.

Решением пенсионного органа Ш. отказано в назначении трудовой пенсии по старости, поскольку право на одновременное получение государственной пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости не предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении).

Разрешая спор по делу по иску Ш. к пенсионному органу о назначении пенсии, суд первой инстанции, исходя из положений подп. 2 п. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении, которыми определено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости может быть назначена по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет, пришел к выводу о том, что Ш., достигший возраста 50 лет, в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, приравненный по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы, имеет право на получение одновременно двух пенсий - по инвалидности и трудовой пенсии по старости.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 февраля 2015 г. признала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, указав следующее.

В соответствии со ст. 29 Закона о Чернобыльской АЭС (в ред. Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления данного Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении или Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о трудовых пенсиях).

Согласно п. 2 ст. 29 Закона о Чернобыльской АЭС гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

В силу ст. 28.1 Закона о Чернобыльской АЭС (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона о трудовых пенсиях, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 данного Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом о трудовых пенсиях при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом о трудовых пенсиях. В частности, ст. 7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона о трудовых пенсиях в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 данного Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона о трудовых пенсиях может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.

Судом по делу установлено, что к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении и получении второй пенсии - трудовой пенсии по старости Ш. достиг возраста 50 лет, имеет страховой стаж 13 лет 4 месяца 21 день.

При таких обстоятельствах правовые основания для назначения Ш. второй пенсии - трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона о трудовых пенсиях, отсутствуют, поскольку он не достиг возраста 55 лет и его страховой стаж составляет менее 25 лет.

Однако судом первой и апелляционной инстанций данные положения закона и обстоятельства дела во внимание не приняты.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ш. к пенсионному органу о назначении пенсии отказала.

[введено: 06.04.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 05.05.2016 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 24.02.2016 Стр. 1
Рубрики правового классификатора: 070.040.020 Общий трудовой стаж, 070.050.000 Установление инвалидности, временной нетрудоспособности (см. также 140.010.120), 070.060.020 Пенсии по старости, 070.060.030 Пенсии по инвалидности (см. также 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать